Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сербско-черногорские отношения в 1998 - 2016 гг

Работа №38723

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы109
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Отношения Сербии и Черногории в 1998 — 2003 годах 15
§ 1 Сербско-черногорские отношения в 1991 — 1998 15
§ 2 Отношения Сербии и Черногории в контексте косовской войны 1998 -
1999 гг 29
§ 3 Смена политического курса в Черногории 1999 - 2002 годы 37
Выводы по первой главе 49
Глава 2. Государственный Союз Сербии и Черногории 2003-2006 гг 51
§ 1 Переговорный процесс по устройству Государственного Союза Сербии и
Черногории 51
§ 2 Устройство Государственного Союза Сербии и Черногории 57
§ 3 Политическая борьба в Сербии и Черногории, по вопросу будущего
существования Государственного Союза 64
Выводы по второй главе 76
Глава 3. Независимость Черногории и дальнейшее развитие сербскочерногорских отношений 78
§ 1 Референдум о независимости Черногории и его последствия 78
§ 2 Сербско-черногорские отношения в контексте провозглашения
независимости Косово 2008 г 87
§ 3 Современное состояние сербско-черногорских отношений 2010 - 2016 гг. 92
Выводы по третьей главе 96
Заключение 98
Список источников и литературы


Актуальность диссертационного исследования обусловлена, во- первых, недостаточной изученностью на современном этапе взаимоотношений между Сербией и Черногорией. Во-вторых, отношения между двумя братскими народами прошли значительный этап становления. Несомненно, распад Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) сулил большие перемены во взаимоотношениях между двумя странами. Нарастание интенсивности и ожесточенности конфликтов на Балканах, особенно во время бомбардировок НАТО территории Союзной Республики Югославия привели к смене позиций черногорского руководства по отношению к будущему «Малой Югославии». В результате чего с 1998 года черногорская политическая элита меняет свой политической курс и при поддержке ЕС Черногории сначала удается изменить условия сотрудничества с Сербией в рамках СРЮ, а далее и вообще трансформировать Союзную Республику Югославию в Государственный Союз Сербии и Черногории. Но несмотря на то, что Сербия пошла на условия Черногории по сближению с Европейским Союзом, руководство Черногории продолжило проводить политику, направленную в первую очередь на обретение независимости от Сербии.
Черногория получила независимость 21 мая 2006 года в результате референдума, который был признан международным сообществом. Но с обретением независимости отношения Сербии и Черногории не нормализовались. Черногория 9 октября 2008 года официально признало независимость Косово, что привело к ухудшению взаимоотношений и высылке черногорского посла из Белграда. С течением времени и изменением политической ситуации на Балканах Сербия и Черногория перешли к сотрудничеству, но к сожалению сотрудничество оставалось на весьма низком уровне.
Объектом исследования в работе является процесс выстраивания взаимоотношений между бывшими Югославскими республиками, после распада Социалистической Федеративной Республики Югославия.
Предмет исследования содержание процессов формирования взаимоотношений между Сербией и Черногорий в 1998 - 2016 годах.
Цель диссертации: Выявить закономерности развития взаимоотношений Сербии и Черногории в 1998- 2016 годах.
Задачи:
1. проанализировать взаимоотношения Сербии и Черногории в составе Союзной Республики Югославия в период с 1998 - 2003 года
2. определить причины образования конфедеративного Государственного союза Сербии и Черногории в 2003 году;
3. выявить предпосылки выхода Черногории из Государственного Союза Сербии и Черногории в 2006 году;
4. определить роль внешних акторов в выстраивании отношений между Сербией и Черногорией в 2010 - 2016 годы;
Хронологические рамки данной работы определяются периодом с 1998 по 2016 гг. Выбор 1998 года обусловлен началом боевых действий в Косово, что привело к смене позиций черногорского руководства на безоговорочное сотрудничество с Сербией. Конченый год исследования определяется тем, что между Сербией и Черногорией наблюдалась снижение динамики межгосударственных встреч и переговоров, а также началом процесса вступления Черногории в НАТО. Специфика исследования предполагает некоторое расширение рамок, с целью восстановления исторической хронологии отношений двух республик после распада СФРЮ.
Обзоры источников и литературы.
