Выпускная квалификационная работа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Российское законодательство и правовая наука о понятиях «миграция» и «иммиграция» 7
1.2. Теоретические аспекты привлечения к административной ответственности в российском праве 13
1.3. Специфика и проблематика административной ответственности за нарушения российского миграционного законодательства 21
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
2.1. Система источников права о привлечении лиц к административной ответственности за нарушения миграционного законодательства 35
2.2. Проблемный анализ административной практики по статье 24 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в послед. ред.), по статьям 18.8, 18.9, 18.12, 19.27 КоАП РФ 52
2.3. О совершенствовании практики привлечения лиц к административной ответственности за нарушения российского миграционного законодательства 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Актуальность темы. Становление отечественного миграционного законодательства пришлось на начало 90-х годов, когда на территорию России хлынули потоки мигрантов из бывших республик Советского Союза, и Российская Федерация, оказалась перед необходимостью в сжатые сроки, "в авральном режиме" сформулировать и принять миграционное законодательство и на его основе приступить к государственной регламентации этой проблемы.
То обстоятельство, что миграционные законы формировались в условиях почти непрекращающегося оперативного размещения и приема десятков тысяч вынужденных переселенцев и беженцев, а также при значительной нехватке специалистов в данной сфере, не могло не отразится на качестве принятых нормативно-правовых актов. Помимо этого, нормативно-правовые акты не были экономически соотнесены с действительными возможностями государства по размещению и приему вынужденных мигрантов и вследствие этого во многом носили декларативный и общий характер.
Целью административно-правовой регламентации в области миграционной политики является устойчивая миграционная обстановка в государстве, которая предполагает законодательную регламентацию и систему специальных органов исполнительной власти осуществляющих миграционную политику.
Административно-правовое регулирование ориентированно на обеспечение исполнения государственных интересов и прав мигрантов и реализуется посредством путем закрепления правил перемещения физических лиц, как на территорию России, так и внутри ее субъектов. В Российской Федерации комплекс сложных общественных отношений, которые связанны с охраной общественных и государственных интересов от незаконной миграции, ее последствий, в основном урегулирован только возможностями и средствами административного законодательства, закрепленными в главе 18 КоАП РФ.
Мерой административной ответственности является наказание, целью которого - предупреждение совершения новых правонарушений. Закрепление и применение административных наказаний к виновным лицам производится судом, должностными лицами и компетентными органами в порядке, который устанавливается КоАП РФ.
Актуальным отечественным миграционным законодательством далеко не в полной мере отражены поставленные на сегодняшний день перед государством политико-правовые и социально-экономические задачи. По-прежнему не устранены отдельные правовые пробелы, чем и обусловлена актуальность представленного исследования.
Теоретическая разработанность темы. Исследованию института административной ответственности в России посвящены работы большого числа отечественных ученых-административистов: А.Б. Агапова, Ю.С. Адушкина, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, И.А. Галагана, Ю.А. Денисова, В.В. Игнатенко, А.А. Кармолицкого, В.Ф. Кисина, Ю.М. Козлова, Б.М. Лазарева, О.Е. Лейста, А.Е. Лунева, Н.С. Малеина, В.М. Манохина, В.А. Печеницына, В.Д. Плесовских, Э.Н. Ренова, В.Г. Розенфельда, В.Е. Севрюгина, Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной и иных специалистов.
Оценка состояния миграционных процессов и национальной безопасности России представлена в трудах С.А. Антошкина, О.В. Дамаскина, С.Г. Евтушенко, В.А. Золотарёва, В.М. Редкоуса, К.Б. Фатеева и пр.
Проблемы государственной миграционной политики и противодействия незаконной миграции рассматриваются в трудах Г.В. Антонова-Романовского, В.М. Баранова, И.С. Викторова, И.Н.Гавриловой, К.Д. Галиахметовой, О.В. Дамаскина, В.Е.Подшивалова, О.Н. Шерстобоева и пр.
В качестве элемента системы отечественного права, миграционное право рассматривала Т.Я. Хабриева. Конституционно-правовые стороны регламентации миграционных отношений, основы правового статуса мигрантов в России рассматривались Н.Н. Анисимовой, В.П. Басик, К.Д. Галиахметовой, Р.Р. Искандеровым, Т.В. Кочуковым, М.Д. Оздоевым, И.В Плюгиной, Б.С Эбзеевым и пр.
