Опыт европейской интеграции на примере Хорватии, Сербии, Черногории
|
Введение 1
Глава I. Международно-правовые положения европейской интеграции на Западных Балканах. .9
1.1. Правовая основа взаимоотношений ЕС и государств Западных Балкан 9
1.2. Саммит «ЕС-Западные Балканы» как основополагающий механизм европейской интеграции
в данном регионе 18
Глава II. Особенности развития европейской интеграции Сербии и Черногории 28
2.1 Отношения ЕС и СРЮ на рубеже XX-XXI вв 28
2.2 Переговорный процесс ЕС и Сербии на современном этапе: специфика и проблемы 32
2.3. Европейская интеграция как фактор становления государственности Черногории 49
Глава III. Европейский интеграционный процесс в Хорватии: опыт и проблемы 58
3.1. Стратегия ЕС в отношении Хорватии на рубеже XX-XXI вв 58
3.2. Характерные черты процесса вступления Хорватии в ЕС 63
Заключение 75
Список использованных источников и литературы
Глава I. Международно-правовые положения европейской интеграции на Западных Балканах. .9
1.1. Правовая основа взаимоотношений ЕС и государств Западных Балкан 9
1.2. Саммит «ЕС-Западные Балканы» как основополагающий механизм европейской интеграции
в данном регионе 18
Глава II. Особенности развития европейской интеграции Сербии и Черногории 28
2.1 Отношения ЕС и СРЮ на рубеже XX-XXI вв 28
2.2 Переговорный процесс ЕС и Сербии на современном этапе: специфика и проблемы 32
2.3. Европейская интеграция как фактор становления государственности Черногории 49
Глава III. Европейский интеграционный процесс в Хорватии: опыт и проблемы 58
3.1. Стратегия ЕС в отношении Хорватии на рубеже XX-XXI вв 58
3.2. Характерные черты процесса вступления Хорватии в ЕС 63
Заключение 75
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования заключается в том, что на рубеже XX и XXI вв. ситуация на Западных Бакланах развивалась стремительно. Дробление Социалистической Федеративной Республики Югославия (далее - СФРЮ) на несколько независимых государств и попытка сохранения «Малой Югославии» с включением Сербии и Черногории в рамках единого государства происходило на глазах мировой общественности и освещалось в мировых СМИ. После распада СФРЮ западно-балканские страны стали
объектом, представляющим интерес многим крупным игрокам в мировой политике, в том числе и Европейскому Союзу. Западно-балканский регион, являясь взрывоопасным в 1990-е гг., постепенно охватывается европейским интеграционным процессом с 2000-х гг.
Европейский Союз (далее - ЕС) стал той силой, которая не только пыталась стабилизировать ситуацию в данном регионе, чтобы обезопасить свои южные границы, но и застолбить за собой эту зону в качестве приоритетной с социально-экономический и политической точек зрения. Первоначально в 1990-е гг. Европейское сообщество, а затем заменивший его Европейский Союз рассматривали этот регион как внешний фактор нестабильности в Европе, не расценивая его в качестве зоны для расширения организации. В тот момент интеграция отошла далеко назад, на первый план были выдвинуты действия по предотвращению эскалации конфликта. Однако после прекращения горячей фазы боевых действий ЕС начал запускать политические механизмы европейской интеграции на Западных Балканах. Одним из первых крупных проектов исключительно для западно-балканских государств считается документ ЕС под названием «Процесс стабилизации и ассоциации» (SAP). ЕС, разрабатывая этот документ, планировал то, что посредством сотрудничества и интеграции этих государств можно достичь стабильности и безопасности в данном регионе мира.
В свою очередь, многие государства Западных Балкан доселе не обладали независимостью или потеряли ее уже достаточно давно. Поэтому данный европейский интеграционный процесс предоставил им возможность суверенизации и укрепления этих стран в международных отношениях. Некоторые из них, такие как Албания, частично признанное государство Косово, Босния и Герцеговина, Македония видят в этом проекте свой успех и благосостояние в будущем. Например, Черногория использует европейский интеграционный процесс как инструмент для государственного строительства, а Сербия видит это в качестве инструмента, прежде всего, для экономического развития страны.
