Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38582

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
635
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка исследования.В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей младшего школьного возраста с ЗПР (5 мальчиков и 5 девочек). Все младшие школьники учащиеся 3-го класса.
Есть приложение ( результаты исследований в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРИ НОРМАЛЬНОМ РАВИТИИ 7
1.1 Развитие словесно-логического мышления в онтогенезе 7
1.2 Особенности словесно- логического мышления у детей младшего школьного возраста 11
1.3 Особенности словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22
2.1 Описание процедуры исследования 22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37



Актуальность исследования. Важной задачей современной системы образования является развитие мышления, так как оно является высшим познавательным процессом, который обеспечивает успешную деятельность человека в таких сферах, как познавательная, коммуникативная, трудовая, учебная и др. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит наиболее активное формирование словесно-логического мышления, так как наличие элементов данного вида мышления, по мнению Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого [1],становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения. Без наличия элементов данного вида мышления младший школьник не сможет полноценно овладеть навыками письма и чтения, так как словесно-логическое мышление предполагает умение разрешать сложные и разнообразные вопросы, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
Среди детей, поступающих в первый класс, дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) составляют группу риска по предрасположенности к появлению нарушений письменной речи (чтения и письма), а, следовательно, и младшие школьники будут иметь общую неуспеваемость по предметам. Это может быть связано с несформированностью словесно-логического мышления у данных детей.
Степень изученности. Проблема развития словесно-логического мышления давно привлекала внимание психологов и дефектологов. Значительную роль в развитии теории словесно-логического мышления сыграли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. Л.С. Выготским, Ж. Пиаже и др. были определены особенности связи языка и мышления. Проблема развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста представлена в научных трудах Л.Н. Вахрушевой, Н.А. Лиман и др. В исследованиях И.Т. Морозовой, О.Д. Яцук и др. определены методы и средства развития словесно-логического (и других видов мышления) у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Однако, несмотря на достаточное количество исследований, раскрывающих проблему развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста, проблема развития словесно-логического мышления у младшего школьного возраста с ЗПР остается малоизученной и требует дополнительного изучения.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста и существующей практикой развития данного типа мышления у детей с задержкой психического развития. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования – изучить особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – словесно-логическое мышление.
Предмет исследования – развитие словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по сравнению с детьми младшего школьного возраста с психическим развитием в норме обладает следующими особенностями: дети затрудняются в использовании понятий и рассуждений для решения поставленных задач, в использовании обобщающих понятий, в способности анализировать и структурировать различные понятия.
Задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности развития словесно-логического мышления в онтогенезе.
2. Проанализировать сущностные характеристики развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: в ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (декабрь 2018 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели и развития словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития.
Третий этап (январь 2019 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты
Выборка. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей младшего школьного возраста с ЗПР (5 мальчиков и 5 девочек). Все младшие школьники учащиеся 3-го класса.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 36 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 1-го приложения. Работа включает в себя 5 таблиц, 2 графика, 2 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Словесно-логическое мышление – это мышление, в котором отражаются уже не отдельные свойства, а наиболее важные связи и отношения между предметами и их свойствами. Словесно-логическое мышление представляет собой самый сложный вид мыслительной деятельности, так как оно основано на рассуждении и доказательстве и оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами, отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий.
Было установлено, что особенностью словесно-логического мышления является искание и установление самых разнообразных связей, существующих в действительности между разными сторонами одного явления и между разными явлениями окружающего мира. Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития испытывают затруднения в заданиях, требующих дифференцированного восприятия или опознания быстрых звуковых последовательностей: чем меньше интервал между воспринимаемыми звуками, тем больше выражаются затруднения в их опознании и дифференциации. Дифференциация и опознание согласных затруднена, т.к. согласные характеризуются быстрыми формантными изменениями, по сравнению с гласными.
Анализ литературных данных по исследуемой проблеме, позволил нам сделать вывод о том, что нарушение словесно-логического мышления препятствует формированию у детей младшего школьного возраста с ЗПР общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.
