Астафьев Н.В. Дипломный проект на тему «Обоснование организации маркетинговой службы на заводе «КОММАШ»», - Арзамас: АПИ(ф)НГТУ, 2006. - с.
В пояснительной записке изучены основные задачи и методы анализа маркетинговой деятельности на предприятиях, проанализировано состояние маркетинговой службы на ОАО «КОММАШ», разработаны предложения по совершенствованию маркетинговой службы.
Предложены мероприятия по расширению сбытовой сети, по изменению системы управления маркетингом, участию в совершенствовании сбытовой сети и форм доставки продукции потребителям, предоставлению необходимого информационного обеспечения.
Ожидаемый эффект от внедрения предложенных мероприятий позволит маркетинговой службе наиболее полно реализовать свои функции, осуществить долгосрочное планирование, поиск новых направлений деятельности предприятия, разработку перспективных программ и т.д.
Введение
В нашей стране вопросам маркетинга уделяется внимание с начала 70-х годов. В 1976 г. при Торгово-промышленной палате была организована секция по вопросам маркетинга. Однако в 70-х - 80-х годах предприятия не имели реальных возможностей оперативно реагировать на изменения в спросе, маневрировать ресурсами и производственными мощностями. Правда, использовались некоторые элементы маркетинга: сбор и распространение информации, проведение конъюнктурных и связанных с ними научных исследований, реклама, анализ и прогнозирование рынков. Вместе с тем выводы из этих разработок применялись в основном в ведомствах внешней и очень мало внутренней торговли. Разумеется, нельзя было считать комплексным внедрение маркетинга.
В настоящее время Россия отстает в практическом использовании маркетинга, еще в 1987 г. отсутствовали маркетинговые подразделения в промышленности и торговле. Переход к рыночным отношениям является важной предпосылкой развития маркетинга. Предприятия России могут не копируя, а творчески воспринимая и внедряя с учетом своей специфики маркетинг, способствовать борьбе с диктатом поставщика, стимулировать предприимчивость, а также удовлетворение имеющихся потребностей.
В современный период задача маркетинговой службы заключаются в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого определять направление совершенствования своей деятельности, доводить эту информацию до всех других подразделений предприятия. Поэтому необходимо создание эффективной маркетинговой службы на предприятии.
Проблемы организации маркетинговой службы в после перестроечные времена являются весьма актуальными, так как большинство государственных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга.
Эти обстоятельства и определили тему дипломного проекта: «Обоснование организации маркетинговой службы на ОАО «КОММАШ»».
Объектом исследованием является ОАО «КОММАШ» - предприятие, выпускающее коммунальную технику.
Целью работы является изучение и освоение организации маркетинговой службы и ее совершенствование.
Основными задачами являются:
1. Изучить основные задачи и методы анализа маркетинговой деятельности на предприятиях.
2. Проанализировать состояние маркетинговой деятельности на ОАО
«КОММАШ».
3. Разработать предложения по совершенствованию работы службы маркетинга.
В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, я концентрирую внимание именно на службе маркетинга, на том как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить эффективность, а следовательно, и прибыльность фирмы.
Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Некоторые директора предприятий недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствии прямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы. Хотя исследования дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т. д., и таким образом маркетинговые исследования повышают прибыльность предприятия.
Маркетинговая политика предприятия является логическим продолжением исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определения цены, стратегии сбыта и продвижения.
Ценовая политика помогает опредёлить "истинную цену" товара,
выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию
смены ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю прогадать в
определении цены, а также завысить ее, что в обоих случаях могло бы
привести к банкротству.
Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.
Без тактики продвижения товара (реклама, ярмарки, директ-маркетинг, и др.) не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растет, увеличивается количество как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что маркетинг не только повышает эффективность и прибыльность, но и является неотъемлемой частью политики предприятия.
В дипломном проекте обоснована организация маркетинговой деятельности на заводе «КОММАШ». Задачи маркетинга предприятия включают в себя различные виды деятельности, которые связаны между собой и охватывают планирование, ценообразование, продажу, доставку товаров и оказание услуг, в которых существует потребность у реальных и потенциальных потребителей данного завода. В современный период задача маркетинговой службы завода заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого, определять направление совершенствования своей деятельности, доводить эту информацию до всех других подразделений предприятия. Для этого необходимо чтобы маркетинговая служба была более эффективной. В дипломном проекте определены основные задачи и методы анализа маркетинговой деятельности на предприятии. Проанализировано состояние маркетинговой службы на заводе «КОММАШ». Дана характеристика завода, произведён анализ спроса на продукцию, рынков сбыта готовой продукции, анализ ценовой политики, конкурентоспособности продукции. На основании полученных данных можно сделать вывод, что эффективность маркетинговой службы необходимо повышать.
Для совершенствования маркетинговой службы на заводе «КОММАШ» предлагаются следующие мероприятия:
- расширение сбытовой сети;
- изменение системы управления маркетингом;
- регулярное выделение средств для проведения рекламных мероприятий;
- организация и обучение торговых агентов, и их обеспечение всей необходимой документацией и рекламными материалами по сбыту продукции;
Рассчитав основные показатели эффективности инвестиционных проектов можно сделать вывод, что предложенные мероприятия являются достаточно эффективными. Об этом свидетельствует тот факт, что показатели эффективны инвестиций соответствуют определенным условиям, а именно: чистый дисконтируемый доход является положительным числом, внутренняя норма доходности больше нормы дисконта, индекс доходности инвестиций больше единицы и составляет с дисконтированием 5,15, а без дисконтирования - 5,49. Срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования 2,68 месяца, без дисконтирования 2,18 месяца. Все это говорит о том, что затраты на совершенствование маркетинговой деятельности очень быстро окупаются.
31. Фадеев В.Ю. Компьютерные технологии в маркетинге. М.,2005.
32. Хисрик Роберт Д, Джексон Ральф В. Торговля и менеджмент продаж / Пер. с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006.
33. Хруцкий В.Е. «Современный маркетинг», 2000 г.
34. Хлусов В.П. Основы маркетинга. М., «Издательство ПРИОР»,
2000.
35. Экономика промышленности. Т. 1. Общие вопросы экономики
Учебное пособие для ВУЗов в 3-х т. // Методология основы менеджмента. Стратегический менеджмент. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во МЭИ, 2001.