Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №3852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы145стр.
Год сдачи2014
Стоимость7900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1019
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание

Введение. 3

Глава 1. Проблема развития интеллекта в психолого-педагогической
литературе. 6
1.1. Подходы к пониманию структуры интеллекта в современной науке. 6
1.2. Особенности развития интеллектуальной сферы в младшем подростковом возрасте. 18
1.3. Основные направления работы социального педагога по развитию интеллектуальной сферы в младшем подростковом возрасте. 28
Выводы по Главе 1. 37
Глава 2. Работа социального педагога по развитию интеллектуальной
сферы детей младшего подросткового возраста. 39
2.1. Изучение уровня развития интеллекта у детей младшего подросткового возраста. 39
2.2. Программа развития интеллектуальной сферы младших подростков. 53
2.3. Динамика уровня развития интеллектуальной сферы младших подростков. 60
Выводы по Главе 2. 68
Заключение. 70
Список литературы. 74
Приложение.





ВВЕДЕНИЕ

Проблема интеллектуальной сферы человека, рассматриваемая нами в выпускной квалификационной работе, становится все более актуальной. Прежде всего, это связано с тем, что в современном мире высоких технологий, огромных информационных потоков, техника, образование, экономика, а соответственно и интеллектуальные задачи непрерывно усложняются. Все это предъявляет человеку постоянно растущие требования.
Наше общество также заинтересованно в воспитании людей, наиболее приспособленных к общественным требованиям. Так как приспособленность обеспечивает единство общественного и личного, а это коренные условия для более быстрого общественного развития и счастливой жизни каждого человека.
Жизнь в этом обществе требует больших знаний и образованности. Следовательно, требуется интеллектуальная и умственная развитость. Для этого общество должно заботиться о развитии каждого подрастающего человека, организовать рост таланта, чтобы ни один ребенок не остался без внимания. Должна быть организация развития детей на возможно более высоком уровне, включая биологические задатки также должны принимать во внимание.
Высокий уровень развития интеллекта является необходимым условием подъема и эффективности ряда важнейших областей знаний. Интеллектуально развитый человек более производительно работает. Необходима образовательная и воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности, где каждый ученик, соответственно его способностям и возрасту, получил бы необходимую помощь, которая позволила бы ему найти свое место в жизни.
Противоречие исследования заключается в том, что существует необходимость целенаправленного формирования интеллектуальной сферы у детей младшего подросткового возраста, но отсутствует целостная системная работа в данном направлении.
Проблема исследования. Выявить основные условия эффективной работы социального педагога по развитию интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Цель исследования: выявить возможности целенаправленного влияния социального педагога на развитие интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Объект: профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет: профессиональная деятельность социального педагога по развитию интеллектуальной сферы у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза: интеллектуальная сфера младшего подростка может быть более развита, если своевременно осуществить диагностику ее уровня развития и обеспечить своевременную развивающую работу.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить направления работы социального педагога по развитию интеллекта.
3. Разработать программу развития интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
4. Изучить динамику уровня развития интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.
Методологические основы: идеи отечественных ученых о двоякой детерминации психики человека и ее развитии в контексте ведущего вида деятельности.
Теоретические основы: концепции К.Спирмена, Дж. Гилфорда, Терстоуна, Д.Векслера, Ф.Вернона о структуре интеллекта, теории Леонтьева, Гуревича, Выготского, Лейтса, изучающие особенности интеллекта в подростковом возрасте.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
- эмпирические: психодиагностическое тестирование (тест на интеллект Р. Кеттелла, Школьный тест умственного развития и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра).
Опытно-экспериментальная база: МОУ СОШ №2, г. Арзамас, 6 «а» и 6 «б» класс.
Теоретическая значимость: дано содержательное описание интеллекта, его особенностей в младшем подростковом возрасте, рассмотрены направления работы социального педагога по развитию интеллекта, подобран диагностический инструмент, разработана программа развития интеллектуальной сферы, изучена динамика уровня развития интеллектуальной сферы младших подростков.
Практическая значимость: данное исследование может быть использовано социальными педагогами, классными руководителями, психологами для развития интеллекта у детей младшего подросткового возраста в рамках их практической деятельности, а также на методических объединениях учителей среднего звена, психологов, социальных педагогов, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации работников сферы образования.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения и приложения.






Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение.
Анализ психолого-педагогической методической литературы показал, что развитие интеллектуальной сферы детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В теоретических исследованиях о развитии интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста мы опирались на различные концепции, определяющие структуру интеллекта. Спирмен, считал, что интеллект выступает как общий фактор умственной энергии, он не зависит от прочих личностных черт человека и не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация, тревожность и т.п.). Дж.Гилфорд умственный процесс трактует как психический процесс: познание, память, диверентное мышление, конвертное мышление, оценивание. Кеттелл ввел понятие «кристаллический» интеллект, который состоит из навыков и знаний, приобретенных в течение жизни, он определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Д.Веккслер определил интеллект, как способность индивида к целесообразному поведению, разнопальному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Г.Ю.Айзенк считал, что существуют различные типы концепций интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Интеллект, согласно Айзенку, должен рассматриваться как некоторое фундаментальное свойство, а разнообразие его поведенческих проявлений – как следствие его природы. «Иерархическая модель интеллекта» Р.Стернберга объясняет отношения между: интеллектом и ментальными процессами; интеллектом и личным опытом индивида; интеллектом и адаптивным поведением. Х.Гарднер считает, что можно говорить о множестве видов человеческого интеллекта. Согласно подходу М.А. Холодной, интеллект – это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта, обеспечивающая возможность продуктивного восприятия, понимания и объяснения происходящего. В структуру интеллекта М.А.Холодная включает подструктуры когниктивного опыта, метакогниктивного опыта и группу интеллектуальных способностей.
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на подтверждение выдвинутой изначально гипотезы, которая заключалась в предположении, что интеллект младшего подростка может быть более развит, если своевременно осуществить диагностику его уровня развития и обеспечить своевременную развивающую работу.
План эксперимента предполагал предварительное и итоговое тестирование, а также наличие экспериментальной и контрольной групп, что позволяло сравнивать результаты, полученные в экспериментальной группе (в которой проводилось социально-педагогическое воздействие), с результатами контрольной группы, где такая работа не проводилась.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проведена первичная психодиагностика экспериментальной и контрольной групп по трем методикам: тест Р. Кеттелла, Школьный тест умственного развития и тест Р. Амтхауэра. После проведения исследования были получены следующие результаты: средний уровень развития интеллектуальной сферы у экспериментальной группы составляет 58,3%, у контрольной группы – 63,4%, высокий – 13,2%, у контрольной – 21,1% и низкий у экспериментальной – 28,5%, а у контрольной – 15,5%.
Анализируя данные, полученные в результате первичной диагностики, мы пришли к возможности составления и реализации специальной программы работы социального педагога с младшими подростками по развитию интеллектуальной сферы, в которой главный акцент сделан на работу по расширению вербального опыта детей, тренировку таких мыслительных действий как обобщение и ограничение, развитие формально-логических мыслительных операций, способности анализировать, увеличение лексического запаса и т.д.
Затем, с целью проверки эффективности проведенной программы и выявления динамики развития интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста мы провели вторичную диагностику, при анализе которой мы получили следующие данные: количество детей, имеющих средний уровень развития интеллектуальной сферы составляет в экспериментальной группе 65,5%, в контрольной – 67.8%, высокий уровень в экспериментальной – 29,8%, в контрольной – 21,1%, а низкий – 4,75% и 11,1%. Это позволило выявить положительную динамику развития интеллектуальной сферы младших подростков. При сравнении результатов первичной диагностики и вторичной количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем интеллекта повысился на 16,6%, со средним – на 7,25, а количество детей с низким уровнем развития уменьшилось на 23,83%. Тогда как количество детей контрольной группы с низким уровнем интеллектуального развития изменилось всего на 4%.
Вследствие этого, нами был сделан вывод, что наличие данного уровня интеллектуальной сферы у младших подростков связано с отсутствием специальной программы по развитию интеллекта детей.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что дано содержательное описание интеллекта, его особенностей в младшем подростковом возрасте, рассмотрены направления работы социального педагога по развитию интеллекта, подобран диагностический инструмент, разработана программа развития интеллектуальной сферы, изучена динамика уровня развития интеллектуальной сферы младших подростков.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование может быть использовано социальными педагогами, классными руководителями, психологами для развития интеллекта у детей младшего подросткового возраста в рамках их практической деятельности, а также на методических объединениях учителей среднего звена, психологов, социальных педагогов, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации работников сферы образования.
Перспективы нашего исследования заключаются в том, что материалы нашей работы в дальнейшем могут использоваться для создания комплексных программ, направленных на развитие интеллектуальной сферы детей младшего подросткового возраста.



