ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 6
1.1 Кружковая работа как одна из форм дополнительного образования детей 6
1.2 Анализ содержания образовательных программ художественно эстетического направления подготовки 9
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ВЕЧНО ПРЕКРАСНЫЙ» 13
2.1 Содержание и образовательные задачи кружка «Вечно прекрасный» 13
2.2. Апробация образовательной программы кружка «Вечно прекрасный» на базе ДТДиМ, г. Чистополь 24
Выводы по второй главе 25
ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУКЕТА «ВЕЧНО ПРЕКРАСНЫЙ» 26
3.1 Анализ прототипов и эскизирование материального продукта 26
3.2. Технологическая последовательность изготовления букета «Вечно прекрасный» 34
Выводы по третьей главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
В современном мире очень важную роль играет подготовка подрастающего поколения к техническому труду и креативному мышлению, также подрастающее поколение должны сами осознанно выбирать свою будущую профессию.
Для этого многие педагоги разрабатывают различные рабочие программы, чтобы обучающиеся могли развиваться в любой сфере и выбрали ту сферу. с которой хотели бы связать свою жизнь в будущем.
Такая подготовка к труду поможет в дальнейшем быстро решать возникшие вопросы, проблемы и задачи. Но, чтобы был такой навык, обучающийся должен уметь мыслить творчески. Развитие творческого мышления может происходить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, например, в процессе кружковых занятий.
При работе в кружках различной направленности дети получают не только дополнительные знания, умения и навыки, но также получают углубленную подготовку по соответствующему предмету и всесторонне развиваются. На кружковых занятиях у детей формируется устойчивый интерес к познавательной деятельности благодаря тому, что заинтересованы в результатах своей работы. В результате кружковых занятий у обучающихся воспитывается любовь к труду, целеустремленность, воля, формируется умение самостоятельно работать и делать выводы, развивается способность к самосовершенствованию и саморазвитию.
В течение многих лет ученые-педагоги рассматривали этот вопрос, к их числу, в первую очередь, следует отнестиисследователей как: В.Ф.Куличенко, Ю.С.Столяров, М.А.Аксельрод, Н.П.Булатов, В.Н.Волошинский, В.А.Горский, А.И.Волков,Н.И.Домашенков, С.И.Иванов, В.Г.Разумовский, И.Г.Розанов, П.М.Трескунов, В.Ф.Куличенко и многих других. В своих работах они разрабатывали методику обучения учащихся техническому творчеству.
Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня встает острая необходимость вооружить педагогов не только теоретическими навыками по успешной реализации ФГОС ОО, но сформировать их готовность к самостоятельной разработке учебно-методических материалов, в основу которых положен системно-деятельностный подход.
Исходя из актуальности данной проблемы, нами была выбрана тема исследования «Методика организации и проведения кружковой работы по декоративно-прикладному искусству».
Цель: разработать методику организации и проведения кружковой работы с детьми, имеющую художественно-эстетическую направленность.
Объект исследования:процесс организации и проведения кружковой работы художественно-эстетической направленности.
Предмет исследования:методы и средства обучения детей технологии изготовления цветов из фоамирана на кружковых занятиях.
Задачи:
-изучить и проанализировать научно-методическую и специальную литературу по теме исследования;
-определить цели, образовательные задачи и содержание занятий кружка художественно-эстетической направленности;
- выявить наиболее эффективные методы и средства обучения детей технологии изготовления цветов из фоамирана на кружковых занятиях;
-апробировать разработанную программу кружка художественно-эстетической направленности.
Методы исследования: изучениеи анализ источников информации по проблеме исследования; обобщение опыта педагогов дополнительного образования и учителей технологии в области развития творческого потенциала обучающихся; наблюдение проектирование; анализ учебной документации; моделирование объекта творческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное нами учебно-методическое сопровождение кружка «Вечно прекрасный» может быть использовано практикующими педагогами в целях совершенствования технологического образования. Разработанные материалы могут оказаться полезны учителям технологи при организации проектной и внеурочной деятельности обучающихся 5-7 классов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
В данном исследовании нами была определена цель разработки методики организации и проведения кружковой работы художественно-эстетического направления по декоративно-прикладному искусству. Мы выявили, что кружковая работа является важным резервом в практической подготовке обучающихся к работе в сфере материального производства и осуществлению сознательного выбора профессии.
