Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОДИОНОВСКИЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ НА ПЕРЕЛОМЁ ЭПОХ: 1914-1918

Работа №38950

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
946
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Характеристика Родионовского института благородных девиц как учебного заведения 11
1.1. Организация учебного процесса и материально-техническая база в
Родионовском Институте благородных девиц 11
1.2. История закрытия Родионовского Института благородных девиц 29
Глава II. Ученический и преподавательский состав Родионовского Института 1914-1918 годов 43
2.1. Ученический состав Родионовского института 1914-1918 годов 43
2.2. Преподавательский состав Родионовского института 1914-1918 годов .. 63
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 89
Приложение 98

Актуальность выбранной темы. В Российской империи долгое время не осознавалось необходимость получения женщинами образования и не было учебных заведений для женщин. Государство не видело в этом цели. Но в августе 1857 года произошло открытие училища, получившего название Мариинского. Одним из таких женских учебных заведений был Родионовский институт благородных девиц. Он представляет собой привилегированное учебное заведение для воспитания дочерей потомственного и личного дворянства, духовенства и именитого купечества. Он был открыт в 1841 году на средства, завещанные помещицей А. Н. Родионовой, в составе 3-х классов с двухгодичным сроком обучения в каждом классе. В 1918 году он был закрыт, как и многие образовательные учреждения. В связи с этим возникают вопросы и необходимость изучения процесса закрытия Родионовского института, изучения дальнейшей судьбы преподавателей и учениц, учившихся в последнее годы существования Родионовского института. Исходя из этого, интересной является судьба человека - совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на жизнь человека.
В 1914-1918 года происходят много знаковых событий, которые являются переломными для страны и Родионовского института. В данной работе впервые изучается хронология закрытия Родионовского института, биография преподавателей и воспитанниц Родионовского института, их дальнейшая деятельность после изменившейся власти в стране.
Объект исследования - история Родионовского института благородных девиц.
Предмет исследования - Родионовский институт в 1914-1918 года.
Целью исследования является исследование содержания учебного процесса, ученического и преподавательского состава Родионовского Института в 1914-1918 года.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Выявить архивные документы по Родионовскому институту благородных девиц
2. Охарактеризовать деятельность Родионовского Института благородных девиц в 1914-1918 года
3. Проанализировать педагогический состав и их судьбу после закрытия института
4. Составить демографический портрет воспитанниц Родионовского Института
Хронологические рамки. Исследование охватывает период 1914-1918 года, так как в 1914 году начинается Первая Мировая война, в Родионовском институте благородных девиц происходят изменения: в состав Института включаются воспитанницы эвакуированного Белостокского Института благородных девиц Императора Николая I и появляется параллельный класс из воспитанниц этого института. 1918 год является рубежным в существовании Родионовского института благородных девиц. Он официально перестает существовать, на его базе открывается школа № 27 первой ступени г. Казани.
Научная новизна. В исследовании был выявлен список воспитанниц и преподавателей Родионовского института, впервые проанализировано закрытие, судьба преподавательского и ученического состава Родионовского института. Анализ закрытия этого института позволяет сделать выводы о том, как происходило преобразование учебных заведений в трудовые школы первой и второй ступени в первые годы руководства страной советской власти. В данной работе акцентируется внимание на личности самих преподавателей и воспитанниц, их социального происхождения, а также воздействие новой власти на их судьбу.
Методологические основы. Исследование базируется на принципах научного историзма и системности, объективности. Принцип историзма выражается в изучении исторических источников - документов с учетом исторических условий. Системный принцип позволяет изучить все аспекты деятельности Родионовского института, включая все вопросы, связанные с учебным процессом, материально-технической базой, преподавательским и ученическим составом. Также использовались другие методы: историко-биографический, историко-сравнительный, статистический.
