РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Проблема развития интеллекта в психолого-педагогической
литературе. 6
1.1. Подходы к пониманию структуры интеллекта в современной науке. 6
1.2. Особенности развития интеллектуальной сферы в младшем подростковом возрасте. 18
1.3. Основные направления работы социального педагога по развитию интеллектуальной сферы в младшем подростковом возрасте. 28
Выводы по Главе 1. 37
Глава 2. Работа социального педагога по развитию интеллектуальной
сферы детей младшего подросткового возраста. 39
2.1. Изучение уровня развития интеллекта у детей младшего подросткового возраста. 39
2.2. Программа развития интеллектуальной сферы младших подростков. 53
2.3. Динамика уровня развития интеллектуальной сферы младших подростков. 60
Выводы по Главе 2. 68
Заключение. 70
Список литературы. 74
Приложение.
Введение. 3
Глава 1. Проблема развития интеллекта в психолого-педагогической
литературе. 6
1.1. Подходы к пониманию структуры интеллекта в современной науке. 6
1.2. Особенности развития интеллектуальной сферы в младшем подростковом возрасте. 18
1.3. Основные направления работы социального педагога по развитию интеллектуальной сферы в младшем подростковом возрасте. 28
Выводы по Главе 1. 37
Глава 2. Работа социального педагога по развитию интеллектуальной
сферы детей младшего подросткового возраста. 39
2.1. Изучение уровня развития интеллекта у детей младшего подросткового возраста. 39
2.2. Программа развития интеллектуальной сферы младших подростков. 53
2.3. Динамика уровня развития интеллектуальной сферы младших подростков. 60
Выводы по Главе 2. 68
Заключение. 70
Список литературы. 74
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема интеллектуальной сферы человека, рассматриваемая нами в выпускной квалификационной работе, становится все более актуальной. Прежде всего, это связано с тем, что в современном мире высоких технологий, огромных информационных потоков, техника, образование, экономика, а соответственно и интеллектуальные задачи непрерывно усложняются. Все это предъявляет человеку постоянно растущие требования.
Наше общество также заинтересованно в воспитании людей, наиболее приспособленных к общественным требованиям. Так как приспособленность обеспечивает единство общественного и личного, а это коренные условия для более быстрого общественного развития и счастливой жизни каждого человека.
Жизнь в этом обществе требует больших знаний и образованности. Следовательно, требуется интеллектуальная и умственная развитость. Для этого общество должно заботиться о развитии каждого подрастающего человека, организовать рост таланта, чтобы ни один ребенок не остался без внимания. Должна быть организация развития детей на возможно более высоком уровне, включая биологические задатки также должны принимать во внимание.
Высокий уровень развития интеллекта является необходимым условием подъема и эффективности ряда важнейших областей знаний. Интеллектуально развитый человек более производительно работает. Необходима образовательная и воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности, где каждый ученик, соответственно его способностям и возрасту, получил бы необходимую помощь, которая позволила бы ему найти свое место в жизни.
Противоречие исследования заключается в том, что существует необходимость целенаправленного формирования интеллектуальной сферы у детей младшего подросткового возраста, но отсутствует целостная системная работа в данном направлении.
Проблема исследования. Выявить основные условия эффективной работы социального педагога по развитию интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Цель исследования: выявить возможности целенаправленного влияния социального педагога на развитие интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Объект: профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет: профессиональная деятельность социального педагога по развитию интеллектуальной сферы у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза: интеллектуальная сфера младшего подростка может быть более развита, если своевременно осуществить диагностику ее уровня развития и обеспечить своевременную развивающую работу.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить направления работы социального педагога по развитию интеллекта.
3. Разработать программу развития интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
4. Изучить динамику уровня развития интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Методологические основы: идеи отечественных ученых о двоякой детерминации психики человека и ее развитии в контексте ведущего вида деятельности.
Теоретические основы: концепции К.Спирмена, Дж. Гилфорда, Терстоуна, Д.Векслера, Ф.Вернона о структуре интеллекта, теории Леонтьева, Гуревича, Выготского, Лейтса, изучающие особенности интеллекта в подростковом возрасте.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические: психодиагностическое тестирование (тест на интеллект Р. Кеттелла, Школьный тест умственного развития и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра).
Опытно-экспериментальная база: МОУ СОШ №2, г. Арзамас, 6 «а» и 6 «б» класс.
