Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ АУДИРОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)

Работа №38566

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
531
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Аудирование как рецептивный вид речевой
деятельности 6
1.1 Место аудирования в формировании коммуникативной
компетенции учащихся 6
1.2 Механизмы аудирования 13
1.3 Лингвистические и психологические трудности
аудирования 19
Глава 2. Система упражнений для обучения аудированию 25
2.1 Требования к аудиотекстам 25
2.2 Упражнения для обучения аудированию 33
2.3 Традиционные и инновационные способы контроля 43
2.4 Авторская система упражнений “упражнения на аутентичных
текстах” 51
Заключение 58
Библиография 61


В качестве поля исследования автор выбрал данную тему не случайно. Она является актуальной в образовательном процессе современной средней школы, так как федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенцией. В ее состав наряду с лингвистической и социокультурной компетенцией входит и речевая компетенция. Речевая компетенция на уроках иностранного языка включает в себя различные виды речевой деятельности: говорение, чтение, письмо и аудирование. Слушание развивает речевые навыки, формирует умения говорения, расширяет кругозор, является образцом иноязычной речи и образцом произношения, может презентовать новую лексику, то есть оказывает влияние на все другие виды речевой деятельности.
Актуальность исследования состоит в том, что аудирование играет главенствующую роль в формировании речевой компетенции, поэтому перед автором исследования стоит проблема поиска наиболее эффективных методов обучению аудированию, системы упражнений и способов контроля.
Предметом исследования данной работы является речевая компетенция в области аудирования учащихся на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Объект исследования - учебный процесс в средней общеобразовательной школе на старшей ступени обучения в области аудирования.
Цель - разработать эффективную систему упражнений по аудированию на старшей ступени обучения французскому языку на основе подкастов французского радио.
Задачи исследования:
1. Обобщить научную литературу по проблеме аудирования;
2. Выявить традиционную систему упражнений по аудированию;
3. Разработать инновационные упражнения по обучению аудированию.
Методологическая основой исследования данной темы избраны труды таких ученых, как И. Л. Бим, В. Н. Васильева, Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез, Р. К. Миньяр-Белоручев, Е. И. Пассов, С. К. Фоломкина, Л. В. Щерба, А. Н. Щукин,
Методы исследования: общенаучные: теоретический анализ и синтез, индукция, дедукция; педагогические методы: опытное обучение во время педагогической практики в школе, наблюдение, беседы с педагогами и учащимися.
Этапы исследования:
- выбор темы;
- планирование научной работы;
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме исследования; формирование понятийного аппарата;
- разработка системы упражнений на аутентичных текстах, подкастах
французского радио;
- проведение опытного обучения;
- написание работы.
Научная значимость и новизна исследования состоит в том, что разработана система упражнений на основе аутентичных аудиотекстов, подкастов французского радио.
Практическая значимость исследования заключается в том, что инновационные упражнения могут быть использованы на уроках французского языка в старших классах для подготовки к ЕГЭ.
Структура исследования определена стандартами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе данного исследования обобщён материал по такому рецептивному виду речевой деятельности, как аудирование, проанализированы психологическим особенности процесса аудирования, его механизмы, а также лингвистические и психологические трудности, которые влияют на успешное осуществление этого вида речевой деятельности.
Вторая глава рассматривает традиционную систему упражнений для качественного совершенствования и контроля умений аудирования, представляет разработанную автором исследования систему упражнений по аудированию на аутентичных текстах, подкастах французского радио.
В заключении обобщены результаты исследования, даны ответы на поставленные задачи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в данной работе мы рассмотрели формирование речевой компетенции учащихся средней общеобразовательной школы в области аудирования. Своей целевой аудиторией мы выбрали учащихся старших классов. Для формирования речевой компетенции в области аудирования мы предлагаем использовать аутентичные тексты - французские подкасты, которые могут выпускаться как государственными радиостанциями, так и любителями.
Для достижения нашей цели - разработки упражнений на аутентичных текстах, т.е. подкастах, нами были решены несколько задач.
Во-первых, мы обобщили научную литература по теме аудирования. Нами были рассмотрены научные работы известных методистов Н. И. Г ез, Н. Д. Гальсковой, А. Н. Щукина. Мы описали психологические особенности аудирования, особое внимание уделили разбору механизмов аудирования. Механизм антиципации, артикулирования, памяти и речевого слуха влияют на успешность выполнения упражнений на аудирование. Более того, эти механизмы нуждаются в совершенствовании и развитии, поэтому учитель в зависимости от способностей учеников, может выбирать тренировочные упражнения на развитие одного или нескольких механизмов аудирования.