В рамках нашего исследования хотелось бы рассмотреть опыт европейской интеграции западно--балканского региона с разных плоскостей: западно-балканское государство, уже ставшее полноправным членом ЕС - Хорватия, и две страны, которые на данный момент обладают более высокими шансами, чтобы стать полноправным членом ЕС - Черногория, Сербия.
Объектом исследования является внешняя политика государств Западных Балкан.
Предметом исследования является европейский интеграционный процесс во внешней политике Хорватии, Черногории, Сербии.
Хронологическими рамками исследования являются конец XX века по февраль 2018 г. Стартом европейского интеграционного процесса можно считать 1999 г., когда была принята интеграционная стратегия для западно-балканских государств - Процесс стабилизации и ассоциации (SAP), а итоговым периодом февраль 2018 г., где ЕС обозначил новые ведущие инициативы по поддержке европейского будущего государств Западных Балкан.
Цель исследования: изучить опыт европейской интеграции на Западных Бакланах на примере Хорватии, Черногории, Сербии. Для достижения поставленной цели автору необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть международно-правовые положения европейской интеграции на Западных Балканах.
2. Выявить причины возникновения саммита «ЕС - Западные Балканы».
3. Охарактеризовать основные темы, которые затрагивались на саммитах «ЕС - Западные Балканы»
4. Провести анализ переговорного процесса Сербии и ЕС на современном этапе.
5. Изучить особенности и основные проблемы, возникающие в переговорном процессе Сербии и ЕС.
6. Рассмотреть важность европейской интеграции как фактора «суверенизации» Черногории.
7. Определить особенности европейского интеграционного процесса для Хорватии.
8. Исследовать первые результаты пребывания Хорватии в ЕС. Методологическую основу исследования составляет системный подход, позволяющий исследовать целостные свойства объекта исследования, его структуру и динамику. Таким образом, европейская интеграция западнобалканских государств на примере Хорватии, Сербии, Черногории определяется как система взаимосвязанных и взаимозависимых направлений, определяющих степень прогресса этих государств на пути или в рамках ЕС.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы применялись принципы научности, объективности, историзма. Принцип научности заключался в выдвижении выводов с опорой на достоверные факты. В свою очередь, принцип объективности позволил рассмотреть проблемы евроинтеграционного пути Сербии, Черногории, а также положительные и отрицательные стороны нахождения Хорватии в рамках ЕС. Принцип историзма помог всеобъемлюще провести оценку фактов, событий, явлений, учитывая исторический контекст рассматриваемого периода в каждой из представленных государств.
Изучение поставленной темы потребовало применения общенаучных методов исследования: анализ, синтез, описательный метод, а также специальных методов:
• исторический метод, с помощью которого был рассмотрен европейский интеграционный процесс в качестве объекта, находящегося в постоянном развитии, в хронологической последовательности на основе изучения источников и литературы;
• системно-функциональный метод позволил рассмотреть
взаимосвязанные элементы в рамках единой системы европейского интеграционного процесса на Западных Балканах;
• институциональный метод, посредством которого был проведен анализ действий институтов ЕС, в частности, Европейской комиссии в рамках европейского интеграционного процесса на Западных Балканах;
• компаративный метод позволил сравнить европейский
интеграционный путь Хорватии, Черногории, Сербии и определить характерные черты и проблемы;
• метод политико-правового анализа, с помощью которого удалось рассмотреть международно-правовые акты, положения европейского интеграционного процесса на Западных Балканах.
Степень изученности темы. Балканская тематика всегда вызывала особый интерес российских ученых, но преимущественно эти исследования были посвящены балканскому кризису 1990-х гг. и в меньшей степени первому десятилетию XXI веку. При выполнении данного исследования мы опирались на работы следующих авторов: Е.Ю. Гуськова, К.В. Никофоров, А.Н. Соколов, Н.А. Докучаева, В.Б. Кириллов, Ю.А. Буланникова, Ю.Н. Сёмкина, Е.Г. Волкова, П.Е. Кандель1. Особо хотелось бы отметить работу Н.А. Докучаевой, где был очень подробно описан процесс «суверенизации» Черногории во второй половине 1990-х - гг.-2000-е. гг.
