Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие лидерских качеств у руководителей коммерческих структур

Работа №3853

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы202стр.
Год сдачи2012
Стоимость7900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ..………………………………………………..7
1.1. Сущность и структура лидерских качеств руководителя …………………7
1.2. Развитие лидерских качеств руководителя в профессиональной деятельности…………………………………………………………………….22
1.3. Критерии, показатели и уровни развития лидерских качеств руководителя в профессиональной деятельности………………………..…..27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….47
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУР………………………….48
2.1. Методы и организация исследования……………………………………..48
2.2 Анализ результатов…………………………………………………….……58
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современные тенденции в изучении проблем и формировании моделей управления коммерческими организациями в нашей стране свидетельствуют об определенной эволюции в понимании основных механизмов, влияющих на конкурентоспособность организации.
Лидерство в классическом варианте рассматривается как особое качество, модель поведения человека или организации, обеспечивающее передовые позиции.
Исследования лидерства показывают, что действительно лидерами становились те, чьи индивидуальные качества давали им преимущества перед другими (большая физическая сила, волевая активность и темперамент, интеллектуальное превосходство и др.). Обращение исследователей к явлению лидерства показало, что здесь лидеры имеют преимущество скорее за счет социально-ролевых характеристик их деятельности, чем за счет индивидуальных черт (И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, 1973; А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1998).
Некоторые исследователи рассматривают лидерство как реализацию должностной власти: чем выше должность в организационной иерархии, тем большей властью обладает занимающий ее работник. В контексте лидерства нас больше всего интересует легитимная власть, т.е. формальная власть, приписываемая той или иной должности. Рассмотрение лидерства с точки зрения должностной власти подразумевает отделение личности от роли.
Индивидуальным особенностям уделяется мало внимания; центральное место занимает реализация должностной власти.
Из общего количества отечественных исследований лидерства работы, посвященные должностной власти в коммерческой организации, составляют сравнительно незначительную часть. Многие психологи затрудняются отделить лидерство само по себе от характеристик людей, занимающих лидерские позиции. Однако исследования, посвященные должностной власти, свидетельствуют о том, что некоторые аспекты лидерства выходят за рамки индивидуальных различий.
Многие аспекты проблемы лидерства применительно к руководителям коммерческих структур остаются недостаточно разработанными, а также дискуссионными. Есть лишь общее понимание, разделяемое практически всеми исследователями: лидерство, как система управления, должно стимулировать инновационное поведение сотрудников, обеспечивающее постоянное рождение и использование нового знания на всех уровнях коммерческой организации.
Не определена структура лидерских качеств руководителя коммерческих структур, методы их диагностики и развития нуждаются в дальнейшем научном обосновании и конкретизации.
В.В. Вахнина в качестве одного из актуальных направлений в изучении личности руководителя выделяет исследование лидерства как компонента психологического потенциала личности руководителя коммерческой структуры. Изучение структуры лидерских качеств руководителей коммерческих структур называет в качестве перспективного направления научных исследований А.Н.Иванов. О.Е.Романов в комплексе мер организационного характера с целью повышения эффективности управления в коммерческих структурах выделяет как одну из мер формирование у руководителей личностных качеств, позволяющих приобрести высокий авторитет среди личного состава, стать лидерами в коллективе.
Таким образом, недостаточная разработанность в психологии проблемы лидерских качеств руководителей коммерческих структур и их целенаправленного развития в соответствии со спецификой профессиональной деятельности определяет актуальность темы данного исследования.
Объект исследования: профессионально-важные психологические качества личности руководителей коммерческих структур.
Предмет исследования: психологические условия развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур.
Целью исследования является обоснование и разработка психолого-педагогической модели развития лидерских качеств и выработка практических рекомендаций по их развитию у руководителей коммерческих структур в процессе профессиональной подготовки.
Основные задачи исследования:
1) Провести анализ теоретических концепций и подходов к проблемам определения и измерения должностного лидерства.
2) Определить сущность лидерства, его социально-психологические особенности и факторы, влияющие на его развитие.
3) выявить особенности и обосновать структуру основных лидерских качеств руководителей коммерческих структур;
4) разработать и экспериментально апробировать программу развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур;
5) выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование психологической работы по развитию лидерских качеств руководителей коммерческих структур в процессе профессионально-психологической подготовки.
В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что лидерство руководителей коммерческих структур создает условия для эффективной деятельности подчиненных по реализации организационных функций, способствует оптимизации управленческого взаимодействия и социально-психологического климата в коллективе. Поэтому, в рамках программ профессиональной подготовки руководящих кадров для коммерческих структур существует необходимость в реализации эффективных мер по развитию лидерских качеств руководителей.
Методологическую основу исследования составляют общефилософские положения о взаимосвязи, взаимообусловленности социальных явлений, социальной обусловленности воспитания и сущности личности; о ведущей роли деятельности человека в его личностном саморазвитии; социально-психологический принцип детерминизма и опирающиеся на него психологические и педагогические концепции, раскрывающие сущность и содержание механизмов формирования качеств личности.
Теоретическую основу исследования составили: личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев и др.); концепции, подходы и представления о самореализации личности (А. Адлер, Л. А. Коростылева, А. Маслоу, К. Юнг и др.); работы, посвященные изучению организационной культуры (Г.Т. Базарова, Е.М. Борисова, Е.А. Климов и др.); работы, описывающие феномен карьеры (Л.Г. Почебут, Э. Шейн, Л.Б. Шнейдер, В.А. Чикер и др.); работы по межличностному взаимодействию (Г.М. Андреева, И.Н. Обозов, В.Н. Панферов и др.), по руководству и лидерству (B.C. Агапов, И.П. Волков, А.Л. Журавлев, Ю.А. Лунев, Л.М. Митина, Е.Г. Молл, П. Мучински, Д. Нъюстром,
Б.Д. Парыгин, А.Л. Свенцицкий, СВ. Сарычев, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.)
Научная новизна исследования состоит в решении научной задачи по обоснованию психологических условий развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур.
Методы и методики исследования:
1. Методика Томаса «Стратегии поведения в конфликте»;
2. Опросник Кетелла (16 PF);
3. Методика Р.С. Немова «Способность к лидерству»
4. Методика Р.С. Немова «Эффективность лидерства»
5. Методика П. Хэрси и Х. Бланшард «Какой вы руководитель?»
6. Методика Л.Михельсона «Коммуникативные умения»
7. Тестовая методика «Руководитель глазами подчиненных»
8. Методика Л.Столяренко «Оценка социально-психологического климата коллектива»
Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по внедрению способов развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур; по использованию методик для выявления лидерских качеств у руководителей коммерческих структур; по комплексной оценке лидерских качеств руководителей; по программным вопросам обучения руководителей коммерческих структур.
Результаты исследования могут быть использованы: для подготовки методического пособия по подготовке руководителей коммерческих структур; при разработке методики по формированию профессиональной команды; при оценке персонала.
Личный вклад автора исследования: самостоятельно разработана программа тренинга; проведено тестирование; проведена статистическая обработка результатов; разработаны предложения по развитию лидерских качеств для руководителей коммерческих структур.
Положения выносимые на защиту:
Не у всех руководителей коммерческих структур развиты профессионально-важные психологические качества личности.
Психологические условия должны способствовать развитию лидерских качеств руководителей коммерческих структур в процессе профессиональной деятельности.
Основные направления в формирования и развитии лидерских качеств должна состоят в разработке психолого-педагогической модели и разработке практических рекомендаций по их развитию у руководителей коммерческих структур в процессе профессиональной подготовки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Теоретический анализ исследования развития лидерских качеств у руководителей коммерческих структур показал, что показатели сформированности лидерских качеств отражают сущностные характеристики деятельности руководителя организации по формированию этих качеств. При определении комплекса критериев и показателей уровней сформированности лидерских качеств руководителя нами использованы следующие положения: - объективность критериев и показателей, отражающих сущность лидерских качеств; - включение в содержание критериев и показателей составляющих: мотивационную, когнитивную, деятельностную, практическую.
Работа любого управленца – это результат личной одаренности в сочетании с опытом, накопленным в ситуациях, которые повлияли на формирование его представлений о том, как надо и как не надо руководить. На основании этого опыта и возможностей собственного характера современные начальники решают проблему управления со своими подразделениями, согласовывая свои карьерные и руководительские амбиции с потребностями подчиненных им людей. Они решают центральную задачу управления, которая находится в треугольнике интересов «удовлетворенность подчиненных – интересы лидера – задачи бизнеса».
Профессионально важные качества личности управленца — это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.
Личностные черты показывают успешность руководителя в управлении коллективом.


