ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДВУСТОРОННИХ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Америка и Китай: история взаимоотношений
1.2 Американо-китайские отношения в аспекте безопасности
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ПАРТНЕРСТВО» США И КИТАЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ДВУХСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Политические отношения США и КНР на современном этапе
2.2 Современное торгово-экономическое сотрудничество США и КНР
2.3 Американо-китайские отношения в свете новой внешнеполитической стратегии США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
На современном этапе развития международных отношений одним из основных вопросов многополярного миропорядка является американо-китайский вектор.
Актуальность темы исследования обуславливается возрастающей ролью экономик Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики и двусторонних торгово-экономических отношений между данными государствами в развитии мировой экономики. Они оказывают существенное влияние на экономический рост, а также торговые и инвестиционные потоки между странами.
Укрепление отношений между США и КНР в последнее десятилетие происходило в условиях ускоренного роста Китая и его становления в качестве одного из лидеров мировой экономики. Китай в 2012 году впервые обошел США по торговому обороту, став лидером по масштабам международной торговли. На сегодняшний день в Китае наблюдается сравнительно быстрый стабильный экономический рост, хотя в экономическом развитии есть и определенные проблемы.
Укрепление взаимодействия между Соединенными Штатами и Китаем в прошлое десятилетие осуществлялось в контексте ускоренного роста Китая и его становления в качестве одного из лидеров мировой экономики. Китай в 2012 впервые обошел товарооборот США, став лидером по масштабам международной торговли. На данный момент Китай мы наблюдаем достаточно быстрый экономический рост, несмотря на то, что определенные проблемы в экономическом развитии все еще существуют.
В этой связи важнейшим интересом является изучение возрастающей взаимозависимости экономик обеих государств как фактора долгосрочного воздействия на экономическое развитие Соединенных Штатов.
Полагаясь на свое превосходство в мировой экономике, в мировой торговле и инвестиционных потоках и в других областях, Соединенные Штаты в значительной степени определяют институциональные принципы регулирования торговли и движения капиталов между странами, выступая за их либерализацию всеми сторонами международного обмена.
В данной работе были использованы труды ведущих специалистов в области международных отношений и востоковедения. Среди них особое место занимают такие отечественные исследователи, как : Воскресенский А.Д. , Городняя Н.Д. , Зиновьев Г.В. , Котляров Н.Н. , Цвык А.В. , Наумов И.Н. , А. Островский и другие. Данные работы позволяют ознакомиться с развитием американо-китайского двустороннего сотрудничества в политической и экономической областях. Для раскрытия темы были также изучены работы иностранных исследователей: Линь Ифу , Цай Фан, Ли Чжоу, Чжоу Синьчэн и Фен Шаолей.
В работе были использованы электронные ресурсы, статьи, книги, работы и новостные сведения как русскоязычные, так и на иностранных языках: английский и китайский языки.
Для написания данной дипломной работы был проанализирован ряд источников, таких как Китайско-американское совместное коммюнике ; коммюнике об установлении дипломатических отношений ; Коммюнике 17-го августа ; постановление американского правительства о возобновлении режима наибольшего благоприятствования для КНР , а также объявление конгрессом США официальной позиции по Тайваньскому вопросу. Одними из новейших источников работы являются: Стратегия Национальной безопасности США 2017 года и договор о военном сотрудничестве США и Китая.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 2000-х гг. по 2017-е гг.
Объектом исследования является взаимоотношения США и Китая в 21 веке.
Предметом исследования выступают торгово-экономические и политические отношения Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики.
Целью дипломной работы является комплексное исследование отношений США и Китая на современном этапе.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• исследовать историю сотрудничества США и Китая в рамках 20-го века;
• рассмотреть особенности политического диалога Китая и США;
• изучить основные направления экономического сотрудничества США и КНР;
• охарактеризовать двусторонние отношения на современном этапе;
• оценить эффективность взаимодействия двух стран;
• сформировать выводы по проведенному исследованию.
Степень научной разработанности:
На современном этапе развития эта работа является одной из первых по тематике политических и экономических взаимоотношений США и Китая на современном этапе. Таким образом, научная разработанность данной темы не является достаточной - она требует глубокого анализа и, в первую очередь, систематизации нормативной базы.
Практическая значимость работы заключается в том, что на ее основе можно подготовить аналитические материалы по взаимоотношениям КНР и США. Материалы и наиболее значимые выводы дипломной работы могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов.
