Введение 2
Глава 1. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СОШ 6
1.1 Электронные образовательные ресурсы и их значение в обучении
иностранному языку 6
1.2 Электронные образовательные ресурсы: понятие и виды 8
1.3 Понятие, структура и специфика урока иностранного языка в СОШ.... 10
1.4 Возможности электронных образовательных ресурсов в СОШ 13
Глава 2. ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОШ 19
1.1 Использование современных технических средств обучения при работе
с ЭОР на уроке иностранного языка 19
2.2 Мультимедийная презентация и ее значение на уроках ИЯ 21
2. 3 Веб сайт и его значение на уроках ИЯ 22
2.4 Разработка и использование мультимедийных презентаций на уроках
французского языка в средней общеобразовательной школе 27
Список литературы 46
Двадцать первый век - это этап развития общества, который обладает высоким уровнем информатизации. Эти изменения коснулись всех и заметно повысили важность использования современных информационных технологий в сфере образования.
Современный учитель иностранного языка помимо обязательного знания предмета должен также уметь уместно использовать современные информационные технологии. Также сегодня наблюдается тенденция, при которой учитель, не использующий современные технологии, а именно электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на своих уроках, становится далек от своих учеников.
При организации учебного процесса учитель должен учитывать и затрагивать интересы учеников. Так как именно личная заинтересованность даст наиболее положительный эффект. Применение электронных образовательных ресурсов представляет собой одно из средств, повышающих интерес к обучению.
Образование сегодня идет в ногу со временем, и урок французского языка представляет собой сложный процесс, который требует тщательной подготовки от учителя и вкладывания больших творческих сил. Сегодня тенденции преподавания французского языка соответствуют нынешнему уровню технического прогресса. Не подвергается сомнению тот факт, что использование электронных образовательных ресурсов на уроках французского языка является очень эффективным средством обучения. Современные педагоги отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее ученики усваивают материал. Активное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс помогает учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения знаний, контролировать результаты обучения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире повышение уровня образования и обеспечение его доступности становится возможным за счет разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов, которые позволяют наилучшим образом оптимизировать деятельность образовательных учреждений. В контексте стремительной информатизации различных сфер общественной жизни постоянно появляющиеся новые виды электронных образовательных ресурсов приводят к необходимости тщательного изучения возможностей и условий их применения в учебном процессе. Каждая из преподаваемых в средней общеобразовательной школе (СОШ) учебных дисциплин имеет свою специфику, которая в конечном итоге и определяет подбор методов и средств обучения для обеспечения наилучшего овладения обучаемыми программным материалом. На сегодняшний день в распоряжении преподавателей иностранных языков имеется большое разнообразие современных информационных образовательных технологий. В связи с этим, четкое представление об особенностях применения тех или иных ЭОР в процессе обучения будет способствовать более грамотному планированию и организации уроков иностранного языка учителями СОШ.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является изучение эффективности использования электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания французского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель проведённого исследования заключается в том, чтобы определить пути использования современных электронных образовательных ресурсов при обучении иностранному языку в СОШ.
В процессе исследования мы поставили следующие задачи:
1. определить понятие, виды, возможности и основные условия разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов в СОШ;
2. определить роль электронных образовательных ресурсов и выявить их специфику в процессе изучения иностранного языка в СОШ;
3. разработать и апробировать систему упражнений с использованием электронных образовательных ресурсов при обучении французскому языку.
Методы исследования. При исследовании данной проблемы были использованы методы эмпирического уровня (анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, опытное обучение), теоретические методы (метод анализа, синтеза, метод восхождения от конкретного к абстрактному). С целью апробации разработанной системы упражнений было организовано опытное обучение в условиях реального учебного процесса по иностранным языкам в СОШ.
Методологической основой исследования являются труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как И.Л. Бим, Е.Н. Соловова, Н.Е. Ковалев, Г.В. Рогова и других.
Новизна исследования состоит в обосновании того, что использование современных электронных образовательных ресурсов, а именно тематических мультимедийных презентаций и специально созданных упражнений на веб-сайтах, на уроках иностранного языка полностью оправданно, несмотря на некоторые сложности, с которыми могут сталкиваться учителя при их разработке и применении на занятиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в освещении сути проблемы разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов в СОШ, в расширении представлений об использовании современных технологий при обучении иностранному языку.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в педагогической деятельности учителей при разработке планов уроков, а также при подготовке и переподготовке будущих специалистов в данной области.
Апробация результатов исследования: основные положения по результатам исследования докладывались на Международном семинаре (Казанский Федеральный Университет, Казань, РФ, 2019) и отражены в статье «Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов в средней общеобразовательной школе», опубликованной по результатам данной конференции.
Теоретические и практические разработки апробированы в рамках учебного процесса по французскому языку в 3 Г классе МБОУ «Гимназия № 9» г. Казани.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объём работы - 52 страницы машинописного текста. Она содержит 7 рисунков.