Следовательно, возможно утверждать, что наука административного права во многом рассматривала проблемы административной ответственности, но тем не менее требуется комплексное исследование проблем административной ответственности за нарушение миграционного законодательства с учетом внесенных новелл и роста числа правонарушений в области трудовой миграции в целом.
Объектом представленного исследования являются общественные отношения, формирующиеся при привлечении к административной ответственности за нарушение положений миграционного законодательства.
Предметом исследования выступает нормативно-правовая регламентация привлечения к административной ответственности за нарушение норм миграционного законодательства.
Целью представленного исследования является комплексное исследование имеющихся проблем привлечения к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.
В соответствии с поставленной целью, в работе, необходимо разрешить следующие задачи:
- проанализировать понятия «миграция» и «иммиграция» в отечественной правовой науке и законодательстве;
- выявить теоретические аспекты привлечения к административной ответственности в отечественном праве;
- исследовать установить особенности и проблематику административной ответственности за нарушения отечественного миграционного законодательства;
- рассмотреть систему источников права о привлечении лиц к административной ответственности за нарушения миграционного законодательства;
- провести проблемный анализ административной практики по статье 24 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в послед. ред.), по статьям 18.8, 18.9, 18.12, 19.27 КоАП РФ;
- сформулировать пути совершенствования практики привлечения лиц к административной ответственности за нарушения отечественного миграционного законодательства.
Методологическую основу представленного исследования составили всеобщие принципы научного познания (объективности, всесторонности, функциональный, системный, исторический, логический, диалектика практического и теоретического в научном познании), а также специально-юридические и общеправовые методы (сравнительно-правовой и формально-юридический и пр.).
В частности, системный метод применялся при рассмотрении комплекса проблем привлечения к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Функциональный метод оказался востребован при исследовании и обосновании основных направлений реформирования законодательства в области привлечения к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.
При разработке понятийного аппарата исследования, уяснении смысла и содержания соответствующих положений законодательства и иных правовых источников комплексно применялись приемы формально-юридического, логического, сравнительно-правового методов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка источников
За последние годы значение роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями существенно возросло. Особенное внимание уделено проблемам ответственности иностранных граждан, а также лиц без гражданства за нарушение российского законодательства. В соответствии со статьей 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства наступает на общих основаниях за административные правонарушения. Фактические меры административной ответственности находятся в зависимости от правового статуса иностранцев, потому как отдельные из них пользуются иммунитетом от административной юрисдикции России согласно положениям федеральных законов и международных договоров принятых Россией (ч. 1, 3 ст. 2.6 КоАП РФ). Тем не менее, административная ответственность иностранцев, а также лиц без гражданства, которые не пользуются дипломатическим иммунитетом, имеет ряд значительных особенностей, которые отличают ее от административной ответственности граждан Российской Федерации.
В числе самых распространенных правонарушений, которые совершаются иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, следует перечислить: нарушения режима Государственной границы РФ, правил въезда либо режима пребывания в РФ, иммиграционных правил, правил транзитного проезда через территорию РФ, уклонение от выезда с российской территории по истечении определенного срока, нарушение вынужденными переселенцами либо беженцами правил пребывания в России, отсутствие разрешения на осуществление трудовой деятельности и пр.
За совершение правонарушений в гл. 18 КоАП РФ определенны следующие виды административных наказаний, которые накладываются на иностранных граждан и лиц без гражданства: предупреждение, административный штраф, конфискация предмета либо орудия совершения административного правонарушения, административный арест и административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Предупреждение является мерой административного наказания, которая выражается в официальном порицании юридического либо физического лица в письменном виде. Оно установлена ч. 3 ст. 18.1, ч. 1, 2 ст. 18.2, 18.3 и 18.4 КоАП РФ. Как правило, предупреждение предусмотрено в санкциях альтернативно с административным штрафом. Одновременно с этим, не допускается использование предупреждения вместо иных административных наказаний, потому как в КоАП РФ не устанавливается возможность замены одного административного наказания иным, в случае, когда это не определенно в соответствующей норме Кодекса.
