Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня (Педагогика, психология)

Работа №38536

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
648
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение (Конспект занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня).
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования дидактических игр как средства развития словаря детей с ОНР 6
1.1 Общая характеристика речи детей с ОНР 6
1.2 Возможности дидактической игры в развитии словаря дошкольников 12
Глава 2 Эмпирическое исследование развития словаря старших дошкольников с ОНР 3 уровня средствами дидактических игр 18
2.1 Диагностика развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня 18
2.2 Рекомендации по применению дидактических игр для развития словаря старших дошкольников с ОНР 3 уровня 26
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Приложение 38

В последнее время у детей всё чаще диагностируют отставание в речевом развитии, которое проявляется в разнообразных аспектах: дети начинают позже говорить, длительное время их речь малопонятна, они путают в словах буквы, переставляют слоги, не все стороны речи развиваются взаимосвязанно и синхронно.
Недостатки речевого развития детей дошкольного возраста являются одним из самых распространѐнных отклонений в развитии. Среди них на первом месте дети с общим недоразвитием речи (далее  ОНР), у которых значительно нарушена лексическая сторона речи, ограничен словарный запас. К сожалению, число детей с различными уровнями общего недоразвития речи неуклонно растѐт.
Коррекция лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР достигается путем целенаправленной логопедической работы, в которой широко применяются различные дидактические игры, которые повышают умственную активность, совершенствуют звуковую культуру, формируют просодические элементы, активизируют и обогащают словарный запас, повышают эмоциональную активность. Усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.
Актуальность исследования возможностей дидактической игры в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня обусловлена тем, что своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном периоде является одним из главных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, залогом успешного школьного обучения.
К настоящему времени накоплен значительный материал об изучении проявления общего недоразвития речи в различных аспектах: психолого-педагогическом (Г. Е. Левина), психолого-лингвистическом (В. К. Орфинская), медико-педагогическом (С. С. Ляпидевский), физиологическом (Н. Н. Годатрауготт), клиническом (Ю. Я. Флоренская), психолингвистическом (Е. Ф. Соботович).
Существуют исследования, посвященные отдельным вопросам общего недоразвития речи у детей. Так, усвоение системы звукопроизношения детьми с недоразвитием речи, слоговой структуры слова освещены в трудах Г. Е. Левиной, Г. А. Каше, А. К. Марковой, А. Н. Усановой и др.
В исследованиях Н. Е. Хватцева, А. В. Правдиной, С. Н. Шаховской, В. К. Орфинской, Б. М. Гриншпуна раскрывается соотношение между процессом развития словарного запаса и усвоением грамматического строя речи.
Г. И. Жаренковой установлено, что при глубоком речевом недоразвитии имеют место нарушения не только в активной, но и в пассивной речи, в различении грамматических форм.
Значение игры в развитии детей дошкольного возраста подчёркивали в своих работах российские (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) и зарубежные (Дж. Брунер, И. Ивич, Д. Ковач, Ж Пиаже, Х. Реттер и др.) учёные.
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. М. Горький, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Д. Эльконин).
Целью работы является исследование возможностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня средствами дидактической игры.
Данная цель достигается путём постановки и решения следующих задач:
 дать общую характеристику речи детей с ОНР;
 охарактеризовать возможности дидактической игры в развитии словаря дошкольников;
 провести диагностику развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня;
 сформулировать рекомендации по применению дидактических игр для развития словаря старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Объектом исследования выступает процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования  дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
В работе использовался комплекс методов, включающий теоретические методы (сравнение и сопоставление, систематизация и классификация, анализ и синтез) и эмпирические методы, в качестве которых выступили 3 диагностические методики: 1) методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста (Г. А. Волкова), 2) методика обследования словарного запаса детей (И. А. Смирнова), 3) методика исследования лексики (Н. В. Серебрякова, Л.С. Соломохова).
Теоретической основой исследования стали научные труды учёных в области специальной педагогики и логопедии, материалы периодической печати по проблемам формирования словаря дошкольников с ОНР, публикации таких авторов, как Ю. Г. Алёхина, Ю. Ф. Гаркуша, И. Ф. Демидова, А. С Динмухамедова, О. В. Козлова, Т. В. Коротовских, Н. К. Топчивод, К. И. Хвостовцова и др.
Структура работы включает введение, две главы, содержащие четыре параграфа, заключение, список использованных источников и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ОНР понимается как совокупность сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к её звуковой и смысловой сторонам, при нормальном слухе и интеллекте.
При определённом различии в основаниях для классификации типов ОНР, при данном дефекте у детей наблюдаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой деятельности.
Одним из характерных признаков ОНР выступает значительно более позднее начало речи в сравнении со средневозрастным. Также речь детей с ОНР аграматична, недостаточно фонетически оформлена и малопонятна. Наиболее выразительным показателем ОНР является отставание активной речи при относительно нормальном её понимании. У всех детей с ОНР наблюдается недоразвитие словаря (лексической стороны речи), недостаточная речевая активность и критичность к своему дефекту.
Дидактические игры представляют собой разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей.
Для коррекции ОНР целесообразно применение дидактических игр с элементами продуктивной деятельности. Это способствует решению таких коррекционных задач, как расширение представлений о предметах, явлениях и процессах; уточнение и расширение словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи; активизация речевой деятельности детей; развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса; развитие тонкой и общей моторики.
Было проведено эмпирическое исследование развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
В состав группы для обследования вошли 10 детей в возрасте 6-7 лет, посещающие логопедическую группу, и в личных делах которых имелось заключение о наличии ОНР 3 уровня.
Цель диагностики заключалась в изучении уровня сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Использовались 3 диагностические методики: 1) методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Г. А. Волковой; 2) методика обследования словарного запаса детей И. А. Смирновой; 3) методика исследования лексики Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломоховой.
Были выявлены количественные и качественные показатели уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Данные свидетельствуют о низком уровне развития словаря у всех испытуемых и о следующих особенностях их словарного запаса:
 количество употребленных существительных детьми более высокое, чем других частей речи;
 наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных и предлогов;
 появляется больше прилагательных, когда дети опираются на картинный материал.
Зафиксированные при этом недостатки словаря выражались в ограничении объёма активного словного запаса и неточном употреблении слов.
В первом случае испытуемые не могли назвать предметные картинки, самостоятельно расширить предложенный тематический ряд, подобрать обобщающее понятие, а также достаточное количество признаков и действий, характерных для рассматриваемого предмета.
Во втором случае отмечались смешения близких по значению и звучанию слов при названии предметных картинок и подборе обобщающего понятия; употребление видового понятия вместо родового; подбор слов, не относящихся к предложенной тематической группе; а также подбор прилагательных и глаголов, не входящих в семантическое поле данного существительного.
Все отмеченные нарушения свидетельствуют о недостаточном уровне развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, что говорит о необходимости проведения с ними развивающей работы.
Для развития словаря детей с ОНР 3 уровня предложены такие направления работы: 1) расширение объёма активного словаря одновременно с расширением представлений дошкольников об окружающей действительности, формирование способности к познавательной деятельности; 2) уточнение значений отдельных слов; 3) формирование семантической структуры слова в единстве его главных компонентов; 4) организация семантических полей и лексической системы; 5) активизация пассивного словаря, совершенствование мыслительных процессов по поиску нужного слова, перевод слова из пассивного в активный словарь.
Для развития словаря старших дошкольников с ОНР 3 уровня рекомендуется проведение комплекса дидактических игр, состоящего из 4 разделов: 1) развитие пассивного и активного словаря; 2) освоение семантики слов посредством включения в контекст синонимов и антонимов; 3) развитие способности словообразования; 4) усвоение лексической сочетаемости слов.
Дидактические игры являются эффективным средством развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.



