Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Работа №38946

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
865
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Линия научной обороны 11
1.1 Первые месяцы войны 11
1.2 Становление исторического факультета Казанского университета в годы Великой Отечественной войны 15
1.3 Повседневная жизнь и деятельность советских учёных и студентов в годы
Великой Отечественной войны 27
Глава 2. Студенты и сотрудники университета на фронтах Великой Отечественной войны 39
2.1 Роль преподавателя в военное время 39
2.2 Научный подвиг советских учёных в годы Великой Отечественной войны 51
2.3 Героический подвиг преподавателей и студентов Казанского университета 56
Глава 3 Сохранение памяти 70
3.1 Музей истории Казанского университета 70
3.2 Студенческий марш Победы 75
Заключение 78
Список использованной литературы и источников 90
Приложение 94

В условиях начавшейся войны вся деятельность вузов стала определяться потребностями фронта и военного хозяйства. Следует отметить, что нападение фашистской Германии было с возмущением и негодованием встречено вузовской общественностью. Во всех высших учебных заведениях 22 июня 1941 г. состоялись митинги, на которых преподаватели и студенты заявили о готовности выполнить свой гражданский долг - встать на защиту Родины.
Исторический факультет Казанского федерального университета - один из значимых факультетов университета. Его история теснейшим образом переплетена с историческими вехами социально-политического развития нашей страны.
Изучение истории Казанского федерального университета в годы Великой Отечественной войны актуально. Это, прежде всего, связано с тем, что на сегодняшний день очень мало опубликовано источников по истории факультета, и все они представлены фрагментарно. Особенно это касается архивных документов, которые раскрывают организацию и деятельность факультета. История факультета в годы Великой Отечественной войны особенно интересная, поскольку именно в этот период восстанавливается преподавание истории, и исторический факультет Казанского университета был одним из первых создававшихся в стране истфаков.
В годы Великой Отечественной войны Казанский университет вписал в историю высшего образования и науки одну из самых ярких страниц.
Опыт подготовки специалистов, организации научных исследований, патриотического и интернационального воспитания молодежи в то время может быть использован и сегодня, когда идет активный поиск эффективных путей инновационного развития общества, утверждения в обществе идей национального согласия, осуществления плодотворного сотрудничества государств и народов постсоветского пространства.
Объектом работы является изменения в системе образования в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: деятельность Казанского университета в условиях военного времени.
Цель данной работы - охарактеризовать особенности развития университета в годы Великой Отечественной войны, опираясь на архивные документы, воспоминания. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать становление исторического факультета Казанского университета в годы Великой Отечественной войны;
- изучить особенности повседневной жизни и деятельности советских учёных и студентов в годы Великой Отечественной войны;
- раскрыть роль преподавателя в военное время;
- описать научный подвиг советских учёных в годы Великой Отечественной войны;
- описать героический подвиг преподавателей и студентов Казанского университета;
- проанализировать работу по сохранению памяти о событиях военных лет и героях Казанского университета.
Данная тема уже привлекала внимание исследователей.
В 1975 г. вышла в свет книга И.М. Ионенко «Во имя Отчизны: Казанский
университет в годы Великой Отечественной войны», дающая широкое представление о жизни университета в 1941-1945 гг. Во втором, переработанном и дополненном, издании книги (1985 г.) содержались новые имена, биографические данные, статистические сведения, значительно полнее освещалась разносторонняя деятельность коллектива университете в военные годы, публиковались имена павших в боях за Родину (по мемориальным доскам на факультетах). Представленные в книгах многочисленные факты использовались в данной работе.
Монография профессора доктора исторических наук И. М. Ионенко и кандидата исторических наук В. А. Попова занимает особое место в исследовании истории Казанского университета в годы Великой Отечественной войны.
Авторами был исследован широкий круг источников из Центрального государственного архива РСФСР, партийного и государственного архивов и музея ТАССР, архива Казанского университета, а так же изучены документальные сборники, дневники, мемуарные и эпистолярные материалы, периодика.
На основе широкой документальной базы была создана книга о героическом труде ученых и преподавателей университета. Основу исследования составляют сведения о внедрении новых научных разработок, о процессах мобилизации ресурсов Поволжья на нужды обороны и о подготовке специалистов.
Авторы в своем труде исследуют процессы расширения сети высших учебных заведений и научных учреждений, рассматривают сам процесс перестройки деятельности этих организаций в военные годы, и обозревают перевод институтов Академии Наук и его Президиума в Казань.
В книге изложены направления исследований ученых и практические задачи, которые требовалось решить в условиях войны.
И. М. Ионенко и В. А. Попов отмечают, что в деле усиления военно-экономического потенциала СССР главную роль сыграло быстрое внедрение результатов научных исследований в производство. Помимо практических исследований важна была педагогическая деятельность. На протяжении всей войны продолжались образовательный и воспитательный процессы.
Одной из самых интересных книг является «История Казанского университета. 1804-2004», выпущенная к двухсотлетию университета, написанная большим авторским коллективом под руководством профессора И.П. Ермолаева.