Теоретические и методологические основы исследования: для наиболее полного и многостороннего анализа тематики американо- китайских отношений, применялся комплекс базовых современных научных методических принципов и идей. Изучение обширного нормативно-правового материала, прежде всего - международных нормативных актов. Для анализа динамики, тенденций и направления развития между США и Китаем, мною были использованны такие методы как моделирование, системный и сравнительно-исторический методы. Системный подход позволил рассмотреть все ключевые составляющие взаимоотношений между странами в их взаимосвязи и взаимодействии: экономика, политика, военно-техническая сфера, дипломатические акты, ситуация в регионе и т. д. Данные методы позволили объективно и целостно рассмотреть объект исследования, проанализировать развитие двусторонних отношений. Благодаря сравнительно - историческому анализу можно отследить формирование и развитие отношений между США и Китаем.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Китай и Америка, как и любые крупные государства, являются в разных сферах и соперниками, и партнерами. Но то обстоятельство, что за последние несколько десятилетий экономически Китай и Америка действительно оказались тесно взаимосвязаны, неопровержимо. В свою очередь, это порождает определенные проблемы в двусторонних отношениях. Особенно ярко это проявляется в наше время, в условиях кризиса, когда каждый стремится хоть на немного облегчить свою жизнь за счет своих партнеров. При этом уровень конфликтности и острота таких противоречий между двумя государствами будут напрямую зависеть от мудрости правительств и их способности видеть и действовать на перспективу.
Америка и Китай рассматривают современный этап в качестве такого, который обладает ключевым значением в укреплении их роли на международной арене. В связи с этим, ими формулируются достаточно амбициозные задачи в сфере внешней политики. Выдвинутая Соединенными Штатами задача по реализации и обновлению американского глобального лидерства вступает в открытое противоречие с устремлениями китайского руководства, выраженными в уходе от однополярной международной системы с одним господствующим государством (США) и в стимулировании становления многополярного мира, в которой Китай будет одним из полюсов. Если возникновение на мировой арене новых центров влияния Пекин расценивает положительно, считая, что это способствует установлению многополярного мира, то для США это является проблемой.
Выход из этой проблемы Америка видит в смещении акцента с превращения мира в многополярный, на становление много партнерского мира, но с сохранением лидерства США. В вопросах реформирования глобальных системообразующих финансовых институтов позиции сторон также разошлись. США заинтересованы в том, чтобы сохранить совместно с остальными западными демократиями монополию на управление ими. Китай, в свою очередь, продолжает отстаивать свое право и право других возникающих стран на равноправное участие в их деятельности. В общем, разработанная Китаем концептуальная модель нового рационального и справедливого международного мирового порядка («гармоничный мир») — во многом противоречит внешнеполитической теории и практике Соединенных Штатов.59
Исследование и анализ внешнеполитических доктрин КНР и США начала 21 века позволило установить, что в отношениях двух держав сохраняется и такой источник принципиальных противоречий, как различия систем ценностей и идеологий, существующих в этих государствах. Если внешняя политика Китая обладает деидеологизированным прагматичным характером, не ставя цели по распространению китайских идеалов и ценностей на весь мир, то в американской внешней политике наблюдается усиление мессианизма (особенно после теракта 2011 года). Продвижение человеческого достоинства, демократии и свободы - важнейшие приоритеты внешней политики США. Уважение универсальных ценностей в национальных пределах, а также их распространение за рубежом отнесено администрацией Барака Обамы к числу «непреходящих национальных интересов» Соединенных Штатов. Напор Вашингтона в части расширения свобод и стимулирования демократии в Китае на фоне категорического неприятия китайскими лидерами любого вмешательства во внутренние дела, предопределило возникновение конфликта между двумя странами в правозащитной области. Кроме того, различия КНР и США в подходах к вопросам прав человека и распространению демократии четко проявляются на глобальном и региональном уровне в контексте их взаимодействия с недемократическими странами.
Между Китаем и США существуют и другие противоречия на концептуальном уровне, которые осложняют их взаимодействие в деле решения проблем регионального и глобального характера, в качестве источника которых выступает разность позиций двух стран по вопросам международных обязательств и ответственности КНР. Официально приветствуя становление процветающего, мирного и сильного Китая, Америка, тем не менее, продолжает настаивать, что такое усиление должно сопровождаться расширением международных обязательств Китая до уровня развитых стран Запада. Но Китай, как это следует из положений национальных доктринальных документов, еще не готов уступить данному требованию. Несмотря на тот факт, что в последние несколько лет КНР смогла добиться огромных результатов в экономическом развитии, став второй мировой экономикой по объему ВВП, китайское руководство позиционирует страну двояко. С одной стороны - как великую и ответственную державу, интересы которой должны учитываться в глобальной повестке дня. С другой стороны - как развивающееся государство, развитие экономики которого может замедлиться при взятии на себя обширных международных обязательств.