Среди зарубежных работ стоит выделить следующих авторов, которые занимались этой проблематикой: Л. Веснич-Алуевич, Т. Ароехун М. Йованович, Дж. Билбия, С.С. Сабич, Перо Мальдини, Давура Пауковича. В рамках своих работ авторы рассматривали такие темы, как европейская безопасность через призму балканского вектора, европейскую интеграцию балканских государств и их перспективы членства. Более того, работа под редакцией Перо Мальдини и Давура Пауковича основательно рассматривает важные этапы европейской интеграции Хорватии через призму «демократизации», фантомных страхов «возвращения к Югославии», изменения вектора хорватской политики со «сбережения национального государства» к проевропейскому пути развития, а также общественных настроение по поводу вступления в ЕС с 2000-2013 гг.
Однако многие работы завершили рассмотрение данной темы 2012 г. и существует очень мало трудов, которые акцентировали свое внимание на последних 5 годах взаимодействия ЕС с западно-балканскими странами. Поэтому здесь стоит особо отметить работу Е.Г. Энтиной , где автор провел анализ роли наиболее влиятельных в регионе международных сил в контексте евроинтеграционного пути Западных Балкан. Кроме того, заслуживают внимания работы П.С. Соколова в рамках сборников Института мировой экономики и международных отношений, где затрагивались отношения государств Западных Балкан с ЕС. Помимо этого, хотелось бы выделить работу Ю.К. Князева, где исследователь рассмотрел первые экономические результаты пребывания Хорватии в ЕС и привел оценку общественностью страны о пребывании Хорватии в ЕС.
При подготовке выпускной квалификационной работы источниковой основой исследования послужили широкий круг источников на русском, английском языках, которые можно разделить на четыре группы. К первой относятся: доклады, заявления и выступления официальных лиц западно-балканских государств, официальных представителей ЕС. Анализ подобных источников позволить выявить и проследить основные направления взаимодействия государств Западных Балкан и ЕС.
Во вторую группу входят документы, информационные материалы, издаваемые и выпускаемые органами государственной власти западно-балканских стран и структурами ЕС.
Источники этой группы дают достаточно полное представление о порядке формирования политики ЕС в отношении западно-балканского региона, а также материалы оценки продвижения Сербии, Черногории по евроинтеграционному пути развития .
Третья группа источников — аналитические и информационные
материалы отечественных и зарубежных СМИ. Анализ этих документов дает представление о том, каким был спектр точек зрения по вопросам европейской интеграции западно-балканских стран. Кроме того, приводилась полная информация о проведении важных саммитов «ЕС-Западные Балканы».
К четвертой - относятся статистические данные государственных и мониторинговых агентств, таких как Gallup, The International Trade Centre, Croatian National Bank. Источники этого типа позволяют получить информацию о первых результатах пребывания Хорватии в рамках ЕС, а также оценить отношение граждан государств Западных Балкан к историческим событиям .
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в работе удалось оценить деятельность и результаты саммита «ЕС - Западные Балканы», а также не только рассмотреть, но и сравнить европейскую интеграцию западно-балканских государств, которые имеют совершенно разный статус в данном процесс на примере Хорватии, Черногории, Сербии.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
объектом, представляющим интерес многим крупным игрокам в мировой политике, в том числе и Европейскому Союзу. Западно-балканский регион, являясь взрывоопасным в 1990-е гг., постепенно охватывается европейским интеграционным процессом с 2000-х гг.