Источники по изучаемой теме можно разделить на несколько групп. Первую группу источников составили нормативно правовые акты Социалистической Федеративной Республики Югославия, Союзной Республики Югославия, Государственного Союза Сербии и Черногории, а также нормативно-правовая база Республики Сербия и Республики Черногория. Особый научный интерес во взаимоотношениях Сербии и Черногории представляют межгосударственные договоры двух республик после провозглашения независимости Черногории.
Для описания структуры взаимодействия Сербии и Черногории в рамках Союзной Республики Югославия была использована - Конституция Союзной республики Югославия 1992 года. Данный источник позволил полностью осветить характер установленных связей между Сербией и Черногорией, полномочия Союзного Руководства, а также позволил выявить проблемные точки в отношениях двух республик.
Конституционная Хартия Государственного Союза Сербии и Черногории позволила составить целостное представление о структуре союза, а также нюансах выстраивания отношений между двумя республиками. Данный источник помог вскрыть основные противоречия между руководством Сербии и Черногории, а также определить роль Европейского союза в функционировании конфедеративного Союза Сербии и Черногории.
Конституции Сербии и Черногории 20 064 г. помогли определить вектор развития внешней и внутренней политик обеих стран, что дало нам возможность на основе текстов Конституций определить место и роль
отношений между двумя странами после провозглашения Черногорией независимости в 2006 году.
Белградское соглашение 2002 г подписанное между Сербией и Черногорией позволило выявить точки соприкосновения между двумя странами, поскольку подписание данного соглашения являлось компромиссным решением двух республик для начала переговорного процесса о будущей структуре Государственного Союза Сербии и Черногории. Помимо всего прочего, данное соглашение впервые документально подтвердило факт влияния ЕС на переговорный процесс между руководством Сербии и Черногории.
Вторую группу источников составили программные материалы и документы политических партий Сербии и Черногории . Программы партий позволили определить расстановку сил в Парламентах Сербии и Черногории по вопросам двустороннего сотрудничества, необходимости получения независимости, а также о видении политического курса в Сербии и в Черногории.
Третью группу составили двусторонние договоры Сербии и Черногории с 2006 по 2016 гг . позволили определить динамику установления межгосударственных отношений между странами по вопросам экономического, политического, социального и культурного взаимодействия.
В четвертую группу источников мы отнесли ежегодные отчеты по сербо-черногорской проблематике международных организаций. Для освещения влияния Косовской проблемы в отношениях Сербии и Черногории были использованы резолюции Совета Безопасности ООН за 1999 и 2008 гг.
Пятую группу источников составили международные документы по балканской проблематике изданные в сборниках «Югославский кризис и Россия: документы, факты комментарии (1990-1993) , «Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей Югославии». Особое место среди сборников документов занимает сборник «Югославия в огне: документы факты комментарии». Вышеупомянутые сборники документов позволили выявить тенденции развития политической системы СРЮ, а также определить роль Сербии и Черногории в этой системе. Помимо документов в вышеупомянутых сборниках присутствовали комментарии к каждому документу от лица главного редактора сборников Е.Ю. Гуськовой.
Шестую группу источников составил. Для написания работы использовались воспоминания, собранные в сборнике «Сербия о себе» . Сборник представляет собой воспоминания видных политических деятелей Сербии. В сборнике подробно освещаются события распада СФРЮ, образование СРЮ, бомбардировки НАТО Союзной Республики Югославия. Так же в сборнике от лица свидетелей происходивших событий дается оценка работы Правительства Сербии и Правительства Союзной Республики Югославия. Так же для написания работы использовались мемуары экс- прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии Карлы Дель Понте . В своей книге автор рассказывает не только о ходе следствия, поиске преступников и передаче их под суд, но и автор дает подробное описание характера сотрудничества Сербии и Черногории с комиссарами трибунала по вопросам выдаче суду преступников.
Что касается историографического обзора, отметим, что литература по истории Югославского кризиса достаточно многообразна. К сожалению, проблематике взаимоотношений Сербии и Черногории не уделено достаточного внимания. В целом литературу по взаимоотношениям Сербии и Черногории в рассматриваемый период можно разделить на 3 группы.
