Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №38794

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа промышленности 5
1.1. Сущностная характеристика промышленности 5
1.2. Инструменты и методы управления промышленностью в Российской Федерации 19
1.3. Методы оценки уровня развития промышленности 34
2. Практические аспекты анализа промышленности в Российской Федерации 41
2.1. Характеристика промышленности в Российской Федерации 41
2.2. Количественная оценка промышленности на примере производства и распределения электроэнергии, газа и воды 56
2.3. Анализ инструментов и методов управления промышленностью в Российской Федерации 87
3. Направления совершенствования управления промышленностью в Российской Федерации на примере производства и распределения электроэнергии, газа и воды 104
3.1.Зарубежный опыт управления промышленностью 104
3.2. Проблемы и рекомендации по совершенствованию управления промышленностью в Российской Федерации на примере производства и распределения электроэнергии, газа и воды 110
Заключение 117
Список используемой литературы 121
Приложение 125

Опыт преодоления кризисов, которые вызваны рыночной конъюнктурой, показал, что экономики, в которых доля промышленного сектора занимает значимую часть, а именно, по мнению некоторых специалистов, не менее 20%, преодолевают кризисы более успешно. Кроме того, экономика подобных государств более устойчива к внешним вызовам. Данное осознание привело к индустриализации, которая означает возврат промышленных объектов на территорию страны. Так, в частности в Германии приняты целевые показатели на уровне не менее 24%, которые должны составлять промышленность в ВВП.
Кроме того, основной задачей, стоящей перед российской экономикой, является обеспечение конкурентоспособности отраслей промышленности. Актуальность данной задачи в последние годы возросла в связи с организацией Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, а также вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Все более глубокая интеграция России в международную торговлю способствует созданию более жесткой конкурентной среды для отечественного бизнеса, что заставляет искать пути повышения эффективности предприятий. Кроме того различные макроэкономические тенденции, такие как введение зарубежных санкций, нестабильный курс валют, подрывают положение отечественной экономики страны, заставляя страну искать пути ее стабилизации.
В связи с этим Правительством Российской Федерации была принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Именно переход страны на инновационный путь развития должен обеспечить повышение конкурентоспособности как регионов, так и страны в целом, являясь основной задачей данного документа.
Известно, что Россия обладает значительным объемом природных ресурсов, поэтому она должна рационально использовать данное
преимущество. Именно продукция энергетической отрасли обладает высоким спросом на международной арене. Российские нефть и газ, безусловно, зарекомендовали себя на мировых рынках. Таким образом, энергетическая система страны имеет большое значение в экономике, оказывая существенное влияние на ее функционирование и развитие. Она определяет жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства и определяет основные финансово-экономические показатели страны, положительно воздействует на социально-экономическое развитие территорий.
Объектом исследования является промышленность Российской Федерации.
Предметом исследования является управление промышленностью.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ промышленности и разработка рекомендаций по управлению промышленности в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать сущностную характеристику промышленности.
2. Проанализировать инструменты и методы управления промышленностью.
3. Рассмотреть методики оценки уровня развития промышленности.
4. Дать характеристику промышленности в Российской Федерации.
5. Количественно оценить промышленность Российской Федерации на примере производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
6. Исследовать инструменты и методы управления промышленностью в субъектах Российской Федерации.
7. Изучить зарубежный опыт формирования промышленной политики.
8. Выявить проблемы, препятствующие развитию промышленности на примере производства и распределения электроэнергии, газа и воды и разработать рекомендации для повышения эффективности государственного управления в данной сфере.
В работе использовались следующие методы: дедукция и индукция, анализ и синтез, анализ статистических данных и сравнительный анализ.
Информационно базой исследования служат различные нормативно-правовые акты, статистические данные и отчеты Федеральной службы государственной статистики, статьи в научных журналах и сети Интернет.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, промышленность - это один из важнейших структурных элементов национальной экономики, имеющих ключевое значение в обеспечении экономической и политической безопасности страны, ее экономической независимости, повышении благосостояния и уровня жизни народа.
В зависимости от модели развития промышленности, выбранной государственными органами власти как наиболее приоритетная, предполагается применение определённых инструментов и методов управления промышленной политикой, направленной на экономическое развития государства. В Российской Федерации, в свою очередь, применяются инструменты, которые можно разделить на следующие блоки: финансовые, законодательные, инфраструктурные, внешнеэкономические, научно-технические. В первую группу относятся налоговые льготы, Фонды развития промышленности, Банки развития. Во вторую группу входят Федерально-целевые программы, нормативно-правовые акты. В третью группу - кластеры, особые экономические зоны, технологические платформы. В пятую - контроль иностранных инвестиций, таможенная политика, протекционизм. В последнюю - научно-исследовательские центры, субсидии на научно-исследовательскую деятельность.