Европейский Союз (далее - ЕС) стал той силой, которая не только пыталась стабилизировать ситуацию в данном регионе, чтобы обезопасить свои южные границы, но и застолбить за собой эту зону в качестве приоритетной с социально-экономический и политической точек зрения. Первоначально в 1990-е гг. Европейское сообщество, а затем заменивший его Европейский Союз рассматривали этот регион как внешний фактор нестабильности в Европе, не расценивая его в качестве зоны для расширения организации. В тот момент интеграция отошла далеко назад, на первый план были выдвинуты действия по предотвращению эскалации конфликта. Однако после прекращения горячей фазы боевых действий ЕС начал запускать политические механизмы европейской интеграции на Западных Балканах. Одним из первых крупных проектов исключительно для западно-балканских государств считается документ ЕС под названием «Процесс стабилизации и ассоциации» (SAP). ЕС, разрабатывая этот документ, планировал то, что посредством сотрудничества и интеграции этих государств можно достичь стабильности и безопасности в данном регионе мира.
В свою очередь, многие государства Западных Балкан доселе не обладали независимостью или потеряли ее уже достаточно давно. Поэтому данный европейский интеграционный процесс предоставил им возможность суверенизации и укрепления этих стран в международных отношениях. Некоторые из них, такие как Албания, частично признанное государство Косово, Босния и Герцеговина, Македония видят в этом проекте свой успех и благосостояние в будущем. Например, Черногория использует европейский интеграционный процесс как инструмент для государственного строительства, а Сербия видит это в качестве инструмента, прежде всего, для экономического развития страны.
В рамках нашего исследования хотелось бы рассмотреть опыт европейской интеграции западно--балканского региона с разных плоскостей: западно-балканское государство, уже ставшее полноправным членом ЕС - Хорватия, и две страны, которые на данный момент обладают более высокими шансами, чтобы стать полноправным членом ЕС - Черногория, Сербия.
Объектом исследования является внешняя политика государств Западных Балкан.
Предметом исследования является европейский интеграционный процесс во внешней политике Хорватии, Черногории, Сербии.
Хронологическими рамками исследования являются конец XX века по февраль 2018 г. Стартом европейского интеграционного процесса можно считать 1999 г., когда была принята интеграционная стратегия для западно-балканских государств - Процесс стабилизации и ассоциации (SAP), а итоговым периодом февраль 2018 г., где ЕС обозначил новые ведущие инициативы по поддержке европейского будущего государств Западных Балкан.
Цель исследования: изучить опыт европейской интеграции на Западных Бакланах на примере Хорватии, Черногории, Сербии. Для достижения поставленной цели автору необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть международно-правовые положения европейской интеграции на Западных Балканах.
2. Выявить причины возникновения саммита «ЕС - Западные Балканы».
3. Охарактеризовать основные темы, которые затрагивались на саммитах «ЕС - Западные Балканы»
4. Провести анализ переговорного процесса Сербии и ЕС на современном этапе.
5. Изучить особенности и основные проблемы, возникающие в переговорном процессе Сербии и ЕС.
6. Рассмотреть важность европейской интеграции как фактора «суверенизации» Черногории.
7. Определить особенности европейского интеграционного процесса для Хорватии.
8. Исследовать первые результаты пребывания Хорватии в ЕС. Методологическую основу исследования составляет системный подход, позволяющий исследовать целостные свойства объекта исследования, его структуру и динамику. Таким образом, европейская интеграция западнобалканских государств на примере Хорватии, Сербии, Черногории определяется как система взаимосвязанных и взаимозависимых направлений, определяющих степень прогресса этих государств на пути или в рамках ЕС.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы применялись принципы научности, объективности, историзма. Принцип научности заключался в выдвижении выводов с опорой на достоверные факты. В свою очередь, принцип объективности позволил рассмотреть проблемы евроинтеграционного пути Сербии, Черногории, а также положительные и отрицательные стороны нахождения Хорватии в рамках ЕС. Принцип историзма помог всеобъемлюще провести оценку фактов, событий, явлений, учитывая исторический контекст рассматриваемого периода в каждой из представленных государств.