Монография раскрывает становление и развитие Казанского университета на протяжении двух столетий. Развитие Казанского университета рассмотрено на широком историческом фоне, постоянно сопоставляется с историей других российских университетов, отечественного высшего образования в целом, что позволило выявить почетную роль КГУ в научной, образовательной и культурно-просветительной сферах духовной жизни России.
Авторы рассматриваемой монографии подробно и живо описали повседневную студенческую жизнь универсантов в XIX-XX вв., выявили типичные стороны их быта.
В третьей главе второй части раскрывается жизнь университета в военные годы. Автор данный главы В.Ф. Телишев знакомит читателя с событиями, происходившими в первые месяцы войны, выделяя роль патриотического движения в оказании помощи фронту. Помимо этого в главе рассказывается о перестройке учебного процесса, о сотрудничестве университета с Академией наук, внесшее огромный вклад в общую борьбу с врагом и заложившее новые направления в развитии науки.
О научном характере издания свидетельствуют многочисленные ссылки на источники, особенно архивные, полемика с предшественниками в связи с определенными сюжетами университетской истории, богатый справочный материал в приложениях.
Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани - книга об истории жизни и особой культуре людей Казанского университета, одной из первых высших школ России. Название «Terra Universitatis» обозначает культурное пространство, которое создает университет внутри и вокруг себя.
Исследование основано на широком круге источников, включающем документы из государственных архивов и частных коллекций, опубликованные и неизданные мемуары, а также материалы анкетирования преподавателей и бывших студентов КГУ.
В монографии повествуется и о жизни университета в военные годы. Затрагиваются проблемы реформирования внутреннего и внешнего облика университета в военный период. Особое значение в данном случае приобрели воспоминания университетских людей.
В группу литературы вошли работы, посвященные Казанскому университету.
Статья Яруллиной Г. М. «Создание и становление исторического факультета Казанского Государственного Университета в предвоенные и военные годы (1939- 1945): история и повседневность» посвящена вопросам становления исторического факультета КГУ в 1939-1945 гг. Автор рассматривает преподавательский и студенческий состав, который повлиял на развитие факультета
«Во имя павших и живых во имя...» Книга памяти Казанского университета / автор-сост. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 124 с.
Эта книга - дань памяти подвигу и мужеству фронтовиков, свидетельство глубочайшего уважения к уходящему поколению ветеранов войны - воспитанников и работников Казанского университета. В 279 очерках, зарисовках и справках повествуется о тех, кто в лихую годину защитил Отечество от варварства и вандализма германского фашизма, личным подвигом приблизил Великую Победу.
В сборнике Татарстан в годы Великой Отечественной войны: люди, события, память содержится статья Г.Г. Амалиевой о студентах Казанского университета в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
О преподавателях и студентах Казанского государственного университета - участниках Великой Отечественной войны найден материал и в сборнике «Вспомним всех поименно», составленном Н. Е. Камковым.
Эта же тема затронута в первом сборнике Музейного вестника Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета за
2004 год, в статье Гатауллина Р. В., Краевой Л. Г. рассказывается о роли преподавателей и сотрудников КГПУ на фронтах Великой Отечественной войны. В сборнике за 2005 год Нигматов З. Г. представил статью о Казанском государственном институте в годы Великой Отечественной войны.
О ректорах казанского университета содержится материал в одноимённом сборнике В.Королёва.
Различные стороны жизни и деятельности университетского сообщества получили отражение во многих изданиях, увидевших свет в преддверии 200летнего юбилея КГУ. Среди них выделяется трёхтомный Биобиблиографический словарь «Казанский университет. 1804 - 2004», материалы которого дают представление о преподавателях и студентах, проявивших себя в науке, педагогике, на государственной службе, в других сферах. Авторы словаря задались целью проследить судьбу конкретного человека с момента поступления в университет и по возможности до конца жизни.
«Летопись Казанского государственного университета (история в фактах, подтверждённых документами)». Первый том охватывает период с 1804 по 1945 год. В «Летописи» в хронологической последовательности прослеживается история одного из старейших в России университетов - так, как она предстаёт в официальных документах, статистических данных, газетных сообщениях, а также в изданных в разные годы работах по истории Казанского университета.
Работа написана на основе анализа совокупности круга источников, показывающих вклад ученых научного учреждения и российских вузов в создание новых видов вооружения и боевой техники, в мобилизацию ресурсов региона на нужды обороны.
Как особый вид источников в работе использованы мемуары и воспоминания преподавателей и студентов - непосредственных участников описываемых в работе событий: Е.Н. Акулининой, Н. Альтшулера, Г.Н. Вульфсона, В.А.Бондаренко.
Г ригорий Наумович Вульфсон известен как автор монографий и учебных пособий, посвященных отечественной истории. Студенты Казанского государственного университета знали его как блестящего лектора и педагога Г.Н. Вульфсон - известный историк, был студентом Казанского университета. Его воспоминания - бесценный материал, вошедший в основу архива учебного заведения. Публикация «Страницы памяти» помогли описать быт студентов в годы Великой Отечественной войны.
