Введение 3
Глава 1 Основные или общие принципы рассмотрения эмоций в современной науке 6
1.1. Психологический подход 6
1.2. Лингвистический подход 16
1.3. Основные теории эмоций 24
Выводы по 1 главе 32
Глава 2 Средства выражения эмоций 34
2.1. Теоретические основы американского ток-шоу 34
2.2. Метафора - одно из эффективных средств передачи эмоций 40
2.3 Эмоции в современном американском ток-шоу 45
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы и источников
Актуальность нашего исследования обуславливается тем, что эмоции являются неотъемлемой частью речевой деятельности. Язык как система призван выражать не только мысли, но и чувства, так как именно взаимодействие сфер рационального и эмоционального в сознании и мышлении позволяет человеку эмоционально переживать то, что язык отражает. Это переживание проявляется в эмоциональном отношении языковой личности к предмету речи, и при анализе различных языковых дискурсов нельзя игнорировать данную категорию. Путем эмоций в языке отражается действительность, и эмоциональная жизнь человека преломляется в языке и его семантике. Язык номинирует, выражает и описывает, имитирует и комментирует человеческие эмоции, формируя, таким образом, эмоциональную картину мира каждой языковой личности.
В этой связи важно обратиться к особенностям языка популярных ток- шоу, которые вызывают интерес современного общества - ток-шоу не только предлагают информационный и развлекательный контент, но и оказывают влияние на формирование общественного мнения. Немалую роль при этом играет как сама организация ток-шоу, так и отбор языковых средств в его рамках. Определяется необходимостью изучения языковых средств, вербализующих концепты внутреннего мира человека, поскольку язык фиксирует систему представлений о мире, отражая менталитет народа - носителя языка. Метафоризация, в частности метафорические модели с ориентационным, колоративным, физическим и соматическим компонентами, как способ языковой репрезентации эмоциональных концептов.
Объект исследования - современные ток-шоу, транслирующиеся на американском телевидении.
Предметом языковые средства в английском языке: метафоры, репрезентирующие эмоциональные концепты в аспекте метафоризации.
Языком данного исследования выступает русский язык.
Цель работы - исследовать эмотивную лексику, сопоставить анализ языковых средств ток-шоу современного американского телевидения.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1. анализ научной литературы по теме исследования с целью формирования методологической и теоретической базы;
2. осмысление теоретических подходов к рассмотрению эмоций;
3. обзор средств вербализации эмоций;
4. описание особенности эмотивной лексики языка;
5. характеристика ток-шоу как вид эмотивной коммуникации;
6. проанализировать выражение эмоциональности в американских ток-шоу с помощью лексических средств языка.
Теоретическо-методологической базой исследования послужили труды по лексикологии английского языка, работы, посвященные эмотивности языка. Использовались научные труды В.И. Шаховского, С.В. Ионовой, Н.В. Вакуровой, Л.И. Московкина и др., современная научная публицистика по исследуемой теме, учебные пособия и интернет-ресурсы.
Источниками материала исследования послужили выпуски современного американского ток-шоу (за 2019 г.): The Tonight Show Starring Jimmy Fallon («Сегодня вечером с Джимми Фэллоном») и The Ellen DeGeneres Show («Шоу Эллен Дедженерес»). Выбор материалов обусловлен известностью указанных ток-шоу, а также достаточно эмоциональным характером подачи в них информации, популярностью данных ток-шоу в англоязычном обществе.
К методам исследования можно отнести контекстуальный анализ, метод лингвистического анализа, метод количественного анализа полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением лингвистического анализа американских ток-шоу с точки зрения эмотивности их языка.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практике преподавания лексикологии, а также факультативных курсов, посвященных языку современного телевидения.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, в которых рассматриваются теория и практика выбранной темы, заключения, а также списка литературы и источников.
Проблема вербализации и концептуализации эмоций является актуальной в современной лингвистике, в ней пересекаются совокупность коммуникативных, когнитивных и культурологических установок. Эмоции сопровождают ментальную и вербальную стороны жизнедеятельности человека и, соответственно, являются объектом концептуализации.
В рамках написания данной работы мы проанализировали выпуски популярных ток-шоу The Tonight Show Starring Jimmy Fallon («Сегодня вечером с Джимми Фэллоном») и The Ellen DeGeneres Show («Шоу Эллен Дедженерес»). По итогам нашего исследования можно заключить, что эмотивность лексики языка современных американских ток-шоу не вызывает сомнений.
