Оценка качества оказания услуг в сфере здравоохранения по критерию удовлетворенности пациентов (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1 г. Барнаула» .
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Есть приложение (Анкета, характеризующая степень удовлетворенности качеством медицинской помощи)
Есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты оценки качества оказания услуг населению в сфере здравоохранения 7
1.1 Понятие и стадии оценки качества оказания медицинских услуг 7
1.2 Нормативно-правовая основа оценки качества медицинских услуг 15
1.3 Внешний и внутренний (вневедомственный и ведомственный) контроль качества оказания медицинских услуг 20
Глава 2. Практика оценки качества оказания медицинских услуг населению в медицинской организации (КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул») 26
2.1 Общая характеристика КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул» 26
2.2 Анализ системы оценки качества оказания медицинских услуг населению в КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул» 35
2.3 Оптимизация системы оценки качества оказания медицинских услуг населению 47
Заключение 65
Список используемых источников и литературы 68
Приложение 1…………………………………………………………………….72
В статье 25 Всеобщей Декларации прав человека закреплено право каждого человека на медицинский уход, необходимый для поддержания его здоровья. Данное положение Декларации нашло свое закрепление и в национальном законодательстве России – в соответствии с частью 1 ст. 41 Конституции нашего государства , каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается в государственных, муниципальных и частных (коммерческих) учреждениях и организациях здравоохранения. При этом представляется очевидным, что медицинская помощь и медицинские услуги являются категориями, которые, помимо прочего, связаны с качественными характеристиками, иными словами, качество оказываемых медицинских услуг может оцениваться и должно оцениваться. По сути, оценка качества медицинских услуг является важнейшим механизмом, направленным на развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, что в соответствии с частью 2 ст. 41 Конституции России является важнейшей задачей государства. Именно система оценки качества медицинских услуг позволяет сделать вывод о том, действительно ли медицинский работник «направляет режим больных к их выгоде сообразно с его силами и его разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости, чисто и непорочно проводит свое искусство», как он обязан делать это в соответствии с Клятвой Гиппократа. При этом очевидно, что система оценки качества оказания медицинских услуг характеризуется существенной проблематикой. Медицина представляет собой крайне сложную науку, которую вряд ли можно назвать точной. В совокупности с тем, что по своей правовой природе результат оказания услуги не носит овеществленного характера, это обуславливает трудности с оценкой качества медицинской услуги «по результату». Тоже самое можно говорить и об оценке качества медицинской помощи с точки зрения процесса, т.е. соблюдения медицинским работником клинических рекомендаций (протоколов лечения), разработанных на нормативном уровне. Здесь, опять-таки в силу специфики медицины, соблюдение указанных рекомендаций (протоколов) в действительности может означать лишь формальный подход медицинского работника к выполнению своих обязанностей в сфере охраны здоровья граждан, когда стремление соблюсти процедурные требования превалирует над результатом. Оценка качества медицинских услуг на основании мнения пациентов (посредством анкетирования, анализа поступивших от них жалоб и благодарностей и т.д.) так же несет в себе существенный субъективный элемент и не может выступать полностью объективным показателем.
Иными словами, насколько очевидными представляются важность и значимость оценки качества медицинских услуг, насколько же очевидными представляются и существенные проблемы, препятствующие построению действительно объективной системы оценки качества медицинской помощи, что и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Цели работы – комплексный анализ системы оценки качества медицинских услуг, оказываемых населению, выявление присущих исследуемой сфере проблем и предложение путей их решения.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и стадии оценки качества оказания медицинских услуг;
охарактеризовать нормативно-правовую основу оценки качества медицинских услуг;
изучить внешний и внутренний (вневедомственный и ведомственный) контроль качества оказания медицинских услуг;
дать общую характеристику КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул»;
провести анализ системы оценки качества оказания медицинских услуг населению в КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул»;
определить основные направления оптимизации системы оценки качества оказания медицинских услуг населению.
Объект исследования – качество оказания услуг населению медицинских услуг.
Предмет исследования – теория и практика оценки качества оказания медицинских услуг.
Нормативная база исследования – административное и медицинское законодательство Российской Федерации, подзаконные акты органов государственного управления здравоохранением.
Эмпирическая база исследования основана на практике оказания медицинских услуг населению КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул».
Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов, как Ю. Авдеева, И. Василенко, С. Евстигнеев, О. Нестеров, Ю. Швец, А. Шеин и др.
Методологию работы составляют как общенаучные (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, индукция и дедукция, аналогия и классификация), так и частные методы (статистический метод, социологический метод, контент-анализ и т.д.).
Каждый из использованных в исследовании методов имеет свое предназначение и направлен на получение конкретного результата. В частности, анализ литературы позволил определить, какие основные подходы к понятию и сущности оценки качества медицинских услуг имеются в современной науке. Анализ нормативно-правовой базы исследования позволил уяснить основные императивные установления государства относительно предмета исследования. Индукция и дедукция, аналогия и классификация представляют собой универсальные, общефилософские методы научного исследования и позволяют более глубоко и объективно изучить предмет исследования посредством выделения его значимых признаков, общих закономерностей и частных проявлений, сходств и различий по сравнению с аналогичными явлениями и др. Статистический метод позволил рассмотреть предмет исследования с точки зрения динамики и оценки его основных показателей на протяжении определенного периода, социологический метод позволил изучить практику и проблемы, связанные с методами и механизмами выявления мнения пациентов относительно качества медицинских услуг, метод контент-анализа позволил исследовать объемные массивы информации о деятельности базовой организации.
Работа включает в себя две главы, состоящие в общей сложности из шести параграфов.
1) Оценка качества медицинских услуг представляет собой совокупный анализ факторов, характеризующих оказанную медицинскую услугу с точки зрения профессиональной компетентности медицинского персонала, доступности медицинской помощи, результативности медицинской услуги, ее безопасности и экономической эффективности, а так же удовлетворенности пациента.
При этом очевидно, что объективность оценки может быть достигнута исключительно в том случае, если в ее основу будет положен анализ всех вышеперечисленных факторов.
2) Центральное место в системе нормативно-правового регулирования оценки качества медицинских услуг занимают подзаконные акты (приказы) Министерства здравоохранения Российской Федерации, которые достаточно детально раскрывают вопросы, связанные с критериями, методами и формами контроля качества медицинской помощи.
Нормативные акты органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, по сути, лишь дублируют положения актов федерального министерства. Следовательно, можно говорить о том, что в вопросах оценки качества медицинских услуг региональные органы государственной власти не проявляют в пределах своих полномочий достаточной инициативы, предпочитая использовать наработки федеральных органов.
3) Субъекты контроля качества медицинской помощи и медицинских услуг можно разделить на две большие группы в зависимости от их отношения к системе здравоохранения. Это могут быть внутренние (ведомственные) и внешние (вневедомственные) субъекты.
Безусловно, контроль со стороны каждой из указанных групп характеризуется своими преимуществами и недостатками, соответственно, максимальная эффективность контроля может быть достигнута только в том случае, если ведомственный и вневедомственный контроль гармонично дополняют друг друга.
4) КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул» является государственным учреждением здравоохранения Алтайского края, подведомственным Министерству здравоохранения края. Основная задача поликлиники – оказание гражданам бесплатной медицинской помощи в рамках соответствующих программ государственных гарантий. Кроме того, Поликлиника предоставляет медицинские услуги на платной основе.
В целом кадровая ситуация в Поликлинике характеризуется стабильностью – уровень укомплектованности персонала за последние 3 года увеличивается и в любом случае превышает средний показатель по государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения Алтайского края.
5) Система оценки качества медицинских услуг, оказываемых КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул» включает в себя статистические показатели, связанные с процессом (процедурой) оказания медицинской помощи и результатов оказания такой помощи, а так же показатели, характеризующие удовлетворенность пациентов качеством медицинских услуг, получаемые посредством анализа анкетирования граждан в сети Интернет и непосредственно в Поликлинике, а так же тематики (структуры) обращений граждан (пациентов и их родственников) на имя руководства Поликлиники.
5) Оптимизация системы оценки качества оказания медицинских услуг населению в первую очередь должна быть связана с приданием такой оценке комплексного характера.
