Содержание:
Введение 3
Раздел 1
История официальных отношений между АСЕАН и Китаем 8
Раздел 2
Теоретические аспекты понятия мягкой силы 15
Раздел 3
Особенности китайского подхода к понятию мягкой силы 18
Раздел 4
Экономическое партнерство АСЕАН и Китая 29
Раздел 5
Политика «Добрососедства» 36
Раздел 6
Соперничество в Азиатском регионе Китая и США 48
Раздел 7
Динамика прямых инвестиций США в АСЕАН 55
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 67
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — международная организация, интеграционная группировка, целью которой является активное политическое и экономическое сотрудничество. Объединение открыто взаимодействует со странами граничащими, но не входящими в Ассоциацию. Наиболее популярным форматом взаимодействия является форма «АСЕАН+1», когда переговоры ведутся с Китаем.
Страны Юго-Восточной Азии объединились в организацию АСЕАН (Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии). В АСЕАН входят десять стран, которые благодаря быстрому экономическому развитию постепенно становятся сильными игроками в международных военных, политических и экономических областях. В свою очередь, многие исследователи считают, что Китай является новой сверхдержавой с политическими интересами, выходящими за пределы национальных границ.
По мере увеличения силы новой сверхдержавы ее внешнеполитические интересы также увеличились, но Юго-Восточная Азия почти всегда доминировала в политике Китая. Ведь многие страны АСЕАН имеют общие границы с «фабрикой мира», «великим северным соседом», Китаем.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии образована в 1967 году. Если в первом десятилетии существования организации внимание уделялось преимущественно политическим целям, то дальнейшее развитие определило другую расстановку приоритетов. Таким образом, вместе с намерением либерализации торговли внутри региона группировка стала активно практиковать форматы взаимодействия - «АСЕАН+3» (Китай, Япония, Южная Корея) и «АСЕАН+6» (Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия). Неизменным партнером интеграционного объединения оставался и остается КНР.
Официальные отношения между АСЕАН и Китаем были установлены в 1991 году. За период 1994-1996 гг. из «консультативного партнера» Китай эволюционировал в «партнера по диалогу». Емкий внутренний рынок, обширный производственный и научно-технический потенциал послужили стимулом для Китая в усилении связей и сотрудничестве со странами АСЕАН.
Можно с уверенностью сказать, что Россия, Китай и ЮВА находятся в «одной лодке». Это связано с тем, что Россия имеет с КНР общие границы на севере, страны ЮВА на юге и юго-западе.
В данной дипломной работе рассматривается политика КНР в ЮВА на довольно длительном промежутке времени охватывающем последнее десятилетие ХХ века и первое XXI вв., так как только на большой исторической дистанции можно увидеть глобальные стратегии и взаимосвязи, проследить конкретные тактические приемы, которые применялись Китаем в процессе формирования отношений со странами Юго-Восточной Азии.
Актуальность исследования. Отношения стран ЮВА и Китая имеют ключевое значение во внешней политике КНР. Для Китая в нынешних условиях является одним из главных приоритетов выстраивание тесного и плодотворного сотрудничества с данным регионом, также в том, что взаимоотношения АСЕАН и Китая оказывают немалое влияние на мировое сообщество и обстановку в АТР.
Сейчас на повестке дня исследование проблем на экономическом, геополитическом и региональном уровнях, необходим анализ влияния вызовов и угроз глобального и регионального характера на формирование и трансформацию основных измерений разноуровневых механизмов взаимовыгодного сотрудничества Китая и стран ЮВА.
Степень изученности темы достаточно велика, что даёт возможность ориентироваться в проблеме. В ходе исследования были проанализированы многие отечественные и зарубежные работы. Интересно было обратиться к таким российским авторам, как: Васильев Л.Е- старший научный сотрудник Центра изучения проблем СВА и ШОС, Титаренко М.Л.- советский и российский учёный-востоковед, известный исследователь философии и духовной культуры Китая, международных и межцивилизационных отношений в Северо-Восточной Азии, Гольман М.И.- доктор исторических наук Института Востоковедения РАН, Яницкий О.Н.- советский и российский социолог, социолог, специалист в области экосоциологии.
Также были проанализированы работы зарубежных авторов, к примеру, труды Джозефа Ная-младшего - руководителя Школы государственного управления им. Дж.Ф. Кеннеди, профессора Гарвардского университета.
Объектом данного исследования внешняя политика Китая по отношению к странам АСЕАН c последней четверти ХХ по первое десятилетие XI.
