Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СКАНДИНАВСКОМ ОБЩЕСТВЕ (1Х-ХП вв.)

Работа №38732

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Ребенок в скандинавском обществе и семье 13
1.1. Права и обязанности детей по законам викингов 13
1.2. Институт семьи и воспитателей (по сагам) 31
Глава 2. Традиции и система ценностей в обществе викингов 45
2.1. Идеальные образы как пример для подражания (по сагам) 45
2.2. Этические взгляды и наставления по Старшей Эдде 58
Заключение 73
Список источников и литературы 76

Раннесредневековый период скандинавской истории, ограниченный временными рамками IX-XII веков, называют также эпохой викингов. Это было время, когда на просторах морей начали появляться суда, управляемые воинственными и отважными людьми, вселявшими ужас в сердца местных жителей. Это было время, когда эти люди, являвшиеся еще и превосходными торговцами, начали селиться везде, куда могли прибыть, и начали вносить значительный вклад в дальнейшее существование многих народов и стран. И мы в нашей работе старались рассмотреть то, как эти люди воспитывались, чтобы становиться такими: смелыми, отважными, славными, умными, верными и в то же время прагматичными.
Для того чтобы представить себе историческое прошлое какого-либо народа, недостаточно изучения лишь политической и экономической составляющих их истории, важна также реконструкция жизни и быта людей изучаемого нами периода. Значительное место в жизни людей всегда занимали семейные отношения. От того, в какой семье родился и рос человек, зависело его будущее. А от того, каким образом этот индивид был воспитан в странах раннесредневековой Скандинавии, в каких условиях, с чьей помощью и с чьим покровительством, зависела вся его дальнейшая жизнь и деятельность, которой посвящено так много исторических исследований, а также художественных произведений - деятельность воина, викинга, или женщины, достойной представительницы своего рода.
Именно этим и обусловлен выбор темы - воспитание детей в скандинавском обществе IX-XII вв.
Разумеется, мы не можем говорить о «воспитании» в раннем средневековье, подразумевая то же значение и вкладывая тот же смысл, каким обладает это слово в наши дни. Сегодня термин «воспитание» означает в широком смысле - процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч.
специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.1 В русском языке слово «воспитание» является отглагольным существительным от слова «воспитать», и до конца XVII - начала XVIII в. этот глагол обладал лишь физическими значениями: «вскормить, взрастить». Только в начале XVIII в. в процессе постепенной трансформации основ русской культуры термин «воспитать» приобретает переносное значение «стараться о чьем-либо образовании и умственном и нравственном развитии». Говоря о воспитании в Европе, следует отметить, что сам процесс воспитания в этом регионе устанавливался в эпоху Возрождения, когда постепенно обретала свою ценность человеческая личность.
Однако, слово «воспитание» обладает также более обобщенным значением, и мы можем рассматривать его как создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, группы и коллективы, семья, социальные институты. И для нас совершенно ясно, что воспитание как общественное явление возникло вместе с человеческим обществом и является характерным для него на всех этапах его развития. И здесь не становится исключением скандинавское общество в период раннего средневековья.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью охарактеризовать систему воспитания в Скандинавии, в которой некогда происходило становление индивида, и которая оказывала влияние на дальнейшие его действия и на развитие общества в целом. Режи Буайе в своей книге «Викинги. История и цивилизация» отмечает, что именно история скандинавской цивилизации может объяснить «появление феномена викингов как такового», обращая при этом внимание на то, что они были носителями прочно установившихся
ценностей и структур .Эти структуры передавались из поколения в поколение в процессе воспитания. И именно поэтому для нас интересно то, какова была система воспитания детей, которые в будущем должны были стать достойными взрослыми представителями своего народа, в данном обществе. На наш взгляд, только так мы сможем получить полное представление об эпохе викингов в целом.
Объектом исследования настоящей работы является семья раннесредневекового скандинавского общества.
