Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МОТИВИРОВАННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Основные подходы к обучению иностранному языку в школе 7
1.2 Место и роль мотивированной письменной речи в структуре обучения
иностранному языку 13
1.2.1 Понятие письма и характеристика письменной речи 14
1.2.2 Особенности мотивированной письменной речи 21
1.3 Особенности обучения мотивированной письменной речи учащихся
старших классов 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МОТИВИРОВАННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ) 32
2.1 Диагностика сформированности мотивированной письменной речи у
учащихся 32
2.2 Содержание занятий по формированию мотивированной письменной
речи у учащихся 35
2.3 Динамика сформированности мотивированной письменной речи у учащихся 46
Заключение 48
Список литературы 52
Изучение проблемы содержания обучения иностранному языку в школе продолжает оставаться одной из самых значимых. Проблемой обучения аргументированной письменной речи методисты начали заниматься давно и уже нашли определенные пути решения этой проблемы. Письмо и письменная речь рассматривались ранее в методике обучения иностранным языкам как средство обучения, что нашло свое отражение во всех предыдущих школьных программах. В психологическом и психолингвистическом аспектах проблема письменной речи старшеклассников рассматривалась многими известными учеными, которые занимались проблемами обучения родному и иностранному языкам. Среди них В.А.Артемов, Б.В.Беляев, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, К.А.Лазаренко, А.М.Леонтьев, Г.М.Линов, А.Г.Лурия, Т.В.Рябова, И.А.Синица и другие. Определенное решение проблемы можно найти в работах методистов А.А.Абрамовой, Г.Г.Бедросовой, Т.И.Гущиной, А.А.Долгиной, И.М.Мельник, С.В.Литвин, А.В.Пинской и других.
Выбранная проблема является актуальной, так как сейчас часто можно наблюдать недостаточный уровень развития письменной речи школьников. Одной из причин этого может быть недостаточное количество упражнений для каждого из этапов обучения письменной речи в учебниках, учебных пособиях, которые используются в школах. Именно поэтому необходимо дальнейшее исследование особенностей обучения письменной речи школьников. После анализа современной отечественной и зарубежной методической литературы по вопросам обучения мотивированной письменной речи учащихся старшего этапа общеобразовательной школы и на основе обобщения опыта изучения этой проблемы нами была сделана попытка определить некоторые пути, приемы и средства обучения иноязычному письму старшеклассников [10, с. 29].
За последние два десятилетия отечественная лингводидактика пополнилась достаточным количеством работ, посвященных рассмотрению обучения старших школьников письменной аргументированной речи на иностранном языке (М.К. Алтухова, И.Б. Антонова, Е.А. Баранова, А.Н. Гаврилова, А.В. Горбунов, Н.В. Гужова, С.Н. Мусульбес и др.), в то время как методика обучения старшеклассников письменной мотивированной речи представлена фрагментарно. Так, например, Е.Е. Бабушис предлагает обучать старшеклассников с использованием одной методики не только письменной речи в форме аргументации, но и в форме описания и повествования, несмотря на то, что их работы имеют разный компонентный состав. Опыт исследователей Е.А. Андрющенковой, О.Н. Опойковой и др. предоставляет в распоряжение учителя лишь практические рекомендации по обучению учеников письменному высказыванию с элементами рассуждения. Вследствие этого старшеклассники испытывают трудности в выражении собственного мнения, формулировании и логическом выстраивании аргументов, решении речевой задачи в полном объеме, использовании соответствующих средств межфразовой связи. Кроме того, анализ письменных работ, созданных учениками, обнаружил следующие типичные ошибки: трафаретное начало, неразвернутость доказательств, слабость в формулировке выводов, невладение стандартными словесными формулами и др.
Актуальность данного исследования вызвана необходимостью более глубокого изучения роли мотивированной письменной речи в процессе обучения иностранному языку на старшем этапе.
Проблема: «Как сформировать у учащихся средней общеобразовательной школы мотивированную письменную речь?»
Тема исследования: Обучение мотивированному высказыванию по французскому языку в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования: изучить особенности обучения мотивированному письменному высказыванию у учащихся старших классов.
Объект исследования: мотивированная письменная речь.
Предмет исследования: процесс обучения мотивированной письменной речи учащихся старших классов.
