СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4-7
ГЛАВА 1. ПОПЫТКИ КУРДОВ ПОЛУЧИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ В 21 ВЕКЕ
1.1. ВОПРОС АВТОНОМИИ. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ КУРДОВ 2005 ГОДА 8-17
1.2. РЕФЕРЕНДУМ О НЕЗАВИСИМОСТИ ИРАКСКОГО КУРДИСТАНА 2017 ГОДА 18-23
ГЛАВА 2. КУРДСКИЙ ВОПРОС В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. КУРДСКИЙ ВОПРОС НА ФОНЕ ВОЙНЫ В СИРИИ 24-28
2.2. ОТНОШЕНИЯ КУРДОВ С ТУРЦИЕЙ И ИРАНОМ 29-42
ГЛАВА 3. РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КУРДСКОМ ВОПРОСЕ
3.1 ПОЗИЦИЯ РФ В ОТНОШЕНИИ ВОПРОСА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
КУРДСКОГО НАРОДА 43-48
3.2 СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С КУРДАМИ В ИРАКЕ 49-54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55-59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ..60
Постановка проблемы. Самоуправление курдов было впервые наиболее успешно признано на международном уровне впервые в 21 веке. Тем не менее борьба за самоопределение принимала разные формы, и повстанческие действия против правительств не всегда сразу оказывались полезными для курдского дела. Опыт курдского народа в Ираке имеет ужасную и кровавую историю из-за неравенства и нарушения курдских прав, включая их культурные и политические права. Данные культурные права включает в себя образование, в то время как политические представляют возможность полностью участвовать в жизни своей страны. Ирак раньше был государством под властью диктатора, которое не допускало сепаратистских движений. Так, отказавшись принять данное положение, курдский народ восстал против этой системы, однако в результате этого было много жертв. Люди, пожертвовавшие своей жизнью заставили курдских людей более решительно сформировать курдское государство.
Актуальность темы исследования. Непосредственные последствия референдума о независимости Ирака в Курдистане создают впечатление, что курдский народ в результате проведения референдума потерпел необратимые потери как в политическом, так и в экономическом плане. Тем не менее, Региональное правительство Курдистана (КРГ) действительно добилось территориального контроля и экономической независимости. Стоит также отметить то, что проблема курдского народа имеет также свое отношение к таким странам, как: Турции, Ирана, Ирака, Сирии в силу проживания в них многочисленных групп курдского народа. Нельзя не выделить и Российскую Федерацию из-за близости региона к южным границам России.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 2005 г. по 2017 г. Выбор данных хронологических рамок обусловлен тем, что в 2005 году была принята конституция, закрепившая широкую автономию иракского Курдистана. 2017 год был выбран как финальный потому, что в этом году в Ираке состоялся референдум о независимости региона, где иракские курды проголосовали за полную независимость.
Объектом исследования является процесс самоопределения курдского народа в Ираке и отношение мирового сообщества к данной проблеме с 2005 по 2017 года.
Предметом исследования является характеристика и динамика обретения независимости курдского народа в Ираке, особенности взаимоотношений курдов Ирака и стран Среднего и Ближнего Востока и Российской Федерации.
Цель работы - выявить и изучить тенденции борьбы за независимость курдского народа в Ираке с 2005 по 2017 года и проанализировать влияние данной проблемы на международное сообщество.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие частные задачи исследования:
• изучить источники и литературу, раскрывающие проблему обретения независимости курдским народом в 21 веке;
• определить специфику вопроса автономии курдов и конституции 2005 года;
• проанализировать референдум о независимости Иракского Курдистана 2017 года;
• выделить основные положения международной политической коммуникации курдов Ирака и стран Среднего и Ближнего Востока;
• определить положение современного политического взаимодействия Иракского Курдистана и России;
Курдский вопрос в Ираке всегда интересовал многих зарубежных и отечественных исследователей и экспертов-аналитиков, однако в силу событий, произошедших за последние года данный вопрос не успел обрести широкой изученности. В этом представлена научная новизна данной работы.