Предмет исследования данной работы - традиции воспитания, характерные для скандинавского общества IX - XII в.
Цель работы - охарактеризовать особенности воспитания детей в обществе раннесредневековой Скандинавии (IX - XII в.).
В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:
1) Выяснить, каким образом правовое регулирование раннесредневекового скандинавского общества влияло на воспитание детей, какие у детей и взрослых в соответствии с этими законами возникали права и обязанности;
2) Выявить функции отца и матери в воспитании, а также изучить институт «воспитателей» и степень их участия в данном процессе;
3) Исследовать исландские скандинавские саги на предмет отражения в них общепринятых воспитательных механизмов и обнаружения «идеального» образа, к которому должен стремиться воспитанник;
4) Охарактеризовать этические и культурные основы воспитания ранеесредневекового скандинавского общества, заложенные в текстах эддических песен.
Хронологические рамки работы обусловлены целью и задачами исследования и охватывают период раннего средневековья с IX по XII вв. Данный период выбран по той причине, что именно тогда представители скандинавского общества производили интенсивную экспансию европейских территорий и начали активное взаимодействие с другими культурами. Нам важно понимать, что стоит у истоков этой экспансии и так называемой «эпохи викингов». Более ранний период не сохранил достоверных письменных исторических памятников, после XII века древнескандинавская культура как полноценный феномен исчезла под влиянием континентальной Европы.
Источниковая база. Если, в общем и целом, период IX - XII в. богат источниками об истории Европы и Скандинавии, что обусловлено интенсивным взаимодействием культур, становлением экономических связей, формированием новых торговых путей, а также большим количеством военных столкновений и завоевательных инициатив, то мы не располагаем широким пластом исторических источников, на которые могло бы опираться именно наше исследование относительно системы воспитания в Скандинавии. Наиболее известные источники европейского происхождения, относящиеся к нашему периоду, не обладают необходимой для данного исследования информацией. Так, например, «Англосаксонская хроника », которая представляет собой свод древнейших анналов по истории Англии, дает нам лишь краткую информацию о годах, в кои скандинавы организовывали свои набеги и разоряли территории местных жителей в попытках оставить их за собой. Сочинение франкского историка и хрониста Флодоарда «Анналы », также представляющее собой погодные записи наиболее важных событий, отражает весь ужас, какой могли вселить норманны в сердце церковного клирика, но совершенно не говорит об их быте и семейных взаимоотношениях. В данном источнике мы видим лишь описания набегов и сражений. «История » Рихера Реймского - сочинение, представленное в четырех книгах, подробно рассказывает о перипетиях развития династии Каролингов и их столкновениях с норманнами, но снова мы не встречаем данных, интересующих нас.
Для того, чтобы понять, какие традиции, нормы и правила влияли на воспитание детей в раннесредневековой Скандинавии, нам необходимо обратиться к источникам скандинавского происхождения. Основными источниками, на которые мы опирались, стали древнескандинавские законы (закон «Вестгёталаг, закон «Гуталаг», «Законы Гулатинга» и «Законы Фростатинга»), скандинавские саги, а также «Старшая эдда».
«Гуталаг » - судебник, действовавший на острове Готланд в средние века. Сохранился в четырех рукописях, на древнегутском, датском и немецком языках. «Гуталаг» представляет собой сложный по составу правовой памятник, формировавшийся долгое время и содержащий нормы разного возраста. Нас в данном своде законодательных статей интересуют, разумеется, статьи, имеющие отношения к детям и их взаимоотношениях с миром взрослым. Также примечательно, что этот свод законов содержит главу «О детях», которая и посвящена самым маленьким представителям скандинавского общества. В его основе лежала устная традиция. О датировке записи «Гуталага» есть разные мнения. Скорее всего, это произошло еще до 1285 г. Перевод с древнегутского на русский язык выполнен Г. Э. Александренковым, примечания написаны К. Ю. Шлютером, Э. Вессеном и автором перевода.