Источниками по истории Родионовского института являются опубликованные и неопубликованные материалы. Среди них можно выделить делопроизводственные документы, документы личного происхождения. Источниковую базу исследования представляет комплекс неопубликованных источников, который отложился в Государственном архиве Республики Татарстан. Основную массу изученных документов можно отнести к делопроизводственным. Делопроизводственные документы представлены в фонде Казанского Родионовского института благородных девиц (ф.80). В этом фонде 3 описи, 3359 дел, начиная с 1823 по 1918 годы. 22 февраля 1940 года документы Казанского Родионовского института благородных девиц поступили на хранение в Государственный архив Республики Татарстан. Был сформирован архивный фонд в количестве 3274х дел. В этом фонде представлены протоколы заседаний педагогического совета; отчеты и докладные записки о деятельности института, о состоянии учебного дела, о приеме, ведомости об успеваемости воспитанниц, о введении 8-го практического класса для подготовки воспитанниц к педагогической деятельности; переписка об открытии института, участии института во Всероссийской гигиенической выставке в Петербурге (1893 г.) и всемирных выставках в Чикаго (1894 г.) .
К внутренним делопроизводственным документам относятся отчеты , в которых приводятся данные о состоянии материально-технической базы института в 1914-1918 года. Отчеты позволяют выявить расходы и доходы института и сравнить, как изменяется эти суммы в течение одного года и нескольких лет.
В архиве сохранились также списки воспитанниц Казанского Родионовского института за 1914-1918 года . Они представляют особую ценность, так как позволяют узнать о дате рождения воспитанниц, их происхождении, вероисповедании, обучении на платной или бесплатной основе, месте проживания.
Особый интерес представляют формулярные списки. Они содержат важные данные для изучения биографий преподавательского состава: дата рождения, образование, сведения о браке и детях, наградах, жалованиях, отпуске, недвижимости. Изучая формулярные списки, мы выяснили особенности в биографии преподавателей. Мы выяснили, что служащие института совмещали службу в Родионовском институте и в других заведениях, сравнили жалование, которые они получали в этих организациях. Информация, приводящаяся в формулярных списках, помогает отслеживать судьбу преподавателей на протяжении их жизни до увольнения из Родионовского института .
Еще одну интересную группу документов составили конспекты воспитанниц специального дополнительного (педагогического класса), тексты проверочных работ по русскому языку и математике . Они позволяют узнать о методике преподавания в Родионовском институте, которую воспитанницы демонстрировали во время своей педагогической практики.
Также мы изучили исходящие и входящие документы - деловую переписку Родионовского института с различными инстанциями: Министерством государственного призрения Главным управлением Ведомства учреждений Императрицы Марии, Казанской третьей гимназией, Казанской первой гимназией, Уездным приставом . Ценность представляет то, что мы можем узнать о предмете переговоров между директорами гимназий, приставом воинской части и начальницей Родионовского института. Регулярно Министерство государственного презрения Главное управление Ведомства учреждений Императрицы Марии просили прислать формулярные списки, интересовались информацией о жаловании преподавателей. С помощью этих документов удается узнать о предмете отношений между государственными и образовательными учреждениями.
Архивные документы дополняются опубликованными материалами. Для написания второй главы были использованы материалы Адрес-календаря и справочной книжки Казанской губернии за 1915 и 1916 годы . Они позволяют определить адрес Родионовского института, список личного состав служащих учебной части Родионовского института, их должности.
Используя материалы из сборников «Книга памяти жертв политических репрессий» , мы выяснили дальнейшую судьбу преподавателей Родионовского Института. Некоторые из них в разные годы были привлечены к уголовной ответственности по статье 58 УК РСФСР по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Среди документов личного происхождения использованы воспоминания воспитанницы Родионовского Института Веры Николаевны Фигнер «Запечатленный труд. Воспоминания» о периоде ее обучения в Родионовском институте благородных девиц. Она родилась в 1852 году в Казанской губернии. Вера Фигнер была российской революционеркой, членом Исполнительного комитета «Народной воли». В 1863-1869 годах училась в Родионовском институте благородных девиц. Ее воспоминания являются важными, так как они дают субъективное представление бывшей воспитанницы о внутренней обстановке в институте. Также интерес представляют воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц из сборника «Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц» . Они дают информацию о расписании, порядках, особенностях, достоинствах и недостатках обучения в разных институтах благородных девиц, помогают сравнить с Родионовским институтом и изменениями в 1914-1918 годах.
