Развитие творческого мышления обучающихся профессиональной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1
1.1 Сущность и содержание творческого мышления 7
1.2 Методы и условия развития творческого мышления у обучающихся ПОО в
процессе профессиональной подготовки 15
1.3 Творческое мышления как средство развития профессиональной
компетентности обучающихся ПОО 25
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 35
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический
колледж» 35
2.2 Анализ условий для развития творческого мышления обучающихся ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» 43
2.3 Оценка уровня развития творческого мышления обучающихся ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» 50
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА» 57
3.1 Проблемы развития творческого мышления обучающихся ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» 57
3.2 Мероприятие для развития творческого мышления ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» 61
3.3 Предполагаемый эффект от внедрения рекомендаций по развитию творческого мышления обучающихся в процессе профессиональной подготовки 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие современного мира происходит такими быстрыми темпами, что обуславливает необходимость подготовки специалистов нового уровня, которые смогут самостоятельно преодолевать различные проблемы, образующиеся в ходе их дальнейшей профессиональной деятельности. Каждый из нас на сегодняшний день стремится уйти от этой шаблонности, которая прививалась обществу на протяжении долгих лет. Все больше появляются новые профессии, где не требуется трудоемкий, однообразный, исполнительский труд. Работодатели нуждаются в сотрудниках с творческим складом ума, которые смогут привнести в свою деятельность нечто новое и креативное. Актуальность развития творческого мышления у обучающихся заключается в том, что на сегодняшний день именно человек, способный креативно мыслить и нестандартно действовать, может решить комплекс задач в своей профессиональной сфере, найти наиболее эффективное и продуктивное решение различных проблем, а также будет занимать приоритетное положение на рынке труда.
При развитии творческого мышления у студентов особое внимание уделяется именно формированию и развитию способностей к самостоятельному поиску необходимых знаний, что позволяет раскрывать индивидуальные способности каждого обучающегося, а это в свою очередь обеспечивает устойчивую мотивацию к процессу обучения. Главным инструментом в развитии творческих способностей студентов является практическая работа, так как именно творческое действие способно формировать творческие качества личности.
Проблема исследования: низкий уровень развития творческого потенциала у обучающихся и низкое практическое применение существующих методов развития творческого мышления в ходе учебного процесса.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Предмет исследования - процесс развития творческого мышления у обучающихся в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Исходя из вышесказанного, целью выпускной квалификационной работы является изучение развития творческого мышления обучающихся ПОО в процессе профессиональной подготовки на примере ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
В соответствие с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы развития творческого мышления.
2. Оценить состояние творческого мышления у студентов ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
3. Дать оценку эффективности развития творческого мышления у обучающихся в колледже.
4. Разработать рекомендации по развитию творческого мышления студентов в ходе учебного процесса.
Проблема творческого мышления в целом активно разрабатывается в современной педагогике, ежегодно предпринимается множество новых исследований, однако из-за разносторонности самого творческого мышления, эти исследования относительно разобщены друг от друга, базируются на разных подходах и сфокусированы на разных элементах.
Значительный вклад в изучение творческого мышления через деятельностные критерии и критерии достижений внесли такие ученые, как Г.С. Альтшуллер[6], Н.Н. Вересов, И.П. Волков [14] и др; через отдельные внутренние когнитивные критерии - М.С. Бернштейн, Э. Боно [8][9], И.Н. Семенов[37] и др.
Типологический и уровневый подходы к мышлению и творческому мышлению представлены в трудах С.Л. Рубинштейна [36], Л.С. Выготского [16], Л.М. Веккера [13], Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина [28], В.В. Петухова, О.К. Тихомирова [39], М.А. Холодной [46], Я.А. Пономарева [33], А.Н. Лука [27], Л.А. Китаева-Смыка.
Коммуникативный аспект изучения творчества и творческого мышления представлен в трудах томских психологов (В.И. Кабрин [23], Я.Б. Частоколенко [48], Е.М. Березина, Д.А. Карнаухов).