Теоретическая значимость: дано содержательное описание интеллекта, его особенностей в младшем подростковом возрасте, рассмотрены направления работы социального педагога по развитию интеллекта, подобран диагностический инструмент, разработана программа развития интеллектуальной сферы, изучена динамика уровня развития интеллектуальной сферы младших подростков.
Практическая значимость: данное исследование может быть использовано социальными педагогами, классными руководителями, психологами для развития интеллекта у детей младшего подросткового возраста в рамках их практической деятельности, а также на методических объединениях учителей среднего звена, психологов, социальных педагогов, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации работников сферы образования.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения и приложения.
Проблема интеллектуальной сферы человека, рассматриваемая нами в выпускной квалификационной работе, становится все более актуальной. Прежде всего, это связано с тем, что в современном мире высоких технологий, огромных информационных потоков, техника, образование, экономика, а соответственно и интеллектуальные задачи непрерывно усложняются. Все это предъявляет человеку постоянно растущие требования.
Наше общество также заинтересованно в воспитании людей, наиболее приспособленных к общественным требованиям. Так как приспособленность обеспечивает единство общественного и личного, а это коренные условия для более быстрого общественного развития и счастливой жизни каждого человека.
Жизнь в этом обществе требует больших знаний и образованности. Следовательно, требуется интеллектуальная и умственная развитость. Для этого общество должно заботиться о развитии каждого подрастающего человека, организовать рост таланта, чтобы ни один ребенок не остался без внимания. Должна быть организация развития детей на возможно более высоком уровне, включая биологические задатки также должны принимать во внимание.
Высокий уровень развития интеллекта является необходимым условием подъема и эффективности ряда важнейших областей знаний. Интеллектуально развитый человек более производительно работает. Необходима образовательная и воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности, где каждый ученик, соответственно его способностям и возрасту, получил бы необходимую помощь, которая позволила бы ему найти свое место в жизни.
Противоречие исследования заключается в том, что существует необходимость целенаправленного формирования интеллектуальной сферы у детей младшего подросткового возраста, но отсутствует целостная системная работа в данном направлении.
Проблема исследования. Выявить основные условия эффективной работы социального педагога по развитию интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Цель исследования: выявить возможности целенаправленного влияния социального педагога на развитие интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Объект: профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет: профессиональная деятельность социального педагога по развитию интеллектуальной сферы у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза: интеллектуальная сфера младшего подростка может быть более развита, если своевременно осуществить диагностику ее уровня развития и обеспечить своевременную развивающую работу.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить направления работы социального педагога по развитию интеллекта.
3. Разработать программу развития интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
4. Изучить динамику уровня развития интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Методологические основы: идеи отечественных ученых о двоякой детерминации психики человека и ее развитии в контексте ведущего вида деятельности.
Теоретические основы: концепции К.Спирмена, Дж. Гилфорда, Терстоуна, Д.Векслера, Ф.Вернона о структуре интеллекта, теории Леонтьева, Гуревича, Выготского, Лейтса, изучающие особенности интеллекта в подростковом возрасте.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические: психодиагностическое тестирование (тест на интеллект Р. Кеттелла, Школьный тест умственного развития и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра).
Опытно-экспериментальная база: МОУ СОШ №2, г. Арзамас, 6 «а» и 6 «б» класс.
Теоретическая значимость: дано содержательное описание интеллекта, его особенностей в младшем подростковом возрасте, рассмотрены направления работы социального педагога по развитию интеллекта, подобран диагностический инструмент, разработана программа развития интеллектуальной сферы, изучена динамика уровня развития интеллектуальной сферы младших подростков.
Практическая значимость: данное исследование может быть использовано социальными педагогами, классными руководителями, психологами для развития интеллекта у детей младшего подросткового возраста в рамках их практической деятельности, а также на методических объединениях учителей среднего звена, психологов, социальных педагогов, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации работников сферы образования.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения и приложения.
Заключение.
