Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Работа №38663

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
482
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Теоретические аспекты исследования роли гражданского общества в процессе обучения школьников обществознанию 11
1.1 Специфика и этапы формирования знаний о гражданском обществе на уроках обществознания 11
1.2 Традиционные способы проведения уроков обществознания 20
II. Экспериментальное исследование роли формирования знаний о гражданском обществе в процессе обучения школьников обществознанию 30
2.1 Организация подбора и описание методик исследования 30
2.2Реализация программы формирующего этапа экспериментального исследования 37
2.3 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа экспериментального исследования 45
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 56
Приложение 61

Актуальность исследования. Российское общество на современном этапе развития характеризуется становлением новой системы ценностных установок. Это обусловлено возникновением и развитием демократических институтов, один из которых - гражданское общество. Данное общественное явление служит предпосылкой для развития и полноценного функционирования правового государства, становление которого происходит в нашей стране. Изменения в политической сфере влекут за собой появление социального заказа на инициативную самостоятельную личность с развитой гражданской позицией. Данная задача возложена на школу. Школьное образование направлено на всестороннюю социализацию подрастающего поколения. Предметом, закладывающим основные знания, представления и навыки о практической жизни в социуме, является обществознание. Именно поэтому формирование представлений об особенностях функционирования гражданского общества - это актуальная проблема обществоведческого образования. Обучающимся необходимо заложить основы знаний о гражданском обществе как демократическом институте, чтобы обеспечить стабильность и развитие государства в ближайшем будущем. Однако существующие традиционные методы изучения материала часто являются низко-эффективными. Государственные образовательные стандарты вводят новые требования к организации образовательного процесса и педагогическим условиям формирования знаний и представлений, развития навыков и умений.
Объектом исследования: выступает формирование знаний о гражданском обществе в процессе обучения старшеклассников на уроках обществознания.
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о гражданском обществе у старшеклассников.
Цель исследования: разработать интегрированную модель формирования знаний о гражданском обществе на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы формирования знаний о гражданском обществе.
2. Проанализировать традиционные методики преподавания обществознания в школе и выявить их недостатки.
3. На основе современных учебно-методических рекомендаций разработать и внедрить в учебный процесс авторскую разработку интегрированной модели уроков в изучение теме «Гражданское общество».
4. На основании проведенных срезов знаний выяснить эффективность применения разработанной системы преподавания по формированию знаний о гражданском обществе.
Гипотеза исследования: тема «Гражданское общество» у старшеклассников усвоится эффективно при условии обобщения методических и информационных ресурсов, созданию на их базе логической системы по формированию знаний о гражданском обществе в школьном курсе обществознания.
Теоретико-методологическая база. Первая группа источников исследования представлена нормативно-правовыми документами, которые определяют основные особенности процесса обучения и образования, а также служат основой демократических преобразований государства:
1. Конституция Российской Федерации, закрепляющая основы конституционного строя, право на образование, принципы гражданского общества в государстве. Обладая высший юридической силой данный нормативно-правовой акт, определяет функционирование всех сфер российского общества.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников на 2018-2019
учебный год» . На основе данного приказа мы отобрали учебно-методические комплексы для анализа темы «Гражданское общество».
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» , которой послужил базой при рассмотрении теоретических аспектов при определении принципов процесса обучения.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) . В данной работе решает задачи определения эффективных методических разработок по формированию знаний о гражданском обществе на основании его обязательных требований. Главный принцип стандарта - реализация системно-деятельностного подхода и активизация познавательной деятельности обучающихся. Мы использовали данные принципы при составлении программы формирующего этапа экспериментального исследования.
4. Основные требования к преподаванию обществознания в условиях введения ФГОС содержатся в Концепции преподавания обществоведческих дисциплин в Российской Федерации .
Вторая группа источников - учебно-методические комплексы, на основе которых мы рассматривали содержание темы «Г ражданское общество». Для исследования мы использовали УМК по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова (2015),О.А.Котовой и Т.Е.Лисковой (2018), а
также Г.А.Бродовского (2018).
При рассмотрении теоретических аспектов первой главы, в частности для анализа традиционных методик преподавания и выявления их
недостатков мы обратились к научным трудам: Е.В.Прямиковой9,
Е.К.Калуцкой10. На основе данных работ мы выявили особенности нетрадиционных форм обучения с использованием игровых ситуаций в решениях познавательных задач.
Научные труды по теоретическим вопросам преподавания обществоведческой дисциплины таких авторов, как работы М.И.Махмутова , О.В.Гугнина - использовались нами для определения особенностей проведения учебных занятий, основанных на системно- деятельностном подходе.
При рассмотрении вопроса об эффективности использования интерактивных методов и приемов в процессе обучения мы обратились к научным статьям М.Н.Шадиняц , Г.Ю.Дюсалиевой , Е.А.Широкова . Проанализировав, данные исследования мы выявили характерные черты нетрадиционных приемов и задач. Данная информация была использована нами при написании экспериментальной части.
