Введение 4
Глава I. Мотивация, вовлеченность и подготовка школьной среды 7
§ 1 Теории мотивации в образовании 8
§ 2 Вовлеченность в процесс обучения 16
§ 3 Мотивация и вовлеченность на уроках иностранного языка 24
§ 4 Теории классной среды и ее влияние на успеваемость учащихся 28
Выводы по первой главе 32
Глава II. Способы оценки и техники улучшения мотивации и вовлеченности учащихся 33
§ 1 Показатели уровня мотивации 33
§ 2 Показатели уровня вовлеченности 39
§ 3 Техники мотивирования и вовлечения в обучении иностранным языкам 45 Выводы по второй главе 54
Глава III. Сравнение техник мотивирования и вовлечения в обучении иностранному языку 55
§ 1 Выявление уровня мотивированности учащихся 55
§ 2 Выявление предпочтений учителей и учеников относительно техник мотивирования 67
Выводы по третьей главе 76
Заключение 77
Образование не стоит на месте и находится в стадии обновления: педагоги, методисты, ученые, политики — словом все, кто так или иначе вовлечен в систему образования — совершенствуют ее содержание, придумывают новые организационные формы и вводят инновационные технологии обучения. Вместе с тем пересматриваются и сами цели образования. В сегодняшнем мире недостаточно владеть информацией — на первый план выходит умение ее получать, анализировать и самостоятельно применять. Эти умения и качества присущи личности с активной жизненной позицией и с живым, критическим умом, что и пытается развить современная школа. Легко догадаться, что приобрести навыки самостоятельной учебы и работы можно, лишь осознавая внутреннюю ценность занятий, чувствуя мотивацию и будучи вовлеченным в учебный процесс.
Мотивация — это сложный психологический концепт, который можно иначе интерпретировать как желание участвовать в определенной деятельности и преодолевать трудности на пути к целям. Как отечественные, так и заграничные исследователи стали обращать внимание на данные концепты в контексте академической успеваемости еще в начале прошлого века. Повышенная мотивация и вовлеченность были выведены как факторы, позитивно влияющие не только на оценки, но и на общие шансы человека успешно выпуститься из школы, не покинув ее ни на одном из этапов.
Также на данном этапе развития образования в России в эпоху глобализации и мультикультурализма знание иностранного языка стало как никогда важным. Сегодня существует множество техник мотивирования, некоторые из которых
являются общими для всех предметов, а некоторые — разработаны специально для обучения иностранным языкам. Актуальность темы исследования оправдывается современными тенденциями в среднем образовании и обществе в целом. Концепты мотивации и вовлеченности особенно важны сейчас, когда многие преподаватели обеспокоены апатией учащихся и отсутствием интереса к занятиям. Однако даже если учащиеся проявляют активность, всегда есть смысл стремиться к лучшим результатам. Возникает потребность обратиться к внутреннему миру учащихся и узнать, как они понимают я-концепт, выбирают стратегии освоения материала и относятся к техникам мотивирования. При достаточном понимании этих сложных и многогранных внутренних процессов, у преподавателей будет больше инструментов для управления академической успеваемостью.
Целью данного исследования является выявление наиболее результативных техник мотивирования в обучении иностранным языкам.
Мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть основные положения ведущих теорий мотивации;
2. Выделить показатели уровня мотивации, а также техники мотивирования в обучении иностранным языкам;
3. Разработать опросники, позволяющие оценить мотивированность учащихся, а также понять отношение учителей и учащихся к различным техникам мотивирования.
4. Выявить аспекты мотивации с наиболее выраженной корреляцией с академической результативностью;
5. Сравнить предпочтения учеников и учителей относительно техник мотивирования с их объективной эффективностью.
Объектом данной работы является процесс обучения иностранному языку в старшей школе.
Предметом данной работы является эффективность техник мотивирования и отношение учеников и учителей к различным техникам мотивирования.
Методами исследования являются опрос — опосредованное
взаимодействие с участниками исследования посредством анкетирования и сбора информации — и статистическое наблюдение.
Теоретическая значимость работы заключается в подробном
классификации техник мотивирования как общих, так и специфичных для обучения иностранным языкам.
Практическая значимость работы заключается в разработке опросника, который может применяться преподавателями и социальными работниками для оценки мотивирования учеников, а также анализа предпочтений преподавателей и учащихся.