Гипотеза: если теоретически обосновать и разработать специальную модель формирования умений и навыков по обучению мотивированного высказывания на иностранном языке у учащихся старших классов, то повысится уровень их образованности и успеваемости, так как данная модель позволит систематизировать и разнообразить работу учащихся на уроке, тем самым, повысив уровень их знаний.
Задачи:
1. Изучить основные подходы и проанализировать литературу по преподаванию иностранного языка в школе.
2. Определить место и роль мотивированной письменной речи в структуре обучения иностранному языку.
3. Изучить особенности обучения мотивированной письменной речи учащихся старших классов.
4. Провести диагностику сформированности мотивированной письменной речи у учащихся старших классов посредством тестирования.
5. Разработать программу занятий по формированию мотивированной письменной речи у учащихся.
6. Выявить динамику сформированности мотивированной письменной речи у учащихся.
Научная новизна данного исследования заключается в уточнении понятия «мотивированная письменная речь».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы данного исследования вносят вклад в разработку вопросов формирования активных грамматических навыков при обучении письменному иноязычному общению.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика может быть использована школьными учителями на уроках иностранного языка. Материалы данного исследования могут найти отражение в разработках учителей старших классов общеобразовательной школы.
Методы исследования: анализ специальной литературы по теме исследования, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов.
Методологическую основу исследования составили концепция коммуникативного обучения Кузнецова А.А., Рыжакова М.В., Бим И.Л., Пассова Е.И., психологические исследования Артёмова В.А., Зимней И.А, Гальперина П.Я., Поспелова Н.Н., исследования по вопросам теории и методики обучения иностранным языкам Миро любо ва А.А., Сафоновой В.В., Роговой Г.В., Рабинович Ф.М., Сахаровой Т.Е., Гальсковой Н.Д., Миль руд Р.П. и др.
Апробация результатов исследования: основные положения по результатам исследования докладывались на III Международном научном семинаре «Современный французский язык и инновационные технологии его преподавания» (Казанский Федеральный Университет, Казань, 25-27 марта 2019).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объем работы - 58 страниц машинописного текста, она содержит 4 таблицы.
В ходе решения второй задачи было определено место и роль мотивированной письменной речи в структуре обучения иностранному языку. Мотивированное письменное высказывание - это результат мыслительной деятельности, представляющий собой законченный текст, т. е. единство смыслового содержания и языковой формы, включающий в себя понятийные и эмоциональные элементы, построенный согласно нормам письменной речи и по законам логики, трактующий определенную проблему с разных позиций, чтобы в результате убедить оппонента в правильности своего мнения. Мотивированная письменная речь отсутствует на начальном этапе обучения, на втором этапе обучения она играет незначительную роль и выступает больше как средство, а не как цель обучения. И только на старшем этапе обучение мотивированной письменной речи становится одним из ведущих видов деятельности.
В ходе решения третьей задачи были изучены особенности обучения мотивированной письменной речи учащихся старших классов. Обучение мотивированной письменной речи строится на модульной основе и является существенным условием формирования у учащихся старших классов механизма овладения иностранным языком. В современной методике преподавания французского языка обучение мотивированной письменной речи учащихся старших классов распределено по нескольким модулям логически завершенным, автономным единицам содержания учебной дисциплины, включающих в себя информационный и деятельностный аспекты, усвоение которых должно завершаться соответствующей формой контроля знаний, умений, навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми каждым модулем.
В рамках решения четвертой задачи была проведена диагностика сфор миро ванн ости мотивированной письменной речи у учащихся старших классов посредством тестирования. Исследование сфор миро ванн ости мотивированной письменной речи у учащихся проводилось на уроках французского языка в МБОУ «Гимназия №9» г. Казани. В исследовании принимали участие 14 человек (учащиеся 10 «А» и 10 «Б» классов). Диагностическое исследования, которое включало тестирование детей последующим блокам: языковая правильность, адекватность, соответствие теме; полнота высказывания; стилистика; разнообразие лексических средств. Проведенный анализ показал, что в целом по группе преобладает низкий уровень сфор миро ванн ости мотивированной письменной речи у учащихся 10 класса, который характеризуется тем, что учащиеся не владеют навыками мотивированного письма, не полностью передают содержание текста, много грамматических ошибок при изложении текста.