Следует обратить внимание на то, что предупреждение исключено из ряда статей КоАП. Следовательно, законодателем ужесточена административная ответственность иностранцев, а также лиц без гражданства. Мы придерживаемся мнения, в соответствии с которым подобный вид наказания, как предупреждение, следует использовать исключительно по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства, которыми административное правонарушение совершается в первый раз, тем не менее его следует исключить из ряда статей КоАП.
Административный штраф, представляет собой денежное взыскание, которое уполномоченным должностным лицом налагается на физическое либо юридическое лицо с целью воздействия на материальные интересы. Штраф является самым распространенным наказанием, а также основным видом административного наказания. Так, за 2016 год по выявленным сотрудниками органов внутренних дел нарушениям было наложено административных штрафов на общую сумму 122,9 млн. руб.
В установленных законодательством случаях, штраф назначается в сочетании с дополнительными административными наказаниями: административным выдворением (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18. 4, ст. 18.8, ч. 1−3 ст.18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ) либо конфискацией предмета правонарушения (ч. 3 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.3). Характерной особенностью штрафа является его величина. К тому же следует отметить, что современная тенденция ужесточения ответственности за правонарушения, которые совершаются иностранцами на территории России, проявляется в значительном увеличении величины штрафных санкций.
Административный арест, представляет собой содержание нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей до 15-ти суток в учреждениях, которые предназначены для данных целей. Он назначается за определенные виды самых общественно опасных противоправных деяний и используется исключительно в качестве основного административного наказания. В этой сфере арест устанавливается санкцией исключительно одной статьи – 18.7 КоАП РФ. По мнению ряда специалистов, необходимо полностью исключить этот вид наказания в исследуемой сфере.
Полагаем, что административный арест в рассматриваемой области является необходимым, потому как в отдельных случаях он является единственно вероятным способом влияния на иностранца, которым совершено правонарушение.
Административное выдворение за пределы территории России иностранных граждан, а также лиц без гражданства заключено «в контролируемом и принудительном перемещении их через границу за пределы государства, а в случаях, которые устанавливаются законодательством, – в контролируемом самостоятельном их выезде с территории России (ст. 3.10 КоАП РФ).
Иностранный гражданин может быть выдворен с территории России за совершение административных правонарушений, которые предусматриваются положениями ст. 18.8, ч. 1–3 ст. 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ.
Следует также отметить такой момент: при назначении иностранцу административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы территории России он может быть помещен в специальное учреждение на срок не более 48 часов (ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ). Установить личность иностранного гражданина и получить документы, которыми удостоверяется его личность, за указанный период зачастую не представляется возможным. Проблемой в данном случае является продолжительное содержание в специальных учреждениях иностранных граждан при осуществлении их административно- го выдворения с территории России. Данная проблема прежде всего определенна необходимостью идентификации лиц, которыми нарушено миграционное законодательство, потому как у подавляющего большинства из них отсутствуют документы, которыми удостоверяется личность. Следующей проблемой является сложность финансирования административного выдворения.
В заключение возможно сформулировать следующие выводы. Внесение дополнений и изменений в КоАП РФ, определяющих новые составы административных правонарушений, которые совершаются иностранцами, а также лицами без гражданства, требует последующего осмысления актуальных проблем применения положений административной ответственности.
Считаем необходимым законодательно увеличить перечень административных наказаний за правонарушения, которые совершаются иностранцами, а также лицами без гражданства, что предоставит возможность варьирования применением разных мер административных наказаний в зависимости от личности правонарушителя и обстоятельств, совершенного правонарушения. Также необходима последующая научная проработка проблемы выполнения административного наказания в виде административного штрафа за правонарушения, которые совершенны иностранцами, а также лицами без гражданства на территории России.
В настоящее время, несмотря на принимаемые меры, не имеется единого подхода к применению административного выдворения иностранцев, а также лиц без гражданства которыми совершенны правонарушения, из Российской Федерации, в связи с чем, необходимо дальнейшая регламентация процедуры использования выдворения за правонарушения, которые совершаются этими лицами.
Последующее совершенствование положений административного законодательства будет содействовать развитию законопослушания иностранцев, а также лиц без гражданства, которые находятся на российской территории, и увеличит эффективность административного расследования.
Нормативные правовые акты
1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
1.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
1.3 Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
1.4 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
1.5 Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 19.07.2017) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 30. - Ст. 3285.
1.6 Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.12.2014) «О беженцах» // Российская газета. - 1993.- № 54.
1.7 Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 34. - Ст. 4029.