Воспоминания Е.Н. Акулининой представляют материал, дающий представление о быте эвакуированных ленинградцах. Об атмосфере взаимопомощи, сложившейся в городе, общежитии университета. Несмотря на лишения, отсутствие необходимых вещей, казанцы помогали устроиться прибывающим в город, отдавая последнее, давая возможность выжить.
Воспоминания известного ученого, физика Казанского университета С.А. Альтшуллера раскрывают быт и научный подвиг педагогов в годы Великой Отечественной войны. С помощью его воспомининий удалось составить портреты некоторых видных учёных - педагогов университета.
По воспоминаниям С.А. Альтшулера, в учебное заведение запомнилось необыкновенным патриотическим подъёмом. Это доказывают такие факты, как учебные стрельбы, в которых принимали участие курсанты, проходившие на полигонах, а также студенческие агитбригады.
В создании летописей университета воспоминания учёного бесценны.
Как иллюстративный материал мемуарные свидетельства его выпускников привлекались к исследованию в трудах М.К.Корбута, Г.Н.Вульфсона, Е.Г.Бушканца, Р.И.Нафигова, С.М.Михайловой; К изучаемому комплексу воспоминаний обратились и другие исследователи: Н.О.Чугунова, Л.П.Бурмистрсва, Ф.А.Литвина, М.С.Берсон. Личности профессора Д.А.Корсакова (одного из мемуаристов) было посвящено диссертационное исследование А.И.Мухамздеева.
Непосредственными источниками для работы послужили и Отчеты исторического факультета (повсеместровые) за 1939/40, 1940/41 учебные годы, сохранившиеся в Национальном архиве Республики Татарстан, газетные летописи КГУ, собранные в сборник «Этот день мы приближали, как могли...» под научной редакцией Р. Г. Минзарипова, воспоминания современников, сотрудников кафедр, детей и родных, в том числе вошедшие в сборник «Фронтовики - ученые Казанского университета: вклад участников Великой Отечественной войны в развитие Казанского университета под редакцией Ю. Г. Коноплева.
Публикации в Вестнике Казанского университета также представили возможность для обработки материала. Вестник выходит с 1928 года.
В мае 2005 года здесь опубликована статья о Кирилле Прокофевиче Ситникове, ректоре университета в годы войны. С февраля 1942 г. ректору удалось возобновить учебный процесс. Именно из этой публикации взят материал для описания быта университета, помощи преподавательского состава и студенчества о помощи фронту в виде выполнения всевозможных авральных работ, ремонта дорог, расчистки посадочных полос на аэродроме, разгрузки вагонов и барж на Волге.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Фашистское нашествие создало критическую ситуацию для советского государства. В течение первого года войны гитлеровцы почти полностью оккупировали европейскую часть страны, в которой была сосредоточена большая часть промышленного и сельскохозяйственного производства. Это привело к огромным экономическим трудностям, заставило правительство эвакуировать предприятия, научные учреждения, вузы и трудовые ресурсы в восточные регионы, в том числе и в Поволжье.
Одним из важнейших результатов кризисной военной и экономической ситуации стало ослабление диктата работников партаппарата и повышение авторитета профессионалов во всех областях деятельности. Война заставила чиновников положиться на знания и умения научных, военных, промышленных и технических специалистов во всех сферах жизни, приведя таким образом к ослаблению партийного контроля и усилению местной инициативы и автономии.
Авторитет научного сообщества в 1941-1945 гг. колоссально вырос. Ученые стали экспертами и советниками правительства, местных органов власти, заменив партийных идеологов и чиновников, занимавших эти позиции с середины 30-х годов XX в. Укрепившийся авторитет ученых в принятии решений был зафиксирован в создании нового аппарата управления наукой. 10 июля 1941 г. председатель Всесоюзного комитета по высшей школе C.B. Кафтанов был назначен представителем Государственного Комитета обороны по вопросам науки. Его главной задачей являлось информировать ГКО о нуждах НИИ, вузов и передавать приказы ГКО научному сообществу. C.B. Кафтанов организовал особый научно-технический совет, в состав которого вошли такие известные ученые, как А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, Н.В. Бруевич, H.H. Семенов и C.B. Вавилов. Совет создал специальные секции физики, химии, биологии, геологии и занялся решением самых разнообразных тактических и стратегических вопросов, таких как борьба с магнитными и акустическими минами и работа над ядерным оружием.
В ноябре 1941 г. по инициативе татарского обкома партии при Госплане республики также был образован научно-технический совет, объединявший свыше 250 ученых. Совет возглавлял председатель Госплана П.П. Цибин, а его заместителем был проф.Л.М. Миропольский. Секциями руководили известные ученые: акад. А.Е. Арбузов, проф. В.И. Баранов. Совет сконцентрировал научные силы ТАССР на разработке теоретических и практических вопросов технического и организационного характера, имевших народнохозяйственное и оборонное значение.
