Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сложность текстовых задач начального курса математики как основа развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников (Нижегородский Государственный Университет)

Работа №38859

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
664
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: ЧОУРО НЕРПЦ (МП) «Саровская православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского».
Выборка: В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса «А», которые составили экспериментальную группу: из них 10 мальчиков и 10 девочек.
В приложениях результаты исследований.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения сложности текстовых задач начального курса математики как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 6
1.1 Умения как способ реализации учебных действий на уроках математики 6
1.2 Сущность понятия «текстовая задача». Методические аспекты формирования у младших школьников общучебного умения решать текстовые задачи 16
1.3 Анализ программ по математике по проблеме сложности текстовых задач начального курса математики как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 23
Выводы по первой главе 35
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению возможностей использования текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 36
2.1 Состояние сформированности общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 36
2.2 Система работы по обучения текстовым задачам разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников 46
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложения 74


Актуальность выбранной темы определяется тем, что согласно содержанию Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) текстовые задачи являются частью программного курса математики начальной школы, а умение их решать является одним из основных показателей уровня математического развития обучаемых на начальной ступени образования.
Далеко не все ученики начальной школы умеют решать текстовые задачи. Причин тому много. Одни из них носят общий характер: устоявшийся страх перед задачей, отсутствие общих представлений о рассматриваемых процессах в задачах, неумение устанавливать, что дано в задаче, что необходимо найти, выявлять по тексту взаимосвязи величин. Другие свидетельствуют о несформированности определенных умений и навыков: незнание этапов решения задачи, непонимание содержания и цели собственной деятельности на каждом из них, неумение решать уравнения или неравенства (или их системы) определенного вида, неумение проводить отбор корней уравнения или решений неравенства в соответствии с условием задачи. Зачастую при обучении учащихся решению текстовым задачам основное внимание направлено на реализацию единственной цели – получение ответа на вопрос задачи, «натаскивание» учащихся на решение тех или иных видов задач. Проблемой до сих пор является неумение учащихся решать задачи, находить разные способы решения, действовать в нестандартных ситуациях, например, при выполнении тестовых работ, приобретающих с каждым годом всё большую популярность. В методике преподавания математики, в психологии разработаны вопросы теории обучения решению текстовых задач. Однако знания о задачах и их решении не стали еще предметом специального обучения школьников.
Степень изученности. Проблема обучения младших школьников решать текстовые задачи раскрыта в научных трудах Н.Б. Истоминой, Г.Г. Левитас, Л.П. Стойловой, И.Г. Терентьевой, Л.М. Фридман и других. С.К. Кожухов, С.А. Кожухова, Л.Н. Скаткин, С.Е. Царева и др. определили сущность понятия «текстовая задача». В научных работах С.Р. Когаловского, А.А. Смирновой и др. определены основные приемы и методы обучения младших школьников решению текстовых задач. В исследованиях Е.В. Журавской, Н.А. Матвеевой, А.К. Мендыгалиевой и др. выявлены педагогические условия для обучения младших школьников решению текстовых задач.
Объект исследования: процесс обучения математики, направленный на формирование умений решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: приемы, формы, методы обучения математики, как методические условия формирования умений решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: определить методические условия решения задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: основными трудностями в решении текстовых задач у третьеклассников являются: несформированность умения решать задачу, непонимание связей и зависимостей между величинами, входящими в задачу.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить положение исследуемой проблемы развития умений решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Раскрыть методику применения методов и способов организации деятельности обучающихся при решении текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий.
3. Определить критерии, аспекты, уровни сформированности умений у младших школьников решать текстовые задачи разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Разработать и апробировать серию заданий по обучению младших школьников решению текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Проверить эффективность системы обучения младших школьников решению текстовых задач разной сложности как основы развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников в экспериментальной работе.