В ходе изучения и анализа литературных источников нами было установлено, что в арсенале современного педагога имеются различные формы организации кружковой работы. Наиболее полноценной по содержанию и учебно-воспитательным целям остается предметный кружок. Для ребенка это сфера личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности.
Нами были изучены рабочие программы кружков художественно-эстетического направления, сформулированы научно-педагогические требования, на основании которых осуществлялся отбор учебно-практического материала для кружков художественно-эстетического направления и составлена рабочая программа.Рабочая программа кружка - это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Флористика - создание букетов, композиций, панно, коллажей из разных природных материалов (живых или сухих цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.). В композиции дети могут выразить цветами какую-то идею или тему, отразить событие, одновременно собрать и скрепить цветы в композиции так, как в природе они практически никогда не растут и не соседствуют друг с другом. Только тогда она станет красивой и будет самостоятельным украшением.
Особенностями создания флористической композиции или букета являются сезоны и наличие определенных видов цветов и другой растительности в разное время года. Цветочные ароматы благотворно влияют на нервную систему и расслабляют каждого, кто соприкасается с живой природой. Все эти преимущества занятий флористикой делают привлекательными занятия в кружках по флористике и декоративно-прикладному творчеству в области создания букетов и композиций из искусственных цветов.
Учитывая актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей нами была разработана программа кружка «Вечно прекрасный», в котором могут обучаться дети, желающие получить необходимые навыки творческой деятельности. а также освоить практические основы дизайнерской деятельности в области флористики.
Апробация образовательной программы кружка «Вечно прекрасный» проводилась на базе «Дворца творчества детей и молодежи», г. Чистополь Республики Татарстан в течение двух месяцев.На занятиях обучающиеся расширяли и углубляли знания, которые были получены на уроках технологии, совершенствовали умения и навыки для решения определенных задач, учились выполнять декоративно-прикладные работы в области изготовления цветов из фоамирана и составления из них букетов, тем самым развивая свое творческое мышление и творческие способности.
Таким образом, все задачи, сформулированные в начале нашего исследования, были решены, цель работы достигнута.
1. Алексеев, С.С. О цвете и красках /С. С. Алексеев. - М.: Искусство, 2004. - 135 с.
2. Барадуллин, В.А. Основы художественного ремесла /В.А. Барадулин. - М.:Просвещение, 2006. - 180 с.
3. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 2010. - Т.16. - №5. - С.49-58.
4. Букин, М.Д. Волшебство бумажных завитков/М.Д. Букин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 98 с.
5. Букин, М.Д. Фоамиран. Шаг вперед /М.Д. Букин. - Ростов н/Д.: Феникс,
2011. - 98 с.
6. Вилданова, А.Р. Наглядное пособие по декоративно-прикладному творчеству «Сказочные герберы» / А.Р. Вилданова //Школа и производство. - 2016. - № 4. - С. 42-43.
7. Волосова, Е.Е. Винтажные букеты/Е.Е. Волосова. -Ростов н/Д.: Феникс,
2015. - 73 с.
8. Волосова, Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик/Е.Е. Волосова.-Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 86 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском развитии / Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
10. Герасимова, Е.Е. Букеты: красота в деталях/Е.Е. Герасимова.-Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 73 с.
11. Грушова, М.Н. Занимательные поделки из фоамирана/М.Н. Грушова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 85 с.
12. Гукасова, А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей / А.М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
13. Дворниченко, Н.В. Украшения к одежде/Н.В. Дворниченко. -Минск: Полымя, 2007. - 157 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2008. - 368 с.
