Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНОЙ АППЛИКАЦИИ

Работа №38808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
526
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого воображения у дошкольников средствами сюжетной аппликации 6
1.1. Проблема творческого воображения в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте 12
1.3. Особенности организации занятий по сюжетной аппликации в старшей группе ДОО 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетной аппликации 28
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень развития творческого воображения у дошкольников 28
2.2. Психолого-педагогическая работа по развитию творческого воображения детей средствами сюжетной аппликации 41
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 70

Значение процесса воображения в развитии личности ребенка дошкольного возраста очень велико и признается всеми учеными в области психологии и педагогики. Действительно, творческое воображение играет существенную роль в формировании способности ребенка к самореализации в деятельности, способствует развитию основных психологических новообразований личности на этапе дошкольного детства, познавательных процессов, что, в свою очередь, обусловливает подготовку ребенка к дальнейшему обучению в школе.
В настоящее время в связи с модернизацией системы образования в нашей стране дошкольные организации переходят на новые модели осуществления воспитательно-образовательной работы в соответствии с требованиями современного Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программы, использующиеся в работе детских садов в настоящее время, содержат большие возможности для развития личности дошкольника, его творческого воображения. Все это требует от современного воспитателя изменения привычных форм и методов воспитания и обучения, поиска новых средств работы с дошкольниками.
В то же время сегодня в практике дошкольного образования, эти возможности используются в практическом обучении все еще недостаточно: воспитатели не создают необходимых условий для активизации воображения детей, не проводят в этом направлении целенаправленной и систематической работы. В связи с этим, особую значимость приобретает вопрос о поиске средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста, одним из которых может стать сюжетная аппликация.
Таким образом, актуальность проводимого исследования определяется тем, что использование сюжетной аппликации в работе по развитию творческого воображения у детей старшей группы дошкольной образовательной организации позволяет в полной мере раскрыть образовательный и воспитательный потенциал современных программ дошкольного образования, обеспечивая тем самым полноту реализации требований и достижение целей ФГОС ДО.
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить проблему развития творческого воображения у детей старшей группы дошкольной образовательной организации средствами сюжетной аппликации.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:использование сюжетной аппликации как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста сюжетной аппликации способствует повышению у них уровня развития творческого воображения.
Задачи исследования:
- провести анализ проблемы творческого воображения в психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте;
- определить особенности организации занятий по сюжетной аппликации в старшей группе ДОО;
- провести эмпирическое исследование проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетной аппликации:
- сделать выводы об эффективности использования сюжетной аппликации как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения дошкольников средствами сюжетной аппликации, анализ результатов продуктивной деятельности дошкольников, беседа, математические методы.
Теоретико-методологические основания исследования составляют работы современных отечественных ученых, посвященные проблемам развития воображения дошкольников средствами сюжетной аппликации. Среди них работы таких авторов как Э.З. Альжанова [3], Ю.В. Величко [7], [8], [9], О.А. Горбатова [14], О.А. Григорьева [15], [16], О.В. Довгун [18], [19], А.И. Захарова [22], Т.Н. Коробова [27], Н.Н. Крамаренко [29], И.А. Мандрыка [32], С.С. Пискулина [39], Т.В. Слюнко [41], О.Н. Ткаченко [45], А.П. Черданцева [46], Н.А. Шинкарева [48] и других российских исследователей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что план работы по развитию творческого воображения воспитанников старших групп, предлагаемый в эмпирической части, может использоваться в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций, а также в процессе подготовки студентов педагогических специальностей высших и средних специальных учебных заведений к лекциям и практическим занятиям.
Базой опытно-экспериментальной работы является МБДОУ комбинированного вида № 35 «Лейсан» г. Елабуга.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на теоретическое и экспериментальное изучение проблемы развития творческого воображения у детей старшей группы дошкольной образовательной организации средствами сюжетной аппликации.
В ходе работы был проведен анализ проблемы творческого воображения в психолого-педагогической литературе; выявлены особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте; определены особенности организации занятий по сюжетной аппликации в старшей группе ДОО; проведено эмпирическое исследование проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетной аппликации.
По итогам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Творческое воображение представляет собой синтез свойств и особенностей личности, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности. Воображение является одним из центральных психических новообразований дошкольного периода, проходя в своем развитии четыре этапа от полного господства фантазии во внутреннем мире ребенка к отграничению воображения от мира реальной действительности.