Предметом исследования является набор внешнеполитических инициатив руководства КНР, предпринимаемых в русле осуществления сотрудничества.
Хронологические рамки исследования работе исследуются отношения Китая и стран Юго- Восточной Азии, его исторические интересы и цели в регионе, а также конкретные действия этой страны в направлении реализации своих геостратегических планов. Политика Китая в ЮВА рассматривается на довольно длительном промежутке времени, охватывающем последнее десятилетие ХХ и первое XXI вв.
Цель исследования — выявить особенности стратегии внешней политики Китая по отношения к странам АСЕАН в указанный период.
В соответствии с целью исследования можно выделить несколько задач:
1. Проанализировать историю отношений Китая и стран ЮгоВосточной Азии.
2. Определить основные инструменты взаимодействия Китая и АСЕАН, их механизм и применения.
3. Проанализировать масштаб экономического сотрудничества Китая и АСЕАН.
4. Определить, в чем состоит дуализм политики Китая по отношению к странам АСЕАН.
5. Проанализировать масштаб соперничества США и Китая в ЮВА.
6. Оценить возможные ограничения и препятствия на пути сотрудничества Китая и АСЕАН.
Методологическая основа. В данной работе были рассмотрены основные пути взаимодействия Китая и АСЕАН в условиях стремительно растущей экономики Китая (1990-2000-е). Акцент внимания сосредоточен на развитии отношений сотрудничества и взаимосвязи между странами, нежели на конфронтации. Кроме того, при изучении различных аспектов сотрудничества были использованы методы описания и сравнительного анализа, что позволило выявить слабые и сильные стороны каждой из сторон. При рассмотрении возникновения концепции «мягкой силы» в политическом дискурсе Китая и ее эволюции был использован метод исторической ретроспективы, хронологический и системный методы.
Источниковую базу исследования составляют документы, выступления официальных лиц КНР. Информация официального сайта МИД КНР, документы съездов КПК, сайт Информационного отдела Госсовета. Также в рамках анализа деятельности по реформированию мировой финансовой системы были рассмотрены пресс-релизы МВФ. О повышении активности КНР в рамках миротворческой деятельности свидетельствуют статистические данные АСЕАН.
Отдельную группу источников составляют материалы информационных агентств КНР, так как в силу политической системы страны они отражают официальную точку зрения партии и руководства страны на те или иные события. Таковыми являются «Синьхуа», «Жэньминь Жибао». Также были использованы материалы «South China Morning Post». Кроме того международного информационного агентства Рейтерс, британской BBC и СNN.
Научная новизна заключается определяется недостаточной разработанностью этой темы в российской, китайской, японской и западной литературе, противоречивостью оценок и подходов к ней в целом, недостаточностью внимания к данной проблематике.
Научно-практическое значение работы состоит в возможности ее использования в научной, преподавательской и дипломатической деятельности.
Вопросы, поднимающиеся в дипломной работе интересны для ученых и специалистов, занимающихся исследованием внешней политики стран Азии.
Структура работы. Работа состоит из введения, содержания, 7 разделов, заключения, списка источников и литературы.
Руководство Китая полагает, что рост Азии есть непреодолимая и совершенной неизбежная историческая тенденция, закономерность.
Необходимости «пропаганды» концепции «азиатского регионализма» в Пекине и развития «стратегии регионализма в Китае» являются обоснованными.
«Стратегия азиатского регионализма в Азии» должна в первую очередь избавиться от традиционной идеологии старой системы и ввести «сюзерен - данник», и принять идеологию азиатских соглашений, связанных с национальной государственной системой, чтобы будущая азиатская общая цивилизация стала полноценным сильным регионом.
В начале 90-х годов XX века развитие тесных отношений между Китаем и АСЕАН было неизбежным историческим процессом.
После окончания «холодной войны» с изменениями в международной обстановке произошли исторические изменения в отношениях между Китаем и АСЕАН, сотрудничество в различных областях стремительно наращивалось.
Проводя исторический анализ отношений АСЕАН и Китая в ретроспективе важно вспомнить, что в мае 1991 года, министр иностранных дел Китая Цянь Цичен отправил сообщение министру иностранных дел Малайзии Ахмеду Бадави, в котором выражал намерение Китая наладить со странами АСЕАН более углубленное сотрудничество. В ответном послании А. Бадави пригласил Цянь Цичэня в качестве гостя Малайзии присутствовать на 24-й встрече министров иностранных дел АСЕАН, которая состоялась в июле того года в Куала-Лумпуре.