Анализ источников и литературы. Для решения поставленных задач был проанализирован ряд источников, имеющих отношения к данной теме, которые носят как теоретический, так и практический характер. Среди этих источников также присутствовали материалы и документы, взятые из официального сайта министерства иностранных дел Ирака, Турции, Ирана и Сирии. Также важным источником послужили справочные материалы с официального сайта МИД РФ.
Состояние изученности проблемы. Становлению и развитию курдского вопроса и его отношения с отдельными государствами(Ирак,Иран,Турция) посвящены работы ряда российских и зарубежных ученых. Среди российских авторов, исследующих данную проблематику, следует выделить следующих авторов: О.Г. Герасимов , В.И. Иваненко , М.С. Иванов , Р.В. Маркарян , Ш.А. Ниязматов , А.Ф. Федченко , Б. Темоков
Рассматриваемые работы получили освещение и в зарубежной политической литературе. Для подготовки данного исследования огромное значение имели работы таких авторов, как: Д. Адамсон , Б.А. Хабиб , Д.О. Камал , Н. Физзи , И. Пижман , М. Барзани
Методы исследования работы. Теоретический анализ специальной литературы по исследуемой проблеме, как Иракских, так и зарубежных ученых по вопросу развития курдского вопроса и его влияния на политическую ситуацию в данном регионе. Изучение документации и нормативно-правовой базы, конституции. Для анализа динамики и направления развития курдского вопроса в Ираке в исследовании также используется эмпирическое обобщение(наблюдение, сравнение, соотношение и т.д.), системный метод и метод статистической информации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения результатов изучения курдского вопроса в Ираке с 2005 по 2017 года в дальнейшие исследования данной проблемы
Структура исследования состоит из:
1. введения;
2. трех глав, состоящих из двух параграфов;
3. заключения;
4. списка использованных источников и литературы.
В процессе изучения использовались такие методы исследования: историко-сравнительный метод, экспликативный метод (ивент-анализ), прогностический метод (анализ хронологических серий).
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что проблема самоопределения курдов — ровесница иракского государства. С момента образования Ирака, в 1919 году, три северные (курдские) провинции этой страны не прекращали борьбы за создание курдской автономии. За 20 лет правления Саддама Хусейна курдам пришлось самые тяжкие испытания из тех, что выпали на долю этого народа: массовые депортации, тотальный террор и уничтожение населения с помощью химического оружия.
Исследование, проведенное в данной работе, рассматривает период с середины XX по сегодняшний день, а наиболее пристальному изучению подвергся период с конца 80-х по начала 90-х годов прошлого столетия. Ретроспективный анализ истории курдского вопроса в Южном (Иракском) Курдистане имеет давнюю и трагическую историю.
В 1943 году в результате восстания курдов, возглавляемого Мустафой Барзани, правительство заключило соглашение с курдами о внутреннем самоуправлении. Однако оно также не было выполнено, а послужило всего лишь фактором для передышки с целью подавления движения курдов силой оружия.
Получив определенную автономию по декларации 11 марта 1970 года, Южный Курдистан был включен в состав Иракского государства не безоговорочно, а с условием, что будут уважаться национальные права курдов. Во-вторых, в процессе вооруженной национально-освободительной борьбы в Ираке курды фактически признавались как субъект в имевших место переговорах с правительством об удовлетворении их требований.
Однако уже через несколько лет условия курдской автономии были урезаны настолько, что это привело к новому вооруженному конфликту. Во время этого конфликта правительству Ирака удалось подавить курдское движение.
Следующий этап ознаменовался ирано-иракской войной и в начале 80х гг. меняется отношение к курдам со стороны иракских властей. Глава Ирака Саддам Хусейн пошел на ряд уступок и даже посетил "автономный район”. Но позже взаимоотношения курдов с правящими властями обострились. Лидер ДПК Мустафа Барзани поднял восстание, которое было подавлено иракскими властями. Из-за начавшейся в 1980 г., войны с Ираном, иракские гарнизоны были переведены на фронт, что позволило активизировать курдское движение, которое возглавил Масуд Барзани. В ответ правительство Ирака стало проводить политику физического уничтожения. Так, иракскими войсками неоднократно применялось химическое оружие против курдов.
