Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тюмень.
Выборка исследования: учащиеся 3 классов. В экспериментальном классе 20 человек 13 мальчиков и 7 девочек
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения индивидуальных особенностей школьников и их учета в учебно-воспитательной работе 5
1.1 Индивидуальные особенности учащихся понятие, сущность 5
1.2 Характеристика индивидуальных особенностей школьников и их учета в учебно-воспитательной работе 9
2 Опытно-экспериментальное исследование индивидуальных особенностей школьников и их учета в учебно-воспитательной работе 19
2.1 Организация, методы, результаты исследования индивидуальных особенностей школьников 19
2.2 Разработка программы по учету индивидуальных особенностей школьников в учебно-воспитательной работе 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
Актуальность исследования учета индивидуальных особенностей в учебно-воспитательной работе на уроках физической культуры обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат обучения: уровень знаний, навыков, учебных умений и способностей. Знание учителем физической культуры индивидуальных особенностей каждого ученика, внимательное наблюдение за его работой из урока в урок, из класса в класс дают учителю возможность вовремя скорректировать свою работу, например, замедлить ее темпы, сосредоточить внимание на более детальных и доступных для учащихся объяснений нового или обстоятельнее повторить пройденное.
Необходимость учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения очевидна: учащиеся отличаются друг от друга. В овладении учебными умениями и навыками и выполнении заданий сложно взаимодействуют различные индивидуальные особенности учащихся. На этой основе складывается индивидуальная система приемов деятельности, в которой реализуются благоприятные возможности учащегося, а слабовыраженные особенности компенсируются более выраженными особенностями и развиваются до необходимого уровня.
Объект исследования: индивидуальные особенности в учебно-воспитательной работе.
Предмет исследования: учет индивидуальных особенностей в учебно-воспитательной работе.
Цель исследования: изучить индивидуальные особенности и их учет в учебно-воспитательной работе.
Гипотеза исследования: учебно-воспитательная работа будет осуществляться эффективно, если при подборе методов, средств физического воспитания будут учтены индивидуальные особенности учащихся.
Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность индивидуальных особенностей учащихся
2. Раскрыть характеристику индивидуальных особенностей школьников и их учета в учебно-воспитательной работе.
3. Провести опытно-экспериментальное исследование индивидуальных особенностей и их учета в учебно-воспитательной работе.
Вопросам применения, обеспечения индивидуального подхода в обучении, а также особенностям развития личности в системе данного подхода внимание уделяли такие авторы, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, К.К. Платонов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.Д. Шадриков и др. При этом, Ю.К. Бабанский, Н.К. Гончаров, М.А. Мельников, рассматривали индивидуальный подход в обучении как особую форму организации образовательной деятельности при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся, характер взаимодействия учителя и учеников. Таким образом, учет индивидуальных особенностей в учебно-воспитательной работе обеспечивает: устранение трудностей в обучении отдельных школьников; возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Для решения намеченных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, наблюдение, тестирование; количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями при проведении уроков физической культуры и внеурочной деятельности.
Таким образом, индивидуальность представляет собой наиболее высокую форму развития, она отличается качественным развитием своих признаков, механизмами функционирования и совершенствования. Одновременно проблема индивидуальности не может быть до конца понята в отрыве от процесса развития. Человеческая индивидуальность представляет собой наиболее высокую форму развития, она отличается качественным развитием своих признаков, механизмами функционирования и совершенствования. При этом человеческая индивидуальность является тем самым высшим уровнем активности - творчеством, посредством которого реализуются сущностные силы человека, проявляются его способности и дарования. Изучение же индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы развития и формирования, которая подчиняется определенным закономерностям. Чем больше интегрирован индивидуум, тем больше у него возможностей реализовать свою индивидуальность. При этом личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть и воспитание личности, и развитие индивидуальности.
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также помогать для участия в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях. Ведь дети одной возрастной группы, проходя по одним и тем же стадиям развития, все же развиваются по-разному, т. е. индивидуально. Поэтому так необходимо знать и учитывать особенности развития школьников с точек зрения физиологии и психологии.