Данная работа состоит из трех глав — двух теоретических и одной практической. Первая глава представляет собой обзор современных взглядов на мотивацию в обучении и мотивации в обучении иностранным языкам в частности Вторая глава обращает внимание на различные аспекты мотивации и соответствующие техники. Наконец, третья глава посвящена обоснованию дизайна исследования и статистическому анализу данных.
Нами было проведено исследование, в ходе которого мы проанализировали учебный процесс в старших классах средней школы. Как выяснилось на материале опроса 15 учеников, поведенческий аспект мотивации в наибольшей степени влияет на академическую успеваемость. За ним следуют когнитивный, инструментальный, аффективный и интегративный в порядке убывания. Как показал второй опрос, и ученики, и учителя отдают предпочтение интегративным техникам мотивации несмотря на то, что они оказались объективно наименее эффективными.
Также опрашиваемые высоко оценили аффективные техники мотивирования, которые так же, как и интегративные, не показали высокой эффективности при проведении статистического анализа. Техники направленные на развитие самых значимых аспектов мотивации и вовлеченности — поведенческого и когнитивного - пользовались наименьшей популярностью у учеников и учителей.
На сегодняшний день мотивация определяется как побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Мотивация неразрывно связана с понятием вовлеченности в учебный процесс, который понимается как выражение уровня мотивации через форму поведения, основанную на привычке. Выделяют три основных аспекта мотивации и вовлеченности — когнитивный, аффективный и поведенческий. Когнитивная мотивация и вовлеченность проявляется в самостоятельном, активном участии ученика в когнитивных процессах таких как решение задач, изучение тем независимо от преподавателя и работа над проектами. Аффективная мотивация и вовлеченность находят свое выражение в эмоциональном фоне процесса обучения, который для каждого ученика может быть уникальным и который во многом зависит от отношения каждого отдельного индивида к учебе. Наконец, поведенческая мотивация и вовлеченность проявляют себя в таких паттернах поведения, как следование правилам и распорядку.
Перечисленные нами положения актуальны и в случае обучением иностранным языкам. Однако существует и отдельная теоретическая база, выделяющая инструментальную и интегративную ориентацию в мотивировании на изучение иностранных языков. Интегративная ориентация делится на несколько аспектов — социокультурную ориентацию, ориентацию на знания и ориентацию на дружбу и путешествия. В соответствие с каждым из перечисленных аспектов существуют отдельные техники мотивирования.
Нами были разработаны два опросника, первый из которых предназначался для учеников, а второй — для учеников и учителей. В ходе первого опроса о мотивации ученикам были предложены 33 “Я”- утверждения по пяти блокам (когнитивный, аффективный, поведенческий, инструментальный и интегративный) для оценки по шкале Лайкерта. Результаты опроса были приняты за независимую переменную, а данные об академической успеваемости, предоставленные школой, за зависимую. На основе двух массивов данных мы вычислили коэффициенты зависимости методом линейной регрессии. Как выяснилось, с успеваемостью наиболее сильно коррелируют следующие аспекты мотивации и вовлеченности (в порядке убывания): поведенческий, когнитивный, аффективный, инструментальный и интегративный.
Далее мы провели два отдельных опроса учеников и учителей. Нами был составлен опросник с техниками мотивирования по пяти аспектам с целью выявления отношения обеих групп опрашиваемых к ним. После обработки данных методом проверки на соответствие t-критерию Стьюдента мы сделали вывод, что предпочтения учителей и учеников различаются незначительно. Наконец, мы сравнили объективную эффективность фокуса на каждом из аспектов мотивации и вовлеченности и средние показатели отношения учителей и учеников. Самый популярный набор техник (интегративные) на деле является наименее эффективным. Второй по популярности вид — аффективный — на третьем месте из пяти по результативности. Третий самый предпочитаемый вид техник, инструментальный — на четвертом месте. Наконец, поведенческие и когнитивные техники не нашли положительного отклика ни у учеников, ни у преподавателей, хотя именно эти аспекты наиболее сильно коррелируют с академической успеваемостью.
Данное исследование имеет свои ограничения. Во-первых, выборку участников исследования сложно назвать репрезентативной, так как всего в исследовании участвовало лишь 17 человек. Таким образом, сделанные нами выводы можно экстраполировать в пределах одной школы. Во-вторых, опросы позволяют собрать лишь сугубо субъективную информацию, которая к тому же может быть искажена тем, как человек понимает вопросы и утверждения. В будущем нам было бы интересно провести подобное исследование на большей выборке учеников, возможно, других возрастов. Также мы могли бы не принимать академическую успеваемость как константу, а рассмотреть ее в динамике, таким образом, измерив академический прогресс.