Анализ психолого-педагогической методической литературы показал, что развитие интеллектуальной сферы детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В теоретических исследованиях о развитии интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста мы опирались на различные концепции, определяющие структуру интеллекта. Спирмен, считал, что интеллект выступает как общий фактор умственной энергии, он не зависит от прочих личностных черт человека и не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация, тревожность и т.п.). Дж.Гилфорд умственный процесс трактует как психический процесс: познание, память, диверентное мышление, конвертное мышление, оценивание. Кеттелл ввел понятие «кристаллический» интеллект, который состоит из навыков и знаний, приобретенных в течение жизни, он определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Д.Веккслер определил интеллект, как способность индивида к целесообразному поведению, разнопальному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Г.Ю.Айзенк считал, что существуют различные типы концепций интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Интеллект, согласно Айзенку, должен рассматриваться как некоторое фундаментальное свойство, а разнообразие его поведенческих проявлений – как следствие его природы. «Иерархическая модель интеллекта» Р.Стернберга объясняет отношения между: интеллектом и ментальными процессами; интеллектом и личным опытом индивида; интеллектом и адаптивным поведением. Х.Гарднер считает, что можно говорить о множестве видов человеческого интеллекта. Согласно подходу М.А. Холодной, интеллект – это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта, обеспечивающая возможность продуктивного восприятия, понимания и объяснения происходящего. В структуру интеллекта М.А.Холодная включает подструктуры когниктивного опыта, метакогниктивного опыта и группу интеллектуальных способностей.
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на подтверждение выдвинутой изначально гипотезы, которая заключалась в предположении, что интеллект младшего подростка может быть более развит, если своевременно осуществить диагностику его уровня развития и обеспечить своевременную развивающую работу.
План эксперимента предполагал предварительное и итоговое тестирование, а также наличие экспериментальной и контрольной групп, что позволяло сравнивать результаты, полученные в экспериментальной группе (в которой проводилось социально-педагогическое воздействие), с результатами контрольной группы, где такая работа не проводилась.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проведена первичная психодиагностика экспериментальной и контрольной групп по трем методикам: тест Р. Кеттелла, Школьный тест умственного развития и тест Р. Амтхауэра. После проведения исследования были получены следующие результаты: средний уровень развития интеллектуальной сферы у экспериментальной группы составляет 58,3%, у контрольной группы – 63,4%, высокий – 13,2%, у контрольной – 21,1% и низкий у экспериментальной – 28,5%, а у контрольной – 15,5%.
Анализируя данные, полученные в результате первичной диагностики, мы пришли к возможности составления и реализации специальной программы работы социального педагога с младшими подростками по развитию интеллектуальной сферы, в которой главный акцент сделан на работу по расширению вербального опыта детей, тренировку таких мыслительных действий как обобщение и ограничение, развитие формально-логических мыслительных операций, способности анализировать, увеличение лексического запаса и т.д.
Затем, с целью проверки эффективности проведенной программы и выявления динамики развития интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста мы провели вторичную диагностику, при анализе которой мы получили следующие данные: количество детей, имеющих средний уровень развития интеллектуальной сферы составляет в экспериментальной группе 65,5%, в контрольной – 67.8%, высокий уровень в экспериментальной – 29,8%, в контрольной – 21,1%, а низкий – 4,75% и 11,1%. Это позволило выявить положительную динамику развития интеллектуальной сферы младших подростков. При сравнении результатов первичной диагностики и вторичной количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем интеллекта повысился на 16,6%, со средним – на 7,25, а количество детей с низким уровнем развития уменьшилось на 23,83%. Тогда как количество детей контрольной группы с низким уровнем интеллектуального развития изменилось всего на 4%.
Вследствие этого, нами был сделан вывод, что наличие данного уровня интеллектуальной сферы у младших подростков связано с отсутствием специальной программы по развитию интеллекта детей.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что дано содержательное описание интеллекта, его особенностей в младшем подростковом возрасте, рассмотрены направления работы социального педагога по развитию интеллекта, подобран диагностический инструмент, разработана программа развития интеллектуальной сферы, изучена динамика уровня развития интеллектуальной сферы младших подростков.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование может быть использовано социальными педагогами, классными руководителями, психологами для развития интеллекта у детей младшего подросткового возраста в рамках их практической деятельности, а также на методических объединениях учителей среднего звена, психологов, социальных педагогов, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации работников сферы образования.
