МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 История разработки и использования метода кейсов в образовании 6
1.2 Понятие и классификация кейс-метода 8
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА II ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В РАЗДЕЛЕ «РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОДУКТА» 13
2.1 Разработка кейс-заданий к разделу «Разработка и изготовление материального продукта» 13
2.2 Апробация кейс-заданий по технологии на базе МБОУ «СОШ №1 г. Менделеевск 20
Выводы по второй главе 24
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АРТ-СВЕТИЛЬНИКА «Parfait» 25
3.1 Анализ прототипов и эскизирование материального продукта «Parfait» 25
3.2 Технологическая последовательность изготовления Арт-светильника «Parfait» 31
Выводы по третьей главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 История разработки и использования метода кейсов в образовании 6
1.2 Понятие и классификация кейс-метода 8
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА II ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В РАЗДЕЛЕ «РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОДУКТА» 13
2.1 Разработка кейс-заданий к разделу «Разработка и изготовление материального продукта» 13
2.2 Апробация кейс-заданий по технологии на базе МБОУ «СОШ №1 г. Менделеевск 20
Выводы по второй главе 24
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АРТ-СВЕТИЛЬНИКА «Parfait» 25
3.1 Анализ прототипов и эскизирование материального продукта «Parfait» 25
3.2 Технологическая последовательность изготовления Арт-светильника «Parfait» 31
Выводы по третьей главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Современная система образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одной из которых является - становление развития в каждом ребенке самостоятельной, инициативной, творческой личности. Поставленная задача кардинально изменила роль педагога в образовательном процессе. Теперь учитель перестает быть носителем знаний, фактически он создает лишь «среду», в которой становится возможным формирование целого ряда компетенций. В организации такого рода деятельности педагогам предоставлены широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. Для этого учитель выбирает такие технологии обучения, при которых обучающиеся большую часть времени будут работать самостоятельно, также научатся планированию, организации, самоконтролю, оценке своих действий и деятельности в целом. Также новые технологии сделают учебный процесс более интересным, занимательным и современным. Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечает кейс-технология. Эта технология предполагает синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. Внедрение кейс-технологии способствует повышению мотивации обучающихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. Для того чтобы эффективно использовать кейс-технологию, необходимо знать особенности её применения, структуру, приемы, способы организации деятельности обучающихся. Что же могут изменить ситуативные кейс-задания в образовательном процессе? Возможные области изменений: мотивация учебной деятельности, актуализация предметных знаний и умений, объединение знаний по различным предметам, «школьных» и «внешкольных» знаний, включение родителей учащихся в образовательный процесс, развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса, «проблемное» планирование образовательного процесса.
Предмет «Технология» готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Поэтому учитель технологии должен тесно связать уроки и жизненные ситуации для того, чтобы дети были готовы решать разные проблемы. Кейс-технология может быть тем самым связующим звеном между учащимися и реальной жизнью.
Цель: определить эффективность использования кейс-метода при изучении раздела «Разработка и изготовление материального продукта» в технологическом образовании школьников.
Объект исследования: технологическое образование школьников.
Предмет исследования: методика разработки кейс-заданий в технологическом образовании школьников.
Гипотеза: обучение, разработка и изготовление материального продукта в 7 классе на уроках технологии будет эффективным, если обучение будет строиться на основе интерактивного метода обучения - кейс-задания.
Задачи:
1. Провести анализ литературы и Интернет источников по использованию кейс-метода в образовательном процессе.
2. Рассмотреть возможность реализации и применения кейс-метода на уроках технологии.
3. Разработать кейс-задания по разделу «Разработка и изготовление материального продукта».
4. Апробировать кейс-задания на базе общеобразовательной школы
5. Изготовить объект творческой деятельности Арт-светильник «Parfait »
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы,; эмпирические: проектирование образовательного процесса, моделирование объектов творческой деятельности; математические: расчет количества расходного материала, статистическая обработка социологического опроса «Что для Вас предмет «Технология»?».
