Выпускная квалификационная работа.
Практическая часть сделана на примере муниципального образования город Омск.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социального партнерства в сфере трудоустройства подростков из неблагополучных семей 6
1.1 Понятие и сущность социального партнерства как инструмента решения социальных проблем 6
1.2 Отечественный и зарубежный опыт социального партнерства в сфере трудоустройства подростков из неблагополучных семей 15
Выводы по главе 20
Глава 2 Практика и проблемы социального партнерства в сфере трудоустройства подростков из неблагополучных семей (на примере муниципального образования город Омск) 21
2.1. Анализ деятельности органов муниципальной власти по использованию механизмов социального партнерства в сфере трудоустройства подростков из неблагополучных семей 21
2.2 Актуальные проблемы использования механизмов социального партнерства в сфере трудоустройства подростков из неблагополучных семей 31
Выводы по главе 34
Глава 3 Муниципальная программа по решению проблем трудоустройства подростков посредством механизмов социального партнерства 35
Заключение 52
Библиографический список 55
Словарь 58
В соответствии со ст. 7 Конституцией Российской Федерации, наше государство является социальным, обеспечивающим достойную жизнь и свободное развитие человека. Помимо прочего, социальный характер государства связан с тем, что органы государственной власти должны принимать активное участие в решении тех или иных социальных проблем, стоящих перед обществом. Очевидно, что государственная поддержка детства, государственная поддержка подростков, по сути, представляет собой своего рода «инвестиции» государства в свое собственное будущее. Так, те, кто сегодня являются подростками, через 10-15 лет будут являть собой наиболее активные слои населения, основную движущую силу развития российского государства. Очевидно, что социально активная личность представляет собой важнейшее условие стабильного и устойчивого развития общества, и воспитание такой личности – задача не только семьи, но и государства, роль которого особенно важна в том случае, если подросток воспитывается в неблагополучной семье.
Среди механизмов, позволяющих преодолеть негативные явления в воспитании и становлении личности, обусловленные неблагополучным характером семьи, находится и трудоустройство подростка, воспитывающегося в такой семье.
В данном случае необходимо понимать, что, например, коммерческой организации в принципе невыгодно принимать на работу подростка, который представляет собой неквалифицированную рабочую силу, а так же обладает многочисленными льготами в соответствии с трудовым законодательством. Иными словами, отдача от такого работника для коммерческой организации практически минимальна. Усугубляет ситуацию и то, что речь идет о подростках из неблагополучных семей. Руководитель некоммерческой организации, государственной и муниципальной, тоже не будет рад такому работнику. Хотя такие организации и не преследуют цель извлечения прибыли, у них есть свои цели и задачи, осуществление которых напрямую зависит от кадрового состава. Очевидно, что в современных социально-экономических условиях решение данной проблемы не может быть осуществлено посредством императивного воздействия органов государственной власти на работодателей. Соответственно, решая проблему трудоустройства подростков из неблагополучных семей, органы государственной и муниципальной власти должны стимулировать работодателя к принятию таких подростков на работу.
Объект исследования – трудоустройство подростков из неблагополучных семей.
Предмет – социальное партнерство в решении проблем трудоустройства подростков из неблагополучных семей.
Цель исследования – разработать муниципальную программу социального партнерства по решению проблем трудоустройства подростков из неблагополучных семей
Задачи исследования:
Определить понятие и сущность социального партнерства как инструмента решения социальных проблем;
Сравнить отечественный и зарубежный опыт социального партнерства в сфере трудоустройства подростков из неблагополучных семей;
Выявить актуальные проблемы использования механизмов социального партнерства в сфере трудоустройства подростков из неблагополучных семей в г. Омске;
Теоретической базой исследования являются научные труды ученых: И. Василенко, Н. Дивицыной, А. Кокшаровой, П. Пидкасистого, В. Сазонова, А. Тиховодовой, А. Чертовой и др.
Эмпирической базой исследования является Департамент общественных отношений и социальной политики Администрации города Омска.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, опрос, анкетирование, проектирование.
Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы для решения проблемы трудоустройства подростков из неблагополучных семей в других муниципальных организациях.
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения. В конце приведен библиографический список.
1) Социальное партнерство в сфере труда, сопряженное с муниципально-частным партнерством, играет важную роль в решении проблемы трудоустройства подростков из неблагополучных семей, поскольку позволяет стимулировать работодателей к приему таких подростков на работу посредством ответного предоставления им определенных льгот и преференций от органов муниципальной власти.
2) При решении задачи трудоустройства подростков из неблагополучных семей крайне важно отойти от шаблонного подхода, что позволит, помимо прочего, учитывать особенности психологического развития и отношения к трудоустройству такого подростка.
Здесь следует отметить, что шаблонный подход органов государственной и муниципальной власти к решению исследуемой проблемы зачастую обусловлен жестким характером нормативно-правовой базы, зачастую не позволяющим государственным и муниципальным органам реализовывать нестандартные подходы к трудоустройству подростков, воспитывающихся в семьях, отнесенных к группе социального риска.
3) Проблемы трудоустройства подростков из неблагополучных семей связаны с тем, что число трудоустроенных подростков из неблагополучных семей на протяжении последних лет снижается, при этом, подавляющее большинство таких подростков трудоустраивается в учреждения и организации, подведомственные органам государственной и муниципальной власти.