15. Ерзенкова, Н.В. Свой дом украшаю я сама / Н.В.Ерзенкова. - СПб.: Лейла, 1995.- 478 с.
16. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.
17. Кавера. В. А. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей / В.А. Кавера // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2013. - № 195. - С. 159-170.
18. Карпушина, Л.П. Теоретические основы подготовки кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона / Л.П. Карпушина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1 (134). - С. 68-74.
19. Климов, Р.Б. Всеобщая история искусств / Р.Б. Климов. - М.: Искусство,1956. - 920 с.
20. Колесов, Д.В. О психологии творчества / Д.В. Колесов // Психологический журнал. - 1992. - Том 13. № 6. - С. 43-54.
21. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - URL: http:// dop-obrazovanie.com/obsuzMaem-proekti/1234-kont-septsiya- razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej (дата обращения: 20.03.2019).
22. Краснова, Л.П. Обработка материалов / Л.П. Краснова. - М: Просвещение, 2001. - 550 с.
23. Краснова, Л.П. Обработка материалов /Л.П. Краснова. - М: Дрофа, 2001. - 550 с.
24. Ларушина, С.Г. Волшебные цветы / С.Г. Ларушина. - М: Просвещение, 2008. - 89 с.
25. Лукаш, Ю. А. Работа с фоамираном / Ю.А. Лукаш. - М: Книжный мир,
2002. - 457 с.
26. Лушина, А.Г. Работа с фоамираном [Электронный ресурс] / А.Г. Лушина. - Режим доступа: www.pinterest.ru
27. Малахова, Е.И. Изготовление искусственных цветов / Е.И. Малахова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 192 с.
28. Моложавенко, В.С. Тайна красоты: Книга о цветах /В.С. Моложавенко. - М.: Педагогика-пресс, 2003. - 95 с.
29. Панкратов, В.А. Цветочная аранжировка./В.А. Панкратов.- М:Агропромиздат, 2008. - 142 с.
30. Рогалева, Е.В. Внеклассная работа по технологии /Е.В. Рогалева. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. - 160 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003 - 713 с.
32. Салеева, В.Д. Кружок «Фоамиран» / В.Д. Салеева. - М: Просвещение, 2017. - 156 с.
33. Семенова, А.С. Цветы из фоамирана / А.С. Семенова. - М: Просвещение, 2015. - 80 с.
34. Сечная, Ю.В. Развитие творческих способностей детей посредством
ознакомления с декоративно-прикладным творчеством / Ю.В. Сечная, Л.А. Баронова, С.А. Пенская // Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы : Сборник статей Международной научно-практической
конференции. - Уфа: ООО «Аэтерна», 2019. - С. 123-125.
35. Симоненко, В.Д. Учебник технологии для 5-9 классов / В.Д. Симоненко. - М: Дрофа, 2002. - 124 с.
36. Сирукина, В.С. Цветы из фоамирана [Электронный ресурс] / В. С. Сирукина. - Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/413151 -7-sposobov- hudozhestvennoj-obrabotki-kozhi
37. Сковородников, Г.К. Кружковая деятельность как составная часть внеклассной работы по технологии / Г.К. Сквородников //В сборнике: Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - Бирск: БГУ, 2018. - С. 187-190.
38. Тимошенко, Л. Г. Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования / Л.Г. Тимошенко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №. 2. - С. 5356.
39. Хрусталёв, С.В. Декор в интерьере / С.В. Хрусталёва. - СПб.: Диля, 2005. - 192 с.
40. Чербанова, Л.М. Волшебные цветы/Л.М. Чербанова. -Ростов н/Д.: АСТ,
2016.- 102 с.
41. Чербанова, Л.М. Цветы из фоамирана/Л.М. Чербанова -Ростов н/Д.: АСТ, 2016. - 69 с.
42. Чернобаева, Л.Д. Фантазии с фоамираном / Л.Д.Чернобаева. - М: Просвещение, 2016. - 150 с.