Список литературы.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2003
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 1999
3. Айзенк Г.Ю. Структура личности. – М., СПб., 1999
4. Айзенк Х., Эванс Д. Энциклопедия психологических тестов: коэффициент интеллектуальности вашего ребенка. – М., 1997
5. Бадмаева Н.Ц. О влиянии мотивации на развитие общих умственных способностей // Психология обучения. – 2001.ю - № 1. – с. 28-31
6. Белова Е.С. Пособие для воспитателей и родителей. – М., 1998
7. Битянова Н.В. Система развивающей работы школьного психолога // Школьный психолог. Еженедельная методическая газета. – 2004. - №№ 48, 46, 44, 42, 40, 38, 36, 34
8. Богоявленская Д.Б. Структура интеллектуальной активности // Новые исследования в психологии. – 1980. - № 1 (22). – М., 1980. с. 7
9. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. – М., 1976
10. Бурменская Г.В. Возвратно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. – М., 1990
11. Васильчук Ю.А. Фактор интеллекта в социальном развитии человека // Общественные науки и современность. – 2005. - № 1, № 2
12. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под ред. А.В.Либина. – М., 1998
13. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973
14. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – М., 2003
15. Вопросы психологии способностей: сб. статей / Под ред. В.А. Крутецкого. – М., 1973
16. Гарднер Г. Новая трактовка умственных способностей // Психология обучения. – 2000. - № 10. – с. 10
17. Гатанов Ю. Мотивация и интеллект // Школьный психолог (Прил. к газете «Первое сентября»). – 2002. - № 12. – с. 13
18. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. – Кишинев., 1975
19. Гончарик Л.В. Влияние групповой работы на формирование учебных мотивов // Начальная школа. – 2004. - № 11. – с. 45
20. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В.И.Лубовского. – М., 1985
21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2000
22. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М., 1999
23. Жаровский М.О. Интеллект // Человек. – 1996. - № 6. – с. 59
24. Звончин А. Язык и два интеллекта // Знание – сила. – 1991. - № 8. – с. 49
25. Зырянова Н.М. Соотношение методов диагностики // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1991. – № 1 (5). – с. 31
26. Кайл Р. Тайны психики ребенка. – СПб., М., 2002
27. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг. – Ярославль., 2001
28. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. – Мн., 1974
29. Коласьев В.Н. Некоторые формы умственного тренинга // Психологический журнал. – 1987. - № 6. – с. 90-97
30. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка.- М., 1986
31. Кравцева Е.Е. Диагностика эффективности обучения // Шк. психологии: газета издательского дома «Первое сентября» - 2004- №35 – с. 8-12; №36 –с.8
32. Краковский А.П. О подростках.- М., 1970.
33. Кроль В. Психофизиология человека. – СПб., 2003.
34. Кулагина Н.Ю. Возрастная психология. – М., 1997
35. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М., 2000.
36. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971
37. Малашкина М. Популярная история психологии. – М., 2002
38. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. – М., 2002
39. Матюшкин А. Загадки одаренности. – М., 1993
40. Мелхорн Г. Мелхорн Х.Г. Гениями не рождаются. – М. . 1989
41. Методика работы социального педагога / Сост. Г.С. Семенов. – М., 2003
42. Мустафин А.М. Интеллектуальная активность // Вопросы психологии. – 1997 - № 2 - с.94
43. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002
44. Наш проблемный подросток. – СПб., 1999
45. Никандров В.В. Экспериментальная психология. – СПб., 2003
46. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2002
47. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблема. – М., 1996
48. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2002
49. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2001
50. Отстающие в учении школьники. – М., 1986
51. Паранджанова В.Д. Устойчивое развитие и проблема улучшения интеллекта // Общественные науки и современность. – 2003. - № 2. – с. 125
52. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990
53. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2002
54. Попова М.В. Психология растущего человека. – М., 2002
55. Практикум по возрастной психологии. – СПб., 2002
56. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2003
57. Психология индивидуальных различий. – М., 2000
58. Радугин А.А. Психология. – М., 2003
59. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1., кн.2. – М., 2002
60. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль, 2001
61. Сорокина О.А. Коррекция подростков учебной деятельности школьников // Начальная школа. – 2003. - № 8. – с. 97
62. Сталяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р.-на-Д., 2003
63. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001
64. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М., 1995
65. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002
66. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