Историографический обзор. В ходе изучения этой темы нами не было выявлено исследований, специально посвященных истории Родионовского института благородных девиц. Однако путем сравнительно-сопоставительного метода мы изучили другие женские учебные заведения, и сравнили с системой образования в Родионовском институте. Историк Н. Ф. Кацалова, занимающиеся изучением женского образования, в своей статье описывает историю возникновения и системы образования первого женского учебного заведения - Смольного института . В 1980-е годы вышел труд Э. П. Федосовой о Бестужевских курсах - первом женском университете в России (1878-1918 гг), в котором рассматриваются основные этапы становления высшего женского образования . Изучением Тамбовского Александринского института благородных девиц занимаются современные историки Н. Н. Будюкина, В. Д. Орлова , которые пишут об организации учебного процесса в данном институте.
Родионовский институт благородных девиц был средним учебным заведением, однако в нем был специальный класс, который обучал девушек педагогической деятельности. В дореволюционной историографии отсутствуют труды, в которых педагогическое образование было предметом изучения. Однако важным обобщающим трудом является работа С. В. Рождественского, в котором дается изложение работы Министерства народного просвещения . Этот труд помогает в изучении политики правительства и Министерства народного просвещения на протяжении 100 лет. Ценной является информация, которая позволяет узнать, какие предметы и сколько уроков должно быть по Циркулярам и Распоряжениям правительства в неделю у воспитанников средних учебных заведений в конце XIX века, и сравнить с преподаванием в Родионовском институте в 19141918 года.
Первым крупным исследованием по истории педагогического образования является труд Федора Григорьевича Паначина, в котором изложены этапы развития педагогического образования в России. В монографии исследованы педагогические учебные заведения, учебные планы и программы, но что касается учебных заведений в Казанской губернии, то автор описывает их лишь фрагментарно . Важным этапом в историографии является работа Я. И. Ханбикова «Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа», в котором он исследует взгляды и деятельность педагогов, работающих в педагогических учебных заведениях, что способствует развитию этой темы.
В 1990-е- 2000-е годы усиливается интерес к педагогическому и женскому образованию. В эти десятилетия выходит диссертации Е. В. Афониной , И. В. Утробиной , Р. Р. Исхаковой , в которых дается изложение истории педагогического образования в Казани. В учебном пособии «Педагогическое образование в пореформенной России: Казанская губерния» упоминается история Родионовского института, которой посвящен небольшой абзац. Но, тем не менее, мы узнаем о дате открытия института, его финансировании, педагогическом классе .
Отдельные полезные сведения о Родионовском институте присутствуют в работах современных историков. Их интересуют отдельные аспекты, такие, как одежда и медицина в женских учреждениях. Историк В.
В. Пономарева в своей статье пишет об одежде воспитанниц Мариинских женских институтов, большое внимание уделяя корсету. Она приводит мнение о корсетах в Родионовском институте . О медицинском обслуживании в Родионовском институте пишет историк Т. И. Садыкова, которая в своей статье называет фамилии всех врачей института: терапевтов, офтальмологов и дантистов. Ценной является информация о наблюдении за здоровьем воспитанниц.
Особый интерес составили монографии и статьи, в которых приводится информация о биографии и деятельности преподавателей Родионовского
института. Монография казанского исследователя А. В. Ермошина дает объективную оценку преподавания закона божия в средних учебных заведениях, женских гимназиях, духовной академии. Эта монография позволяет проследить биографию преподавателя закона Божия Бориса Федоровича Филипповского, который начал свою деятельность в Родионовском институте в 1914 году и узнать о его судьбе после закрытия института . В статье Р. О. Абиловой, Т. П. Крашенинниковой приводится информация о судьбе учительницы французского языка Екатерины Николаевны Зыбиной.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы на факультативах по исторической науке. Информация дипломной работы может быть также использована при подготовке к семинарским занятиям, разработке вопросов к школьным олимпиадам.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка источников и литературы, приложения. В первой главе дается характеристика образовательного процесса Родионовского института и история его закрытия. Во второй главе рассматривается преподавательский и ученический состав Родионовского института.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, были выявлены и проанализированы документы по Родионовскому институту благородных девиц. В Родионовском институте основательно функционировала материально-техническая база. Перед закрытием в 1918 году Институт, помимо учебного корпуса, имел большой хозяйственный комплекс, включавший также пекарню и коровник. Изучены статьи доходов и расходов, источники финансирования.
