Референдум как форма прямой демократии в РФ (Российский государственный университет правосудия)
|
Введение 3
1 Теоретические основы института референдума в РФ 5
1.1 Понятие института референдума и его сущность 5
1.2 Конституционно-правовое соотношение референдума и выборов как высших форм непосредственного народовластия в России 8
1.3 Практика проведения местных референдумов в России 15
2 Актуальные вопросы проведения референдума в России 19
2.1 Проблемы реализации референдума в России 19
2.2 Административная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
1 Теоретические основы института референдума в РФ 5
1.1 Понятие института референдума и его сущность 5
1.2 Конституционно-правовое соотношение референдума и выборов как высших форм непосредственного народовластия в России 8
1.3 Практика проведения местных референдумов в России 15
2 Актуальные вопросы проведения референдума в России 19
2.1 Проблемы реализации референдума в России 19
2.2 Административная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Актуальность темы исследования определяется тем, что референдум как форма непосредственной демократии является относительно новым политико‐правовым институтом российской государственности, по сравнению с западными демократиями.
Основу данного института непосредственной демократии составляют координационные механизмы взаимодействия органов публичной власти и общественности, так как его реализация предусматривает прямое участие органов публичной власти в его осуществлении.
В референдуме в обязательном порядке принимают участие органы публичной власти соответствующего территориального уровня, которые несут ответственность за его организацию и проведение. Именно на органы государственной власти и местного самоуправления действующее законодательство возлагает ответственность по принятию значимых решений.
Небольшой практический опыт проведения референдумов в России объясняется рядом фактором, среди которых особенности российского менталитета, недостаточно высокий уровень политической культуры россиян, который наряду с распространенностью таких форм деформации правового сознания, как правовой нигилизм и правовой идеализм в совокупности существенно нивелируют эффективность реализации декларируемых возможностей для участия населения в управлении государством и обществом.
Таким образом, должным образом скоординированная деятельность органов публичной власти, населения, общественных формирований является гарантом действенного осуществления отдельно взятой формы непосредственной демократии и в целом положительно влияет на развитие демократических традиций в России и формирование гражданского общества.
Целью настоящей работы является изучение референдума как высшей формы непосредственной демократии.
Согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие института референдума и его сущность;
- раскрыть конституционно-правовое соотношение референдума и выборов как высших форм непосредственного народовластия в России;
- проанализировать практику проведения местных референдумов в России;
- выявить проблемы реализации референдума в России;
- определить административную ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе проведения референдума.
Предметом - нормативно-правовые акты, взгляды исследователь, раскрывающие сущность и особенности референдума в РФ.
Степень разработанности темы определяется тем, что проблемы прямой демократии были в центре внимания не только специалистов в области конституционного права, но и теоретиков государства и права, историков, социологов, политологов. Многим аспектам рассматриваемой темы посвятили свои работы С.А. Авакьян, М,В.Баглай, О.Е. Кутафин, М.Н. Марченко, И.П. Трайнин, В.Е.Чиркин, М.Ф. Чудаков, Д.Ю. Шапсугов и другие специалисты.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Методологическую основу данной работы составили всеобщие принципы научного познания (объективности, всесторонности, системный, функциональный, логический, исторический, диалектика теоретического и практического в научном познании), а также общеправовые и специально-юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.).
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка источников.
Основу данного института непосредственной демократии составляют координационные механизмы взаимодействия органов публичной власти и общественности, так как его реализация предусматривает прямое участие органов публичной власти в его осуществлении.
В референдуме в обязательном порядке принимают участие органы публичной власти соответствующего территориального уровня, которые несут ответственность за его организацию и проведение. Именно на органы государственной власти и местного самоуправления действующее законодательство возлагает ответственность по принятию значимых решений.
Небольшой практический опыт проведения референдумов в России объясняется рядом фактором, среди которых особенности российского менталитета, недостаточно высокий уровень политической культуры россиян, который наряду с распространенностью таких форм деформации правового сознания, как правовой нигилизм и правовой идеализм в совокупности существенно нивелируют эффективность реализации декларируемых возможностей для участия населения в управлении государством и обществом.
Таким образом, должным образом скоординированная деятельность органов публичной власти, населения, общественных формирований является гарантом действенного осуществления отдельно взятой формы непосредственной демократии и в целом положительно влияет на развитие демократических традиций в России и формирование гражданского общества.
Целью настоящей работы является изучение референдума как высшей формы непосредственной демократии.
Согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие института референдума и его сущность;
- раскрыть конституционно-правовое соотношение референдума и выборов как высших форм непосредственного народовластия в России;
- проанализировать практику проведения местных референдумов в России;
- выявить проблемы реализации референдума в России;
- определить административную ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе проведения референдума.
Предметом - нормативно-правовые акты, взгляды исследователь, раскрывающие сущность и особенности референдума в РФ.
Степень разработанности темы определяется тем, что проблемы прямой демократии были в центре внимания не только специалистов в области конституционного права, но и теоретиков государства и права, историков, социологов, политологов. Многим аспектам рассматриваемой темы посвятили свои работы С.А. Авакьян, М,В.Баглай, О.Е. Кутафин, М.Н. Марченко, И.П. Трайнин, В.Е.Чиркин, М.Ф. Чудаков, Д.Ю. Шапсугов и другие специалисты.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Методологическую основу данной работы составили всеобщие принципы научного познания (объективности, всесторонности, системный, функциональный, логический, исторический, диалектика теоретического и практического в научном познании), а также общеправовые и специально-юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.).
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка источников.
