Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №38839

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
812
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Психологические особенности изучения иностранного языка 7
1.2. Психологические барьеры в изучении иностранных языков 21
1.3. Специфика обучения иностранным языкам в подростковом возрасте 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
2.3. Практические рекомендации по преодолению психологических
барьеров при изучении иностранных языков 59
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Условия современного общества предъявляют более высокие требования к обучению иностранным языкам. В настоящее время востребована способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное общение с носителями языка. Однако в процессе изучения иностранных языков учащиеся сталкиваются с трудностями, которые препятствуют успешному усвоению иностранного языка. Такими трудностями являются психологические барьеры.
В зарубежных исследованиях изучение особенностей психологических барьеров представлено достаточно широко. Наиболее результативными являются исследования 3. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна. В отечественной психологии понятие «психологический барьер» изучают Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев.
В современной психологии (И.А. Зимняя, Б.В. Беляев, И.Ф. Комков) рассматривается, что изучение иностранного языка характеризуется рядом особенностей. Доказано, что успешное овладение иностранным языком школьниками состоит не только из умения владеть иностранным языком, но и коммуникативных способностей, развитости когнитивных процессов, а также эмоциональной стрессоустойчивости.
Однако в представленных исследованиях недостаточно освещены вопросы природы психологических барьеров при изучении иностранного языка школьниками, а также способы преодоления психологических барьеров при усвоении иностранного языка в подростковом возрасте.
Таким образом, проблема обучения иностранным языкам в подростковом возрасте с учетом психологических барьеров является актуальной.
Объект исследования - школьники подросткового возраста, изучающие иностранный язык.
Предмет исследования - психологические барьеры, возникающие у школьников подросткового возраста в процессе изучения иностранного языка.
Цель исследования выявить психологические барьеры в изучении иностранных языков в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические особенности изучения иностранного языка.
2. Изучить психологические барьеры в изучении иностранных языков.
3. Изучить специфику обучения иностранным языкам в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению
психологических барьеров в подростковом возрасте при изучении иностранных языков.
5. Сформулировать выводы и рекомендации по преодолению психологических барьеров при изучении иностранных языков.
Гипотеза исследования. Возникновение психологических барьеров в изучении иностранного языка в подростковом возрасте находится в зависимости от уровня вербального интеллекта и особенностей учебной мотивации учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования отечественных и зарубежных психологов относительно психологических особенностей изучения иностранного языка (И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская), понятия «психологический барьер» при изучении иностранных языков (З. Фрейд, К. Юнг), особенностей подросткового возраста при изучении иностранных языков (Л.В. Левицкая, А.М. Андреев, А.А Осипова).
Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, были использованы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, эмпирические методы - тестирование. В качестве психодиагностических методик использованы методики: исследование уровня усвоения английского языка; методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч.Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреева); тест вербального интеллекта (шкала Векслера); тест на языковой интеллект Зиверта; методика «Изучение логической и механической памяти». При обработке полученных данных использовался статистический метод: корреляционный анализ К. Пирсона.
База исследования: учащиеся 8 «А» и «Б» классов МБОУ «СОШ №9 г. Азнакаево», 30 человек.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут помочь учителям иностранных языков в организации уроков с учетом индивидуальных особенностей учащихся подросткового возраста.
Апробация, внедрение работы и публикации. Основные теоретические положения и результатами исследования докладывались и обсуждались на 50-ой Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (2019); в публикации «Уровень учебной мотивации как психологический барьер в изучении иностранных языков в подростковом возрасте» опубликована в научном журнале «Студенческий», 2019. - №24(68); публикация «Повышенный уровень тревожности как психологический барьер при изучении иностранных языков в подростковом возрасте» в электронном журнале «NovaInfo», 2019. - № 106.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам изучения психологических барьеров в изучении иностранных языков в подростковом возрасте. Во второй главе содержится описание эмпирического исследования психологических барьеров в изучении иностранных языков у учащихся 8 классов, анализ и интерпретация результатов исследования. После каждой главы приведены выводы, которые сообщают обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы. Список использованной литературы включает в себя 56 источников. В приложениях приведены описания эмпирических методик и результаты эмпирического исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ литературы позволил сделать вывод, что изучение особенностей психологических барьеров в изучении иностранных языков представлено достаточно широко. Отечественные и зарубежные психологи описывают в своих трудах психологические особенности изучения иностранных языков, исследуют современные методы и подходы к изучению иностранных языков. По их мнению, к психологическим трудностям, обусловленным характеристиками социально-психологической ситуации, в которой протекает изучение иностранного языка, можно отнести:
- неблагоприятный психологический климат как следствие негативных межличностных отношений;
- несформированность социально-значимых качеств партнеров по общению;
- отсутствие условий для развития коммуникативных способностей и т.д.