Ещё в 1991 году масштабы торговли между Китаем и АСЕАН были очень незначительными. В 1997 году ситуация изменилась в период финансового кризиса в Юго-Восточной Азии. АСЕАН считает, что необходимы не только рынки в Соединенных Штатах и Европе, но и рынки в других странах, таких как Китай, Япония и Южная Корея. Это является движущей силой сотрудничества в рамках 10 + 3. В то же время Китай подчеркивал, что обменный курс юаня не снижался, что усилило доверие АСЕАН к Китаю.
В июле 1994 года Китай участвовал в качестве партнера по переговорам в АСЕАН на первом совещании Регионального форума АСЕАН, состоявшемся в Бангкоке.
В июле 1996 года Постоянный комитет АСЕАН единодушно принял Китай во всеобъемлющий диалог, повысив его статус с со страны- партнера по консультациям до страны-партнера.
В декабре 1997 года между АСЕАН, Китаем, Японией и РК был создан механизм ”10 плюс 3”, после чего -- созданы рамки ”10 полюс 1”.
В 2002 году Китай и АСЕАН поставили перед собой цель создания зоны свободной торговли к 2010 году и подписали Рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве.
Соглашение о свободной торговле между Китаем и АСЕАН вступило в силу 1 января 2010 года.
Как и ожидалось, Китай и АСЕАН будут активно сотрудничать в целях расширения сферы действия зон свободной торговли и увеличения количества товаров и услуг, которые не облагаются налогом и не облагаются налогом.
В 2003 году Китай и АСЕАН подписали совместную декларацию об объявлении "стратегического партнерства, направленного на мир и процветание”. Это заявление означает, что отношения между Китаем и АСЕАН, характеризующиеся добрососедским взаимным доверием и партнерством, вышли на новый уровень.
К тому же, Китай официально присоединился к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и стал первой страной за пределами стран АСЕАН, подписавшей договор. По мнению правительства Китая для развития собственного государства необходимо обеспечить благополучие ближайших соседей в ЮВА.
Вступление в Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, также Китай и страны АСЕАН подписали в 2002 году Декларацию о поведении Сторон в Южно-Китайском море- правовая гарантия мира и стабильности в регионе. АСЕАН и КИТАЙ ведут активнейшее сотрудничество во множестве сфер и уровней. Страны наладили плодотворное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом, обеспечением безопасности на море, борьбой с контрабандой и трансграничной преступностью, предотвращением распространения болезней и защитой окружающей среды.
При постоянном углублении двусторонних отношений сотрудничество между Китаем и АСЕАН продолжает расширяться. В долгосрочной перспективе очень важно развитие отношений между Китаем и АСЕАН, поэтому обеим сторонам следует продолжать углублять сотрудничество в различных областях.
Страны АСЕАН, заинтересованные в сотрудничестве с Китаем, видя свои быстрорастущие рынки и рост количества необходимых новых рабочих мест, что способствует интересам активного сотрудничества.
Китай, скорее всего, продолжит налаживать отношения со странами Юго-Восточной Азии с помощью метода мягкой силы. Важной особенностью мягкой силы страны является ее стремление принять свою модель политического и экономического развития без каких-либо дополнительных стимулов. Поэтому мягкая сила делает страну более привлекательным партнером для сотрудничества с другими странами.
Китай стремится предпринимать шаги нацеленные на сотрудничество с другими странами на трех уровнях: глобальном - в рамках Всемирной торговой организации и Международного валютного фонда, сотрудничества с Соединенными Штатами и Европейским союзом с «большой семеркой» (восьмеркой); региональном первой значимости - в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Восточноазиатского сообщества (ВАС); региональном второй значимости - в рамках форума «Азия - Европа» (ASEM), развитие интеграционных связей со странами Африки и Латинской Америки. Поэтому у Китая есть все предпосылки и возможности стать центром самой динамичной структуры развития.
Отношения между Китаем и странами Юго-Восточной Азии всегда отражают перспективы и направления и имеют богатый стратегический контент.
В отношениях Китая и АСЕАН поддерживается тенденция успешного развития, эти отношения неизменно идут в первом ряду сотрудничества АСЕАН с другими странами. Китай рад видеть, что АСЕАН проводит обмены с большим количеством стран, но, по сравнению с ними, отношения между Китаем и АСЕАН обладают большим потенциалом, большим пространством, более сильной мотивацией и лучшими перспективами.