Изучение поставленной темы потребовало применения общенаучных методов исследования: анализ, синтез, описательный метод, а также специальных методов:
• исторический метод, с помощью которого был рассмотрен европейский интеграционный процесс в качестве объекта, находящегося в постоянном развитии, в хронологической последовательности на основе изучения источников и литературы;
• системно-функциональный метод позволил рассмотреть
взаимосвязанные элементы в рамках единой системы европейского интеграционного процесса на Западных Балканах;
• институциональный метод, посредством которого был проведен анализ действий институтов ЕС, в частности, Европейской комиссии в рамках европейского интеграционного процесса на Западных Балканах;
• компаративный метод позволил сравнить европейский
интеграционный путь Хорватии, Черногории, Сербии и определить характерные черты и проблемы;
• метод политико-правового анализа, с помощью которого удалось рассмотреть международно-правовые акты, положения европейского интеграционного процесса на Западных Балканах.
Степень изученности темы. Балканская тематика всегда вызывала особый интерес российских ученых, но преимущественно эти исследования были посвящены балканскому кризису 1990-х гг. и в меньшей степени первому десятилетию XXI веку. При выполнении данного исследования мы опирались на работы следующих авторов: Е.Ю. Гуськова, К.В. Никофоров, А.Н. Соколов, Н.А. Докучаева, В.Б. Кириллов, Ю.А. Буланникова, Ю.Н. Сёмкина, Е.Г. Волкова, П.Е. Кандель1. Особо хотелось бы отметить работу Н.А. Докучаевой, где был очень подробно описан процесс «суверенизации» Черногории во второй половине 1990-х - гг.-2000-е. гг.
Среди зарубежных работ стоит выделить следующих авторов, которые занимались этой проблематикой: Л. Веснич-Алуевич, Т. Ароехун М. Йованович, Дж. Билбия, С.С. Сабич, Перо Мальдини, Давура Пауковича. В рамках своих работ авторы рассматривали такие темы, как европейская безопасность через призму балканского вектора, европейскую интеграцию балканских государств и их перспективы членства. Более того, работа под редакцией Перо Мальдини и Давура Пауковича основательно рассматривает важные этапы европейской интеграции Хорватии через призму «демократизации», фантомных страхов «возвращения к Югославии», изменения вектора хорватской политики со «сбережения национального государства» к проевропейскому пути развития, а также общественных настроение по поводу вступления в ЕС с 2000-2013 гг.
Однако многие работы завершили рассмотрение данной темы 2012 г. и существует очень мало трудов, которые акцентировали свое внимание на последних 5 годах взаимодействия ЕС с западно-балканскими странами. Поэтому здесь стоит особо отметить работу Е.Г. Энтиной , где автор провел анализ роли наиболее влиятельных в регионе международных сил в контексте евроинтеграционного пути Западных Балкан. Кроме того, заслуживают внимания работы П.С. Соколова в рамках сборников Института мировой экономики и международных отношений, где затрагивались отношения государств Западных Балкан с ЕС. Помимо этого, хотелось бы выделить работу Ю.К. Князева, где исследователь рассмотрел первые экономические результаты пребывания Хорватии в ЕС и привел оценку общественностью страны о пребывании Хорватии в ЕС.
При подготовке выпускной квалификационной работы источниковой основой исследования послужили широкий круг источников на русском, английском языках, которые можно разделить на четыре группы. К первой относятся: доклады, заявления и выступления официальных лиц западно-балканских государств, официальных представителей ЕС. Анализ подобных источников позволить выявить и проследить основные направления взаимодействия государств Западных Балкан и ЕС.
Во вторую группу входят документы, информационные материалы, издаваемые и выпускаемые органами государственной власти западно-балканских стран и структурами ЕС.
Источники этой группы дают достаточно полное представление о порядке формирования политики ЕС в отношении западно-балканского региона, а также материалы оценки продвижения Сербии, Черногории по евроинтеграционному пути развития .
Третья группа источников — аналитические и информационные
материалы отечественных и зарубежных СМИ. Анализ этих документов дает представление о том, каким был спектр точек зрения по вопросам европейской интеграции западно-балканских стран. Кроме того, приводилась полная информация о проведении важных саммитов «ЕС-Западные Балканы».
