Введение 3
Раздел I. Характеристика российско-иранского военно-политического
взаимодействия в начале XXI века
Раздел II. Развитие и урегулирование иранской ядерной проблемы
Раздел III. Каспийская проблематика
Раздел IV. Концептуальная проблематика российско-иранского взаимодействия
на Ближнем и Среднем Востоке
Раздел V. Российско-иранское сотрудничество по вопросам сирийского
урегулирования в Женевском и Астанинском форматах
Заключение 104
Список использованных источников и литературы
Взаимодействие России и Ирана на международной арене никогда не было настолько интенсивным, как в XXI веке. Примечательно, что с течением времени это взаимодействие лишь усиливается и углубляется, появляются новые области соприкосновения двух государств. В связи с этим проблема данного исследования следующая. Каковы наиболее значимые линии и области военно-политического взаимодействия России и Ирана в XXI веке и как они развивались?
Актуальность темы исследования. Отношения российского государства с персидским начали развиваться еще в XVI веке. Одной из предпосылок сближения двух стран являлся и является сейчас географический фактор. На сегодня между Россией и Ираном образовался широкий спектр направлений взаимодействия. Это политика, военная сфера, промышленность, экономика, наука, культура и др.
В 1990-е гг. отношения двух стран были достаточно противоречивыми и в целом не имели положительного оттенка. В 1995 году между Россией и США был подписан прозападный протокол Гор-Черномырдина, по которому Россия к 2000-му году должна была завершить выполнение всех контрактов военного характера с Ираном и более поставки по этим соглашениям не производить, а также не заключать каких-либо новых соглашений военной тематики с Ираном.1 Однако ближе к концу века подул ветер перемен. Продолжалось обсуждение строительства Бушерской АЭС. Подходы России и Ирана к разрешению возникающих кризисов в постсоветских республиках и на Кавказе не противоречили друг другу, и даже совпадали. Улучшению российскоиранских отношений способствовало назначение в январе 1996 года Евгения Примакова министром иностранных дел РФ. Евгений Максимович всегда защищал традиционные российские интересы в регионе, считал развитие влияния России в исламском мире важнейшей задачей. Единство взглядов на многие региональные проблемы способствовало сближению двух стран. В 1996 году Е. М. Примаков посетил Тегеран, где провел конструктивные переговоры с иранским руководством. Это событие должно было стать своеобразным сигналом иранскому руководству о том, что подход России к Ирану меняется. В начале 1997 года Е. М. Примаков и министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти признали «совершенно недопустимым» военное присутствие США в Персидском заливе. В 1997 году в результате приема в Москве иранской делегации было подписано межправительственное соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве. Российско-иранские связи развились еще больше, когда Е. Примаков стал премьер-министром (сентябрь 1998 - май 1999). Ему удалось убедить правительство о необходимости конструктивных отношений с Тегераном. Прозападная ориентация политики страны была отвергнута. Был взят курс на обретение независимости.
В 1999 году, когда Председателем Правительства России был Владимир Путин, были подписаны два межправительственных соглашения: о воздушном сообщении и о научно-техническом сотрудничестве.
Начало XXI века ознаменовалось качественно новым периодом российской внешней политики, имеющей глобальные масштабы и цели. Это стало значительным фактором развития международных отношений во всем мире в новом веке, определило ход событий, и, можно даже сказать, ход мировой истории.
Иран - это региональная держава. Развитие сотрудничества и установление добрых отношений с этим крупным региональным игроком может содействовать России в различных направлениях. В частности, это расширяет возможности России по сохранению влияния в регионе Среднего и Ближнего Востока. Также взаимодействие России и Ирана, как показала практика, может оказывать положительное влияние на стабилизацию обстановки и безопасность в регионе.
Россия для Ирана является одним из ключевых партнеров. Среди многих выгодных для иранской стороны областей сотрудничества стоит особенно выделить политическое партнерство по линии сирийского конфликта, сотрудничество по мирному атому, военно-техническое сотрудничество.
Также среди прочих сюжетов стоит выделить и переговорный процесс по урегулированию правового статуса Каспийского моря, где Иран и Россия хоть и являются конкурентами, но скорейшее разрешение этого затяжного вопроса является приоритетным для обоих государств в виду последующих экономических выгод, а также закрепления вопросов безопасности.
Сегодня в международных отношениях с прямым участием Ирана происходят процессы, границы которых выходят далеко за региональные рамки. Этими процессами являются иранская ядерная проблема и сирийский конфликт. На них не просто обращено пристальное внимание ведущих мировых государств, но сами эти государства являются активными в них участниками. Что примечательно, Россия также играет в них ключевую роль, что дало широкий базис для развития российско-иранского сотрудничества.
Стоит также отметить, что исследование темы военно-политического сотрудничества между Россией и Ираном подразумевает не только отношения в оборонной сфере. Данный термин объединяет и политические вопросы, и военно-техническое сотрудничество, и политическое сотрудничество с военными аспектами.
Таким образом, разработка темы данного исследования напрямую способствует глубокому пониманию происходящих сегодня в мире процессов.
Целью исследования является выявление сущности и динамики развития основных направлений российско-иранского военно-политического сотрудничества в период с 2000 по 2017 гг.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• дать характеристику взаимодействию двух государств в политической и военной областях в начале XXI века;
• определить динамику развития иранской ядерной проблемы;
• изучить влияние ядерной программы Ирана на российско-иранские отношения;
• выявить роль России в урегулировании иранской ядерной проблемы;
• изучить развитие переговорного процесса по вопросу статуса Каспийского моря;
• выявить концептуальные различия в подходах Ирана и России к развитию ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока;
• определить ход и развитие переговоров по сирийскому конфликту;
• выявить роль «астанинского» переговорного процесса в разрешении конфликта в Сирии.
Объектом исследования являются российско-иранские отношения. Предмет исследования - военно-политическое российско-иранское сотрудничество в период с 2000 по 2017 гг.
Степень изученности темы исследования. Различные области, отдельные проблемы, периоды российско-иранских отношений исследовались как отечественными, так и зарубежными деятелями науки, историками, политическими деятелями, публицистами.
Прежде всего, нужно выделить труды В.И. Сажина , Н. Кожанова и Ф.А. Лукьянова . Также следует отметить работы А.В. Белоглазова , А. Гушера , А. Васильева , Н.М. Мамедовой , И.А. Геворгяна , А.А. Алеон и М.Р. Аруновой . Такой важнейший аспект, как военно-техническое сотрудничество, разрабатывали В. Евсеев , Г.Р. Муртазаева . Проблематику статуса Каспийского моря подробно изучали Е. Григорьева , Притчин С.А. , Хабиби- Рудсари Р. , Ш.С. Галбацова . В частности, Григорьева Е. раскрыла, как ведется работа в этом направлении, пыталась найти причины того, почему переговоры между прикаспийскими странами затянулись, раскрыла роль России и Ирана в решении данного вопроса. Иранской ядерной проблематике посвятили труды С.Н. Саруханян , В.И. Иваненко , Р. Хабиби-Рудсари .