2. В ходе эмпирического исследования была осуществлена реализация психолого-педагогической программы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетной аппликации. В ходе работы достигалось совершенствование умения дошкольников вырезать объекты различной формы различными способами; формирование умения вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, умения создавать аппликации по представлению, передавать характерные особенности формы; развитие двигательной координации, чувства композиции, эстетического восприятия действительности, творческого воображения; воспитание аккуратности, усидчивости, интереса к познанию окружающей действительности.
3. В результате проделанной работы среди дошкольников повысилось количество имеющих высокий уровень развития воображения. Дети в экспериментальной группе теперь чаще создают при рисовании оригинальные, не повторяющиеся образы, отличаются нешаблонным подходом к рисованию. В рисунках дошкольников, участвовавших в занятиях сюжетной аппликацией, теперь присутствует большее количество деталей. Кроме того, значительно повысилось количество детей, которые в процессе выполнения диагностического задания сочиняют сказки про персонажей, придуманных ими самими, совершавших придуманные им самостоятельно действия.
Таким образом, занятия по сюжетной аппликации, проведенные с дошкольниками, поспособствовали повышению у них уровня способности преобразовывать имеющиеся представления об окружающей действительности, создавая из них нечто новое.
По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что его задачи были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.


1. Аватова, А.Ж. Особенности художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста / А.Ж. Аватова // Ступень в педагогическую науку. - 2013. - С. 6 - 9.
2. Алиева, Н.Г. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста / Н.Г. Алиева, А.Р. Сафиуллина, О.В. Политаева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - с. 214 - 215.
3. Альжанова, Э.З. Занятия аппликацией как средство развития ребенка дошкольного возраста / Э.З. Альжанова // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 5 - 7.
4. Андреева, О.Б. Аппликация как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста / О.Б. Андреева // Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка. - 2015. - С. 16 - 20.
5. Беляева, О.Н. Понятие воображения с позиции мультидисциплинарного подхода / О.Н. Беляева // Череповецкие научные чтения. - 2016. - С. 31 - 33.
6. Валова, Н.В. Критерии оценки творчества в детском возрасте / Н.В. Валова // Педагогическое регионоведение. - 2016. - № 3. - С. 88 - 90.
7. Величко, Ю.В. Основные направления развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях современной системы образования/ Ю.В. Величко // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 2. - С. 66 - 69.
8. Величко, Ю.В. Особенности развития творческого воображения у современных дошкольников / Ю.В. Величко // Акмеология. - 2014. - № 3-4. - С. 49 - 51.
9. Величко, Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю.В. Величко // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - № 2-3. - С. 629 - 631.
10. Веракса, Н.Е. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника / Н.Е. Веракса, В.Т. Кудрявцев // Вестник РГГУ. - 2014. - № 20. - С. 37 - 62.
11. Вергелес, Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии / Г.И. Вергелес // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2014. - № 100. - С. 7 - 18.
12. Винокурова, О.В. Становление субъектности дошкольника в динамике социо-эмоционального развития / О.В. Винокурова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1. - С. 157 - 161.
13. Вохмякова, И.Н. Воспитание эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности / И.Н. Вохмякова. - автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2016. - 211 с.
14. Горбатова, О.А. Методы и приемы развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста / О.А. Горбатова // In Situ. - 2016. - № 5. - С. 32 - 35.
15. Григорьева, О.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек шестого года жизни / О.А. Григорьева, Н.А. Шинкарева // Современная педагогика. - 2015. - № 10. - С. 44 - 46.
16. Григорьева, О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О.А. Григорьева // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 11. - С. 568 - 569.
17. Гудкова, Т.В. Специфика индивидуальности: одаренность и ее
индивидуальные проявления / Т.В. Гудкова, Н.С. Матвеева, С.В. Гейбука // Философия образования. - 2015. - № 3. - С. 91 - 99.
18. Довгун, О.В. Методика аппликационных работ из бумаги и ее технические виды / О.В. Довгун // Наука. Образование. Личность. - 2016. - № 4. - С. 40 - 44.
19. Довгун, О.В. Особенность аппликации и ее изучение школьниками / О.В. Довгун // Инновационные процессы в научной среде. - 2016. - С. 75 - 78.