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы, а именно сборник кейс-заданий, могут быть использованы учителя-
ми технологии в учебном процессе, а светильники «Parfait» станут прекрасным дополнением выставочного помещения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, обосновывающее выбор темы и постановку проблемы исследования, трех глав рассматривающие теоретические вопросы использования метода кейсов в технологическом образовании школьников, использование метода кейсов в разделе «Разработка и изготовление материального продукта», технологию изготовления Арт-светильника «Parfait» и выводов по ним.
В заключении представлены основные выводы о проделанной работе. Также работа содержит список использованных источников.
Предмет «Технология» готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Поэтому учитель технологии должен тесно связать уроки и жизненные ситуации для того, чтобы дети были готовы решать разные проблемы. Кейс-технология может быть тем самым связующим звеном между учащимися и реальной жизнью.
Цель: определить эффективность использования кейс-метода при изучении раздела «Разработка и изготовление материального продукта» в технологическом образовании школьников.
Объект исследования: технологическое образование школьников.
Предмет исследования: методика разработки кейс-заданий в технологическом образовании школьников.
Гипотеза: обучение, разработка и изготовление материального продукта в 7 классе на уроках технологии будет эффективным, если обучение будет строиться на основе интерактивного метода обучения - кейс-задания.
Задачи:
1. Провести анализ литературы и Интернет источников по использованию кейс-метода в образовательном процессе.
2. Рассмотреть возможность реализации и применения кейс-метода на уроках технологии.
3. Разработать кейс-задания по разделу «Разработка и изготовление материального продукта».
4. Апробировать кейс-задания на базе общеобразовательной школы
5. Изготовить объект творческой деятельности Арт-светильник «Parfait »
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы,; эмпирические: проектирование образовательного процесса, моделирование объектов творческой деятельности; математические: расчет количества расходного материала, статистическая обработка социологического опроса «Что для Вас предмет «Технология»?».
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы, а именно сборник кейс-заданий, могут быть использованы учителя-
ми технологии в учебном процессе, а светильники «Parfait» станут прекрасным дополнением выставочного помещения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, обосновывающее выбор темы и постановку проблемы исследования, трех глав рассматривающие теоретические вопросы использования метода кейсов в технологическом образовании школьников, использование метода кейсов в разделе «Разработка и изготовление материального продукта», технологию изготовления Арт-светильника «Parfait» и выводов по ним.
В заключении представлены основные выводы о проделанной работе. Также работа содержит список использованных источников.
Современная школа, ориентированная на повышение качества образования, имеет в своем запасе достаточное количество современных педагогических и информационных технологий. Наша задача - последовательно и результативно их применять. В связи с этим в нашем исследовании мы попытались не только разработать, но и определить эффективность использования кейс-метода при изучении раздела «Разработка и изготовление материального продукта» в технологическом образовании школьников.
Фундаментальное исследование предметной области «Технология» позволили более детально изучить содержание самого учебного предмета, которое ориентировано на формирование у школьников технологического мышления. Внедренный нами кейс-метод позволяет более органично решать задачи установления связи между теорией и жизненными фактами (ситуациями) и формировать способность находить рациональные и наиболее эффективные способы их решения. Кейс-технология может быть тем самым связующим звеном между учащимися и реальной жизнью.
В настоящее время кейс-метод широко используется как современная технология и не только в предмете «Технология», но в различных областях знаний. Кейс-технология развивает познавательные интересы, творческие способности обучающихся включая их в активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей разнообразные проблемные ситуации.
В процессе разработки комплекса кейс-заданий по технологии мы выбрали раздел «Разработка и изготовление материального продукта» базового модуля «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» в 7 классе. Данный комплекс состоит из 17 кейсов по темам: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов; Ремонт и уход за одеждой; Технология изготовления швейных изделий; Освещение жилого помещения; Предметы искусства и коллекции в интерьере.
Эффектность внедрения кейс-заданий в технологическом образовании была подтверждена нами на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, экспериментом было охвачено 27 обучающихся 7 класса, результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы: обучение реализуется на своих ошибках , стимулирует активность обучающихся на уроках , ломает классическое представление об уроке (формат общения) , содержание некоторых заданий требует проведения мини-исследования, решение кейс-заданий способствует формирования технологического мышления. Решение кейсов в группе позволяет обучающимся обучать друг друга. Общим для решения кейс-заданий в оценке результативной деятельности нами были определены следующие критерии:
К1. Научно-теоретический уровень выполнения кейс-задания.
