Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Работа №38751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
539
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования государственной культурной политики 8
Раздел II. Особенности федеральной культурной политики в современной России 25
Раздел III. Особенности региональной культурной политики (на примере Республики Татарстан) 40
Заключение 56
Список источников и литературы 60

Культура - один из ключевых факторов жизни человека. В истории стран и народов она всегда играла большую роль, выполняя различные функции. Эта совокупность нравственных ценностей и идеалов, традиций и обычаев обеспечивала государству стабильность и устойчивое развитие. Через сферы культуры власть могла влиять как на одного человека, так и на население в целом.
Наша страна имеет богатую историю и культурное наследие. Географическое положение, многонациональный и многоконфессиональный состав позволили ей развиваться как стране, объединяющей как Запад, так и Восток. Весь исторический путь, который прошла Россия, определил её своеобразие. И на протяжении истории именно культура помогала формировать ту систему ценностей, которая выступала ориентиром для дальнейшего развития. Культура способна объединить всех в единое общество и простое множество людей собрать в единый народ, стимулируя в нём общие идеи и цели.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития, когда проблема построения «нового» политического строя и формирования «новой» личности демократического государства стоит довольно остро, сферы культуры выдвигаются на передний план. Они выступают на сегодняшний день инструментом, с помощью которого власть может влиять на сознание населения, на его мировоззрение. Реализуя и распространяя свои установки, властная элита способна формировать то общество, в котором заинтересована.
Помимо этого, культура имеет большое влияние и за пределами страны. Выступая значимым ресурсом социально-экономического развития, культура, на ряду с другими факторами, может обеспечить лидирующее положение государства на мировой арене. Достижения в таких областях, как литература, изобразительное искусство, балет, опера, музыка признаны во всём мире. С уверенностью можно сказать, что культура нашей страны такое же достояние, как и история. Высокий уровень развития страны, в свою очередь, может обеспечить лидирующие позиции. Соответственно, современный этап требует максимального вовлечения культуры в процессы развития государства.
Как отметил Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Михаил Александрович Федотов: «...Во многом именно культура в широком смысле сформировала те стереотипы тоталитарного мышления, которые и по сей день сохраняют необыкновенную живучесть.Культура (а точнее, ее глубокий дефицит) является одной из главных проблем российского гражданского общества» .
В связи с этим представляет интерес взаимодействие культуры и власти, реализация властью культурной политики. Также необходимо понимать, через какие сферы культуры власть способна оказывать влияние.
Степень научной разработанности: сферу культуры, как систему норм, ценностей, правил поведения, регулирующих общественные процессы, рассматривали многие авторы. И в этих работах, в основном, затрагиваются вопросы идеологии и массового сознания. Например, Э. Фромм в своих работах делал акцент на том, что одной из важных потребностей человека является единение с другими и удовлетворить эту потребность способна идеология. По его мнению, культуру важно изучать в совокупности с другими социальными и психологическими факторами. Э. Дюркгейм рассматривал культуру «как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми» . У. Томас понимал её как «материальные и социальные ценности любой группы (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции)» . М. Вебер полагал, что «культура - это модель рационального поведения» . К. Г. Юнг понимал под ней «формы привычного поведения».
О взаимоотношениях власти и культуры писали: А. Грамши , В. С. Жидко , В. М. Галуцкий и др. О еще более широком значении и использовании культурного фактора говорит и З. Бжезинский, который «наряду с экономическим, военным и технологическим выделяет и культурный фактор как одно из четырех главных измерений власти».
Изменения общественных процессов в конце ХХ века и начале XXI века стали катализатором появления ряда работ, касающихся проблем государственной культурной политики. Весомый вклад в изучение и освещение этой темы внесли работы И. Межуева , Г. Тульчинского , А. Флиера , В. Жидкова , Т. Гудима и др.
Большая часть исследований, посвящённых принципам культурной политике в России, принадлежит таким авторам, как Н. Генова , Д. Алпатов ,О. Астафьев , Н. Ижкова и др.
Кажется, что многие особенности взаимоотношений власти и культуры, особенности реализации государством культурной политики изучены, но, несмотря на это, среди учёных ведутся споры о формировании вектора развития государственной культурной политики в достижении её основных приоритетов. И этот спор ведётся, потому что в основе культурной политики государства заложено повышение спроса на сферу культуры, большое внимание уделяется необходимости государственной поддержки этой сферы.
Работы как отечественных, так и зарубежных учёных позволяют более точно определить роль государства в сфере культуры, цели правящей элиты в формирования «нового человека» посредством культурной сферы, формирования нового сознания с помощью механизмов культуры.
