Российско-иранские отношения в 2000-2017 гг.: военно-политическое сотрудничество
|
Введение 3
Раздел I. Характеристика российско-иранского военно-политического
взаимодействия в начале XXI века
Раздел II. Развитие и урегулирование иранской ядерной проблемы
Раздел III. Каспийская проблематика
Раздел IV. Концептуальная проблематика российско-иранского взаимодействия
на Ближнем и Среднем Востоке
Раздел V. Российско-иранское сотрудничество по вопросам сирийского
урегулирования в Женевском и Астанинском форматах
Заключение 104
Список использованных источников и литературы
Раздел I. Характеристика российско-иранского военно-политического
взаимодействия в начале XXI века
Раздел II. Развитие и урегулирование иранской ядерной проблемы
Раздел III. Каспийская проблематика
Раздел IV. Концептуальная проблематика российско-иранского взаимодействия
на Ближнем и Среднем Востоке
Раздел V. Российско-иранское сотрудничество по вопросам сирийского
урегулирования в Женевском и Астанинском форматах
Заключение 104
Список использованных источников и литературы
Взаимодействие России и Ирана на международной арене никогда не было настолько интенсивным, как в XXI веке. Примечательно, что с течением времени это взаимодействие лишь усиливается и углубляется, появляются новые области соприкосновения двух государств. В связи с этим проблема данного исследования следующая. Каковы наиболее значимые линии и области военно-политического взаимодействия России и Ирана в XXI веке и как они развивались?
Актуальность темы исследования. Отношения российского государства с персидским начали развиваться еще в XVI веке. Одной из предпосылок сближения двух стран являлся и является сейчас географический фактор. На сегодня между Россией и Ираном образовался широкий спектр направлений взаимодействия. Это политика, военная сфера, промышленность, экономика, наука, культура и др.
В 1990-е гг. отношения двух стран были достаточно противоречивыми и в целом не имели положительного оттенка. В 1995 году между Россией и США был подписан прозападный протокол Гор-Черномырдина, по которому Россия к 2000-му году должна была завершить выполнение всех контрактов военного характера с Ираном и более поставки по этим соглашениям не производить, а также не заключать каких-либо новых соглашений военной тематики с Ираном.1 Однако ближе к концу века подул ветер перемен. Продолжалось обсуждение строительства Бушерской АЭС. Подходы России и Ирана к разрешению возникающих кризисов в постсоветских республиках и на Кавказе не противоречили друг другу, и даже совпадали. Улучшению российскоиранских отношений способствовало назначение в январе 1996 года Евгения Примакова министром иностранных дел РФ. Евгений Максимович всегда защищал традиционные российские интересы в регионе, считал развитие влияния России в исламском мире важнейшей задачей. Единство взглядов на многие региональные проблемы способствовало сближению двух стран. В 1996 году Е. М. Примаков посетил Тегеран, где провел конструктивные переговоры с иранским руководством. Это событие должно было стать своеобразным сигналом иранскому руководству о том, что подход России к Ирану меняется. В начале 1997 года Е. М. Примаков и министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти признали «совершенно недопустимым» военное присутствие США в Персидском заливе. В 1997 году в результате приема в Москве иранской делегации было подписано межправительственное соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве. Российско-иранские связи развились еще больше, когда Е. Примаков стал премьер-министром (сентябрь 1998 - май 1999). Ему удалось убедить правительство о необходимости конструктивных отношений с Тегераном. Прозападная ориентация политики страны была отвергнута. Был взят курс на обретение независимости.
В 1999 году, когда Председателем Правительства России был Владимир Путин, были подписаны два межправительственных соглашения: о воздушном сообщении и о научно-техническом сотрудничестве.
Начало XXI века ознаменовалось качественно новым периодом российской внешней политики, имеющей глобальные масштабы и цели. Это стало значительным фактором развития международных отношений во всем мире в новом веке, определило ход событий, и, можно даже сказать, ход мировой истории.
Иран - это региональная держава. Развитие сотрудничества и установление добрых отношений с этим крупным региональным игроком может содействовать России в различных направлениях. В частности, это расширяет возможности России по сохранению влияния в регионе Среднего и Ближнего Востока. Также взаимодействие России и Ирана, как показала практика, может оказывать положительное влияние на стабилизацию обстановки и безопасность в регионе.