В ходе выполнения диагностических заданий дети с младшего школьного возраста с ЗПР продемонстрировали неумение классифицировать и обобщать понятия, неумение строить мыслительные или устные рассуждения при выполнении задания. Особые затруднения у младших школьников с ЗПР вызвали задания, связанные с необходимостью сопоставлять понятия по аналогии, так как для этого нужно уметь классифицировать, обобщать и анализировать предлагаемые слова (методика «Несущественные признаки»). Полученные результаты в экспериментальном исследовании указывают на необходимость психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста в задержкой психического развития, в рамках которого осуществляется развитие словесно-логического мышления.
Полученные данные позволили сделать вывод об особенностях словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Дети затрудняются в использовании понятий и рассуждений для решения поставленных задач, имеют трудности в использовании обобщающих понятий, а также в способности анализировать и структурировать различные понятия. Уровень сформированности словесно-логического мышления у младших школьников с ЗПР развит на среднем и низком уровнях.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Бинятова, Ж. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. – Москва : Совершенство, 1998. – 241 с.
2. Вахрушева, Л. Н. Развитие механизмов словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
3. Веккер, Л. М. Психика – речь – сознание [Текст] / Л. М. Веккер. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 365 с.
4. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2012. – 812 с.
6. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов [Текст] / П. Я. Гальперин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 502 с.
7. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики [Текст] / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 458 с.
8. Гусева, И. Т. Словесно-логические игры на уроках с младшими школьниками с ЗПР [Текст] / И. Т. Гусева // Дефектология. – 2014. – №2. – С. 41-44.
9. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Пер.с англ. Н. М. Никольской. – Москва : Лабиринт, 2013. – 471 с.
10. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] / Т. Б. Иванова, В. А. Илюхина, М. А. Кошулько. – Москва : Детство-Пресс, 2011. – 112 c.
11. Корнева, П. О. Дефектология [Текст] / П. О. Корнеева. – Москва : Инфра-М, 2014. – 522 с.
12. Лебедева, Л. Д. Коррекционная педагогика [Текст] / Л. Д. Лебедева // Педагогика. – 2010. – №9. – С. 27–34.
13. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В. В. Лебединский. – Москва : Academia, 2011. – 144 c.
14. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 521 с.
15. Лиман, Н. А. Познавательное развитие младших школьников с ЗПР / Н. А. Лиман. – Ульяновск : Учитель, 2015. – 225 с.
16. Лурия, А. Р. Проблема языка и сознания [Текст] / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. – 2012. – №2. – С. 27-33.
17. Метлина, Л. С. Мыслительные операции младших школьников с ЗПР [Текст] / Л. С. Метлина. – Москва : Эксмо, 2013. – 458 с.
18. Морозова, И. Т. Особенности развития познавательных процессов у младших школьников с ЗПР / И. Т. Морозова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 74-77.
19. Николаева, Е. П. Формирование учебной деятельности младших школьников : конспекты занятий [Текст] / Е. П. Николаева. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2014. – 89 с.
20. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции [Текст] // Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже. – Москва : Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
21. Пушкарева, И. М. Методы развития словесно-логического мышления у детей школьного возраста с ЗПР [Текст] / И. М. Пушкарева // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 85-88.
22. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 588 с.
23. Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление [Текст] / А. Н. Соколов. – Москва : АСТ, 2014. – 415 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016.– 50 с.
25. Федорова, А. М. Развитие мышления младших школьников с ЗПР [Текст] / М. И. Федорова // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 36-39.
26. Щукина, Ю. Т. Словесно-логическое мышление при задержке психического развития [Текст] / Ю. Т. Щукина // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 74-77.
27. Яшкина, Р. И. Развитое словесно-логическое мышление как условие успешного обучения в школе [Текст] / Р. И. Яшкина // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.
28. Яцук, О. Д. Проблема развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Текст] / О. Д. Яцук // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 21-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