Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое воспитание в системе работы современной школы

Работа №38731

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Понятие, формы и методы правового воспитания 8
1.2. Особенности правового воспитания современной школы 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 33
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 38
3.1. Особенности функционирования системы правового воспитания на современном этапе 38
3.2. Формирование правового сознания и правовой культуры у школьников 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

Актуальность данной темы связана с тем, что одна из задач образования — снабдить молодое поколение теми знаниями, ключевыми компетенциями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни. Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может определить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Чем раньше начинается процесс формирования правосознания, тем больше шансов, что возникнет общество, которое не допустит нарушения закона, в котором нормы права станут основанием поведения, а не условием действия. Его цель - ввести учащихся общеобразовательных школ в правовое пространство Российской Федерации, сформировать мотивационную готовность к изучению права. Школьники должны прийти к пониманию роли закона в современном обществе, уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи.
Большое количество международных документов свидетельствует о том, что права детей - есть высшая ценность для развития государственности и общества в целом. К таким правовым документам, отражающие права ребенка, воспитания толерантности, независимости, ненасилия относятся: Декларация прав человека , Конвенция о правах ребенка , Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей , Декларация принципов толерантности , Декларация о культуре мира .
В Рекомендациях Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры «О воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира, в духе уважения прав человека и
основных свобод» отражены цели, задачи, содержание и принципы воспитания в духе прав человека, основных свобод.
В российских нормативных актах: ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года отмечены важность правового воспитания подрастающего поколения.
В концепции структуры и содержания правового образования в школе до 2020 года выделено, что правовое просвещение является целенаправленным и систематическим процессом, направленным на формирование и повышение «правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства» .
Таким образом, правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных структур по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.
Необходимо организовать правовое воспитание, потому что правильная организация требует определенных навыков и знаний в области права у педагогов и классных руководителей, а также освоение на практике методов и форм организации правового воспитания.
Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание старших школьников. Праву принадлежит особое место в образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия направленные на правовое воспитание личности оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.
Необходимость организации правового воспитания школьников обусловлена развитием правового государства, существование которой немыслимо без соответствующего уровня правовой воспитанности ее граждан, трансформацией правовой системы, необходимостью преодоления правового нигилизма и правовой неграмотности.
Все это определяет актуальность исследования.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, В.Н.Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, Е.Н.Трубецкого. Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы таких ученых, как В.В. Головченко, Г.А. Голубева, С.Н. Кожевникова, В.П. Федорина.
Противоречие исследования: заключается между необходимостью осуществления правового воспитания со школьниками в общеобразовательных организациях и недостаточной разработанностью процесса организации правового воспитания в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: как организовать правовое воспитание старших школьников в общеобразовательной организации?
Объект исследования: процесс правового воспитания школьников.
Предмет исследования: организация правового воспитания старших школьников в школе.
Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по организации правового воспитания старших школьников в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, организация правового воспитания старших школьников в общеобразовательной организации будет успешна, если будут разнообразные формы (экскурсии, правовые беседы, наглядная агитация, семинар, научная неделя, круглый стол, проект, правовые беседы, вечера встреч и тематические вечера, обсуждение книг, проекты), методы организации правового воспитания (приказ, распоряжение, круглый стол, конкурсы)и будет разработан комплекс мероприятий для старших школьников по данному вопросу.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего школьного возраста.
2. Проанализировать понятие «правовое воспитание», рассмотреть цель и задачи.
3. Рассмотреть этапы организации правового воспитания старших школьников в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать работу образовательной организации по правовому воспитанию детей старшего школьного возраста.
5. Провести диагностику уровня правовой воспитанности старших школьников в образовательной организации.
Методы исследования:
- теоретические — анализ, сравнение, обобщение;
- эмпирические — анкетирование, беседа, опрос, анализ документов, обработка данных.
Источниковой базой выступили научные труды в области педагогики и психологии, нормативно-правовая база правового воспитания и обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в формировании правовой культуры и правосознания у подростков в процессе правового воспитания на современном этапе.