В соответствии с Конституцией референдумы и выборы занимают особое место в системе народовластия, являясь высшим непосредственным выражением воли народа в управлении делами государства. Особую значение, с точки зрения реализации равенства прав граждан, имеет референдум. Участие в референдуме позволяет гражданам выступать в качестве непосредственных субъектов права.
Значимость референдумов проявляется также в том, что они не только отражают интересы и волю народа, но и способствуют развитию само‐ управления в жизни общества. Одновременно данная форма непосредственной демократии имеет важный мировоззренческий характер, позволяя выразить индивиду свою волю. Посредством ее применения происходит рост самосознания населения, его самоорганизация, понимание своей значимости и роли в решении вопросов различных сфер жизнедеятельности общества. В ходе референдума народ представляется носителем суверенитета, а принятые решения, выраженные в правовых нормах, получают легитимность. Это придает правовым нормам определенный авторитет.
В настоящее время действует блок законодательных актов, регламентирующих механизм проведения референдумов в России. Правовую основу указанной формы непосредственной демократии составляют Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Анализ правового регулирования исследуемой сферы правоотношений свидетельствует, что, несмотря на совершенствование административно‐правового механизма проведения референдумов на протяжении последних двадцати лет, уточнения и конкретизацию процедур, стадий осуществления данной формы непосредственной демократии, определение юридической значимости принимаемых решений, интенсивность проведения референдумов остается низкой В России референдумы не получили широкого распространения, также в силу громоздкости процедуры их проведения, в том числе порядка выдвижения инициативы.
Установление жесткого нормативного регулирования в проведении референдума законодателем могло зависеть от ряда обстоятельств. При всех положительных характеристиках референдума, как института непосредственной демократии, его проведение может носить и негативные моменты. В частности, при существующем определенном абсентеизме на выборах со стороны избирателей, итоги референдума, понимаемого как всенародное голосование, могут на практике не отражать интересы всего общества. Наиболее активные группы населения могут провести решение, которое не соответствует взглядам большинства граждан, не явившихся на голосование. То есть из‐за низкой явки результаты референдума могут быть искажены. Кроме того, инициатива по проведению референдума может быть использована оппозиционными партиями. Являясь политическими аутсайдерами (к их числу в России можно отнести большинство партий либерального направления), они могут получить дополнительную трибуну для своей агитации, использовать референдум как рычаг давления на органы власти. Призрак же «оранжевых революций» вызывает обеспокоенность, как представителей власти, так и большинства российских граждан. В целом постановка определенных вопросов на референдум может привести к резкой поляризации общества.
Вместе с тем, несмотря на некоторые сложности, референдум остается сильным инструментом решения возникающих проблем, и его применение во многом обусловлено и связано с развитием демократических институтов России, гражданского общества в целом.
Значимость референдумов проявляется также в том, что они не только отражают интересы и волю народа, но и способствуют развитию само‐ управления в жизни общества. Одновременно данная форма непосредственной демократии имеет важный мировоззренческий характер, позволяя выразить индивиду свою волю. Посредством ее применения происходит рост самосознания населения, его самоорганизация, понимание своей значимости и роли в решении вопросов различных сфер жизнедеятельности общества. В ходе референдума народ представляется носителем суверенитета, а принятые решения, выраженные в правовых нормах, получают легитимность. Это придает правовым нормам определенный авторитет.
В настоящее время действует блок законодательных актов, регламентирующих механизм проведения референдумов в России. Правовую основу указанной формы непосредственной демократии составляют Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Анализ правового регулирования исследуемой сферы правоотношений свидетельствует, что, несмотря на совершенствование административно‐правового механизма проведения референдумов на протяжении последних двадцати лет, уточнения и конкретизацию процедур, стадий осуществления данной формы непосредственной демократии, определение юридической значимости принимаемых решений, интенсивность проведения референдумов остается низкой В России референдумы не получили широкого распространения, также в силу громоздкости процедуры их проведения, в том числе порядка выдвижения инициативы.
Установление жесткого нормативного регулирования в проведении референдума законодателем могло зависеть от ряда обстоятельств. При всех положительных характеристиках референдума, как института непосредственной демократии, его проведение может носить и негативные моменты. В частности, при существующем определенном абсентеизме на выборах со стороны избирателей, итоги референдума, понимаемого как всенародное голосование, могут на практике не отражать интересы всего общества. Наиболее активные группы населения могут провести решение, которое не соответствует взглядам большинства граждан, не явившихся на голосование. То есть из‐за низкой явки результаты референдума могут быть искажены. Кроме того, инициатива по проведению референдума может быть использована оппозиционными партиями. Являясь политическими аутсайдерами (к их числу в России можно отнести большинство партий либерального направления), они могут получить дополнительную трибуну для своей агитации, использовать референдум как рычаг давления на органы власти. Призрак же «оранжевых революций» вызывает обеспокоенность, как представителей власти, так и большинства российских граждан. В целом постановка определенных вопросов на референдум может привести к резкой поляризации общества.
Вместе с тем, несмотря на некоторые сложности, референдум остается сильным инструментом решения возникающих проблем, и его применение во многом обусловлено и связано с развитием демократических институтов России, гражданского общества в целом.
Подобные работы
- Конституционно-правовое регулирование и проведение референдума в Российской Федерации (Барнаульский Юридический Институт МВД)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовое регулирование референдума в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - СУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ О КОМПЕТЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(12. 00. 02 )
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Принцип доступности правосудия в гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах в российской и зарубежной правовой доктрине
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022 - Принципы разделения, тенденции развития и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - Защита Конституционным Судом РФ права на участие в общественных объединениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Конституционный суд Российской Федерации: современное состояние, проблемы, тенденции и перспективы развития
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020



