Проектирование современного урока истории: требования ФГОС ООО и практика их реализации (Московский государственный областной университет)
|
Есть приложение (Технологическая карта урока истории).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО 6
1.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ 6
1.2. МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ 10
1.3. МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ 20
2.1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 20
2.2. РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ НА ТЕМУ «КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР В 1920 ГОДЫ США И СТРАН ЕВРОПЫ». 9 КЛАСС 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО 6
1.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ 6
1.2. МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ 10
1.3. МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ 20
2.1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 20
2.2. РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ НА ТЕМУ «КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР В 1920 ГОДЫ США И СТРАН ЕВРОПЫ». 9 КЛАСС 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Актуальность исследования. С введением федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основанного на утверждении системно-деятельностного подхода, возникла острая необходимость пересмотра традиционных принципов ведения учебно-воспитательной работы в школе. За урочным занятием сохраняется статус базовой единицы образовательной работы, но типы уроков истории по ФГОС ООО претерпели значительные изменения. В условиях нового времени базовой задачей школы и педагога в частности является формирование у учащихся не столько заданного перечня знаний и компетенций, сколько готовности к самостоятельному обучению с выделением проблемных моментов и поиска вариантов их преодоления, а также критического мышления, творческого начала, активной жизненной позиции.
В настоящее время важной задачей учителя становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации и социального взаимодействия. Развить подобные умения помогают новые педагогические технологии. Они способствуют реализации личностно-ориентированного обучения, которое становится основой ФГОС ООО. Современный урок истории конструируется на основе логической последовательности его этапов, на каждом из которых учитель выступает в роли управленца, мотивируя, организовывая, консультируя, контролируя учебно-познавательную деятельность учащихся.
Цель исследования – рассмотреть особенности проектирования и разработки современного урока истории как форму организации учебной деятельности обучающихся основной школы.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть урок как основную форму обучения в школе и его структуру в свете требований ФГОС.
2. Рассмотреть и описать особенности мотивационной направленности современного урока истории в основной школе.
3. Проанализировать основные типы уроков истории по ФГОС.
4. Разработать уроки истории для обучающихся основной школы.
Гипотеза: современный урок истории основан на системно-деятельностном подходе и направлен на повышение учебной мотивации обучающихся основной школы.
Объект исследования – процесс обучения истории в основной школе.
Предмет исследования – проектирование и разработка современного урока истории как форма организации учебной деятельности обучающихся основной школы.
Теоретическую основу исследования составили научно-методические труды П.В. Гора, Е.С. Полат, Е.Ю. Ривкина, М.Т. Студеникина, В.В. Шоган, Н.Г. Яковлевой, Е.В. Якушиной и др. П.В. Гора, Е.С. Полат и др. раскрыли основные требования к современному уроку, в том числе и к уроку истории. Е.Ю. Ривкин, М.Т. Студеникин, В.В. Шоган и др. разработали методические указания к консруированию современных уроков истории с позиции требований ФГОС. Определенный интерес представляют труды педагогов-практиков, которые предлагают методичсекие рекомендации по проведению уроков истории с позиции опыта работы и реальных услвоий обучения истории.
Методы: теоретический анализ научных источников, анализ передового педагогического опыта, синтез и обобщение, проектирование и разработка уроков истории.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных подходы к проектированию и разработке уроков истории в свете реализаций требований ФГОС ООО. В исследовании на основе анализа научных источников уточнены такие понятия, как «цель и задачи современных уроков истории», «основные структурные элементы современного урока истории» и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы учителями истории при проектировании и разработке уроков истории для обучающихся основной школы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложение.
В настоящее время важной задачей учителя становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации и социального взаимодействия. Развить подобные умения помогают новые педагогические технологии. Они способствуют реализации личностно-ориентированного обучения, которое становится основой ФГОС ООО. Современный урок истории конструируется на основе логической последовательности его этапов, на каждом из которых учитель выступает в роли управленца, мотивируя, организовывая, консультируя, контролируя учебно-познавательную деятельность учащихся.
Цель исследования – рассмотреть особенности проектирования и разработки современного урока истории как форму организации учебной деятельности обучающихся основной школы.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть урок как основную форму обучения в школе и его структуру в свете требований ФГОС.
2. Рассмотреть и описать особенности мотивационной направленности современного урока истории в основной школе.
3. Проанализировать основные типы уроков истории по ФГОС.
4. Разработать уроки истории для обучающихся основной школы.
Гипотеза: современный урок истории основан на системно-деятельностном подходе и направлен на повышение учебной мотивации обучающихся основной школы.
Объект исследования – процесс обучения истории в основной школе.
Предмет исследования – проектирование и разработка современного урока истории как форма организации учебной деятельности обучающихся основной школы.
Теоретическую основу исследования составили научно-методические труды П.В. Гора, Е.С. Полат, Е.Ю. Ривкина, М.Т. Студеникина, В.В. Шоган, Н.Г. Яковлевой, Е.В. Якушиной и др. П.В. Гора, Е.С. Полат и др. раскрыли основные требования к современному уроку, в том числе и к уроку истории. Е.Ю. Ривкин, М.Т. Студеникин, В.В. Шоган и др. разработали методические указания к консруированию современных уроков истории с позиции требований ФГОС. Определенный интерес представляют труды педагогов-практиков, которые предлагают методичсекие рекомендации по проведению уроков истории с позиции опыта работы и реальных услвоий обучения истории.
Методы: теоретический анализ научных источников, анализ передового педагогического опыта, синтез и обобщение, проектирование и разработка уроков истории.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных подходы к проектированию и разработке уроков истории в свете реализаций требований ФГОС ООО. В исследовании на основе анализа научных источников уточнены такие понятия, как «цель и задачи современных уроков истории», «основные структурные элементы современного урока истории» и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы учителями истории при проектировании и разработке уроков истории для обучающихся основной школы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложение.
Основная цель преподавания истории в основной школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность и пристрастность на обоснование своих решений нравственных проблем истории.
Современные уроки истории должны учить обучающегося не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане – ориентация, прежде всего, на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.
В практической части исследования было разработано два урока истории на тему «Капиталистический мир в 1920-е гг. США и стран Европы» «Индустриальное общество в начале XX века». Данные уроки были разработан в рамках системно-деятельностного подхода, предусмотренного ФГОС ООО. На уроках предусмотрено применение таких форм работы, как индивидуальная, парная и фронтальная.
Современные уроки истории должны учить обучающегося не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане – ориентация, прежде всего, на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.
В практической части исследования было разработано два урока истории на тему «Капиталистический мир в 1920-е гг. США и стран Европы» «Индустриальное общество в начале XX века». Данные уроки были разработан в рамках системно-деятельностного подхода, предусмотренного ФГОС ООО. На уроках предусмотрено применение таких форм работы, как индивидуальная, парная и фронтальная.
Подобные работы
- Учебно-методический комплекс по истории: содержание и анализ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Реализация межпредметной интеграции на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация и управление учебно-воспитательным процессом во внеурочной деятельности старших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание школьников в деятельности детско-юношеского объединения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЭКСКУРСИИ НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2024