«Вестгёталаг » - один из древнейших шведских областных законов. Этот свод в наименьшей мере подвергся огромным нововведениям XIII в. Он делится на 14 разделов, многие из которых содержат статьи, касающиеся детей, их воспитания и получения ими наследства, и именно по этой причине данный свод законов вызывает наш интерес. Старшая редакция сохранилась в единственной рукописи, которая содержит не только текст, но и заметки, сделанные разными людьми в разное время. Перевод со старошведского на русский язык выполнен А. В. Фоменковой, примечания написаны К. Ю. Шлютером, Э. Вессеном, О. Хольмбеком и автором перевода.
В «Законах Гулатинга » и «Законах Фростатинга» закреплены нормы и правила, в соответствии с которыми проходила жизнь скандинавской общины. Оба источника подразделяются на 11 книг и насчитывают более трехсот пунктов, каждый из которых был необходим для регулирования определенной сферы жизни. Для нас законы в первую очередь важны по той причине, что и права, и обязанности детей упоминаются в них. Соответственно, в формате общественной жизни, законы представляют для нас источник общественного воспитания и являются регулятором норм и источником правил поведения детей, а также правил обращения с ними.
Скандинавские саги, записанные Снорри Стурлусоном в «Круге земном », наполняют наши довольно скупые сведения деталями и показывают основные механизмы воспитания, характерные для скандинавов. Особое внимание саги привлекают по той причине, сколько всего они могут рассказать нам об институте «воспитателей». Также важно понимать, что саги содержат сюжеты о жизни выдающихся личностей, которые были лучшими в своем роде и достойнейшими представителями своих семей. Саги были записаны только с пришествием христианства в Исландию и ранее передавались из уст в уста. Идеальный образ, который мы можем увидеть в сагах, также был, на наш взгляд, одним из моментов, влиявших на воспитание будущих мужчин и женщин.
«Старшая Эдда » - источник, в полной мере отражающий этические и культурные нормы, характерные для скандинавского общества. Несмотря на то, что все записанные речи наполнены мифологическими сюжетами, большинство из них носит наставительный характер. Каждый эддический стих здесь - это мудрость, которой полноценный член общества не мог пренебрегать, если хотел прослыть щедрым, гостеприимным и умным человеком. Эти и другие качества были крайне важны, о чем мы подробно говорим в нашей работе.
Историография. Историографические исследования по проблеме воспитания в раннесредневековом скандинавском обществе нами выявлены не были. Однако, нам известны труды историков, которые изучали проблему детства в раннесредневековой Скандинавии, посвящали подробные работы бытовым условиям и межличностным взаимоотношениям членов скандинавского общества, а также изучали историю цивилизации викингов в целом. И именно на эти труды мы опирались в своей работе.
Особый интерес для нас имеет статься А. А. Сванидзе «Дети и детство в сагах ». Основываясь на материалах саг, автор подробно исследует проблемы во взаимоотношениях между детьми и взрослыми, а также детство и условия, в которых этот период жизни проходил. Не менее важна монография А.А. Сванидзе «Викинги. Люди саги: жизнь и нравы ». Данный труд не сфокусирован исключительно на детях, однако представляет для нас ценность, поскольку автор здесь исследует такой важный для нас аспект общественной жизни, как внутрисемейные взаимоотношения, особенности создания семьи, отношения между детьми и родителями, а также рассматривается фигура воспитателя.
Также для исследования традиций, семейного быта и жизненных реалий скандинавского общества была крайне полезна книга Наталии Будур «Повседневная жизнь викингов IX - XI века ». Данный труд посвящен исследованию истории повседневности жителей раннесредневековой Скандинавии. Для нас важно, что обозначенный период соответствует нашим хронологическим рамкам и, в некоторых аспектах, затрагивает выбранную нами тему.
