Есть приложение (Технологическая карта урока истории).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО 6
1.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ 6
1.2. МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ 10
1.3. МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ 20
2.1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 20
2.2. РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ НА ТЕМУ «КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР В 1920 ГОДЫ США И СТРАН ЕВРОПЫ». 9 КЛАСС 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Актуальность исследования. С введением федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основанного на утверждении системно-деятельностного подхода, возникла острая необходимость пересмотра традиционных принципов ведения учебно-воспитательной работы в школе. За урочным занятием сохраняется статус базовой единицы образовательной работы, но типы уроков истории по ФГОС ООО претерпели значительные изменения. В условиях нового времени базовой задачей школы и педагога в частности является формирование у учащихся не столько заданного перечня знаний и компетенций, сколько готовности к самостоятельному обучению с выделением проблемных моментов и поиска вариантов их преодоления, а также критического мышления, творческого начала, активной жизненной позиции.
В настоящее время важной задачей учителя становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации и социального взаимодействия. Развить подобные умения помогают новые педагогические технологии. Они способствуют реализации личностно-ориентированного обучения, которое становится основой ФГОС ООО. Современный урок истории конструируется на основе логической последовательности его этапов, на каждом из которых учитель выступает в роли управленца, мотивируя, организовывая, консультируя, контролируя учебно-познавательную деятельность учащихся.
Цель исследования – рассмотреть особенности проектирования и разработки современного урока истории как форму организации учебной деятельности обучающихся основной школы.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть урок как основную форму обучения в школе и его структуру в свете требований ФГОС.
2. Рассмотреть и описать особенности мотивационной направленности современного урока истории в основной школе.
3. Проанализировать основные типы уроков истории по ФГОС.
4. Разработать уроки истории для обучающихся основной школы.
Гипотеза: современный урок истории основан на системно-деятельностном подходе и направлен на повышение учебной мотивации обучающихся основной школы.
Объект исследования – процесс обучения истории в основной школе.
Предмет исследования – проектирование и разработка современного урока истории как форма организации учебной деятельности обучающихся основной школы.
Теоретическую основу исследования составили научно-методические труды П.В. Гора, Е.С. Полат, Е.Ю. Ривкина, М.Т. Студеникина, В.В. Шоган, Н.Г. Яковлевой, Е.В. Якушиной и др. П.В. Гора, Е.С. Полат и др. раскрыли основные требования к современному уроку, в том числе и к уроку истории. Е.Ю. Ривкин, М.Т. Студеникин, В.В. Шоган и др. разработали методические указания к консруированию современных уроков истории с позиции требований ФГОС. Определенный интерес представляют труды педагогов-практиков, которые предлагают методичсекие рекомендации по проведению уроков истории с позиции опыта работы и реальных услвоий обучения истории.
Методы: теоретический анализ научных источников, анализ передового педагогического опыта, синтез и обобщение, проектирование и разработка уроков истории.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных подходы к проектированию и разработке уроков истории в свете реализаций требований ФГОС ООО. В исследовании на основе анализа научных источников уточнены такие понятия, как «цель и задачи современных уроков истории», «основные структурные элементы современного урока истории» и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы учителями истории при проектировании и разработке уроков истории для обучающихся основной школы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложение.
Основная цель преподавания истории в основной школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность и пристрастность на обоснование своих решений нравственных проблем истории.
Современные уроки истории должны учить обучающегося не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане – ориентация, прежде всего, на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.
В практической части исследования было разработано два урока истории на тему «Капиталистический мир в 1920-е гг. США и стран Европы» «Индустриальное общество в начале XX века». Данные уроки были разработан в рамках системно-деятельностного подхода, предусмотренного ФГОС ООО. На уроках предусмотрено применение таких форм работы, как индивидуальная, парная и фронтальная.
1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта // Преподавание истории в школе – 2017. – № 1. – С. 3-7.
2. Вагин А.А. Методика обучения истории. – М.: Академия. 2018. – 355 с.
3. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 356 с.
4. Вяземский Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 – 285 с.
6. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока // Завуч. – 2018. – № 3. – С. 115-117.
7. Данилова И.М. В помощь учителю истории. – Ульяновск: Учитель, 2016. – 225 с.
8. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность // Школьные технологии. – 2016. – №2. – С. 9-14.
9. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5–11 классы. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
10. Ибрагимов Г.И. Концепция современного урока истории // Школьные технологии. – 2018. – № 2. – С. 48-52.
11. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2018. – 190 с.
12. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преподавание истории в школе – 2017. – № 1. – С. 7- 13.
13. Карсакова Г.Н. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке открытия нового знания // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2015 г.) / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 147-151.
14. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 451 с.
15. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников: методическое пособие. – М.: «ВАКО», 2016. – 160 с.
16. Лиман Н.А. Современный урок истории. – М.: Дрофа, 2016. – 198 с.
17. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.– Волгоград: Учитель, 2016. – 91 с.
18. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. – М.: Инфра-М, 2016. – 362 с.
19. Постников П.Г. Моделирование урока истории в условиях реализации ФГОС ООО. Методические рекомендации. – Нижний Тагил: Политехническая гимназия, 2015. – 35 с.
20. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. – Волгоград: Учитель, 2017. – 130 с.
21. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Академия, 2015. – 548 с.
22. Султанова Т.А. Профессиональная образовательная среда: сущность, структура, критерии качества // Наука и современность. – 2018. – №8–1. – С. 334–339.
23. Тимошенко Б.Ю. Урок истории: старые проблемы и новые требования // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 785-788.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
25. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
26. Шарапова Н.В. Педагогические технологии на уроках истории в основной школе. – СПб.: Питер, 2015. – 236 с.
27. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. – М.: АСТ, 2016. – 471 с.
28. Яковлева Н.Г. Педагогика и психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 469 с.
29. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС // Педагогика. – 2014. – №5. – С. 85-88.
30. Яцкина Г.В. Развитие УУД на уроках истории // Педагогические исследования. – 2015. – №4. – С. 74-78.