К четвертой - относятся статистические данные государственных и мониторинговых агентств, таких как Gallup, The International Trade Centre, Croatian National Bank. Источники этого типа позволяют получить информацию о первых результатах пребывания Хорватии в рамках ЕС, а также оценить отношение граждан государств Западных Балкан к историческим событиям .
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в работе удалось оценить деятельность и результаты саммита «ЕС - Западные Балканы», а также не только рассмотреть, но и сравнить европейскую интеграцию западно-балканских государств, которые имеют совершенно разный статус в данном процесс на примере Хорватии, Черногории, Сербии.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Проведенный сравнительный анализ интеграции западнобалканских государств на примере Хорватии, Сербии, Черногории, представляющих разные позиции в евроинтеграционном пути, позволяют подвести некоторые итоги и обозначить соответствующие выводы. Для анализа, разумеется, была выбрана Хорватия, так как эта страна является единственным полноправным членом ЕС среди западнобалканских государств, а Черногория и Сербия, по заявлениям должностных лиц и докладов ЕС, имеют наибольшие шансы на вступление в ЕС, но при этом в отдаленной перспективе. С ними уже активно ведется процесс по поводу открытия новых глав переговорного досье.
Первоначально ЕС даже не рассматривал Западные Бакланы в качестве стратегического региона для потенциального расширения, так как в 1990-е гг. там полыхали активные боевые действия. Однако уже с 2000-х гг. вектор политики ЕС стал существенно меняться, и организация стала предлагать разные формы взаимодействия для государств Западных Балкан. Несомненно, что, помимо внешнеполитического фактора, на изменение направления политики ЕС повлияли и внутриполитические тенденции в самих западнобалканских странах. В начале нового тысячелетия в Хорватии и Сербии лидеры, представлявшие эти страны в последнее десятилетия ХХ века, ушли с политической арены, на их место пришли новые политические элиты, которые были более ориентированы на проевропейский путь. Это стало менять отношение структур ЕС на те процессы, которые происходили в данных государствах. В первую очередь, это относится к Хорватии и Сербии.
Что касается Черногории, то там местная элита является закоренелой и ее вряд ли можно отнести к светочам демократии. М. Джуканович, меняя свои посты, порою уходя в тень, все равно фактически определяет основные направления внутренней и внешней политики Черногории. В целом политическая элита этой страны выживала в 1990-е гг. на основе постоянной критики С. Милошевича в период существования СРЮ, а затем в начале 2000-х г. на основе критики и неэффективности СиЧ. Уже после приобретения независимости черногорская элита полностью пошла в фарватере натовской и европейской политики, что в принципе обеспечивало ее долгое существование, в первую очередь, самого М. Джукановича.
Очевидно, что для ЕС регион Западные Балканы является большим проектом, куда организация привлекла серьезные не только торговоэкономические, но и политические инвестиции, взявшись за решение насущных проблем региона. ЕС желает поднять свой статус через возможность решения злободневных проблем, которые существовали в регионе ни одно десятилетия. Кроме того, наследие Югославской войны 1990-х гг. никуда не растворилось, в той или иной форме оно продолжает существовать. Известно, что распад СССР не был бескровным, чьи последствия ощущаются до сих пор, как, например, конфликт на Донбассе, Нагорный Карабах, Приднестровье и др. Подобная ситуация наблюдается на территории бывшей Югослави, во-первых, неурегулированные пограничные споры между Хорватией, Словенией, Черногорией и т.п., проблема защиты национальных меньшинств в новообразованных странах, неурегулированный статус отношений между Сербией и Косово, а также положение сербского меньшинства в Косово и др. Более того, жива и историческая память, последствия той Югославской войны, оставившие большой отпечаток на регионе. И вот многочисленный ворох хронических проблем пытается решить ЕС, ставя перед собой очень амбициозную задачу. Насколько хватит терпения, выдержки и финансов у ЕС для реализации тех планов, которые были намечены в рамках стратегии, принятой в феврале 2018 г., наряду с трудностями внутри ЕС - покажет время. Однако на данный момент очевидно, что попытки одностороннего подхода по отношению к одним проблемам и попытка играть арбитра в других наталкивается на очередные «рифы». Например, требуя все больших уступок со стороны Сербии в косовском вопросе, взамен ничего значительного не предъявляется со стороны ЕС косовским властям. Сербия, фактически сдавая одну позицию за другой в этом вопросе, серьезно не приближается к «светлому европейскому будущему» в рамках ЕС. Маловероятно, что подобный двойной подход может эффективно сработать.
