Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нравственное воспитание школьников в условиях цифровизации образования

Работа №38685

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
587
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы формирования нравственного воспитания 8
1.1. Особенности развития нравственных ориентиров у школьников 8
1.2. Требования ФГОС ОО к содержанию нравственного воспитания
школьника в учетом цифровизации образования 21
Выводы по главе I 26
Глава II. Особенности нравственного воспитания учащихся школ в условиях
цифровизации образования 28
2.1 .Состояние проблемы развития нравственного воспитания у учащихся
школы 28
2.2. Экспериментальная проверка эффективности нравственного воспитания у
учащихся школы в условиях цифровизации образования 34
Выводы по главе II 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48



Актуальность исследования. В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС общего образования и Концепцией духовнонравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьников. [49].
Особенно значимым считается формирование нравственных качеств в дошкольном детстве и у детей школьного возраста, так как именно в эти возрастные периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном и младшем школьном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Характеристика использованной литературы. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития детей школьного возраста рассматриваются в исследованиях известных дидактов современного педагогического процесса: Ш.А. Амонашвили [4], О.С. Богдановой [9], Н.М. Трофимовой [47] и других, где подробно рассматриваются вопросы содержания, цели нравственного воспитания учащихся начальных классов, предлагаются различные критерии и показатели нравственной воспитанности, методический материал по нравственному воспитанию учащихся в учебной, игровой, внеклассной и других видах деятельности.
Отечественные психологи и педагоги, например, Н.В. Виноградова [13], С.В. Петерина [35] считают, что формировать у детей нравственные качества необходимо в процессе всего периода воспитания и обучения детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н.Е. Маркова [ 31], И.Я. Медведева [32] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки понятия нравственности.
В словаре С.И. Ожегова [34,с.44] понятие нравственность трактуется так: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Л.А. Григорович [17,с.5] дает следующее определение: «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».
Проблеме изучения и формирования нравственных свойств личности детей дошкольного и младшего школьного возраста отводится огромное место в фундаментальных работах отечественных исследователей: А.М. Архангельского [7], Н.М. Болдырева [11], Л.А. Григоровича [17], А.С. Макаренко [30], В.А. Сухомлинского [46], И.Ф.Харламова [50], и др., и в трудах зарубежных авторов: Аристотеля [6], Яна Амоса Коменского [23] и других.
В своих исследованиях эти авторы выявляют сущность теории нравственного воспитания, указывают способы развития содержания, форм и методов нравственного воспитания детей.
Объект: процесс нравственного воспитания детей школьного возраста.
Предмет: ососбенности нравственного воспитания детей школьного возраста в условиях цифровизации образования.
Цель исследования: исследование нравственного воспитания детей школьного возраста в условиях цифровизации образования.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы нравственного воспитания детей школьного возраста.
- провести эмпирическое исследование уровня усвоения нравственного воспитания детьми младшего школьного возраста.
- изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста.
- выявить и экспериментально обосновать методы и приемы воспитания нравственных ценностей у детей школьного возраста
База исследования: 6-9 классы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая основа исследования: вопросы нравственности и нравственного воспитания личности ребенка на протяжении многих веков были и остаются предметом исследования в философии, педагогике и психологии. Еще с давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского [23], И.Ф. Гербарта [15], Н.И. Пирогова [36], К.Д. Ушинского [48], А.С. Макаренко [30], В.А. Сухомлинского [46] и др.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы настоящей работы могут быть использованы учителями истории и обществознания, родного (татарского) языка и литературы, а также классными руководителями в целях усовершенствования педагогического процесса по воспитанию гражданственности у школьников-подростков в современной школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что изучение и анализ литературы и уровня нравственного воспитания детей школьного возраста позволит выделить условия отбора занятий для нравственного воспитания .
Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;
При написании данной работы была использована научная и специальная литература, статьи, методические пособия.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Апробация: основные положения исследования докладывались на 50-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые.
Теоретический анализ научных исследований показал, что духовно - нравственное воспитание - это многоуровневое, сложное понятие, включающее прививание человеку нравственных понятий и принципов, принятых в данной культуре, и общекультурные, формирование личности, основывающей свою деятельность на внутренних принципах различения добра и зла, формирование человека, способного к самосознанию себя и своих действий. Это всегда процесс внутреннего изменения человека, который проявляется внешне в доминировании нравственных потребностей и мотивов.
Выявлено, что нравственное воспитание, возможно развить средствами изобразительного искусства. Искусство и творческая активность побуждают детей к совершению умственных и духовных усилий над собой, что меняет внутренний мир ребенка, приобщая его не только к миру искусства, но и к миру духовно - нравственных переживаний, что свидетельствует о внутренних изменениях и формировании позитивных личностных качеств.
Нравственные ориентиры в современной отечественной педагогике - это направленность государственного заказа на образование.
Наилучший результат воспитательного и педагогического процесса может быть достигнут с применением педагогических подходов, принципов и компонентов.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет народная педагогика, органически вплетенная в учебно-воспитательный процесс и являющаяся важным средством нравственного воспитания школьников
Данные результаты демонстрируют эффективность методической системы, предлагаемых методов педагогического воздействия и системы заданий, направленных на развитие духовно - нравственного воспитания у учащихся общеобразовательной школы, способствующих формированию не только художественных навыков, эмоционально-эстетического отношения к действительности, но и формированию нравственных ориентиров.