Первую группу составили работы российских авторов. В первую очередь стоит отметить работы одного из крупнейших исследователей балканского региона Елену Юрьевну Гуськову. Для написания работы было использовано большое количество книг Елены Юрьевны. В частности, были использованы книги «Агрессия НАТО против Югославии в 1999 г. и процесс мирного урегулирования» , «Сербская государственность в конце XX - начале ХХ вв. от идеи югославизма к идее сербства» , «Изучение современной сербской истории в России» , «Балканский кризис международное право на службе бесправия» , «Сербский гамбит. Балканский кризис - глазами геополитика и очевидца» , «Балканские дороги и шальное бездорожье. Взгляд русского историка» и другие. Данные работы позволили составить полное представление о нюансах геополитической игре на Балканах, роли Косовского конфликта во взаимоотношениях Сербии и Черногории.
Так же крупными исследованиями по сербско-черногорской проблематики можно назвать ряд диссертационных исследований. В работе Натальи Александровны Докучаевой «Формирование суверенного государства и гражданского общества в Черногории во второй половине 1990-ых - 2000-е гг.» дается полное представление о выстраивании политической линии черногорского руководства по вопросу сотрудничества с Сербией. Так же автор предпринимает попытку определить роль Мило Джукановича в процессе обретения Черногорией независимости. В работе Ирины Андреевны Мирич «Политические процессы в переходных обществах: опыт национального строительства в Черногории» дает полный анализ формирования черногорской государственности, а также дает исторический экскурс по основным вехам истории Черногории.
Дополнительно стоит выделить диссертацию Светланы Святозаровны Янич «Методы формирования сценариев развития сложных социально-экономических систем их использование при выборе стратегических управленческих решений (на примере развития Сербии и Черногории)» . В работе путем использования сложного экономического моделирования дается прогноз на дальнейшее развитии Сербии и Черногории, а также отношений между двумя республиками.
Для характеристики историографического обзора данной работы стоит также отметить ряд работы по изучению Балканского пространства в целом. Работа Елены Георгиевны Пономаревой «Новые государства на Балканах» позволили нам выявить тенденции развития взаимоотношений между бывшими югославскими республиками.
Вторую группу составили работы авторов из западных стран. Здесь стоит отметить работы крупнейшего западного исследователя Балканского региона К. Моррисона. Для написания были использованы его книги «Черногория - оценки пятилетней независимости» , «Современная история Черногории» , «Черногория и Косовский кризис» , «Политическая жизнь Мило Джукановича» . Данные работы позволили нам проанализировать взгляд профессора Кембриджского университета на проблемы в отношениях Сербии и Черногории. Так же в работах дается превосходный анализ основных политических сил и действующих лиц Сербии и Черногории. Помимо Моррисона проблематику отношений Сербии и Черногории рассматривали Б. Андерсон , Фл. Бибер , Т. Галахер . Что касается зарубежной литературы, то можно сказать, что авторы отражают западный взгляд на проблему отношений Сербии и Черногории. Работать с данными книгами пришлось с особой аккуратностью, постоянно подвергая критике мнения вышеупомянутых авторов. Главным отличием, от Российских авторов является позиция в положительном влиянии Европейского Сообщества на диалог между Белградом и Подгорицей, но при этом авторы опускают, тот факт, что вмешательство Европейского Союза в переговорный процесс не только усугубило противоречия между Белградом и Подгорицей, но и способствовало появлению новых противоречий между руководителями обеих стран.
Третью группу составили работы на сербском языке. Из сербских и черногорских исследователей можно выделить работы С. Растодера, З. Андриашевича , а также многочисленные работы М. Поповича. В данных работах сербских и черногорских авторов дается оценка деятельности правительств двух стран, а также дается разъяснение роли Союзных структур в отношениях Белграда и Подгорицы.
Научная новизна заключается в том, что на основе комплексного анализа источников и литературы впервые было осуществлено комплексное исследование отношений Сербии и Черногории в конце XX начале XXI веков.
Теоретико-методологическая основа исследования.
В ходе написания работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: анализ, сравнение,
дедукция и индукция. Также в работе были использованы следующие исторические методы исследования: историко
типологический, историко-системный, историко-сравнительный и историкогенетический.
Историко-типологический метод предполагает распределение объектов на однородные классы или группы, которые имеют свои общие черты. В рамках историко-сравнительный метода удалось выявить хронологию исторических событий. Историко-системный метод помог рассматривать объект исследования как целостную историческую систему. Благодаря историко-генетическому методу получилось изучить этапы развития конкретных исторических явлений.
