Сложность текстовых задач начального курса математики как основа развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников (Нижегородский Государственный Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: ЧОУРО НЕРПЦ (МП) «Саровская православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского».
Выборка: В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса «А», которые составили экспериментальную группу: из них 10 мальчиков и 10 девочек.
В приложениях результаты исследований.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения сложности текстовых задач начального курса математики как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 6
1.1 Умения как способ реализации учебных действий на уроках математики 6
1.2 Сущность понятия «текстовая задача». Методические аспекты формирования у младших школьников общучебного умения решать текстовые задачи 16
1.3 Анализ программ по математике по проблеме сложности текстовых задач начального курса математики как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 23
Выводы по первой главе 35
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению возможностей использования текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 36
2.1 Состояние сформированности общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 36
2.2 Система работы по обучения текстовым задачам разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 46
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложения 74
База исследования: ЧОУРО НЕРПЦ (МП) «Саровская православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского».
Выборка: В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса «А», которые составили экспериментальную группу: из них 10 мальчиков и 10 девочек.
В приложениях результаты исследований.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения сложности текстовых задач начального курса математики как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 6
1.1 Умения как способ реализации учебных действий на уроках математики 6
1.2 Сущность понятия «текстовая задача». Методические аспекты формирования у младших школьников общучебного умения решать текстовые задачи 16
1.3 Анализ программ по математике по проблеме сложности текстовых задач начального курса математики как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 23
Выводы по первой главе 35
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению возможностей использования текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 36
2.1 Состояние сформированности общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 36
2.2 Система работы по обучения текстовым задачам разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 46
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложения 74
Актуальность выбранной темы определяется тем, что согласно содержанию Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) текстовые задачи являются частью программного курса математики начальной школы, а умение их решать является одним из основных показателей уровня математического развития обучаемых на начальной ступени образования.
Далеко не все ученики начальной школы умеют решать текстовые задачи. Причин тому много. Одни из них носят общий характер: устоявшийся страх перед задачей, отсутствие общих представлений о рассматриваемых процессах в задачах, неумение устанавливать, что дано в задаче, что необходимо найти, выявлять по тексту взаимосвязи величин. Другие свидетельствуют о несформированности определенных умений и навыков: незнание этапов решения задачи, непонимание содержания и цели собственной деятельности на каждом из них, неумение решать уравнения или неравенства (или их системы) определенного вида, неумение проводить отбор корней уравнения или решений неравенства в соответствии с условием задачи. Зачастую при обучении учащихся решению текстовым задачам основное внимание направлено на реализацию единственной цели – получение ответа на вопрос задачи, «натаскивание» учащихся на решение тех или иных видов задач. Проблемой до сих пор является неумение учащихся решать задачи, находить разные способы решения, действовать в нестандартных ситуациях, например, при выполнении тестовых работ, приобретающих с каждым годом всё большую популярность. В методике преподавания математики, в психологии разработаны вопросы теории обучения решению текстовых задач. Однако знания о задачах и их решении не стали еще предметом специального обучения школьников.
Степень изученности. Проблема обучения младших школьников решать текстовые задачи раскрыта в научных трудах Н.Б. Истоминой, Г.Г. Левитас, Л.П. Стойловой, И.Г. Терентьевой, Л.М. Фридман и других. С.К. Кожухов, С.А. Кожухова, Л.Н. Скаткин, С.Е. Царева и др. определили сущность понятия «текстовая задача». В научных работах С.Р. Когаловского, А.А. Смирновой и др. определены основные приемы и методы обучения младших школьников решению текстовых задач. В исследованиях Е.В. Журавской, Н.А. Матвеевой, А.К. Мендыгалиевой и др. выявлены педагогические условия для обучения младших школьников решению текстовых задач.