Изучение особенностей подросткового возраста позволило сделать вывод, что изучение иностранных языков в этом возрасте протекает эффективнее, т.к. у подростков формируются и перестраиваются основные психические процессы, такие как мышление, восприятие, память и т.д.
Эмпирическое исследование психологических барьеров в изучении иностранных языков в подростковом возрасте показало следующие результаты:
1. Диагностика показала, что по методике Зиверта у учащихся средний уровень языкового интеллекта, по методике Айзенка - средний уровень лингвистической одаренности. Соответственно, данные результаты показывают, что учащиеся обладают недостаточным уровнем языкового интеллекта, что, в свою очередь, является препятствием
лингвистической развитости.
2. Статистика нам показала, что следующим фактором, который оказывает влияние на развитие изучения языка, является низкая тревожность. Однако диагностика показала, что у наших испытуемых наблюдается высокая тревожность, что препятствует изучению иностранного языка. Это, в свою очередь, выступает в качестве барьера и является причиной речевых затруднений.
3. Результаты методики диагностики мотивации учения показали, что у наших испытуемых наблюдается средний уровень учебной мотивации, что свидетельствует о том, что недостаточный уровень мотивации является барьером при изучении иностранного языка.
Понимание сущности, структуры и причин возникновения психологических барьеров при обучении иностранному языку выступает фактором, который обеспечивает преодоление данных барьеров в образовательном процессе.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что возникновение психологических барьеров в изучении иностранного языка в подростковом возрасте зависит от уровня вербального интеллекта и особенностей учебной мотивации учащихся подтвердилась.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие. - СПб, 2006. - 268 с.
2. Английский по методу Пимслера. - 2014 [Электронный ресурс]. -
URL: https://englishfull.ru/kursy/metod-pimslera.html (дата обращения:
21.03.2019) .
3. Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2010. - № 4. - С. 120-125.
4. Бернштейн В.Л. Пути формирования межкультурной
коммуникативной компетенции на уроке иностранного зыка // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения - VII): материалы междунар. науч.-метод.
симпозиума (Пятигорск, 19-20 мая 2005 г.). - Пятигорск. - 2005. - 212 с.
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы
формирования личности / под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Меж.
педагогическая академия, 1995. - 245 с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 24-28.
8. Бородина А.Н. Сравнительный анализ показателей памяти современных студентов и студентов 70-80 гг. XX века // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2015. - №4(24). - С. 122-131.
9. Буянова В.В. Сравнительный анализ интеллектуального развития учащихся младшего и старшего подросткового возраста // Проблемы
современного педагогического образования. - 2017. - №54 (5). - С. 280288.
10. Вербицкая Т.И. Педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2003. - 18 с.
11. Ветрова О.Г. Лингвистические проблемы межкультурной
англоязычной коммуникации в крэш-курсе культурного погружения // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения - VII): материалы междунар. науч.-метод.
симпозиума (Пятигорск, 19-20 мая 2005 г.). - Пятигорск. - 2005. - С. 5455. [Электронный ресурс]. - URL: https://refdb.ru/look/1904660-pall.html (дата обращения: 13.02.2019).
12. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6 т. - М.: Педагогика. 1982. - С. 5-361.
13. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 1989. - 654 с.
14. Зайцева А.П. Особенности мотивационной сферы подростков // Молодой ученый. - 2016. - №18. - С. 182-184.
15. Залюбовская У.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук - М.: Моск. гос. ун-т.- 2009. - С. 134-156.
16. Зимина И.С. Психология обучения иностранным языкам в школе.
- М.: Просвещение, 2014. - 222 с.
17. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей средней школы - М.: Просвещение, 2014. - 171 с.
18. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.
- М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
19. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - 221 с.
20. Крашенинникова А.Е. Возникновение языкового барьера при изучении иностранного языка и пути его преодоления // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, 2014. - № 8. - С. 53-56.
21. Козубовская Л.А. Обучение английскому языку взрослых. Преодоление психологических и языковых барьеров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №7. - С. 195198.
22. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - С. 6.
23. Левицкая Л.В., Чернова А.А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1036-1039 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/113/29104/ (дата обращения: 13.03.2019).