Также существуют различные методики оценки уровня развития промышленности, к которым относятся метод подсчета сумма, бальный, интегральный.
Во второй главе данной научной работы был проведен анализ промышленности в Российской Федерации. На основе подсчета коэффициентов локализации и душевого производства были определены отрасли специализации субъектов Российской Федерации. Так, отраслью специализации Московской области являются обрабатывающие производства, значения коэффициента локализации которого составляет 1,3.
Также сфера энергетики в данном регионе в 2011 году являлась отраслью специализации и составляла 1,42. В Ленинградской области данный показатель сферы энергетики в 2013 году достиг значения на уровне 1,81. В Красноярском крае коэффициент душевого производства энергетической отрасли в 2015 году достиг максимального значения 1,53, что и определил сферу специализации. Алтайский край также специализируется в данной отрасли, показатель которого составляет 1,894.
Также была разработана собственная методика оценки уровня развития производства и распределения электроэнергии, газа и воды с помощью применения метода интегрального показателя. В качестве объекта исследования выступали такие регионы, как Московская, Ленинградская, Ростовская, Томская, Ульяновская области, Красноярский и Алтайский край, Республика Татарстан. Методика предполагает объединение различных показателей, которые характеризуют уровень развития промышленности, в определённые блоки. В данном случае были выбраны такие блоки, как общеэкономические и финансовые показатели, характеристика основных фондов и трудовых ресурсов.
Таким образом, абсолютным лидером по интегральному индексу является Ленинградская область, несмотря на ее отрицательную динамику развития, на которую оказало влияние снижение значений общеэкономических показателей и состояния трудовых ресурсов. Значение данного показателя на 2017 год составляло 0,5067. Также к числу лидеров относится Красноярский край, имеющий значения на уровне 0,4934, обусловленным высокими показателями по всем исследуемым блокам и тенденцию к стабильному развитию. Тройку лидеров замыкает Московская область, имеющая значения в 2017 году на уровне 0,4261 и характеризующаяся отрицательным трендом развития, который определили финансовое состояние организаций и обеспеченность трудовыми ресурсами. Алтайский край имеет высокий уровень развития промышленности в энергетической сфере, интегральный индекс которого составляет 0,4917, на которую оказало влияние благоприятная ситуация общеэкономических показателей. Ростовская область занимает средние позиции среди остальных регионов, который имеет низкую обеспеченность трудовыми ресурсами, сказывающийся на эффективности промышленного производства. так, интегральный индекс на 2017 год составляет 0,3948. Республика Татарстан, несмотря на стабильную динамику развития, не смогла войти в число регионов-лидеров по уровню развитости промышленности в сфере энергетики, обусловленная низким состоянием основных фондов, чей индекс составляет 0,3722. Ульяновская область занимает низкую позицию относительно других регионов, проседая в таких показателях, как характеристика основных фондов и общеэкономические показатели развития промышленности. Томская область имеет самую слабую характеристику энергетической сферы среди анализируемых регионов, на которую повлияло состояние основных фондов и общеэкономические показатели, обусловленная значением индекса на уровне 0,328.
На основе данного анализа были выявлены проблемы, препятствующие эффективному функционированию предприятия производства и распределения электроэнергии, газа и воды. К их числу относится низкий уровень инновационной активности предприятий и высокая степень износа основных фондов организаций. Были предложены такие рекомендации по решению первой проблемы, как предоставление налоговых льгот в зависимости от увеличения затрат на исследования и разработки в базисном году по сравнению с предыдущим; создание единой информационно - коммуникационной системы для доступа к технологическим инновациям; развитие инновационной инфраструктуры управлению сферы производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Для решения второй проблемы необходимо совершенствовать амортизационную политики путем предоставления налогового режима ускоренной амортизации основных фондов; создавать объединённых лизинговых компаний для обеспечения организаций энергетического сектора передовыми технологиями и оборудованием; использовать механизмы государственно-частного партнерства. Также выпускать инфраструктурные облигации и развивать проектное финансирование.


1. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 г. №14-ст. «О принятии и введение в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» // Нормативные акты для бухгалтера, 03.06.2014, № 11.
2. Федеральный закон от 31.12.2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета, 12.01.2015, №1.
3. Абалкин Л. И. Концептуальные вопросы разработки промышленной политики в условиях современной российской экономики // Промышленная политика России на пороге XXI века. М.: ИздАТ, 1997. С. 28-33.