Фрэнсис и Джозеф Гис в своем труде «Брак и семья в средние века » подробно раскрывают особенности заключения брачных союзов и семейной жизни на территории Западной Европы в период средневековья. Упоминаются некоторые общие моменты, характерные для отношения взрослых к детям в германских племенах. Однако непосредственно тема детей не раскрывается широко.
Филипп Арьес в монографии «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке » рассматривает феномен детства и его открытие в Средневековой Западной Европе. В данном труде рассматриваются этапы «открытия» детства и отражение этих этапов в искусстве. Для нас интересны и заключения автора о существовании двух вариантов восприятия детства во взрослом обществе, хотя здесь и не затрагивается общество викингов.
Арон Гуревич в труде «Индивид и социум на средневековом Западе » уделяет один из параграфов главы «От рождения до смерти» детству, ставя под вопрос его существование в этот период. Для нас значимо, что автор обращается к некоторым скандинавским эпизодам, связанным с жизнью детей, а также оспаривает заключение представленного выше автора, Филиппа Арьеса, о том, что детства не существовало, как и не существовало даже слова «ребенок».
Для представления более полноценной картины о жизни общества, в котором происходил процесс воспитания, в нашей работе мы также опирались на труды таких исследователей цивилизации викингов как А.Я. Гуревич , М.И. Стеблин-Каменский , Т.Н. Джаксон Р. Буайе и др.
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников и литературы.
В первой главе раскрываются правовые и социальные основы системы воспитания в Скандинавии, исследуемые на базе скандинавских областных законов и саг. В первую очередь нас интересуют правовые нормы, регулирующие жизнь детей в скандинавском обществе. Далее мы рассматриваем роль отца, матери и воспитателя в становлении личности индивида.
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена изучению влияния на процесс воспитания традиций и системы ценностей общества. В качестве источника использованы саги, но в данном случае не с целью изучения бытовой составляющей, а с целью выявления идеальных образов, которые формировали восприятие индивида. Эддические песни, содержащие в своих текстах множество примеров и наставлений, рассмотрены в качестве пути внедрения этических основ поведения.
В заключении представлен вывод, сделанный на основе всей работы, и обобщены результаты исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детство - это период, который есть у людей всех эпох и народов, в силу мышления, которым одарен ребенок, у которое пропадает у взрослого. Детство - это основа, опираясь на которую индивид проживает всю свою остальную жизнь. А воспитание - это то, что в эту основу вкладывается и придает ей форму. Воспитание отвечает за формирование личности, взглядов на мир и типа мышления. Поскольку скандинавы в IX-XII вв. оказали значительное влияние на развитие мировой истории, мы считаем важным понимать, что двигало этими людьми. Благодаря работе по выявлению воспитательных компонентов, характерных для раннесредневекового скандинавского общества, можно лучше понять принципы воспитания в обществе викингов.
В рамках данного исследования мы ставили перед собой несколько задач, для выполнения которых мы обратились к таким Скандинавским источникам, как законы, саги и эддические песни. Исходя из всего исследованного, мы можем сделать ряд выводов:
1) В ходе изучения четырех Скандинавских законов мы выяснили роль правового регулирования в процессе воспитания, и можем заключить, что она была довольно значительна. Составленные крайне прагматичными по своей натуре людьми, все эти законы регулируют абсолютно все сферы общественной жизни, где могло потребоваться стороннее юридическое вмешательство, и в первую очередь они имеют отношение к семье. Поскольку семья представляла основную ячейку общества, а вся общественная жизнь осуществлялась в отношении различных родов, представителями которых следовало стать индивиду, право существовало и осуществлялось во имя семьи. Таким образом, в семье происходила не только первичная социализация - на базе семьи усваивались необходимые законодательные нормы, содержащие в себе права и обязанности детей с самого раннего их возраста. Мы видим, что дети часто несли ответственность за совершенные ими деяния, но также мы видим, что дети имели полное право на заботу, пищу и кров. Это отдельно выделяется в законах, и мы считаем это важным, поскольку индивид уже с детства становился полноценной частью своего общества, и закреплено это было юридически. Отсюда мы можем выделить значительную роль скандинавских правовых актов в процессе воспитания детей в раннесредневековой Скандинавии.