Зарубежные исследователи также внесли немалый вклад в изучение российско-иранских отношений. Среди авторов работ на персидском языке следует выделить А. Ревану и А. Алеон , Н.М. Мамедову , М. Санаи и Дж. Карами , Н. Самани . Среди авторов трудов на английском языке можно отметить J. Broder , K. Elaheh , M. Katz , D. Menashri , A. Maleki и O. Roy .
Статьи из отечественных и зарубежных журналов и газет были также использованы в данной работе. Среди российских изданий это «Россия в глобальной политике», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Дипломатический вестник», «Независимая Газета», «Советская Россия», «Азия и Африка сегодня». Из зарубежных журналов и газет можно выделить «Politics and International Relations», «New York Times», «The Washington Times», «Center for Strategic Research». Также в исследовании были задействованы такие электронные ресурсы, как официальные веб-сайты МИД
РФ, Минэкономразвития РФ, «ПИР-Центр», Президента РФ, ООН, информационного агентства ТАСС, «РИА Новости».
Источниковая база исследования включает в себя договоры, контракты, межправительственные соглашения, меморандумы, соглашения, указы Президента РФ, резолюции СБ ООН, а также труды деятелей политики и дипломатии. Например, Договор о сотрудничестве и дружбе между РСФСР и Ираном от 26 февраля 1921 года , Договор о торговле и мореходстве между Ираном и Советским Союзом от 25 марта 1940 года , Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества 2001 г. ,
межправительственное соглашение о создании коридора «Север-Юг» 2000 г. , межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве 2001 г., Резолюция 1929, принятая Советом Безопасности на его 6335-м заседании 9 июня 2010 года , Указ Президента РФ от 22 сентября 2010 г. №1154 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 г. от 9 июня 2010 г.» и др. Среди источников на персидском языке можно выделить Совместное российско-иранское коммюнике 2001 года . В исследовании также была использована информация о визитах, встречах, заявлениях высоких должностных лиц двух государств, в частности, с официальных сайтов Президента РФ , МИД РФ , Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ , Президента ИРИ , Госдепартамента США , Белого дома США и др.
В качестве источников были взяты также работы деятелей политики и дипломатии. Очень важным для глубокого понимания многих тонкостей является то, что они удачно описали сотрудничество стран с точки зрения практики. Среди таких деятелей следует отметить атташе по культуре Посольства Ирана в России (1999-2003), а ныне Чрезвычайного и Полномочного Посла ИРИ в РФ Мехди Санаи , шестого президента Ирана (2005-2013 гг.) Махмуда Ахмадинежада , пятого президента ИРИ (1997-2005 гг.) Мохаммада Хатами , российского политика А.В. Митрофанова , Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР и РФ Н.И. Козырева .
В качестве методологической основы исследования были использованы общенаучные методы синтеза, анализа для определения особенностей отношений, методы дедукции и индукции для систематизирования и обобщения материала, event-анализ для оценки важных событий. Методологическую основу исследования также составили сопоставительный и хронологический метод для рассмотрения источников и литературы, а также структурно-функциональный метод для изучения деятельности органов государственной власти двух стран.
Хронологические рамки исследования охватывают 18 лет - последний год XX века и первые 17 лет XXI века. Нижняя хронологическая граница - 2000 год, когда Президентом России был избран В.В. Путин и началась новая эпоха российской государственности и, в частности, новая внешнеполитическая линия. Верхняя хронологическая граница - 2017 год - последний завершенный год на момент исследования. Также именно 2017 год стал наиболее плодотворным и продуктивным в вопросах сирийского переговорного урегулирования и разрешения статуса Каспия.
Научная новизна. Данное исследование содержит в себе решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Диссертация содержит совокупность новых научных результатов и положений, а постановка исследовательских вопросов и гипотез является новизной. Предложенные автором новые решения строго аргументированы и критически оценены в сравнении с другими известными решениями. О научной новизне данного исследования можно судить и по полученным результатам в указанных областях: совершенствование существующих моделей и методов решения поставленных задач, относящихся к предмету исследования и применение уже известных моделей и методов к новой предметной области, позволяющее получить новые знания об исследуемом объекте.
Научно-практическая значимость данного исследования состоит в том, что его положения, оценки и выводы в будущем могут быть применены в деятельности государственных органов Российской Федерации.
Исследование может найти отличное применение в учебном процессе студентов гуманитарных и экономических специальностей, в частности, в подготовке к лекционным и семинарным занятиям по курсам «Международные отношения», «Мировая политика», «Мировая экономика», «Регионоведение» и др. Также результаты работы могут быть применены в дальнейших исследованиях российско-иранских отношений.
Структура исследования была составлена исходя из цели и задач исследования. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение включает в себя постановку проблемы, актуальность темы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, степень изученности
темы, источниковую базу исследования, методологическую основу исследования, хронологические рамки исследования, научную новизну, научно-практическую значимость и структуру исследования. Пять разделов посвящены отдельным линиям и областям российско-иранского военно-политического сотрудничества в 2000-2017 гг. В первом разделе автором были рассмотрены предпосылки развития отношений двух государств, политические взаимодействие, а также военно-техническое сотрудничество в начале XXI века. Во втором разделе автор детально исследовал иранскую ядерную проблематику, изучив поэтапно такие ее стадии, как эскалация, развитие и урегулирование. Также было уделено внимание раскрытию роли России в этом процессе. Третий раздел работы автор посвятил подробному раскрытию проблематики статуса Каспийского моря. В четвертом разделе были раскрыты цели и подходы двух государств к развитию и разрешению ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, в частности, в сирийском конфликте. Пятый, заключительный раздел исследования был посвящен детальному раскрытию развития переговорного урегулирования конфликта в Сирии. Были также раскрыты роли площадок переговоров в Женеве и Астане, а также роли России и Ирана в этом процессе. В заключении были представлены итоги и выводы по исследуемой теме.
В ходе проведения исследования все поставленные задачи были выполнены.
В первом разделе исследования была дана характеристика взаимодействию двух государств в политической и военной областях в начале XXI века.
Несмотря на все противоречия, неудачи, несогласованность внешнеполитической линии России в 90-х гг., Владимир Путин к 2000-му году унаследовал довольно развитые отношения с Ираном. За 1999-2000 гг. состоялся широкий ряд взаимных визитов высоких чинов. Российско-иранский политический диалог в 2000-е гг. охватывал широкий спектр двусторонних, региональных и международных вопросов, включая проблематику Каспийского моря, Центральной Азии, Закавказья, Афганистана, Ирака, а также борьбы с международным терроризмом и наркоторговлей. В начале-середине первого десятилетия нового века российско-иранские отношения двигались в сторону более тесного стратегического сотрудничества. Несмотря на давление со стороны США военно-техническое сотрудничество РФ и ИРИ в начале XXI века гг. динамично развивалось, что способствовало укреплению позиции России в ИРИ.
Во втором разделе была определена динамика развития иранской ядерной проблемы, изучено влияние ядерной программы Ирана на российско-иранские отношения, выявлена роль России в урегулировании иранской ядерной проблемы.