В современном мире существует большое количество разнообразных теорий, которые изучают проблему разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс. В данной работе мы постарались рассмотреть их основные направления и провести их критический анализ. Изначально мы рассмотрели понятие современных информационных и электронных образовательных ресурсов, а также основные принципы работы с ними.
В ходе нашей работы мы определили понятие электронных образовательных ресурсов и условия их разработки и последующего внедрения в образовательный процесс. Кроме того, мы оценили роль электронных образовательных ресурсов на уроке иностранного языка.
Специфика работы с электронными образовательными ресурсами также была выявлена нами в ходе проделанной работы. Так, мы выявили, что применение электронных образовательных ресурсов должно проходить с учетом различных психологических и возрастных особенностей учеников. При этом не стоит забывать о наличии разнообразных особенностей ведения и построения урока иностранного языка.
Итак, исследование, которое мы провели, показало нам, что электронные образовательные ресурсы на уроке иностранного языка являются хорошим средством подачи новой информации. В ходе апробировании мультимедийной презентациями и веб сайта на уроке французского языка, ученики проявляют заинтересованность, легче включаются в работу и усваивают материал, отсутствует высокая утомляемость.
На собственном опыте мы убедились, что разработка и внедрение учителем электронных образовательных ресурсов на своих уроках раскрывает перед ним широкие возможности:
- формируется информационная грамотность личности ученика и учителя;
- повышается эффективность учебно-воспитательного процесса и качество подготовки школьников.
Выполненная нами работа, показала нам, что Интернет и учебные сайты - это источник постоянно обновляющейся аутентичной информации на любую тему, это возможность организовать в классе погружение в языковую среду, обеспечить живое общение с носителями языка, а также контролировать и отслеживать уровень знаний. С связи с этим, Интернет ресурсы должны присутствовать на каждом уровне обучения иностранным языкам.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов в средней общеобразовательной школе является трудоемким процессом и требует много времени на их подготовку, они стоят всех потраченных усилий.
1. Аблам, С.Б. Основные этапы усвоения иноязычной речи и примерные упражнения с применением технических средств / С.Б. Аблам. - Р.: ЛОГ, 1971. - 116 с.
2. Ариян, М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. / М.А.Ариян. - Москва, 1982. - 35 с.
3. Баранова, М.В. Совершенствование грамматической стороны диалогической речи студентов пятого курса факультета иностранных языков в процессе работы над видеофильмом: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. / М.В. Баранова. - Санкт Петербург, 2001. - 28 с.
4. Беляева, Л.А. Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска. Учебное пособие для СПО / Л.А. Беляева. - М.: Юрайт, 2019. - 157 с.
5. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2001. - №4. - С. 5-7.
6. Бобнева, М.И. Социальная психология личности / М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1979. - 344 с.
7. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
8. Городилова, Г.Г. Обучение речи и технические средства / Г.Г. Городилова. - М.: Русский язык, 1979. - 206 с.
9. Громова, О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения / О.А. Громова. - М.: Русский язык, 1977. - 100 с.
10. Золотницкая, С.Л. Создание благоприятного психологического климата средствами кино на уроках иностранного языка / С.Л. Золотницкая // Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения.
Материалы конф. (Москва, 11-13 окт. 1978 г.). - М.: ЦСПО РСФСР, 1979. - С. 102-107.
11. Карпов, Г.В. Технические средства обучения / Г.В. Карпов, В.А. Романин. - М.: Просвещение, 1972. - 384 с.
12. Кирш, Т.К. Аудиовизуальные и технические средства в обучении / Т.К. Кирш. - М.: МГУ, 1975. - 215 с.
13. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
15. Колкова, М.К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / М.К. Колкова. - СПб.: ВЛАДОС, 2005.- 227 с.
16. Комков, И.Ф. Методика преподавания иностранных языков / И.Ф. Комков. - Минск: Вышэйшая школа, 1979. - 352 с.
17. Кравченко, А.И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 475 с.
18. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе / В.С. Лазарев. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 352 с.
19. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
20. Лузина, Л.М. Словарь педагогического обихода / Л.М. Лузина. - П.: ПсГПИ им. С.М, Кирова, 2001. - 75 с.
21. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.Ф. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - Мн.: Вышейшая школа, 2003. - 522 с.
22. Молибог, А.Г. Технические средства обучения и их применение / А.Г. Молибог, А.И. Тарнопольский. - Минск: изд-во «Университетское», 1985. - 208 с.
23. Мосиенко, Л.В. Ценности в контексте культуры / Л.В. Мосиенко // Научные труды молодых ученых ОГПУ. - 2012. - № 10. - С. 5-7.
24. Мятова, М.И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней школе / М.И. Мятова // Иностранные языки в школе. - 2006. - №4. - С. 31-39.
25. Наранхо, К. Изменим образование, чтобы изменить мир / К. Наранхо. - М.: Класс, 2014. - 400 с.
26. Пидкасистый, П.И. Педагогика / И.П. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.
27. Полат, Е.С. Новые педагогические информационные технологии в сфере образования / Е.С. Полат.- М.: Академия, 2008, - 266 с.