1.8 Федеральный закон от 29.06.2015 № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2015. - № 27. - Ст. 3990.
1.9 Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 03.04.2017) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. - № 152. - 1993.
1.10 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 21.11.2017).
1.11 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 года) // Выше право. Миграция. - 2012. - № 13.
1.12 Приказ ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2014. - № 10.
1.13 Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 № 491 «О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 23. - Ст. 2981.
1.14 Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 688 «О внесении изменения в пункт 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. -№ 206.
1.15 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru/acts/15635 (дата обращения : 21.11.2017).
1.16 Информационное письмо Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2014 № 74/1-15-14 «О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции», от 17.09.2014 № 30-15-2014 «О практике уголовного преследования лиц, виновных в организации незаконной миграции на территории Центрального федерального округа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 21.11.2017).
1.17 Информационное письмо от 07.04.2014 № 39-23-2014 «Об опыте работы прокуратуры Республики Хакасия по надзору за исполнением миграционного законодательства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 21.11.2017).
1.18 Информационное письмо от 24.01.2011 №72/1-9д-2011 «Об опыте работы прокуратуры Республики Башкортостан по надзору за исполнением миграционного законодательства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 21.11.2017).
1.19 Информационное письмо Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 03.10.2013 № 74/1-12-2013 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением судебными приставами законодательства об исполнительном производстве» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 21.11.2017).
1.20 Информационное письмо от 05.04.2011 № 72/3-34-2011 «О мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 21.11.2017).
1.21 Информационное письмо Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 02.07.2015 № 7-16-2015 «О результатах анализа практики прокурорского надзора за исполнением законодательства при содержании в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 21.11.2017).
1.22 Официальный отзыв Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. № 6605п-П4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 21.11.2017).
1.23 Закон Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 г. № ЗРУ-345 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 21.11.2017).
Литература
2. 1. Андриченко Л.В., Васильева Л.Н. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2013. - № 2. - С. 9-14.
2. 2. Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Совершенствование регистрационного учета в Российской Федерации // Конституционно-правовая стратегия и обеспечение устойчивого развития. Мировой и отечественный опыт. - М.: 2012. - С. 187 - 201.
2. 3. Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты. - Н. Новгород: 2014. - С. 47-52.
2. 4. Белов М.Н. Правоотношения в уголовном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2012. - 216 с.
2. 5. Бышевский Ю.Ю. К вопросу о юридической природе уголовной ответственности за организацию незаконной миграции // Российский следователь. - 2015. - № 6. - С.13-21.
2. 6. Братановский С. Н. Административное право. Общая часть : учебник. М. : Директ-Медиа, 2013. - 612 с.
2. 7. Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения / О. Д. Воробьева // Аналитический сборник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2003. - № 9(202). - С. 32-37.
2. 8. Гареев И. И. Миграция в России: проблемы и перспективы / И. И. Гареев // Материалы IX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Правовая система и вызовы современности» - 3-7 декабря 2012 года. Ч.1. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - 526 с.
2. 9. Гладких В.И. Новые правовые механизмы противодействия терроризму: критический анализ // Российский следователь. - 2014. - № 5. - С. 34 - 38.
2. 10. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // Рос. газ. -2016. - 24 марта.
2. 11. Ионцев В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения / В. А. Ионцев. - М.: Наука, 2009. - 284 с.
2. 12. Капинус О. С. Актуализация разработки концепции развития органов прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2014. - № 2. - С. 8-11.
2. 13. Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу об основании административной ответственности в российском праве // NB: Административное право и практика администрирования. - 2013. - 10. - С. 75 - 88.
2. 14. Кузякин Ю.П. Административная ответственность. Учебное пособие. - М.: 2013. - 438 с.
2. 15. Морозов Ю.В. Привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2016. - № 5. - С. 79 - 87.
2. 16. Незнамова З.А. Судебное толкование как способ преодоления коллизий уголовно-правовых норм // Российский юридический журнал. - 2012. - № 5(86). - С. 86 - 92.
2. 17. Новое миграционное законодательство Российской Федерации: правоприменительная практика./Под ред. Г.Витковской, А.Платоновой, В.Школьникова. - М.: ФМС России, ОБСЕ, 2013. - 386 с.