В виду дерзкой позиции Ирана и его бескомпромиссности в переговорах по условиям развития своей ядерной программы российско-иранские отношения во время президентства Д.А. Медведева были ухудшены. Если до 2008 года России удавалось сдерживать международное сообщество от введения жестких санкций в отношении Ирана, то на данном этапе Иран себя не оправдал, и более тяжелые санкции все же были введены. Санкции, направленные против Ирана, негативно сказались на экономической и социальной ситуациях, поставив государство и страну под существенную угрозу. Логическим следствием этого явились смена президентской власти и внешнеполитической линии. Можно сказать, что Роухани удалось сделать значительный шаг к примирению Ирана и остального мира. Конечно, не без стремления к этому Запада. А Россия сыграла ключевую роль в урегулировании иранской ядерной проблемы. В итоге, в июле 2015 года произошло историческое событие. 14 июля Иран и страны «шестерки» достигли соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Тегерана.
В третьем разделе было изучено развитие переговорного процесса по вопросу статуса Каспийского моря.
Отстаивая свои национальные интересы, Москва и Тегеран изначально пришли к разным позициям. Россия, Казахстан, Туркмения и Азербайджан выступили против иранского проекта раздела Каспия на равные сектора (по 20%) между пятью прикаспийскими государствами. Четыре государства поддержали другой проект, по которому длина береговой линии каждого из прибрежных государств должна определить, какая часть Каспия отойдет под национальную юрисдикцию. Совпадающие позиции основных оппонентов - России и Ирана - сегодня сводятся к следующему. Обе стороны подтверждают готовность придерживаться основных положений советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг. В частности, положений о том, что водное пространство является общим для всех прибрежных государств, свободно для мореплавания и что недопустимо присутствие на Каспии вооруженных сил третьих стран. Стороны также согласны, что различного рода разделы на Каспии, касающиеся его акватории и зон природопользования, должны быть минимальными и не ущемлять права и суверенитет прибрежных государств. Для решения правового статуса Каспия 2017-й год стал поистине прорывным: 5 декабря в Москве пять прикаспийских стран достигли консенсуса в вопросе статуса моря. Было объявлено, что подписание общего документа состоится в 2018 году на Пятом Каспийском саммите в Астане. Детали предстоящего договора не были разглашены
В четвертом разделе были выявлены концептуальные различия в подходах Ирана и России к развитию ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока.
Втягивания России и Ирана в дела региона Ближнего и Среднего Востока, в частности, в сирийский конфликт, обусловлены разными мотивами и преследуют разные цели. Принимая это во внимание ожидать формирования постоянного и эффективного альянса между двумя странами не приходится. Вместе с тем благодаря общности подходов к решению ряда проблем диалог между Москвой и Тегераном имеет положительные результаты и в будущем будет только укрепляться, выражаясь на практике в ситуативном сотрудничестве.
В пятом разделе были определены ход и развитие переговоров по сирийскому конфликту, выявлена роль «астанинского» переговорного процесса в разрешении конфликта в Сирии.
Для того, чтобы Россия могла закрепить успехи на сирийском фронте конкретными договорённостями с оппозиционными группами, нужна была переговорная площадка. В формате женевских переговоров это было сделать невозможно. Встречи, которые проходили в Женеве, были достаточно общими и даже философскими, конкретные механизмы для достижения мира не предлагались. Именно Астана стала рабочей для выяснения спорных вопросов: были найдены найти точки соприкосновения между Турцией и Ираном; к переговорам удалось привлечь оппозицию. Астанинская площадка стала первой платформой для заключения реальных договоренностей, меняющих ситуацию в Сирии, и принесла ощутимые результаты в стабилизации обстановки в Сирии. Сторонам удалось договориться о создании зон деэскалации - территорий, где прекращены боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции. А после восьмого раунда переговоров в Астане эксперты выразили мнение, что замена режима Асада больше не является приоритетом для Турции. Владимир Путин не раз отмечал роль Ирана и Турции в урегулировании сирийского кризиса: если бы не позиция президентов этих стран, то «Астанинского процесса просто бы не было: не было бы прекращения боевых действий, не было бы прекращения огня, не было бы создания зон деэскалации».
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования полностью достигнута: были выявлены сущность и динамика развития основных направлений российско-иранского военно-политического сотрудничества в период с 2000 по 2017 гг.
Если говорить о возможных перспективах дальнейших исследований по теме военно-политического сотрудничества России и Ирана, то стоит упомянуть следующие. Ядерная проблематика Ирана: избранный в 2016 году Президент США Д. Трамп настроен резко негативно к заключенному соглашению Ирана со странами «шестерки» и уже изменяет внешнеполитический вектор США в этом направлении, что коренным образом меняет ситуацию. Сирийский конфликт: несмотря перелом в военной расстановке сил внутри Сирии и на плодотворный в переговорах 2017-й год, еще нельзя говорить о наметившемся окончательном всеобъемлющем решении конфликта. Статус Каспийского моря: по итогам встречи министров
иностранных дел прикаспийских государств в Москве в декабре 2017 года было объявлено о достигнутом соглашении о разделе Каспийского моря, подписание которого должно состояться в 2018 году. Однако это еще не означает полного завершения затяжного вопроса о статусе Каспия, и подписание итогового документа может сорваться. Данные перечисленные аспекты говорят о наличии перспектив дальнейших исследований по теме военно-политического сотрудничества России и Ирана.
1. Администрация США добивается от конгресса отказа от новых санкций
против Ирана [Электронный ресурс] // Iran.ru: Российское
Информационное Агентство. URL:
http://www.iran.ru/news/politics/91489/Administraciya_SShA_dobivaetsya_ot_ kongressa_otkaza_ot_novyh_sankciy_protiv_Irana (дата обращения: 07.12.2017) .
2. Алеон А.А., М.Р. Состояние отношений на современном Сайт Института Востока. URL:
3. Анатомия сирийской оппозиции. Кто они и чего требуют на переговорах,
28 июня 2016 // Сайт ИНОСМИ.РУ. URL: https://inosmi.ru/politic/20160628/236998314.html (дата обращения: 15.09.2016)
4. Астанинский процесс. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев
заявил о готовности предоставить Астанинскую площадку для проведения переговоров о прекращении боевых действий между противоборствующими сторонами в Сирии // Сайт Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации. URL:
http://www.kazembassy.ru/rus/mnogostoronnee_sotrudnichestvo/astaninskii_pro cess/ (дата обращения: 11.05.2017)
5. Атмосфера есть, прогресса нет: переговоры по Сирии пока без прорывов,
23 марта 2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria_peace/20160323/1395660549.html (дата обращения
04.03.2017)
6. Беленькая М. Президент шагает по Москве // газета. 14 марта URL: http://www.ng.ru/events/2001-03-14/2_iran.html
7. В Женеве начались межсирийские переговоры, 23 февраля 2017 // Сайт РИА Новости. URL: https://ria.ru/syria/20170223/1488667136.html (дата обращения: 07.10.2017)
8. В Женеве начался новый раунд межсирийских переговоров, 13 апреля 2016 // Сайт РИА Новости. URL: https://ria.ru/syria/20160413/1410066611.html (дата обращения: 19.03.2017)
9. В МИД России назвали причину отказа ВКП Сирии от переговоров в Женеве, 4 февраля 2016 // Сайт РИА Новости. URL: https://ria.ru/syria_peace/20160204/1369605276.html (дата обращения:
15.05.2017)
10. Визит в Иран мэра Ю.М. Лужкова // Сайт URL:
http://www.pircenter.org/kosdata/page_doc/p1307_1.pdf
11. Визит министра Федерации по атомной В.Н. Михайлова в января 1995
Сайт «ПИР-Центр». URL:
http://www.pircenter.org/kosdata/page_doc/p1307_1.pdf
12. Визит секретаря совета национальной Ирана Х. Рухани в 11-14 января года // Сайт URL: http://www.pircenter.org/kosdata/page_doc/p1307_1.pdf
13. ВКП оппозиции Сирии не вернется в Женеву до появления прогресса, 3
февраля 2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20160203/1369372987.html (дата обращения: 08.11.2016)
14. ВКП считает группировки «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам»
умеренными, 1 февраля 2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria_peace/20160201/1368479672.html (дата обращения:
29.10.2016)
15. Владимир Путин послание Президенту Сейеду Мохаммаду
Официальный сайт Российской Федерации.