Отметим, что по мере расширения комплексной национальной мощи и влияния КНР на мировой арене, а также в связи с усилением взаимозависимости стран в двусторонних отношениях Китай - США, все большим значением начинает обладать их взаимодействие в решении проблем регионального и глобального характера. Во многом репрезентативным следует назвать создание в 2005 году американо-китайского Стратегического диалога, который стал первым в истории 2-х стороннего взаимодействия специальным механизмом, ориентированным на согласование позиций КНР и США по глобальным аспектам. Наряду с этим, после вхождения глобальной тематики в повестку дня, между КНР и США возникли определенные расхождения по вопросам концептуальной модели развития их отношений. Если США начали рассматривать сотрудничество по вопросам регионального и глобального характера в качестве наиболее приоритетного направления во взаимодействии с Китаем, то для китайской стороны первостепенным значением в двухсторонних отношениях по-прежнему обладает разрешение концентрирующихся на 2- х стороннем уровне противоречий вокруг «коренных интересов» КНР. Китай не стремится к помещению урегулирования проблем регионального и глобального характера в фокус двухсторонних отношений с Америкой, в то время как США пренебрегает «коренными интересами» КНР.
Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что в ходе президентства Д. Трампа мир, вероятно, будет свидетелем значительного усиления давления Америки на Китай в военном секторе, в сфере политики и экономики. Вместе с тем, вряд ли Трамп перейдет черту и спровоцирует экономическую катастрофу или войну с Китаем. Вряд ли будет признан и Тайвань. Предполагается, что новые отношения между Китаем и США, характеризующиеся большей конфронтацией, превратятся в важнейший фактор мировой политики на долгий срок. В настоящее время платформа экономических американо-китайских отношений характеризуется неустойчивостью. Новый фактор неуверенности и неизвестности по поводу дальнейшего сотрудничества привнес с собой 45-й президент США Д. Трамп, консерватизм которого стал главной причиной возрождения в Америке политики протекционизма, что отрицательно сказывается на уже сложившихся экономических отношениях с Китаем.
Приходим к выводу о том, что экономические отношения США и Китая в 2017 г. находятся на развилке - между резким ухудшением и преодолением существующих взаимных претензий. Первый вариант представляется более логичным и наиболее вероятным, поскольку Д. Трамп ставит своей целью отход от экономического и торгового партнерства. Сложившиеся между США и Китаем конфронтационные отношения, выступают в качестве явной тенденции, которая способна оказать серьезное влияние на международную геополитику.
Китаю, как и миру в целом, предстоит сосуществовать с Д. Трампом, привыкнуть к его профессиональному стилю и, исходя из этого, выстраивать собственную линию поведения. Судя по всему, особой заботой американского президента будут пользоваться внешнеторговые вопросы. Внешняя политика в целом, может формироваться методологически, наподобие понятных ему бизнес-проектов, когда основной акцент делается на прагматический утилитаризм, когда интерес и выгода тождественны. Такая схема способна вызвать частичную переоценку угроз и вызовов, а также привести к упрощению внешнеполитического поведения и оптимизации непосредственной вовлеченности Соединенных Штатов в различные региональные дела.
1. Китайско-американское совместное коммюнике [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://photos.state.gov/libraries/ait-taiwan/171414/ait-pages/prc_e.pdf. (Дата обращения 19.02.2018).
2. Китайско-американское коммюнике об установлении дипломатических отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://photos.state.gov/libraries/ait-taiwan/171414/ait-pages/prc_e.pdf. (Дата обращения 19.02.2018).
3. Коммюнике 17-го августа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://photos.state.gov/libraries/ait-taiwan/171414/ait-pages/817_e.pdf. (Дата обращения: 22.03.2018).
4. Executive Order 12850. Conditions for renewal of Most favored nation status for the People’s Respublic of China in 1994. // Presidential Documents, Federal Register, Vol. 58, No. 103. Tuesday, June 1, 1993
5. The Administrations position on Taiwan. [Electronic resource]. - URL: http://www.gov.cn/misc/2012-11/19/content_2270482.htm. (Accessed 08 February 2017).
6. National Security Strategy of the United States of America // National Security Strategy Archive. DEC 2017. [Electronic resource]. - URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017- 0905.pdf. (Accessed 02 March 2017).