2) Роль и функции отца и матери в воспитании характеризуются рядом обязанностей, которые необходимо выполнять в быту, и определенными обязательствами, которым необходимо было следовать в обществе. Воспитатели брали на себя функции как образовательные (они отвечали за то, каким набором качеств должен был обладать в будущем ребенок, взятый ими на попечение), так и связующие (связь между представителями различных родов), и даже коммуникативные (отправление на воспитание ребенка в другую страну с целью урегулирования споров). Следует отметить, что особого акцента на воспитании детей не делалось, оно происходило своим чередом и базировалось преимущественно на примерах старших, которым в дальнейшем и должен был подражать ребенок. Детство было периодом недолгим, для подрастающего индивида крайне важно было скорее стать взрослым, потому самостоятельность с ранних лет поощрялась, что особенно ярко мы видим на примере саг, где мальчики с ранних лет принимают ответственные решения, уходят в походы и совершают великие подвиги. К концу детства, дети уже должны были быть наполнены всеми необходимыми в жизни знаниями, умениями и навыками и обладать всеми важными качествами, которые видели в людях, воспитывающих их.
3) Исследование исландских саг на предмет отражения в них общепринятых воспитательных механизмов и обнаружения «идеального» образа, к которому должен стремиться воспитанник дало нам возможность обратиться к сагам как к источнику литературному. В наши дни литература также является одним из компонентов воспитания, в которой содержатся положительные персонажи и сюжеты, которые должны влиять на формирование мировоззрения детей и развитие их мышления в нужном русле. Саги, очевидно, были необходимы для восприятия подрастающим поколением, поскольку с их помощью усвоение общепринятых норм и правил на запоминающихся и ярких примерах должно было происходить быстрее и лучше. Под влиянием идеальных образов девочки вырастали сильными, достойными и красивыми девушками, а мальчики - ответственными, красивыми, мудрыми, славными и способными на все дела юношами, готовыми прославить свой род.
4) Неотъемлемая часть этических и культурных основ воспитания цивилизации викингов содержится в текстах эддических песен. Изученные нами песни о богах представляют собой обобщенные примеры и сюжеты, в которых описаны не законодательные или правовые, а бытовые нормы поведения, такие как правила общения, законы гостеприимства и даже меры предосторожности. Все необходимые советы и предупреждения содержатся здесь, и тогда, возможно, достаточно было следовать им, чтобы стать достойным человеком.
В качестве перспективы дальнейшего исследования проблемы воспитания детей в средневековом скандинавском обществе было бы интересно обратиться к вопросу о том, как происходил процесс воспитания девочек, поскольку в изученных нами источниках мы с довольно большим трудом находили значимые примеры. На наш взгляд, изучение процесса воспитания девочек способствовало бы и дальнейшим исследованиям роли женщины в скандинавском обществе и прояснило бы окончательно все вопросы о том, были ли эти девы воительницами и участниками викингских походов.


1. Вестгёталаг. // Из ранней истории шведского народа и государства: первые описания и законы. / Отв. ред. и сост. А.А. Сванидзе. - М.: РГГУ, 1999. 334 стр. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://ulfdalir.narod.ru/sources/Iceland-Scandinavia/Gutalag/gutalag.htm (Дата обращения - 11.04.2019)
2. Гуталаг. // Из ранней истории шведского народа и государства: первые
описания и законы. / Отв. ред. и сост. А.А. Сванидзе. - М.: РГГУ, 1999. 334 стр. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://ulfdalir.narod.ru/sources/Iceland-Scandinavia/Westgotalag/westgotalag.htm (Дата обращения - 11.04.2019).
