ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
Введение 3
Раздел I: Теоретико-методологические основания изучения
избирательных систем 8
Раздел II: Эволюция избирательной системы Республики
Татарстан 24
Раздел III: Избирательная система как фактор формирования регионального
политического режима в РТ 39
Заключение 50
Список литературы
Раздел I: Теоретико-методологические основания изучения
избирательных систем 8
Раздел II: Эволюция избирательной системы Республики
Татарстан 24
Раздел III: Избирательная система как фактор формирования регионального
политического режима в РТ 39
Заключение 50
Список литературы
Актуальность работы обусловлена тем, что в российском государстве на протяжении долгого времени идет процедура реформирования не только партийной, но и избирательной системы в целом. Нестабильная обстановка в мире создает шаткость правовой системе, которая приводит к пересмотру системы отношений между основными субъектами властных отношений: обществом и властью, государством и индивидом.
Формирование избирательной системы Российской Федерации и ее субъектов началось с 1993 г и с уверенностью стоит отметить, что данный процесс не завершен, поскольку вопрос остается актуальным какая избирательная система функционирует лучше всего. Какой системе государствам нужно отдавать свое предпочтение, ведь избирательные системы государств, с помощью которых происходит формирование высших органов власти или должностных лиц субъектов Российской Федерации, в каждом государстве может обладать своих механизмом. Помимо этого, изменения в избирательном законодательстве могут осуществляться как до, так и после выборов. В свою очередь с помощью электоральных правил государство и региональные элиты с легкостью манипулируют избирательной системой, так как она меняется в зависимости от интересов властвующей верхушки.
Стоит заметить, что в последнее десятилетие важность избирательного права показывает идущие в нашей стране процессы, связанные с демократизацией политической сферы, что в свою очередь показывает нам, что избирательная система — действительно важный политический фактор, который имеет непосредственное влияние не только на политическую систему, но и общество в целом. Ведь в зависимости от установленных правил, распределений голосов может привести к разному исходу событий.
Изучение избирательных систем — это область исследований, целью которой является анализ различных избирательных систем, используемых в мире, и того, как они применяют демократию на практике, привлекая разных избирателей страны, представленных в парламенте. Система голосования может быть просто определена как процедура, с помощью которой мы голосуем и выбираем наших публичных должностных лиц или часть избирательного закона и правил. Данные правила определяют, как партии и кандидаты избираются в орган в качестве представителя. Тем не менее, важность избирательной системы заключается в ее последствиях на политической сцене страны, особенно при выборе одного типа избирательной системы над другим, потому что избирательные системы, по мнению Сартори - это «наиболее специфический манипулятивный инструмент политики». Изучение избирательных систем имеет отличие от других аспектов политической науки, из-за того, что допускается количественное моделирование, выражающееся в данных (голоса, места и т.д.).
Свое влияние избирательная система проявляет, во-первых, в интенсивности взаимоотношений субъектов политического процесса на таких уровнях как электоральном и парламентском, во-вторых, через упорядочивание политической власти, распределение мест в высший представительный и законодательный орган государства.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование избирательной системы рассматривались в зарубежной и отечественной литературе. Первыми зарубежными исследователями, которые заложили теоретические основы в изучении избирательной системы являются М. Дюверже , Дж. Сартори , Э. Лейкман , Г. Кокса . Привнесли свой вклад в изучении и классификации избирательной системы также и P. Таагепера, и М. С. Шугарт , Д. Рэй в своих работах пытался проанализировать последствия избирательных систем , Ж. Коломера , М. Валлерстайн . В российской науке исследование проходило первоначально в юридической сфере, а именно в избирательном праве, а затем и в политологии, но с заимствованием опыта зарубежных исследователей. К ним обычно относят: Ю.А. Дмитриева и В.Б. Исраелян , И.В. Демешко , О.Е. Кутафин , А.В. Иванченко , а также А.И. Ким , А.Е. Постников и др. Изучением классификаций избирательных систем занимались: В.Н Белонский , А.Е. Любарев , А.Х. Худолей , акцентируют свое внимание на особенностях избирательных систем субъектов РФ М.В. Сербин , Е.П. Дубровина , Г.В. Голосов , рассмотрение современных избирательных систем проявляется в работах Т.И. Нигметзянова и Е.С. Жигаловой , В.С. Авдонина и другие.
Изучение избирательной системы Республики Татарстан рассматривается такими исследователями как: М.Х. Фарукшин , А.Р. Фазулов , А.Х. Халитова , А.И. Салий делающий акцент на избирательных технологиях Республики Татарстан .