1. Абрамова В.Н. Влияние характера мотивации на на когнитивный и операциональный компоненты деятельности / В.Н. Абрамова // М.: Вопросы психологии, 1980. — С. 100-106.
2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // С.: Ученые записки ЛГУ, 1959. — С. 41-60.
3. Печибут Л.Г. Социальная психология / Л.Г. Печибут, И.А. Мейжис. — П.: Издательский дом “Питер”, 2016. — 672 с.
4. Реан А.А. Психология личности / А.А. Реан. — П.: Издательский дом “Питер”, 2013, —288 с.
5. Смирнов С. Психология и педагогика в высшей школе / С. Смирнов. — М.: Litres, 2018. — 358 с.
6. Хван Ю. Психология человека от рождения до смерти / Ю. Хван. — М.: ОЛМА Медиа Труп. — 155 с.
7. Alexander, Р.А. Handbook of educational psychology / P.A. Alexander, P.H. Winne. —A.: Routledge. — 1078 p.
8. Anderson C.S. The search for school climate: A review of the research / C.S. Anderson // A.:Review of educational research, 1982. — P. 368-420.
9. Appleton J. J. Measuring cognitive and psychological engagement: Validation of the Student Engagement Instrument / [J.J. Appleton et al.] // Journal of school psychology. 2006. — P. 427-445.
10. Appleton J.J. Student engagement with school: Critical conceptual and methodological issues of the construct / J.J. Appleton, L.S. Christenson, M.J. Furlong // N.Y.: Psychology in the schools, 2008. — P. 369-386.
11. Appleton J.J. Measuring cognitive and psychological engagement: Validation of the student engagement instrument / [J.J. Appleton et al.] // H.: Journal of school psychology, 2006. — P. 427-445.
12. Bandura A. Self-efficacy in changing societies / A. Bandura. — C.: Cambridge University Press, 2006. — 334 p.
13. Bargh J.A. The automated will: nonconscious activation and pursuit of behavioral goals // [J.A. Bargh et al.] // H.: Journal of personality and social psychology, 2001, —P. 1014.
14. Berhenke A. Observed emotional and behavioral indicators of motivation predict school readiness in head start graduates / [A. Berhenke et al.] // N.: Early childhood research quarterly, 2011. — P. 430-441.
15. Brendl C.M. Principles of judging valence: What makes events positive or negative? / C.M. Brendl, E.T. Higgins // C.: Advances in experimental social psychology, 1996. — P. 95-160.
16. Breso E. Can a self-efficacy-based intervention decrease burnout, increase engagement, and enhance performance? A quasi-experimental study / E. Breso, W.B. Schaufeli, M. Salanova//M.: Higher Education, 2011. — P. 339-355.
17. Burke W.W. A perspective on the field of organization development and change: The Zeigamik effect / W.W. Burke // The Journal of Applied Behavioral Science, 2011, — P. 143-167.
18. Chamorro-Premuzic, T. Personality and individual differences / T. Chamorro Premuzic. — L.: John Wiley and Sons. — 478 p.
19. Chamorro-Premuzic T. Incremental validity of the typical intellectual engagement scale as predictor of different academic performance measures/ T. Chamorro-Premuzic, A. Fumham, P.L. Ackerman // L.: Journal of personality assessment, 2006. — P. 43-51.
20. Clement R. Motivation, self-confidence, and group cohesion in the foreign language classroom / R. Clement, Z. Domyei, K.A. Noels // L.: Language learning, 1994. — P. 417-448.
21. Clement, R. Aptitude, attitude and motivation in second language proficiency: A test of Clement's model / R. Clement, B.G. Kruidenier // C.: Journal of language and Social Psychology, 1998. — P. 21-37.
22. Clement R. Orientations in second language acquisition: I. The effects of ethnicity, milieu, and target language on their emergence / R. Clement, B.G. Kruidenier // L.: Language learning, 1983. — P. 273-291.
23. Crookes G. Motivation: reopening the research agenda / G. Crookes, R. Schmidt // H.: University of Hawai'i Working Papers in English as a Second Language, 1996, —P. 10-15.
24. Dornyei Z. Motivation and motivating in the foreign language classroom / Z. Dornyei // L.: The modern language journal, 1994. — P. 273-284.
25. Dornyei Z. Motivation in second and foreign language learning / Z. Domyei // H.: Language teaching, 1998.— P. 117-135.
26. Dornyei Z. Motivation and second language acquisition: vol. 23 / Z. Domeyi, R. Schmidt. — H.: National Foreign Language Resource Center, 2001. — 321 p.