Во время войны практически все наркоматы, центральные и местные государственные органы создали научные советы, комитеты, бюро, курировавшие исследования. Эти новые органы управления возглавляли известные ученые. Более того, в отличие от 1930-х годов, когда высокопоставленные партийные чиновники занимали ответственные должности в научном сообществе, в военное время ученые заняли высокие должности в Госаппарате. Целый ряд крупных ученых стали заместителями наркомов, включая акад. И.П. Бардина (наркомат черной металлургии), чл.-кор. А.И. Берга (наркомат электрической промышленности), акад. Б.Е. Веденеева (наркомат электростанций), проф. В.В. Ларина (наркомздрав), а акад. П.Л. Капица являлся фактически наркомом кислородной индустрии.
В рамках различных военных ведомств также были созданы специальные научные комиссии и советы. В 1942 г. под председательством А.Ф. Иоффе организовали комиссию по научно-техническим проблемам флота. Для решения различных медицинских проблем, главным образом, предотвращения возможных эпидемий среди военнослужащих и гражданского населения, образовали комиссию по санитарно-военным прблемам во главе с Л.А. Орбели. Для создания новых индустриальных центров в поволжском экономическом регионе под эгидой Академии наук СССР была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Поволжья, которую возглавил вице-президент Е.А.Чудаков. Эти и другие комиссии планировали и координировали исследования по поиску новых источников сырья, топлива, пищи, медицинских препаратов. Ученые вновь, как это было в 1920-е годы, участвовали в выработке стратегических решений по научным, военным, экономическим и политическим вопросам.
Лозунг «Все для фронта, все для победы» нашел серьезный отклик среди ученых, которые старались найти практическое применение своим исследованиям. Акад. П.Л. Капица, например, использовал свои работы в области физики низких температур для организации производства жидкого кислорода, необходимого для различных военных целей. Когда его попытки внедрить созданную им технологию уперлись в различные ведомственные рогатки, он сам организовал и возглавил специальное ведомство, обладавшее правами наркомата, - Главное Управление по кислороду (Главкислород) при Совнаркоме СССР. Число подобных примеров почти не ограничено, даже в областях, казалось бы, весьма далеких от военных исследований. Ботаники, например, опубликовали серию руководств по сбору и исследованию местной флоры как дополнительного источника пищевого и медицинского сырья.
Смертельная угроза фашизма создала новые основы для сотрудничества между учеными и властью - защита Отечества от не выдуманного, а весьма реального и безжалостного врага. Война привела к появлению нового явления, одинаково понятного и ученым, и партийным работникам - всенародного патриотизма, ключевым девизом которого стало «Отечество в опасности!»
Война, таким образом, значительно изменила политическое, институционное и культурное строение советской науки, углубив симбиоз между научным сообществом и контролировавшим его государственно-партийным аппаратом. Сотрудничество ученых и властных структур, когда научной элите принадлежало решающее слово в определении стратегии научного поиска, предопределило существенный вклад советской науки в победу над фашистской Германией.
Научно-исследовательскую деятельность ученых Поволжья во время Великой Отечественной войны условно можно разделить на два направления. Первое из них было подчинено модернизации имевшихся и разработке новых образцов военной техники, боеприпасов, снаряжения, а также новых приемов и методов использования боевой техники, обслуживанию различных нужд фронта. В данном случае связь поволжских ученых с действовавшей армией являлась непосредственной. Второе направление связано с огромными научными усилиями по развитию производительных сил региона, уровень которых имел определяющее значение для исхода войны. Опосредованная помощь ученых была еще более разнообразной, чем в первом случае. В основном это проявлялось в содействии в развитии промышленности: организации ее в новых масштабах, обеспечении индустрии энергетическими и сырьевыми ресурсами, совершенствовании старых и разработке новых технологических процессов, в создании и внедрении передовых методов контроля качества продукции. Быстрыми темпами в Поволжье возрастало военное производство. Выпуск военной продукции в 1942 г. в 9 раз превысил уровень 1940 г., а в 1943 г. - в 11 раз. В период войны продукция всей промышленности в поволжском экономическом регионе выросла в 3,4 раза, а оборонного комплекса в 5,6 раза. Индустрия Поволжья, выросшая и окрепшая в годы войны, являлась мощной базой снабжения Красной Армии самолетами, танками, боеприпасами и другими новейшими образцами вооружения. В целях увеличения выпуска боевой техники осуществлялся переход на поточное производство. Это обеспечивало необходимые предпосылки для создания и внедрения автоматических линий. При помощи ученых (доц. А.И. Неймарк) был осуществлен перевод куйбышевских авиационных предприятий на поточное производство самолетов и двигателей. Ввод в строй поточных линий лишь на одном авиационном заводе №18 дал возможность повысить производительность труда на 78 процентов.
В начале войны советское государство временно потеряло богатейшие западные и южные регионы страны. Задача состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки в полной мере мобилизовать ресурсы в восточных регионах. Особое внимание уделялось сырьевым ресурсам Поволжья. С этой целью была создана специальная комиссия, в состав которой вошли 5 академиков и свыше 150 ученых научно-исследовательских учреждений, вузов и квалифицированных специалистов плановых и хозяйственных организаций.