Таким образом, приведенные данные, результаты исследования говорят об эффективности предлагаемой системы обучения, подтвердили правильность выдвинутой гипотезы: наличие методической системы влияет на процесс развития духовно - нравственного воспитания, способствует формированию нравственных ориентиров личности ребенка, формирование духовного мира учащегося, его приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. Доказывает: развитие духовно - нравственного
воспитания осуществляется в процессе решения различных учебнотворческих задач и освоения различных нравственных качеств в процессе цифровизации общества.
Цифровизация образования заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечениея. К такому программному обеспечению можно отнести различные информационные системы, которые позволяют получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира. Но для начала необходимо обеспечить образовательное учреждение компьютерами с возможностью подключения к сети Интернет.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2011. - 704 с.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании детей школьного возраста / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2012 - №11. - С. 68 - 71.
3. Алешина И.Н. Об особенностях восприятия дошкольниками российских мультфильмов/ И. Н. Алешина, А. А.Андреева, Ю. Н. Тычинина // Вестник КРСУ. - 2013. - Т. 13. - №. 3. - С. 73 - 77.
4. Амонашвили Ш. А. Истина Школы / Ш.А. Амонашвили - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2012. - 306 с.
5. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности/ Л.Н. Антилогова //Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр.- Кемерово: Кузбассвуз издат. - 2013. - №. 2. - С. 13 - 17.
6. Аристотель. Сочинения в 4-х томах / Аристотель - М.: 2014, т.4. - 131 с.
7. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. / Архангельский Н.В. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с.
8. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 67 - 68.
9. Богданова О.С. Этические беседы со школьниками / О.С. Богданова. - М., 2011. - 310 с.
10. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И. Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2015. - 104 с.
11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н.И. Болдырев- М.: Педагогика, 2013. - 507 с.
12. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева - М., 2011. - 66 с.
13. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания/ Н.Д. Виноградова. - М., 2014. - 85 с.
14. Выготский Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский - Ростов Н/Д: «Феникс», 2011. - 379 с.
15. Гербарт И.Ф. Психология / И.Ф. Гербарт - М.: Территория будущего, 2011. - 288 с.
16. Гликман И. З. Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / И. З. Гликман - М.: изд. - ВЛАДОС - ПРЕСС, 2012. - 176 с.
17. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская - М.: Гардарики, 2014.- 480 с.
18. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 3. - С. 9 - 12.
19. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания/ И. А. Каиров. - М., 2014.201 с.
20. Каиров И.А. Нравственное развитие детей школьного возраста в процессе воспитания/ И.А. Каиров. -М., 2014. - 213с.
21. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников/А.А. Калюжный. - М., 2012. -205с.
22. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Карпов. - М.: Просвещение, 1979.- 198 с.
23. Коменский Я.А. Учитель учителей / Я.А. Коменский - М.: Карапуз, 2014, - 288 с.
24. Конохова Е.С. Образовательные ситуации как средство нравственного воспитания старших школьников/ Е.С. Конохова //Педагогическое образование в России. - 2014. - №. 3. - 140 с.
25. Корепанова М. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников/ М. В. Корепанова, О. В. Куниченко //Начальная школа плюс до и после. -
2013. -№ 12. - С. 27 - 31.
26. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника /Л.В.Кузнецова. - М., 2011.- 241с.
27. Куломзина С. С. Христианское воспитание детей в современном мире / С. С. Куломзина. - М.: Академический проект, 2014. - 45 с.
28. Куниченко О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. -№. 7. -201с.
29. Лещенко Н. В. Особенности нравственного развития детей школьного возраста/ Н. В. Лещенко //Интеграция образования. - 2014. - №. 3- С. 4 - 69.
30. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: Популярная литература, 2013. - 604 с.
31. Марков Н.Е. Думские речи. Войны темных сил/ Н.Е. Марков. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 704 с.
32. Медведева И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет //И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. - Клин: Изд-во Христианская жизнь. - 2006. - 94 с.
33. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2012. - 640 с.
34.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов- М., 2012. - 115 с.
35. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/ С.В. ПетеринаМ.: Просвещение, 2014. - 96 с.
36. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов - М.: Педагогика, 2015. - 496 с.
37. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2014. - 365 с.
38. Ракова Н. А. Педагогика современной школы: Учебно-методическое пособие/ Н. А. Ракова - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова»., 2014. - 215 с.
39. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. - СПб., 2014. - 169 с.
40. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников/ С.Л. Рубинштейн - М., 2013. - 86 с.
41. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности/ Л. И. Рувинский - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 184 с.
42. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения детей школьного возраста/ А.И. Савенков - 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство Учебная литература, 2014. - 207 с.
43. Сандабкина Т. Б. Формирующее воздействие музыки на духовный мир школьника/ Т. Б. Сандабкина //Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - 79 с.
44. Сенько В.Г. Воспитание у детей школьного возраста норм поведения/ В.Г. Сенько. - Минск, 2013. - 190 с.
45. Судьина С. Б. Сетевая поддержка становления нравственных ценностей младшего школьника/ С. Б. Судьина //Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - 123 с.
46. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский - М., 2012. - 165 с.
47. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника / Н.М. Трофимова. - СПб., 2011. - 266 с.
48. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2./ К.Д. Ушинский - М., 2011. - 340 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.: Просвещение, 2014. - 31 с.
50. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей / И.Ф. Харламов. - М., 2013.-415 с.
51. Шилин А.Л. Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов/ А.Л. Шилин // Вестник ТГПУ. - 2011. -С. 78 - 93.
52. Шитякова Н.П. Особенности духовно - нравственного воспитания школьников в современных условиях: курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования / Н.П. Шитякова -Челябинск: Издательство ЧГПУ. - 2014. - 158 с.
53. Щукина Ю. В. Идеалы и ценности детей школьного возраста через анализ любимых ими мультфильмов и сказок / Ю.В. Щукина //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2. - С. 103 - 107.
54. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская. - СПб., 2012.- 413 с.
55. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков - М., 19351940.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