2. 18. Облезова (Харитонова) А.О. Новое в миграционном законодательстве: введение ответственности за непринятие приглашающей стороной мер по обеспечению приглашенного иностранного гражданина // Миграционное право. - 2013. - № 1. - С. 29-35.
2. 19. Панов А. Б. Актуальные вопросы КоАП РФ // Мировой судья. - 2015. - № 3. -С. 31-36.
2. 20. Панова И.В. Административное право в актах Европейского суда по правам человека // Закон. - 2012. - № 2. - С. 37 - 39.
2. 21. Переведенцев В. И. Методы изучения миграции населения / В. И. Переведенцев. - М.: Наука, 2006. - С.34-37.
2. 22. Плисецкий Е. JI. Современные миграционные процессы в России / Е. Л. Плисецкий // Еженедельник «География». - 2013. - № 37. - С. 4–14.
2. 23. Плюгина И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов // Журнал российского права. - 2015. - № 3. - С. 18-24.
2. 24. Покшишевский В. В. Миграции населения как общественной явление и задачи статистического изучения.Статистика миграции населения / В. В. Покшишевский. - М.: Политиздат, 1993. - 312 с.
2. 25. Попов И.А., Попова О.И. Совершенствование правового и организационного обеспечения противодействия незаконной миграции // Миграционное право. - 2013. - № 2. - С. 12 - 19.
2. 26. Рассказов А. П. Теория государства и права : учебник. - М. : РИОР, 2013. - С. 424.
2. 27. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения (вопросы теории) / Л. Л. Рыбаковский. - М.: Юристъ, 2015. - 236 с.
2. 28. Сергеев А.А. Регистрационный учет граждан Российской Федерации: социальные функции и проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 3. - С. 38 - 44.
2. 29. Сизов И.Ю. Административно-правовой механизм миграционного учета // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 5. - С. 58 - 63.
2. 30. Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - 1998. - № 1.
2. 31. Тренина Д. В. Проблемы исполнения Россией постановлений Европейского Суда в делах о выдаче и высылке // Международное правосудие. - 2014. - № 3. - С. 63-78.
2. 32. Филиппов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства // Уголовное право. -2014. - № 3. - С. 83 - 92.
2. 33. Фильченко А.П. Реализация уголовной ответственности: проблемы отраслевого и межотраслевого согласования/рассогласования: Дис. ... докт. юрид. наук. - Рязань, 2014. - 452 с.
2. 34. ФМС посчитала нелегалов // Рос. газ. - 2012. - 15 октября.
2. 35. Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. - 2012. - № 11. - С. 18-24.
2. 36. Шергин А.П. Административная политика: проблемы формирования и реализации // Актуальные проблемы кодификации административно-деликтного законодательства: Сборник научных трудов. - М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2012. - 446 с.
2. 37. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. - М.: Норма, 2013. - С. 257-259.
Судебная практика
3.1 Постановление ЕСПЧ от 10 февраля 2009 г. «Дело «Сергей Золотухин (Sergey Zolotukhin) против Российской Федерации» (жалоба № 14939/03) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 29.11.2017).
3.2 Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. -2008. - № 18. - ст. 2089.
3.3 Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 г. № 55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа К. на нарушение его конституционных прав п.7 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2011. - № 2.
3.4 Определение Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе иностранных граждан на нарушение их конституционных прав Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2006. - № 4.
3.5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 29.11.2017).
3.6 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации в подп. «ж» п. 3 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 29.11.2017).
3.7 Определением Санкт-Петербургского городского суда от 9 апреля 2014 г. № 33-5439/2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 21.11.2017).
3.8 Решение по делу 5-441/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 29.11.2017).
3.9 Решение Спировского районного суда Тверской области по протесту на Постановление по делу об административном правонарушении от 6 июня 2014 г. (материал № 12-9/2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 29.11.2017).
3.10 Решение Мысковского районного суда Кемеровской области по протесту на Постановление по делу об административном правонарушении от 11 ноября 2014 г. (материал N 12-99/2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 29.11.2017).
3.11 Решение Увинского районного суда Удмуртской Республики по протесту на Постановление по делу об административном правонарушении от 2 февраля 2015 г. по делу № 12-24/2015 ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения : 29.11.2017).
3.12 Обвинительный акт по уголовному делу № 1-35/2015 по обвинению Халявина П.А. по ст. 322.3 УК РФ // Архив судебного участка № 52 Ленинского судебного района г. Кирова.