Методы исследования: теоретические – анализ научной и методической литературы, методы анализа, аналогии и сравнения, обобщение; экспериментальные – тестирование, анализ самостоятельной работы младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по обучению младших школьников решению текстовых задач разными способами.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса «А», которые составили экспериментальную группу.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения сформированности умений у младших школьников решать текстовые задачи. Осуществлялась обработка полученных данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний и создают условия для формирования у младшего школьника практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, способствует формированию общего умения учиться.
В настоящее время существуют два основных подхода к формированию у младших школьников умения решать текстовые задачи. Первый из них нацелен на развитие умения распознавать и решать с опорой на усвоенный алгоритм решения задач определенных видов. Второй предполагает осуществление перехода от словесной модели к знаковой или схематической, в основе чего лежит семантический анализ текста и выделение в нем математических понятий и отношений.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выбраны общеучебные умения, которые необходимы для решения текстовых задач разной сложности, определены критерии оценки уровня сформированности умения решать текстовые задачи разной сложности (полнота умений, показателем является количество освоенных действий; и качество выполненных действий, показателями являлись правильность, самостоятельность и осознанность), подобраны и проведены методики, направленные на выявления исходного уровня сформированности у младших школьников УУД и общеучебных умений решать текстовые задачи разной сложности, проанализированы полученные данные.
Констатирующий этап показал необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников умения решать текстовые задачи разной сложности. Формирование и УУД и общих умений у третьеклассников решать текстовые задачи разной сложности было предусмотрено формирующим этапов опытно-экспериментальной работы.
Результаты опытно-экспериментальной работы, направленного на формирование у третьеклассников УУД и общих умений решать текстовые задачи разной сложности, свидетельствуют о том, что у третьеклассников на контрольном этапе значительно улучшились результаты по сравнению с констатирующим этапом. Так, на контрольном этапе не выявлено третьеклассников с низким уровнем сформированности общих умений решать текстовые задачи разной сложности, с низким уровнем сформированности УУД при решении текстовых задач разной сложности. В ходе проведенного исследования было установлено, что на контрольном этапе экспериментального исследования значительно уменьшилось количество третьеклассников, которые допускают типичные ошибки при решении текстовых задач разной сложности. Следовательно, предложенная методика формирования у третьеклассников общих умений решать текстовые задачи разной сложности эффективна.
Разработанный в ходе исследования дидактический материал может использоваться на уроках математики с целью формирования у младших школьников УУД и умения решать текстовые задачи разной сложности.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Артемов, А. К. Теоретико-методические особенности поиска способов решения математических задач [Текст] / А. К. Артемов // Начальная школа. – 2012. – № 11-12. – С. 48-53.
2. Аргинская, И. И. Математика. Метод. пособие для учителя [Текст] / И. И. Аргинская. – Москва : Издатель А.В. Мерзлов, 2015. – 132 с.
3. Байрамукова, П. У. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций [Текст] / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. – Ростов-наДону : Феникс, 2009 – 299 с.
4. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : Курс лекций [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва : Владос, 2015. – 455 с.
5. Виноградова, Л. П. Обучение решению задач // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Текст] / Л. П. Виноградова. – Москва : Первое сентября, 2004. – 540 с.
6. Вульфов Б.З. Педагогика : Уч. пособие для бакалавров [Текст] / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, А. Ф. Меняев; Под ред. П. И. Пидкасистый. – Москва : Юрайт, 2013. – 511 c.
7. Голованова Н. Ф. Педагогика : Учебник и практикум для академиче-ского бакалавриата [Текст] / Н. Ф. Голованова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 377 c.
8. Гребенникова, Н. Л. Использование приемов моделирования при обучении младших школьников решению задач [Текст] / Н. Л. Гребенникова, А. Р. Насырова // Новая наука : теоретический и практический взгляд : Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (04 ноября 2016 г., г. Ижевск) / в 2 ч. Ч.2. – Стерлитамак : АМИ, 2016. – С. 91 – 93.
9. Гуревич, П. С. Психология и педагогика : Учебник для бакалавров [Текст] / П. С. Гуревич. – Москва : Юрайт, 2013. – 479 c.
10. Демидова, Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 245 с.