Методы сравнения, сопоставления и обобщения применялись при анализе реализации приоритетных направлений развития политических взглядов в Сербии и Черногории. Используя анализ и синтез, автор стремился раскрыть содержание влияния внешних акторов на становление отношений между Сербией и Черногорией после распада Государственного Союза Сербии и Черногории. Принцип системности позволил проанализировать место Сербии и Черногории во внешне политике США и ЕС на Балканах. С помощью логического подхода автору удалось определить оптимальную структуру изложения материала в хронологической последовательности, которая обеспечила возможность осуществить полный и объективный анализ политических и иных событий, наложивших свой отпечаток на характер и особенности взаимоотношений между Сербией и Черногорией.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе описывается история становления отношений Сербии и Черногории в рамках Союзной Республики Югославия через призму продолжавшихся боевых действий в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Такой подход в изучении проблемы был выбран по причине того, что продолжавшиеся боевые действия на бывшем пространстве СФРЮ, побудили политические силы Черногории к смене позиции по безоговорочному сотрудничеству с Сербией.
Во второй главе, раскрывается сущность Государственного Союза Сербии и Черногории. В главе дается полное описание структуры государственного образование, а также проводится анализ внутренней борьбы в Сербии и Черногории по вопросу целесообразности сохранения Союза двух республик.
В третьей главе дается анализ процесса обретению независимости Черногории и раскрываются его последствия. Помимо этого, в данной главе автор предпринял попытка обобщить все контакты между Республикой Сербия и Республикой Черногория с целью выделить тенденции развития отношений между двумя странами. Так же в данной главе автор
рассматривает сербо-черногорские отношения через призму складывающейся международной обстановки для того, чтобы показать какое влияние международная обстановка в период с 2010 по 2016 гг. оказывала на Сербию и Черногорию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение отношений между Сербией и Черногорией, является одним из важнейших аспектов истории развития постюгославского пространства. Изучение темы сербско-черногорских отношений позволяет ознакомится с основными тенденциями развития взаимоотношений не только между двумя странами, но и между двумя народами. Исследование проблемы дает возможность прийти к выводу, что столь многочисленные попытки сохранить союз двух братских народов столкнулись с желанием политического руководства Черногории к обретению независимости и началу своего пути к интеграции в структуры Европейского Сообщества и НАТО. Наиболее продуктивным этапом сотрудничества Сербии и Черногории является начальный этап существования Союзной Республики Югославия, а именно период с 1992 по 1998 год. В этот политическое руководство Сербии и Черногории пыталось совместными усилиями вывести СРЮ из кризисного положения. Осложнило ситуацию война в Косово и настоятельное вмешательство ЕС и НАТО, что привело не только к бомбардировкам НАТО СРЮ, но и смене позиций руководителей Черногории по сотрудничеству с Сербией.
После окончания бомбардировок НАТО черногорское руководство во главе с Президентом Мило Джукановичем объявило о желании обрести независимость с целью интеграции в структуры ЕС. В ответ на это сербское руководство, влияние в котором продолжал сохранять Президент СРЮ Слободан Милошевич, начало переговорный процесс с целью снятия напряженности в отношениях двух братских республик. Союзное правительство пошло на уступки и внесло изменения в Конституцию, которые привели на выборах 2000 г. к падению режима Милошевича, увеличению роста влияния структур ЕС на переговорный процесс и трансформации Союзной Республики Югославия в Государственный Союз Сербии и Черногории.
Проанализированная источниковая база по взаимоотношениям Сербии и Черногории в рассматриваемый период позволила полностью осветить картину отношений между двумя странами, а также выявить причины ухудшения отношений.
Был проведен анализ сербско-черногорских отношений в период с 1998 - 2003 г. что позволило определить тенденции развития политического диалога между Белградом и Подгорицей по вопросу продолжения сотрудничества в рамках Союзной Республики Югославия. С целью представления полной картины складывания политических предпочтений основных партий в Сербии и Черногории, хронологические рамки были сознательно расширены автором, что позволило составить полную картину и расклад политических сил в Сербии и Черногории.
Комплексный подход к изучению отношений Сербии и Черногории позволил выявить причины образования Государственного Союза Сербии и Черногории. Так же в работе была полностью представлена структура союза государств, а также описаны его функции.
