Управление качеством образования на основе внедрения инновационных технологий в среднем профессиональном образовании (на примере государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Мензелипский сельскохозяйственный техникум»)
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ... 10
1.1 Сущность, характеристика и составляющие качества образования 10
1.2 Сущность, классификация и направления инновационных технологий 16
1.3 Виды инновационных технологий, применяемые при получении
среднего профессионального образования 21
1.4 Формы и методики технологий инновационного обучения .... 26
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «МЕНЗЕЛИНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ » 33
2.1 Краткая характеристика деятельности государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения «Мензелинский
сельскохозяйственный техникум» 33
2.2 Анализ образовательного процесса в государственном бюджетном
профессиональном образовательном учреждении «Мензелинский
сельскохозяйственный техникум» 41
2.3 Исследование применения методики использования инновационных
форм организации обучения в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» в процессе преподавания дисциплины «Основы экономики» 54
2.4 Влияние инновационной образовательной программы на
деятельность государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» 64
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «МЕНЗЕЛИНСКИЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» 68
3.1 Методические рекомендации по повышению качества
образования на основе использования инновационной деятельности в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» 68
3.2 Педагогический эксперимент для исследования
эффективности разработанных рекомендаций по повышению качества
образования на основе внедрения инновационных технологий по дисциплине «Основы экономики» в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Мензелинский
сельскохозяйственный техникум» 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Развитие является неотъемлемой частью любой деятельности, в том числе и педагогической. В связи с увеличением требований к рабочей силе появилась необходимость развития системы образования. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и на первой ступени высшего профессионального образования.
Система образования в наши дни претерпевает радикальные изменения, которые затрагивают все её элементы. При подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных выпускников системы среднего профессионального образования нужно внедрение инновационных технологий в образовании. Это новые методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Тема выпускной квалификационной работы актуальна и практически значима в наши дни и конкретно для исследуемого учебного заведения, поскольку внедрение в образовательный процесс инновационных технологий содействует более высокому уровню качественной подготовки специалистов, выпускаемых СПО.
В современном мире требования к выпускникам учебных учреждений меняются. Нужен не только хороший специалист, но и хороший сотрудник, способный работать в команде, позитивно настроенный к инновациям, самостоятельным решениям и проявлению инициативы. Практический опыт и его применение гораздо важнее знаний студентов.
Для понимания сути проблемы управления качеством образования методологически важно различать факторы, влияющие на качество, и условия, обеспечивающие качество. Способность факторов влиять на улучшение качества в значительной степени зависит от условий обеспечения качества, то есть от условий предоставления образования, его методов, способов. Именно в этом видится причина, обусловливающая специальное внимание к проблемам информатизации образования, использования современных инновационных технологий как непосредственно в образовательном процессе, так и в управлении им. Таким образом, налицо потребность устранить недостаточную педагогическую разработанность проблемы инновационных технологий, выработать педагогически обоснованные направления, формы и методы их применения в практике образовательных учреждений СПО.
Объектом исследования является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
Предметом исследования являются инновационные технологии в среднем профессиональном образовании как педагогический метод и их внедрение в процесс обучения в СПО.
В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что одним из направлений повышения эффективности образовательного процесса и качества образования в учебных заведениях среднего профессионального образования является комплексное использование инновационных технологий в сочетании с традиционными. Совершенствование образовательного процесса возможно при комплексном применении инновационных технологий с использованием следующих основных путей: информатизацией
учебно-методического комплекса образовательного учреждения среднего профессионального образования, использованием мультимедиа-технологий в обучении студентов.
Целью данного исследования является изучение инновационных технологий, используемых в техникуме и влияния их на качество обучения, выявление методов внедрения технологий в процесс обучения и перспектив на примере государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
1. Изучить понятие и сущность инновационных технологий, рассмотреть существующие инновационные технологии, применяемые при получении среднего профессионального образования и определить инновационные технологии, возможности и проблемы их внедрения в процесс обучения;
2. Изучить инновационные технологии, применяемые в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» и проанализировать влияние применяемых инновационных технологий на такие показатели как успеваемость и качество обучения студентов, а также психоэмоциональное состояние студентов;
3. Разработать методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения и пути повышения качества образовательного процесса;
4. Провести педагогический эксперимент для исследования эффективности разработанных рекомендаций по совершенствованию организации занятий с использованием инновационных технологий обучения дисциплине «Основы экономики» в ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
Проблеме инновационных технологий посвящены труды многих ученых и педагогов. Из отечественных авторов можно выделить таких как М.М. Поташник, А. В. Лоренков В. И. Андреев, И.П. Подласый, доктор педагогических наук В.В. Шапкин, В.Д. Симоненко, профессор К.К. Колин и другие. Также анализ инновационной проблематики занимает значительное место в исследованиях зарубежных авторов, наиболее известны работы Э. Роджерса, У. Уолкера, В. Брауна, Н. Винница, Г. Хенрици, К.-Э. Херфурта, Г. Холлтвиша, Г. Шлеммингера. Их вклад в развитие инновационных процессов неоценим и велик.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, предполагающий всесторонний объективный анализ информатизации образовательного процесса в её развитии. В работе были использованы общенаучные методы исследования, такие как теоретический анализ и синтез, поиск причинно-следственных связей, анкетирование, беседа и обобщение, а также статистические и математические методы, методы сравнения.