11. Деньщикова, С. Л. Решение математических задач в начальной школе [Текст] / С. Л. Деньщикова, Т. А. Бугаева // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки : электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 10.04.2019)
12. Дорофеев, Г. В. Математика 2 класс (УМК «Перспектива»). Ч. 1 [Текст] / Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. – Москва : Просвещение, 2015. – 169 с.
13. Дрозд, В. Л. Практикум по методике начального обучения математике [Текст] / В. Л. Дрозд, Л. П. Катасонова, Л. В. Савицкая, А. А. Столяр. – Минск : Высш. шк., 2014. – 197 с.
14. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк. – Москва ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 259 с.
15. Еремеева, О. О. Один из приемов решения задач [Текст] / О. О. Еремеева // Начальная школа. – 2014. – № 4. – С. 28-30
16. Журавская, Е. В. Алгоритм решения составных задач [Текст] / Е. В. Журавская // Начальная школа. – 2009. – №9 – С. 21–23.
17. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе [Текст]/ С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – Москва : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 356 с.
18. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. – 288 с.
19. Истомина, Н. Б. Практикум по методике обучения математике в начальной школе : Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина, Ю. С. Заяц. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2009. – 144 с.
20. Истомина, Н. Б. Формирование умения решать задачи различными способами [Текст] / Н. Б. Истомина, Р. Н. Шикова // Начальная школа. – 1985. –№9. – С. 50–54
21. Капкаева, Л. С. Алгебраический и геометрический методы в обучении математике [Текст] / Л. С. Капкаева // Математика в школе. – № 7. – 2014. – С. 85-88.
22. Когаловский, С. Р. Средства обучения младших школьников решению текстовых задач [Текст] / С. Р. Когаловский // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №12. – С. 26-30.
23. Кожухов, С. К. О методической целесообразности решения задач разными способами. [Текст] / С. К. Кожухов, С. А. Кожухова // Математика в школе. – 2010. – №3. – С. 42–44.
24. Кузьминова, В. И. Элементы алгебры в курсе математики начальных классов [Текст] : учебно-методическое пособие / В. И. Кузьминова; ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск : СГПИ, 2011. – 48 с.
25. Левитас, Г. Г. Решение текстовых задач с помощью уравнений [Текст] / Г. Г. Левитас // Начальная школа. – 2001. – № 1. – С. 76–79.
26. Лошкарева, Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников [Текст] / Н. А. Лошкарева. – Москва: МГПИ, 2011. – 88 с.
27. Мамыкина, М. Ю. Работа над задачей [Текст] / М. Ю. Мамыкина // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – №4. – С. 17–21.
28. Математика. 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 1 [Текст] / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – Москва : Вентана-граф, 2009. – 201 с.
29. Математика. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 1 [Текст] / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. – Москва : Баласс, 2016. – 96 с.
30. Математика. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 2 [Текст] / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. – Москва : Баласс, 2016. – 96 с.
31. Математика. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 3 [Текст] / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. – Москва : Баласс, 2016. – 80 с.
32. Матвеева, Н. А. Решение текстовой задачи : этапы и приёмы работы [Текст] / Н. А. Матвеева // Начальная школа плюс До и После – 2009. – №2. – С.50 – 55.
33. Матвеева, Н. А. Различные арифметические способы решения задач [Текст] / Н. А. Матвеева // Начальная школа. – 2001. – № 3. – С. 29 –33.
34. Мендыгалиева, А. К. Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе [Текст] / А. К. Мендыгалиева // Начальная школа плюс : до и после. – 2013. – №10. – С. 43-47.
35. Моро, М. И. Математика. 3 класс : 1 часть [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 224 с.
36. Моро, М. И. Математика. 4 класс : 1 часть [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 268 с.
37. Моро, М. И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / М. И. Моро, А. М. Пышкало. – Москва : Просвещение, 1987. – 256 с.
38. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие [Текст] / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. – Москва : Академический проект, 2004. – 560 с.
