Введение 3
Глава 1. Осуществление прокурорского надзора в РФ 6
1.1 Понятие и задачи прокурорского надзора 6
1.2. Органы прокуратуры РФ как субъект осуществления прокурорского
надзора: понятие и система 16
1.3. Специализированные прокуратуры в РФ 22
Глава 2. Особенности осуществления прокурорского надзора на особо режимных объектах 29
2.1. Правовой статус особо режимных объектов в РФ 29
2.2. Предмет и пределы прокурорского надзора на особо режимных объектах 37
2.3. Организация прокурорского надзора на особо режимных объектах 44
2.4. Особенности выявления и устранения прокурором нарушения законов на
особо режимных объектах 59
Заключение 68
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. В системе мер обеспечения национальной безопасности страны, обеспечения государственной тайны и иных подобных стратегических мероприятий особое значение имеет работа специализированных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в деятельности особо режимных объектов.
К указанным прокуратурам относятся специализированные прокуратуры: военные, транспортные, природоохранные, по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в ЗАТО и на особо режимных объектах.
Формирование специализированных прокуратур необходимо для увеличения уровня эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений. Функционирование специализированных прокуратур определяется спецификой поднадзорных объектов и не зависит от административно-территориального деления страны. С учетом направления деятельности специализированных прокуратур становится возможным решить задачи в области обеспечения законности, которые не могут быть решены территориальными прокуратурами. Деятельность территориальных прокуратур не сравнима с организацией и деятельностью различных типов специализированных прокуратур, которые имеют определенную специфику, выраженную особенностями организационных, правовых и иных отношений в определенных сферах правовых отношений.
Возложение на специализированную прокуратуру особо важных государственных задач укрепления законности в особых режимных объектах всегда было свидетельством актуальности тематики, направленной на повышение эффективности прокурорского надзора. Организованная более пяти десятилетий назад система специализированных прокуратур удачно функционировала, помогая осуществлять надзор за исполнением законов о государственной тайне, сохранности материальных и финансовых ресурсов. С течением времени задачи специализированных прокуратур усложнялись, что связано с расширением поднадзорных объектов, а также передовых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и научно-технических разработок в сферах атомной энергетики, ядерной физики, электроники, вычислительной техники.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения работы по надзоры специальных прокуратур.
Предметом исследования выступают нормы права, закрепленные в действующем законодательстве по вопросу осуществления надзора на особых режимных объектах.
Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ действующих нормативных документов, сложившейся практики, мнения ведущих юристов и иных материалов в сфере действующего законодательства в области осуществления прокурорского надзора на особых режимных объектах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- характеризуется правовой статус Прокуратуры РФ и исследуется понятие прокурорского надзора;
- рассматривается понятие и виды режимных объектов;
- исследуется порядок правовой охраны деятельности режимных объектов;
- выявляется предмет и пределы прокурорского надзора по особо режимным объектам;
- рассматривается вопросы организации деятельности прокурора по выявлению и устранению нарушения законодательства на режимных объектах.
Источниковая база исследования. Как показал анализ литературы по теме работы, проблемой освобождения от уголовной ответственности занимались многие специалисты. Среди них работы таких известных ученых- правоведов, как А.Д.Бойкова, В.И.Баскова, С.Г.Березовской, В.Г.Бессарабова, A. А.Власова, Ю.Е.Винокурова, А.Ю.Винокурова, М.А.Вуса, В.В.Гаврилова, B. Г.Даева, С.Ю.Зайкова, А.Ф.Козлова, Ф.М.Кобзарева, А.Н.Ларькова, В.Г.Мелкумова, М.Н.Маршунова, Н.В.Мельникова, В.П.Рябцева, К.Ф.Скворцова, А.Я.Сухарева, А.А.Сумина, Ю.И.Скуратова, А.П.Сафонова, В.С.Тадевосяна, А.В.Федорова, В.В.Яркова, В.Б.Ястребова и других.
Практическую базу исследования составили положения Конституции РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон «О Прокуратуре», федеральные законы, подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, материалы судебной практики, а также материалы производственной (преддипломной) практики.
Методологические и теоретические основы исследования основываются на общенаучных методах таких как диалектический, исторический, логический, функциональный и частно-научных методах: конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Правовой статус прокуратуры РФ, являющейся одним из важнейших конституционно закрепленных органов государственной власти, в Конституции РФ до сих пор не определен.
Несмотря на различия в функциональном предназначении, вся система органов прокуратуры строится на принципах единства и централизации, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» не допускает создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему Прокуратуры РФ. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам.
Система органов прокуратуры закреплена в Законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка.