Это объясняется тем, что Китай и страны АСЕАН соседствуют друг с другом, являются развивающимися странами и судьбоносным сообществом. Китай надеется как можно скорее достичь результатов по повышению уровня двусторонних зон свободной торговли и обсудить сотрудничество в деле содействия развитию международных производственных мощностей.
Координатором во взаимоотношениях Китая и АСЕАН скорее всего в ближайшее десятилетие будет выступать Сингапур.
Сингапур и Китай имеют особую географию, историю и гуманитарные отношения. С древних времен они были дружественными странами на «Шелковом пути».
Несколько лет назад Сингапур и Китай отметили 25-ю годовщину установления дипломатических отношений между двумя странами. Главы государств двух стран обменялись визитами и подтвердили новый статус двусторонних отношений. Китайско-сингапурские отношения вступили в новую фазу. Сингапур полон уверенности в перспективах экономического развития Китая, также полон уверенности в развитии китайско-сингапурских отношений.
Можно утверждать, что Китай пытается заложить основу своего влияния в регионе для укрепления собственной экономики, а затем безоговорочно направляет все силы на борьбу с Соединенными Штатами. ( с точки зрения конфронтации эта борьба не обязательно будет вооружённой).
Следует учитывать, что Вашингтон заинтересован в Юго-Восточной Азии. Считается, что экономические интересы страны и ее национальная безопасность во многом определяются ситуацией в зоне, которая находится на территории от западной части Тихого океана и Восточной Азии до Индийского океана и Южной Азии.
Для компаний США страны АСЕАН являются важным регионом для продвижения своих рынков.
К началу XXI века, точнее второго десятилетия века взаимодействие между США и АСЕАН достигло новых уровней торгового и инвестиционного сотрудничества в различных областях. Особое внимание уделяется развитию отношений в энергетическом поле. Прямые инвестиции США в страны АСЕАН в последние годы продолжали фокусироваться главным образом в Сингапуре, Таиланде, Малайзии, Индонезии.
Прогнозируется, что экономическая деятельность между Соединенными Штатами и странами-членами Ассоциации должна возрасти.
Сотрудничество между АСЕАН и Китаем намного превышает различные разногласия между ними. Сингапур намерен стать координатором отношений между Китаем и АСЕАН в целях содействия развитию отношений между Китаем и АСЕАН.
Плодотворные и взаимовыгодные отношения между Китаем и АСЕАН будут зависеть от того, как каждая страна узнает, как сотрудничать друг с другом, дополнять друг друга и отдельно от конкурентных стратегий трудоемких и прибыльных регионов. В процессе развития двусторонних отношений Китай и АСЕАН постоянно выдвигают новые инициативы, в результате чего уровень сотрудничества постоянно повышается.
В контексте глобальной политики сегодняшнего дня, Азиатско-Тихоокеанский регион привлекает к себе все больше внимания. По оценкам, к 2020 году объем двусторонней торговли между Китаем и АСЕАН достигнет 1 триллиона долларов США.
1. Васильев Л.Е. АСЕАН в начале 21 века. - М: ИД «Форум», 2010 - 368 с.
2. Лексютина Я.В. Обострение напряженности в Южно-Китайском море: взгляд из ЮВА, КНР и США // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 5. С. 30-41.
3. Локшин Г.М. Южно-Китайское море: трудный поиск согласия. М.: ИДВ РАН, 2013.
4. Мосяков Д.В. «Мягкая сила» в политике Китая в Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные
проблемы развития. 2010. Т. 14. С. 5-22.
5. Портяков В.Я. Контуры внешней политики лидеров Китайской Народной Республики пятого поколения // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 16-20.
6. Клименко А.Ф. Новая военная стратегия США и эволюция американо-китайско-индийских отношений в АТР в сфере проблем безопасности // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVII / Отв. редактор-составитель Е.И. Сафронова. - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 58 - 73.
7. Глазунов О.Н. Китайская угроза. - М.: Эксмо, 2010. - 256
8. Васильев Л.Е. Юго-Восточная Азия: США и Китай от соперничества к противостоянию // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVII / Отв. редактор-составитель Е.И. Сафронова - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 87 - 100.
9. Титаренко М.Л. 2008. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М.: Памятники исторической мысли. 624 с.
10. Титаренко М.Л. Трифонов В. 2011. Надежная основа российско-китайского стратегического партнерства, дружбы и соразвития. - Проблемы Дальнего Востока. № 3. С. 3-13.