http://www.krеmlin.ru/nеws/39440
16. Внешнеполитические итоги года, 26 декабря 2016 // Сайт РИА Новости.
URL: https://ria.ru/ny2017_resume/20161226/1484586145.html (дата
обращения: 05.04.2017)
17. Встреча министра И.Д. Сергеева с Высшего совета Ирана Х. Рухани 14 2000 года // «ПИР-Центр». URL: http://www.pircenter.org/kosdata/page_doc/ p1307_1.pdf
18. Второй день переговоров по Сирии в Женеве: ясно, что ничего не ясно, 24
февраля 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170224/1488711007.html (дата обращения: 15.10.2017)
19. «Газпром» и министерство природных ресурсов подписали меморандум о
газопровода из Ирана в через территорию Информационноаналитический центр «Минерал». URL:
http://www.minеrаl.ru/Nеws/5300.html
20. Галбацова Ш.С. Российско-иранские отношения как фактор стабильности в Прикаспийском регионе // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 130-133.
21. Глава ВКП: делегация Дамаска привела переговоры по Сирии к провалу, 3
февраля 2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20160203/1369371772.html (дата обращения: 04.03.2017)
22. Глава Сирийского совета не будет участвовать в переговорах, 11 марта
2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20160311/1388376933.html (дата обращения: 03.11.2016)
23. Григорьева Е. Пять отказались делить море // Газета апреля 2002. URL: http://izvestia.ru/news/261263
24. Гушер А. Стратегические расчеты и реальность. // Африка сегодня. - М., 32-45
25. Данные Минэкономразвития РФ // сайт Министерства развития Российской URL: http://economy.gov.ru/minec/main
26. Де Мистура обсудит с Лавровым и Шойгу межсирийские переговоры в
Женеве, 18 октября 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20171018/1507052915.html (дата обращения: 21.11.2017)
27. Де Мистура объявил об окончании четвертого раунда переговоров по
Сирии, 3 марта 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170303/1489275574.html (дата обращения: 07.05.2017)
28. Де Мистура открыл переговоры по Сирии в Женеве, 23 февраля 2017 // Сайт РИА Новости. URL: https://ria.ru/syria/20170223/1488683798.html (дата обращения: 24.04.2017)
29. Де Мистура попросил РФ убедить Дамаск согласиться на повестку трех
«корзин», 1 марта 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170301/1489074748.html (дата обращения: 07.12.2017)
30. Делегацию сирийской оппозиции на переговорах в Женеве составят 11
человек, 23 ноября 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20171123/1509477684.html (дата обращения: 07.12.2017)
31. Делегация оппозиции САР прибыла в Женеву на межсирийские
переговоры, 30 января 2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20160130/1367641362.html (дата обращения: 24.10.2017)
32. Делегация правительства Сирии прибыла на переговоры с де Мистурой, 2
февраля 2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria_peace/20160202/1368692489.html (дата обращения:
09.11.2016)
33. Делегация сирийской оппозиции прибыла на переговоры в Женеву, 16
марта 2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/world/20160316/1391177565.html (дата обращения: 03.04.2017)
34. Джаафари: «12 пунктов» де Мистуры основаны на предложениях Дамаска,
4 марта 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170304/1489293435.html (дата обращения: 25.05.2017)
35. Драганов А.А., Самохина Г.В. Специфика российско-иранских отношений в контексте современной геополитической ситуации в мире // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 3. С. 43-45
36. Евросоюз приступил к подготовке облегчения режима санкций против
Ирана [Электронный ресурс] // Iran.ru: Российское Информационное Агентство. URL:
http://www.iran.ru/news/politics/91434/Evrosoyuz_pristupil_k_podgotovke_obl egcheniya_rezhima_sankciy_protiv_Irana (дата обращения: 14.04.2018)
37. Евсеев В. Военно-политические иранской ядерной // М.: проблем
развития РАН, 2010. - 240 с.
38. «Женева-7» приблизила создание единой делегации сирийской оппозиции,
14.07.2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170714/1498538560.html (дата обращения: 21.09.2017)
39. «Женева-7» продвигается вперед, стороны ищут точки соприкосновения,
11.07.2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170711/1498315982.html?inj=1 (дата обращения:
19.09.2017)
40. Животовская И.Г. образование: институциональный и аспекты.
Глобализация и Экономика образования. - - №5.- С.33-46. - С.
41. Завершается очередной раунд межсирийских переговоров, 27 апреля
2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20160427/1421075941.html (дата обращения: 27.12.2016)
42. Зарецкая С.Л. составляющая современного образования // Глобализация и 2001. - С. 38-74.
43. Зона, свободная от НАТО: Каспий «сдался» России, 6 декабря 2017 // Сайт
СМИ «Правда.Ру». URL: https://www.pravda.ru/authored/06-12-
2017/1358605-kaspiy-0/ (дата обращения: 15.12.2017)
44. Иваненко В.И. Иранская ядерная программа и российско-иранские отношения // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 1 (34). С. 109131.
45. Иванов В., Мясников В. Госдеп будет отстреливать воробьев [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2004. 5 апреля. URL: http://www.ng.ru/economics/2004-04 -05/1_gosdep.html (дата обращения:
09.09.2017) .
46. Иванов В., Терехов А. «Торы» преткновения [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2007. 26 января. URL: http://www.ng.ru/world/2007-01- 26/1_tory.html (дата обращения: 05.12.2017).