Эта комиссия широко использовала итоги предвоенных изысканий и организовала новые экспедиции, позволившие выявить и быстро поставить на службу народного хозяйства и обороны нефтяные ресурсы «Второго Баку», природные запасы химического сырья, строительных материалов, энергетические, лесные и водные ресурсы. Работа комиссии носила комплексный характер, что создавало необходимые условия для всестороннего исследования природных ресурсов Поволжья.
В укрепление обороноспособности страны весомый вклад внесли поволжские ученые - геологи. В течение всей войны они работали в двух направлениях. Непосредственной помощью фронту являлось обеспечение геологической службой нужд сражающейся армии (геологическая служба фронта) и проводились обширные геолого-почвенные изыскания в крае. В задачу геологов всегда входили развитие и совершенствование сырьевой базы народного хозяйства, с началом войны в связи с перебазированием части промышленности в Поволжье значение такой деятельности резко возросло. В 1941-1945 гг. ученые-геологи Поволжья исследовали месторождения нефти, природного газа, полезных ископаемых, содействовали выявлению новых ценных минеральных ресурсов. Эти работы возглавляли известные представители геолого-минералогической науки проф. Б.А. Можаровский, доц. А.И. Олли (СГУ), проф. J1.M. Миропольский, доц. Е.И. Тихвинская (КГУ), проф. К.В. Поляков (Куйбышев). Выдающимся достижением ученых-геологов явилось открытие и освоение нефтяных богатств «Второго Баку», занимавших огромную территорию между Волгой и Уралом и позволивших компенсировать временную потерю нефтяных районов Северного Кавказа, а также природного газа близ Саратова. Последний буквально спас Саратовскую индустрию. С 1944 г. «Второе Баку» вышло на первое место в стране по добыче нефти. А открытие девонской нефти не только обеспечило военные нужды важнейшим стратегическим сырьем, но и разрешило многолетний спор ученых о наличии нефти в девонских отложениях. Открытие девонского месторождения, значение которого трудно переоценить, стало новым этапом в развитии нашей нефтяной индустрии. Теперь нефть искали в девонских отложениях не только в Куйбышевской области, но почти во всех восточных регионах страны. Научные работники совместно с нефтяниками впервые разрешили многие важные проблемы, связанные с эффективной разработкой нефтяных месторождений, техникой и технологией бурения, эксплуатацией и ремонтом скважин, механизацией процессов добычи, транспортировкой и переработкой нефти. Здесь немало было испытано технологических новшеств, внедренных потом на других промыслах страны. Нефть и газ буквально преобразили Поволжский край. Возникли новые промышленные комплексы, города, рабочие поселки. Были открыты новые кафедры, специальности в вузах, научно-исследовательские институты. Началась подготовка специалистов для нефтяной и газовой промышленности. Полагаем, не будет преувеличением сказать, что бывший Советский Союз длительное время жил за счет нефти «Второго Баку».
Широк и разнообразен круг проблем, разрабатываемых поволжскими учеными в период войны. Большинство тем математиков носило чисто теоретический характер. Это обусловлено самой природой математических наук. Однако всякое продвижение в математической теории имело большое значение для дальнейшего развития технических и физических наук. Некоторые темы отвечали запросам обороны страны (проф. Н.Г. Чеботарев).
В годы войны особую значимость получили работы поволжских ученых в области механики. В значительной мере благодаря посредничеству механики «отвлеченная» математика влияла на производство военной техники, решение народнохозяйственных задач. Наибольших результатов достигли механики в области теории устойчивости, гидро- и аэродинамики, теории колебаний, теории упругости, теории фильтрации, газовой динамики, расчета тонкостенных конструкций, факельного зажигания авиационных, танковых и автомобильных двигателей, общей теории итерации в вещественной области, теории крыла в потоке, спектральной теории эрмитовых операторов. В борьбе за скорость советских самолетов существенное значение имела разгадка учеными тайн флаттера.
В деятельности ученых-физиков основное место занимали прикладные исследования. Развитие радиотехники и радиолокации, защита кораблей от мин, совершенствование военно-оптических приборов, решение физических задач, возникших при создании реактивной артиллерии и авиационной техники, вопросы бронебойности материалов, исследование физики и химии взрыва, горения и детонации, изучение физических вопросов светомаскировки; создание автоматической защиты механических прессов и парового молота, установки для получения хлористого кальция и бертолетовой соли, аппаратуры для полевой хирургии, генератора стабильной частоты. Разработка и производство ряда новых уникальных приборов и конструкций для авиации, артиллерии, боевых кораблей Военно-Морского флота явились весомым вкладом в усиление боевой мощи Красной Армии. К числу крупнейших достижений физиков принадлежало открытие Е.К. Завойским электронного парамагнитного резонанса, приведшее к рождению новой отрасли физико-магнитной радиоспектроскопии и имевшей большое значение для развития науки и техники.