Проведено опытно-экспериментальное исследование по изучению индивидуальных особенностей школьников и их учету в учебно-воспитательной работе. Исследование было проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г., в нем принимали участие учащиеся 3 класса. По результатам исследования у многих школьников был зафиксирован уровень физического здоровья школьников средний и ниже среднего.
По результатам констатирующего эксперимента была разработана программа «Корригирующая гимнастика». Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, которые имели ярко выраженный оздоровительный эффект. В рамках программы дополнительно были разработаны уроки, по которым учащиеся занимались изучением элементов легкой атлетики. В соответствии с темой урока и индивидуальными особенностями учеников подбирались различные методы обучения, вирировалась нагрузка и интенсивность выполняемых упражнений. В зависимости от подготовки учеников подбирались подводящие упражнения. Так же были разработаны дополнительные комплексы упражнений, для учеников, плохо освоивших технику выполнения изучаемого элемента.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З. Н. Вяткина. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
2. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса: «школа-вуз»: диссертация по соисканию ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.11./ Н.П. Абаскалова. - Новосибирск, 2011. - 367 c.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. − М.: Наука, 2015. - 380 с.
4. Асмолов, А.С. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.С. Асмолов. - М.: Смысл, ИЦ Академия, 2012. - 416 с.
5. Базилевич, Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности / Т.Ф. Базилевич. - М.: ИП РАН, 2013. - 248 с.
6. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2011.- 247с.
7. Букреева, Д.П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков: монография / Д.П. Букреева, С.А. Косилов, А.П. Тамбиева. - М.: Педагогика, 2015. - 160 с
8. Вайнер, Э.Н. Внеурочная деятельность в свете ФГОС начального общего образования / Э.Н Вайнер // Начальное образование. - 2011. №5. - С. 113-116.
9. Вершинина, В.В. Резервы здоровья (самоанализ) / В.В. Вершинина. - СПб.: Нестор, 2013. - 290 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - М.: Эксмо, 2012. - 134 с.
11. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры / Л.Д. Глазырина. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Академия, 2013. - 294 с.
12. Гужаловский, А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 2014. - С. 211-223.
13. Дубровский, В.И. Валеология: ЗОЖ / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2011. - 288 с.
14. Дубогай, А.Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов: диссертация по соисканию ученой степени доктора педагогических наук / А.Д. Дубогай. - М., 2011. - 374 с.
15. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: диссертация по соисканию ученой степени доктора педагогических наук / Г.К. Зайцев. - Санкт-Петербург, 2012. - 409 с.
16. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 2013. №9. - С.4-36.
17. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // Начальная школа. - 2015. №11. - С 11.
18. Колбанов, В.В. Валеология в школе / В.В. Колбанов. - СПб.: Питер, 2012. - 298с.
19. Кунат, П. Проблемы нагрузки с точки зрения психологии спорта / П. Кунат // Психология и современный спорт. - М.: ФиС, 2013. - 327 с.
20. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. − М., 2016. - 255 с
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, СПб.: Питер. 2014. - 713 с.
22. Погудин, С.М. Особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков 12-16 лет с различными объемами физической активности: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.М. Погудин - Малаховка, 2002. - 24 с.
23. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2011. - 368 с
24. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, О. М. Вавилов. - 2-е изд., доп. и испр. - М: Медицина, 2017. - 112 с.
25. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2-х т. / Б.М. Теплов. - Т. 1. - М.: Педагогика, 2005. - 328 с.
26. Трещева, О.Л. Теория формирования культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореферат диссертации... доктора педагогических наук / О.Л. Трещева. - Омск, 2013. - 151 с.
27. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
28. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
29. Шаулин, В. Н. Физическое воспитание учащихся: стратегические и тактические задачи / В. Н. Шаулин // Физическая культура в школе. - 2013. - № 4. - С. 2- 46.
30. Ярмоленко, В.А. Возрастные особенности координации движений у девочек 11-14 лет / В.А. Ярмоленко // Новые исследования по возрастной физиологии. - 2014. - № 2. - С. 69-71.