Деловое общение как фактор формирования профессиональных компетенций в процессе изучения экономических дисциплин (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОРА
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 8
1.1 Сущность делового общения и понятие профессиональных
компетенций в образовании 8
1.2 Факторы формирования профессиональных компетенций 18
1.3 Формы взаимодействия преподавателя и студента 24
1.4 Особенности делового общения при использовании интерактивных
методов обучения 30
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
В ГАПОУ КАМСК ИМ. Е.Н БАТЕНЧУКА 35
2.1 Краткая характеристика образовательной организации 35
2.2 Анализ проведения занятий с применением делового общения в
процессе изучения дисциплины «Экономика организации» 42
2.3 Мониторинг применения делового общения в формировании
профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины
«Экономика организации» 48
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» В ГАПОУ КАМСК ИМ. Е.Н. БАТЕНЧУКА 55
3.1 Выявленные проблемы в организации занятий с применением
делового общения по дисциплине «Экономика организации» 55
3.2 Рекомендации по совершенствованию организации занятий с применением делового общения по дисциплине «Экономика организации» 59
3.3 Проект программы формирования навыков делового общения у
студентов и предварительная оценка его эффективности 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Современной российской экономике нужны специалисты, которые будут глубоко разбираться не только в своей предметной области, но и хорошо разбирающиеся в смежных областях. Более того, согласно Концепции реформирования российского образования, целью современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных системно мыслить и действовать, обладающих творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью, то есть обладающих ключевыми компетенциями. В этой связи, термины «компетентность» и «компетенция» приобретают все более широкое распространение в образовательной среде.
Актуальность данной темы заключается в том, что деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важным видом отношений с другими людьми. В общении обычно формируется более или менее устойчивая система целей. Чтобы добиться успеха в общении с партнёром, нужно понять, в чем состоят его интересы. Для компетентностного человека чрезвычайно важно грамотно выражать свои мысли, уметь достигать взаимопонимания в решении многих задач в непосредственном взаимодействии людей в рамках различных событий и т. д.
Над изучением роли делового общения в процессе обучения трудились отечественные учёные В.М. Бехтерев [11], Л.Г. Титова[14], М.Н. Мунин [12], М.И. Тимофеев [11], И.Н. Кузнецов [13]. Как писал В.М. Бехтерев [11], деловое общение служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности. По М.Н. Мунину [12] деловое общение призвано помочь студентам преодолеть стереотипы административно-командного стиля мышления, выработать умение руководить людьми, способность взвешенно анализировать любые самые сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений, помочь
даже из негативного опыта извлекать позитивные выводы, приучить к постоянному самоанализу и объективной оценке своих действий и действий окружающих людей.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Предмет исследования - деловое общение и его применение с целью формирования профессиональных компетенций в процессе изучения экономических дисциплин в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Целью выпускной квалификационной работы является изучение, выявление недостатков и совершенствование применения делового общения в процессе изучения экономических дисциплин, как фактора формирования профессиональных компетенций, в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические подходы к понятию и сущности делового общения как фактора формирования профессиональных компетенций;
2. Провести анализ применения делового общения в процессе изучения экономических дисциплин в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»;
3. Разработать рекомендации по усовершенствованию применения делового общения в процессе изучения экономических дисциплин в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Гипотеза исследования заключается в том, что правильное применение делового общения способствует формированию знаний, умений и навыков, а так же профессиональных компетенций обучающихся.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической
и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по совершенствованию применения делового общения в процессе изучения экономических дисциплин с применением сравнительно-аналитического
метода, синтеза, обобщения, моделирования.
2. Эмпирические: беседа и анкетирование педагогического состава ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Для достижения исследовательской цели и реализации поставленных задач были применены такие научные методы, как анализ результатов деятельности в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», анализ документов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», изучение литературных источников и Интернетресурсов по теме выпускной квалификационной работы.
3. Статистические: математическая обработка данных эксперимента, графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведён анализ уровня и эффективности применения делового общения в процессе изучения экономических дисциплин (на примере в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука») и выявлены проблемы и недостатки данного вопроса в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности дальнейшего учёта рекомендаций по усовершенствованию применения делового общения в процессе изучения экономических дисциплин в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Информационная база исследовательской работы: справочно-учебные пособия, специальная литература, материалы сети Интернет, внутренние документы ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение содержит проблематику, актуальность и современное состояние вопроса о применении делового общения в процессе изучения экономических дисциплин. Здесь же указаны объект, предмет, цель и задачи данной выпускной квалификационной работы.
В первой главе представлены теоретические основы понятия профессиональных компетенций, методы и факторы их формирования, а так же сущность делового общения, как фактора формирования профессиональных компетенций.
Во второй главе содержатся краткая характеристика ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» и анализ применения делового общения в процессе изучения экономических дисциплин в данной образовательной организации.
В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию применения делового общения, как фактора формирования профессиональных компетенций в процессе изучения экономических дисциплин в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Заключение содержит основные выводы по трём частям выпускной квалификационной работы (теоретической, аналитической и проектной). Здесь сформулированы основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведённого исследования.