3. Gulathing // THE EARLIEST NORWEGIAN LAWS / Translated from the Old Norwegian by LAURENCE M. LARSON. - Colambia.: COLUMBIA UNIVERSITY PRESS, 1935. - 455 c. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.twirpx.com/private/files-downloaded (Дата обращения - 18.02.19)
4. Frostathing // THE EARLIEST NORWEGIAN LAWS / Translated from the Old Norwegian by LAURENCE M. LARSON. - Colambia.: COLUMBIA UNIVERSITY PRESS, 1935. - 455 c. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.twirpx.com/private/files-downloaded (Дата обращения - 18.02.19)
5. Сага об Инглингах // Снорри Стурлусон. Круг Земной / Отв. редактор: М. Стеблин-Каменский. - М.: Издательство «Наука», 1980. - 687 с.
6. Сага об Олаве Святом // Снорри Стурлусон. Круг Земной / Отв. редактор: М. Стеблин-Каменский. - М.: Издательство «Наука», 1980. - 687 с.
7. Сага об Олаве сыне Трюггви // Снорри Стурлусон. Круг Земной / Отв. редактор: М. Стеблин-Каменский. - М.: Издательство «Наука», 1980. - 687 с.
8. Сага о Хаконе Добром // Снорри Стурлусон. Круг Земной / Отв. редактор: М. Стеблин-Каменский. - М.: Издательство «Наука», 1980. - 687 с.
9. Сага о Хальвдане Черном // Снорри Стурлусон. Круг Земной / Отв. редактор: М. Стеблин-Каменский. - М.: Издательство «Наука», 1980. - 687 с.
10. Сага о Харальде Прекрасноволосом // Снорри Стурлусон. Круг Земной / Отв. редактор: М. Стеблин-Каменский. - М.: Издательство «Наука», 1980. - 687 с.
11. Речи Вафтруднира // Гуревич А. Я. Старшая Эдда / Беовульф. Старшая
Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: Издательство "Художественная
литература", 1975. - 751 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fbit.ru/free/myth/texty/sedda/home.htm (Дата обращения - 18.02.19).
12. Речи Высокого // Гуревич А. Я. Старшая Эдда / Беовульф. Старшая
Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: Издательство "Художественная
литература", 1975. - 751 с.[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.fbit.ru/free/myth/texty/sedda/home.htm (Дата обращения - 18.02.19).
13. Речи Гримнира. О сыновьях конунга Храудунга // Гуревич А. Я.
Старшая Эдда / Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: Издательство "Художественная литература", 1975. - 751 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fbit.ru/free/myth/texty/sedda/home.htm
(Дата обращения - 18.02.19).
14. Перебранка Локи // Гуревич А. Я. Старшая Эдда / Беовульф. Старшая
Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: Издательство "Художественная
литература", 1975. - 751 с.[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.fbit.ru/free/myth/texty/sedda/home.htm (Дата обращения - 18.02.19).
15. Песнь о Харбарде // Гуревич А. Я. Старшая Эдда / Беовульф. Старшая
Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: Издательство "Художественная
литература", 1975. - 751 с.[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.fbit.ru/free/myth/texty/sedda/home.htm (Дата обращения - 18.02.19).
Литература:
16. Адмони В.Г. «Песнь о нибелунгах» - ее истоки и ее художественная стуктура // Песнь о Нибелунгах (Серия «Литературные памятники»). - Л.: Наука, 1972.
17. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке [Текст] / Пер. с франц. Я.Ю. Старцева при уч. В.А. Бабинцева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - 416 с.
18. Буайе, Р. Викинги: История и цивилизация. / Пер. с франц. Некрасов М. Ю. СПб.: Евразия, 2010. - 416 с..
19. Будур, Н. Повседневная жизнь викингов IX-XII века [Текст] / Наталия Будур. М. - АО «Молодая гвардия», 2007. - 416 с.