Перспективы нашего исследования заключаются в том, что материалы нашей работы в дальнейшем могут использоваться для создания комплексных программ, направленных на развитие интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Анализ психолого-педагогической методической литературы показал, что развитие интеллектуальной сферы детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В теоретических исследованиях о развитии интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста мы опирались на различные концепции, определяющие структуру интеллекта. Спирмен, считал, что интеллект выступает как общий фактор умственной энергии, он не зависит от прочих личностных черт человека и не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация, тревожность и т.п.). Дж.Гилфорд умственный процесс трактует как психический процесс: познание, память, диверентное мышление, конвертное мышление, оценивание. Кеттелл ввел понятие «кристаллический» интеллект, который состоит из навыков и знаний, приобретенных в течение жизни, он определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Д.Веккслер определил интеллект, как способность индивида к целесообразному поведению, разнопальному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Г.Ю.Айзенк считал, что существуют различные типы концепций интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Интеллект, согласно Айзенку, должен рассматриваться как некоторое фундаментальное свойство, а разнообразие его поведенческих проявлений – как следствие его природы. «Иерархическая модель интеллекта» Р.Стернберга объясняет отношения между: интеллектом и ментальными процессами; интеллектом и личным опытом индивида; интеллектом и адаптивным поведением. Х.Гарднер считает, что можно говорить о множестве видов человеческого интеллекта. Согласно подходу М.А. Холодной, интеллект – это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта, обеспечивающая возможность продуктивного восприятия, понимания и объяснения происходящего. В структуру интеллекта М.А.Холодная включает подструктуры когниктивного опыта, метакогниктивного опыта и группу интеллектуальных способностей.
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на подтверждение выдвинутой изначально гипотезы, которая заключалась в предположении, что интеллект младшего подростка может быть более развит, если своевременно осуществить диагностику его уровня развития и обеспечить своевременную развивающую работу.
План эксперимента предполагал предварительное и итоговое тестирование, а также наличие экспериментальной и контрольной групп, что позволяло сравнивать результаты, полученные в экспериментальной группе (в которой проводилось социально-педагогическое воздействие), с результатами контрольной группы, где такая работа не проводилась.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проведена первичная психодиагностика экспериментальной и контрольной групп по трем методикам: тест Р. Кеттелла, Школьный тест умственного развития и тест Р. Амтхауэра. После проведения исследования были получены следующие результаты: средний уровень развития интеллектуальной сферы у экспериментальной группы составляет 58,3%, у контрольной группы – 63,4%, высокий – 13,2%, у контрольной – 21,1% и низкий у экспериментальной – 28,5%, а у контрольной – 15,5%.
Анализируя данные, полученные в результате первичной диагностики, мы пришли к возможности составления и реализации специальной программы работы социального педагога с младшими подростками по развитию интеллектуальной сферы, в которой главный акцент сделан на работу по расширению вербального опыта детей, тренировку таких мыслительных действий как обобщение и ограничение, развитие формально-логических мыслительных операций, способности анализировать, увеличение лексического запаса и т.д.
Затем, с целью проверки эффективности проведенной программы и выявления динамики развития интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста мы провели вторичную диагностику, при анализе которой мы получили следующие данные: количество детей, имеющих средний уровень развития интеллектуальной сферы составляет в экспериментальной группе 65,5%, в контрольной – 67.8%, высокий уровень в экспериментальной – 29,8%, в контрольной – 21,1%, а низкий – 4,75% и 11,1%. Это позволило выявить положительную динамику развития интеллектуальной сферы младших подростков. При сравнении результатов первичной диагностики и вторичной количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем интеллекта повысился на 16,6%, со средним – на 7,25, а количество детей с низким уровнем развития уменьшилось на 23,83%. Тогда как количество детей контрольной группы с низким уровнем интеллектуального развития изменилось всего на 4%.
Вследствие этого, нами был сделан вывод, что наличие данного уровня интеллектуальной сферы у младших подростков связано с отсутствием специальной программы по развитию интеллекта детей.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что дано содержательное описание интеллекта, его особенностей в младшем подростковом возрасте, рассмотрены направления работы социального педагога по развитию интеллекта, подобран диагностический инструмент, разработана программа развития интеллектуальной сферы, изучена динамика уровня развития интеллектуальной сферы младших подростков.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование может быть использовано социальными педагогами, классными руководителями, психологами для развития интеллекта у детей младшего подросткового возраста в рамках их практической деятельности, а также на методических объединениях учителей среднего звена, психологов, социальных педагогов, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации работников сферы образования.
Перспективы нашего исследования заключаются в том, что материалы нашей работы в дальнейшем могут использоваться для создания комплексных программ, направленных на развитие интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В МЛАДШЕМ
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