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важным видом отношений с другими людьми. В общении обычно формируется более или менее устойчивая система целей. Чтобы добиться успеха в общении с партнёром, нужно понять, в чём состоят его интересы. Для компетентностного специалиста чрезвычайно важно грамотно выражать свои мысли, уметь достигать взаимопонимания в решении многих задач в непосредственном взаимодействии с людьми в рамках различных событий и т.д.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Под формированием профессиональных компетенций студентов мы понимаем процесс развития личности, который происходит под влиянием внешних факторов, то есть при получении и переносе предметных знаний, умений, индивидуальных способностей на объекты в сфере будущей профессиональной деятельности, приобретение обучающимися опыта в процессе обучения для решения профессиональных проблем и задач в реальных производственных ситуациях.
Понятие «фактор» определяется, как причина, движущая сила какого - либо процесса, определяющая характер или его отдельные черты, механизмы и стадии его протекания.
Факторы, положительно влияющие на формирование профессиональных компетенций, на наш взгляд, можно определить по трём группам: «психологическая группа» факторов, группа «социально-экономических» факторов и группа «педагогических факторов».
Влияние этих факторов мы считаем целесообразным учитывать при осуществлении педагогической работы, направленной на формирование профессиональных компетенций студентов.
Одним из основных факторов формирования профессиональных компетенций в процессе обучения является деловое общение. В обучении существуют три формы взаимодействия преподавателя и студентов: пассивные, активные и интерактивные методы. При пассивном методе обучения преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей. При активном методе они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. А интерактивный метод обучения ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Деловое общение является неотъемлемой частью всех интерактивных форм обучения.
На наш взгляд, деловое общение в большей степени применяется при использовании таких интерактивных методов, как "круглый стол" и деловые игры, и выполняет ряд важных функций, основными из которых являются: контактная, информационная, координационная и побудительная. Все эти функции способствуют эффективному и конструктивному взаимодействию людей, правильной передаче информации, получению знаний и умений, формированию профессиональных компетенций.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
Деловая игра - это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определённого результата.
Деловое общение как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
1) формирование у студентов целостного представления о
профессиональной деятельности и её динамике;
2) развитие теоретического и практического мышления в
профессиональной сфере;
3) приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
4) формирование психологии и этики делового общения, управления;
5) формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является применение делового общения с целью формирования профессиональных компетенций в процессе изучения экономических дисциплин в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Среди преподавателей ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» было проведено анкетрировапние, в ходе которого были выявлены проблемы применения делового общения в процессе изучения экономических дисциплин:
1. Слаборазвитая внеурочная деятельность;
2. Уделение большего внимания пассивным и активным методам обучения, чем интерактивным;
3. Применение делового общения не систематически и не всеми преподавателями;
4. Низкий уровень культуры речи молодежи.
Реализация методики обучения экономике с использованием делового общения в процессе преподавания экономических дисциплин в ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука требует совершенствования исходя из современных требований к подготовке будущих специалистов. В связи с этим в третьей главе настоящего исследования представлены рекомендации по улучшению реализации методики обучения экономике с использованием делового общения в процессе преподавания экономических дисциплин:
1. В первую очередь, необходимо обратить внимание на моделировании «Среды», а не деятельности;
2. Введение услуг коучера или тьютора;
3. Применение делового общения студентами во внеурочное время;
4. Уделять большее внимание интерактивным методам обучения;
5. Повышение уровня культуры речи студентов посредством влияния преподавателей, родителей и СМИ;
6. Создание электронного образовательного ресурса.
При использовании всех вышеперечисленных рекомендаций ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука, несомненно, повысит эффективность обучения и повлияет на лучшее формирование профессиональных компетенций с помощью применения делового общения.
В третьем параграфе третьей главы данной выпускной квалификационной работы мы представили проект-сообщество в социальной сети ВКонтакте, целью которого является формирование у студентов знаний, умений и навыков, в частности и профессиональных. С помощью них будущие специалисты смогут расширить свои знания и самостоятельно найти сведения не входящие в рамки учебной программы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)»
2. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
4. Приказ от 28 июля 2014 г. n 801 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.05 строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов - 48 с.
5. Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ «Об образовании» (в ред. Законов Республики Татарстан от 23.07.2014 N 61- ЗРТ, от 16.03.2015 N 14-ЗРТ, от 08.10.2015 N 76-ЗРТ, от 06.07.2016 N 54- ЗРТ, от 17.11.2016 N 84-ЗРТ).
6. Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»
7. Устав ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», разработанный в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», утверждён приказом Министерства образования и науки РТ от 23.10.2015г. № 7561/14.
8. Штатное расписание в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
9. Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта
II. Научная и учебная литература:
10. Деловое общение: Учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплева; Под ред. П.И. Сидорова. - 2-e изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 384 с
11. Деловое общение: Учебное пособие / М.И. Тимофеев. - М.: РИОР, 2014. - 125 с.: 70x100 1/32. - (Шпаргалка). (обл., карм. формат) С. 33-42.