Источниковая база включает в себя статьи, монографии, посвящённые проблемам взаимодействия власти и культуры, основные документы и законы, которые на данном этапе развития регламентируют культурную политику нашего государства, выступления политиков и деятелей культуры, материалы научно-исследовательских центров.
Объект: российская государственная культурная политика.
Предмет: динамика формирования и реализации государственной культурной политики России.
Цель: выявить особенности формирования и реализации государственной культурной политики России на федеральном и региональном уровнях.
Исходя из этой цели, были поставлены несколько основных задач:
1. Рассмотреть основные этапы формирования культурной политики;
2. Обозначить основные сферы культуры, через которые власть реализует свою политику;
3. Рассмотреть текущее состояние культурной политики государства как на федеральном, так и на региональном уровне;
4. Выявить перспективные направления культурной политики Российской Федерации.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез - позволили рассмотреть вопросы, связанные с развитием отношений между культурой и властью, также эти методы позволили более конкретно изучить основные документы, определяющие культурную политику;
2. Метод политического прогнозирования - позволил определить дальнейшие перспективы культурной политики нашего государства;
3. Метод сравнения - позволил сравнить культурную политику на федеральном и региональном уровне;
4. Обобщение - формулировка выводов исследования.
Научно-практическая значимость определяется тем, что содержащиеся в ней выводы, фактические данные могут использоваться для дальнейшего теоретического и, возможно, практического исследования проблемы взаимодействия власти и культуры и использования сферы культуры для влияния на массовое сознание. Также результаты исследования могут послужить источником при подготовке лекций по социологии, психологии, политологии. Кроме того, исследование и анализ ФЗ «О культуре» может быть полезным при внесении в него изменений.
Структура исследования: работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сфера культуры всегда интересовала государства, она оказывала влияние на политику своими представлениями о ценностях и идеалах. Можно с уверенностью сказать, что на современном этапе развития культурные и политические процессы находятся в более тесном взаимодействии, так как культура может выступать механизмом решения политических вопросов.
Государство, в свою очередь, для поддержания культуры, поддержания “духовного здоровья” своего народа реализует государственную культурную политику через систему институтов, которые воспроизводят культурные, образовательные, эстетические и нравственные виды деятельности, соответствующие требованиям государства. Становление государственной культурной политики не стоит делить на советский и постсоветский периоды. Зарождение институтов управления как проявления культурной политики приходится на более поздние сроки.
Основные сферы культуры, через которые власть реализует культурную политику являются искусство, образование, религия и повседневность человека. И важно отметить, что использование этих сфер по отдельности не способствует эффективной реализации культурной политики. Чтобы реализация была успешной, необходимо использовать их в совокупности, только в таком случае итог будет успешным. Сегодня государство активно использует сферу культуры для реализации своих целей. Помимо перечисленных сфер культуры, большое значение играет СМИ и кино. Через художественное и документальное кино обществу могут прививаться различные ценности и идеалы.
Культура используется государством достаточно часто. И не только в случаях, связанных с влиянием на массовое сознание. Сфера культуры используется, например, и для привлечения туристов. Создавая новые культурные объекты, власть повышает туризм в стране, что ведёт к привлечению средств. Это касается и региональной власти, которые через сферу культуры создают тем самым бренд региона, привлекая не только туристов и деньги, но и новых жителей.
Какие же перспективы развития культурной политики? Во-первых, утвердить роль государства в культурной сфере. На это направлен новый закон «О культуре», который планируется принять к концу 2019 года. Во-вторых, обеспечение сохранения культурного наследия, в виде «...материального, нематериально-художественного, нормативно-ценностного начал» . В-третьих, создание условий для свободного и достойного развития гражданина, что предполагает обеспечение доступа к достижениям культуры, создание благоприятной информационной и культурной среды и т.д. В-четвёртых, формирование системы защиты культурного суверенитета и, в-пятых, разработка и реализация международной культурной политики.
Сравнение культурной политики на федеральном и региональном уровне заключается в следующем.
Федеральный уровень предполагает разработку концепции развития культурной сферы в масштабе всей страны. При этом разработка основной базы культурной политики «происходит в рамках теории управления, теории самоорганизации, теории модернизации» . Данный уровень культурной политики является определяющим и обязательным для всех субъектов и уровней власти.
