Введение 3
Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания как составная часть воспитания младших школьников 6
1.1 Сущность и содержание понятия «нравственное воспитание» 6
1.2 Особенности нравственного воспитания младших школьников 12
1.3. Отечественный и зарубежный опыт нравственного воспитания в
процессе обучения 22
Глава 2 Практическое исследование по изучению нравственного
воспитания как составной части воспитания младших школьников 33
2.1. Программа проведения опытно - экспериментальной работы по изучению нравственного воспитания в процессе обучения 33
2.2 Основные направления программы нравственного воспитания в
процессе обучения младших школьников 35
2.3 Анализ результатов исследования 42
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Приложение 63
Тема данной выпускной квалификационной работы на сегодняшний день является весьма актуальной. Вопрос о духовном и нравственном воспитании детей является одной из ключевых проблем современного общества и образования. На фоне отсутствия четких позитивных жизненных ориентиров молодого поколения, снижения культурных и досуговых мероприятий с участием молодежи; отсутствие патриотического воспитания в школах, пропаганда жестокости и насилия в средствах массовой информации, реклама алкогольных напитков и табака, ситуация еще сложнее. Детские идеи об основных человеческих духовных ценностях заменяются материальными. В этих условиях комплексная школа сталкивается с задачей обучения ответственного гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее и развивать свою деятельность в соответствии с интересами общества. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовных и моральных качеств и личностных качеств ученика.
Школа является основным звеном в системе образования молодого поколения. На каждом этапе обучения у ребенка преобладает собственная сторона образования. У младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такая сторона - нравственное воспитание. С точки зрения С.Л. Рубинштейн, в формировании личности младшего ученика, занимает особое место в вопросе развития нравственных качеств, которые составляют основу его поведения. В ранние школьные годы дети осваивают простые моральные нормы, учатся следовать им в самых разных ситуациях для них.
В современной школе, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось во внутренней структуре, роль и значение в образовательном процессе образовательных технологий многократно возрастают. Технологический подход к решению образовательных проблем в учебном процессе открывает новый мощный канал образовательного
влияния на личность ребенка. Сегодня задача каждого учителя - поиск новых технологических подходов, разработка авторских образовательных технологий, которые могли бы полностью определять состав и ход действий учителя и ученика, применять новые методы и формы работы с детьми, направленные на качественное новый результат нравственного воспитания младших школьников в изменившейся образовательной среде.
Изучением рассматриваемой темы занимались такие учёные, как: А.М. Архангельский [1] А. Г. Адамова [2], М. Н. Аплетаев [3], Н.И. Болдырев [4], А.С. Макаренко [7] и др. Данные учёные выявляли основные понятия теории нравственного воспитания. Ряд исследователей выделяют в своей работе проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников: К. Е. Гагарина [5], А.А.Калюжный [6] и другие.
Цель данной выпускной квалификационной работы - изучить психолого-педагогические условия развития нравственных качеств воспитания младших школьников.
Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников
Предмет исследования - процесс развития нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить сущность и содержание понятия «нравственное воспитание»;
2. рассмотреть особенности нравственного воспитания младших школьников;
3. определить основные направления программы нравственного воспитания в процессе обучения младших школьников;
4. проанализировать полученные результаты исследования.
Гипотеза исследования. Нравственное воспитание младших
школьников осуществляется более эффективно, если разработана и внедрена
комплексная программа нравственного воспитания младших школьников в
условиях общеобразовательной школы, которая будет учитывать
индивидуальные и возрастные особенности каждого из учеников.
База исследования - МБОУ «Гимназия № 22» города Нижнекамска. В эксперименте приняли участие учащиеся 3-го класса в количестве 25 человек.
Теоретико - методологической базой исследования стали работы в области педагогики, возрастной психологии. При написании данной выпускной квалификационной работы мы использовали труды
Архангельского Н. В.[1], Адамовой А.Г.[2], Аплетаева М.Н.[3] Болдырева Н.И. [4], Борисовой Н. Ф., Айрумяна Г. С., Колесниковой А. Н. [5], Гагариной К. Е. [6], Даля В. И.[7], Зоненберга Т. Ю.[8], Каирова И.А.[9] и других.
Методы исследования: Для решения поставленных задач нами
использована совокупность следующих методов исследования:
- методы анализа и синтеза научной литературы по рассматриваемой
теме;
- педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость заключаются в том, что представленные в данной работе результаты и рекомендации могут быть использованы педагогами МБОУ «Гимназия № 22» города Нижнекамска в практической деятельности для раскрытия и развития нравственных качеств школьников в процессе обучения.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две глава, заключение, список использованной литературы и приложения.
Формирование нравственности и нравственного воспитания является важной задачей школы. Чтобы сформировать нравственные отношения у младших школьников, необходимо включить их в соответствующие мероприятия и использовать их для развития и воспитания этих отношений.
У детей младшего школьного возраста необходимо формировать такие нравственные качества, как: любовь к Родине, позитивное отношение к работе, сверстники; требовательное отношение к своей личности, воспитание у учеников нравственного сознания, воспитание нравственных чувств, воспитание нравственного поведения.