Во второй главе были выявлены предпосылки выхода Черногории из Государственного Союза Сербии и Черногории. Так же был применен сопоставительный анализ политики черногорского руководства и влияния на нее Европейского Сообщества. Безусловно, роль ЕС и стран НАТО в проведении внешней политики Черногории была высока, об этом говорит тот факт, что в мае 2016 года был подписан протокол о вступлении Черногории в НАТО и это еще более отдалило Сербию и Черногорию в своих взаимоотношениях.
Проведя анализ межгосударственных отношения Республики Сербия и Республики Черногория в период с 2010 по 2016 год, мы можем свидетельствовать, что после оформления нормативно-правовой базы межгосударственных отношений наблюдается резкий спад двусторонних контактов. Это было вызвано, прежде всего, тем что Сербия в своей внешней политике больше опиралась на сотрудничество с Россией и КНР, а Черногория активно проводила реформы в армии с целью ускорения интеграции в НАТО. Именно это повлияло на сокращение двусторонних встреч и контактов на всех уровнях, не способствовало повышению товарооборота и сохранению диалога между двумя странами.
Таким образом, можно сказать, что за свою долгую историю взаимоотношений Сербии и Черногории сначала в рассматриваемый период взаимоотношения между странами претерпели серьёзные изменения с безоговорочного сотрудничества в рамках Союзной Республики Югославия до фактического сведения контактов к нулю.
Перспектива выхода отношений между странами на более высокий уровень видится нам весьма сомнительной. В 2017 году Черногория стала официальным членом НАТО и ввела санкции против Российской Федерации. Сербия же продолжается ставить в приоритет своей внешней политике сотрудничество с Россией. Сталкиваясь с огромным давлением сербское руководство пытается сохранить диалог с ЕС об интеграции и не идти на уступки ЕС по вопросу сотрудничества с Россией.
По нашему мнению, результаты и материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебном процессе вузов РФ, Республики Сербия, Республики Черногория при подготовке и чтении лекций и курсов по выбору, в научно-просветительской деятельности Центров сербской и черногорских культур в различных регионах и странах
мира. Также через решение поставленных задач можно обратиться к более широкой проблематике.



1. Гуськова Е.Ю. Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей
Югославии: Документы: в 4-х тт. М.: Издательство «Индрик», 2006-2011.
2. Гуськова Е.Ю. Международные организации и кризис на Балканах.
Документы. Т. 1-2, 3. М.: Индрик, 2000. - 496 с.; 288 с.
3. Гуськова Е.Ю. Югославский кризис и Россия: Документы, факты,
комментарии (1990-1993) / Отв редактор Е. Ю. Гуськова. — Москва: Славянская летопись, 1993. — 505 с.
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №60/264. Нью Йорк. 2006. - 2p.
[Electronic Resource]. - URL:
http://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3- CF6E4FF96FF9%7D/UNMembers%20ARES60%20264.pdf / (дата обращения: 15.02.2018)
5. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1691 (2006). Нью Йорк. 2006. - 1p.
[Electronic Resource]. - URL:
http://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3- CF6E4FF96FF9%7D/UNMembers%20SRES1691.pdf / (дата обращения: 12.02.2018)
6. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1244 Нью Йорк. 1999. - 21p.
[Electronic Resource]. - URL: https : //documents- ddsny.un.org/doc/UNDOC/
PRO/N99/854/44/PDF/N9985444.pdf?OpenElement / (дата обращения:
11.03.2018)
