ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Психологические особенности изучения иностранного языка 7
1.2. Психологические барьеры в изучении иностранных языков 21
1.3. Специфика обучения иностранным языкам в подростковом возрасте 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Практические рекомендации по преодолению психологических
барьеров при изучении иностранных языков 59
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Психологические особенности изучения иностранного языка 7
1.2. Психологические барьеры в изучении иностранных языков 21
1.3. Специфика обучения иностранным языкам в подростковом возрасте 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Практические рекомендации по преодолению психологических
барьеров при изучении иностранных языков 59
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Условия современного общества предъявляют более высокие требования к обучению иностранным языкам. В настоящее время востребована способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное общение с носителями языка. Однако в процессе изучения иностранных языков учащиеся сталкиваются с трудностями, которые препятствуют успешному усвоению иностранного языка. Такими трудностями являются психологические барьеры.
В зарубежных исследованиях изучение особенностей психологических барьеров представлено достаточно широко. Наиболее результативными являются исследования 3. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна. В отечественной психологии понятие «психологический барьер» изучают Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев.
В современной психологии (И.А. Зимняя, Б.В. Беляев, И.Ф. Комков) рассматривается, что изучение иностранного языка характеризуется рядом особенностей. Доказано, что успешное овладение иностранным языком школьниками состоит не только из умения владеть иностранным языком, но и коммуникативных способностей, развитости когнитивных процессов, а также эмоциональной стрессоустойчивости.
Однако в представленных исследованиях недостаточно освещены вопросы природы психологических барьеров при изучении иностранного языка школьниками, а также способы преодоления психологических барьеров при усвоении иностранного языка в подростковом возрасте.
Таким образом, проблема обучения иностранным языкам в подростковом возрасте с учетом психологических барьеров является актуальной.
Объект исследования - школьники подросткового возраста, изучающие иностранный язык.
Предмет исследования - психологические барьеры, возникающие у школьников подросткового возраста в процессе изучения иностранного языка.
Цель исследования выявить психологические барьеры в изучении иностранных языков в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические особенности изучения иностранного языка.
2. Изучить психологические барьеры в изучении иностранных языков.
3. Изучить специфику обучения иностранным языкам в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению
психологических барьеров в подростковом возрасте при изучении иностранных языков.
5. Сформулировать выводы и рекомендации по преодолению психологических барьеров при изучении иностранных языков.
Гипотеза исследования. Возникновение психологических барьеров в изучении иностранного языка в подростковом возрасте находится в зависимости от уровня вербального интеллекта и особенностей учебной мотивации учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования отечественных и зарубежных психологов относительно психологических особенностей изучения иностранного языка (И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская), понятия «психологический барьер» при изучении иностранных языков (З. Фрейд, К. Юнг), особенностей подросткового возраста при изучении иностранных языков (Л.В. Левицкая, А.М. Андреев, А.А Осипова).
Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, были использованы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, эмпирические методы - тестирование. В качестве психодиагностических методик использованы методики: исследование уровня усвоения английского языка; методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреева); тест вербального интеллекта (шкала Векслера); тест на языковой интеллект Зиверта; методика «Изучение логической и механической памяти». При обработке полученных данных использовался статистический метод: корреляционный анализ К. Пирсона.
База исследования: учащиеся 8 «А» и «Б» классов МБОУ «СОШ №9 г. Азнакаево», 30 человек.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут помочь учителям иностранных языков в организации уроков с учетом индивидуальных особенностей учащихся подросткового возраста.
Апробация, внедрение работы и публикации. Основные теоретические положения и результатами исследования докладывались и обсуждались на 50-ой Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (2019); в публикации «Уровень учебной мотивации как психологический барьер в изучении иностранных языков в подростковом возрасте» опубликована в научном журнале «Студенческий», 2019. - №24(68); публикация «Повышенный уровень тревожности как психологический барьер при изучении иностранных языков в подростковом возрасте» в электронном журнале «NovaInfo», 2019. - № 106.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам изучения психологических барьеров в изучении иностранных языков в подростковом возрасте. Во второй главе содержится описание эмпирического исследования психологических барьеров в изучении иностранных языков у учащихся 8 классов, анализ и интерпретация результатов исследования. После каждой главы приведены выводы, которые сообщают обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы. Список использованной литературы включает в себя 56 источников. В приложениях приведены описания эмпирических методик и результаты эмпирического исследования.