Для определения особенностей методов и приемов, применяемых при преподавании уроков обществознания, мы обратились к работам
Л.Н. Боголюбова «Методика преподавания обществознания в школе» и «Обществознание в современной школе: Актуальные вопросы теории и методики» . В решение задачи по выявлению наиболее эффективных
методических разработок по преподаванию, были рассмотрены работы М.И. Махмутова .
В ходе экспериментального исследования мы провели комплексную диагностическую работу, направленную на установление уровня информационных возможностей, автор - Г.А. Русских . Для оценки уровня поведенческой активности обучающихся мы применили тестирование, разработанное Дж.Варгасом .При определении уровня коммуникативных и организаторских навыков у школьников мы использовали диагностическое тестирование, разработанное В.В.Синявским .
Этот метод позволяет определить статус ученика в школьном коллективе.
Методы исследования. При проведении исследования были использованы методы теоретического анализа научной, методологической литературы, сравнительный метод при сопоставлении содержании линий УМК по обществознанию, а также экспериментальные методы на констатирующем, формирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента.
Научная новизна: исследования состоит в том, что была разработана программа интегрированной модели проведения уроков по теме «Гражданское общество». По окончанию эксперимента было установлено, что данная модель проведения уроков повышает успеваемость и заинтересованность учеников.
Теоретическая значимость: исследования состоит в том, что:
- выявлены особенности изучения темы «Гражданское общество» на разных этапах обучения;
- выявлены и экспериментально подтверждены положения эффективности использования, интегрированной модели проведения уроков в рамках изучения темы «Гражданское общество».
Практическая значимость: исследования состоит в возможности использования учителями данных, полученных в ходе исследования при преподавании уроков по обществознанию, а также для методистов с целью разработки пособий по интегрированной модели изучения темы «Гражданское общество».
Апробация работы: отдельные результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» 11.12.2018 г. Омск. По теме «Использования информационных технологий к повышению уровня подготовки квалифицированных кадров» .
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось с 15 сентября 2018 по 29 апреля 2019 года на базе МАОУ «Лицей 131» Вахитовского района г.Казань. В педагогическом эксперименте принимали участие обучающиеся 9 «А» (28 учеников) и 9 «Б» (28 учеников) классов в количестве 56 человек.
Структура работы: структура представленной выпускной квалификационной работы определена целями и задачами исследования, содержит введение, две главы, заключение, список используемых источников и литературы.
В ведении рассмотрен вопрос об актуальности темы исследования.
При проведении теоретических и экспериментальных исследований в работе обозначены объект и предмет исследования, поставлена цель и задачи. Проанализирована используемая литература.
В первой главе «Теоретические аспекты использования роли гражданского общества в процессе обучения школьников обществознанию» проанализированы нормативно-правовые документы обеспечившие процесс обучения и воспитания в полной общеобразовательной школе.
Проанализирована методика формирования понятия гражданского общества при поведении традиционных уроков.
Во второй главе «Экспериментальные исследования роли гражданского общества в процессе обучения школьников обществознанию» содержится описание проведенного экспериментального исследования и его внедрение в образовательный процесс. На этой базе сделана попытка создать интегрированную модель системы уроков для усвоения понятия гражданского общества.
В выводах по главам дается оценка выполнения задач исследования с учетом полученных экспериментальных данных.
В заключении представлен анализ полученных результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Политическая социализация подрастающего поколения - одна из главных задач формирования демократических институтов и обеспечения стабильного развития российского общества. Именно поэтому необходимо формировать всесторонние знания и представления о политических явлениях и процессах, а особое внимание уделять теме «Гражданское общество» в рамках обществоведческого курса. В процессе исследования нами были решены следующие задачи.
Проанализировав содержание разных линий учебно-методических комплексов, можно сделать вывод, что каждый учебник имеет как преимущества, так и недостатки. В учебниках под редакцией Л.Н. Боголюбова недостаточно примеров и творческих заданий, раскрывающих всю сложность изучения темы гражданского общества, а сами параграфы нередко перегружены неструктурированной информацией, которую сложно запомнить обучающимся. Однако если правильно организовать работу, привлекать дополнительный материал и обеспечивать школьников наглядными пособиями, то в старших классах у учащихся уже будет сформировано полноценно понимание темы «Гражданское общество». Также необходимо отметить, что учебник под редакцией данного автора имеет глоссарий и выводы к главам и параграфам. Это обеспечивает развитие навыков систематизации материалов.