39. Немкина, Е. С. Арифметическая задача как средство социализации младших школьников [Текст] / Е. С. Немкина // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве // Материалы всероссийской конференции с международным участием (Белгород, 26–27 ноября 2015 г.). – Белгород, 2015. – С. 125-128.
40. Перминова, Л. М. Логико-дидактический подход к формированию общеучебных умений и навыков [Текст] / Л. М. Перминова // Инновации в образовании. – 2008. – № 11. – С. 94–104
41. Петерсон, Л. Г. Математика : 3 класс. Часть 1 [Текст] / Л.Г. Петерсон. – Мл Издательство «Ювента», 2010. – 96 с.
42. Петерсон, Л. Г. Математика : 3 класс. Часть 2 [Текст] / Л.Г. Петерсон. – Мл Издательство «Ювента», 2010. – 86 с.
43. Петерсон, Л. Г. Математика : 3 класс. Часть 3 [Текст] / Л.Г. Петерсон. – Мл Издательство «Ювента», 2010. – 96 с.
44. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Текст] / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф. (Дата обращения: 11.04.2019г.)
45. Скаткин, Л. Н. Обучение решению простых и составных арифметических задач [Текст] / Л. Н. Скаткин. – Москва : Просвещение, 2014. – 183 с.
46. Смирнова, А. А. Метод варьирования текстовых задач по математике как средство повышения осознанности знаний учащихся / А. А. Смирнова // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 57-61.
47. Спирин Л. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя [Текст] / Л. Ф. Спирин. – Ярославль, 2016. – 82 с.
48. Стойлова, Л. П. Математика : Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений [Текст] / Л. П. Стойлова – 2-е издание , стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 424 с.
49. Сурикова, С. В. Использование графических моделей при решении задач [Текст] / С. В. Сурикова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 56–63.
50. Терентьева, И. Г. Математика. Современная энциклопедия начальной школы [Текст] / И. Г. Терентьева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2017. – 341 с.
51. Титова, Е. И. Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения [Текст] / Е. И. Титова, А. В. Чапрасова // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 760-762.
52. Тонких, А. П. Алгебраические решения на языке арифметики [Текст] / А. П. Тонких // Математика в школе. – № 4. – 2014. – С. 63-66.
53. Усова, А. В. Формирование учебных умений и навыков учащихся [Текст] / А. В. Усова, А. А. Бобров. – Москва : Просвещение, 2008. – 112 с.
54. Шадрина, И. В. Обучение математике в начальных классах : пособие для учителей, родителей, студентов педвузов [Текст] / И. В. Шадрина. – Москва : Школьная пресса, 2003. – 143 с.
55. Школа России: Сборник рабочих программ. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / С. В. Аващенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – Москва : Просвещение, 2011. – 528 с.
56. Шмырёва, Г. Г. Предупреждение ошибок в выборе арифметического действия при обучении решению задач [Текст] / Г. Г. Шмырева // Педагогика. –2017. –№ 10. – С. 37-40.
57. Ходаева, Л. Ю. Формирование ключевых компетенций школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст] / Л. Ю. Ходаева // Управление начальной школой. – 2013. – №6. – С. 52-56.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС НОО [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
59. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст] / Л. Д. Фридман. – Москва : Просвещение, 1983. – 160 с.
60. Царева, С. Е. Обучение решению задач [Текст] / С. Е. Царева // Начальная школа. – 2017. – № 11. – С. 24-26.
61. Царева, С. Е. Различные способы решения текстовых задач [Текст] / С. Е. Царева // Начальная школа. – 1991. – № 2. – С. 78–84.
62. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст / Д.Б. Эльконин. − Москва : Академия, 2014. – 315 с.
63. Юрьева, Д. О. Методы и приемы обучения младших школьников решению простых текстовых задач [Текст] / Д. О. Юрьева // Начальная школа. – 2017. – №4. – С. 33-39.
64. Ярмоленко, Г. Н. Методика обучения поиску эффективных способов решения текстовых задач в курсе математики начальной школы [Текст] / Г. Н. Ярмоленко // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 212-216.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