В процессе активного участия в различных мероприятиях дети развивают понимание (осознание) того, как его следует осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, развиваются поведенческие навыки и укрепляется воля, что в совокупности характеризует определенные моральные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования невозможно эффективно формировать нравственные отношения. Именно поэтому процесс нравственного воспитания должен быть направлен на развитие и совершенствование нравственных качеств младших школьников (трудолюбие, уважение к личности, общество, команда).
В результате исследования, оценивающего качество работы и отношение к ней, было выявлено, что 40% учащихся выполняют требования взрослого, 32 следуют тому же типу мотивов, 28% следуют похвале взрослого. По результатам отношения к дежурству в классе выяснилось: 24% учащихся хорошо дежурят; 20 - выполнять обязанности, но не помогать другим; 20 - выполнять обязанности, но иногда забывать о них; 20 - участвовать в коллективных действиях, даже если они в данный момент не дежурят; 16% случайно дежурят.
По результатам контрольного этапа исследования по определению уровня осознания нравственных категорий и адекватности оценки наличия нравственных качеств мы видим, что в обеих группах осознание нравственных качеств и хорошего поведения учащихся возросло: в контрольная группа, положительные качества - на 9 и 8,3%, отрицательные - не изменились; в опытной группе осведомленность о положительных качествах и поведении учащихся увеличилась на 23,1%, отрицательных - на 7,7%. Это означает, что нравственное воспитание младших школьников осуществляется более эффективно, если в средней школе разработана и реализуется комплексная программа нравственного воспитания младших школьников.
Таким образом, поставленная цель дипломной работы достигнута, задачи решены, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.:
Просвещение, 1979. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций
2. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности. // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении Сб.науч,тр,Ч.2.» М., МГГУ им, М.А.Шолохова, 2007. - с. 120-123.
3. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / Омск.гос.пед.ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ,
1998. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение,1979.
5. Борисова Н. Ф., Айрумян Г. С., Колесникова А. Н. Сущность и содержание нравственного воспитания [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки- Веди, 2014. - С. 3-5.
6. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения [Текст] / К. Е. Гагарина // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 110-115.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.11. -М. 2007.
8. Зоненберг Т. Ю. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования. Нижнемальцево. - 2015.
9. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979. - 277 с.
10. Краткий словарь по философии. -М. 2014.
11. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. - Т,5. -М.: Просвещение, 1976.
12. Ницше Ф. В. Сочинения в двух томах. Т.1. - М. 2015.
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание. - М. 2005.
14. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. - М.: Дрофа, 2009. - 397. с. -(Высшее педагогическое образование).
15. Рассказова, Ирина. Взаимное уважение: классный час. 1-4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2017. - N 6. - c.11-13
16. Русакова Т. Г. К проблеме духовно-нравственного воспитания
младшего школьника: теоретические аспекты // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». - 2017 - Т. 13. - С. 80-87.
17. Савин Н. В. Педагогика. Москва, 2016.
18. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. - 2017. - N 6. - с.82-85
19. Строганова Л.В. [Беседы и тренинги на тему нравственности для подростков]: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. - М., 2017. - с.76-124.
20. Тур, С. Н. Духовно-нравственное воспитание. 3 класс. Тетрадь проектов / С.Н. Тур, Е.И. Васюкова. - М.: БХВ-Петербург, 2011. - 328 с.
21. Уледов А. К. Нравственное воспитание. — М.: Мысль, 2015
22. Управителева, Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 3 класс / Л.В. Управителева. - М.: Академия Развития, ВКТ, 2014. - 192 с.
23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по психологии: Учеб. пос. - М.: Просвещение, 2015. - С. 200.
24. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. - М., 1948. - Т. 2. - 557 с.
25. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - изд. 2-ое, доп., перераб. - М.: изд. «Совершенство», 2013. - 432 с.
26. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2016. - 200 с.
27. Царябина И. В. Нравственное развитие личности детей средствами музыкального фольклора / И.В. Царябина // Дополнительное образование и воспитание. - 2016. - N 5. - с. 49-51
28. Чухарева В. В. Твори добро!: внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В.В. Чухарева // Начальная школа. - 2018. - N 7. - с.66-68
29. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П. Шитякова // Начальная школа. - 2016. - N 12. - с. 16-21
30. Школа, семья и общественность. // Ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 2009. - С. 97.
31. Щетнева О. П. Программа нравственного воспитания младших школьников "Преображение" / О.П. Щетнева // Практика административной работы в школе. - 2016. - N 8. - с.46-49
32. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Хрестоматия. - М., 2011. - с. 211.
33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 2014. -
С. 153.
34. Юдина Г. А. Классный час "Человек рожден для добра". 3 класс / Г.А. Юдина // Этическое воспитание. - 2016. - N 6. - с.54-58
35. Яшина Н.Ю. Нравственное развитие ребенка в курсе «Гражданственное образование» // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 39
36. Якобсон П.М. Психология чувств. - изд. 2-ое, доп.. - М., 1958. - С. 312-328.
37. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 884-887. — URL https://moluch.ru/archive/112/28290/ (дата обращения: 25.04.2019).