ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОУДАРЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ 6
1.1. Виды соударений транспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях 6
1.2. Методика расчёта ущерба при дорожно-транспортных происшествиях . 13
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПОСЛЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ 22
2.1. Дефектация автомобиля, пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия 22
2.2. Определение трудоемкости, размера денежных затрат, подбор запасных
частей и расходных материалов, необходимых для восстановления автомобиля после дорожно-транспортного происшествия 25
2.3. Технологический процесс восстановления автомобиля после дорожно-транспортного происшествия 31
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
С каждым годом увеличивается количество автомобилей на дорогах, растет интенсивность движения, и несмотря на ужесточение правил дорожного движения все это ведет к росту дорожно-транспортных происшествий, и как следствие приводит к развитию системы страхования. Для ее регулирования был принят важнейший Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ [1], а в последствии и различные нормативные акты и положения, дополняющие его. Ежегодно, с целью усовершенствования, в них вносятся поправки и изменения.
Несмотря на это, система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств несовершенна. Очень часто при восстановлении пострадавшего автомобиля или получении компенсации потерпевшая сторона оказывается недовольна в следствие недостаточности размера компенсации. Сумма денежной выплаты, полученная потерпевшим водителем зачастую становится определяющей при составлении перечня работ по восстановлению транспортного средства. Разработка технологического процесса восстановления автомобиля после дорожно-транспортного происшествия в полном объеме содержит большой перечень предварительных подготовительных работ по выявлению повреждений, как явных, так и скрытых.
В выпускной квалификационной работе восстановление транспортного средства рассматривается как с юридической точки зрения, так и с технической, где большое внимание уделено связи «Страховая компания - собственник транспортного средства - автосервис».
Зачастую восстановление транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия носит частичный, выборочный характер, поэтому актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью показать технологию полного восстановления на конкретном примере.
Проблема, исследуемая в нашей работе: определение мероприятий, позволяющих производить наиболее полное восстановление автомобиля после ДТП.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - технологический процесс текущего ремонта автотранспортных средств.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы - технологический процесс ремонтных работ по восстановлению автомобиля после дорожно-транспортного происшествия.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать технологию восстановления транспортного средства, пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия на примере автомобиля LADA «Granta».
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- выявить имеющиеся повреждения транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия;
- установить характер, вид и объем повреждений автомобиля;
- определить объем необходимых денежных средств, запасных частей, материальных ресурсов и трудоемкость работ для восстановления транспортного средства;
- определить метод устранения имеющихся повреждений.
Основой данной работы стали такие источники информации, как Сборник технологических инструкций «Автомобиль LADA GRANTA и его модификации. Технология технического обслуживания и ремонта» Христов П.Н. - [33], Положение Центробанка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» - [5].
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что пример, рассмотренный нами может быть использован в качестве примера разработки технологического процесса по полному восстановлению автомобиля после ДТП. Так же данная работа может использоваться в качестве учебного пособия при подготовке специалистов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Общий объем работы - 57 страниц, в том числе, 5 таблиц, 7 рисунков, 2 приложения.
Подводя итоги, отметим, что в процессе написания выпускной квалификационной работы изучалось восстановление транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия с различных точек зрения: с юридической, где большое внимание уделено связи «страховая компания - собственник транспортного средства - автосервис», а так же с технической точки зрения.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать технологию восстановления транспортного средства, пострадавшего в результате дорожнотранспортного происшествия на примере автомобиля LADA «Granta» была достигнута путем решения следующих задач:
- выявить имеющиеся повреждения транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия;
- установить характер, вид и объем повреждений автомобиля;
- определить объем необходимых денежных средств, запасных частей, материальных ресурсов и трудоемкость работ для восстановления транспортного средства;
- определить метод устранения имеющихся повреждений.
В процессе написания выпускной квалификационной работы было изучено множество источников информации. При этом основной упор был сделан на документы, закрепленные на законодательном уровне, например, Положение Центробанка Российской Федерации от 19 сент. 2014 г. - № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», а также документы утвержденные заводом-изготовителем транспортного средства, например,
Технологические инструкции «Автомобиль LADA «Granta» и его модификации. Технология технического обслуживания и ремонта», Христов П.Н..
При определении стоимости восстановительного ремонта и трудоемкости работ нами применялась Единая методика расчета ущерба транспортного средства, а так же Электронная база цен на запчасти, что позволило достаточно точно определить стоимость ущерба, количество материальных, денежных ресурсов, а так же трудозатрат, необходимых для полного восстановления автомобиля после ДТП.
Сравнивая различные источники информации о результатах восстановления автомобилей пострадавших в результате ДТП можно прийти к выводу, что действующее законодательство в области обязательного страхования автогражданской ответственности находится на уровне, не всегда отвечающем интересам страхователей и страховых компаний.
Для повышения качества восстановительных работ государственным органам необходимо уделить пристальное внимание к процедурам расчёта стоимости восстановления, а так же разработки технологических процессов восстановления транспортных средств после дорожно-транспортных происшествий. Так же необходимо повысить контроль в сфере применения станциями технического обслуживания технологических инструкций заводов-изготовителей.
Максимально правильно разработанная технология восстановления автомобиля ведет к снижению убытков страховых компаний, возникавших в результате необоснованно завышенных выплат, как следствие выполнения «лишних» работ, при этом владельцы транспортных средств будут получать качественно восстановленный автомобиль в кратчайше возможные сроки. Это можно увидеть на примере автомобиля LADA «Granta», рассматриваемого в данной выпускной квалификационной работе.
1. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: //base.garant.ru/184404/
2. Федеральный закон от 28 марта 2017 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71540448/ Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» [Электронный
3. Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https: //base.garant.ru/70752926/
4. Положение Центробанка Российской Федерации от 19 сент. 2014 г. - № 432- П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://base.garant.ru/70754306/
5. Положение Центробанка Российской Федерации от 19 сент. 2014 г. - № 433-
П. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https: //base.garant.ru/70752754/
6. Электронная база цен на запчасти [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //prices.autoins .ru/priceAutoParts/
7. Методические рекомендации по проведению независимой технической
экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ/ [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/420234258
8. Правила по охране труда на автомобильном транспорте [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bi-file.ru/archive/prikaz-59n/
9. ТУ 017200-254-00232934-2014 «Автомобили LADA. Технические требования при приемке в ремонт, ремонте и выпуске из ремонта» / Тольятти, 2014.
10. ТУ 017207-255-00232934-2014 Кузова автомобилей LADA. Технические
требования при приемке в ремонт, ремонте и выпуске из ремонта предприятиями дилерской сети ОАО «АВТОВАЗ». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.niva-
faq.msk.ru/tehnika/obsch/infoVAZ/TY.017207-255-00232934-2014.pdf
11. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей LADA «Granta»: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.vaz-auto s .ru/files/trudoemko sti-rabot-granta
12. Виноградов, В.М. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей: учебное пособие / В.М. Виноградов. - М.: Academia, 2017. - 463 c.
13. Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: Учебное пособие / В.М. Виноградов. - М.: Academia, 2018. - 140 c.
14. «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.setrf.org/uploads/files/metod_minust.pdf
15. Афонин. С. Ремонт и окраска кузовов автомобилей. Практическое руководство/ Афонин С. - Б.: «ПОИЧиК», 2016. - 140 с.;
16. Балакин В. Д. экспертиза дорожно-транспортных происшествий / Балакин В.Д.- Омск: СибАДИ, 2017. - 136 с.
17. Беднарский, В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / В.В. Беднарский. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 456 с.
18. Власов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / В.М. Власов. - М.: Академия, 2018. - 352 с.
19. Епифанов Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей / Епифанов Л.И. , Епифанова Е.А., М.: ИД «ФОРУМ» — ИНФРА-М, 2018, 349 с.
20. Ильин М.С. Кузовные работы. Покраска, рихтовка, антикоррозийная обработка / Ильин М.С. М.: Книжкин Дом, 2015.- 325 с.;
21. Классификация видов столкновений [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studopedia.su/9_85247_stolknovenie-transportnih-sredstv.html
22. «Кодификатор основных и вспомогательных материалов, применяемых при ТО и ремонте автомобилей LADA» К 3100.25100.00018-201, Тольятти, 2015,
- 231 с.
23. Лада Гранта. Эксплуатация. Обслуживание. Ремонт - М.: Мир Авто книг [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?p
24. РД 37.009.015-98 Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docplan.ru/Data2/1/4293824/4293824040.html
25. Мылов, А.А. Основы ремонта автомобилей / А.А. Мылов. - М.: МГИУ, 2016.
- 124 c.
26. Ремонт каркаса кузова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http//www.automnl.com/model/vaz_2115/232/
27. Сабанов Ю.В., Автомобили LADA GRANTA 2190. Каталог деталей и сборочных единиц / Сабанов Ю.В., Батищева З.В., Кашина О.Е., Никитина Г.А., Овчинникова Н.В., Ступина Н.А., Яковлев А.В., Тольятти, 2015. - 226 с.
28. Сабанов Ю.В. Руководство по эксплуатации автомобиля LADA GRANTA и его модификаций / Сабанов Ю.В., Казаков Н.В., Мингачев А.В., Сидоров С.Ю., - Тольятти, 2015. - 197 с.
29. Савич, А.С. Ремонт кузовов легковых автомобилей: Учебное пособие / Е.Л. Савич, В.С. Ивашко, А.С. Савич; Под общ. ред. Е.Л. Савич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2015. - 320 с.
30. Слободчиков, В.Ю. Ремонт кузовов автомобилей: Учебник / В.Ю.
Слободчиков. - М.: Академия, 2018. - 320 с.
31. Христов П.Н., Автомобиль LADA GRANTA 2190. Технология ремонта кузова / Христов П.Н., Рева В.В., Фролов А.А. - Тольятти, 2016 г. - 56 с.
32. Христов П.Н., Автомобиль LADA GRANTA и его модификации. Технология технического обслуживания и ремонта. / Христов П.Н. , Прудских Д.А., Рева В.В., Зимин В.А., Князев Ю.В., Самохин С.Н. , Шмелева В.А.. - Тольятти, 2015. - 393 с.
33. Чумаченко Ю.Т. Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте - учебное пособие / Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Фимова А.В., Ростовн/Д: «Феникс», 2018.-539 с.
34. Чумаченко, Ю.Т. Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Ю.Т. Чумаченко, А.И. Герасименко, Б.Б. Рассанов; Под ред. А.С. Трофименко. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 539 с.
35. Шестопалов, С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учебник / С.К. Шестопалов. - М.: Академия, 2018. - 288 с.
Шкунов И.В. Кузовной ремонт Современная школа / Шкунов И.В.:ООО «»Мир Автокниг«», 2018.- 135 с.