В целом ЕС удается контролировать переход западно-балканских государств к новой модели политического и социально-экономического устройства, однако некоторое «умиротворение» региона не означает значительный успех внешней политики. Здесь необходимо, в первую очередь, понять, на какой основе держится это «умиротворение». Ответ, кажется очевидным: бесспорно, на финансовой и экономической помощи ЕС. Значительные суммы выделялись и выделяются Хорватии из бюджета ЕС, а Сербии и Черногории через инструменты предвступительной помощи. Таким образом, данные страны становятся «питомцами», которых надо постоянно подкармливать и за которыми надо тщательно ухаживать.
Разумеется, что из названных нами стран - Хорватия, Черногория, Сербия имели и имеют совершенно разные цели в векторе вступления в ЕС. К примеру, Хорватия уже с 1990-х гг. заявляла о том, что для них ЕС - возвращение в общеевропейский дом, для Сербии превалируют торгово-экономические отношения, так как крупнейшим торговым партнером является именно ЕС, для небольшой Черногории евроинтеграционный путь является инструментом для укрепления своего независимого положения и правосубъектности в международных отношениях.
Таким образом, очевидно, что ключ «нормализации региона» находится не в руках лидеров западно-балканских государств, а у ЕС и НАТО, именно они решают в большей степени «масштабы нормализации и успокоения» региона. В целом для ЕС необходимы спокойные Западные Балканы, для того чтобы обеспечить безопасность южного периметра ЕС. Организации кажется, что, приняв их в своей состав или обещав им «светлое европейское будущее», можно будет их контролировать и держать в фарватере внешней политики Брюсселя, чтобы, в конечном счете, попытаться реализовать колоссальную задачу по разрешению застарелых проблем Западных Балкан.
Первоначально ЕС даже не рассматривал Западные Бакланы в качестве стратегического региона для потенциального расширения, так как в 1990-е гг. там полыхали активные боевые действия. Однако уже с 2000-х гг. вектор политики ЕС стал существенно меняться, и организация стала предлагать разные формы взаимодействия для государств Западных Балкан. Несомненно, что, помимо внешнеполитического фактора, на изменение направления политики ЕС повлияли и внутриполитические тенденции в самих западнобалканских странах. В начале нового тысячелетия в Хорватии и Сербии лидеры, представлявшие эти страны в последнее десятилетия ХХ века, ушли с политической арены, на их место пришли новые политические элиты, которые были более ориентированы на проевропейский путь. Это стало менять отношение структур ЕС на те процессы, которые происходили в данных государствах. В первую очередь, это относится к Хорватии и Сербии.
Что касается Черногории, то там местная элита является закоренелой и ее вряд ли можно отнести к светочам демократии. М. Джуканович, меняя свои посты, порою уходя в тень, все равно фактически определяет основные направления внутренней и внешней политики Черногории. В целом политическая элита этой страны выживала в 1990-е гг. на основе постоянной критики С. Милошевича в период существования СРЮ, а затем в начале 2000-х г. на основе критики и неэффективности СиЧ. Уже после приобретения независимости черногорская элита полностью пошла в фарватере натовской и европейской политики, что в принципе обеспечивало ее долгое существование, в первую очередь, самого М. Джукановича.