В качестве объекта исследования выступает избирательная система.
Предмет исследования - эволюция избирательной системы РТ
Целью данного исследования выявление эволюция федеральной избирательной системы на примере Республики Татарстан
Задачи исследования можно определить следующим образом:
1. Охарактеризовать основные теоретико-методологические подходы к изучению избирательной системы;
2. Рассмотреть основные типы избирательных систем;
3. Выявить достоинства и недостатки современных избирательных систем
4. Проследить эволюцию изменения избирательной системы Республики Татарстан
5. Выявить манипулятивные способы изменения избирательной системы для ограничения политической конкуренции
6. Определить роль изменения избирательной системы в эволюции отношений центра и субъектов РФ.
Методы исследования. В рамках данной работы будет использованы: институциональный метод, помимо него метода в работе имел свое место и сравнительный метод, применяемый в разборе типологий избирательных систем; исторический метод использовался в контексте рассмотрения эволюции избирательной системы Республики Татарстан, а также нормативный метод необходимый для анализа российского законодательства и нормативно - правовых актов.
Гипотеза данной работы заключается в том, что трансформация избирательной системы во многом может проходить в угоду политических интересов государственной власти.
Структура работы. Данная дипломная работа обусловлена обозначенными целями и задачами исследования, предполагает введение, основную теоретическую часть, состоящую из трёх разделов, заключение, список использованной литературы. В первом разделе будут проанализированы одни из основных подходов в вопросе исследования избирательных систем, а также будут приведены основные классификации избирательных систем в процессе которых будут выявлены преимущества и недостатки современных избирательных систем. Второй раздел посвящен эволюции становления и развития избирательной системы Республики Татарстан. В третьем разделе выявляются манипулятивные способы изменения избирательной системы, ограничивающие политическую конкуренцию, а также затрагиваются особенности функционирования региональной оппозиции в условиях избирательной системы Республики Татарстан.
Формирование избирательной системы Российской Федерации и ее субъектов началось с 1993 г и с уверенностью стоит отметить, что данный процесс не завершен, поскольку вопрос остается актуальным какая избирательная система функционирует лучше всего. Какой системе государствам нужно отдавать свое предпочтение, ведь избирательные системы государств, с помощью которых происходит формирование высших органов власти или должностных лиц субъектов Российской Федерации, в каждом государстве может обладать своих механизмом. Помимо этого, изменения в избирательном законодательстве могут осуществляться как до, так и после выборов. В свою очередь с помощью электоральных правил государство и региональные элиты с легкостью манипулируют избирательной системой, так как она меняется в зависимости от интересов властвующей верхушки.
Стоит заметить, что в последнее десятилетие важность избирательного права показывает идущие в нашей стране процессы, связанные с демократизацией политической сферы, что в свою очередь показывает нам, что избирательная система — действительно важный политический фактор, который имеет непосредственное влияние не только на политическую систему, но и общество в целом. Ведь в зависимости от установленных правил, распределений голосов может привести к разному исходу событий.
Изучение избирательных систем — это область исследований, целью которой является анализ различных избирательных систем, используемых в мире, и того, как они применяют демократию на практике, привлекая разных избирателей страны, представленных в парламенте. Система голосования может быть просто определена как процедура, с помощью которой мы голосуем и выбираем наших публичных должностных лиц или часть избирательного закона и правил. Данные правила определяют, как партии и кандидаты избираются в орган в качестве представителя. Тем не менее, важность избирательной системы заключается в ее последствиях на политической сцене страны, особенно при выборе одного типа избирательной системы над другим, потому что избирательные системы, по мнению Сартори - это «наиболее специфический манипулятивный инструмент политики». Изучение избирательных систем имеет отличие от других аспектов политической науки, из-за того, что допускается количественное моделирование, выражающееся в данных (голоса, места и т.д.).
Свое влияние избирательная система проявляет, во-первых, в интенсивности взаимоотношений субъектов политического процесса на таких уровнях как электоральном и парламентском, во-вторых, через упорядочивание политической власти, распределение мест в высший представительный и законодательный орган государства.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование избирательной системы рассматривались в зарубежной и отечественной литературе. Первыми зарубежными исследователями, которые заложили теоретические основы в изучении избирательной системы являются М. Дюверже , Дж. Сартори , Э. Лейкман , Г. Кокса . Привнесли свой вклад в изучении и классификации избирательной системы также и P. Таагепера, и М. С. Шугарт , Д. Рэй в своих работах пытался проанализировать последствия избирательных систем , Ж. Коломера , М. Валлерстайн . В российской науке исследование проходило первоначально в юридической сфере, а именно в избирательном праве, а затем и в политологии, но с заимствованием опыта зарубежных исследователей. К ним обычно относят: Ю.А. Дмитриева и В.Б. Исраелян , И.В. Демешко , О.Е. Кутафин , А.В. Иванченко , а также А.И. Ким , А.Е. Постников и др. Изучением классификаций избирательных систем занимались: В.Н Белонский , А.Е. Любарев , А.Х. Худолей , акцентируют свое внимание на особенностях избирательных систем субъектов РФ М.В. Сербин , Е.П. Дубровина , Г.В. Голосов , рассмотрение современных избирательных систем проявляется в работах Т.И. Нигметзянова и Е.С. Жигаловой , В.С. Авдонина и другие.