7. Action plan. Decade of Rome inclusion. Podgorica. Podgorica. - 2005. - 35p.
[Electronic Resource]. - URL:
https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/pdf/montenegro/ ipa/2015/ipa 2015 037894 4 me roma.pdf / (дата обращения: 28.03.2018)
8. Agreement between the government of the republic of Serbia and the government
of the republic of Montenegro on the principles and the procedure for the implementation of the agreement on sub-regional arms control (article iv, annex
1- b, general framework agreement for peace in Bosnia and Herzegovina). Belgrade. - 2007. - 52p. [Electronic Resource]. - URL:
https://www.osce.org/cio/119597?download=true / (дата обращения:
30.01.2018)
9. Agreement between the government of the republic of Serbia and the government
of Montenegro on border control in railway traffic. Belgrade. - 2007. - 38p. [Electronic Resource]. - URL:
http://www.seetoint.org/wp-content/uploads/downloads/2012/11/223 serbia- agreement-between-serbia-and-bulgaria-on-border-controll-procedures-for- railway-traffic.pdf / (дата обращения: 9.03.2018)
10. Agreement between the republic of Serbia and Montenegro on extradition. Belgrade. - 2006. - 12p. [Electronic Resource]. - URL: http://www.me.undp.org/ content/dam/montenegro/docs/projectdocs/dg/rlhr/treaty%20on%20extradition %20between%20montenegro%20and%20serbia.pdf / (дата обращения:
1.03.2018)
11. Agreement between the republic of Serbia and
Montenegro on mutual enforcement of judgments in criminal matters. Podgorica. - 2006. - 9p. [Electronic Resource]. -
URL: http://www.me.undp.org/content/dam/montenegro/docs/projectdocs/dg/ rlhr/treaty%20on%20mutual%20execution%20of%20judicial%20decisions%20in
%20criminal%20matters%20beween%20montenegro%20and%20serbia.pdf (дата обращения: 7.03.2018)
12. Agreement on economic cooperation between the government of the republic of
Serbia and the government of Montenegro. Belgrade. - 2006. - 9p. [Electronic Resource]. - URL: http://www.mfa.gov.rs/yearbook 2014.pdf / (дата
обращения: 15.03.2018)
13. Agreement on economic cooperation between the government of the republic of Serbia and the government of Montenegro. Belgrade. - 2007. - 56p. [Electronic Resource]. - URL: https://www.esiweb.org/pdf/montenegro answers-to-the-ec- questionnaire/chapters%2022 - 33/chapter%2030%20%20external%20relations/ answers%20i.pdf / (дата обращения: 15.03.2018)
14. Agreement between the republic of Serbia and Montenegro on mutual investment
protection and promotion. Podgorica. - 2007. - 43p. [Electronic Resource]. - URL: http://investmentpolicyhub.unctad.org/download/treatyfile/4738 / (дата
обращения: 25.03.2018)
15. Agreement between the government of the republic of Serbia and the government of Montenegro on cooperation and protection from natural and other disasters. - Podgorica. 2007. - 15p. [Electronic Resource]. - URL: https:// www.osce.org/fsc/263791?download=true / (дата обращения: 15.01.2018)
16. Agreement between the republic of Serbia and Montenegro on amendments to the
extradition treaty between the republic of Serbia and Montenegro. Belgrade. - 20010. - 12p. [Electronic Resource]. -
URL: http://www.me.undp.org/content/dam/montenegro/docs/projectdocs/dg/ rlhr/treaty%20on%20mutual%20execution%20of%20judicial%20decisions%20in %20criminal%20matters%20beween%20montenegro%20and%20serbia.pdf / (дата обращения: 15.01.2018)
17. Agreement on principles of relations between Serbia and Montenegro within the
state union. Belgrade. - 2002. - 5p. [Electronic Resource]. -
URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms data/docs/pressdata/en/sg/ 69898.pdf / (дата обращения: 15.03.2018) 
18. Annual report on activities of the OSCE Mission to Serbia and Montenegro 2005. Brussel. 2005. - 87p. [Electronic Resource]. - URL:
https://www.osce.org/serbia/17478?download=true / (дата обращения:
25.03.2018)
19. Constitution of Serbia. Belgrade. - 1990. - 70p. [Electronic Resource]. - URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/untc/unpan019071.pdf / (дата обращения: 14.02.2018)
20. Constitution of Montenegro. Podgorica. 1992. - 63p. [Electronic Resource]. - URL: http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=cdl(2005)096-e
21. Constitution of the Federal republic of Yugoslavia. Belgrade. - 1992. - 103p. [Electronic Resource]. - URL: http ://www.worldstatesmen .org/yugoslav const 1 992.htm / (дата обращения: 15.02.2018)