47. Иран: Малая стран. - М. Торсинг,
48. Иран объявил о сотрудничать с Пермским нефти, газу и Газета
«Приволжье News». URL:
http://www.rоsbаltvоlgа.ru/2008/04/02/470751.html
49. История переговоров Ирана и «шестерки» международных посредников. Досье, 10 ноября 2014 // Информационное агентство России ТАСС [сайт]. URL: http://tass.ru/info/1563027 (дата обращения: 28.11.2017)
50. К чему приведут новые переговоры по Сирии в Астане? 23 января 2017 // Сайт русской службы BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/features- 38719287 (дата обращения: 30.01.2017)
51. Каирская группа согласна с правками к предложению де Мистуры, 17
апреля 2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20160417/1413254631.html (дата обращения: 05.09.2017)
52. Как менялась позиция США относительно Соглашения по иранской ядерной программе. Досье, 8 мая 2018 // Информационное агентство России ТАСС [сайт]. URL: http://tass.ru/info/5185728 (дата обращения: 9 мая 2018)
53. Кожанов Н. Оживление в отношениях // Сайт центра «Карнеги», 15 2015 год. URL: http://carnegie.ru/publications/?fa=60391
54. Координатор ВКП сирийской оппозиции Рияд Хиджаб подал в отставку,
20 ноября 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20171120/1509192091.html (дата обращения: 12.12.2017)
55. Косачев рассказал, от чего зависят даты встречи по Сирии в Женеве, 17
октября 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20171017/1506991n8.html (дата обращения: 24.11.2017)
56. Коэн Ариэль. экономическому процветанию для после свержения
Хусейна. 2002 // «Коммерсантъ». URL:
http://www.kommersant.ru/doc/1254870
57. Кратчайший раунд переговоров по Сирии в Женеве может дать долгосрочный итог, 19 мая 2017 // Сайт РИА Новости. URL: https://ria.ru/syria/20170519/1494703348.html (дата обращения: 14.10.2017)
58. Курды из делегации ВКП отказались участвовать в переговорах в Женеве,
30 марта 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170330/1491146714.html (дата обращения: 17.09.2017)
59. Лебон Гюстав. арабской цивилизации // Минская фабрика печати, 2009
60. Лейк Эли. Китай и помогали осуществлению программы Ирана // «ИноСМИ» (материал из «The Washington Times»),2011. URL: http://inosmi.ru/asia/20110706/171668688.html
61. Лидер группы «Москва» положительно оценил первую встречу с ВКП, 3
марта 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170303/1489182046.html (дата обращения: 24.04.2017)
62. Лукьянов Ф. А.Битва с Ираном за Журнал «Россия в политике», 2012. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Bitva-s-Iranom-za-prestizh-15440
63. Мамедова Н. М. Взаимные России и Ирана и их Восток. Афро-азиатские история и современность, № 4, 129-135
64. Мамедова Н. М. Иран — партнер России // экономика и международные 2000. № 9.
65. Мардасов А. Россия и Иран на площадке компромиссов, 30 августа 2017 //
Сайт РСМД. URL:
http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/rossiya-i-iran-na- ploshchadke-kompromissov/ (дата обращения: 30.09.2017)
66. Мартовский раунд переговоров по Сирии завершился в Женеве, 24 марта
2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20160324/1396454997.html (дата обращения: 05.04.2017)
67. Матвиенко отправилась с Иран, 9 ноября Информационный портал URL: https://saint-petersburg.rU/m/spb/old/118886/
68. Международный транспортный «Север - Юг» (Справка) // сайт
Министерства Российской Федерации. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/economic_diplomacy/ism_communication/-/ asset_publisher/faj fwCb4PqDA/content/id/187770
69. Межсирийские переговоры в Женеве пока остаются в подготовительной
фазе, 2 февраля 2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria_peace/20160202/1368952320.html (дата обращения:
21.11.2016)
70. Месамед В. И. Военные маневры в Иране: послание мира или
демонстрация силы? [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=5136 (дата обращения: 12.02.2018).
71. Многие участники встречи оппозиции САР подписали финальный
документ, 27 мая 2015 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/world/20150527/1066740487.html (дата обращения: 24.12.2017)
72. Море раздора: почему РФ, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран не могут поделить Каспий, 13 июля 2016 // Сайт информационного агентства России «ТАСС». URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3450294 (дата обращения: 29.05.2017)
73. Москвин О. «Выяснить, что их волнует». Медведев и Ахмадинежад
встретятся впервые после отказа в поставках С-300 Ирану [Электронный ресурс] // Взгляд: деловая газета. 2010. 17 ноября. URL:
http://www.vz.ru/politics/2010/11/17/448136.html (дата обращения:
13.03.2018) .
74. Муртазаева Г.Р. Российско-иранское военно-техническое сотрудничество в XXI веке // Исторические, философские, политические и юридические
науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2-2 (40). С. 133-137
75. Муртазаева Г.Р. Советско/российско-иранские отношения 1979-2008 гг.: этапы и специфика внешней политики СССР и России // диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Волгоградский государственный университет. Волгоград, 2014
76. Мухин В. Россия усилит ПВО Ирана новейшими комплексами
[Электронный ресурс] // Современный Иран: информационно
аналитический журнал. 2013. No 25. С. 50-51. URL: http://siran.ru/data/si25.pdf (дата обращения: 14.09.2017).
77. Основной итог переговоров по Сирии: Женева-6 будет, в остальном без
перемен, 31 марта 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170331/1491246869.html (дата обращения: 02.05.2017)
78. Официальная пауза в межсирийских переговорах наступит 5 февраля, 4
февраля 2016 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria_peace/20160204/1369388735.html (дата обращения:
14.09.2016)
79. Переговоры по САР: психологический барьер сломлен, но ощутимых
сдвигов нет, 4 марта 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170304/1489296923.html (дата обращения: 15.05.2017)
80. Переговоры по Сирии возобновляются в Женеве: ставки и ожидания очень
высоки, 23 февраля 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170223/1488655762.html (дата обращения: 17.04.2017)
81. Платформа «Каир» и ВКП не договорились об объединении делегаций, 24
февраля 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170224/1488718600.html (дата обращения: 15.03.2017)
82. Поделили море. В Москве объявили о фактической готовности Конвенции по Каспию, 5 декабря 2017 // Сайт СМИ «Российская газета». URL: https://rg.ru/2017/12/05/prikaspijskie-gosudarstva-dogovorilis-o-razdele- moria.html (дата обращения: 14.12.2017)
83. Поставки С-300 в Иран откладываются по техническим соображениям [Электронный ресурс] // Информационное агентство АРМС ТАСС. URL: http://armstass.su/?page=artide&aid=80791&rid=43 (дата обращения:
01.09.2016) .
84. Поставки российского комплекса ПВО С-300 в Иран задерживаются по техническим причинам: из-за неполадок в радиочастотах - ФСВТС [Электронный ресурс] // Информационное агентство АРМС ТАСС. URL: http://armstass.su/?page=article&aid=81255&cid=43 (дата обращения:
11.05.2017) .
85. Примаков Е. М. Годы в политике // - М.: Коллекция секретно” [Воспоминания], [40] л.цв. и ч/б портр. - В содерж. стихи авт.:
86. Притчин С.А. Сотрудничество России и Ирана в регионе Каспийского моря: новые тенденции и перспективы // Сборник статей международной конференции «Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы». ИВ РАН; Под ред. Е.В. Дунаевой, В.И. Сажина. 2015. С. 75-82.
87. Путин преодолел ПВО Медведева [Электронный ресурс] // Iran.ru:
Российское Информационное Агентство. URL:
http://www.iran.ru/news/interview/90485/Putin_preodolel_PVO_Medvedeva (дата обращения: 17.09.2017).