Региональный уровень характеризуется тем, что формирование культурной политики происходит с учётом особенностей региона. Это и исторические, и географические, этнонациональные и др. Она должна совмещать направления федеральной политики с интересами местного социокультурного пространства. В частности, культурная политика региона не должна выходить за рамки своей территории и влиять на политику другого региона. В то время как федеральная - распространяется на все субъекты страны. Если культурная политика на федеральном уровне решает более глобальные задачи, то на региональном - те, которые больше всего волнуют местную власть и местное население.
В целом, культурная политика в нашем государстве только начинает формироваться и ещё есть над чем работать. Власть всё чаще делает акцент на том, что культура - важная сфера, которая требует развития. Хотя финансирование этой сферы уменьшается, а без него, к сожалению, развиваться сложно. Требует некоторых уточнений и доработок новый закон, который планируется принять уже в конце 2019 года. Но идею, заложенную в неё - уменьшение государственного вмешательства - можно оценить в целом как положительную. У творческой интеллигенции появится возможность высказывать свою точку зрения без контроля «сверху» и показывать действительно реальную картину мира, без пропаганды власти.
Таким образом, в заключение стоит отметить, что сфера культуры играла и играет большую роль для политики. Эти две сфера взаимосвязаны между собой.
Во-первых, и культура и политика выполняют одинаковую функцию, а именно регулирование социальными процессами. Различаются лишь методы регулирования, а цели воздействия похожи.
Во-вторых, многие отрасли культурной сферы в основном убыточны и без должного финансирования некоторые не могут функционировать, это, в свою очередь, делает её зависимой от политики.
В-третьих, культурная сфера может использоваться как властной элитой для создания государственной идеологии, так и оппозицией, которая использует её в тех же целях: давление на общество, влияние на общественное мнение, создание определённых социальных настроений.
Исходя из этого, зависимость власти от культуры можно объяснить следующим:
1. Власть заинтересована в лояльно настроенном гражданине;
2. Власть заинтересована в идеологии, которая будет доминировать в обществе;
3. Оппозиция заинтересована в культурной сфере для распространения массового недовольства действующей властью.
Наиболее важным является тот момент, что культура играет большую роль в социализации личности, следовательно, она выступает механизмом воспроизводства как социальных, так и политических отношений. Этим и объясняется важность регулирования данной сферы. Осуществляя политическое управление культурной сферой, влияя на процессы в данной сфере, власть, тем самым, воспроизводит систему социально-политических отношений и, соответственно, саму себя.
Сфера культура - это не только об эстетических произведениях искусства. Это также и о образцах социального и политического поведения, правилах и нормах, ценностях и идеалах, представлениях, сложившихся в обществе.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. М.: Маркетинг, 2001. 39 с.
2. Конституция Республики Татарстан: офиц. Текст. 1992. 36 с.
3. Российская Федерация. Федеральный закон. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: [Федер. закон: принят Гос. Думой 5.04.2013]. М.: Эксмо- Пресс, 2013. 320 с.
4. Российская Федерация. Федеральный закон. Основы законодательства РФ о культуре: [Федер. закон: принят Гос. Думой 9 октября 1992 г.]. М.: Проспект, 2017. 32 с.
5. Российская Федерация. Федеральный закон. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: [Федер. закон: принят Гос. Думой 29.11.2018г.].
6. Российская Федерация. Концепция проекта федерального закона. О культуре в Российской Федерации: [Концепция: утвержд. Администрацией Президента РФ 29 марта 2018 г.].
7. Российская Федерация. Основы государственной культурной политики, (16.10.2014)
8. Закон Республики Татарстан «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан» от 24.12.2013 года.
9. Закон республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» от 08.07.1992 года.
10. Закон Республики Татарстан «О культуре» от 03.07.1998 года.
11. Закон Республики Татарстан «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан от 12.05.2003 года.
12. Закон Республики Татарстан «О свободе совести и религиозных объединениях» от 14.07.1999 года.
13. Постановление Кабинета Министров Об утверждении Государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы»
14. Постановление Кабинета Министров РТ от 16 декабря 2013 г. № 997
15. Постановление Кабинета Министров РТ от 18 декабря 2013 г. № 1006
16. Постановление Кабинета Министров РТ от 21 октября 2013 г. № 785
17. Постановление Кабинета Министров РТ от 25 октября 2013 г. № 794
Учебники и научные статьи:
18. Абрамова В.А. Культура и политика: точки соприкосновения // Общество: политика, экономика, право. 2011. №2. С. 40 - 44.
19. Азарян С.Г. Телевидение как инструмент государственной культурной политики // Теория и практика общественного развития. 2010. №4. С. 13 - 15.