Новому этапу развития курдского вопроса в Ираке способствовали события, происходящие в стране с начала 90-х годов. Курдский вопрос обострился после кризиса возникшего в следствии оккупации иракскими войсками Кувейта в 1991 г. Вопреки объявленным американцами и их союзниками гарантиям о защите курдов на севере и шиитов на юге Ирака саддамовский режим беспрепятственно начал широкомасштабную карательную операцию в Курдистане. События 1991 года являются одной из самых черных страниц истории курдов. Два с половиной миллиона курдов, спасаясь от геноцида, покинули свои места жительства и двинулись в сторону иранской и турецкой частей Курдистана. Жертвами голода и холода стали 180 тысяч курдов, главным образом дети и пожилые люди. Курдские города и села были разграблены. Безнаказанное применение политики геноцида против курдов вызвало волну протеста в мире. Администрация Дж. Буша-старшего была обвинена в предательстве курдов.
События 2003 г. и падение режима Хусейна дала курдам надежду на юридическое оформление курдского государства. На смену ушедшему пришло новое столетие, но нет никаких признаков или даже намека относительно независимого курдского государства. Это может означать одно из двух — либо то, что курды приложили недостаточно усилий, чтобы достичь своей цели (независимого Курдистана), либо виной тому проводимая ими политическая линия и философские мировоззрения. Второе кажется мне наиболее верным, ибо курды сделали все от них зависящее и даже больше, чтобы приблизиться к желаемой цели. История доказала это, курды смелы, решительны и готовы жертвовать собой во имя высокой цели, и последние два десятилетия ушедшего века со всей очевидностью доказали это.
Следовательно, неопределенность положения курдов кроется в политической философии и методах борьбы. Политическая философия — это платформа любой борьбы, в мирное время или в период войны, и поэтому нуждается в серьезном анализе.
В мирное время люди более активны и стремятся познать сущность государственной политики и в какой-то степени повлиять на собственное будущее. И как результат этой активности народа — правительство старается проводить политику так, чтобы не опасаться за последствия. В военное же время природа политической философии значительно отличается, так как имеется лишь одна ясная цель — прекращение войны или поражение врага. В таких обстоятельствах массы легче всего сплотить фундаментальными политическими идеологиями, наиболее соответствующими моменту. Это может быть национализм, коммунизм или анархизм. Тщательный анализ борьбы курдов выявляет целый ряд политических идеологий с одной общей целью — созданием независимого курдского государства. Каким должно быть курдское государство — социалистическим, капиталистическим, монархическим, федеративным, республиканским или исламско-фундаменталистским? Такое обилие идеологий больше вредит, чем помогает.
Прошедшее столетие повидало немало политических и социальных реформ. Было создано много новых государств, многие государства прекратили свое существование, а Курдистан и Палестина все еще борются за право создания собственной государственности. В этом плане курдское национальное движение уникально — нет даже тени стремления к политической реформе. Основные политические партии, как и сорок лет назад борются со своими политическими противниками, получая помощь от их врагов и даже события последнего десятилетия серьезно не повлияли на общую картину.
На сегодняшний день, курдский вопрос остается ключевой темой на Ближнем Востоке. Участь автономной республики внутри состава Ирака, не совпадает с амбициями и потенциалом курдов, но на современном этапе их полная автономия и образования суверенитета практически невозможна. В это вопросе, выходом может стать начало полноценного диалога с Российской Федерации. События в Сирии ярко показали отношения мирового сообщества к курдскому вопросу и создания их государственности, именно поэтому начало выстраивания диалога с Россией может стать стратегически важным шагом к их цели. На пути автономии могут встать не только проблемы внешнего характера но и проблемы исходящие из внутренних различий народа Курдистана. Так например мы уже упоминали о том, что референдум 2017 г. учел не все мнения будь то езиды или другие меньшинства. Но дело не только в этом, на выступлении в программе "точка зрения” для канала правда.ру, член политбюро демократической партии курдистана, бывший министр культуры и секретарь по информационным вопросам ДПК Махмуд Мухаммед , был поставлен перед вопросом о том, что будет делать Курдистан с билингвизмом страны. Как показывает опыт Канады в отношении Квебека-провинция, где основной язык французский, билингвизм может приводить к сепаратистским настроениям. На это член политбюро тактично ответил, что это вопрос обустройства уже самостоятельной и полностью автономной страны, а на данный момент приоритетом обладает лишь вопрос правильного распоряжения результатами референдума. Также он заметил, что попытки вселения раздора между курдами на этой основе уже имели место и они не окончивались успехом. Он сказал, что одним из первых шагов будет попытка стандартизации одного языка в качестве официального после получения независимости, но уважение ко всем языкам и диалектам не потеряет в весе от этого. При этом Махмуд Мухаммед заявил, что право разговаривать на любом языке на территории Иракского Курдистана неотъемлемо и дается с рождения.