Учебный процесс. Были выявлены и проанализированы: структура учебного процесса; перечень учебных предметов и переводных экзаменов; наличие учебной литературы и т. д. Особый интерес представляют конспекты практических уроков учениц дополнительного специального класса, тексты письменных работ по русскому языку. Изучена методика подготовки выпускниц к педагогической практике. Ученицы после окончания Родионовского института получали аттестат, но также могли продолжить образование в специальном дополнительном классе, где добавляются предметы с педагогическим уклоном: дидактика, методика начального обучения русскому языку. После окончания обучения, которое длится год, они получают свидетельства.
Выявлена информация, характеризующая проблемы охраны здоровья воспитанниц Института, наличие врачебно-медицинского персонала и консультации ведущих профессоров Казанского университета.
Впервые введен в оборот состав воспитанниц Родионовского института, выявлена динамика количественного состава. Составлен обобщающий портрет воспитанниц: девочки из православных семей, в основном выходцев из дворянской среды, уроженцев Казанской губернии. Следующими по численности были воспитанницы почетных граждан и купцов, врачей, небольшое количество - из семей церковнослужителей. Такую небольшую численность дочерей купцов, врачей, священников можно объяснить достаточно большой платой за обучение. Родители за обучение девушек в год отдавали по 360 рублей, платили по полугодиям 180 рублей и еще отдельно платили за уроки музыки 30 рублей за полугодие, если их дочери желали заниматься музыкой. Поэтому такая сумма была неподъемной для многих социальных классов в Российской империи, учитывая, что в семьях было несколько детей, и каждому нужно было дать хорошее образование.
Преподавательский состав. Изучены формулярные списки преподавательского состава, систематизированы данные по вероисповеданию, сословной принадлежности. Подавляющее большинство преподавателей исповедовало православие и было из дворянского сословия. Также преподаватели были из купеческого сословия, духовенства.
Сделана попытка проследить судьбы преподавателей и воспитанниц Родионовского института после его закрытия. Выявлены основные жизненные пути: уход из Казани с «белыми» войсками», эмиграция и внутренняя миграция. Попытка встраивания в новую систему советских политических и идеологических отношений. Переход на работу в советские научно-образовательные учреждения, профессиональная адаптация. В то же время «благородное» или «церковное» происхождение становились препятствием для дальнейшей педагогической деятельности вплоть до обвинения их по 58 статье УК РСФСР, вплоть до высшей меры наказания.
При написании работы трудности возникли с выяснением судеб преподавателей и воспитанниц Родионовского института. Воспитанницы Родионовского института приезжали из многих губерний Российской Империи, и после окончания института или уже после закрытия института очень сложно отследить их, так как они уезжали домой, выходили замуж и меняли фамилии, устраивались на должности, не связанные с педагогической деятельностью.
Впервые воссоздан в хронологическом порядке самый сложный период в истории Родионовского института - 1917-1918 годы. В 1918 году
Родионовский институт столкнулся с материальными трудностями, так как он перешел в введение другого ведомства нового правительства, которое перестало выделять ему деньги, не открывало кредит. Из-за этого у него не было возможности заплатить за расходы института: перестали закупаться дрова для отопления здания, не выплачивалась заработная плата служащему персоналу, запрещалось преподавание закона божия. Многие преподаватели и воспитанницы покинули этот институт. В 1918 году институт закрыли, он был преобразован в новую советскую школу I ступени. После закрытия Родионовского института все преподаватели старались приспособиться к изменившимся условиям их жизни.
В дальнейшем изучении данной темы следует обратить внимание на составление списков воспитанниц и преподавателей Родионовского института, выявлении количественного, социального состава за другие периоды существования Родионовского института, и сравнить изменения по этим показателям. Также сделать дальнейшие попытки по изучению судеб преподавателей и воспитанниц Родионовского института, выявить другие пути адаптации к изменившимся условиям их жизни. Перспективным мы считаем изучение проблемы повседневности воспитанниц закрытых учебных заведений.


1. Дополнительный специальный] класс 1917-1918 год // ГА РТ. Ф. 80. - Оп.
1. - Д. 3291. -131 л.
2. О введении в институт зеленого цвета платья к существующему ныне коричневое и голубое // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2090. - 85 л.
3. О доставлении сведений в 1918 году // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3317. - 96 л.
4. О назначении врачем Института Константина Абрамовича Грачева // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2035. - 119 л.