28. Поташник, М.М. Требования к современному уроку / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2011. - 272 с.
29. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. -287 с.
30. Салахутдинова, К.Р. Презентация в Google Docs: Les vetements /
К.Р. Салахутдинова. - 2019. - URL:
https://docs.google.eom/presentation/d/1Rz6f9pn6q5f3F99Hx3CxaJYHIDEqRiM1 juuIfWyOJUM/edit?usp=sharmg (дата обращения: 25.05.2019).
31. Салахутдинова, К.Р. Презентация в Google Docs: L’apparence / К.Р. Салахутдинова. - 2019. - URL: https://docs.google.com/presentation/d/1- EXUr_STCLsntUaTYXsY6myO5NBfDrzAk3KzLH0qxpA/edit?usp=sharing (дата обращения: 25.05.2019).
32. Салахутдинова, К.Р. Презентация в Google Docs: La cuisine franfaise
/ К.Р. Салахутдинова. - 2019. - URL:
https://docs.google.eom/presentation/d/1IcKQmKwi18HWH6XqPeL4SH9qIdsffI mBmD7qeEYC5_0/edit?usp=sharing (дата обращения: 25.05.2019).
33. Салахутдинова, К.Р. Упражнение на веб сайте
https://learningapps.org / К.Р. Салахутдинова. - 2019. - URL:
https://leamingapps.org/view3457357 . (дата обращения: 26.05.2019).
34. Салахутдинова, К.Р. Упражнение на веб сайте
https://learningapps.org / К.Р. Салахутдинова. - 2019. - URL:
https://learningapps.org/view3457467 (дата обращения: 26.05.2019).
35. Салахутдинова, К.Р. Упражнение на веб сайте
https://learningapps.org / К.Р. Салахутдинова. - 2019. - URL:
https://learningapps.org/view3457440 (дата обращения: 26.05.2019).
36. Салахутдинова, К.Р. Упражнение на веб сайте
https://learningapps.org / К.Р. Салахутдинова. - 2019. - URL:
https://learningapps.org/view6902993 (дата обращения: 26.05.2019).
37. Смирнов, И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма / И.Б. Смирнов // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 4. - С. 11-14.
38. Соловова, Е.Н. Использование видео на уроках иностранного языка / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2003. - 201 с.
39. Суворова, Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в начальных классах / Г.Ф. Суворова, Я.В. Владимиров, А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
40. Сысоев, П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 12-14.
41. Сысоев, П.В. Компетенция учителя иностранного языка в области
использования информационно-коммуникационных технологий:
определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 6. - С. 16-20.
42. Сысоев, П.В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной Интернет-среде: современный ответ на вызовы времени /
П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 10.
- С. 13-17.
43. Сысоев, П.В. Языковое поликультурное образование: теория и практика: Монография / П.В. Сысоев. - М.:Просвещение, 2008. - 160 с.
44. Фомина, Л.И. Вопросы преемственности в преподавании иностранных языков в средней и высшей школе / Л.И. Фомина. - С.: Логос, 1980. - 169 с.
45. Цесарский, Л.Д. Использование технических средств в преподавании иностранных языков / Л.Д. Цесарский. - М.: Просвещение, 1966. - 120 с.
46. Черепков, М.В. Обзор литературы по теме электронные ресурсы / М.В. Черепков // Социальная сеть работников образования. - 2018. - С. 1-2.
- URL: https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-
tematika/all/2018/01/16/obzor-literatury-po-teme-elektronnye (дата обращения:
19.05.2019) .
47. Щукин, А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств: (при обучении русскому языку как иностранному в вузе) / А.Н. Щукин. - М.: Русский язык, 1981. - 128 с.
48. Gabriel, L. Enseigner en classe multiniveau / L. Gabriel. - P: Pedagogie pratique, 2019. - 143 p.
49. Gauthier, С., La pedagogie, theories et pratiques de l’Antiquite a nos jours / С. Gauthier, М. Tardif. - Montreal: Gaёtan Morin, 1996. - 345 p.
50. Larcher, А., Laversanne, E., Michel, A. Enseigner en classe flexible / A. Larcher, E. Laversanne, A. Michel. - P.: Pedagogie pratique, 2019. - 156 р.
51. Leif, J., Rustin, G. Pedagogie generale (Philosophie de l'education, tome 1) / J. Leif, G. Rustin. - P.: Delagrave, 1970. - 356 р.
52. Montessori, M. Education pour un monde nouveau - pedagogie Montessori / M. Montessori. - P.: DDB, 2010. - 144 р.
53. Montessori, M. La decouverte de l'enfant. Pedagogie scientifique Tome 1 - pedagogie Montessori / M. Montessori. - P.: DDB, 2016. - 261 р.
54. Muriel, L. Reussir en grammaire au CM / L. Muriel. - P: Pedagogie pratique, 2019. - 269 p.
55. Roullet, M. Les manuels de pedagogie. 1880-1920. Apprendre a enseigner dans les livres? / M. Roullet. - P: Presses Universitaires de France, 2001.
- 122 p.