Информационной основой проведения исследования явились законодательные акты [1,2], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273 -ФЗ [3], локальные акты и устав ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» [11], базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи в специализированных изданиях и различная справочная литература.
Аналитической базой исследования являются учебные планы и локальные акты ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» [6, 9,10], рабочие программы учебных дисциплин [7], отчет о деятельности ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» [8], устав ГБПОУ «МСХТ», результаты анкетирования и опроса студентов, сформированные в статистические данные, результаты опроса и беседы с преподавателем, результаты сформированных данных таблиц и другие нормативные документы.
На основе проведенного исследования сделаны необходимые выводы и разработаны методические рекомендации по повышению эффективности инновационной деятельности в среднем профессиональном образовании, которые смогут найти практическое применение в ГБПОУ «МСХТ». Результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для педагогов и студентов техникума, и могут быть использованы в текущей перспективе, потому что они помогут облегчить процесс обучения и получения знаний. А также для тех, кто заинтересован в практическом закреплении навыков студентами и их умении пользоваться современными технологиями.
Апробация результатов исследования осуществлена на конференции V международная научно-практическая конференция «НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. ИННОВАЦИИ».
Исходя из поставленных цели и задач, формируется структура выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы. Первая глава содержит теоретические подходы к проблеме инновационных технологий в среднем профессиональном образовании, она включает в себя 4 параграфа и одну таблицу. Вторая глава содержит анализ и оценку эффективности управления инновационной деятельностью в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Мензелинский сельскохозяйственный техникум». В ней представлена информация о деятельности техникума и отображено проведённое исследование, глава содержит 4 параграфа, 2 таблицы и 3 рисунка, к которым прилагаются 2 приложения. Третья глава содержит разработку методических рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности в ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» и педагогический эксперимент для исследования эффективности разработанных рекомендаций по повышению качества образования на основе внедрения инновационных технологий по дисциплине «Основы экономики». Она состоит из двух параграфов, 6 таблиц и 2 рисунков.
Недостаточно эффективное применение инновационных форм организации обучения обусловили актуальность темы исследования и ее практическую значимость. В соответствии с проблемой исследования нами были выделены цель и следующие задачи выпускной квалификационной работы.
Целью данного исследования является изучение инновационных технологий, используемых в техникуме и влияния их на качество обучения, выявление методов внедрения технологий в процесс обучения и перспектив на примере государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
1. Изучить понятие и сущность инновационных технологий, рассмотреть существующие инновационные технологии, применяемые при получении среднего профессионального образования и определить инновационные технологии, возможности и проблемы их внедрения в процесс обучения;
2. Изучить инновационные технологии, применяемые в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» и проанализировать влияние применяемых инновационных технологий на такие показатели как успеваемость и качество обучения студентов, а также психоэмоциональное состояние студентов;
3. Разработать методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения и пути повышения качества образовательного процесса;
4. Провести педагогический эксперимент для исследования эффективности разработанных рекомендаций по совершенствованию организации занятий с использованием инновационных технологий обучения дисциплине «Основы экономики» в ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
Поставленные задачи выпускной квалификационной работы выполнены, цель достигнута.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены сущность, классификация, направления и виды инновационных технологий, а также сущность, характеристику и составляющие качества образования.
Качество образования - это соотношение цели и результата образования. Цель инновационных технологий - развитие у студентов умения работать с информацией, в команде или самостоятельно, использовать информационные ресурсы, качественно выполнять поставленные задачи или проблемы, что ведет к заинтересованности обучающихся в образовательном процессе и повышению уровня их подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности. Инновационное обучение объясняется как направленное на создание готовности личности к переменам в жизни и обществе, будущему и сопутствующим проблемам, которые личность должна научиться решать разными путями, сотрудничеству с другими людьми и развитию мышления.
Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приведет к падению у студентов интереса к предмету.
Вторая глава - исследовательская часть выпускной квалификационной работы, в которой дана краткая характеристика ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум», проведён анализ использования инновационных технологий в процессе деятельности ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» и исследование проблем внедрения инновационных форм в обучение. А также рассмотрено влияние инновационных образовательной программы на деятельность ГБПОУ «МСХТ». Из второй главы следует, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения преподавателя правильно организовать занятие и грамотно выбрать ту или иную форму организации обучения. В Техникуме реализуются основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные рабочие профессии. Отмечается хорошая общетехническая и специальная подготовка. За последние три года выпускники очного отделения по итогам ИГА получили оценку «отлично» и «хорошо». Анализ характеристик и отзывов о выпускниках показывают, что большинство из выпускников техникума продолжают обучение в высших учебных заведениях, занимают должности главных специалистов, руководителей хозяйства.
Во второй главе было проведено исследование применения методики использования инновационных форм организации обучения в ГБПОУ «МСХТ». В результате анкетирования выявлено, что преподаватель данной дисциплины регулярно проводит занятия с применением инновационных форм обучения, и это большинству студентов нравится. Из этого исследования следует, что мы обосновали необходимость применения и внедрения инновационных форм организации обучения не только теоретически. Результаты отображают, что студенты продемонстрировали свою заинтересованность в нетрадиционных формах организации занятий.
Вторая часть исследования была ориентирована на выявление сложностей, которые встают на пути преподавателя при планировании и проведении учебного занятия с применением инновационных форм организации обучения. Для понимания в полной мере сути возникающих проблем был выбран другой метод исследования - беседа, в ходе которой даются более полные и обоснованные ответы, чем в ходе использованного ранее анкетирования. Отвечая на вопросы, педагог дала понять, что положительно относится к новшествам в целом и к инновационным технологиям в частности. Она часто применяет инновационное обучение, используя дискутирование, метод проектов, проблемное обучение, блочно - модульную технологию, поскольку это помогает ей доступно объяснить материал студентам, также она проводит на компьютерах практические занятия, которые закрепляют теорию. Исследовав ГБПОУ «МСХТ» и его процессы обучения, мы пришли к выводу, что учебное учреждение широко использует инновационные технологии, но существуют некоторые финансовые и технические проблемы внедрения их в образовательный процесс.
В третьей главе на основании анализа теоретической части, а также результатов исследования, проведенного в СПО, был разработан ряд методических рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения в ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
В результате проведенного исследования по проблеме использования инновационных форм организации обучения на занятиях по дисциплине "Основы экономики", были сделаны следующие выводы: студентам интересны занятия с применением инновационных форм организации обучения, они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач. Таким образом, преподаватель считает, что методические рекомендации по повышению эффективности применения инновационных форм организации обучения смогут помочь преподавателям в их педагогической деятельности.
На основании проведенного анализа использования инновационных технологий обучения дисциплине «Основы экономики» с целью обеспечения эффективности и целесообразности их применения в учебном процессе был разработан ряд предложений и рекомендаций, который включает в себя методические требования к проведению занятий в нетрадиционной форме с использованием различных видов инновационных технологий обучения. Для обоснования эффективности разработанных рекомендаций по повышению качества образования на основе внедрения инновационных технологий обучения дисциплине «Основы экономики» был проведен педагогический эксперимент. Цель педагогического эксперимента — обоснование эффективности предложенных рекомендаций по повышению качества образования на основе внедрения инновационных технологий обучения дисциплине «Основы экономики», разработанных в результате анализа использования инновационных технологий обучения в ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» — была достигнута.
Гипотеза эксперимента о том, что организация занятий по дисциплине «Основы экономики» на основе разработанных рекомендаций по повышению качества образования на основе внедрения инновационных технологий обучения, позволит повысить уровень успеваемости и качество образования у студентов экспериментальной группы, была доказана. А значит и цель педагогического эксперимента, заключённая в обосновании эффективности применения инновационных технологий обучения, достигнута.
На основании сравнительного анализа результатов педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах можно утверждать, что эффективность предложенных рекомендаций была обоснована. А значит, появится возможность закупить недостающие интерактивные доски и компьютеры для студентов.
Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята
Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998.
2. «Конституция Российской Федерации» (принята
всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2 -ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)» // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273 -ФЗ (действующая редакция, 2016) // «Российская газета», 31.12.2012.
4. Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 № 383 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
23.02.3 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 № 32878).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226).
6. Коллективный договор ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
7. Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10
«Основы экономики» по специальности: 23.02.03 «Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» // Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Мензелинский сельскохозяйственный техникум», 1.09.2018.