Изменение правового статуса прокурора, осуществляющего надзор на особо режимных объектах, произошедшее в 2001 году и повлекшее ограничение полномочий прокурора при осуществлении надзора на особо режимных объектах, на наш взгляд, является преждевременным и недостаточно обоснованным, не соответствует состоянию и потребностям общества, не способствует укреплению законности на особо режимных объектах.
Созданная структурная организация прокуратур по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и предоставленные указанным прокурорам полномочия не соответствуют особому режиму деятельности поднадзорных организаций оборонно-промышленного комплекса страны, специфики его функционирования и управления. Организация надзора по административно-территориальному принципу, подчинение спецпрокуратур прокурорам субъектов Федерации препятствует своевременному и быстрому устранению выявленных нарушений законов, полному и всестороннему осуществлению прокурорского надзора, снижает его эффективность. В связи с этим аргументируется вывод о том, что необходимо вывести спецпрокуратуры из подчинения прокуратур субъектов РФ и организовать управление спецпрокуратурами непосредственно Генеральной прокуратурой РФ.
Для координации деятельности спецпрокуратур и повышения эффективности управления ими рекомендуется в структуре Генеральной прокуратуры РФ создать специальный отдел или управление по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.
На основании изучения исторического опыта осуществления надзора на особо режимных объектах и анализа практики применения действующего законодательства обосновывается вывод о необходимости расширения полномочий спецпрокурора по обращению в арбитражные суды с исками в защиту государственных и общественных интересов.
В связи с изданием ряда приказов прокуроров отдельных субъектов Российской Федерации по вопросам закрепления за спецпрокурорами поднадзорных объектов, в которых было допущено расширение перечня этих объектов, рекомендуется привести эти приказы в соответствие с организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
Ввиду актуальности вопросов защиты прав граждан обосновывается необходимость закрепления в гражданско-процессуальном законодательстве полномочий прокурора обращаться в суд в интересах граждан в целях
оспаривания ненормативных правовых актов крупных объединений организаций, затрагивающих права и интересы значительного круга лиц.
В связи с ухудшением состояния охраны режимных территорий вносится предложение ввести в КоАП РФ норму, устанавливающую административную ответственность за ненадлежащую охрану особо режимных объектов.
В целях устранения пробелов в режимном законодательстве на основе правоприменительной практики представляется необходимым:
- разработать и утвердить новый нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень особо режимных объектов с учетом изменений организационно-правовых форм предприятий, создания корпораций, а также изменения профиля предприятий;
- внести изменения в нормативные акты, касающиеся порядка и условий размещения на территории особо режимных объектов сторонних организаций, поскольку их нахождение на указанной территории может привести к разглашению государственной тайны.
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.] // Российская газета. - 1993. - № 237; Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ.- 2002. - N 46. - Ст. 4532.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472.
6. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 30. - Ст. 3588.
7. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2016. - N 27 (Часть I). - Ст. 4159.
8. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018) "О государственной тайне" // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 41. - Стр. 8220-8235.
9. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 14.01.2019) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" // Собрание законодательства РФ. - 1995, N 49. - Ст. 4775.
10. Указ Президента РФ от 29.12.1995 N 1329 "Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 2. - Ст. 62.
11. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 07.12.2016) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 17. - Ст. 1958.
12. Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 5. - Ст. 561.
13. Указ Президента РФ от 22.12.2016 N 701 "Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2016. - N 52 (Часть V). - Ст. 7615.
14. Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 (ред. от
28.02.2018) "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 48. - Ст. 5938.
15. Распоряжение Правительства РФ от 04.05.2017 N 862-р «Об утверждении перечня объектов использования атомной энергии, в целях повышения уровня антитеррористической защищенности которых устанавливается зона безопасности с особым правовым режимом» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - N 20. - Ст. 2953.
16. Приказ Г енпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 (ред. от
16.04.2019) "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" // СПС Консультант плюс. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73311/ (дата обращения:
24.04.2019) .
17. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 21.06.2016) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" // Законность. - N 3. - 2008.
18. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от
14.11.2018) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных,
военных и других специализированных прокуратур" // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. [Электронный ресурс] // URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-genprokuratury-rf-ot-07052008-n-84/ (дата
обращения: 24.04.2019).
19. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 (ред. от
13.03.2018) "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Законность. - N 4. - 2010.
20. Приказ Генпрокуратуры России от 02.11.2018 N 723 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно- промышленного комплекса" // Законность. - N 1. - 2019.
II Материалы судебной практики:
1. Решение Авиастроительного районного суда города Казани РТ по делу № 2-321 от 15.02.2018 // Архив Авиастроительного районного суда города Казани РТ [Электронный ресурс] // URL: https://www.prokrt.ru (дата обращения: 24.04.2019).
2. Решение Котласского городского суда Архангельской области по делу № 2-415 от 27.12.2018 // Архив Котласского городского суда Архангельской области [Электронный ресурс] // URL: https://www.arhoblprok.ru/ru (дата обращения: 24.04.2019).