В ходе решения пятой задачи разработана программа занятий по формированию мотивированной письменной речи у учащихся. В качестве рекомендаций по формированию мотивированной письменной речи у учащихся 10 класса мы предлагаем использовать разные упражнения для развития мотивированному письменному высказыванию. Ввиду того, что учащиеся показали недостаточный уровень умений и навыков правильно и аргументировано выражать свои мысли в письменной форме, нами была
разработана система методических воздействий, направленная на совершенствование этих умений и навыков у учащихся 10 класса.
Разработанная нами система методических воздействий включает в себя комплекс упражнений, направленных на совершенствование умений и навыков мотивированной письменной речи.
Данный комплекс включает в себя три группы упражнений:
- Упражнения, направленные на совершенствование умений написания предложений;
- Упражнения, направленные на совершенствование умений написания абзацев;
- Упражнения, направленные на совершенствование умений и навыков написания сочинений повествовательного и описательного характера.
В ходе решения шестой задачи была выявлена динамика сфор миро ванн ости мотивированной письменной речи у учащихся. Для подтверждения эффективности проведенных нами занятий при обучении мотивированной письменной речи у учащихся после шести недель занятий по предложенной нами методике было проведено повторное опытное обучение. С учащимися 10 «А» класса (группа опытного обучения), которые обучались по специально разработанной нами методике и с учащимися 10 класса «Б» (контрольная группа) было проведено повторное тестирование на выявление уровня сфор миро ванн ости мотивированной письменной речи у учащихся.
По результатам повторного исследования было выявлено, что у детей группы опытного обучения, которые занимались по специально разработанной нами программе, показатели по всем заданиям повысились в среднем на 20 %, а дети контрольной группы, которые не принимали участия в опытном обучении остались на прежнем уровне.
Таким образом, применение современных средств в ходе обучения французскому языку учащихся 10-х классов, насыщенность их игровыми и наглядными ситуациями с привлечением мультимедийных технологий вызывало огромный интерес к заданиям у учащихся группы опытного обучения, оживление, постоянно поддерживало их положительный настрой, стимулировало мыслительную деятельность школьников, повышало мотивацию к обучению, что тем самым способствовало улучшению усвоения мотивированной письменной речи у учащихся 10-х классов.
По результатам проведенной работы, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Гужова, Н.В. Методика обучения иностранных граждан продуктивной письменной речи на начальном этапе обучения Текст. / Н.В. Гужова: дис. . канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2012. - 185 с.
2. Елухина, Н.В. Речевые упражнения для обучения аудированию Текст. / Н.В. Елухина // Методическая мозаика. 2009. - № 4. - С. 9 - 21.
3. Елухина, Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции Текст. / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. 2012. - № 3. - С. 9 - 13.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого - педагогического исследования Текст. / В.И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия». - 2016. - 208 с.
5. Зубов, A.B., Зубова, И.И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам Текст. / A.B. Зубов, И.И. Зубова. М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 144 с
6. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения французскому языку. Иностранные языки в школе. 2013. № 3 - С. 20 - 25.
7. Игры для интенсивного обучения Текст. / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Прометей, 2011. - 219 с.
8. Конышева А.В. Современные методы обучения французскому языку. - Минск, 2013. - 350 с.
9. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Изд., Высшая школа”, 2012. - 250 с.
10. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2013. - 192с.
11. Куликова И.В. Мы учим французский. (Книга для учителя) РОСМЭН, Москва, 2014. - 250 с.
12. Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика Текст. / Г.А. Китайгородская. М.: Высшая школа; Научно-
образовательный центр «Школа Китайгородской», 2009. - 277 с.
13. Клобукова, Л.П. Обучение языку специальности Текст. / Л.П. Клобукова. - М.: Издательство Московского университета, 1987. 80 с.
14. Кудряшова, О.В. Компоненты коммуникативной компетенции при обучении письменной речи Текст. / О.В. Кудряшова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2013. - № 15. - С. 66 - 70.
15. Кузьмина, Л.Г. К вопросу о содержании обучения иноязычной письменной речи в средней школе Текст. / Л.Г. Кузьмина // Вестник ВГУ, серия лингвистика и межкультурная коммуникация, Выпуск 1. 2011. - С. 240.