Объект исследования: процесс обучения математики, направленный на формирование умений решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: приемы, формы, методы обучения математики, как методические условия формирования умений решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: определить методические условия решения задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: основными трудностями в решении текстовых задач у третьеклассников являются: несформированность умения решать задачу, непонимание связей и зависимостей между величинами, входящими в задачу.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить положение исследуемой проблемы развития умений решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Раскрыть методику применения методов и способов организации деятельности обучающихся при решении текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий.
3. Определить критерии, аспекты, уровни сформированности умений у младших школьников решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Разработать и апробировать серию заданий по обучению младших школьников решению текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Проверить эффективность системы обучения младших школьников решению текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников в экспериментальной работе.
Методы исследования: теоретические – анализ научной и методической литературы, методы анализа, аналогии и сравнения, обобщение; экспериментальные – тестирование, анализ самостоятельной работы младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по обучению младших школьников решению текстовых задач разными способами.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса «А», которые составили экспериментальную группу.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения сформированности умений у младших школьников решать текстовые задачи. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
Далеко не все ученики начальной школы умеют решать текстовые задачи. Причин тому много. Одни из них носят общий характер: устоявшийся страх перед задачей, отсутствие общих представлений о рассматриваемых процессах в задачах, неумение устанавливать, что дано в задаче, что необходимо найти, выявлять по тексту взаимосвязи величин. Другие свидетельствуют о несформированности определенных умений и навыков: незнание этапов решения задачи, непонимание содержания и цели собственной деятельности на каждом из них, неумение решать уравнения или неравенства (или их системы) определенного вида, неумение проводить отбор корней уравнения или решений неравенства в соответствии с условием задачи. Зачастую при обучении учащихся решению текстовым задачам основное внимание направлено на реализацию единственной цели – получение ответа на вопрос задачи, «натаскивание» учащихся на решение тех или иных видов задач. Проблемой до сих пор является неумение учащихся решать задачи, находить разные способы решения, действовать в нестандартных ситуациях, например, при выполнении тестовых работ, приобретающих с каждым годом всё большую популярность. В методике преподавания математики, в психологии разработаны вопросы теории обучения решению текстовых задач. Однако знания о задачах и их решении не стали еще предметом специального обучения школьников.
Степень изученности. Проблема обучения младших школьников решать текстовые задачи раскрыта в научных трудах Н.Б. Истоминой, Г.Г. Левитас, Л.П. Стойловой, И.Г. Терентьевой, Л.М. Фридман и других. С.К. Кожухов, С.А. Кожухова, Л.Н. Скаткин, С.Е. Царева и др. определили сущность понятия «текстовая задача». В научных работах С.Р. Когаловского, А.А. Смирновой и др. определены основные приемы и методы обучения младших школьников решению текстовых задач. В исследованиях Е.В. Журавской, Н.А. Матвеевой, А.К. Мендыгалиевой и др. выявлены педагогические условия для обучения младших школьников решению текстовых задач.
Объект исследования: процесс обучения математики, направленный на формирование умений решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: приемы, формы, методы обучения математики, как методические условия формирования умений решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: определить методические условия решения задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: основными трудностями в решении текстовых задач у третьеклассников являются: несформированность умения решать задачу, непонимание связей и зависимостей между величинами, входящими в задачу.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить положение исследуемой проблемы развития умений решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Раскрыть методику применения методов и способов организации деятельности обучающихся при решении текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий.
3. Определить критерии, аспекты, уровни сформированности умений у младших школьников решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Разработать и апробировать серию заданий по обучению младших школьников решению текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Проверить эффективность системы обучения младших школьников решению текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников в экспериментальной работе.
Методы исследования: теоретические – анализ научной и методической литературы, методы анализа, аналогии и сравнения, обобщение; экспериментальные – тестирование, анализ самостоятельной работы младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по обучению младших школьников решению текстовых задач разными способами.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса «А», которые составили экспериментальную группу.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения сформированности умений у младших школьников решать текстовые задачи. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний и создают условия для формирования у младшего школьника практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, способствует формированию общего умения учиться.