88. Путин рассчитывает на достижение соглашения по статусу Каспийского моря, 1 ноября 2017 // Сайт новостной газеты «Известия». URL: https://iz.ru/665936/2017-11-01/putm-rasschityvaet-na-dostizheme- soglasheniia-po-statusu-kaspiiskogo-moria (дата обращения: 05.11.2017)
89. Раздел Каспия: Москва, Тегеран и Баку «сообразили на троих», 3 ноября
2017 // Сайт СМИ «Свободная Пресса». URL:
http://svpressa.ru/politic/article/185228/ (дата обращения: 17.11.2017)
90. Риаби Э. Карими. Иран в постсоветский (Хроника культурных Иранославика. 2010, №1 с.43-45
91. Роль России, Турции и Ирана в сирийском урегулировании. Досье, 3 апреля 2017 // Сайт информационного агентства России ТАСС. URL: http:// tass.ru/info/5091128 (дата обращения: 04.04.2018)
92. Российские эксперты о российско-иранских отношения [Электронный
ресурс]: круглый стол, посвященный российско-иранским отношениям // РИА Новости. URL:
http://ria.ru/press_video/20100928/280121142.html#13879046777304&message =resize&relto=login&action=removeClass&value=registration (дата
обращения: 02.02.2017).
93. Российско-иранские отношения информация) // Экономический журнал рынки». URL: http://www.nеwmаrkеts.ru/nm-ru/MID/irаn/irаn.htm
94. Российско-иранские отношения // Сайт «Внешнеэкономическая Foreign-
economic activity». URL: http://www.vnеshmаrkеt.ru/cоntеnt/
dоcumеnt_r_CCD8D404-C898-4743-88FА-CB52615D520C.html
95. Российско-иранские отношения: тенденции развития // «Мировая
экономика и экономические отношения», 8 2010. - 265-268 с. URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268031014/52.pdf
96. Россия, Иран и Турция договорились мониторить перемирие в Сирии, 24
января 2017 // Сайт русской службы BBC. URL:
https://www.bbc.com/russian/news-38733583 (дата обращения: 24.11.2017)
97. Россия, Иран и Турция размежевали террористов и вооруженную оппозицию Сирии, 15 сентября 2017 // Сайт РИА Новости. URL: https://ria.ru/syria/20170915/1504847776.html (дата обращения: 24.10.2017)
98. Россия не намерена уходить с иранского рынка вооружений - Михаил
Дмитриев, директор ФСВТС РФ, 20 декабря 2007[Электронный ресурс] // Rusbase (сайт). URL: https://rb.ru/artide/fs-vts-rf-ne-namerena-uhodit-s-
iranskogo-rynka-voorujeniy/5000997.html (дата обращения: 15.03.2017).
99. Россия никому не Каспии - министр Иванов // URL:
100. Россия продолжит экспортные продажи ЗРК «ТОР-М1» - Михаил Дмитриев, директор ФСВТС РФ, 15 декабря 2005 [Электронный ресурс] //
Российское информационное агентство IRAN.ru. URL: http://www.iran.ru/news/economics/36114/Rossiya_prodolzhit_eksportnye_prod azhi_ZRK_TOR_M1_Dmitriev (дата обращения: 15.04.2017).
101. Россия рассмотрит и «будет прорабатывать» возможные заявки Тегерана
на приобретение оборонительных вооружений - Михаил Дмитриев, директор ФСВТС РФ, 24 декабря 2007 [Электронный ресурс] // Сайт «Новости ВПК». URL:
https://vpk.name/news/12556_rossiya_rassmotrit_i_budet_prorabatyivat_vozmo
zhnyie_zayavki_tegerana_na_priobretenie_oboronitelnyih_vooruzhenii mihail
_dmitriev.html (дата обращения: 25.11.2017).
102. Сажин В.И. цивилизаций: Россия — Иран: диалог Материалы научной (Москва, Апрель г.). М., 2002
103. Сажин В. И. Россия - Иран: партнерство или стратегический союз? // Россия на Ближнем и Среднем Востоке: цели, задачи, возможности: сб. ст. / отв. ред. А. О. Филоник. М.: ИИИиИБВ, 2001. С. 190-205.
104. Саруханян С.Н. Ядерный фактор в российско-иранских отношениях; отв. редактор В.И. Сажин; Ин-т Ближнего Востока. Москва, 2007. 248 с.
105. Свободная сирийская армия заморозит участие в переговорах в Женеве, 19
мая 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170519/1494618704.html (дата обращения: 21.09.2017)
106. Сирийская оппозиция назвала темы, требующие обсуждения в Женеве, 03
марта 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20170303/1489232105.html (дата обращения: 11.11.2017)
107. СМИ: проект заявления встречи оппозиции в Эр-Рияде предполагает уход
Асада, 22 ноября 2017 // Сайт РИА Новости. URL:
https://ria.ru/syria/20171122/1509370703.html (дата обращения: 04.12.2017)
108. Смогут ли Россия, Турция и Иран добиться мира в Сирии? 22 февраля 2017 // Сайт «Медуза». URL: https://meduza.io/feature/2017/02/22/smogut-li- rossiya-turtsiya-i-iran-dobitsya-mira-v-sirii (дата обращения: 03.10.2017)
109. Современные российско-иранские вызовы и возможности. тетрадь //
Российский международным делам, - М.: 2014. - 72 с. URL:
http://russiancouncil.ru/common/upload/WP14Russia-Iran.pdf
110. Строительство второго обогащению урана в Сайт российского
международной информации Новости». URL:
http://ria.ru/trend/iran_uran_20090925/
111. Таможенная статистика торговли // Официальный Федеральной таможенной Российской Федерации. URL: http://customs.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095
112. Турция присоединилась к России и Ирану в поддержке Сирии,
25.12.2017 // Сайт новостей Израиля «Курсор». URL:
https://cursorinfo.co.il/turtsiya-prisoedinilas-k-rossii-i-iranu-v-podderzhke-sirii/ (дата обращения: 26.12.2017)
113. Умеренная оппозиция готова к переговорам по Сирии, 21 февраля 2016 // Сайт члена делегации умеренной оппозиции «Москва-Каир» Ранды Кассис. URL: http://randakassis.eu/en/?p=2695#more-2695 (дата обращения:
14.04.2017)
114. Усейнов А. В Каспийском становится тесно // газета. 31 января URL: http://www.ng.ru/cis/2003-01-31/5_baku.html
115. Феязи А. Российско-иранские отношения: основные тенденции развития // Экономические науки. 2010. № 69. С. 265-268
116. Хабиби-Рудсари Р. Динамика российско-иранских отношений на рубеже XX и XXI вв // диссертация кандидата политических наук: 23.00.04 / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2013
117. Хабиби-Рудсари Р. Российско-иранские отношения в регионе Каспийского моря // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2013. Т. 9. № 2. С. 110-121
118. Хабиби-Рудсари Р. Ядерная программа Ирана в контексте российскоиранских отношений // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 222-224
119. Эксперт: РФ в отношениях с Ираном должна предложить новую повестку
дня [Электронный ресурс] // Iran.ru: Российское Информационное
Агентство. URL:
http://www.iran.ru/news/interview/90400/Ekspert_RF_v_otnosheniyah_s_Irano m_dolzhna_predlozhit_novuyu_povestku_dnya (дата обращения: 04.03.2017).