5. О практических уроках и характеристиках, данных воспитанницам дополнительно-специального класса // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3292. - 61 л.
6. О помещении дочери ветеринарного врача Эмилии Канкровой на стипендию имени Барона Пирха в 1913 г. // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2359. - 38 л.
7. Об определении Гражданского Инженера Степана Владимировича Бечко- Друзина архитектором института // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 1520. - 42 л.
8. Об определении дочерей дворянина Антонины и Софии Талять пансионерками Петроградского Сиротского Института Императора Николая I // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3159. - 22 л.
9. Об определении дочери действительного студента Валентины Карзиной своекоштною воспитанницею // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2510. - 22 л.
10. Об определении дочери Коллежского Асессора Екатерины Николаевны Матвеевской учительницей гимнастики ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2580. - 19 л.
11. Об определении дочери Коллежского советника Александры Веселицкой своекоштной воспитанницею// ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2795. - 34 л.
12. Об определении дочери коллежского советника Анны Соколовой
пансионеркой Государя Императора // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2546. - 30 л.
13. Об определении дочери купца Маргариты Гутман своекоштною
воспитанницею // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2516. - 24 л.
14. Об определении дочери купца Ольги Тырышкиной своекоштною воспитанницей// ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2766. - 40 л.
15. Об определении дочери надворного советника Анны Пауткиной пансионеркою С. Петербургского Сиротского Института Императора Николая I // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2797. - 17 л.
16. Об определении дочери Надворного Советника Марии Владимировой своекоштною воспитанницею ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2799. - 34 л.
17. Об определении дочери надворного советника Марии Лохвицкой
своекоштною воспитанницей// ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2445. - 32 л.
18. Об определении дочери надворного советника Татьяны Чиркиной на казенный счет // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2511. - 48 л.
19. Об определении дочери потомственного дворянина Валентины Масловой своекоштною воспитанницей // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2792. - 26 л.
20. Об определении дочери потомственного дворянина Веры Виноградовой своекоштною воспитанницею // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2446. - 22 л.
21. Об определении дочери потомственного дворянина Татьяны Добротворской своекоштною воспитанницею // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2512. - 35 л.
22. Об определении дочери потомственного Почетного гражданина Наталии Щербаковой // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2796. - 34 л.
23. Об определении дочерей провизора Гильды и Ирмы Гренинг своекоштными воспитанницами // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2791. - 34 л.
24. Об определении дочери Штабс Капитана Тамары Федоровой пансионеркою С.П.Б. Сиротского Института Императора Николая 1 // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2520. - 21 л.
25. Об определении классной дамы и учительницы Оренбургского Николаевского института Екатерины Николаевны Зыбиной учительницей французского языка в сем Институте // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 1426. - 43 л.
26. Об определении классной дамы Шарлоты Фридриховны Берндт // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 1985. - 21 л.
27. Об определении на должность классной дамы Зои Сергеевны
Виноградовой // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2806. - 12 л.
28. Об определении на должность классной дамы и учительницы
приготовительного класса Нины Ивановны Анамнешевой // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2756. - 15 л.
29. Об определении на должность преподавателя Законовидения действительного статского советника Владимира Николаевича Казем-Бека // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2737. - 6 л.
30. Об определении на должность преподавателя истории Константина Петровича Дьяконова // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2687. - 75 л.
31. Об определении на должность преподавателя теории словесности и истории литературы Владимира Ивановича Никитского // ГА РТ. Ф. 80. - Оп.
1. - Д.2725. - 86 л.
32. Об определении на должность преподавателя французского языка Леона Осиповича Сиклера // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2388. - 19 л.
33.Об определении на должность учителя хорового и церковного пения Василия Семеновича Гаврилова // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2731. - 15 л.
34. Об определении преподавателя Императорской 1 гимназии Александра Магницкого преподавателем физики в Институте // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2455. - 19 л.
35. Об определении преподавателя Казанской художественной школы Х. Скорнякова преподавателем рисования // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2122. - 39 л.
36. Об учреждении стипендии Заводских // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 1278. - 56 л.
37. Об утверждении стипендии имени Потомственного Дворянина Казанской губернии Платона Александровича Демерта // ГА РТ. Ф.80. - Оп.1. - Д. 1544.
- 23 л.