В настоящее время существуют два основных подхода к формированию у младших школьников умения решать текстовые задачи. Первый из них нацелен на развитие умения распознавать и решать с опорой на усвоенный алгоритм решения задач определенных видов. Второй предполагает осуществление перехода от словесной модели к знаковой или схематической, в основе чего лежит семантический анализ текста и выделение в нем математических понятий и отношений.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выбраны общеучебные умения, которые необходимы для решения текстовых задач разной сложности, определены критерии оценки уровня сформированности умения решать текстовые задачи разной сложности (полнота умений, показателем является количество освоенных действий; и качество выполненных действий, показателями являлись правильность, самостоятельность и осознанность), подобраны и проведены методики, направленные на выявления исходного уровня сформированности у младших школьников УУД и общеучебных умений решать текстовые задачи разной сложности, проанализированы полученные данные.
Констатирующий этап показал необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников умения решать текстовые задачи разной сложности. Формирование и УУД и общих умений у третьеклассников решать текстовые задачи разной сложности было предусмотрено формирующим этапов опытно-экспериментальной работы.
Результаты опытно-экспериментальной работы, направленного на формирование у третьеклассников УУД и общих умений решать текстовые задачи разной сложности, свидетельствуют о том, что у третьеклассников на контрольном этапе значительно улучшились результаты по сравнению с констатирующим этапом. Так, на контрольном этапе не выявлено третьеклассников с низким уровнем сформированности общих умений решать текстовые задачи разной сложности, с низким уровнем сформированности УУД при решении текстовых задач разной сложности. В ходе проведенного исследования было установлено, что на контрольном этапе экспериментального исследования значительно уменьшилось количество третьеклассников, которые допускают типичные ошибки при решении текстовых задач разной сложности. Следовательно, предложенная методика формирования у третьеклассников общих умений решать текстовые задачи разной сложности эффективна.
Разработанный в ходе исследования дидактический материал может использоваться на уроках математики с целью формирования у младших школьников УУД и умения решать текстовые задачи разной сложности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В настоящее время существуют два основных подхода к формированию у младших школьников умения решать текстовые задачи. Первый из них нацелен на развитие умения распознавать и решать с опорой на усвоенный алгоритм решения задач определенных видов. Второй предполагает осуществление перехода от словесной модели к знаковой или схематической, в основе чего лежит семантический анализ текста и выделение в нем математических понятий и отношений.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выбраны общеучебные умения, которые необходимы для решения текстовых задач разной сложности, определены критерии оценки уровня сформированности умения решать текстовые задачи разной сложности (полнота умений, показателем является количество освоенных действий; и качество выполненных действий, показателями являлись правильность, самостоятельность и осознанность), подобраны и проведены методики, направленные на выявления исходного уровня сформированности у младших школьников УУД и общеучебных умений решать текстовые задачи разной сложности, проанализированы полученные данные.
Констатирующий этап показал необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников умения решать текстовые задачи разной сложности. Формирование и УУД и общих умений у третьеклассников решать текстовые задачи разной сложности было предусмотрено формирующим этапов опытно-экспериментальной работы.
Результаты опытно-экспериментальной работы, направленного на формирование у третьеклассников УУД и общих умений решать текстовые задачи разной сложности, свидетельствуют о том, что у третьеклассников на контрольном этапе значительно улучшились результаты по сравнению с констатирующим этапом. Так, на контрольном этапе не выявлено третьеклассников с низким уровнем сформированности общих умений решать текстовые задачи разной сложности, с низким уровнем сформированности УУД при решении текстовых задач разной сложности. В ходе проведенного исследования было установлено, что на контрольном этапе экспериментального исследования значительно уменьшилось количество третьеклассников, которые допускают типичные ошибки при решении текстовых задач разной сложности. Следовательно, предложенная методика формирования у третьеклассников общих умений решать текстовые задачи разной сложности эффективна.
Разработанный в ходе исследования дидактический материал может использоваться на уроках математики с целью формирования у младших школьников УУД и умения решать текстовые задачи разной сложности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