К2. Полнота решения кейса.
К3. Степень творчества и самостоятельности в подходе к анализу кейса и его решению. Доказательность и убедительность.
К4. Форма изложения материала и качество презентации.
К5. Полнота и всесторонность выводов.
К6. Наличие собственных взглядов на проблему.
Задания оценивались по четырехбалльной системе оценивания.
Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.
Именно поэтому использование кейс-метода на уроках технологии сможет стать отличной альтернативой скучному и неинтересному занятию для учащихся. Кроме того, кейс - технологии помогут обучающимся раскрыть свой потенциал не только в рамках одной предметной области, но и смогут расширить их знания во многих сферах человеческой деятельности.
В практической части нашего исследования было проведено предпроектное, художественно-аналитическое исследование объекта проектирования Арт-светильника «Parfait». Выполненная нами композиция будет экспонироваться в купеческом музее Елабужского иститута КФУ.
Надеемся, что материалы нашего исследования: сборник кейс-заданий, могут быть использованы учителями технологии в учебном процессе, а светильники «Parfait» станут прекрасным дополнением выставочного помещения.
Фундаментальное исследование предметной области «Технология» позволили более детально изучить содержание самого учебного предмета, которое ориентировано на формирование у школьников технологического мышления. Внедренный нами кейс-метод позволяет более органично решать задачи установления связи между теорией и жизненными фактами (ситуациями) и формировать способность находить рациональные и наиболее эффективные способы их решения. Кейс-технология может быть тем самым связующим звеном между учащимися и реальной жизнью.
В настоящее время кейс-метод широко используется как современная технология и не только в предмете «Технология», но в различных областях знаний. Кейс-технология развивает познавательные интересы, творческие способности обучающихся включая их в активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей разнообразные проблемные ситуации.
В процессе разработки комплекса кейс-заданий по технологии мы выбрали раздел «Разработка и изготовление материального продукта» базового модуля «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» в 7 классе. Данный комплекс состоит из 17 кейсов по темам: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов; Ремонт и уход за одеждой; Технология изготовления швейных изделий; Освещение жилого помещения; Предметы искусства и коллекции в интерьере.
Эффектность внедрения кейс-заданий в технологическом образовании была подтверждена нами на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, экспериментом было охвачено 27 обучающихся 7 класса, результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы: обучение реализуется на своих ошибках , стимулирует активность обучающихся на уроках , ломает классическое представление об уроке (формат общения) , содержание некоторых заданий требует проведения мини-исследования, решение кейс-заданий способствует формирования технологического мышления. Решение кейсов в группе позволяет обучающимся обучать друг друга. Общим для решения кейс-заданий в оценке результативной деятельности нами были определены следующие критерии:
К1. Научно-теоретический уровень выполнения кейс-задания.
К2. Полнота решения кейса.
К3. Степень творчества и самостоятельности в подходе к анализу кейса и его решению. Доказательность и убедительность.
К4. Форма изложения материала и качество презентации.
К5. Полнота и всесторонность выводов.
К6. Наличие собственных взглядов на проблему.
Задания оценивались по четырехбалльной системе оценивания.
Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.
Именно поэтому использование кейс-метода на уроках технологии сможет стать отличной альтернативой скучному и неинтересному занятию для учащихся. Кроме того, кейс - технологии помогут обучающимся раскрыть свой потенциал не только в рамках одной предметной области, но и смогут расширить их знания во многих сферах человеческой деятельности.
В практической части нашего исследования было проведено предпроектное, художественно-аналитическое исследование объекта проектирования Арт-светильника «Parfait». Выполненная нами композиция будет экспонироваться в купеческом музее Елабужского иститута КФУ.
Надеемся, что материалы нашего исследования: сборник кейс-заданий, могут быть использованы учителями технологии в учебном процессе, а светильники «Parfait» станут прекрасным дополнением выставочного помещения.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В
ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020 - Условия успешного внедрения андроидных роботов в образование школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Кейс-технологии как средство повышения качества знаний обучающихся по математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Проектные технологии развития творческой деятельности искусства» детей 13-14 лет на уроках изобразительного
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Активные методы в обучении математике (Уральский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