38. Об утверждении стипендии Садовень // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2320. - 94 л.
40. Отчеты за 1915 год // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3117. - 109 л.
41. Отчеты за 1916 год // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3216. - 89 л.
42. Отчеты за 1917 год // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3286. - 131 л.
43. Переписка разного рода // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3226. - 185 л.
44. Смета доходов и расходов на 1915 год // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 2964.
- 29 л.
45. Список воспитанниц Казанского Родионовского института // ГА РТ. Ф.
80. - Оп. 1. - Д. 3296. - 131 л.
46. Список воспитанниц Казанского Родионовского института 1917-1918 // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3298. - 12 л.
47. Список воспитанниц Казанского Родионовского института// ГА РТ. Ф. 80.
- Оп. 1. - Д. 3299. - 8 л.
48. Список воспитанниц Казанского Родионовского института // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3326. - 8 л.
49. Списки поступающих воспитанниц в 1917 году // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3287. - 76 л.
50. Циркуляры за 1916 г // ГА РТ. Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 3155. - 69 л.
51. Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915 год / издание Казанского губернского статистического комитета. - Казань: Типография Губернского Правления, 1914. - 819 с.
52. Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1916 год с приложением Обзора деятельности по Казанской губернии за первый год Великой Отечественной войны 1914 - 1915 гг. / издание Казанского губернского статистического комитета. - Казань: Типография Губернского Правления, 1916. - 880 с.
53. Книга Памяти жертв политических репрессий Кемеровской области: 2 т. Т.
1. — Кемерово, 1995. — 248 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m.openПstwiki/Категория:Книга_памяти_Кемеровской_обл./, свободный. - (Дата обращения: 15.05.2019).
54. Книга Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан: 24 т. Т. 4: "Г" - "Д". — Казань: Книга памяти, 2001. — 573 с.
55. Книга Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан: 24 т. Т. 10: "Н" - "О". — Казань: Книга памяти, 2004. — 367 с.
56. Книга Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан: 24 т. Т. 14: "Т", "У", "Ф". — Казань: Книга памяти, 2005. — 574 с.
57. Книга Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан: 24 т. Т. 15: "Х", "Ц", "Ч". — Казань, 2005. — 494 с.
58. Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц / Составление, подготовка текста и примечания Г. Г. Мартынова. - М.: Ломоносовъ. - 2013. - 288 с.
59. Фигнер В. Н. Запечатленный труд. Воспоминания: в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1964. - 438 с.
60. Абилова Р.О., Крашенинникова Т. П. Казанские адреса Франка Уитсона Фетттера // Г асырлар авазы - Эхо веков. - 2019. - № 1 (94). - С. 58-77
61. Веременко В. А. Особенности школьного быта дворян в государственных учебных заведениях (вторая половина XIX - начало ХХ вв.) // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 8. - С. 33-36
62. Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань: Татгосиздат, 1941. - 260 с.
63. Ермошин А. В. Закон божий в дореволюционной светской школе: религиозное обучение в средних учебных заведениях Казанского учебного округа /А. В. Ермошин. - Казань: Бриг, 2017. - 420 с.
64. Ершова О. В. Исторический опыт функционирования школы второй ступени в 20-е годы XX века // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 6. - С.35-41
65. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3
томах. Т.1. А-Л — АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. - 1165 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.efremova.info/,
свободный. - (Дата обращения: 20.05.2019).
66. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3
томах. Т.2. М-П. — АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2005. - 1168 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.efremova.info/,
свободный. - (Дата обращения: 12.05.2019).
67. Исхакова Р. Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX - начале XX веков / Р. Р. Исхакова. - Казань: Новое знание,
2001. - 280 с.
68. Корнилова И. В., Титова С. В. Народное образование в Казанской губернии второй половины XIX века в оценке региональной историографии // Грамота. - 2012. - № 8 (22): в 2-х ч. Ч. I. - C. 103-106.
69. Крашенинникова Т. П., Шувалов Е. М. Формирование состава учащихся школ I ступени г. Казани в 1918-1920 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2017. - № 85 - С. 103-107
70. Латыпова Г. М. Организация советских органов управления народным образованием в Казанской губернии (1917 - 1918 гг.). // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2015. - № 1-2 (78-79) - С. 64 - 73. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg: /num bers/2015_1_2/03/02/, свободный. - (Дата обращения: 10.05.2019).