Методологические ориентации психологии творчества (естественнонаучная, инженерно-техническая и гуманитарно-культурологическая) представлены в трудах А.Н. Лука, Я.А. Пономарева [33], Г.С. Альтшуллера.
Гипотеза исследования: эффективное развитие творческого мышления обучающихся возможно при использовании интерактивных методов обучения в ходе учебного процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении имеющихся методов развития творческого мышления у обучающихся. В данной работе рассматривается одна из актуальных на сегодняшний день проблема развития творческого мышления у обучающихся ПОО в процессе профессиональной подготовки. Обоснована зависимость уровня развития креативного мышления обучающихся от умения преподавателя формировать и создавать правильные условия для развития творческого мышления.
Практическая значимость. Показано значение применяемых методов обучения в ходе учебного процесса для развития творческого мышления обучающихся. Проведенное исследование по выявлению уровня творческого мышления обучающихся может способствовать оптимизации учебного процесса на основе практических рекомендаций, обеспечивающие динамику развития творческого мышления студентов.
В данной работе применялись такие методы исследования, как:
1) синтез - теоретическое обобщение психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2) сравнительный анализ - поиск необходимой информации, составление списка литературы;
3) анализ - анализ творческого мышления у обучающихся в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»;
4) классификация - распределение информации по определенному признаку;
5) индукция - на основании опытно-экспериментальной работы был сделан вывод об уровне развития творческого мышления обучающихся организации в целом.
Методика исследования предполагала изучение источников научной информации, нормативных документов, статей, в ходе изучения которых проводится аналитическая работа по выявлению проблем развития творческого мышления у обучающихся в образовательной организации.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены сущность и содержание творческого мышления, рассмотрены методы развития творческого мышления и влияние условий образовательного процесса на ее развитие. Во второй главе дана краткая общая характеристика ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж», проанализированы условия для развития творческого мышления обучающихся в данной учебной организации, проведена оценка уровня творческого мышления обучающихся. В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию условий для развития творческого мышления обучающихся. В заключении подводятся итоги и анализируются результаты работы.
Проблема творческого мышления имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет. Вечность этой проблемы заключается в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных формированиях, проявлениях и применении. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного развития.
Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать творческое мышление — способность, которой, пусть в разной степени, обладает каждый человек.
По итогам исследования мы пришли к следющим выводам:
1) Творческое мышление - мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, которое приводит к новым открытиям. Одним из важных компонентов творческого мышления является воображение, т.е. способность человека построению в сознании образов, идей. Выделяют 4 стадии творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение и проверка.
Выделяют ряд условий, которые оказывают влияние на развитие творческих способностей человека, наиболее важные из которых в ходе учебного процесса являются педагогические условия (организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические).
Методы развития творческого мышления, помогают разнообразить учебный процесс, убрать барьеры между преподавателем и обучающимися, и сознанием. Наиболее эффективные методы обучения - активные и интерактивные, в ходе которых учащийся активно принимает участие в процессе обучения.
2) Опытно-экспериментальный метод исследования показал, что уровень творческого мышления учащихся ГАПОУ «Набережноченинский политехнический колледж» по результатам теста дивергентного мышления на среднем (34%) и низком (58%) уровнях, что говорит об отрицательной динамике развития творческого мышления. По результатам опросника «Самооценка творческих характеристик личности» было выявлено увеличение количества студентов со средним (50%) и высоким (17%) уровнем творческого мышления, что говорит о положительной оценке своих творческих характеристик самими испытуемыми. Наиболее низкую оценку по итогу опытно-экспериментальной работы получили критерии воображения (10,6 из 24 возможных) и разработанности (7 из 36 возможных), что свидетельствует о неспособности визуализации мысленных образов и о неспособности к расширению основных идей, концентрирование на определенной модели.
3) Учебная деятельность в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» предусматривает традиционные формы обучения: лекции, семинары, самостоятельная работа, курсовые и практику. Морально - психологический климат в исследуемой группе находится на среднем (50%) и низком (21%) уровнях, свидетельствуя о том, что студенты чувствуют себя не в полнее комфортно. Климат в группе играет важную роль, которая заключается в определении эмоционального настроя коллектива и сложившихся взаимоотношений между членами группы.