22. Constitutional charter of the state union of Serbia and Montenegro. Belgrade. -
2003. - 97p. [Electronic Resource]. - URL: http : //www .worldstatesmen . org/ serbmont const 2003. pdf / (дата обращения: 18.02.2018)
23. Constitution of Serbia. Belgrade. - 2006. - 81p. [Electronic Resource]. - URL: https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/electronic/74694/119555/f838981147/ srb74694%20eng.pdf / (дата обращения: 17.02.2018)
24. Constitution of Montenegro. Podgorica. 2006. - 71p. [Electronic Resource]. - URL: http://www.ustavnisud.me/dokumenti/constitution%20of %20montenegro.pdf / (дата обращения: 17.02.2018)
25. Joint statement of the republic of Serbia and Montenegro. Belgrade. -
2003. - 25p. [Electronic Resource]. - URL: https: // eeas. europa.eu/headquarters/ headquarters-homepage/41780/joint- statement- ratification-border- demarcation- agreement-between-kosovo-and-montenegro en / (дата обращения: 19.03.2018)
26. Military Technical Agreement between the International Security Force
("KFOR") and / (дата обращения: 15.01.2018)
the Governments of the Federal Republic of Yugoslavia and the Republic of Serbia. Kumanovo. - 1999. [Electronic Resource]. - URL: https://www.nato.int/ kosovo/docu/a990609a.htm / (дата обращения: 15.01.2018)
27. Minutes of the meeting between the delegations of the republic of Serbia and Montenegro on international transport of passengers and goods by road. Belgrade. - 2010. - 65p. [Electronic Resource]. - URL: https://ec . europa.eu/neighbourhood- enlargement/sites/near/files/pdf/serbia/ipa/2010/15 corridor x ipa 10.pdf / (дата обращения: 15.01.2018)
28. Law on referendum of the republic of Montenegro (Serbia and Montenegro) of 19
February. Podgorica. 2000. - 13p. [Electronic Resource]. - URL:
http://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx? pdffile=cdl(2005)076-e / (дата обращения: 27.01.2018)
29. Law on referendum of the republic of Montenegro. Podgorica. 2005. - 9p. [Electronic Resource]. - URL: https : //www . osce. org/odihr/elections/montenegro/ 20099?download=true / (дата обращения: 27.01.2018)
30. OSCE Mission to Serbia and Montenegro Annual Report 2004. Brussel. 2005. - 68p. [Electronic Resource]. - URL: https://www.osce.org/serbia/14366? download=true / (дата обращения: 19.03.2018)
31. Protocol between the Ministry of internal affairs of the republic of Serbia and the Ministry of internal affairs and public administration of Montenegro on the organisation and holding of regular meetings between representatives of the border police at the national, regional and local level. Podgorica. 2005. - 103p. [Electronic Resource]. - URL: https : //eur-lex.europa . eu/legal- content/en/txt/? uri=celex%3a52012dc0472 / (дата обращения: 29.01.2018)
Литература
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. М., 2004. - 410 с.
1. Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения. - М.: МО, 2013. - 339 с.
2. Андрияшевич Ж.М. Ростодер Ш. История Черногории с древнейших времен до 2006 года. - М., 2010. - 320 с.
3. Бжезинский З. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2005, - 264 с.
4. Броневский В.Б. Описание Черногории // Сын отечества, Часть 46.
2011. - № 28. - С. 99-108.
5. Генералов А.В. Внешняя политика Сербии в 90-е годы. // Обозреватель. № 9., 2007. С. 96 -103.
6. Гуськова Е.Ю. Агрессия НАТО против Югославии в 1999 году и процесс мирного урегулирования. М.: «Индрик», 2013. - 312 с.
7. Гуськова Е.Ю. Балканские дороги и шальное бездорожье: Взгляд русского историка. [Saarbrucken]: LAP LAMBERT Academic Publishing, [2012]. 612 с.
8. Гуськова Е.Ю. Балканский кризис международное право на службе бесправия. М.: «Индрик», 2012. - 640 с.
9. Гуськова Е.Ю. Изучение современной сербской истории в России // ЪоровиЬеви сусрети. Научни скуп историчара са ме^ународним учешЬем. Гацко: СПКД Просвета, 2017. С.43-55.
10. Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). — М.: Русское право / Русский национальный фонд, 2001. — 720 с.
11. Гуськова Е.Ю. Международный трибунал по бывшей Югославии: Деятельность. Результаты. Эффективность. М.: «Индрик», 2012. - 544 с.
12. Гуськова Е.Ю. Наши миротворцы на Балканах. М.: "Индрик", 2007. - 360 с.
13. Гуськова Е.Ю. Сербская государственность в конце XX - начале ХХ вв. от идеи югославизма к идее сербства. М.: «Индрик», 2009. - 483 с.
14. Гуськова Е. Ю. Сербский гамбит. Балканский кризис — глазами геополитика и очевидца. // Ориентир. — М., 2015. № 1, С. 24-51.