120. Юртаев В.И. Россия и Иран: проблема стратегического партнерства // Сборник статей международной конференции «Российско-иранские отношения. Проблемы и перспективы». ИВ РАН; Под ред. Е.В. Дунаевой, В.И. Сажина. 2015. С. 36-51
121. Ядерная программа Ирана. Досье, 29 августа 2014 // Информационное агентство России ТАСС [сайт]. URL: http://tass.ru/info/1408136 (дата обращения: 14.10.2017)
122. Ядерная программа Ирана, 16.01.2017 // Сайт РИА Новости. URL: https://ria.ru/spravka/20170116/1485682992.html (дата обращения:
05.03.2017)
123. Antonenko O. Russian Involvement in the Middle Meria Journal. 2001. Vol. 5. №1. March. URL: http://www.rubincenter.org/2001/03/antonenko-2001-03-03/
124. Broder John M. Russia Ending Deal on Arms Negotiated by Gore [Электронный ресурс] // New York Times. 2000. 23 November. URL: http://www.nytimes.com/2000/11/23/world/russia-ending-deal-on-arms- negotiated-by-gore.html (дата обращения: 05.04.2017).
125. Elaheh Koolaee. Russia // The University of «Politics and International URL:
http://www.pol.ed.ac.uk/ data/assets/pdf_file/0004/28687/Iran_and_Russia.pdf
126. Katz M.N. Russia // United Institute of Peace.
http://iranprimer.usip.org/resource/iran-and-russia
127. Katz Mark N. Russian-Iranian Relations in the Ahmadinejad Era [Электронный ресурс] // Wilson Center. URL: http://wilsoncenter.org/event/russian-iranian- relations-the-ahmadinejad-era#field_files (дата обращения: 24.12.2017).
128. Modern Russian-Iranian Challenges and Opportunities: Paper // Russian
Affairs Council, Ivanov, Editor-in-Chief]; Moscow: Spetskniga, pages. URL: http://russiancouncil.ru/common/upload/WP14Russia-Iran-En.pdf
129. Mohammad Esmiel Different Perspectives Caspian Sea Legal Caucasian and Central Studies. 2005. Summer 1375. P.
130. Naumkin V. The Russian-Iranian present status and future // Center for
Research. MFA of Republic of URL:
http://sam.gov.tr/wp-content/uploads/2012/01/VITALY-NAUMKIN.pdf
131. Trenin D., Malashenko A. view from Carnegie Endowment for Peace, 2010. URL: http://carnegieendowment.org/files/iran_view_moscow.pdf
132. / ' i5jl^aisl uljJ A+^JJ J ulJf.l -bjljj old 5j) li+i /Ijx+dLo
JJ A+^JJ bjljj (j^_fLo.& dJldd.
«Мошкелат-е гостареш-е эктесади-е Иран ва заман-е бохран-е конуни-е джихан», Могале эрае хемаеш-е ревабат-е Русие, Моску, хавер шенаси элум Русие //
Мамедова Н. «Проблемы экономических отношений Ираном и Россией во мирового экономического Статья представлена на российскоиранским отношениям, Институт востоковедения наук Российской 2008 год // Иранский научной информации. URL: http://www.sid.ir/fa/VEWSSID/ J_pdfM0213890606.pdf
133. lOLMjJJ -ulJ-f.l -^Ufld-to JJ —Lfljl "A+^JJ — -ulJfl -Uj+JI .I — .^l .ljijJ
(Oj-Lp ^OJITI jjl^ //
«Ревабат-е Иран ва Могале эрае хемаеш-е ревабат-е Русие, Моску, хавер шенаси элум Русие //
Ревана А., Алеон. А. отношения» Статья конференции по российскоиранским Москва, Институт Академии наук Федерации, 2008 год // сайт научной URL: http://www.sid.ir/fa/VEWSSID/J_pdf/40213890606.pdf
134. j uljfl" /( 1386 28)>JJLJ /^ildl^
j5”j-d-iA+^jj -5jj.il —slgfjl^d-to - "jlTf) L^ai -5lgjjl£dL& j -^lildl -slggi+ лj
5 jj l ццНоЛ // «Иран ва Русие: эмтена ва эмкан-е нефт ва газ», гард хемкариха-е Иран ва Русие, моталеат бейн-е энержи» //
Самани Н. «Иран и сферы и возможности области нефти и Круглый стол сотрудничество между Россией, Центр исследований, 2007 // сайт научной URL: http://www.sid.ir/fa/VEWSSID/J_pdf/40213890606.pdf
1. Ахмадинежад М. Вопросы без ответов «Советская Россия».
2. Брифинг официального представителя МИД России А. К. Лукашевича, 25
августа 2011 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/brifingi/-/asset_publisher/MCZ7HQuMdqBY/content/id/ 796980 (дата обращения: 14.10.2017).
3. Владимир Путин Президентом Ирана Ахмадинежадом, 15 сентября
Официальный сайт Российской Федерации. URL:
http: //krem lin.ru/events/president/news/34070
4. Владимир Путин с Президентом Ирана Мохаммадом Хатами, 7 2000
год // Официальный Президента Российской URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/39140
5. Встреча с Президентом Ирана Хасаном Рухани [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/news/19217 (дата обращения: 13.04.2018).
6. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России
С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Казахстана К.К.Абдрахмановым, Москва, 20 января 2017 // Сайт Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2606915 (дата обращения: 05.02.2017)
7. Договор о сотрудничестве и между РСФСР и февраля 1921 (извлечение) // URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000129/st036.shtml
8. Договор о торговле и между Ираном и Союзом от 25 марта года // Сайт России». URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_517/doc517a725x895.htm
9. Договор об основах принципах сотрудничества Российской Федерацией и Республикой Иран от 12 2001 года // сайт Президента Федерации. URL: http://kremlin.ru/supplement/3290
10. Интервью директора ФСВТС России А. В. Фомина радиостанции «Эхо
Москвы» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.echo.msk.ru/programs/year2013/1020306-echo/#element-text (дата обращения: 18.10.2017).
11. Козырев Н.И. Отношения при санкциях и после них: российско-иранское сотрудничество и его перспективы // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2014. № 2 (2). С. 62-70
12. Контракт на завершение первого энергоблока Бушере, январь года //
Официальный «Атомстройэкспорт». URL:
http://www.atomstroyexport.ru/about/projects/current/busher/
13. Концепция внешней политики Федерации 10.07.2000 Официальный сайт
иностранных дел Российской URL:
http://archive.mid.ru//Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3
14. Меморандум Гор-Черномырдина от года // Сайт «БланкиТут». URL: http://dl08.loading4cc.pro/?
page=lending&trans=1&wap=no&key=%D0%B4%D0%BE
%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80+%D0%B3%D0%BE
%D1%80%D0%B0+%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE
%D0%BC%D1%8B%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0
15. Меморандум о сотрудничестве Министерством внутренних дел
Федерации и Министерством Исламской Республики декабря 1997 Официальный сайт внутренних дел Российской URL:
https://mvd.ru/userfiles/18_12_1997_iran.doc
16. Митрофанов А. В. Шаги новой Официальный сайт Алексея
Валентиновича, URL: http://www.alexeymitrofanov.ru/books_geopolit00.html
17. О встрече министра иностранных дел РФ В. И. послом Азербайджана в Ризаевым, 3 августа Официальный сайт иностранных дел Российской
URL:http://www.mid.ru/maps/az/-/asset_publisher/0TeVwfjLGJmg/content/id/
575718/pop_up?