1. Министерство иностранных дел Регионального правительства Курдистана. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kurdistan.com.ua/foreign- геМю^(дата обращения 20.04.2018)
2. Конституция Республики Ирак.[Электронный ресурс]. - URL: http://worldconstitutions.ru/?p=338(дата обращения 19.04.2018)
3. Пресс-релиз Премьер-министра курдского автономного региона
Ничервана Барзани и Председателя Правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера. [Электронный ресурс]. -
URL:http://www.gazprom.ru/press/news/2017/june/artide335178/(дата обращения
20.04.2018)
4. Пресс-релиз Премьер-министра Иракского Курдистана Нечирван Барзани и Премьер-министр Кареном Карапетяном.[Электронный ресурс]. - URL: https://kurdistan.ru(дата обращения 20.04.2018)
5. Пресс-релиз Президента курдской автономии Масуда Барзани.
[Электронный ресурс]. - URL: https://iraq.liveuamap.com/en/2017/24-september- kurdish-president-masoud-barzani-starts-press(дата обращения 20.04.2018)
6. Пресс-релиз Министра иностранных дел Российской Федерации
С.В.Лаврова « о курдском вопросе».[Электронный ресурс]. - URL: http://mining-prom.ru/news/3/2/(дата обращения 20.04.2018)
7. Пресс-релиз госсекретаря Рекса Тиллерсона и президента Турции
Тайипом Эрдоганом.[Электронный ресурс]. - URL:
https://ria.ru/world/20180216/1514739836.html(дата обращения 20.04.2018)
8. Министерство иностранных дел Республики Ирак. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mofa.gov.iq/en/(дата обращения 20.04.2018)
9. Министерство иностранных дел Республики Иран. [Электронный ресурс]. - URL: http://en.mfa.ir/(дата обращения 20.04.2018)
10. Министерство иностранных дел Турецкой Республики.[Электронный ресурс]. - URL: http://www.mfa.gov.tr/default.en.mfa( дата обращения 20.04.2018)
11. Доклад Комитета по международным делом Сената США. «Курдистан во время правления Саддама Хусейна».
12. Конвенция о предупреждении и наказании геноцида, 78,277,одобренная резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № 2670 от 9 декабря 1948 г. и вступившая в силу 12 января 1951.[Электронный ресурс]. - URL: www.un.org(дата обращения 20.04.2018)
13. Лозаннский мирный договор 1923 года- один из основных итоговых документов Лозаннской конференции 1922-1923, подписан 24 июля 1923 года.
14. Алжирское соглашение - двустороннее международное соглашение, заключенное 6 марта 1975 года в Алжире.
15. The Economist Intelligence Unity Limited. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eiu.com/home.aspx(дата обращения 21.04.2018)
16. Ministry of Natural Resources of Kurdistan Regional Government. [Электронный ресурс]. - URL: http://mnr.krg.org/index.php/en/(дата обращения
20.04.2018)
17. Ministry of Economic Affairs and Finance of Iran.[Электронный ресурс]. -
URL: http://www.mefa.gov.ir/portal/home/?86929/mefa-new-eng-1391(дата
обращения 20.04.2018)
18. Джамал Мирза Азиз. Геноцид в Иракском Курдистане. Берлин, 2000. На курд. яз.38.3аявление Демократической партии Курдистана 12.06.1958. Багдад.