20. Алпатов Д.А. Современная российская культурная политика: цели, задачи, принципы // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2009. №6 С. 165 - 172.
21. Астафьева О. Культурная политика России: теория, реальность,
перспектива // Гос. служба. 2010. №1. С. 68 - 73.
22. Баженова Е.Ю. Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования в российских регионах // Пространство экономики. 2013. №3-2. С. 120 - 126.
23. Белова, Т.В. Культура и власть / Т.В. Белова М.: Филос. о-во СССР, 1991. 211 с.
24. Большаков, А.Г. Языковая проблема в Татарстане: напряжённость без конфликта // Вопросы этнополитики. 2018. №1(1). С. 78 - 85.
25. Валеев Р.М. Право и политика в сохранении нематериального культурного наследия // Наследие и современность. 2018. №2. С. 15 - 23.
26. Валенчук О. Нужна ли модернизация нашей культуры? Если «да», то какая? // Российская Федерация сегодня. 2010. № 6. С. 2 - 3.
27. Василенко И.А. Возможности инновационных технологий территориального брендинга для формирования современного имиджа российских регионов // Власть. 2016. №1. С. 37 - 45.
28. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами / Г. М. Галуцкий. М.: [б. и.], 1998. 463 с.
29. Генова Н.М. Культурная политика: реалии и тенденции / Н.М. Генова // Социально-культурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели: материалы всерос. научно-практ. конф. Пермь, 2008. С. 23 - 29.
30. Герасимова И.А, Ивахнов В.Ю Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Сервис +. 2017. №2. С. 27 - 34.
31. Грамши А. Искусство и политика / А.Грамши. М.: Искусство, 2017. С. 768.
32. Григорьян К.Э. Государственная политика РФ в сфере отечественной кинематографии: социально-философский анализ // Культурная жизнь Юга России. 2010. №2. С. 95 - 97.
33. Громов Е. Сталин: власть и искусство / Е.Громов. М.: Республика, 1998. С. 496.
34. Гудима Т.М. Культурная политика: поворот к рынку или вложения в человека / Т.М. Гудима // Обсерватория культуры. 2007. №2. С. 20 - 25.
35. Жидков В.С. Государственное управление сферой культуры /
B. С. Жидков, К.Б. Соколов // Ориентиры культурной политики. 2002. №5.
C. 34 - 56.
36. Жидков В.С. Культурная политика и театр / В.С. Жидков, М.: ИздАТ, 1995. С. 320.
37. Жидков В.С. Перестройка системы управления в сфере культуры /
B. С. Жидков, 1988. С. 265.
38. Ижикова Н.В. Геополитическое и хронополитическое измерения культурной политики современной России // Власть. 2009. № 2. С. 22 - 27.
39. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза, М.: Эксмо, 2007. С. 274.
40. Карпова Г.Г. Культурная политика в условиях либеральных реформ: цена или ценность? // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. 2010. № 5.
C. 42 - 51.
41. Катаев В.А. Культурная политика России в условиях глобализации // Вестник Московского гос. ун-та кул-ры и искусств. 2007. №5. С. 56 - 58.
42. Копацкая С.А. Региональные аспекты культурной политики России // Известия Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов. 2007. № 4. С. 103 - 112.
43. Кудрина, Т.Д. Политика и культура / Т.Д. Кудрина. М.: Эксмо, 1993.70 с.
44. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке // Университетская книга. 2010. №7/8. С. 10 - 11.
45. Ледовских, Н.П. История русской культуры: Учебное пособие /
Н.П.Ледовских. М.: Центрполиграф, 1999. 456 с.
46. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В. М. Межуев. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.
47. Меринов В.Ю., Карпенко И.И. Тема экологии в творчестве
B. Г. Распутина // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №27 (170). С. 75-80.
48. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. / П.Н.Милюков, М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 496.
49. Михеева Н.А. Культурная политика государства как инструмент управления социально-культурной сферой / Н.А. Михеева // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». 2006. № 2 (6). С. 9 - 56.
50. Орлова, Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов / Э.А. Орлова // Теоретические основы культурной политики. М.: РИК, 1993. 47-75 с.
51. Паластров, А.А. Реализация культурной политики в Российской Федерации // Бизнес и общество. 2017. №4(16). С. 26-33.
52. Самохвалова В.И. Культуры как измерение фактора власти // Философия и общество. 2010. №1(57). С. 43 - 63.
53. Соловьев М.С. Креативные индустрии как сектор культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. №5.