1. Абрамова, М. М. Формирование словаря у дошкольников с ОНР в продуктивной деятельности / М. М. Абрамова, Н. А. Абрамова // Приоритетные направления развития науки и образования.  2015.  № 2 (5).  С. 115116.
2. Алёхина, Ю. Г. Эффективность использования smart-игр в работе логопеда для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР / Ю. Г. Алёхина // Научные горизонты.  2018.  № 1 (5).  С. 811.
3. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие / К. Е. Бухарина.  М.: Владос, 2015.  125 с.
4. Виноградова, Н. А. Теоретические основы дошкольного образования / Н. А. Виноградова, Ю. В. Микляева. - М.: Юрайт, 2017. - 498 с.
5. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 96 с.
6. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. - М.: Изд-во В. Ю. Секачёв, 2015. - 129 с.
7. Демидова, И. Ф. Психологический анализ типологии общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников / И. Ф. Демидова, Д. С. Слесаренко // Наука среди нас.  2017.  № 3 (3).  С. 138144.
8. Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 4. – С. 22–25.
9. Динмухамедова, А. С. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР / А. С Динмухамедова [и др.] // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та.  2013.  № 2 (12).  С. 513.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
11. Клочко, В. В. Направления и содержание работы по формированию эмотивной лексики у дошкольников с ОНР / В. В. Клочко // Современные тенденции развития науки и технологий.  2016.  № 67.  С. 5860.
12. Козлова, О. В. Обучение через игру и эксперимент. «А что, если?» / О. В. Козлова, А. В. Плахотная // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 26-27.
13. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2014. - 408 с.
14. Коротовский, Т. В. Изучения особенностей глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Т. В. Коротовских, Ю. С. Пяшкур // Сборники конференций НИЦ Социосфера.  2017.  № 22.  С. 25-32.
15. Лалаева, Р. А. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. А. Лалаева. – М.: Владос, 2014. – 223 с.
16. Левина, Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р. Е. Левина; сост. Г. В. Чиркина.  М.: АРКТИ, 2005.  376 с.
17. Левченко, И. Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
18. Логинова, Е. А. Общее недоразвитие речи. Алалия / Е. А. Логинова, О. В. Елецкая. - М.: Инфра-М., 2016. - 64 с.
19. Майнагашева, Г. Т. Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня / Г. Т. Майнагашева, Т. П. Жуйкова // Молодой учёный. - 2015. - №11. - С. 1413-1416.
20. Мастюкова, Е. М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Литер, 2011. - 224 с.
21. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования / под ред. Н. В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2017. - 436 с.
22. Методы обследования речи детей / под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Владос, 2015.  275 с.
23. Топчивод, Н. К. Логопедическая работа по развитию глагольного словаря у детей 5-6 лет с ОНР II-III уровня / Н. К. Топчивод, Я. Ю. Добромиль // Ученые заметки ТОГУ.  2017.  Т. 8.  № 3.  С. 158166.
24. Филичева, Т. Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста: программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. - М.: Изд-во «В. Секачёв», 2016 - 280 с.
25. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособ. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 224 с.
26. Хвостовцева, К. И. Методика коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР на материале детского фольклора / К. И. Хвостовцова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.  2017.  № 2.  С. 5964.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