24. Леонтьев А.Н. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке // Психологические основы обучения неродному языку: хрестоматия. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 448 с.
25. Малыгин В.Т., Орлова Д.С. Лексические барьеры в межкультурной коммуникации // Вестник НовГУ. - 2015. - №4-1 (87). - С. 179-182.
26. Метод Китайгородской. - 2012 [Электронный ресурс]. - URL: http: //kitaygorodskaya.ru/method (дата обращения: 22.03.2019).
27. Метод чтения Ильи Франка. - 2014 [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.franklang.ru/index.php/metod-chteniya-ili-franka (дата обращения: 22.03.2019).
28. Методы изучения английского: TOP-8. - 2017 [Электронный
ресурс]. - URL: http: //top 100lingua.ru/blo g/urok (дата обращения:
23.03.2019) .
29. Наенко Н.И. Психическая напряжённость. - М., 1976. - 214 с.
30. Назарова В.В. Динамика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: М., 2001. - 19 с.
31. Низкодубов Г.А. Социально-психологические и языковые трудности при изучении английского языка в контексте непрерывного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014.- №8 (149). - С. 62-65.
32. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / пер. с англ. / под общ. ред. К.М. Ирисхановой. - М.: Московский государственный лингвистический ун-т, 2003. - 109 с.
33. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
34. Осипова А.А., Голубова В.М., Москаленко А.Е., Зеленов А.А.
Концепт «Психолого-познавательный барьер» в научно-психологическом дискурсе // Российский психологический журнал, 2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-psihologo-
poznavatelnyy-barier-v-nauchno-psihologicheskom-diskurse (дата обращения:
07.03.2019) .
35. Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. - 171 с.
36. Пахомова Н.Ю. Учет психологических особенностей старшего школьного возраста как способ повышения мотивации к изучению английского языка // Концепт. - 2016. - №9. - С. 141-145.
37. Пищева И.С. Реакция тревожности как следствие рассогласования между требованиями учебного процесса и особенностями мышления студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. - Бийск, 1997. - 210 с.
38. Полиглот: Метод Дмитрия Петрова. - 2018 [Электронный
ресурс]. - URL: http://top100lingua.ru/blog/uroki/poliglot-metod-dmitriia-
petrova-ego-pliusv-i-minusv (дата обращения: 22.03.2019).
39. Полякова Л.О. Условия преодоления коммуникативно-языковых барьеров в системе неязыкового высшего образования // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 1 (57). - С. 23-30.
40. Рахимова М.И. Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком // Молодой ученый. - 2016. - №10 (2). - С. 26-27.
41. Редькина Л.В., Абдалина Л.В. Общая характеристика психологических барьеров в изучении иностранного языка и здоровье студента // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - №5 [Электронный ресурс]. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/obschava- harakteristika-psihologicheskih-barierov-v-izuchenii-inostrannogo-vazyka-i- zdorovie-studenta (дата обращения: 05.03.2019).
42. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
43. Сергеева Н.Н., Иванова Е.А. Классификация трудностей в овладении слухопроизносительными навыками студентами-лингвистами // Педагогическое образование в России. - 2012. - №2. - С. 133-135.
44. Современные авторские методы обучения иностранному языку: сайт школы Марины Русаковой. - 2010 [Электронный ресурс]. - URL: https://marinarusakova.biz (дата обращения: 5.04.2019).
45. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Эксмо, 2013. - 286 с.
46. Сыроватская А.А. Возрастные особенности подросткового периода // Студенческий журнал. - 2017. - № 20(20). - С. 2.
47. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. - 208 с.
48. Фирсова И.В. Языковой барьер при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2013.
- № 1. - С. 89-92.
49. Харитонова Е.В. Типы межкультурных барьеров и их языковое выражение // Вестник ИГЛУ. - 2011.- С. 203-209.
50. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика.
- М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
51. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - изд. 4-е, стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
52. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.
СПИСОК ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Khan S. Influence of Speech Anxiety on Oral Communication Skills among ESL/EFL Learners // Advances in Language and Literary Studies. - 2015. - №6. - C. 49-53.
2. Krashen S., Terrell T. The Natural Approach Language Acquisition in the Classroom. Alemany Press, 1983. — 191 p.
3. Krech D., Grutchfield R. Frustration, conflict, defense // Problems of psychology. - 1991. - №6. - С. 69-83.
4. Scrivener J. Learning Teaching: a guidebook for English Language teachers. 2-nd. ed. Macmillan Education, 2005. - 285 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