В зарубежных исследованиях изучение особенностей психологических барьеров представлено достаточно широко. Наиболее результативными являются исследования 3. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна. В отечественной психологии понятие «психологический барьер» изучают Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев.
В современной психологии (И.А. Зимняя, Б.В. Беляев, И.Ф. Комков) рассматривается, что изучение иностранного языка характеризуется рядом особенностей. Доказано, что успешное овладение иностранным языком школьниками состоит не только из умения владеть иностранным языком, но и коммуникативных способностей, развитости когнитивных процессов, а также эмоциональной стрессоустойчивости.
Однако в представленных исследованиях недостаточно освещены вопросы природы психологических барьеров при изучении иностранного языка школьниками, а также способы преодоления психологических барьеров при усвоении иностранного языка в подростковом возрасте.
Таким образом, проблема обучения иностранным языкам в подростковом возрасте с учетом психологических барьеров является актуальной.
Объект исследования - школьники подросткового возраста, изучающие иностранный язык.
Предмет исследования - психологические барьеры, возникающие у школьников подросткового возраста в процессе изучения иностранного языка.
Цель исследования выявить психологические барьеры в изучении иностранных языков в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические особенности изучения иностранного языка.
2. Изучить психологические барьеры в изучении иностранных языков.
3. Изучить специфику обучения иностранным языкам в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению
психологических барьеров в подростковом возрасте при изучении иностранных языков.
5. Сформулировать выводы и рекомендации по преодолению психологических барьеров при изучении иностранных языков.
Гипотеза исследования. Возникновение психологических барьеров в изучении иностранного языка в подростковом возрасте находится в зависимости от уровня вербального интеллекта и особенностей учебной мотивации учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования отечественных и зарубежных психологов относительно психологических особенностей изучения иностранного языка (И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская), понятия «психологический барьер» при изучении иностранных языков (З. Фрейд, К. Юнг), особенностей подросткового возраста при изучении иностранных языков (Л.В. Левицкая, А.М. Андреев, А.А Осипова).
Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, были использованы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, эмпирические методы - тестирование. В качестве психодиагностических методик использованы методики: исследование уровня усвоения английского языка; методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреева); тест вербального интеллекта (шкала Векслера); тест на языковой интеллект Зиверта; методика «Изучение логической и механической памяти». При обработке полученных данных использовался статистический метод: корреляционный анализ К. Пирсона.
База исследования: учащиеся 8 «А» и «Б» классов МБОУ «СОШ №9 г. Азнакаево», 30 человек.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут помочь учителям иностранных языков в организации уроков с учетом индивидуальных особенностей учащихся подросткового возраста.
Апробация, внедрение работы и публикации. Основные теоретические положения и результатами исследования докладывались и обсуждались на 50-ой Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (2019); в публикации «Уровень учебной мотивации как психологический барьер в изучении иностранных языков в подростковом возрасте» опубликована в научном журнале «Студенческий», 2019. - №24(68); публикация «Повышенный уровень тревожности как психологический барьер при изучении иностранных языков в подростковом возрасте» в электронном журнале «NovaInfo», 2019. - № 106.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам изучения психологических барьеров в изучении иностранных языков в подростковом возрасте. Во второй главе содержится описание эмпирического исследования психологических барьеров в изучении иностранных языков у учащихся 8 классов, анализ и интерпретация результатов исследования. После каждой главы приведены выводы, которые сообщают обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы. Список использованной литературы включает в себя 56 источников. В приложениях приведены описания эмпирических методик и результаты эмпирического исследования.
Теоретический анализ литературы позволил сделать вывод, что изучение особенностей психологических барьеров в изучении иностранных языков представлено достаточно широко. Отечественные и зарубежные психологи описывают в своих трудах психологические особенности изучения иностранных языков, исследуют современные методы и подходы к изучению иностранных языков. По их мнению, к психологическим трудностям, обусловленным характеристиками социально-психологической ситуации, в которой протекает изучение иностранного языка, можно отнести:
- неблагоприятный психологический климат как следствие негативных межличностных отношений;
- несформированность социально-значимых качеств партнеров по общению;
- отсутствие условий для развития коммуникативных способностей и т.д.