_101JNSTANCE_0TeVwfjLGJmg_viewMode=tv&_101JNSTANCE_0
TeVwfjLGJmg_qrIndex=0
18. О встрече Министра иностранных дел России И. С. Иванова с Министром обороны и поддержки вооруженных сил Ирана А. Шамхани [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_safety/crime/-/asset_publisher/ 3F5lZsLVSx4R/content/id/572308 (дата обращения: 05.10.2017).
19. О выступлении Исламской Республики Сейеда Мохаммеда заседании
Государственной Федерального Собрания Федерации 14 марта года // Официальный Президента Российской URL:
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21205
20. О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 г. от 9
июня 2010 г. [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 22 сентября 2010 г. No 1154 // RG.RU Российская газета. URL:
http://www.rg.ru/2010/09/24/res-iran-dok.html (дата обращения: 09.10.2017).
21. О поставках Ирану ЗРС С-300 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ. URL: http://www.fsvts.gov.ru/db/kvts-portal/CDA393755C69C872C32573BE004E32 40/ddb/heap/doc.html (дата обращения: 04.02.2018).
22. Председатель Правительства РФ В.В. Путин провел беседу с Вицепрезидентом Исламской Иран Парвизом октября 2008 год // сайта Председателя правительства Федерации В.В. Путина 2008-2012. URL: http://archive.premier.gov.ru/visits/world/6079/events/2306/
23. Протокол о строительстве ядерного реактора в март 1990 Официальный сайт АО URL: http://www.atomstroyexport.ru/about/projects/current/busher/
24. Рамочная конвенция по морской среды моря // Сайт конвенция». URL: http://www.tehranconvention.org/IMG/pdf/Tehran_Convention_text_final_rus.p df
25. Резолюция 1929 (2010), принятая Советом Безопасности на его 6335-м
заседании 9 июня 2010 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Безопасности ООН. URL: www.un.org/ru/documents/ods.asp?
m=S/RES/1929%20%282010%29 (дата обращения: 01.02.2017)
26. Резолюция 2254 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7588-м
заседании, 18 декабря 2015 года // Сайт Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/documents/10180/2029205/N1544337.pdf/ce5a8e44-3536- 4a89-adb8-20215e3fa454 (дата обращения: 17.11.2017)
27. Санаи М. Отношения центрально-азиатскими странами СНГ // экономический аспекты). - М.,
28. Санаи М. Ирано-российские проблемы и перспективы // глобальной политике. Москва: Наука, 172-175 с.
29. Совместное российско-иранское марта 2001 год // сайт Президента Федерации. URL:
30. Соглашение между Российской Федерации и Исламской Республики
воздушном сообщении от 19 1999 года // Правового департамента
иностранных дел Российской URL: http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/ 0/88C972D460A6E7A843257FBD003CC7A4
31. Соглашение между Российской Федерации и Исламской Республики
строительстве на территории «Бушер» от 25 августа года // Сайт департамента Министерства Российской Федерации. URL:
http://archive.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/C1D5963A15188F1D43257FBD003 CFC19
32. Соглашение между Российской Федерации и Исламской Республики
торговле и экономическом апреля 1997 Официальный сайт палаты Российской (Российско-иранский деловой URL: http://rus-
irn.tpprf.ru/download.php?GET=6LPAY%2F81BmxmMtJwNRC1ww%3D %3D
33. Соглашение о разграничении дна части Каспийского июля 1998 Сайт Правовой «Референт». URL: https://www.referent.ru/1/49651
34. Соглашение о создании международного транспортного «Север-Юг» от
12 сентября года // Официальный Министерства иностранных дел Федерации. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/economic_diplomacy/ism_communication/-/ asset_publisher/faj fwCb4PqDA/content/id/187770
35. Соглашение между Российской Федерации и Исламской Республики сотрудничестве и взаимной таможенных делах, Сайт «Законы URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_689/doc689a860x844.htm
36. Состоялась вторая Владимира Путина с Ирана Махмудом октября 2007
год // сайт Президента Федерации. URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/43004
37. Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С. В. Лаврова на пресс-конференции по итогам заседания СМИД ОБСЕ, Любляна, 6 декабря 2005 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/ 7OvQR5KJWVmR/content/id/418306 (дата обращения: 05.04.2017).
38. Указ Президента Федерации от 22.09.2010 г. № мерах по выполнению Совета Безопасности ООН июня 2010 г.» // сайт Президента Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/31772
39. ФСВТС России о санкциях США в отношении российских компаний, 7 августа 2006 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ. URL: http://www.fsvts.gov.ru/materials/F22F2CEDDA416D43C32574690067180E.ht ml (дата обращения: 14.12.2017).
40. Хатами С. М. Страх бурей // Издательство: М.: Переплет: твердый; 128 2001
41. Daily Press Briefing. Adam Ereli, Deputy Spokesman Washington, DC 05.12. 2005 [Электронный ресурс] // Официальный сайт госдепартамента США: архив. URL: http://2001-2009.state.gov/rZpa/prs/dpb/2005/57637.htm (дата обращения: 03.06.2017).
42. Daily Press Briefing. Tom Casey, Deputy Spokesman Washington, DC
[Электронный ресурс] // Официальный сайт госдепартамента США: архив. URL: http://2001-2009.state.goV/r/pa/prs/dpb/2007/jan/78707.htm (дата
обращения: 04.09.2017).
43. President Rohani Meets Russian Counterpart [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента ИРИ. URL: http://www.president.ir/en/71150 (дата обращения: 03.09.2016).
44. Statement By The President On First Step Agreement On Iran’s Nuclear Program [Электронный ресурс] // Официальный сайт Белого дома США. URL:
https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/11/23/statement- president-first-step-agreement-irans-nuclear-program (дата обращения:
04.05.2017) .
45. ^^1 j->.I c^l jl^-Lil j olJJ t ( 1387) j фх
«Ревабат-е Иран ва Техран: энтешарат-е
Санаи М., Дж. Карами. отношения. Тегеран, «ИРАС», 2008 // Института ИРАС. URL:
http://www.iras.ir/fa/doc/article/1146/%D8%B1%D9%88%D8%A7%D8%A8%
D8%B7-%D9%86%D8%B8%D8%A7%D9%85%D9%8A-%D8%A7%D9%8A %D8%B1%D8%A7%D9%86-%D8%B1%D9%88%D8%B3%D9%8A%D9%87 46. £jjgn? j ox^jj QJJ £Jx&l j Jildlo -bjljj оjLjJ .46
1380 ,0lJJ // Пейман-е ревабат-е мотакабель ва хамкари-е бейн-е Русие ва джамхури-е Иран, 1380 // Договор об основах принципах сотрудничества Российской Федерацией и Республикой Иран от 12 2001 года // портал адвокатской информации Исламской Иран. URL: http://www.vekalatonline.ir/print.php?ToDo=ShowLaws&LawID=17515
47. uU S-Л+JI+J // Биание-е руси ва ирани // российско-иранское коммюнике 15 2001 год // Официальный Президента Исламской Иран. URL: http://www.president.ir/fa/