Проведенный анализ различных ток-шоу позволяет констатировать, что ток-шоу оказывают влияние на мнения и оценки аудитории, в том числе и через лексическую трансляцию эмоциональных состояний. Характер используемой лексики обусловлен направленностью ток-шоу и свидетельствует о тщательной работе над организацией и ходом шоу их авторами и ведущими. Так, следует отметить высокую степень эмотивности лексики ток-шоу The Ellen DeGeneres Show («Шоу Эллен Дедженерес»), по сравнению с более сдержанным и официальным языком ток-шоу The Tonight Show Starring Jimmy Fallon («Сегодня вечером с Джимми Фэллоном»).
Язык современных американских ток-шоу отличается высокой ироничностью, которая является характерной особенностью английской коммуникативной культуры в целом. В процессе общения участники ток-шоу также часто выражают радость, эмпатию, одобрение. Посредством эмотивной лексики ведущие ток-шоу пытаются стимулировать откровенность собеседника, склонить к обсуждению личной информации, что может повысить заинтересованность зрителей и, следовательно, рейтинги ток-шоу. При анализе лексики мы выявили, что номинативно выражаются эмоции одобрения, радости, восхищения, удивления, любви (благодарности), печали, гнева, разочарования, страха и т.д. Из всех выявленных нами метафор, 56% отображали положительные эмоции, 20% метафор служили для негативных эмоций и оставшиеся 24% не отображали никаких эмоций. Что является доказательством того, что участники современных американских ток-шоу посредством эмотивной лексики наиболее часто выражают положительные эмоции, что вызвано благоприятным эмотивным фоном коммуникации в целом. Ведущие проявляют эмпатию, следят за развитием коммуникации и при возникновении эмоционального напряжения сразу же меняют направление беседы.
Лексические средства непосредственно передают эмоциональное состояние коммуникантов, помогают понять отношение героев ток-шоу к обсуждаемым вопросам, определяют эмотивный фон коммуникации. Использование эмотивных лексических единиц также помогает передать особенности языка различных социальных групп участников ток-шоу (политики, актеры, военные, музыканты, бизнесмены и т.д.), при этом одни и те же лексические средства могут передавать различные эмоции и эмоциональные состояния.
Исследование эмотивной лексики на основе метафоризации необходимо для полноценного общения на иностранном языке, понимания языковой картины мира изучаемого языка. Следует отметить высокий потенциал исследования в этом плане языка ток-шоу, поскольку они способствуют формированию умений иноязычного общения. Популярные ток-шоу представляют собой образцы устного неформального общения в современном американском обществе.
1. Агавелян, В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний [Текст] / В. С. Агавелян // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под.ред. А. О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004, с. 153-163.
2. Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Состав.: Ю. Б. Гиппенрейтер и В. К. Вилюнас. — Москва: Изд-во МГУ, 1984, 288 с.
3. Апресян, В. Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций / В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян // Избранные труды. - М., 1995. - Т. II. - С. 453466.
4. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сб. М., 1990. С. 5-32.
5. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоции в русском языке / Л.Г. Бабенко. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989, 86 с.
6. Белоусова Л.С. Особенности представления частной информации в телевизионном интервью / Л.С. Белоусова, Л.Н. Баймулова // Аллея науки. -
2017. - Т. 3. № 10. - С. 708-715.
7. Вакурова Н.В. Типология жанров современной экранной продукции: Учебное пособие / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm
8. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.,1996. - 405 с.
9. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1983
10. Володина М. Н. Язык СМИ основное средство воздействия на массовое сознание. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования,
ч. 1. М. Изд-во МГУ, 2003.
11. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. - СПб: Филологический факультет // Государственный университет, 2002. - С. 177178.
12. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978, 272 с.
13. Жариков В. М. Этика: Учебное пособие для вузов/ В. М. Жариков. - М.: ООО «Приор-Издат», 2010.
14. Заруцкая Е.В. Аутентичное ток-шоу как средство обучения устному общению на английском языке / Е.В. Заруцкая // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №2-2 (80). - C. 411-414.
15. Ибатуллина Г.И. Лексические средства выражения эмотивности при переводе художественных текстов с французского языка на русский / Г.И. Ибатуллина // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XLIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2017. — №3(42), 420 с.
16. Иванов Д.Р. Лексическая эмотивность: к определению понятия / Д.Р. Иванов - [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.sworld.com.ua/index.php/ru/philosophy-and-philology-411/linguistics- and-foreign-languages-in-the-world-today-411/10737-411-1002.
17. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980, 440 с.
18. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ.— М.: МГУ, 1980, 440 с.
19. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2001, С. 131
20. Ионова С.В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема: дисс. ... к. филол. н. - 197 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/emotivnost-teksta-kak-lingvisticheskaya- problema#ixzz4vVQA8b9D.
21. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001, 192 с.
22. Криницына Е.С. Эмотивы как универсальные языковые средства / Е.С. Криницына // Язык и культура. - 2016. - с. 23-26.
23. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика / Ред. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002. - 304 с.
24. Куликов, Л. В. Психология настроения личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра.психол. наук / Л. В. Куликов; Санкт-Петербургский государственный ун-т. - СПб: [б. и.], 1997, 38 с.
25. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М., 2004. - 200 с.
26. Малярчук У.О. Лексические средства выражения оценки в текстах СМИ на современном этапе // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - 2013. - Том 26 (65). № 1. - с. 243-248.
27. Нашхоева М.Р. Лингвистическая концепция эмоций и эмотивности текста / М.Р. Нашхоева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. - 2011, 4 с.
28. Нашхоева М.Р. Лингвистическая концепция эмоций и эмотивности
текста / М.Р. Нашхоева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. - 2011. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskaya-kontseptsiya-emotsiy-i- emotivnosti-teksta
29. Немов Р. С. Общие основы психологии // Психология. Кн. 1. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, 688 с.
30. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001, 400 с.
31. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения [Текст] / Т. А. Немчин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983, 166 с.
32. Ортега-и-Гассет, Х. Две великие метафоры // Теория метафоры / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Прогресс, 1990. - С. 68-81.
33. Прибрам К. Х. Языки мозга = Languages of the Brain. — Москва: Прогресс, 1975, 463 с.
34. Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А. О. Прохоров. - М.: Изд-во МГУ, 1991, 167 с.
35. Психология для студентов вузов /Под общ. Ред. проф. Е. И. Рогова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004, 560 с.
36. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по
психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000, 776 с.
37. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред.
Б.А.Сосновского.- М.: Юрайт - Издат,2005, 660 с.
38. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред.
Б.А.Сосновского.- М.: Юрайт - Издат,2005, 660 с.
39. Рогова Г.В., Методика обучения иностранным языкам в средней школе, Просвещение, 1991, 287 с.
40. Сацков Н.Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя.- Д.: Сталкер,1998, 439.
41. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст] / П. В. Симонов. - М.: Наука, 1981, 215 с.
42. Степаненко О.А. Вопрос как особый способ выражения
эмотивности в художественном тексте / О.А. Степаненко // Мова. - 2014. - №22. - с. 200-205.
43. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века»/ Л. Д. Столяренко.- Ростов на дону н/Д: Феникс, 2011.
44. Утилова, Наталья Ивановна. Природа аудиовизуального творчества: Язык и образная система телевидения
45. Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Просвещение, 1987, 448 с. — 140 000 экз.
46. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: монография / В.И. Шаховский. - М., 2008, 416 с.
47. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования, ч. 1. М. Изд-во МГУ, 2003.
48. Brown P., Levinson S. С. Politeness: Some Universals in Language Usage - Cambridge, 1987
49. Cannon, Walter (December 1927). «The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory». The American Journal of Psychology. 39, с. 106—124.
50. Hoffman R.R. What could reaction-time studies be telling us about metaphor comprehension? // Metaphor and Symbolic Activity, 1987. - Pp. 152.
ИСТОЧНИКИ
1. The Ellen Show, Will
https://www.youtube.com/watch?v=LoldJNDLZHc&t=292s
2. The Ellen Show, Keanu http s: //www.youtube. com/watch?v=waY6FwOd9 eM
3. The Ellen Show, Kris
https: //www.youtube. com/watch?v=vQrx2Zdhu5Y
4. The Tonight Show, Shailene
https: //www.youtube. com/watch?v=dQrEIY fr9P4
5. The Tonight Show,
https://www.youtube.com/watch?v=eeiCSi6wsT4
6. The Tonight Show, Adam
https: //www.youtube. com/watch?v=mfQCqQI7MHM
7. The Tonight Show, Ryan
https: //www.youtube. com/watch?v=dirzpZVDpxM
8. The Tonight Show, Emma https: //www.youtube. com/watch?v=ccHhj_E245s
9. The Ellen Show, John
https: //www.youtube. com/watch?v=qPHlaLti3 g0
10. The Ellen Show, George Clooney,
https://www.youtube.com/watch?v=or169RA2Q9Y
11. The Ellen Show, Megan Mullally,
https://www.youtube.com/watch?v=aGpeNolWRCc
12. The Ellen Show, Senator Cory Booker, https: //www.youtube. com/watch?v=a2y7 w4Oq9_0
13. The Tonight Show, Beanie Feldstein, https: //www.youtube. com/watch?v=yIzAH099Gic
14. The Tonight Show, Lilly Singh, http s: //www.youtube. com/watch?v=Zp4Z_EPj 8 eU
15. The Tonight Show, Priyanka Chopra Jonas, https://www.youtube.com/watch?v=5JCc6eFwn-Y