4. Анисимов В. Российские регионы как субъекты промышленной политики // Российский экономический журнал. — 2006. — *3. — С. 50-59
5. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономиечского анализа. М.: Финансы и статистика. 1996. С 93 - 109.
6. Баширова А.А. Условия и особенности модернизационных и инновационных процессов в экономике проблемного региона в аспекте его устойчивого развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. №8(70). С. 62-67.
7. Букреев A. M., Левицкая Е. В. Промышленная политика, ее сущность, условия и цели формирования // ИнВестРегион. 2006. № 5. С. 2-5.
8. Бегентаев М.М. Экономика промышленности учебное пособие для студентов экономических специальностей. 2008
9. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса: учебник. М. :Проспект. 2004. С. 124
10. Волкова, Н. А. Актуальные вопросы формирования промышленной политики / Н. А. Волкова, А. С. Набоченко // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №3(56) - С. 414-419.
11. Гельвановский М. И. Государственная промышленная политика в переходный период // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Спец. вып. Ч. II. 1998. № 2(69). С. 50-65.
12. Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. И доп. М.: «Дело и Сервис». 2002. С. 212 - 222.
13. Григорьев К.Н. Инструменты промышленной политики // Экономика и социум. 2016. №8(27). С. 90-93
14. Забалуев Ю.И. Анализ подходов к формированию промышленной политики в условиях изменяющейся деловой среды // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. №4. С. 74-81.
15. Завадников В. О промышленной политике Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. № 2-3. С. 5-39.
16. Клименко М. С. Современные методологические подходы к оценке потенциала регионального промышленного развития на примере отдельных субъектов Южного Федерального округа // Экономика и управление. - М., 2009. С. 2.
17. Макмиллан, Ч. Японская промышленная система. - М.: Прогресс,
1988.
18. Мищенко В. В. Экономика регионов. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. 160 с.
19. Мяснянкина О. В. Определяющая роль промышленной политики в развитии регионов // Инвест-Регион. 2008. №1. C. 12-16.
20. Низамутдинов И. К. Региональная промышленная политика: особенности формирования и реализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук/ Низамутдинов И. К. Казань, 2012. 24 с.
21. Паша, В. Догоняющие экономики Японии и Южной Кореи и роль промышленной политики // политэконом, 1996. №4
22. Портер, М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.
23. Розанова Н. М. Политика поддержки конкуренции и промышленная политика в зарубежных странах // Экон. вестник Ростов. гос. ун-та. 2006. Т. 4. № 1. С. 32-47.
24. Тургель И.Д. Методика организации мониторинга финансовой самостоятельности местного самоуправления / И. Д. Тургель, Е. Ф. Целищева // Финансы и кредит. 2007. №35. С 54-63.
25. Универсальный экономический словарь. / Под ред. А. М. Новикова, Н. Е Новиковой. М.: Наука. 1994. С. 245.
26. Шаститко А. Е. Промышленная и конкурентная политика: от теории к практике взаимодействия // Жур. Нов. экон. ассоциации. 2014. № 2(22). С. 201-205.
27. Универсальный экономический словарь. / Под ред. А. М. Новикова, Н. Е. Новиковой. М.: Наука.1994
28. Okuno-Fujiwara M., Suzumura K. Economic Analysis of Industrial Policy: A Conceptual Framework through the Japanese Experience. Tokyo: Asahi, 1985. Р. 35-41
29. Free Business Terms Dictionary of Words and Phrases Commonly Used in International Commerce. URL:http://www.importexporthelp.com/ a/ business- terms- dictionary. htm#I
30. Rodrick D. Industrial Policy for the Twenty-First Century URL: http://www.hks.harvard.edu/fs/drodrik/Research%20papers/UNIDOSep. pdf
31. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный
ресурс] // Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/sofinansirovanie-pod5-
na5.htm (дата обращения 12.05.2019)
32. Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/department/54/events/ (дата обращения 24.04. 2019)
33. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения 2.05. 2019)
34. Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://minenergo.gov.ru (дата обращения 2.05. 2019)
35. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://m.minfin.ru/ru/ (дата обращения 2.05. 2019)
36. Обзор электроэнергетической отрасли России [Электронный
ресурс] // Режим доступа: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY- power-market-russia-2018/ ile/EY-power-market-russia-2018.pdf (дата
обращения 14.05.2019)
37. Торгово-промышленная палата [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/mobile/ (дата обращения 2.05. 2019)
38. Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fas.gov.ru (дата обращения 2.05. 2019)
39. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gosnadzor.ru (дата обращения 2.05. 2019)
40. Фонд развития промышленности [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://frprf.ru/ (дата обращения 02.05.2019)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