Введение 3
ГЛАВА 1. Природа международной правосубъектности 5
ГЛАВА 2. Особенности международной правосубъектности субъектов
федерации 18
ГЛАВА 3. Участие субъектов зарубежных федераций в международной
деятельности 27
ГЛАВА 4. Участие субъектов РФ в международной деятельности 37
Заключение 47
Список использованных источников
Тему работы «Участие субъектов федеративного государства в международно-правовых отношениях» я выбрал не случайно, а ориентируясь на ее актуальность в контексте процессов глобализации в современном мире. Федерация является невероятно распространенной конструкцией государственного устройства экономически развитых стран в наше время, а субъекты федерации, в свою очередь, «набирают вес» относительно их правосубъектности в международном праве и участия в международно-правовых отношениях.
Стоит отметить, что одна из самых ярких черт федерализма в наши дни - невероятно быстрый рост международной деятельности субъектов подавляющего числа федераций. Германские и австрийские земли, штаты США и Австралии, общины в Бельгии и провинции в Канаде успешно проявляют себя во внешнеэкономической деятельности, заключают договоры с зарубежными партнерами, открывают представительства в других странах и даже участвуют в работе международных организаций.
Однако, в то же время, вопрос международной правосубъектности субъектов федеративного государства, и, как следствие, их участия в международно-правовых отношениях в научных кругах является очень дискуссионным. Конечно же, сами федерации как независимые государства являются основными субъектами международного права, но статус их субъектов на данный момент в должной мере не попал под перо международно-правового нормотворчества. И, справедливо было бы отметить, что потребность в регулировании этого вопроса перед международным сообществом стоит уже сейчас и будет только усиливаться в будущем.
Актуальность рассмотрения и анализа внешних сношений субъектов федерации, выявление тенденций и закономерностей, правовых и практических механизмов однозначно будут востребованы для создания новых норм на международном уровне, совершенствования регулирования деятельности субъектов нашей страны в рамках российского законодательства, а также проведения надлежащей работы Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации в контексте эффективности механизмов контроля за деятельностью российских субъектов федерации в области международно-правовых отношений и их соответствия внутреннему законодательству и международным нормам.
В своей работе я представлю вниманию:
1. рассмотрение и анализ особенностей международной правосубъектности субъектов федеративных государств через призму общего понимания природы международной правосубъектности;
2. обзор участия субъектов экономически передовых зарубежных федераций в международной деятельности;
3. разбор участия субъектов Российской Федерации во внешних сношениях.
Структурно работа изложена на 52 страницах машинописного текста и состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников из 49 наименований.
Итак, бурное развитие участия субъектов федеративных государств в международно-правовых отношениях, безусловно, определяется современными процессами глобализации, является веянием сегодняшнего времени.
В рамках работы были рассмотрены особенности правосубъектности субъектов федерации, проанализированы основные тенденции международной деятельности субъектов зарубежных федеративных государств, а также разобраны правовые и практические аспекты внешних сношений российских регионов.
Особенно важно то, что для более детального анализа было раскрыто содержание важнейших нормативно-правовых актов в этой области, а также выделены яркие примеры международной деятельности как российских, так и зарубежных федерации, что дало возможность взглянуть на них с практической, «живой» стороны.
На основе выявленных закономерностей и тенденций функционирования международных отношений, необходимо совершенствовать нормативную базу координации внешних связей Российской Федерации и ее субъектов, которая, при надлежащем ее исполнении, будет способствовать экономическому росту не только отдельных российских регионов, но национальной экономики всего государства.
Кроме того, данные выводы являются основой для разработки федеральных, региональных и совместных программ содействия внешнеэкономической деятельности, привлечению иностранных инвестиций и других «донорских механизмов» для развития экономики.
На основе выделенных в работе закономерностей уместно не только совершенствовать различные законодательные и практические аспекты международно-правовой деятельности субъектов, но и перенимать успешный зарубежный опыт. Однако, делать это не вслепую, а с учетом особенностей и специфических параметров российской экономики.