20. Гис Ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века [Текст] / Пер. с англ - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 384 с.
21. Губанов, И.Б. Исландские родовые саги как источник по истории культуры и общества Древней Скандинавии. Исследования, тексты и переводы / И.Б. Губанов. - СПб., 2016. - 230 с.
22. Гуревич, А.Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги /А.Я. Гуревич. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 352 с.
23. Гуревич, А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе /А.Я. Гуревич. - М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 424 с.
24. Гуревич, А.Я. История и сага. М.: Наука, 1972. - 202 с.
25. Гуревич, А.Я. Старшая Эдда (вступительная статья) / Средневековый героический эпос германских народов. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах т. 9. / Пер. В.Тихомирова, А.Корсуна, Ю.Корнеева. - М.: Художественная литература, 1975. - 770 с.
26. Гуревич, А.Я. Эдда и сага. /А.Я. Гуревич. - М.: Наука, 1979. - 192 с.
27. Джаксон Т. Н. Скандинавия: боги и герои. - Тверь: Мартин, Полина,
1996. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://norse.ulver.com/artides/jackson/scandinavia.html (Дата обращения - 18.02.19)
28. Джаксон, Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси: Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X - первой половины XI в М.: Языки русской культуры, 2000. - 190 с.
29. Жирмунским" В.М. Народный героическим эпос. Сравнительно- исторические очерки. - М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - 435с.
30. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psychology.academic.ru/348 (Дата обращения - 11.04.2019)
31. Королев, К. Скандинавская мифология / К.Королев. - М.: Эксмо-СПб.: Мидгард, 2007. - с. 590,
32. Мелетинскии Е. Эдда и ранние формы эпоса. - М.: Наука, 1968. - 367с.
33. Мелетинский, Е.М. Исландские саги. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1983-1994.Т. 2. - 1984. - 647 с.
34. Новикова Г.Л. Скандинавские языческие культы на территории Древней Руси (Культовые предметы: типология и хронология): автореф. дисс. канд. истор. наук. - Москва, 1992. - 25с.
35. Сванидзе, А.А. Дети и детство в сагах [Текст]/ А.А. Сванидзе, под ред. Л.П. Репиной // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М.: ИМИ РАН,
2006. - 343 с.
36. Сванидзе, А.А. Викинги. Люди саги: жизнь и нравы [Текст] / Аделаида Анатольевна Сванидзе. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 800с.
37. Смирницкая, О.А. Корни Иггдрасиля - Корни Иггдрасиля / О.А. Смирницкая. - М.: Терра, 1997. - 640 с.
38. Стеблин-Каменский, М.И. Исландская родовая сага // Романогерманская филология / Сб.ст. в честь В.Ф.Шиммарева. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. - 295 с.
39. Стеблин-Каменский, М.И. Круг земной / Изд. подг. А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. - М.: Наука, 1980. - 691 с.
40. Стеблин-Каменский, М.И. Культура Исландии / М.И. Стеблин- Каменский. - Л.: Наука, 1967. - 182 с.
41. Стеблин-Каменский, М.И. Мир саги. Становление литературы / М.И. Стеблин-Каменский. - Л.: Наука, 1984. - 246 с.
42. Стеблин-Каменский, М.И. Миф / М.И. Стеблин-Каменский. - Л.: Ленинградское отделение изд-ва Наука, 1976. - 104 с.
43. Стеблин-Каменский, М.И. Поэзия скальдов / Изд. подг. С.В. Петров, М.И. Стеблин-Каменский. - СПб.: Наука, 2004. - 184 с.
44. Торстейнссон, Б. Исландские саги и историческая действительность // пер. А. Ханнибалссона. Скандинавский сборник №3, Таллин, 1958 - 350 с.
167 Новикова Г.Л. Скандинавские языческие культы на территории Древней Руси

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