Очевидно, что каждый конкретный критерий – будь они связаны с формальными результатами медицинского вмешательства или же с субъективным мнением пациента, в любом случае грешит необъективностью. Далеко не в каждом случае медицинское вмешательство может привести к положительному результату, и далеко не каждое негативное мнение пациента о качестве оказанной ему медицинской помощи действительно отражает низкий уровень профессиональной деятельности медицинских работников и организации в целом.
Соответственно, объективную картину относительно качества медицинской помощи, оказываемой конкретной организацией, можно получить только в случае использования системы методов и механизмов оценки, которые в своей совокупности позволят нивелировать недостатки друг друга.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. – 1993. - № 237.
2. Всеобщая декларация прав человека, принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право. - 1995. Т. 2.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. – 1994. - № 238-239.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Российская газета. - 2011. - № 241.
5. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // Российская газета. – 1992. - № 95.
6. Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 г. № 203н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2017. - № 3.
7. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14.05.2015 г. № 240 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2015. - № 3.
8. Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 г. № 1340н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2012. - № 6.
9. Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Постановление Правительства Алтайского края от 29 декабря 2018 года № 482 // Алтайская правда. – 2019. - № 1.
10. Об организации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности: Приказ Главного Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 17 февраля 2014 года № 100 // Алтайская правда. – 2014. - № 23.
11. О структуре и штатной численности КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул: Приказ Министерства здравоохранения Алтайского края от 14 марта 2018 года № 1322 // Документ официально опубликован не был.
12. Устав КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул», утв. Распоряжением Министерства здравоохранения Алтайского края 14 марта 2016 года // Документ официально опубликован не был.
13. Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1, г. Барнаул», утв. Приказом Главного врача КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1, г. Барнаул» от 14 марта 2017 года № 67 // Документ официально опубликован не был.
14. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) // Разработаны ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора. – М, 2015.
15. Статистические и аналитические материалы Министерства здравоохранения Алтайского края за 2016-2018 годы // [Электрон. ресурс]. – Официальный Интернет-сайт Министерства здравоохранения Алтайского края. URL: http://zdravalt.ru (дата обращения: 30.09.2019).
16. Отчеты Главного врача КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул» за 2016-2018 годы // Документы официально опубликованы не были.
17. Авдеева, Ю. В. Управление качеством медицинской помощи / Ю.В. Авдеева // Медицина и здравоохранение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. — С. 81-84.
18. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. – М.: Директ-медиа, 2014. – 483 с.
19. Голышев, А.Я. Концепция создания системы управления качеством в лечебно-профилактических учреждениях» помощи / А.Я. Голышев, О.М. Носырева // Медицинские конференции. – 2016. - № 4. – С. 102.
20. Евстигнеев, С.В. Оценка качества медицинской помощи в стационаре по критерию удовлетворенности пациентов и врачей / С.В. Евстигнеев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2016. - № 4. – С. 55-60.
21. Иванов, А.Н. Стандарты ISO (Международной организации по стандартизации) / А.Н. Иванов. - М.: Волтеркс-Клувер, 2016. – 215 с.
22. Колоколов, Г.Р. Медицинское право / Г.Р. Колоколов, Н.И. Махонько. – М.: Городец, 2014. - 374 с.
23. Нестеров, О.Л. Уровни контроля качества медицинской помощи / О.Л. Нестеров // Главный врач. – 2017. - № 4. – С. 64-69.
24. Рожкова, Е.В. Качество медицинской услуги и его оценка / Е.В. Рожкова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2013. - № 4. – С. 49-54.
25. Стеценко, С.Г. Медицинское право / С.Г. Стеценко. – М.: Юрайт, 2014. – 295 с.
26. Сунгурова, Е.А. Система оценки качества медицинской помощи в Российской Федерации / Е.А. Сунгурова // Вятский медицинский вестник. – 2017. - № 4. – С. 48-54.
27. Шамшурина, Н.Г. Экономика и управление в здравоохранении / Н.Г. Шамшурина, В.И. Шамшурин. – М.: КноРус, 2017. – 404 с.
28. Швец, Ю.Ю. Характеристики качества медицинской услуги / Ю.Ю. Швец // Вестник новых медицинских технологий. – 2016. - № 4. – С. 70-78.
29. Шеин, А.Ф. К вопросу об анализе эффективности инновационной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях услуг / А.Ф. Шеин // Социальные аспекты здоровья населения. – 2016. - № 5. – С. 120-126.