Астрономы осуществили ряд исследований, приобретших важное оборонное значение. Кроме того, астрономическая наука обогатилась новыми достижениями в исследовании поверхности солнца, солнечной активности, луны, слабых комет, перемещении звезд, лунных затмений, скорости и направлении ветра, температуры и влажности воздуха на разных высотах.
В годы войны успешно решали проблемы, связанные с обороной страны, поволжские ученые-химики. Их исследования оказывали глубокое влияние не только на развитие химической индустрии, но и металлургической, нефтяной, пищевой и других отраслей. Значительные открытия и обобщения в области химиии связаны с именем А.Е. Арбузова, Б.А. Арбузова, H.A. Холево, Б.Л. Кондрацкого, А.Б. Шахкельдиана, В.В. Челинцева, H.A. Шлезингера, М.Г. Ярцева, П.И. Сиднева, М.В. Троицкого, П.К. Будыхо, Н.И. Путохина. Ученые- химики нашли новые источники сырья, новые виды химических продуктов, новые способы получения ацетона, различных спиртов, красок, пластмасс, использовавшихся на прозрачную броню и окна в самолетах и танках, разработали новейшие методы технологии. При участии ученых - химиков создавались артиллерийские боеприпасы. Были достигнуты существенные результаты в исследовании теории взрыва, химии и технологии порохов и взрывчатых веществ. Много сил и энергии ученые отдали решению задачи обеспечения сырьем, в первую очередь толуолом, производства тротила. Велика их роль в увеличении выработки авиационного (высокооктанового) бензина и других видов моторного топлива, а также смазочных масел.
Многие отрасли техники получили новое, более глубокое освещение, созданы новые производства, найдены новые смелые решения технических задач, повышена культура производства. Основное место в деятельности ученых НИИ, научных учреждений, вузов Поволжья занимали актуальные комплексные проблемы оборонного и народнохозяйственного значения. Разработка их велась совместными усилиями работников разных специальностей. Эффективность выполненных в военное время исследований намного определялась тесным взаимодействием научных сотрудников математических, естественных и гуманитарных наук.
Условия военного времени вначале несколько снизили темпы развития фундаментальных исследований, но и в обстановке войны они велись по многим важнейшим направлениям математики, механики, астрономии, физики, химии, биологии и других наук. Теоретическая наука также обогатилась еще большим опытом, новыми фактами и проблемами, над которыми долго работали ученые в послевоенное время.
Больших результатов добились поволжские ученые, работавшие в области медицинской науки. Они трудились над решением актуальных проблем, связанных с лечением важнейших видов боевых травм. Критически изучая наследие прошлого и обогащая богатейший опыт медицины периода войны, ученые решили многие сложнейшие проблемы, разработали новые методы диагностики и лечения, открыли много эффективных лекарственных средств, создали препараты, вакцины.
Ученые Поволжья разрабатывали методы борьбы с осложнениями после ранения - шоком, кровотечениями, газовой гангреной, нервами явлениями. Выздоровлению раненых весьма содействовало применение новых лекарственных препаратов, созданных учеными. Для профилактики заболевания цингой и лечения больных этим тяжелым недугом большое значение имело обеспечение населения, лечебных учреждений поволжского края витамином С, содержавшимся в значительном количестве в хвойном настое. Его производство было налажено при научно-методической помощи ученых. Проблемы использования в медицине лекарственных растений разрабатывались научными работниками кафедр ботаники вузов.
Дальнейшее развитие получили исследования, направленные на предотвращение инфекционных заболеваний в тылу и на фронте. При участии ученых медиков и биологов осуществлялись крупные противоэпидемические мероприятия в войсках и среди гражданского населения. Важную роль при этом играли изыскания в области медицинской микробиологии и эпидемиологии. Только усилиями ученых и сотрудников медицинской службы в тылу и на фронте удалось избежать существенных потерь от инфекционных заболеваний.
Стремление ученых улучшить обеспечение фронта и тыла продовольствием проявилось в работе специальной комиссии во главе с акад. Л.А. Орбели, которая начала свою деятельность в апреле 1942 г. в Казани. Перед ней была поставлена задача выявления дополнительных пищевых ресурсов. В состав комиссии входили две подкомиссии - ботаническая и зоологическая. Опираясь на ученых Ботанического института АН СССР и исследовательских учреждений Поволжья, она организовала изучение растительных ресурсов региона, поиски новых видов пищевого сырья. Комиссия стимулировала исследования зоологов по изучению проблемы динамики численности животных, разработке методов прогнозирования вредных и промысловых животных, оценки различных животных с точки зрения их значения в качестве источника пищи и сырья для промышленности.
Усилия научных работников инженерных специальностей были направлены на разрешение задач, связанных с улучшением существовавших и созданием новых машин, орудий и приборов, совершенствованием методов ремонта тракторов, комбайнов, автомашин, с повышением их эксплуатационных качеств, изысканием новых видов топлива для сельхозмашин и его экономии. Исследования в области экономики и организации сельского хозяйства были посвящены проблемам экономики и организации совхозного и колхозного производства, созданию хозяйств в пригородных зонах, нормированию и оплате труда в них, организации и управлению машинно-тракторными станциями, экономике передовых агро-зоотехнических приемов.