C. 10 - 12.
54. Тульчинский Г.Л. Перспективы российской политической культуры // Социально-политические науки. 2014. №4. С. 11-15.
55. Федотова Н.Г Векторы региональной культурной политики в сфере капитализации культуры // ТРУДЫ СПБГИК. 2013. №2. С.54 - 60.
56. Флиер А.Я. Культура как основа национальной идеологии / А.Я. Флиер. М.: МГУКИ, 2000, 162 с.
57. Шатилов А.Б. Инновационный проект модернизации России и позиция властной элиты / А.Б. Шатилов // Власть. 2013. № 9. С. 13 - 19.
58. Ющенко М.А Власть и культура в России: реализация культурной политики в федеральном и региональном аспектах // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №299. С.73 - 77.
Диссертации и авторефераты:
59. Бабякина, Е.П. Культурная политика социального государства: сущность и
модели реализации: автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01 /
Е.П. Бабякина; Москва. Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, 2013. 25 с.
60. Каменец, А.В. Государственная культурная политика как фактор становления гражданского общества: автореф. дис. д-ра культурологии: 24.00.01 / А.В. Каменец; Москва, 2005. - 46 с.
Электронный _ ресурс:
61. Всероссийская перепись населения 2010 года [Электронный ресурс] /
Федеральная служба государственной статистики,
URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/eroc/perepis_itogi 1612.htm, (дата обращения 3.05.2019).
62. Единомыслие - искусственность, 27.11.1997, [Электронный ресурс] //
lomonosov-fund.ru: фонд знаний «Ломоносов», URL: http://www.lomonosov- fund.ru/enc/ru/encyclopedia: 01302:article?vnum=25577, (дата обращения
20.03.2019).
63. Исследования и аналитика в индустрии культуры и развлечений, 23.09.2018, [Электронный ресурс] // intermedia.ru: информационное агентство, URL: https://www.intermedia.ru/content/222, (дата обращения 22.03.2019)
64. Кинопремьеры недели: что общего между джазом, театром и похоронами,
23.10.2014, [Электронный ресурс] // profile.ru: еженедельный журнал,
URL:https://profile.ru/society/premery-nedeli-chto-obshchego-mezhdu-dzhazom- teatrom-i-pokhoronami-13211/, (дата обращения 5.04.2019).
65. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, [Электронный ресурс] // government.ru: официальное интернетпредставительство Правительства РФ, URL: http://government.ru/info/6217/, (дата обращения 20.03.2019).
66. Культура и власть в СССР. 1920-1950 годы. Материалы IX международной
научной конференции. СПб, 24-26 октября 2016, [Электронный ресурс] // kon- ferenc.ru: научные конференции России, URL: http://www.kon-
ferenc.ru/konferenc05 09 16 3.html, (дата обращения 12.03.2019).
67. Опыт Татарстана можно использовать при решении религиозных
конфликтов — Минниханов [Электронный ресурс] / realnoevremya.ru: Интернетгазета «Реальное время», URL: https://realnoevremya.ru/news/111781-opyt-
tatarstana-mozhno-ispolzovat-pri-reshenii-religioznyh-konfliktov-minnihanov, (дата обращения 10.05.2019)
68. Послание Президента Федеральному Собранию 2018, [Электронный ресурс] // kremlin.ru: официальное интернет-представительство Президента России, URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/56957, (дата обращения: 20.03.2019)
69. Предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС, 12.05.2015,
[Электронный ресурс] // rg.ru: Российская газета,
URL: https://rg.ru/2015/05/13/pismo.html, (дата обращения 20.03.2019)
70. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года,
[Электронный ресурс] // government.ru: официальное интернет представительство Правительства РФ, URL: http://govemment.ru/docs/31923/, (дата обращения 20.03.2019).
71. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года, [Электронный ресурс] // kremlin.ru: официальное интернет
представительство президента России, URL: http://kremlin.ru/supplement/424, (дата обращения: 20.03.2019).
72. С.Ф. Черняховский о перспективах развития государственной политики России в области культуры [Электронный ресурс] / izborsk-club.ru: сообщество известных экспертов, специализирующихся на изучении внешней и внутренней политики России, URL: https://izborsk-club.ru/9981, (дата обращения 02.06.2019).
73. Что должен учитывать новый закон о культуре, 18.02.2019,
[Электронный ресурс] // rg.ru: Российская газета, URL:
https://rg.ru/2019/02/18/chto-dolzhen-uchityvat-novyj-zakon-o-kulture.html, (дата обращения 20.03.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