71. Оноприенко И. Г. Женское дворянское образование во второй половине XIX в. (на примере Центрального Черноземья) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — 2009. — № 15 (70). — С. 112-115
72. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Ист.-пед. очерки. - Москва: Педагогика, 1979. - 215 с.
73. Педагогическое образование в пореформенной России: Казанская губерния. Учебное пособие. - Казань, 1999. - 95 с.
74. Пономарева В. В. Казус "предмета вещевого довольствия" в Мариинских женских институтах: медицина против этикета XIX - начало ХХ в // Вестник Московского университета. — 2015. — № 4. — С. 126-130.
75. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства
народного просвещения, 1802-1902. — СПб: Государственная типография, 1902. - 840 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://elib.gnpbu.ru/text/rozhdestvensky_istoricheskiy-obzor- deyatelnosti_1902/go,656;fs,0/, свободный. - (Дата обращения: 02.04.2019).
76. Рощин Б. Е. Некоторые особенности организации советской высшей школы в период с 1918 по 1920 гг.: юридический аспект // Историко- правовые проблемы: новый ракурс: Сборник научных работ. - Курск: КГУ, 2014, № 8. -С. 165-181
77. Садыкова Т. И. Истоки системы медицинского обслуживания организованного контингента девушек-подростков в Казанской губернии (на примере Родионовского института благородных девиц) // Казанский медицинский журнал, том 84. - 2003. - № 5. - С. 395-400
78. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. — М.: Альта-Принт,
2005. — 1216 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://enc.biblioclub.ru/Tetrad/20945/, свободный. - (Дата обращения:
06.05.2019) .
79. Фаляхов Х. Х. История деревень Родного Края. Учебник для учащихся 79 классов общеобразовательных учреждений. — Нырты, 2015. — 108 с.
80. Федосова Э. П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России (1878-1918 гг.). - М.: Педагогика, 1980. — 144 с.
81. Ханбиков Я. И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа: (Из истории рус.- татар. пед. связей) : Пособие для студентов и преподавателей / Казань : М-во просвещения РСФСР. Казан. гос. пед. ин-т., 1968. - 136 с.
82. Афонина Е. В. Высшее женское образование в Казани (вторая половина XIX - начало ХХ в.): дисс. ... канд. ист. наук.: Казань, 2002. - 202 с.
83. Исхакова Р. Р. Педагогическое образование в Казанской губернии во второй половине Х1Х - начале XX вв. : Дис. ... д-ра пед. наук : Казань, 2002. - 440 с.
84. Лексина Ю. А. Гимназии казанского учебного округа в первой четверти XIX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук : Казан. гос. ун-т. - Казань, 1997. - 25 с.
85. Утробина И. В. Педагогическое образование в Казанской губернии в последней четверти XIX - начале ХХ в.: дисс. .канд. ист. наук.: Казань, 1999. - 237 с.
86. Файзрахманова Л. Т. Становление и развитие музыкально-педагогического образования в Татарстане (XIX - XX вв.). : дис. ... д-ра пед. наук. — Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, 2014. — 585 с.
87. База Данных "Жертвы политического террора в СССР" [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://base.memo.ru/, свободный. - (Дата
обращения: 09.03.2019).
88. Сайт Государственного архива республики Татарстан [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http: //татархивы.рф/ш/соИеп^казанский родионовский-институт-благородных-девиц/, свободный. - (Дата обращения: 15.02.2019).
89. Сайт Государственного музея изобразительных искусств Республики
Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://izo-
museum.ru/upload/files/katalog-portret-peizaj_legk.pdf/, свободный. - (Дата обращения: 08.05.2019).
90. Сайт КНИТУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kstu.ru/emp_detail.jsp?id=61/, свободный. - (Дата обращения:
26.05.2019) .
91. Сайт Музея Истории КГАСУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://museum.kgasu.ru/index.php?option=com content&view=article&id=293:2 014-10-20-07-18-35&catid=2:2013-02-11 -09-00- 17&Itemid=3/, свободный. - (Дата обращения: 06.05.2019).
92. Сайт Фотопрогулки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://foto- progulki.ru/shkola_pestalozzi/, свободный. - (Дата обращения: 26.05.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