Изучение особенностей подросткового возраста позволило сделать вывод, что изучение иностранных языков в этом возрасте протекает эффективнее, т.к. у подростков формируются и перестраиваются основные психические процессы, такие как мышление, восприятие, память и т.д.
Эмпирическое исследование психологических барьеров в изучении иностранных языков в подростковом возрасте показало следующие результаты:
1. Диагностика показала, что по методике Зиверта у учащихся средний уровень языкового интеллекта, по методике Айзенка - средний уровень лингвистической одаренности. Соответственно, данные результаты показывают, что учащиеся обладают недостаточным уровнем языкового интеллекта, что, в свою очередь, является препятствием
лингвистической развитости.
2. Статистика нам показала, что следующим фактором, который оказывает влияние на развитие изучения языка, является низкая тревожность. Однако диагностика показала, что у наших испытуемых наблюдается высокая тревожность, что препятствует изучению иностранного языка. Это, в свою очередь, выступает в качестве барьера и является причиной речевых затруднений.
3. Результаты методики диагностики мотивации учения показали, что у наших испытуемых наблюдается средний уровень учебной мотивации, что свидетельствует о том, что недостаточный уровень мотивации является барьером при изучении иностранного языка.
Понимание сущности, структуры и причин возникновения психологических барьеров при обучении иностранному языку выступает фактором, который обеспечивает преодоление данных барьеров в образовательном процессе.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что возникновение психологических барьеров в изучении иностранного языка в подростковом возрасте зависит от уровня вербального интеллекта и особенностей учебной мотивации учащихся подтвердилась.
- неблагоприятный психологический климат как следствие негативных межличностных отношений;
- несформированность социально-значимых качеств партнеров по общению;
- отсутствие условий для развития коммуникативных способностей и т.д.
Изучение особенностей подросткового возраста позволило сделать вывод, что изучение иностранных языков в этом возрасте протекает эффективнее, т.к. у подростков формируются и перестраиваются основные психические процессы, такие как мышление, восприятие, память и т.д.
Эмпирическое исследование психологических барьеров в изучении иностранных языков в подростковом возрасте показало следующие результаты:
1. Диагностика показала, что по методике Зиверта у учащихся средний уровень языкового интеллекта, по методике Айзенка - средний уровень лингвистической одаренности. Соответственно, данные результаты показывают, что учащиеся обладают недостаточным уровнем языкового интеллекта, что, в свою очередь, является препятствием
лингвистической развитости.
2. Статистика нам показала, что следующим фактором, который оказывает влияние на развитие изучения языка, является низкая тревожность. Однако диагностика показала, что у наших испытуемых наблюдается высокая тревожность, что препятствует изучению иностранного языка. Это, в свою очередь, выступает в качестве барьера и является причиной речевых затруднений.
3. Результаты методики диагностики мотивации учения показали, что у наших испытуемых наблюдается средний уровень учебной мотивации, что свидетельствует о том, что недостаточный уровень мотивации является барьером при изучении иностранного языка.
Понимание сущности, структуры и причин возникновения психологических барьеров при обучении иностранному языку выступает фактором, который обеспечивает преодоление данных барьеров в образовательном процессе.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что возникновение психологических барьеров в изучении иностранного языка в подростковом возрасте зависит от уровня вербального интеллекта и особенностей учебной мотивации учащихся подтвердилась.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ
ЯЗЫКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Характеристика психологических трудностей, возникающих при изучении иностранного языка в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Использование игровых технологий на занятиях по иностранному языку как способ профилактики и снижения языковой тревожности у обучающихся подросткового возраста (Нижегородский Государственный Лингвистический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Коммуникативный метод как способ формирования навыков
иноязычной диалогической речи обучающихся 6 классов на уроках
иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКОВЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2025 - Методы обучения устному общению на уроках иностранного языка в старшей школе (Череповецкий государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИНГФОРТ СКУЛ», г.КАЗАНЬ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