19. Масуд Барзани. Доклад IX съезду ДПК. 1979.
Литература:
1. Ахмед М. Курдская проблема в освещении мировой прессы. М: 1992. С. 302.
2. Геноцид в Иракском Курдистан. изд. института Курдистана и передней Азии. М: 2003. С. 287.
3. Герасимов О.Г. Иракская нефть. М: 1984. С.493.
4. Дипломатический словарь. T.I.M. 1984. C. 292.
5. Иваненко В.И . Ирано-иракская война: Кто в выигрыше? М: коммунист вооруженных сил. 1985.С.287.
6. Иракская республика. Документы и материалы. М: под ред. Бедик А.М. 1959. С.187.
7. Ислам в современной политике стран Востока. М: 1986.С.389.
8. История Курдистана. М: 1999. С.284.
9. Курдское движение в новое и новейшее время. М: 1987. С.287.
10. Маркарян Р.В. Зона Персидского залива. Проблемы, перспективы. М: 1991. С. 178.
11. Материалы XXVI съезда КПСС. М: 1981.
12. Мгои Ш.Х. Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. М: 1991. С. 291.
13. Ниязматов Ш.А. Ирано-иракский конфликт. М: 1989. С. 298.
14. СССР и арабские страны. Документы и материалы. М: 1961.
15. Судьба Курдов в Ираке. 1990.
16. Федченко А.Ф. Ирак в борьбе за независимость. М: 1970. С. 174.
17. Крестьев П. Сенто и Иракский Курдистан. Армейский коммунист. 1965. С. 301.
18. Темоков Б. Курдистан. М: София. 1964. С. 402.
19. Adamson D. The Kurdish War. N.Y. 1964. C. 389.
20. Dunn Uriel Iraq under Qassem. A political History. N.Y: 1964.
21. Emir K. Bedir Khan.Le. Kurds du sud dit «Kurdistan» d'lrak. 1965. C. 201.
22. Pradier J. Les Kurds. 1968.
23. Амин Кадер Мина. «Тархил, Таэриб, Табисс». Сулеймания. 1987.
24. Анвар Султани. Журнал «Гзинг». 2001, «Воспоминания Г. Киссинджера» . Стокгольм.
25. Внутренняя война в Иракском Курдистане, как началось и кто ответит за это. Хавлер: ДПК. 1997. Ч.1
26. Ибрагим Джалал. Южный Курдистан и Июльская революция(1961-1975 гг.). Стокгольм: 1998.
27. Исса Пижман. «Секретный материал Алжирского договора 1975» Стокгольм: 1997. С.176.
28. Камал Д. Ока. Хронология курдской проблемы. Эрбиль: 2000. С. 201.
29. Масуд Барзани «Барзани и курдское национальное освободительное движение». Араса. С. 289.
30. Мустафа Азад. Кратко о курдистанском фронте. Стокгольм: 1988.
31. Расул Ф. Страница из истории борьбы нашего народа. Том 3. Стокгольм, 1991.
32. Сами Абдулрахман. Политический доклад НДПК. 1981.
33. Журнал Ассоциации курдских студентов в Европе «Курдистан». М: 1990. С .54.
34. Appeal from General Barzani to the the Word Opinion and the Great powers. Iraqi Kurdistan. Baghdad: 1966.
35. Bilal. A. Wahab. Iraq and KRG Energy Policies, 2014
36. Fizzi N. The Iran-Iraq conflict. Independent . 1981.
37. Le Monde diplomatique. Le Monde. 1986.
38. Middle East Economic Diagest. 1982.
39. Middle East Report. 1986.
40. New York Times . 16.07.1984.Policy Memorandum.
41. The Military Balance. 1984. The New York Times.
42. The World Today. 1984.
43. Газета «Pesh Merga». ДПК. Газета «Yeni Sabah», Газета «Аль-Ахбар», Газета «Аль-Ахрам».
44. Газета «Аль-Баас». Багдад.