11. Гольман М.И. 2013. Монголия. Демократы снова у власти. - Азия и Африка сегодня. № 3. С. 43-48.
12. Грайворонский В.В. 2007. Реформы в социальной сфере современной Монголии. М.: ИВ РАН. 254 с.
13. Яницкий О.Н. 2011. «Турбулентные времена» как проблема общества риска. -Общественные науки и современность. № 6. С. 155-164.
14. Фоминых А. Проецирование «мягкой силы»: публичная дипломатия США и России в постсоветской Центральной Азии.//Центральная Азия и Кавказ. Том 13, вып.3, 2010. С.74
15. China-ASEAN cooperation: 1991-2011. URL: http://www.gov.cn/ english/2011-11/15/ content_1994087_9.htm.
16. Lum Th. China’s assistance and government-sponsored investment activities in Africa, Latin America, and Southeast Asia. Washington, DC, 2009.
17. Razlatsky A.B. 2014. Turbulence in Social Development and the Stratification of the Superstructure. Доступ: http://proletarism.org/ abr_turb.shtml (проверено 07.03.2015).
Список источников:
1. Китай: проблемы внешней и военной политики. 2011. Экспресс-информация. М.: ИДВ РАН.
2. Китайско-Северокорейское сотрудничество на рубеже XX- XXI вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. 2012. № 1-2 (9). С. 19-23.
3. Михневич С.В. Конкуренция и сотрудничество в АзиатскоТихоокеанском регионе / Вестник международных
организаций. - 2016. - №1. - С. 92-120.
4. Си Цзиньпин предложил осуществить «азиатскотихоокеанскую мечту». URL: http://
russian.people.com.en/n/2014/1109/c31521-8806820.html.
5. Углубляется финансовое сотрудничество между Китаем и АСЕАН. URL: http:// russian.people.com.cn/31518/6858184.html.
6. Чем отличается проект Китая по совестному созданию и осуществлению «Азиатско-тихоокеанской мечты»? URL: http://russian.people.com.cn/n/2014/1110/c315218807 151.html.
7. Эволюция отношений между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX-XXI вв. // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2012. № 2/35. С. 27-36;
8. ASEAN trade by selected partner country/region, 2013. URL: http://www.asean.org/images/resources/Statistics/2014/ExternalTra deStatistics/Aug/table19_asof24Jul14.pdf.
9. ASEAN Stats. URL: http://aseanstats.asean.org.
10. China-ASEAN education exchange attracted more that 60,000
foreign students in ten
years.URL: http: //english.j sj yt.gov.cn/news/keynews/folder613/201 3/10/2013-10-122829.html.
11. Declaration on the Conduct of Parties in the South China Sea.
2002. URL: http:// www.aseansec.Org/13163.htm.
12. European Commission Trade. URL: http://ec.europa.eu/trade.
13. Foreign direct investment net inflows to ASEAN from selected
partnercountries/regions.URL:http://www.asean.org/images/resour ces/Statistics/2014/ForeignDirectInvestment/Aug/ Table
%2026.pdf.
14. Glaser B., Pal D. Is China’s Charm Offensive Dead? // China Brief. 2014. Vol. 14. Is.15. P. 8-12.
15. Phuong Nguyen. China’s Charm Offensive Signals a New Strategic Era in Southeast Asia. URL: http://csis.org/publication/chinas- charm-offensive-signals-new-strategic-era-southeast-asia.
16. Ross R. Chinese nationalism and its discontents. Chinese nationalism and its discontents // The National Interest. Nov./Dec.
2011. Vol. 116. P. 45-51.
17. Статистический бюллетень иностранных прямых инвестиций
Китая, 2010 (2010 няньду чжунго дуйвайчжицзе тоуцзы тунцзыгунбао). URL: http://images.mofcom.
gov.cn/hzs/accessory/201109/1316069604368.pdf.
18. Мартынова Е. Япония и Китай в Юго-Восточной Азии: политическое измерение // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 368. - С. 148 - 158
19. Fontana В. Hegemony and Power: On the Relation Between Gramsci and Machiavelli. University of Minnesota Press. 1993.
P.140
20. Nye J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. — Public Affairs, 2004. — 191 p
21. Nye J. S. Notes for a soft power research agenda // Power in World Politics / Felix Berenskoetter, M. J. Williams, eds.. — Routledge,
2007. — 328 p.