Изучение избирательной системы Республики Татарстан рассматривается такими исследователями как: М.Х. Фарукшин , А.Р. Фазулов , А.Х. Халитова , А.И. Салий делающий акцент на избирательных технологиях Республики Татарстан .
В качестве объекта исследования выступает избирательная система.
Предмет исследования - эволюция избирательной системы РТ
Целью данного исследования выявление эволюция федеральной избирательной системы на примере Республики Татарстан
Задачи исследования можно определить следующим образом:
1. Охарактеризовать основные теоретико-методологические подходы к изучению избирательной системы;
2. Рассмотреть основные типы избирательных систем;
3. Выявить достоинства и недостатки современных избирательных систем
4. Проследить эволюцию изменения избирательной системы Республики Татарстан
5. Выявить манипулятивные способы изменения избирательной системы для ограничения политической конкуренции
6. Определить роль изменения избирательной системы в эволюции отношений центра и субъектов РФ.
Методы исследования. В рамках данной работы будет использованы: институциональный метод, помимо него метода в работе имел свое место и сравнительный метод, применяемый в разборе типологий избирательных систем; исторический метод использовался в контексте рассмотрения эволюции избирательной системы Республики Татарстан, а также нормативный метод необходимый для анализа российского законодательства и нормативно - правовых актов.
Гипотеза данной работы заключается в том, что трансформация избирательной системы во многом может проходить в угоду политических интересов государственной власти.
Структура работы. Данная дипломная работа обусловлена обозначенными целями и задачами исследования, предполагает введение, основную теоретическую часть, состоящую из трёх разделов, заключение, список использованной литературы. В первом разделе будут проанализированы одни из основных подходов в вопросе исследования избирательных систем, а также будут приведены основные классификации избирательных систем в процессе которых будут выявлены преимущества и недостатки современных избирательных систем. Второй раздел посвящен эволюции становления и развития избирательной системы Республики Татарстан. В третьем разделе выявляются манипулятивные способы изменения избирательной системы, ограничивающие политическую конкуренцию, а также затрагиваются особенности функционирования региональной оппозиции в условиях избирательной системы Республики Татарстан.
При рассмотрении теоретических аспектов избирательных систем были выявлены основные теоретико - методологические подходы к пониманию избирательных систем. В рамках исследования было выявлено, что в процессе становления избирательной системы федеральная власть в тандеме с региональной политической элитой изменяли электоральные правила для реализации своих политических решений.
Применение электоральной инженерии показало нам, что сама модель избирательной системы, может выступать в роли манипулятивного инструмента осуществления политики со стороны государства. Было выявлено, что смена в 2012 году пропорциональной системы на смешанную преследовала свои цели, а именно получения «гипперпредставительства» партии власти в лице «Единой России» не только в Государственной Думе, но и также в субъектах РФ. Имея партийное большинство, властвующей элите во - первых, легче принимать законы в парламенте, во - вторых, легче оказывать давление на региональную политическую власть и в - третьих, легче уменьшать политическую конкуренцию оппозиционно-настроенных партий.
В рамках работы были выявлены основные преимущества и недостатки современных избирательных систем. Без сомнения мажоритарная избирательная система как правило создает стабильные и ответственные однопартийные правительства, поэтому исход выборов имеет решающее значение. К достоинству относится, что каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом в праве голосовать за того кандидата, который отражает их политические идеологии или просто кого они хотят видеть избранным в первую очередь. Таким образом, система позволяет учитывать голос каждого избирателя, в следствии избрания депутата наступает прямая ответственность по отношению к народу, который его избрал. Мажоритарную систему выгодно применять на выборы в представительные органы власти, поскольку выгода будет на стороне крупных партий. Без сомнения там, где мажоритарные системы подчеркивают управляемость, пропорциональные системы ориентируются на голоса меньшинства. Пропорциональные избирательные системы, основанные на партийных списках в многопартийных избирательных округах, широко распространены во многих странах. Принцип пропорционального представительства заключается в том, что места в избирательном округе делятся в соответствии с количеством голосов, отданных за партийные списки.
