ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятие повышение квалификации персонала 6
1.2. Управление повышением квалификации персонала 17
2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «АВТОМАСТЕР»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Автомастер» 27
2.2. Анализ управления повышением квалификации персонала
в ООО «Автомастер» 35
2.3. Факторы, снижающие эффективность управления повышением
квалификации персонала в ООО «Автомастер» 46
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «АВТОМАСТЕР»
3.1. Обоснование необходимости разработки предложений по
совершенствованию управления повышением квалификации персонала
3.2. Предложения по совершенствованию управления
повышением квалификации персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Проблема повышения квалификации актуальна, поскольку от уровня квалификации персонала зависит эффективность деятельности организации и степень достижения ее целей. Знания, умения, трудовые навыки персонала фирмы становятся все более важным стратегическим ресурсом по сравнению с финансовым и производственным капиталом. В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха.
Существовавшая в СССР система отраслевых институтов повышения квалификации специалистов оказалась невостребованной на стадии становления рыночных отношений. Руководители организаций были заняты решением преимущественно коммерческих вопросов, а на обучение специалистов средств, как правило, не выделялось. Как показывает современная практика, вопросы повышения квалификации были забыты незаслуженно: появляются прогрессивные зарубежные и отечественные технологии, новые материалы, оборудование, использование которых позволяет снизить себестоимость работ и повысить их качество.
Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах таких как различные семинары, обучение в институтах повышение квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.
Все большее число организаций рассматривают обучение не только как технологическую потребность в подготовке квалифицированных кадров, но и как инструмент повышения стоимости компании. Управление обучением становится стратегически важным.
Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.
Вопросы подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность.
В современных условиях перед профессиональным обучением рабочих кадров встал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств и изменением требований к качеству рабочей силы.
Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышение квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров.
Современные предприятия вынуждены адаптироваться к условиям рыночных отношений и конкуренции. Поэтому факторы, определяющие успех на рынке, одновременно являются и факторами выживания организации. Каждый из них связан с деятельностью сотрудников предприятия.
Повышение квалификации персонала организации является эффективным методом углубления профессиональных знаний, умений и навыков полученных в процессе подготовки.
Неэффективная система повышения квалификации снижает заинтересованность и мотивацию сотрудников организации.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию управления повышением квалификации персонала в ООО «Автомастер».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы повышения квалификации персонала.
2. Провести анализ управления повышением квалификации персонала в ООО «Автомастер».
3. Разработать предложения по совершенствованию управления повышением квалификации персонала в ООО «Автомастер».
Объектом исследования является предприятие ООО «Автомастер»
Предмет исследования - управление повышением квалификации персонала в ООО «Автомастер».
Методы исследования: анализ теоретического материала по проблеме исследования, данные финансово - экономической деятельности предприятия, математические методы статистики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений и списка использованной литературы.
Во введении раскрыта актуальность темы выпускной квалификационной работы, определены цель, задачи, объект, предмет, методы исследования. В первом разделе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические основы управления повышением квалификации.
Во втором разделе проводится анализ управления повышением квалификации в ООО «Автомастер».
В третьем разделе представлены предложения по совершенствованию существующей управления повышением квалификации в ООО «Автомастер».
Информационную основу работы составили тематические материалы из периодических изданий, а также внутренняя документация ООО «Автомастер». В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы труды Белкина В.Н., Веснина В.Р., Генкина Б.М., Кибанова А.Я., Одегова Ю.Г., Шекшня С.В. и др. авторов.
Исследуя проблему повышения квалификации персонала в ООО «Автомастер» автор пришел к мнению, что профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своего предприятия, так и вне его. Получение в процессе профессиональной подготовки новых знаний способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе.
Квалификация характеризует потенциальную возможность работника выполнять работу определенной сложности и уровень его развития. Повышение квалификации обусловлено содержанием, направлено на приобретение новых знаний и навыков, изучение передового опыта, является процессом совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.
Повышение квалификации положительно отражается на: сохранении рабочего места, предоставляет возможность профессионального роста на производстве, отражается на доходах работника.
Повышение квалификации направленно на приспособление профессиональной квалификации к новым тенденциям в техническом и профессиональном развитии путем проведения учебных мероприятий, сопровождающих трудовой процесс и подготовку профессиональной карьеры с переходом на более высокую ступень квалификации в качестве специалистов и руководящего персонала среднего звена.
Целью повышения квалификации является постоянное изменение требований и условий окружающего мира. Основными формами повышения квалификации являются курсы и школы, факультеты при вузах и институты повышения квалификации.
Организация повышения квалификации включает: разработку планов повышения квалификации, программ и учебно-методических материалов, подбор профессорско-преподавательского состава, оснащение учебно-производственной базы, организацию процесса обучения, контроль за выполнением учебного плана и формой занятий.
Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, является: доля работников, повысивших квалификацию, структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, рост производительности труда, снижение брака.
Повышение квалификации должно быть увязано с целями и проблемами предприятия. Популярным и востребованным в процессе повышения квалификации является использование информационных технологий. Использованием технических средств обучения способствуют формированию у работников системного мышления, способности принимать самостоятельные решения, независимости, активности и стремления к саморазвитию.