В 1941-1945 гг. Поволжье являлось одной из житниц страны, снабжавшей фронт и тыл продовольствием, а индустрию сырьем. Одна из труднейших задач военного времени - задача мобилизации продовольственных ресурсов региона - была решена с помощью науки.
Свой вклад в борьбу советского народа с фашизмом вносили и ученые гуманитарных областей знания. В трудах поволжских исследователей, издававшихся в годы войны, разоблачалась реакционная сущность фашистской идеологии, раскрывалось героическое прошлое Родины, рассказывалось о борьбе русского народа с иностранными интервентами, об истории Красной Армии. Были подготовлены серии работ о прогрессивных традициях и культурных сокровищах народов нашей страны. В 1942 г. началось издание серии научно-популярных брошюр о Великой Отечественной войне, а также знаменитых полководцах прошлого. Над этой темой активно трудились ученые Казани.
Учеными была развернута большая работа по патриотическому воспитанию на фронте и в тылу. В 1942 г. в Казани было создано бюро научной пропаганды АН СССР, а в Саратове по инициативе ректора ЛГУ A.A. Вознесенского - лекторий. Только за полтора года войны было прочитано 1200 лекций, на которых побывало около 200 тыс. человек. Активными лекторами и докладчиками являлись академики Г.М. Кржижановский, О.Ю. Шмидт, С.Л. Соболев, члены-корреспонденты - Н.Л. Мещеряков, С.Ф. Федоров, профессора О.Л. Вайнштейн, H.A. Карнатовский, В.В. Мавродин, Н.К. Чуковский, доценты В.А. Стальный, М.М. Гаврилов, А.Н. Коган.
Интенсивно вели научные изыскания филологи. Особое значение приобретали труды, посвященные русскому языку. Они воспитывали уважение и любовь к отечественной культуре, патриотическую гордость, чувство ответственности за великое национальное наследие.
Одной из важных форм деятельности ученых - гуманитариев являлись научные конференции; их подготовка и проведение, естественно, заключали в себе глубокий исследовательский смысл и пропагандистско-просветительную направленность. Научная, публицистическая и пропагандистская работа поволжских ученых гуманитарных областей знания - одно из существенных направлений нашей науки в годы Великой Отечественной войны.
Война оказалась ставкой не только на физическую, но и духовную выносливость советских ученых. И они мужественно выдержали это испытание. Характерными чертами в их деятельности были: оперативность, коллективизм в решении сложных задач, готовность отдать все силы и знания для выполнения срочных запросов фронта и тыла, тесная связь с производством, высокая дисциплина и инициатива, большая личная ответственность, взаимовыручка, настойчивость во внедрении разработанных предложений. Все это вместе взятое обеспечило их высокую творческую активность и отдачу. Помощь фронту научные сотрудники расценивали не как какую-то благотворительность, которую можно выполнять, а можно и не выполнять, а как свой моральный долг перед Родиной.
Науку, вклад ее в дело обороны они во время войны рассматривали как третий фронт, и от того, как он функционировал, зависела судьба страны.
Нельзя обойти вниманием и еще одну черту научных работников - это бескорыстную помощь жителям освобожденных районов от немецко-фашистской оккупации. В настоящее время, когда связи с некоторыми из них прерваны, полезно вспомнить, что единство и взаимопомощь помогли выстоять и вернуться к нормальной мирной жизни.


1. Акулинина Е.Н. Воспоминания. //Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 1 0086/2, Л.5.
2. Альтшулер Н. «Есть даты, которые никогда не забуду...» /О С. Альтшулере // Казань. - 2001. - № 6. - С. 70-78.
3. Бондаренко В.А. Наш Плакатин / В.А. Бондаренко //Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 10070, Л.1.
4. Вульфсон Г. Н. Страницы памяти / Г.Н. Вульфсон, Н.П. Муньков //Во имя Отчизны. Казанский университет в годы Великой Отечественной войны. - Казань, 1975. - С. 50
5. Живая память: воспоминания детей войны: [сб.] / [сост. В. Ф. Телишев; науч. ред. Р. Г. Минзарипов]. Казань: Казан. ун-т, 2013 Вып. 1 - 188 с.
6. Завойская Н. Родительский дом // Казань. - 1999. № 7/8. - С. 101.
7. Иванова Р. Г. Студенческая жизнь в годы Великой Отечественной войны. Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета (ОРРК НБЛ КГУ), ед. хр. 10078, л.
3.
8. Кузнецова Н. К. Лекции академиков: из воспоминаний и дневника // Казань. 1999 № 7/8.
9. Плакатин А.П. Письмо с фронта / А.П. Плакатин // Казанский университет, май 2005. - С.8.
10. Фронтовики - ученые Казанского университета: вклад участников Великой Отечественной войны в развитие Казанского университета: воспоминания современников, сотрудников кафедр, детей и родных / отв. ред. Ю. Г. Коноплев. - Казань: Хэтер, 2000. -213 с.