8. Отчет о деятельности ГБПОУ
«Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
9. Положение о деятельности Ресурсного центра
ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
10. Положение о структурных подразделениях ГБПОУ
«Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
11. Устав ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум».
11. Научная и учебная литература:
12. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и
воспитания. - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 328 с.
13. Вишневская Л.П. Критерии педагогической
эффективности личностно ориентированных образовательных
технологий // Известия Пензенского государственного
педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - №11. - С. 120-121.
14. Воронина Т., Молчанова А., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Высшее образование в России. - 2013. - № 9. - С. 22 - 27.
15. Гафурова Н. В., Чурилова Е. Ю. Педагогическое применение мультимедиа средств. - Красноярск: СФУ , 2015. - 204 с.
16. Гуменный А. Д., Ягупов В. В. Развитие информационной культуры руководителей профессионально-технических учебных заведений как проблема педагогической науки // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - №3. - С. 72-77.
17. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 с.
18. Донецкая С. С. Объективная оценка квалификации преподавателей Российских университетов. - М.: Просвещенье, 2014. — 153 с.
19. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2013г.- 314 с.
20. Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер// Финансы. - 2015. - № 1. - С. 6-8.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. Пособие. Изд. 6, пер. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 476 с.
22. Иванов В.Н. Инновационные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 2015г.-214-216 с.
23. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Н. В. Матяш - Санкт-Петербург, Academia, 2014 г.- 160 с.
24. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ Под общ. ред. С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 459 с.
25. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.
26. Лордкипанидзе Д. О. Принципы, организация и методы обучения. - Тбилиси: Изд-во Ин-та, 1955. - 196 с.
27. Мархель И.И. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: учеб. - метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1987. - 175 с.
28. Методическая служба. Инновационные технологии развития: Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева - Москва, Учитель, 2013 г.- 216 с.
29. Педагогические технологии воспитательной работы. В 2 частях. Часть 1: Е.Г. Речицкая - Москва, Книга по Требованию, 2015 г. - 288 с.
30. Новикова Г. П. Профессиональная готовность
руководителя к инновационной деятельности в современных условиях: Сб. мат-лов Междунар. науч. — практ. конф. — Российский университет кооперации, 2015.- 36с.
31. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2015г.- С. 165 -167
32. Панфилова А.П. Инновационные педагогические
технологии. Активное обучение /А. П. Панфилова. - М.:Изд. центр «Академия», 2014.-192 с.
33. Педагогика: педагогические теории, системы,
технологии./ Под ред. С.А.Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 512 с.
34. Педагогика / Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А.; под ред. Пидкасистого П.И. - 2-е изд., перераб. и доп. изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с.
35. Пилюгайцева Ю.И. Психологическая готовность студента к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №5. - С. 367-370.
36. Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. — М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.
Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРА-М, 2012. - 672 с.
38. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. - 2013г. - № 1. - 76-84с.
39. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.:ТЦ Сфера, 2013. - 448 с
40. Управление качеством / О. Леонов, Г. Темасова, Ю. Вергазова. — М. : Лань, 2018. — 180 с.
41. Чечель И. Д. Управление исследовательской
деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель; Ред. М. А. Ушакова. - Москва: Сентябрь, 1998. - Библиотека журнала «Директор школы» (№ 7) - 144 с.
42. Шишов О. В. Современные технологии и технические средства информатизации. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 462 с.
III. Электронные ресурсы:
43. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). [Электронный
ресурс]: - Режим доступа: http://bse.sci -lib.com/article076027.html
44. Дидактические основы использования технических
средств [Электронный ресурс] / Педагогика. - Режим доступа: http://www.profile -edu.ru/ (Дата обращения: 20.04.2019).
45. Качество образования - это... Новое качество образования и
пути его достижения. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: -
http://fb.ru/article/274937/kachestvo-obrazovaniya---eto-novoe-kachestvo- obrazovaniya-i-puti-ego-dostijeniya
46. Материал с официального сайта международной выставки «ОБРАЗОВАНИЕ и КАРЬЕРА XXI век». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //www.ec.znanie. info/rus/terms .html?unt= 188
47. Модернизация профессионального образования.
[Электронный ресурс]: - Режим
доступа: http://www.mos-http://www.mos - partva.ru/partv/partv projects/ edmod .
48. Проблемы роста качества среднего профессионального
образования в условиях модернизации образовательного. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http ://edu. rosuprava. ru/tezis/450.
49. https://edu.tatar.ru/menzelinsk/org6205
50. https://agroinfo.com