Материально-техническая база колледжа обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий. Колледж заботится о повышении качества учебного процесса.
4) Одним из эффективных способов развития творческого мышления у обучающихся является применение интерактивных методов обучения в ходе образовательного процесса. Взаимодействие с педагогом и учащимися группы положительно влияет на активность студентов в ходе образовательного процесса, способствует развитию интереса к инициативности и самостоятельности.
С целью устранения выявленных проблем и создания благоприятных условий для развития творческого мышления обучающихся, была предложена модель интерактивного метода обучения. Данное мероприятия предполагает взаимодействие комплекса деловых игр и интерактивных учебных фильмов, основываясь на базе теоретических знаний. Путем логического взаимодействия этих трех элементов можно добиться повышения уровня развития творческого мышления, а также познавательную активность обучающихся.
Развитие творческого мышление возможно только при комплексном использовании теоретических занятий с интерактивными методами обучения. На интерактивных занятиях происходит закрепление теоретической базы, учащиеся на практике осваивают необходимые опыт и знания для дальнейшей профессиональной деятельности.
Главная цель образования - создание людей, способных создавать новые вещи, не повторяя то, что сделали другие поколения - людей творческих, изобретательных открывателей. Творческое мышление улучшает самооценку, мотивацию и достижения учащихся. Творческое мышление является одним из важнейших ресурсов развития и обновления общества.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Рос. газета. - 2012. - 31 дек.
2. Отчет о результатах самообследования деятельности ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», 2019.
3. Устав ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»,2014.
II. Научная и учебная литература:
4. Акмалов А.Ю. Творческие задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся предметам гуманитарного цикла : Автореф. дис. .канд. пед. наук / А.Ю. Акмалов. Челябинск : ЧелгУ,1995. -20 с.
5. Алексеев Н.Б., О психологических методах изучения творчества в современной психологии / Н.Б. Алексеев, Э.Ф. Юдин. — М.: Наука, 1971.-С. 151 -203.
6. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. / Г.С. Альтшуллер —М.: Советское радио, 1979.
7. Боно Э. Латеральное мышление / Э. Боно. - Минск: Попурри, 2012.-384 с.
8. Боно Э. Рождение новой идеи : о нешаблонном мышлении / Э. Боно. // Пер. О.К. Тихомиров -М.: Прогесс, 2004. -173 с.
9. Боно Э. Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач / Э. Боно. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 172 с.
10. Бухов О.Н. Условия развития творческих способностей студентов в учебной деятельности / О.Н Бухов. - Наука и школа, 2017.
11. Ванюшин В.Н. Гвоздиков Деловая игра в обучении: научнопрактическое пособие / В.Н. Ванюшин, С.В. Гвоздиков, А.Р. Лаврентьев, Л.А. Орлова. - Дзержинск, 2015, 131с.
12. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности / П.Г. Василенко - Теория и практика общественного развития, 2008.
13. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер— М.: Смысл, 1998. — 670 с.
14. И.П. Волков Много ли в школе талантов? / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989. - 42 с.
15. Выготский JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. — М. : Педагогика, 1991. -474 с.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь: сборник, испр. / Л.С. Выготский - Москва: АСТ, 2008. - 668 с.
17. Галкина О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования / О.В. Галкина - Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2008.
18. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс.- СПб.: Питер, 1999. - 54 с.
19. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /В.Н.Дружинин.- СПб.: Питер, 2012.- 359 с.
20. Ивин, А.А. Философия: Энциклопедический словарь /А.А.Ивин.- М.: Гардарики, 2010.- 1072 с.
21. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий /Е.П.Ильин.- СПб.: Питер, 2014.- 701 с.
22. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности /Е.П.Ильин.- СПб.: Питер, 2015.- 434 с.
23. Кабрин В.И. Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования / В.И. Кабрин // Учебно-методическое пособие. - Томск, 2002.
24. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин.— Ростов н/Д. : Феникс, 2005. — 474 с.
25. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я Лернер — М., 1981. - 186 с.
26. Линдсей Г., Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К. С.Халл, Р. Ф. Томпсон. - // Общая психология : хрестоматия : учебное пособие / сост. Л.Б. Бровина, Т.А. Сергеева. - 2-е издание, исправленное. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2008. - С. 115-121.
27. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук — М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
28. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников /А.М.Матюшин, И.С.Аверина.- М.: Педагогика, 2013. - 156 с.
29. Павлова С.А. Методические рекомендации по возможностям использования психодиагностических методов в воспитательной работе куратора / С.А. Павлова. - Дзержинск, 2015.
30. Петровский, А.В. Краткий психологический словарь /А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.- Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2012.- 512 с.
31. Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя /В.И.Петрушин.- М.: Педагогический поиск, 2013.143 с.
32. Петухов В.В. Психология мышления / В.В. Петухов // Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов. — М.: Изд-во МГУ,
1987. — 87 с.
33. Пономарев Я.А. Психология творения / Я.А. Пономарев - Воронеж,
1999. - 480 с.
34. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический
словарь/А.М.Прохоров.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.- 544 с.
35. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс.- СПб.: Питер, 2014.- 347 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
37. Семенов И.Н.Тенденции развития психологии творчества и гуманизации образования / И.Н. Семенов. - М: Воронеж, 2000.
38. Соколова С.Р. Психолого-педагогические условия успешности учебно-познавательной деятельности учащихся адаптивной школы / С.Р. Соколова. - Научно-практический журнал «Гуманизация образования», 2010.
39. Тихомиров О.К. Психология мышления. / О.К. Тихомиров. - Москва: ИЦ «Академия», 2002.
40. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. /Е.Е.Туник.- СПб.: Питер, 2013.- 320 с.
41. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты /Е.Е.Туник.- СПб.: Дидактика Плюс, 2012.- 116 с.
42. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Издательство института психотерапии, 2002, - 362 с.
43. Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Я. А. Пономарев и его школа / Психология творчества. Школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006. С. 19-143.
44. Фор, М.В.Динамика интеллекта и креативности в период
взрослости: материалы научно-практической конференции /М.В.Фор
//Ананьевские чтения научно-практическая конференция.-2007.-С. 252-253.
45. Харитонова Т.Г. Социально-психологический климат в студенческой группе / Харитонова Т.Г. // Методические рекомендации для кураторов академических групп. - Нижний Новгород, 2013.
46. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От
концептуальных структур к понятийным способностям / М.А. Холодная — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 288 с.
47. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
48. Частоколенко Я.Б. Динамика первичного творчества в
коммуникативном процессе тренинга креативности / Я.Б. Частоколенко // Дис. кан. псих. наук. - Томск, 2004.
49. Чуфарофский, Г.А. Общие основы психологии /Г.А.Чуфарофский.- М.: Владос, 2013.- 573 с.
50. Шальнева, Н.Л. Условия, определяющие формирования
креативности при создании специальных видов деятельности. /Н.Л.Шальнева.- Ставрополь: СГУ, 2015.- 372с.
51. Шпак М.Н. Развитие творческого мышления студентов при
осуществлении проектной формы работы / М.Н. Шпак // Психология образования проблемы и перспективы: Материалы Первой международной научно-практической конференции. Москва: Смысл, 2004.-С. 302-303.
52. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. -М.: Высшая школа, 1989. -141 с.
53. Шурухт, С.М. Подростковый возраст: развитие креативности,
самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности /С.М.Шурухт.- СПб.: Речь, 2014.- 210 с.
III. Электронные ресурсы:
54. ГАПОУ "Набережночелнинский политехнический колледж"
[Электронный ресурс].- http://nchpk.ru/wordpress/.
55. Конвергентное и дивергентное мышление по Джою Гилфорду [Электронный ресурс].- http://vikent.ru/enc/1802/.
56. Понятие творческого мышления и его сущность [Электронный
ресурс]. - https://infourok.ru/ponyatie-tvorcheskogo-mishleniya-ego-suschnost-
1177615.html