Мы согласны с тем, что при обучении аудированию должны учитываться психологические лингвистические трудности, которые испытывает среднестатистический ученик. Например, темп речи одним из психологических трудностей может оказаться темп речи французского языка, ведь носители в среднем говорят 212 слов в минута тогда, как в русском языке это всего лишь 120-140 слов. Также имеют значение фактическая и смысловая новизна аудиотекста, интонация, паузы.
В ходе нашего исследования мы выявили традиционную систему упражнений по аудированию. Так, в ее основе лежат подготовительные и речевые упражнения. Подготовительные упражнения очень важны на начальных этапах, они строят базу для овладения умениями аудирования. Именно эти задания формируют и улучшают механизмы аудирования. Они используются для выработки логических умений. Речевые и неречевые упражнения могут выступать как средством контроля, так и составляющей системы традиционных упражнений. Выделяют аудирование с полным, выборочным и критическим пониманием аудиотекста.
Если мы говорим о контроле аудирования на старшей ступени средней общеобразовательной школы, то следует отметить тестирование. Его относят к инновационному средству контроля, его явным плюсом является практичность. За короткое время можно проверить усвоение материала у всего класса. Однако минусом является возможность угадать верный ответ.
Для того, чтобы разработать инновационные упражнения по аудирования, мы выбрали основой французские подкасты. В пример, можно привести радио «RFI», «France Info» и сайт podcastfrancaisfacile, созданый преподавателем французского языка, который уже много лет готовит студентов к международным экзаменам по французскому языку.
Наша система упражнений состоит из трех этапов, предтекстового, текстового и послетекстового. К каждому этапу мы предложили упражнения, соответствующие языковым умениям на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе.
Мы считаем, что подкасты особенно эффективны в обучении аудировнию, так как они базируются на современных технологиях, что особенно привлекает учеников современного поколения. Использование подкастов делает процесс аудирования увлекательным и интересным.



1. Аванесов, В.С. Методические и теоретические основы тестового педагогического контроля / В.С. Аванесов. - М.: Просвещение, 1994. - с.120-122.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448с.
3. Артемов, В.А. Психология обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 2005 - с. 298.
4. Бим, И.Л., Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе, М, 1988. - 123 с.
5. Вайсбурд М.Л., Колесникова Е.А. Обучение аудированию //
Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 97 с.
6. Васильева В.Н. Учебник для 9 класса средней общеобразовательной школы / В. Н. Васильева, Л. Р. Низамиева, Ф. Ф. Харисов. - Казань, 2006. - 28 с.
7. Вербицкая М., Епихина Н., Матюшенко В., Фоменко Т. ЕГЭ 2018. Английский, немецкий, французский языки. Сборник экзаменационных заданий -М.: Эксмо Серия: Федеральный банк экзаменационных материалов, 2009. - 384 с.
8. Воронина, Е.К. Влияние установки, создаваемой словесной инструкцией / Е.К. Воронина. - М.: МГПИИЯ, 1991. - 68 с
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Г альскова, Н.И. Г ез.
- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
10. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Гальскова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 227 с.
11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского; РАО. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
12. Гез, Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению / Н.И. Гез. 1981г. -32 с.
13. Громова, О.А. Аудио-визуальный метод и практика его применения /
О.А. Громова. - М.: 1987 г. -87-89 с.
14. Глухова Ю.Н. Тенденции обучения французскому языку как иностранному в XXI веке / Ю.Н. Глухова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 8 (38). - С. 49-53.
15. Денисова, Л.Г. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам / Л.Г. Денисова, В.Н. Симкина // Иностранные языки в школе. - 1995. - №5. - с. 41-44.
16.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1985.
17.Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: РАО/ МПСИ, 2001. - 396 с.
18. Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам / Н.В. Елухина. М.: Хрестоматия Русский язык, 1991 г. - с. 226-238.
19. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 5.
20. Кашина, Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка / Е.Г. Кашина. - Самара: Универс-групп, 2014. - 75 с.
21. Костюк Е.В. ЕГЭ-2014.Типичные ошибки в ЕГЭ и как их избежать: Учебное пособие / под научной редакцией К.С. Махмурян. - Обнинск: Титул, 2014. - 144 с.