Практическая значимость представленной работы обусловлена возможностью и целесообразностью использования ее результатов в научно - исследовательской деятельности при осуществлении дальнейших исследований в области правового воспитания. При этом предлагаемые в работе выводы по осуществлению правовоспитательной деятельности во многом могут способствовать разработке соответствующих правовоспитательных методик и технологий. Материалы настоящего исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий по обществознанию.
База исследования: МОУ СОШ №141 г. Казани.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Правовое воспитание —это целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня усвоения знаний принципов и норм права.
Основной целью правового воспитания является целенаправленное постоянное воздействие на человека с целью формирования у него правовой культуры и активного правомерного поведения.
Задачи правового воспитания: повышение авторитета закона; устойчивое правомерное поведение всех граждан; формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания; формирование правовой культуры; воспитание чувства ответственности за свои действия перед обществом и государством.
Этапы организации правового воспитания: организационно
подготовительный; мотивационно-деятельностный; рефлексия.
Методы организации правового воспитания: организационно
административные методы (приказы, распоряжения, оперативные указания); психолого-педагогические методы (конференции, круглый стол, благодарственные письма, грамоты), социально-экономические методы (финансовое поощрение, платные дополнительные услуги, аттестация педагогов, предоставление дополнительных отпусков).
В школе организовываются: экскурсии, правовые беседы, кино,
тематические вечера, обсуждение книг и статей, но отдельного направления воспитательной системы в общеобразовательной организации нет, что говорит о том, что как эффективно организовать правовое воспитание в школе не предусмотрено, нет определенных мероприятий, которые могут использоваться со старшими подростками, а так же не разработана организация по привлечению старших школьников для повышения уровня правовой воспитанности. Самый основной минус организации правового воспитания в школе — это то, что нет четко спланированных мероприятий, все проводятся хаотично. Возможно, данная хаотичность происходит из-за отсутствия завуча по правовому воспитанию, а это для правильной организации правового воспитания очень важно.
Следовательно, отсюда и вытекает проблема в организации правового воспитания старшеклассников в школе.
По полученным данным из нашей диагностики следует, что у старшеклассников уровень правовых знаний находится на низком уровне в связи с не до конца изученной темой в правовой области, не пониманием некоторых терминов и незнанием определенных правовых законов. Но подростки желают изучать право более глубоко с помощью видеоматериалов и игровой формы.
Для поднятия выявленного уровня можно использовать личную беседу, взаимодействие, коллективно-групповые занятия и творческие задания.
На основании низкого уровня правовых знаний и правовой воспитанности у старшеклассников, мы разработали комплекс мероприятий, который будет направлен на более глубокое изучение темы с подростками, а также комплекс мероприятий для повышения уровня мотивационного аспекта педагогов по организации правового воспитания.
Комплекс мероприятий по организации правового воспитания старшеклассников включает в себя: тематический вечер «Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам», круглый стол «Я имею право», научную неделю «Право», беседа «Твой вариант Декларации прав человека», наглядную агитацию «Не делай этого!», правовую беседу«Социальные нормы и ассоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)», круглый стол «Закон и порядок», дискуссию «Необходимость знания правовой культуры», викторину «Закон и совесть».
Для преподавателей были также разработаны мероприятия: семинарпрактикум «Повышение учебной мотивации учащихся», круглый стол «Потребности и мотивация труда педагога», районный конкурс «Самый классный — классный», районный конкурс «Профессия — учитель».
В процессе практики удалось апробировать некоторые мероприятия, а именно тематический вечер и правовую беседу. Оба занятия прошли достаточно успешно и плодотворно, но все-таки тематический вечер и правовая беседа не могут дать отличного результата, а это значит, что полный анализ изменения полученного первичного результата можно измерить повторно только после полной апробации комплекса мероприятий.
Результаты контрольного этапа показали следующие результаты:
На когнитивном компоненте старшеклассники характеризуются полным объемом сформированности правовых знаний, имеется устойчивый интерес к правовой информации, полностью сформированы понимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении норм права.
На эмоциональном уровне старшеклассники стали стремиться осознанно к самообразованию в области правовой воспитанности, осознание прав и обязанностей как ценности, добровольное и сознательное исполнение правовых предписаний.
На деятельностном уровне — умением осознанно и объективно анализировать, контролировать свои действия и поведение, прогнозировать свою деятельность с учетом правовых предписаний.
Таким образом, разработанные мероприятия оказались эффективности в правовой воспитанности школьников.
Нами разработаны методические рекомендации в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996- р совместно с Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».
Рекомендации направлены на оказание информационной и методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, муниципальным органам управления образованием, руководителям образовательных организаций в организации работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