7 U.S.-China Cyber Agreement [Electronic resource]. - URL: http://www.fmprc.gov.cn/eng/ziliao/3602/3604/t18001.htm. (Accessed 16 October 2015).
8. ^ I ^ т Eft Ш Щ ^ [Electronic resource]. - URL:
http://www.baike.com/wiki/^|^mift^Mfi^Bn. (Accessed 25 February 2018).
9. [Electronic resource]. - URL: https://baike.baidu.com/item/ Ш I^^'£.(Accessed 13May 2017).10.
I. ЛИТЕРАТУРА:
1. Аксенов П.А. Торгово-экономические отношения США и Китая в начале XXI века.// Россия и Америка в XXI веке. - 2011. - №3. - с.12-19.
2. Американо-китайская торговля как фактор дестабилизации мирового порядка. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.fondsk.ru/ news/2016/03/19/amerikano-kitajskaja-torgovla-kak-faktor-destabilizacii- mirovogo-porjadka-39195.html?print (дата обращения: 19.03.2016).
3. Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений 1999.- 412с.
4. Бжезинский З. Еще один шанс. Три президента: кризис американской сверхдержавы. М., 2010. С. 190-195.
5. Городняя Н.Д. Американо-китайские отношения в политике администрации Б. Клинтона (1993-2001). Наука и мир. -
2014. - №3(7). - с.250-254.
6. Зиновьев Г.В. История американо-китайских отношений и тайваньский вопрос. Томск, 2016. С. 38-46.
7. Как "растет" экономика США [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://ruskom.livejournal.com/817021.html (Дата
обращения: 27.05.2016).
8. Котляров Н.Н. Экономические отношения КНР с США;
Он же. Экономические и политические факторы развития. С. 333—
9. Киреев А.А. К вопросу о характере американо-китайских отношений.// Ученые записки. - 2014. - №3(19). - с.78-83.
10. Киреев А.А. Американо-китайские отношения: история и проблемы.// Сборник статей, Американистика на Дальнем Востоке. - 2016. - с.13-17.
11. Лексютина Я.В. США и Китай: линии соперничества и противоречий. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 144с.
12. Ли Цзи Шен, Казаринова О.В. Экономические реформы в Китае. - М.: Международные отношения, 2002. - 188с.
13. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: экономическая реформа, стратегия развития 2001.- 368с.
14. Лукьянов Ф. Американо-китайские ценности.// Россия в глобальной политике. - 2011. - №1. - с.27-33.
15. Наумов И.Н. Проблемы экономического роста и развития производительных сил в КНР. М.: Институт Дальнего Востока РАН,
2007. - 184 с.
16. Новая оборонная стратегия США: добро пожаловать во
времена холодной войны [Электронный ресурс].// URL:
https://www.vesti.ru/doc.html?id=2978161 (дата обращения: 20.01.2018).
17. Островский А. Экономика Китая. Анализ состояния и перспективы развития 2009.- 376с.
18. Перспективы развития экономики Китая в 2018 году
[Электронный ресурс]. // URL: http://www.webeconomy.ru/index.php? cat=mcat&mcat=153&page=cat&type=news&newsid=3575 (дата
обращения: 05.03.2018).
19. Растет ли экономика Китая так же быстро, как его ВВП? [Электронный ресурс]. // URL: https://carnegie.ru/commentary/7534 (дата обращения: 30.01.2018).
20. Россия и Китай в фокусе Стратегии национальной обороны США [Электронный ресурс].// URL: https://j'enkers.com/ru#! t=16692028 (дата обращения: 22.01.2018).
21. Рухнет ли экономика Китая? [Электронный ресурс]. // URL: _https://riss.ru/analitycs/28707/ (дата обращения: 29.03.2016).
22. Седунов А.М., Гурулева Т.Л., Скрипкарь М.В. США во внешнеполитической стратегии Китая.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - №8(3). - с.175-176.
23. Седунов А.В. Перспективы сближения США и КНР на современном этапе.// Гуманитарные научные исследования. - 2014. - №6 [Электронный ресурс].// URL: http://human.snauka.ru/2014/06/6627 (дата обращения: 05.03.2017).
24. Стратегия национальной безопасности США [Электронный ресурс].// URL: http:// www.vesti.ru/doc.html?id=2970210 (дата обращения: 26.12.2017).
25. США VS. Китай: Разработка новых стратегий
[Электронный ресурс]. // URL: https://www.geopolitica.ru/article/ssha- vs-kitay-razrabotka-novyh-strategiy (дата обращения: 26.12.2017).