12. Мунин, А. Н. Деловое общение [Электронный ресурс] : курс лекций / А. Н. Мунин. - 2-е изд. - М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2015. - 376 с..
13. Деловое общение / Кузнецов И.Н., - 7-е изд., пересм. - М.:Дашков и К, 2018. - 528 с.
14. Деловое общение: Учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальностям экономики и управления Учебное пособие / Титова Л.Г. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 271 с.
15. Деловое общение: Учебное пособие / Деревянкин Е.В., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 48 с.
16. Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов вузов / Кузнецов И.Н. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 431 с.
17. Ховов О.В. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов экономического профиля в вузе / научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика»
18. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в подготовке специалистов инвестиционно-строительной сферы в системе дополнительного профессионального образования: Монография / Савина Е.А., Ишков А.Д., - 2-е изд., (эл.) - М.:МИСИ-МГСУ, 2017. - 121 с
19. Пищулин В.Г. Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований / научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика»
20. Дорофеев А.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика»
21. Основы профессиональной компетенции: Учебное пособие /
Данилова А.С., Здрестова-Захаренкова С.В., Фёдорова О.М. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 136 с.
22. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 304 с.
23. Нравственные установки и эстетические нормы как факторы эффективности делового общения: Статья / Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 16 с.
24. Яковлева Н.Ф. Деловое общение: учебное пособие к
дистанционному курсу дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании». — Красноярск: Универс, 2016. - 185с.
25. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2014. - 336 с.
26. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров и др.; Под ред. А.Я. Кибанова; ГУУ - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 424 с.
27. Нравственные установки и эстетические нормы как факторы эффективности делового общения:Статья / Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 16 с.: -
28. Менеджмент в условиях рыночной
экономики. Автор: Йеннекенс Жан Год: 2015. -175 с. Издание: Издательство МП "Энис"
29. Основы профессиональной компетенции: Учебное пособие /
Данилова А.С., Здрестова-Захаренкова С.В., Фёдорова О.М. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 136 с.
30. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе практико-ориентированного образования / [Журнал педагогических исследований, 2018, № 4]
31. Ходакова Н.П. Система оценивания профессиональной компетенции студентов [Среднее профессиональное образование, №2, 2016, стр. 124]
32. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в подготовке специалистов инвестиционно-строительной сферы в системе дополнительного профессионального образования: Монография / Савина Е.А., Ишков А.Д., - 2-е изд., (эл.) - М.:МИСИ-МГСУ, 2017. - 121 с.
33. Деловые игры в коммерческой деятельности. Темы: Аукцион, Биржа / Пономарева З.М., - 2-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 184 с.
34. Деловые игры по формированию экономических компетенций: Учебное пособие / В.О. Евсеев. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 254 с.
35. Педагогические технологии: Учебник / Левитес Д.Г. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 403 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ)
36. Сосновская А.М. Деловая коммуникация и переговоры: учебное пособие. СПБ.: Издательство СЗАГС, 2018.
37. Волгин Б. Деловые совещания. - М.: 2016.
38. Учебное пособие. «Деловая этика» / Подопригора М.Г. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2016.
39. Батаршев А.В. «Организаторские и коммуникативные качества
личности» (Для деловых людей). - М.: Центр информационных и
социальных технологий «Регалис», 2018. - 280 с.
40. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2015.-с 155
41. Деловые коммуникации : учебное пособие / сост. Т.И. Сахнюк. - Ставрополь: СтГАУ, 2015. - 92 с.
42. Ефремова, Н. Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. - М.: Национальное образование, 2015. - 416 с.
III. Интернет-ресурсы:
43. ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nchpk.ru/wordpress/ (Дата обращения 05.12.18).
44. Деловое общение [Электронный ресурс] / Википедия. - Режим
доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Деловое общение(Дата обращения
14.03.19).
45. Профессиональные компетенции [Электронный ресурс] / Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Компетенции(Дата обращения 20.12.18).
46. Деловое общение - этика, виды, принципы, особенности[Электронный ресурс] / Файловый архив студентов. - Режим доступа: https://psyh.info/article/delovoe-obshhenie/delovoe-obshhenie.html/ (Дата обращения 01.02.19).
47. Методы обучения [Электронный ресурс] / Википедия. - Режим
доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Методика обучения (Дата обращения 03.12.18).
48. Коммуникативная компетентность как фактор эффективного делового общения [Электронный ресурс] / Студенческая библиотека . - Режим доступа: Studbooks.net/ Компетенции(Дата обращения 20.04.19).
49. Деловое общение как фактор успешного развития
личности[Электронный ресурс] / Студенческая библиотека . - Режим
доступа: Studbooks.net/ Деловое общение(Дата обращения 20.04.19).
50. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / Библиотека студентов. - Режим доступа: https://studfiles.net Методы обучения Дата обращения 21.11.18).