22. Леонтьев А. А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам // Язык и культура. Актуальные проблемы изучения и преподавания. М.:Филоматис, 2006. - 288 с.
23. Макаревич И.Г. Подкаст в изучении немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5.
24. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. - М.: Просвещение, 1990. - С. 143-146
25. Миролюбова, А.А. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе / А.А. Миролюбова. - М.: Учпедгиз, 1981. - 152 с.
26. Николаева В.В., Копылова Е.Ю. Статья «Подкасты для обучения аудированию // Иностранные языки в школе (Приложение «Методическая мозаика»). - № 2. - 2014. - С. 96-100.
27. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
28. Пассов Е.И. Контроль как методический феномен: тезис, сущность, функции (при коммуникативном методе обучения) // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: Сб. науч. трудов / Под ред. В.А. Слободчикова. - М.: Просвещение, 1986. - С. 13-19.
29. Полат Е.С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 2.
30. Рогова Г. В. И др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
31. Рославцева С., Зиновкина Т., Анисимова Ж., Терехова Н. Французский язык. Подготовка к ЕГЭ - М.: Издательство МГУ Серия: Программа «МГУ - школе», 2013. - 240 с.
32. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно- коммуникационных интернет-технологий. - Ростов н / Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010.
33. Смирнов И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичных аудиотекстов// Иностранные языки в школе. - 2006. - № 6
34. Титова С.В., Авраменко А.П.. Мобильное обучение иностранным языкам. Учебное пособие. - М.: ИКАР,2014. - 224с.
35. Толоконников, В.А. Влияние формы аудиовизуальной информации на усвоение учебного материала / В.А. Толоконников. 1992г.- 48 с.
36. Федорова О.Л., Фоменко Т.М. и др. Оптимальный банк заданий для
подготовки к ЕГЭ: Единый государственный экзамен 2015.
Французский язык: учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2015. - 92 с.
37. Фоломкина, С.К. Тестирование в обучении иностранному языку / С.К. Фоломкина // Иностранные языки в школе. - 1986. - № 2. - С. 51-54.
38. Шатилов С. Ф. Методика обучения французскому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986. - 223с.
39. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М.: ЛКИ, 2008. - 58 с.
40. Щепилова А.В. Коммуникативно- когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. Теоретические основы. -М.: Школьная кн., 2003.
41. Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. - М.: Г уманитарно- издательский центр ВЛАДОС, 2005.
42. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. //Учебное пособие для преподавателей и студентов - М.: Филоматис, 2004. - 142 с.
43. Bertocchini P., Costanzo E. Manuel de formation pratique pour le professeur de FLE. - P. : CLE-International, 2008.
44. Comaire, C., Germain, C. La Comprehension orale. - P.: CLE International, 1998.
45. Cuq J.-P., Gruca I. Cours de didactique du franfais langue etrangere et seconde. - Grenoble: Presses universitaires de Grenoble, 2005. - 504 p.
46. Galiсhet, G. Physiologie de la langue franfaise / G. Galichet. - Paris: P.U.F.,1964. - 85 p
47. Hymes, D. Vers la competence de communication / D. Hymes. - Paris: Hetier
48. La methode des tests. - ECPA, Pearson : France, 2015. - P. 4-6.
1984. - 127 p.
49.Savignon, S.J. Interpreting communicative language teaching. Context and concerns in teacher education/ S.J. Savignon. - London, 2002. - 154 p
50.Ferreira L. Mosaique 1: Guide pedagogique. - Paris: CLE International, 1994. - 194 р.
Электронные ресурсы:
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по французскому языку. URL: http://fipi.ru/view/ sections/226/docs/627.html - (дата обращения: 05.06.2019).
2. Международное французское радио - http://www.rfi.fr/ (дата обращения: 02.06.2019).
3. Подкасты на французском языке - URL: PodcastFrancaisFacile.com (дата обращения: 02.06.2019).
4. Сайт Министерства образования и науки - URL: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения: 15.06.2019).
5. Федеральный институт педагогических измерений - URL: http://www.fipi.org.ru (дата обращения: 15.06.2019).
6. Podcasts sur RFI - URL: http://www.rfi.fr/emissions/ (дата обращения:
08.06.2019) .
7. Radio France Info - URL: https://www.francetvinfo.fr/ (дата
обращения: 11.06.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