20. Долгова, В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации / В.И. Долгова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11. - С. 191 - 196.
21. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. / О.М. Дьяченко. - М: Институт психологии РАО, 2016. - 163 с.
22. Захарова, А.И. Декоративно-сюжетная аппликация / А.И. Захарова, Т.Н. Афанасьева // Концепт. - 2017. - №. 11. - С. 80 - 81.
23. Каримова, Л.А. Возможности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией / Л.А. Каримова // Актуальные вопросы художественного образования: теория, методика, практика. - 2017. - С. 120 - 124.
24. Киселева, С.Л. Воображение как универсальная способность человека / С.Л. Киселева // Вестник ПСТГУ. - 2015. - № 4. - С. 108 - 117.
25. Киселева, С.Л. Теоретические механизмы действия способности воображения / С.Л. Киселева // Вестник ПСТГУ. - 2016. - № 2. - С. 76 - 84.
26. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 9. - С. 98 - 101.
27. Коробова, Т.Н. Аппликация как средство развития творческих способностей / Т.Н. Коробова // Теория и практика образования в современном мире. - 2014. - Ч. 1. - С. 123 - 124.
28. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 320 с.
29. Крамаренко, Н.Н. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Крамаренко // Наука через призму времени. - 2018. - № 6. - С. 192 - 194.
30. Левина, Л.Э. Изобразительная деятельность старших дошкольников в контексте художественно-эстетического воспитания / Л.Э. Левина // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 3. - С. 79 - 83.
31. Лыкова, И.А. Поддержка индивидуальности ребенка в вариативной образовательной среде / И.А. Лыкова, И.А. Синицына // Проблемы современного образования. - 2018. - № 6. - С. 80 - 90.
32. Мандрыка, И.А. Теоретические основы понятия воображения: опыт, методики исследования / И.А. Мандрыка, Т.А. Родермель // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 14. - С. 81 - 85.
33. Надырова, А.Б. Основа воспитания творческой личности / А.Б. Надырова // Наука и образование сегодня. - 2017. - № 2. - С. 75 - 76.
34. Назарова, М.В. Виды и функции воображения / М.В. Назарова // Современные условия взаимодействия науки и техники. - 2017. - С. 168
- 170.
35. Нестерова, Л.Л. Особенности художественно-эстетической деятельности дошкольников в ДОО / Л.Л. Нестерова // Педагогические науки. - 2018. - № 6. - С. 13 - 18.
36. Овчаренко, В.А. О развитии творческих способностей ребенка / В.А. Овчаренко, Т.Л. Фролова // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 3.
- С. 57 - 62.
37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368 с.
38. Пасев, М.К. Понимание понятия воображение / М.К. Пасев // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 6-2. - С. 50 - 52.
39. Пискулина, С.С. Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет / С.С. Пискулина. - М.: Учитель, 2014. - 51 с.
40. Рудь, А.А. Теоретический аспект понятия воображения и особенности его развития у детей дошкольного возраста / А.А. Рудь, М.С. Голубь // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 121-3. - С. 60 - 64.
41. Слюнко, Т.В. Развитие воображения детей дошкольного возраста / Т.В. Слюнко // European Scientific Conference. - 2017. - С. 73 - 77.
42. Смирнова, М.С. Развитие интегративных качеств дошкольников / М.С. Смирнова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 252 - 253.
43. Соловей, Л.Б. Факторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Л.Б. Соловей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - № 76-2. - С. 230 - 235.
44. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т.А. Барышевой. - СПб.: Питер, 2018. - 296 с.
45. Ткаченко, О.Н. Способы развития творческого воображения / О.Н. Ткаченко // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии. - 2014. - С. 71 - 74.
46. Черданцева, А.П. Технология развития творческого воображения дошкольников / А.П. Черданцева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 112 - 120.
47. Шелехова, О.О. Исследование воображения у старших дошкольников / О.О. Шелехова // Концепт. - 2015. - № 10. - С. 101 - 105.
48. Шинкарева, Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. - 2015. - № 24. - С. 1053 - 1055.
49. Ямлихина, Г.М. Сущность понятия «воображение» / Г.М. Ямлихина,
З.З. Крымгужина // Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники. - 2018. - С. 221 - 224.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (22.04.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