Использования активных методов обучения при переподготовке кадров способствует развитию у них способностей качественно эффективно выполнять возложенные на них задачи
Работники имеют право на все виды профессиональной подготовки и повышения квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Повышение квалификации предполагает ориентировку на жесткие экономические критерии, ориентируется на конечный практический результат, осуществляет тщательный контроль и оценку эффективности программы обучения.
Управлением повышением квалификации включает последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального мастерства. Управление предполагает использование методов, процедур, приемов воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей. Результативность процесса управления повышением квалификации персонала достигается лишь в том случае, если оно системное, комплексное, эластичное, открыто для изменений в окружающей среде.
Управление процессами в области повышения квалификации позволяет концентрировать внимание руководителей на том, что пригодность различных методов организации и управления определяется конкретной ситуацией. Управления повышением квалификации базируется на следующих принципах: планомерности, систематичности и непрерывности расширения знаний, периодичности и обязательности обучения. разделении учебных планов и программ по категориям работников, обеспечении учебного процесса.
Управление повышением квалификации состоит из этапов: уточнение целей и задач обучения, определение форм обучения, определение динамика продвижения по техническим или административным должностям.
С целью наиболее эффективного управления повышением квалификации персонала предприятия автор считает целесообразным использование циклической модели обучения, включающей: анализ потребностей в повышение квалификации, планирование повышения квалификации, создание учебных программ, оценку эффективности учебной программы.
В процессе теоретического анализа было выявлено, что:
1. Повышение квалификации включает приобретение новых знаний и навыков, изучение передового опыта, способствует формированию новых навыков и знаний, повышает конкурентоспособность на рынке труда, способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Его целью является повышение профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.
2. Организация повышения квалификации включает: разработку планов повышения квалификации, программ и учебно-методических материалов, подбор профессорско-преподавательского состава, оснащение учебно-производственной базы, организацию процесса обучения, контроль за выполнением учебного плана и формой занятий.
3. Повышение квалификации должно быть увязано с целями и проблемами предприятия.
4. Управлением повышением квалификации направлено на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального мастерства, предполагает использование методов, процедур, приемов воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей.
6. Управление повышением квалификации предполагает использование методов, процедур, приемов воздействия предприятия на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей. Результативность процесса управления повышением квалификации персонала достигается лишь в том случае, если оно системное, комплексное, эластичное, открыто для изменений в окружающей среде.
В рамках изучения данной проблемы было проведено исследование управления повышением квалификации в ООО «Автомастер», целью которого явилась разработка предложений по совершенствованию управления повышением квалификации персонала в ООО «Автомастер».
Проведенный анализ повышения квалификации персонала в ООО «Автомастер» позволил выделить факторы, снижающие его эффективность:
1. Ограниченность финансовых средств, выделяемых на повышение квалификации.
2. Руководство предприятия не в полной мере уделяет внимание разработке нормативных документов предприятия, регламентирующих повышение квалификации работников.
3. Руководство ООО «Автомастер» крайне редко рассматривает вопросы организации повышения квалификации, на предприятии отсутствует система контроля и планирования процедуры повышения квалификации работников.
4. В ООО «Автомастер» не проводится исследование потребностей работников в повышении квалификации.
5. Отсутствие ротации внутри предприятия снижает возможность взаимозаменяемости сотрудников и в случае необходимости сотрудник может выполнять работу своего коллеги так же хорошо, как делает свою собственную.
6. Действия руководства по управлению повышением квалификации являются не эффективными. На предприятии не разработан бюджет затрат на повышение квалификации персонала предприятия.
8. На предприятии нет работника, который был бы ответственным за обучение персонала.
9. Работники, участвующие в аттестационной комиссии сами не обучаются, что, безусловно, не позволяет учитывать современные тенденции в области аттестации.
С целью совершенствования управления повышением квалификации персонала в ООО «Автомастер» автор предлагает:
1. План мероприятий по совершенствованию управления повышением квалификации персонала ООО «Автомастер» на 2019 год.
2. Внести изменения в организационную структуру предприятия.
3. Проект Положения о работе учебного отдела ООО «Автомастер».
4. Проект должностной инструкции специалиста учебного отдела
5. Лист оценки эффективности труда сотрудника.
Автор считает, что введение вышеизложенных рекомендаций на практике позволит:
1. Анализировать тенденции, существующие в системе повышения квалификации работников на предприятии.
2. Планировать мероприятия на перспективу.
3. Проводить анализ изменений, что позволит принимать меры по их улучшению.
4. Выделять резервы для повышения квалификации работников с целью обеспечения эффективности производства.
5. Организовать качественно и оперативно систему повышения квалификации на предприятии.
Разработка мероприятий по совершенствованию управления повышением квалификации персонала в ООО «Автомастер» для работников предприятии будет обеспечивать:
1) потенциально более высокую степень удовлетворённости от работы на предприятии, предоставлять возможности профессионального роста и повышении уровня жизни;
2) более чёткое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;
3) возможность целенаправленной подготовки к профессиональной деятельности;
4) повышение конкурентоспособности на рынке труда.
ООО «Автомастер» получит следующие преимущества:
1) мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данным предприятием, что повысит производительность труда и снизит текучесть кадров;
2) возможность планировать профессиональное развитие работников и всего предприятия с учётом их личных интересов;
3) возможность планировать профессиональное развитие отдельных рабочих;
4) группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые должности.