1. Отчеты исторического факультета за 1 семестр 1939/40 учебного года // Национальный архив Республики Татарстан, ф. Р-1337, оп. 2, д. 8, 5 л.
2. Отчеты исторического факультета за 1940-1941 учебный год //Национальный архив Республики Татарстан, ф. Р-1337, оп.2, д.12, 6 л.
1. Амалиева Г. Г. Студенты Казанского университета в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Г.Г. Амалиева // Татарстан в годы Великой Отечественной войны: люди, события, память. - Казань, 2006. - С. 182-189.
2. Вишленкова Е.А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани / Е.А. Вишленкова, С.Ю. Малышева, А.А. Сальникова. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. - 500 с.
3. Во имя Отчизны: Казанский университет в годы Великой Отечественной войны / гл. ред. И. М. Ионенко. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. - 317 с.
4. «Во имя павших и живых во имя...»: книга памяти Казанского университета / авт.-сост. В. Ф. Телишев; науч. ред. Р. Г. Минзарипов. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. - 122 с.
5. Вспомним всех поименно...: преподаватели и студенты Казанского государственного университета - участники Великой Отечественной войны / сост. Н. Е. Камков. - Казань: [Б. и.], 1995. - 47 с.
6. Гайдукова Н. М., Кореева Н. С. «Все вместе, без различия чинов и званий...» // Казань. - 2010. - № 5. - С. 66-71.
7. Гатауллин Р. В., Краева Л. Г. Преподаватели и сотрудники КГПУ на фронтах Великой Отечественной войны // Музейный вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2004. - Вып. 1. - С. 112-117.
8. Гильманов З.И. Татарская АССР в годы Великой Отечественной войны /
3. И. Гильманов. - Казань. Татарское книжное издательство, 1977. - 293 с.
9. Гракина Э.И. Ученые России в Годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 / Э.И. Гракина. - М.: Институт российской истории РАН, 2000. - 320 с.
10. Ионенко И. М., Попов В. А. Казанский университет в годы Великой Отечественной войны. Казань, 1985. - 159 с.
11. Исаков А.П., Исаков Е.П. Летопись Казанского государственного университета (история в фактах, подтверждённых документами): в 2 т. - Казань; Лондон: МИАН, 2004. - Т. 1: 1804-1945 гг. - 488 с.
12. История Казанского университета. 1804 - 1904 // Казанские истории, 2005. - №7-8.
13. История Казанского университета имени В.И. Ульянова - Ленина / под ред. Д.Я. Мартынова. - Москва,1954. -С.247.
14. История Татарской АССР / под ред. З.И. Гильманова, М.К. Мухарямова/ - К: Таткнигоиздат, 1980. - 440 с.
15. Королёв В. Ректоры Казанского университета / В. Королёв. - Казань: КФУ, 2015. - 470 с.
16. Нигматов З. Г. Казанский государственный институт в годы Великой Отечественной войны / З.Г. Нигматов // Музейный вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2005. - Вып. 2. - С. 7-13.
17. Очерки истории Казанского университета / В.В. Астафьев, А.Н. Бикташева, Е.А. Вишленкова; отв. ред. И.П. Ермолаев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 580 с.
18. Писарева С. В. Линия научной обороны / С.В. Писарева // Казань. 1999. № 7/8. - С. 66-72.
19. Профессора исторического факультета Казанского университета (19391999): библиографический словарь / отв. ред. Г.Н. Вульфсон. - Казань, 1999. - 180 с.
20. Тимофеева Л. С. Студенческая жизнь в годы Великой Отечественной войны (по воспоминаниям студентов военных лет) / Л.С. Тимофеева //
Татарстан в годы Великой Отечественной войны: люди, события, память. - Казань, 2006. - С. 287-301.
21. Шафиков Я. Казанский университет / Я. Шафиков. - Казань: «Идель- Пресс», 2004. - 420 с.
22. Этот день мы приближали, как могли...» /(из газетной летописи КГУ) / сост. В. В. Астафьев; науч. ред. Р. Г. Минзарипов. - Казань: Казан. ун-т, 2010.152 с.
23. Военный подвиг казанского математика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://newspaper.kpfu.ru/blogs/megablog/news-voennvv-podvig- kazanskogo-matematika
24. Казань в годы войны: госпитальная база [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://realnoevremva.ru/articles/30814
25. За орденом - подвиг! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://newspaper.kpfu.ru/blogs/za-medalvu-podvig/news-za-ordenom-podvig- mtnujin/
26. Ректор военного лихолетья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //Казанский университет: интернет версия газеты. - 2005. - №8-9. - http://ku- archiv02.kpfu.ru/archiv1/0505/5.htm
27. Яруллина Г. М. Создание и становление исторического факультета Казанского Государственного Университета в предвоенные и военные годы (1939- 1945): история и повседневность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 3336-3340. - URL: http://e- koncept.ru/2013/53673.htm.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