Экспериментальное исследование развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур позволило нам получить следующие выводы.
Исследования по методике Томаса показала, что руководители, стремящиеся к позиции лидерства, стараются использовать стратегию сотрудничества. Для зрелого коллектива данная стратегия поведения является наиболее приемлемой.
Результаты исследования коммуникативных умений руководителей по методике Михельсона показывают, что компетентный уровень коммуникативной компетентности – это потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.
Результаты исследования свойств личности по методике Кеттелла показали, что руководители коммерческих структур должны обладать такими личностными качествами, как:
Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов (фактор А).
Изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, иногда ненадежность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость(N).
Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение (Фактор Q2).
Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение (Фактор Q3).
Методика Я.В. Подоляк «Руководитель глазами подчиненных» показала, что профессиональное мастерство руководителя – лидера имеет высокий уровень деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей.
Эмоциональность руководителя обладающего лидерскими качествами неразрывно связана со стержневыми особенностями личности, нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями.
Умение управлять – умение лидера строить организационную и воспитательную работу со своими сотрудниками.
Высокий уровень требований, предъявляемых руководителем к окружающим, качеству их поведения. Причем требования эти разносторонни – они апеллируют к ответственности, профессионализму людей, уровню их культуры и осознанности.
Результаты исследования показали, что успех руководителя во многом зависит от его умения построить правильные отношения с подчиненными. Доверие к руководителю, признание его авторитета, хороший деловой контакт, близость к людям обеспечивают хороший климат и дисциплину в организации. Высокие показатели по шкалам и отдельным компонентам показывают хорошую совместимость руководителей с подчиненными и благоприятные отношения.
Анализ результатов по методике Л.Столяренко «Оценка социально-психологического климата коллектива» показывает, что структура взаимоотношений в группе состоит из достаточно хорошо выраженных подструктур: коммуникативной, совместимости и сработан¬ности, ценностного обмена, руководства и лидерства. Подструктуры обеспечивают гибкость и быструю перестрой¬ку механизма взаимоотношений и его совершенствование по мере разви¬тия группы.
Лидерские и управленческие способности связаны с приемами, с помощью которых они побуждают сотрудников к творческому выполнению возложенных на них обязанностей, и контролируют результаты их работы. Тем самым эти способности могут служить характеристикой качества деятельности руководителя и его заместителей, их умению обеспечить эффективное управление, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения.
Мы провели исследование по методике П. Хэрси и Х. Бланшард «Какой вы руководитель?» и увидели, что чаще всего в управлении используется директивный стиль управления, т.е. руководители предпочитают единолично принимать решения, подчинять людей своей воле, не терпят возражений и не прислушиваются к мнению других членов коллектива. Меньше всего любят давать сотрудникам свободу, самостоятельность в принятии решений. Небольшое количество руководителей способны к попустительскому стилю управления.
В экспериментальной группе после проведения тренинга, мы видим значительные изменения. Снизился уровень директивного управления, увеличился коллегиальный стиль, изменился попустительский стиль.
Исследования показали, что эффективность лидерства можно повысить с помощью тренинга, результаты показали, что высокоэффективный уровень достиг 30%, среднеэффективный уровень в экспериментальной группе сравнялся со среднеэффективным уровнем в контрольной группе и достиг 65%, малоэффективный уровень в обеих группах остался на прежнем уровне.
Таким образом, цель исследования достигнута. Гипотеза исследования о том, что лидерство руководителей коммерческих структур создает условия для эффективной деятельности подчиненных по реализации организационных функций, способствует оптимизации управленческого взаимодействия и социально-психологического климата в коллективе, полностью доказана.
Реализация эффективных мер по развитию лидерских качеств руководителей была осуществлена посредством тренинга.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бланшард К., Миллер М. Секрет. Что знают и делают великие лидеры. – М., 2001.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом 8-е изд., стереотип. - М.: Академия,2010. - 224 с.
3.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А.Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
4.Веснин В.Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
5.Джо Коллоуэй. Оближи его! Как компании перестают быть просто продавцами и становятся легендарными брендами. – М., 2006.
6.Дилтс С. Стратегии гениев. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
7.Друкер П. Эффективное управление. – 1964.
8.Мотовилин О.Г. Оценка персонала. – М.: Высшая школа психологии, 2005.
9.Зиглар З. Умение добиваться успеха для «чайников». – М., 2000.
10.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.
11.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. справочник психолога-консультанта организации. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
12.Козлов Н.И. Формула успеха, или философия жизни эффективного человека. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002.
13.Котин М. Качая нефть давно бы закис.//Ж-л Секрет фирмы – 2006, № 36 – с. 25-31.
14.Климов Е.И. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. / Е.И.Климов; Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.74-77.
15.Колесников А.Н. Психология делового преуспевания / А.Н.Колесников, Ия.Алехина, Е.А.Алехина, М.И.Горбачев. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 304 с.