Очевидно, что для ЕС регион Западные Балканы является большим проектом, куда организация привлекла серьезные не только торговоэкономические, но и политические инвестиции, взявшись за решение насущных проблем региона. ЕС желает поднять свой статус через возможность решения злободневных проблем, которые существовали в регионе ни одно десятилетия. Кроме того, наследие Югославской войны 1990-х гг. никуда не растворилось, в той или иной форме оно продолжает существовать. Известно, что распад СССР не был бескровным, чьи последствия ощущаются до сих пор, как, например, конфликт на Донбассе, Нагорный Карабах, Приднестровье и др. Подобная ситуация наблюдается на территории бывшей Югослави, во-первых, неурегулированные пограничные споры между Хорватией, Словенией, Черногорией и т.п., проблема защиты национальных меньшинств в новообразованных странах, неурегулированный статус отношений между Сербией и Косово, а также положение сербского меньшинства в Косово и др. Более того, жива и историческая память, последствия той Югославской войны, оставившие большой отпечаток на регионе. И вот многочисленный ворох хронических проблем пытается решить ЕС, ставя перед собой очень амбициозную задачу. Насколько хватит терпения, выдержки и финансов у ЕС для реализации тех планов, которые были намечены в рамках стратегии, принятой в феврале 2018 г., наряду с трудностями внутри ЕС - покажет время. Однако на данный момент очевидно, что попытки одностороннего подхода по отношению к одним проблемам и попытка играть арбитра в других наталкивается на очередные «рифы». Например, требуя все больших уступок со стороны Сербии в косовском вопросе, взамен ничего значительного не предъявляется со стороны ЕС косовским властям. Сербия, фактически сдавая одну позицию за другой в этом вопросе, серьезно не приближается к «светлому европейскому будущему» в рамках ЕС. Маловероятно, что подобный двойной подход может эффективно сработать.
В целом ЕС удается контролировать переход западно-балканских государств к новой модели политического и социально-экономического устройства, однако некоторое «умиротворение» региона не означает значительный успех внешней политики. Здесь необходимо, в первую очередь, понять, на какой основе держится это «умиротворение». Ответ, кажется очевидным: бесспорно, на финансовой и экономической помощи ЕС. Значительные суммы выделялись и выделяются Хорватии из бюджета ЕС, а Сербии и Черногории через инструменты предвступительной помощи. Таким образом, данные страны становятся «питомцами», которых надо постоянно подкармливать и за которыми надо тщательно ухаживать.
Разумеется, что из названных нами стран - Хорватия, Черногория, Сербия имели и имеют совершенно разные цели в векторе вступления в ЕС. К примеру, Хорватия уже с 1990-х гг. заявляла о том, что для них ЕС - возвращение в общеевропейский дом, для Сербии превалируют торгово-экономические отношения, так как крупнейшим торговым партнером является именно ЕС, для небольшой Черногории евроинтеграционный путь является инструментом для укрепления своего независимого положения и правосубъектности в международных отношениях.
Таким образом, очевидно, что ключ «нормализации региона» находится не в руках лидеров западно-балканских государств, а у ЕС и НАТО, именно они решают в большей степени «масштабы нормализации и успокоения» региона. В целом для ЕС необходимы спокойные Западные Балканы, для того чтобы обеспечить безопасность южного периметра ЕС. Организации кажется, что, приняв их в своей состав или обещав им «светлое европейское будущее», можно будет их контролировать и держать в фарватере внешней политики Брюсселя, чтобы, в конечном счете, попытаться реализовать колоссальную задачу по разрешению застарелых проблем Западных Балкан.
Подобные работы
- Влияние европейской интеграции на страны Балканского полуострова (на примере Словении, Хорватии и Сербии)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Влияние европейской интеграции на страны Балканского полуострова (на примере Словении, Хорватии и Сербии)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРНОГОРИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Сербско-черногорские отношения в 1998 - 2016 гг
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Этно-геополитические процессы в Сербии: проблемы и перспективы
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2024 - КОСОВСКИЙ И МАКЕДОНСКИЙ КРИЗИСЫ ПОСЛЕ РАСПАДА ЮГОСЛАВИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ЮГОСЛАВСКОМ КРИЗИСЕ
(КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI В.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - РАСШИРЕНИЕ НАТО В БАЛКАНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ (2008-2020 ГТ.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