Соответственно, для решения исследуемой проблемы необходимо более эффективное трудоустройство подростков из неблагополучных семей к «частным» работодателем, т.е. где, по сути, и должны реализовываться механизмы социального партнерства.
4) Проблемы использования механизмов социального партнерства для решения проблемы трудоустройства подростков из неблагополучных семей лежат в различных общественных сферах, и преодоление данных проблем – комплексная задача многих государственных (муниципальных) и общественных институтов.
Системность решения таких проблем могла бы быть обеспечена посредством узконаправленной муниципальной программы, ставящей своей основной целью трудоустройство подростков из неблагополучных семей посредством стимулирования таких подростков к труду и работодателей к привлечению их к труду.
5) В работе предложена муниципальная программа города Омска «Заработок для подростков» на 2019-2020 годы.
Эффективная реализация муниципальной Программы позволит обеспечить:
Создание более 500 рабочих мест для подростков из неблагополучных семей;
Получение подростками дополнительного дохода;
Получение подростками опыта работы в коллективе;
Развитие у подростков трудовых навыков, формирование положительного отношения к труду;
Снижение административных правонарушений и уголовных преступлений, совершаемых подростками;
Профилактика подросткового алкоголизма и наркомании;
Общая коррекция поведения подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях;
Формирование у работодателей положительного отношения к приему на работу подростков.
Предлагаемая муниципальная Программа может способствовать решению такой важной социальной проблемы, как трудоустройство подростков из неблагополучных семей.
Вместе с тем, очевидно, что данная Программа будет эффективной только в случае надлежащего взаимодействия государственных, муниципальных, частных и общественных структур.
Так же важность и значимость указанной Программы заключается в том, что ее эффективная реализация позволит опосредованно решить ряд иных проблем в социальной сфере, связанных, например, с подростковой преступностью, подростковым алкоголизмом и т.д.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.11.2018).
2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.11.2018).
3. Государственная программа Омской области «Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области» Приложение к постановлению Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 257-п [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.11.2018).
4. Государственная программа Республики Татарстан «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы», утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09 августа 2013 года № 553[Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.11.2018).
5. Приказ Министерства образования Омской области от 5 апреля 2016 года № 16 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на заключение трудового договора с несовершеннолетним в случаях, предусмотренных законодательством» (в ред. от 22.06.2018) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 07.11.2018).
6. Отчет Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о реализации государственной программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы» за 9 месяцев 2018 года // Официальный Интернет-Сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. URL: http://mtsz.tatarstan.ru. – (дата обращения – 07.11.2018)
7. Ашин А.А. Реализация государственной политики по трудоустройству социально незащищенных слоев населения / А.А. Ашин. – М.: КноРус, 2015. – 382 с.
8. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко . – М.: Городец, 2013. – 577 с.
9. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Дивицына. – М.: КноРус, 2013. – 347 с.
10. Кокшарова А.А. Межсекторное социальное партнерство на муниципальном уровне как значимый фактор социально-экономического развития территории / А.А. Кокшарова // Вестник Поволжского института управления. -2014. - № 2. – С. 70-75.
11. Ляпанов АВ. К проблеме развития социального партнерства в России / А.В. Ляпанов // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2017. - № 1. – С. 32-36.
12. Малик Л.К. Трудоустройство подростков из неблагополучных семей: проблемы мотивации / Л.К. Малик // Вестник САФУ. – 2015. - № 5. – С. 102-109.
13. Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидксасистый. – М.: Городец, 2014. – 566 с.
14. Пушина В.Н. К вопросу о европейском опыте решения социальных проблем / В.Н. Пушина // Вестник Ивановского государственного университета. – 2016. - № 4. – С. 66-70
15. Сазонов В.Е. Публично-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово- правовые аспекты / В.Е. Сазонов. – М.: изд-во РУДН, 2014. – 411 с.
16. Сморчков А.И. Государственное и муниципальное управление / А.И. Сморчков. – Владимир, изд-во ВлГУ, 2014. – 288 с.
17. Тиховодова А.В. Социальное партнерство: сущность, функции, особенности развития в России / А.В. Тиховодова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2015. - № 2. – С. 74-78.
18. Чертова А.В. Социальное партнерство в сфере труда: проблемы и перспективы / А.В. Чертова. – М.: Юрайт, 2015. – 293 с.
19. Справочно-аналитические материалы Департамента общественных отношений и социальной политики администрации города Омска // Официальный Интернет-Сайт администрации города Омска. URL: http://admomsk.ru/. – (дата обращения – 30.11.2018)
20. Доклад заместителя Главы города Омска по социальной политике «Проблемы содействия трудоустройству подростков, инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан» // Материалы круглого стола по вопросам социального развития Омска при Главе города, 6-7 ноября 2018 года // Официальный Интернет-Сайт администрации города Омска. URL: http://admomsk.ru/. – (дата обращения – 30.11.2018)
21. Официальный Интернет-сайт Государственной службой занятости населения Омской области URL: https://www.omskzan.ru/. – (дата обращения – 30.11.2018)