Участие субъектов федерации в международно-правовых отношениях будет приобретать все большее значение на повестке дня не только для Российской Федерации, но и для всех представителей мирового сообщества, интегрированных в современную экономику, ибо от проработки и развития правовых и практических аспектов в данной области зависит не только интеграция и процветание самих субъектов федерации, но и государств в целом.
1. Основной закон Федеративной Республики Германии ст. 32 // www.1000dokumente.de
2. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 N 101-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
3. Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969 ст. 29 // СПС Гарант
4. Конституция Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 04.01.1999 N 4-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
6. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс
7. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
8. Европейская конвенция об иммунитете государств от 16.05.1972 ст. 28 // www.docs.cntd.ru
9. Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности от 2.12.2004 ст. 2 // СПС КонсультантПлюс
10. Указ Президента Российской Федерации «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» №1478 от 08.11.2011
11. Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Московской городской Думы и Таллиннского городского собрания от 22.01.1997 // www.duma.mos.ru
12. Венская Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21.03.1986 // СПС КонсультантПлюс
13. Римский статут Международного уголовного суда // СПС КонсультантПлюс
Материалы судебной практики:
14. Дело № 215/1993, решение от 28 апреля 1999 г.
15. Консультативное заключение Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г. по вопросу возмещения ущерба, понесенного на службе ООН // www.lawneed.ru
Монографии, комментарии, учебники и учебные пособия:
16. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право: учеб. - М.: ТК Велби: Проспект, 2005. - С. 78.
17. Лунц Л.А. Курс международного частного права: в 3 т. - М.: Спарк, 2002. - С. 394.
18. Международное частное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А.
Бякишев, Г.К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г.К. Дмитриева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2004. - С. 248.
19. Д. И. Фельдман Система международного права: 1983
20. Братусь С. Н. Субъекты гражданского права 1950 - С. 6
21. Моджорян Л. А. Субъекты международного права 1958 - С. 5
22. Бирюков П. Н. Международное право 2009 - С. 9
23. Международное право под ред. А. Н. Вылегжанина 2009 - С. 125
24. Левин Д. Б. Актуальные проблемы теории международного права 1974 - С. 39
25.Черниченко С. В. Теория международного права 1999 - Т. 1 С. 113
26. В. Г. Буткевич Международное право 2002 - С. 303
27. Г. В. Игнатенко О. И. Тиунов Международное прав 2002 - С. 46
28. В. М. Шуршалов Международные правоотношения - С. 53
29. Р. А. Каламкарян Философия Международного права 2006 - С. 8
30. Курс международного права 1989 Т. 1 - С. 161
31. Г. И. Тункин Международное право 1994 - С. 9
Статьи:
32. Морозов А.Н. Реализация международных договоров в Российской Федерации: правовые основания // Журнал российского права. - 2009. - № 2. - С. 104.
33. Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007. - С. 106.
34. Kline J. United States’ Federalism and Foreign Policy. — P. 217.
35. Fry E. The U.S. States and Foreign Economic Policy: Federalism in the “New World Order”. - P. 131.
36. Hocking B. Localizing Foreign Policy: Non-central Governments and Multilayered Diplomacy.— P. 175, 190.
37. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан // www.tatstat.gks.ru
38. Вельяминов Г. М. Международная правосубъектность // Современный ежегодник международного права 1986 - С. 84
39. Шуршалов В. М. Международные правоотношения 1972 - С. 53
40. Ушаков Н. А. Субъекты современного международного права // Современный ежегодник международного права 1966 - С. 61
41.Захарова Н. В. Индивид - субъект международного права // Современное государство и право 1989 - С. 114
42. Моджорян Л. А. Основные права и обязанности государств 1965 - С. 10
43. Лукашук И. И. Стороны в международном договоре 1966 - С. 135
44. Малинин С. А. О правосубъектности международных организаций // Вестник ЛГУ 1965 № 17 - С. 106
45. Е. А. Шибаева Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций 1988 - С. 52
46. С. В. Черниченко Личность и международное право 1974 - С. 13
47. Г. В. Игнатенко Международное право и общественный прогресс 1972 - С. 125
48. И. И. Лукашук Функционирование международного права 1992 - С.15
49. В. В. Пустогаров Субъекты федерации: правовые проблемы международной деятельности 1997