27. Ferguson M.J. Liking is for doing: the effects of goal pursuit on automatic evaluation / M.A. Ferguson, J.A. Bargh // A.: Journal of personality and social psychology, 2004. — P. 557.
28. Finn J.D. The 'why's' of class size: student behavior in small classes / J.D. Finn, G.M. Panozzo, C.M. Achilles // Review of Educational Research, 2003. — P. 321-368.
29. Fishbach A. Subgoals as substitutes or complements: The role of goal accessibility / A. Fishbach, R. Dhar, Y. Zhang // A.: Journal of personality and social psychology, 2006. — P. 232.
30. Garcia T. Assessing students’ motivation and learning strategies in the classroom context: the motivated strategies for learning questionnaire / T. Garcia, P.R. Pintrich // D.: Alternatives in assessment of achievements, learning processes and prior knowledge, 1996. —P. 319-339.
31. Gardner R.C. Motivational variables in second-language acquisition / R.C. Gardner, W.E. Lambert // Canadian Journal of Psychology/Revue canadienne de psychologic, 1959. —P. 266.
32. Graham S. Theories and principles of motivation / S. Graham, B. Weiner // Handbook of educational psychology, 1996. — P. 63-84.
33. Gregory A. Effects of a professional development program on behavioral engagement of students in middle and high school / [A. Gregory et al.] // D.: Psychology in the schools, 2014. — P. 143-163.
34. Guay F. On the assessment of situational intrinsic and extrinsic motivation: The Situational Motivation Scale (SIMS) / F. Guay, R.J. Vallerand, C. Blanchard //1.: Motivation and emotion, 200. — P. 175-213.
35. Hall J.W. A comparison of Halpin and Croft's organizational climates and Likert and Likert's organizational systems / J.W. Hall // H.: Administrative science quarterly, 1972. — P. 586-590.
36. Hart S.R. The student engagement in schools questionnaire (SESQ) and the teacher engagement report form-new (TERF-N): Examining the preliminary evidence / S.R. Hart, K. Stewart, S.R. Jimerson // L.A.: Contemporary School Psychology, 2011. — P. 67-79.
37. Herek G.M. Can functions be measured? A new perspective on the functional approach to attitudes / G.M. Herek // D.: Social psychology quarterly, 1987. — P. 285-303.
38. Hewson E.R.F. Students’ emotional engagement, motivation and behaviour over the life of an online course: reflections on two market research case studies / E.R.F. Hewson // L.A.: Journal of interactive media in education, 2018. — P. 10.
39.1nsel P.M. Psychological environments: expanding the scope of human ecology / P.M. Insel, R.H. Moos //N.Y.: American psychologist, 1974. - P. 179.
40. Jennings G. An exploration of meaningful participation and caring relationships as contexts for school engagement. / G. Jennings // The California School Psychologist, 2003. — P. 43-51.
41 Kihlstrom J.F. Social intelligence / J.F. Kihlstrom, N. Cantor // B.: Handbook of intelligence, 2000. — P. 359-379.
42. Kruglanski A.W. Social psychology: handbook of basic principles / A.W. Kruglanski A. W., E.T. Higgins. — N.Y.: The Guilford Press, 2000. — 367 p.
43. Kivetz R. The goal-gradient hypothesis resurrected: Purchase acceleration, illusionary goal progress, and customer retention / R. Kivetz, O. Urminsky, Y. Zheng // F.: Journal of marketing research, 2006. — P. 39-58.
44. Fewin K. A dynamic theory of personality / K. Fewin. — N.Y. McGraw-Hill, 1935, —356 p.
45. Lewis M. Handbook of emotions / M. Lewis, J.M. Haviland-Jones 11 N.Y.: Guilford, 2000. — P. 253-264.
46. Llorens S. Does a positive gain spiral of resources, efficacy beliefs and engagement exist? / [S. Llorens et al.] // Computers in human behavior, 2007. — P. 825-841.
47. MacTurk R.H. Mastery motivation: origins, conceptualizations, and applications / R.H. MacTurk, G.A. Morgan. — W.:Ablex, 1995. — 564 p.
48. Mantyla T. Interrupting intentions: Zeigarnik-like effects in prospective memory / T. Mantyla, T. Sgaramella // A.: Psychological Research, 1997. — P. 192-199.
49. Martin L.L. Clarifying our thoughts / L.L. Martin, A. Tesser // L.: Ruminative thought: Advances in social cognition, 1996. — P. 189-209.