Также нами была проанализирована новая линейка учебно-методического комплекса О.А.Котовой и Т.Е.Лисковой. В данном пособии преимуществом является наличие дополнительного материала: выдержки из нормативно-правовых актов, интересные факты и ссылки на электронные ресурсы. Есть и существенный недостаток - на изучение темы «Гражданского общество» отводится один пункт учебника. Это может стать причиной недостаточного понимания темы школьниками. Материал излагается в лаконичной форме, параграфы не перегружены. Но необходимо отметить, что недостаточно примеров из общественной жизни в рамках изучаемых тем.
В учебнике под редакцией Г.А. Бордовского освещается тема «Гражданское общество» уже в 8 классе, в отличие от других линий учебников. В рамках параграфа рассматривается структура данного политического явления, выделяются признаки гражданского общества, перечисляются принципы функционирования гражданского общества и объединений, с помощью которых граждане могут выражать собственные интересы, взгляды и отстаивать гражданскую позицию. Так же после параграфа представляется список терминов, которые необходимо выучить и проверочные вопросы, на которые нужно ответить с целью закрепления полученных знаний.
Таким образом, на основе сравнительного анализа трех линий учебно-методических комплексов можно сделать вывод, что для изучения темы «Гражданское общество» представлено недостаточное количество информации, чтобы раскрыть данное явление в полной мере. Тем не менее, если начать изучение темы с 7 класса и уделять внимание характеристикам данного понятия, то в старших классах у обучающихся уже будет сформировано полноценное представление об этом явлении. Также необходимым условием для учителя в ходе подготовки к уроку является использование дополнительных материалов, наглядных пособий, использование на уроке цифровых технологий. Необходимо развивать научно-практическое направление деятельности учащихся, благодаря которому школьники сами научатся находить и анализировать необходимую информацию.
Нами были рассмотрены вопросы применения традиционных методов и приемов на уроках обществознания, а также выявлены их недостатки. Главной отрицательной чертой данных методов является наличие субъект- объектных связей, при которых учитель во время проведения традиционного урока является единственным источником передачи готовой информации ученикам. На таких уроках отсутствует самостоятельная деятельность обучающихся, полученные знания не находят практического применения. Это служит причиной неразвитости критического мышления, коммуникативных способностей, инициативности, умений устанавливать причинно-следственные связи, находить главную информацию. Мы пришли к выводу, что для повышения эффективности и качества обучения необходимо соблюдать ряд педагогический условий: внедрять
интерактивные методы, соблюдать системно-деятельностный подход, сменять виды деятельности школьников на уроке.
Нами был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе экспериментального исследования, после проведения диагностических работ, нами было установлено, что показатели уровня информационных (познавательных) возможностей, поведенческой активности и коммуникативных и организаторских склонностей у большинства обучающихся в двух группах находятся на низком и среднем уровнях. Тестирование показало, что ученики имеют поверхностные знания о гражданском обществе, его элементах и особенностях. Школьники не проявляли инициативу, затруднялись в выполнении групповых заданий, не проявляли самостоятельности, отсутствовала мотивация к изучению нового материала. На формирующем этапе экспериментального исследования нами была разработана программа интегрированной модели проведения уроков обществознания по теме «Гражданское общество». Программа включала в себя 15 занятий, направленных на развитие поведенческой активности, коммуникативных умений и познавательных возможностей. После проведения занятий в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика исследуемых нами показателей. Ученики экспериментальной группы повысили уровень информационных возможностей, поведенческой активности, а также коммуникативных и организаторских способностей. Значительно сократилось количество учеников с низкими показателями. Школьники научились выделять характерные признаки гражданского общества, формулировать определения на основе признаков, анализировать информацию из неадаптированных источников, преобразовывать и систематизировать информацию, выделять логические связи. При выполнении заданий обучающиеся проявляли активность, принимали самостоятельные решения, отстаивали собственную точку зрения.
В процессе исследования нами были решены все поставленные задачи. Можно заключить, что соблюдение организационно-педагогических условий и отход от традиционных методов обучения обеспечивают повышение качества обучения, а также эффективную политическую социализацию школьников.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что тема «Гражданское общество» у старшеклассников усвоится эффективно при условии обобщения методических и информационных ресурсов, создания на их базе логической системы по формированию знаний о гражданском обществе в школьном курсе обществознания подтвердилась.
Проведенное исследование доказывает, что правильно разработанные организационно-педагогические условия повышают качество усвояемого материала по политическому модулю.
Данное исследование позволило определить организационно - педагогические условия формирования знаний и представлений о гражданском обществе на уроках обществознания. Образовательные стандарты вводят новые требования к процессу обучения и воспитания, поэтому проблемы построения занятий и используемых методов и приемов на уроках приобретают особую актуальность.


1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (Дата обращения 17.05.2019).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 20.06.17) [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://fpu.edu.ru/dokumenty/federalnyyperechen-uchebnikov/ (Дата обращения 28.04.2019).
3. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 «Об образовании в Российской федерации». - СПб. : ПИТЕР, 2014. - С.240.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c 0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/ (Дата обращения 17.05.2019).
5. Концепция преподавания дисциплин «Обществознания» в РФ [Электронный ресурс] / режим доступа http|| eduepowdexpertsocial/ (Дата обрашентя 16.03.2019.)
7. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2017. — 208 с.;
8. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразовательных организаций / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.];- Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2017. - 308 с.;
9. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2017. — 208 с.;
10. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2017. — 350 с.;
11. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др., ; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А.Литвинова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2018. — 335 с.;
12. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018. - 80 с.;
13. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 8 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018. - 80 с.
14. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018. - 80 с.
15. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018. - 96 с.;
10 Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018. - 112 с.
11. Соболева О.Б. Обществознание: человек в обществе: 7 класс : учеб.для общеобразовательных организаций/ О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под ред. Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 208 с.
12. Соболева О.Б. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс : учеб.для общеобразовательных организаций/ О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под ред. Г.А. Бордовского. - 3-е изд., испр. и дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 224 с.;
13. Насонова И.П. Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ И.П. Насонова; под общ.ред. акад.Г.А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 192 с.; .;
14.Обществознание: учебник: 10 класс : базовый уровень/ [О.Б. Соболева, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин и др.]; под общ. ред. Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 256 с.;
15. Воронцов А. В. Обществознание: 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Воронцов, Г.Э. Королева, С.А. Наумов; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 328 с.
16. Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга // Вопросы психологии. - 2011. - № 7. - С. 8-10.
17. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 65-86.
18. Беспалько В.П. Программированное обучение / В.П. Беспалько. - М.: Издательство высшая школа, 1970. - 300 с.
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. : Педагогика. - 1989. - 192 с.
20. Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе. - М.: Владос, 2002. - С. 56.
21. Боголюбов Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. — СПб.: Нестор-История, 2013. — 254 с.
22. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. - М.: Оперант, 2015. - С. 67.
23. Винер. Н. Системный анализ. - М.: Наука, 1963. - С. 99.
24. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - Москва. 1960. - С. 118-122.
25. Гугнина О.В. Активные и интерактивные методы в преподавании обществознания. Учебно-методическое пособие. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. - С. 64.
26. Дюсалиева Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 42-47.
27. Ионин Л. Теоретико-методологические основы изучения гражданского общества. - СПб.: Нестор-История, 2013, - С. 10-15.
28. Калуцкая Е. К. Методика преподавания обществознания. / Е. К. Калуцкая, Бахмутова Л. С. - М.: Юрат, 2016.- 274 с.
29. Колесников Н.А. Гражданское общество в современной России. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016, - С. 18-19.
30. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. - Казань.: Татарское книжное издательство, 1972. - С. 63-68.
31. Маховицкая Н.Ф. ФГОС основного общего образования: задачи и результаты обучения по-новому // Г аудеамус. - 2015. - №2. - С. 75-78.
32. Марков А.В. Методологические и методические перспективы развития метода неоконченных предложений // Вестник РГУ кафедра социологии и политологии. Ростов - дон. - 2015. - № 6. - С. 10-12.
33. Мицкевич А.А. Педагогические технологии и их влияние на успешность обучения школьников // Человек и образование. - 2008. - №4. - С.89-93
34. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2011. - 245 с.
35. Прямикова Е. В. Теория и практика изучения обществознания в школе: учебно-методическое пособие / Е. В. Прямикова, Н. В. Ершова. - Екатеринбург, 2014. - С. 269.
36. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптации общеобразовательной среде учеников. - М.: Ладога - 100, 2002. - С. 177.
37. Сеченов И.М. Избранные сочинения. - Т.1. - М.: Издательство академия наук СССР, 1952. - С. 16-22.
38. Синявский В.В. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности». - М.: Наука, 2013. - С. 52.
39. Симанкина Н.Н. Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания // Образование от «А» до «Я». - 2015. - № 4. - С.31-34.
40. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия.- 1960. - С.10 -11.
41. Сулима Л.О. Сафина Р.Э. О реализации комплекса мероприятий по противодействию идеологи в подросково - молодежной среде на примере Республики Татарстан. // Казанский педагогический журнал Казань. - 2015. - № 6 часть 3. С. 27-32.
42. Хрипко А.Г. Мудрость воспитания. - Москва.: Педагогика, 1989. - С. 185199.
43. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах.Т.1. Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М.: «Педагогика», 1974. - С. 123.
44. Шадиняц М. Н. Методика преподавания обществознания // Педагогика. - 2017. - №15. - 45 с.
45. Широков Е.А. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 49-52.
46. Шалыганов Ю. Проект Россия. Полное собрание. - М.: Эксмо, 2013. - С. 134-139.
47. Шапиро С.И. От алгоритмов к суждению. - М.: Советское радио, 1973. - С. 289.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