15. Гуськова Е.Ю. Югославия в огне: Документы, факты, комментарии (1990-1992) / Отв. редактор Е. Ю. Гуськова. — Москва: Экспертинформ, 1992. — 372 с.
16. Докучаева Н.А. Европейский Союз и формирование конституции Республики Черногория. // Личность. Культура. Общества. Том XIV. Вып. 2., 2012. С. 237-241.
17. Докучаева Н.А. Особенности конструирования политической
идентичности в независимой Черногории. // Вестник Пермского университета. Политология. №2., 2012. С. 27- 35.
18. Докучаева Н.А. Формирование суверенного государства и
гражданского общества в Черногории во второй половине 1999-х - 2000-е гг. Дис. канд.полит.наук. - М., 2013, - 259 с.
19. Йованович М. Сербия о себе. М.: Европа, 2005, - 570 с.
20. Клименко З.В. Черногорская независимость: Причины и последствия // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. № 6., 2014. С. 41-50.
21. Нутчева Г., Хейссен М. Сербия и Черногоря // Европеизация и
разрешение конфликтов: конкретные исследования европейкой периферии. М., 2005. - С. 115-154.
22. Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы. М., 2000. - 416 с.
23. Карла Дель Понте. Охота. Я и военные преступники. М.: «Эксмо», 2008. - 523 с.
24. Лазич М. Постсоциалистиечская трансформация в Сербии: зменения в процессах пополнения экономической элиты. // Восточноевропейские исследования №1., 2005. С. 114-123.
25. Ланко Д. Мило Джуканович. Большой лидер маленькой страны // Аналитический еженедельник «Дело». [Электронный ресурс]. - URL: http : //idelo.ru/419/16.html / (дата обращения: 25.03.2018)
27. Матвеева Г.Ф. «История южных и западных славян» в 2-ух томах. М.: Изд-во МГУ, 2001. — 472 с.
28. Мирич И.А. Политические процессы в переходных обществах: опыт национального строительства в Черногории. Дис. канд.полит.наук. - М., 2011, - 197 с.
29. Никифоров К.В. Сербия и Черногория: общее и особенное на путях трансформации. // // Восточноевропейские исследования №1., 2005. С. 125 -132.
30. Пономарева Е.Г. Новые государства на Балканах. Монография. Издательство МГИМО-Университет, 2007, - 235 с.
31. Тишков В.А. Реквием по сепаратизму. // «Валерий Тишков - личный сайт».
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3 /publikacii/rekviem po2.html / (дата обращения: 13.02.2018) выборе стратегических управленческих решений (На примере Сербии и Черногории). М., 2005. 231 с.
36. Anderson B. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London., 2000 - Vol. 56, №3. - P. 187-206.
37. Dusan J. Balkan as metaphor. Between globalization and fragmentation. Podgorica., 2002. 154.p
38. Bieber Fl. Montenegro in Trasition: problems of identify and Statehood // Homos. 2003. 254 p.
39. Brkovic Savo K. O postanku I razvoju crnogoske nacije. Podgorica. 1999., 154p.
40. Bulatovic M. Manje od igre - vise od zivota. Novi Sad. 1998., 197p.
41. Djokic D. Yugoslavism: History of failed idea. London., 2003. 160p.
42. Fraser John M. Serbia and Montenegro: How much Sovereignty? What kind of Association? // International Journal, Vol. 58. № 2. 2003, P. 373-388.
43. Gallagher T. Identity in Flux, Destination Uncertain: Montenegro during and after the Yugoslav Wars // International Journal of Politics, Culture, and Society. Vol. 17, № 1., 2004. P. 53 - 71.
44. Popovic Milan Crnogorska alternativa: neizvestnost promenc. Podgorica. Vijesti. 2001. P. 12 - 45.
45. Manners I. Normative Power Europe: A Contradiction in Terms? // JCMC.
2002., Vol. 40, № 2., P. 35-57.
46. Morrison K. Montenegro - assessing five years of independence. [Electronic Resource]. - URL: http://hdl.handle.net/2086/7802
47. Morrison K. Montenegro. A modern history. I.B. Tautis. 2009. 247 p.
48. Morrison K. Montenegro’s Kosovo crisis // Sudosteuropa. Vol 56, №3.
2008. P. 418-423.
49. Morrison K. The political life of Milo Djukanovic // Sudosteuropa. Vol 57, №1. 2009. P. 25 - 54.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