16.Лёзова К., Рубцов Ю. Менеджмент: карательный или проективный.// Камасутра бизнеса. Книга лучших рыночных идей для первых лиц российского бизнеса – 2005, № 1 – с. 52
17.Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента. Учебный курс / Г.Г.Лигинчук. – М.: МЭИМП, 2008. – 547 с.
18.Магура М.И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2005.
19.Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – СПб.: Речь, 2005.
20.Мясникова И. Крик души.//Ж-л The chief – 2006, № 5 – с. 48-49.
21.Нефф Т.Дж., Ситрин Дж.М. Уроки лидеров. – М.: АСТ, 2003.
22.О’Коннер Джозеф, Сеймор Джон. Введение в нейролингвистическое программирование. М.: Эриксон-колледж, 1996.
23.Основы управления специальным образованием: Учеб. Пособие / под ред Д.С.Шилова. - М.: Академия, 2001. – 336 с.
24.Петрова Н.П. Искусство работать с людьми. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
Петров В.В. Теории лидерства. – М., 2006.
25.Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. – СПб., 2002.
26.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // под общей ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб, 2000.
27.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.
28.Пульсон Кл., Тимофеева М. Лидерство в вопросах и ответах.// Ж-л Карьера – 2006, № 5 – с.32
29.Рабочая книга практического психолога / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
30.Синельников В. Прививка против стресса, или психоэнергетическое айкидо. М.: Центрополиграф, 2003.
31.Уильямс Р. Управление деятельностью служащих. – СПб., 2003.
32.Урбанович А.А. Психология управления. Учебное пособие – Харвест, 2007. -640 с.
33.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
34.Фраймута Й. Страх в работе менеджеров. – Харьков, 2005.
35.Фуколова Ю. Геометрия кадров.//Ж-л Секрет фирмы – 2006, № 43 – с.72
36.Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2003.
37.Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Бахрах-М, 2001.
38.Шепель В.М. Человеческая компетентность менеджера: Управленческая антропология / В.М.Шепель. – М.: Экономика, 2000. – 432 с.
39.Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. –М.: НОРМА, 2000.
40.Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. пособие. – СПб., 2008.
2. Казанская В.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие. – СПб., 2008.
3. Островский Э.В. и др. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. Э. В. Островского. - М., 2007.
4. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная литература:

1. Ахинько Н. Н. Психология и педагогика: учеб.-метод. Пособие. - Орел, 2008.
2. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. – М., 2009.
3. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. - М., 2007.
4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий: учеб. Пособие. – СПб., 2011.
5. Коробкова Н.В. Психология и педагогика в таблицах и схемах: учеб.-метод. Пособие. - Орел, 2010.
6. Немов Р.С. Психология: учебник. В 3 кн. – М., 2005.
7. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум. - Ростов н/Д., 2008.
8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для вузов. – М., 2011.
9. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2001.
10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб. Пособие. – Ростов н/Д ., 2006.


4. Боронова Г.X., Прусова Н.В. Психология труда. – М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

13. Козина И.М., И.П.Попова. «Слабые группы» на рынке труда: гендерная специфика мотивации поведения // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 3. С. 365-386.

18. Островский Э.В. Психология управления. Учеб. Пособие. Островский Э.В. - М.: Инфра-М, 2008. - 249 с.

25. Сересова У.И. Трансформации социальной работы как профессии: взгляд через призму мотивации молодых специалистов // Журнал исследований социальной политики. 2007. - Т. 5. - № 1. С. 43-56.

28. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник, серия: Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2009. – 416c.

30. Тамбовцев В.Л. Управлять знаниями? Это непросто! // Российский журнал менеджмента. 2007. - Т. 5. - № 3. С. 175-180.

33. Филонович С.Р. Область HRM: трудности и перспективы интеграции // Российский журнал менеджмента. 2007. - Т. 5. - № 1. С. 109-112.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