16. Кузьмина, Л.Г., Сафонова, В.В. Типология социокультурных ошибок в англоязычной письменной речи русских обучаемых (окончание) Текст. / Л.Г. Кузьмина, В.В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2014.
- №6. - С. 10 - 18.
17. Куклина, С.С. Организация технологии мастерских для развития умений письменной речи на уроках французского языка Текст. /С.С. Куклина // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 1. С. 17 - 23.
18. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков Текст. / М.В. Ляховицкий. - М.: Высш. школа, 2011. 159 с.
19. Лебединская Б.Я. Фонетический практикум по французскому языку. - М.: Международные отношения, 2015. - 450 с.
20. Лошакова М. Cinema. Методическая разработка для проведения цикла уроков и сценарий ролевой игры. - Французский язык. - №9. - 2013.
- с.11 - 18.
21. Методика обучения французскому языку. 1 - 4 классы Текст. / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
22. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник Текст. / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. М.: Высш. школа, 2012. - 373 с.
23. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность Текст. / Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
24. Методики обучения иностранным языкам в средней школе Текст.: / Отв. ред. М.К. Колкова. СПб.: КАРО, 2016. - 224 с.
25. Мильруд, Р.П. Методика преподавания французского языка Текст. / Р.П. Мильруд. М.: Дрофа, 2015. - 253 с.
26. Миньяр - Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку Текст. / Р.К. Миньяр - Белоручев. М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
27. Мусницкая, E.B. Контроль в обучении иностранным языкам: 100 вопросов к себе и ученику Текст. / Е.В. Мусницкая. М.: Дом педагогики, 2006. - 191 с.
28. Найн, А.Я., Уметбаев, З.М. Педагогический эксперимент: методика и его организация Текст. / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 127 с.
29. Настольная книга преподавателя иностранного языка Текст.: справ, пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. 9 - е изд., стер. - Мн.: Вытттейттта. школа, 2014. - 522 с.
30. Палат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.
31. Иностранные языки и школе. 2012. № 1, 2. - С. 15 - 20.
32. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 2015. - 350 с.
33. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. М., 2015. - 350 с.
34. Стронин М.Ф. Обучение игре на французском языке.М., 2014 - 450 с.
35. Петрова Л. В. Игровые технологии на уроках французского языка. - Французский язык. - №11. - 2015. - с.5 - 6.
36. Пассов, Е.И., Кузовлева, Н.Е. Основы коммуникативной теории и
технологии иноязычного образования: методическое пособие для
преподавателей русского языка как иностранного Текст. / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
37. Пассов, Е.И., Кузовлева, Н.Е. Урок иностранного языка Текст. / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс,2010. - 640 с.
38. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению Текст. / Е.И. Пассов. М.: «Русский язык», 2007. - №6. - С. 13 - 23
39. Пассов, Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам Текст. / Е.И. Пассов. Воронеж: Воронежский государственный педагогический институт, 2015. - 284 с.
40. Полат, Е.С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы Текст. / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2015. - № 2. - С. 26 - 34.
41. Полат, Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных коммуникаций Текст. / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2012. - №2 5. - С. 6 - 11.
42. Потапова, Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика Текст. / Р.К. Потапова. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.
43. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие Текст. / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 264 с.
44. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., „Просвещение”, 2013. - 320 с.
45. Сергиевская, И.Л. Управление процессами понимания иноязычного текста в электронном пособии / И.Л. Сергиевская, Д.М. Абубекеров, Д.М. Авдонин // Молодой ученый. - 2016. - №21. - С. 923-926. - URL https://moluch.ru/archive/125/34821/ (дата обращения: 20.05.2018).
46. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке французского языка (из опыта работы): Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
47. Стайнберг Д. 110 игр на уроке французского языка / Пер. с англ. - М.: ООО «АСТ»; ООО «Астрель», 2013. - 124 с.
48. Щербаков Т.К. Игровые технологии для формирования экономического мышления школьников // Профильная школа. - , 2014. - , № 5. - С.50 - 56.
49. Щукин, А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке Текст. / А.Н. Щукин. М.: Издательство Икар, 2011. - , 454с.
50. Andreevskaia-Levenstern, L.S. Methodologie de l'enseignement du franfais / Л.С. Андреевская- Левенстерн // Методика преподавания французского языка в средней школе. Учебное пособие. - М.: «Высшая школа», 1973. - 272 с.