Переход Российской Федерации на смешанную систему предполагал синтез мажоритарной и пропорциональной систем в силу того, что система гарантирует одновременно пропорциональное представительство и представительство территорий. В следствии этого у избирателя есть возможность отдать свой голос как за партийный список, выбрав тем самым партию с ее политической программой, отражающая его политические ценности и идеологии, так и за понравившегося кандидата, который баллотируется на определенном избирательном округе.
Широкие возможности электорального конструирования создают смешенные избирательные системы, особенно их параллельные разновидности. В современном мире прослеживается выраженная тенденция увеличения выборов по смешанной системе. В этом отношении наглядным примером электоральной инженерии стало возращение Российской Федерации в 2016 г. к выборам нижней палаты парламента по смешанной системе. Правящая партия «Единая Россия» в условиях социально-экономического кризиса благодаря изменению дизайна избирательной системы победила с подавляющим преимуществом, завоевав квалифицированное большинство депутатских мандатов (343 места из 450). Кандидаты от «Единой России» одержали победу практически во всех одномандатных округах. Прежняя пропорциональная система позволила бы правящей партии набрать только немногим больше половины голосов.
Манипулирование избирательным законодательствам происходило в целях усиления проправительственной партии. В теории пропорциональная избирательная система приводит к многопартийности, представительству интересов небольших групп граждан, развитию политического плюрализма. Однако при рассмотрении российской действительности применение пропорциональной системы привело к обратным результатам и усилению партии власти.
Таким образом избирательные системы в процессе своей трансформации стала поддаваться законодательному регулированию со стороны государства, поскольку для реализации своих политических выгод государство в лице федеральной власти выгодно использовать избирательные системы в качестве инструмента реализации своих политических интересов. В результате федеральная власть установила контроль за избирательной системой с помощью которой проходит успешная реализация политических интересов и снижения влияния и участия политической оппозиции
В процессе анализа эволюции избирательной системы Республики Татарстан было выявлено несколько этапов, с 1993-2000 годы характеризовался самостоятельностью республики в вопросах регулирования избирательных отношений. Именно на данном этапе происходит юридическое закрепление Конституции Республики Татарстан и формирование законодательства самой республики, которое в дальнейшем будет противоречить Конституции РФ и естественно федеральному законодательству, поэтому данный этап проходил свое развития параллельно с федеральной избирательной системы.
Следующим периодом в развитии и эволюции избирательной системы РТ выделяют 2000 - 2007 гг. Данный этап характеризовался тем, что в субъекте начинаются процессы корректирования республиканского законодательства в соответствие с федеральным, кроме этого изменения коснулись и Конституции республики. По сравнению с 1993-2000 гг. в этом периоде снижается самостоятельность региона, из-за проводимой федеральным центром политики по укреплению вертикальной власти. Вследствие этого принятый в Республике Татарстан Избирательного кодекса свидетельствует нам об успешном становлении избирательной системы РТ.
Таким образом, смешанная модель избирательной системы служит в качестве защиты интересов «партии власти», кроме этого, было достигнуто конституционное большинство в Госдуме и снижения конкуренции со стороны политической оппозиции. Применение определенной избирательной системы повлияли на закрепление характера политического режима. Однако одни и те же виды избирательных систем в разных государствах приводят к различным результатам.
Важно отметить, что при анализе эволюции избирательной системы на региональном и местном уровне было выявлено, что на уровне государственной власти в субъектах РФ и на местном уровне прослеживаются общероссийские тенденции усиления «партии власти».
Применение электоральной инженерии показало нам, что сама модель избирательной системы, может выступать в роли манипулятивного инструмента осуществления политики со стороны государства. Было выявлено, что смена в 2012 году пропорциональной системы на смешанную преследовала свои цели, а именно получения «гипперпредставительства» партии власти в лице «Единой России» не только в Государственной Думе, но и также в субъектах РФ. Имея партийное большинство, властвующей элите во - первых, легче принимать законы в парламенте, во - вторых, легче оказывать давление на региональную политическую власть и в - третьих, легче уменьшать политическую конкуренцию оппозиционно-настроенных партий.