3. Решение Королёвского городского суда Московской области по делу № 2-120 от 20 июня 2013 г.// Архив Королёвского городского суда
Московской области [Электронный ресурс] // URL: http://mosoblproc.ru (дата обращения: 24.04.2019).
III Специальная литература:
1. Александров Р.А. «О современном состоянии законодательства Российской Федерации в области национальной безопасности» // «Российский следователь». - 2016. - № 4. - С.18.
2. Амирбеков К.И. Объект и предмет прокурорской деятельности: теоретический подход // Российский следователь. - 2016. - N 24. - С. 49 - 52; 2017. - N 3.- С. 46-51.
3. Бессарабов В.Г. Организация и деятельность российской
прокуратуры. — Начальник, Эль-Фа, 2016. - C.264.
4. Винокуров С.И. К вопросу о превентивной сущности
прокурорского надзора // Российский следователь. - 2017. - N 7. - С. 26-30.
5. Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации // Современное право. - 2014. - N 6. -С. 38-42.
6. Гильмутдинов И.И., Абрамов П.В. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды // Законность. - 2013. - N 7. - С. 52-54
7. Занина Т.М. Некоторые аспекты административно-правового регулирования защиты информации на режимных объектах // Вестник ВИ МВД России. - 2018. - №3. - С.45.
8. Долежан В.В. Проблемы компетенции прокуратуры. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - М.:2017. - С. 121.
9. Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. -С.141.
10. Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. - 2015. - N 3. - С. 14-19.
11. Каширина О.Н. Прокуратура России - субъект предупреждения преступлений // Законность. - 2017. - N 11. - С. 31-32.
12. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. - М.: Проспект, 2016. - С.326.
13. Костенко Е.Н. Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - N 9. - С. 226-231.
14. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: учеб. для вузов. - М.: 206. -С.625.
15. Мартынов А.В. Теоретико-правовые вопросы административного надзора в области промышленной безопасности: учебное пособие. - Нижний Новгород, 202. - С.125.
16. Морозова О.В., Скрылев М.И. Экстрадиционные проверки транспортных прокуратур и вопросы национальной (общественной) безопасности Российской Федерации // Транспортное право. - 2018. - N 3. - С. 711.
17. Мыцыков А.Я. Прокурорской системе быть // Законность. - 2014. - N 10. - С. 19-21.
18. Нестерова А.Ю. Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду // Прокурор. - 2016. - N 2. - С. 101-105.
19. Основы уголовного судопроизводства: учебник для бакалавров / М.В. Бубчикова, В.А. Давыдов, В.В. Ершов и др.; под ред. В.А. Давыдова, В.В. Ершова. - М.: РГУП, 2017. - С.225.
20. Рубцова М.В. Правовые проблемы разграничения государственных услуг и государственных функций в российском законодательстве при осуществлении прокурорского надзора // Российская юстиция. - 2017. - N 11. -
С. 50 - 53.
21. Рубцова М.В. Типичные нарушения прав участников ВЭД, выявляемые транспортными прокурорами // Законность. - 2017. - N 7. - С. 32-35.
22. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд. // СПС Консультант Плюс. 2017.
23. Ситник В.В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание // Актуальные проблемы российского права.- 2018.- N 4. - С. 185-194.
24. Смирнов А.Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - N 1. - С. 215-221.
25. Стрельников В.В. Понятие и основное содержание целей и задач управленческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - N 8. - С. 169-181.
26. Сушина Т.Е. Объекты прокурорского надзора за исполнением законов: трансформация понятий // Актуальные проблемы российского права. -
2018. - N 6. - С. 169-177.
27. Ткачев И.В. Прокуратура как государственный орган с особым статусом // Законность. - 2014. - N 9. - С. 19-21.
28. Фомичева О.А. Прокуратура как субъект права законодательной инициативы в законотворческой деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - N 10. - С. 50-55.
29. Шобухин В.Ю. Тенденции и перспективы развития конституционно-правового статуса российской прокуратуры и современная судебная реформа // Современное право. - 2014. - N 11. - С. 36-40.
30. Эзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России / Рос. гос. торгово-экон. ун-т, НИИ проблем безопасности и устойчивого развития. - М.: ЗАО "Издательство «Экономика», 2013. - С. 154.
IV Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт Волгоградской прокуратуры РФ [Электронный
ресурс] // URL: https://volgoproc.ru/press-center/news/?department=287 (дата
обращения: 24.04.2019).
2. Официальный сайт Прокуратуры Республики Татарстан
[Электронный ресурс] // URL: https://www.prokrt.ru (дата обращения:
24.04.2019) .
3. Официальный сайт Прокуратуры Тульской области [Электронный ресурс] // URL: http://www.prokuror-tula.ru (дата обращения: 24.04.2019).