26. Троицкий Е.Ф. Политика США в Центральной Азии (19922014 гг.) Томск, 2015. C. 98-112.
27. Цвык А.В. Эволюция внешнеполитических доктрин КНР (1950-1990-х гг.). Вестник РУДН. Сер. Международные отношения. -
2015. - №1. - с.53-60.
28. Ян Цземянь. Поиски мягкой мощи Китая: международная система как общие блага // ШЫ£Ё. 2017. № 48.
29. Ян Цземянь. Стратегия и действия Китая и США в ответ
на изменение международной системы // 2016. № 45.
30. Ян Цземянь. Об отношениях китайско-американского взаимодействия в сфере совокупной государственной безопасности // ЙШЙШ. 2015. № 4.
31. Brown К. China, Iran and the United States [Electronic resource]. - URL: http://www.chathamhouse.org/media/comment/china_iran0210. (Accessed 12 January 2018).
32. Brzezinski Z. From Hope to Audacity: Appraising Obama’s Foreign Policy // Foreign Affairs. [Electronic resource]. // URL: http://www.ft.eom/cms/s/0/d99369b8-el7 8-lldd-afa0-0000779fd2ac.html. (Accessed 19 May 2016).
33. Brzezinski Z. The Group of Two That Could Change the World // Financial Times. [Electronic resource]. // URL: http://www.ft.eom/cms/s/0/d99369b8-el7 8-lldd-afa0-0000779fd2ac.html. (Accessed 13 December 2015).
34. Callahan W. Contingent states: greater China and transnational relations. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2014. P. 37.
35. Chinese Case Studies. Committee on Governmental Affairs, Subcommittee on International Security, Proliferation, and Federal Services of the United States Senate. [Electronic resource]. // URL: http:// www.fas.org/spp/ starwars/congress/1997h/s970410e.htm. (Accessed 03 April 2009).
36. Clinton H. America’s Pacific Century // Foreign Policy.
November 2011. [Electronic resource]. // URL:
www.foreignpolicy.com/articles/2011/10/11/ Americas_pacific_century (Accessed 09 May 2013).
37. Dumbrell J. Clinton’s Foreign Policy. Between the Bushes, 1992-2000./ John Dumbrell. - New York, London, Routledge, 2009. - 215p.
38. Elizabeth C. and Adam Segal. The G-2 Mirage:Why the United States and China Are Not Ready to Upgrade Ties. [Electronic resource]. // URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/east-asia/2009- 05-01/g-2-mirage. (Accessed 09 May 2009).
39. Ellen L. Frost. Preventing State Failure: Steps Toward Closer Cooperation Between China and the United States. [Electronic resource]. // URL: https://www.files.ethz.ch/isn/43657/2004. (Accessed 20 February 2018).
40. Hillary Clinton and Timothy Geithner. A New Strategic and Economic Dialogue with China 11 Wall Street Journal. 27.07.2015.
41. Li Jie. Soft Power Building and China’s Peaceful Development // China International Studies. 2015. № 5.
42. Mann J. About Face. A History of America’s Curious Relationship with China, from Nixon to Clinton. - N.Y., 2000. - p.472.
43. Romberg A. Reign In at the Brink of the Precipice. American Policy Toward Taiwan and U.S. - PRC Relations. - Washington D.C. -
2003. - p.150-152.
44. Statement on bilateral meeting with President Hu of China. [Electronic resource]. // URL: http://www.whitehouse.gov/the-press- office/statement-bilateral-meeting-with-president-hu-china. (Accessed 19 February 2009).
45. Simon S.W. Is there a U.S. Strategy for East Asia?// The 2nd ASEAN Reader. -Singapore, 2003. - p.410-414.
46. Stewart, Larry Buster, "Sino-American Relations in the 21st Century: The Political, Social and Economic Realities of China’s Rise" (2008). Electronic Theses & Dissertations. 614.
47. Taiwan policy act of 2011. [Electronic resource]. // URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS-l12hr2918ih/pdf/BILLS- 112hr2918ih. (Accessed 09 November 2011).
48. The National Security Strategy Is Not a Strategy [Electronic
resource]. - URL:
https://www.foreignaffairs .com/articles/united- states/2017-12-19/national- security-strategy-not-strategy (Accessed 19 December 2017).
49. China Focus: China’s economic shift to propel global growth [Electronic resource]. - URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-03/07/ c_137022472.htm. (Accessed 7 April 2018).