В рамках работы были выявлены основные преимущества и недостатки современных избирательных систем. Без сомнения мажоритарная избирательная система как правило создает стабильные и ответственные однопартийные правительства, поэтому исход выборов имеет решающее значение. К достоинству относится, что каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом в праве голосовать за того кандидата, который отражает их политические идеологии или просто кого они хотят видеть избранным в первую очередь. Таким образом, система позволяет учитывать голос каждого избирателя, в следствии избрания депутата наступает прямая ответственность по отношению к народу, который его избрал. Мажоритарную систему выгодно применять на выборы в представительные органы власти, поскольку выгода будет на стороне крупных партий. Без сомнения там, где мажоритарные системы подчеркивают управляемость, пропорциональные системы ориентируются на голоса меньшинства. Пропорциональные избирательные системы, основанные на партийных списках в многопартийных избирательных округах, широко распространены во многих странах. Принцип пропорционального представительства заключается в том, что места в избирательном округе делятся в соответствии с количеством голосов, отданных за партийные списки.
Переход Российской Федерации на смешанную систему предполагал синтез мажоритарной и пропорциональной систем в силу того, что система гарантирует одновременно пропорциональное представительство и представительство территорий. В следствии этого у избирателя есть возможность отдать свой голос как за партийный список, выбрав тем самым партию с ее политической программой, отражающая его политические ценности и идеологии, так и за понравившегося кандидата, который баллотируется на определенном избирательном округе.
Широкие возможности электорального конструирования создают смешенные избирательные системы, особенно их параллельные разновидности. В современном мире прослеживается выраженная тенденция увеличения выборов по смешанной системе. В этом отношении наглядным примером электоральной инженерии стало возращение Российской Федерации в 2016 г. к выборам нижней палаты парламента по смешанной системе. Правящая партия «Единая Россия» в условиях социально-экономического кризиса благодаря изменению дизайна избирательной системы победила с подавляющим преимуществом, завоевав квалифицированное большинство депутатских мандатов (343 места из 450). Кандидаты от «Единой России» одержали победу практически во всех одномандатных округах. Прежняя пропорциональная система позволила бы правящей партии набрать только немногим больше половины голосов.
Манипулирование избирательным законодательствам происходило в целях усиления проправительственной партии. В теории пропорциональная избирательная система приводит к многопартийности, представительству интересов небольших групп граждан, развитию политического плюрализма. Однако при рассмотрении российской действительности применение пропорциональной системы привело к обратным результатам и усилению партии власти.
Таким образом избирательные системы в процессе своей трансформации стала поддаваться законодательному регулированию со стороны государства, поскольку для реализации своих политических выгод государство в лице федеральной власти выгодно использовать избирательные системы в качестве инструмента реализации своих политических интересов. В результате федеральная власть установила контроль за избирательной системой с помощью которой проходит успешная реализация политических интересов и снижения влияния и участия политической оппозиции
В процессе анализа эволюции избирательной системы Республики Татарстан было выявлено несколько этапов, с 1993-2000 годы характеризовался самостоятельностью республики в вопросах регулирования избирательных отношений. Именно на данном этапе происходит юридическое закрепление Конституции Республики Татарстан и формирование законодательства самой республики, которое в дальнейшем будет противоречить Конституции РФ и естественно федеральному законодательству, поэтому данный этап проходил свое развития параллельно с федеральной избирательной системы.
Следующим периодом в развитии и эволюции избирательной системы РТ выделяют 2000 - 2007 гг. Данный этап характеризовался тем, что в субъекте начинаются процессы корректирования республиканского законодательства в соответствие с федеральным, кроме этого изменения коснулись и Конституции республики. По сравнению с 1993-2000 гг. в этом периоде снижается самостоятельность региона, из-за проводимой федеральным центром политики по укреплению вертикальной власти. Вследствие этого принятый в Республике Татарстан Избирательного кодекса свидетельствует нам об успешном становлении избирательной системы РТ.
Таким образом, смешанная модель избирательной системы служит в качестве защиты интересов «партии власти», кроме этого, было достигнуто конституционное большинство в Госдуме и снижения конкуренции со стороны политической оппозиции. Применение определенной избирательной системы повлияли на закрепление характера политического режима. Однако одни и те же виды избирательных систем в разных государствах приводят к различным результатам.
Важно отметить, что при анализе эволюции избирательной системы на региональном и местном уровне было выявлено, что на уровне государственной власти в субъектах РФ и на местном уровне прослеживаются общероссийские тенденции усиления «партии власти».
Подобные работы
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики
как субъекта Российской Федерации
(федеральные стандарты и республиканское регулирование).
Диссертация , конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - «Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации»
(на примере национальных республик)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Гарантии соблюдения прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий в субъектах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Защита прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации (Санкт–Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения)
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023