Россия для Ирана является одним из ключевых партнеров. Среди многих выгодных для иранской стороны областей сотрудничества стоит особенно выделить политическое партнерство по линии сирийского конфликта, сотрудничество по мирному атому, военно-техническое сотрудничество.
Также среди прочих сюжетов стоит выделить и переговорный процесс по урегулированию правового статуса Каспийского моря, где Иран и Россия хоть и являются конкурентами, но скорейшее разрешение этого затяжного вопроса является приоритетным для обоих государств в виду последующих экономических выгод, а также закрепления вопросов безопасности.
Сегодня в международных отношениях с прямым участием Ирана происходят процессы, границы которых выходят далеко за региональные рамки. Этими процессами являются иранская ядерная проблема и сирийский конфликт. На них не просто обращено пристальное внимание ведущих мировых государств, но сами эти государства являются активными в них участниками. Что примечательно, Россия также играет в них ключевую роль, что дало широкий базис для развития российско-иранского сотрудничества.
Стоит также отметить, что исследование темы военно-политического сотрудничества между Россией и Ираном подразумевает не только отношения в оборонной сфере. Данный термин объединяет и политические вопросы, и военно-техническое сотрудничество, и политическое сотрудничество с военными аспектами.
Таким образом, разработка темы данного исследования напрямую способствует глубокому пониманию происходящих сегодня в мире процессов.
Целью исследования является выявление сущности и динамики развития основных направлений российско-иранского военно-политического сотрудничества в период с 2000 по 2017 гг.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• дать характеристику взаимодействию двух государств в политической и военной областях в начале XXI века;
• определить динамику развития иранской ядерной проблемы;
• изучить влияние ядерной программы Ирана на российско-иранские отношения;
• выявить роль России в урегулировании иранской ядерной проблемы;
• изучить развитие переговорного процесса по вопросу статуса Каспийского моря;
• выявить концептуальные различия в подходах Ирана и России к развитию ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока;
• определить ход и развитие переговоров по сирийскому конфликту;
• выявить роль «астанинского» переговорного процесса в разрешении конфликта в Сирии.
Объектом исследования являются российско-иранские отношения. Предмет исследования - военно-политическое российско-иранское сотрудничество в период с 2000 по 2017 гг.
Степень изученности темы исследования. Различные области, отдельные проблемы, периоды российско-иранских отношений исследовались как отечественными, так и зарубежными деятелями науки, историками, политическими деятелями, публицистами.
Прежде всего, нужно выделить труды В.И. Сажина , Н. Кожанова и Ф.А. Лукьянова . Также следует отметить работы А.В. Белоглазова , А. Гушера , А. Васильева , Н.М. Мамедовой , И.А. Геворгяна , А.А. Алеон и М.Р. Аруновой . Такой важнейший аспект, как военно-техническое сотрудничество, разрабатывали В. Евсеев , Г.Р. Муртазаева . Проблематику статуса Каспийского моря подробно изучали Е. Григорьева , Притчин С.А. , Хабиби- Рудсари Р. , Ш.С. Галбацова . В частности, Григорьева Е. раскрыла, как ведется работа в этом направлении, пыталась найти причины того, почему переговоры между прикаспийскими странами затянулись, раскрыла роль России и Ирана в решении данного вопроса. Иранской ядерной проблематике посвятили труды С.Н. Саруханян , В.И. Иваненко , Р. Хабиби-Рудсари .
Зарубежные исследователи также внесли немалый вклад в изучение российско-иранских отношений. Среди авторов работ на персидском языке следует выделить А. Ревану и А. Алеон , Н.М. Мамедову , М. Санаи и Дж. Карами , Н. Самани . Среди авторов трудов на английском языке можно отметить J. Broder , K. Elaheh , M. Katz , D. Menashri , A. Maleki и O. Roy .
Статьи из отечественных и зарубежных журналов и газет были также использованы в данной работе. Среди российских изданий это «Россия в глобальной политике», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Дипломатический вестник», «Независимая Газета», «Советская Россия», «Азия и Африка сегодня». Из зарубежных журналов и газет можно выделить «Politics and International Relations», «New York Times», «The Washington Times», «Center for Strategic Research». Также в исследовании были задействованы такие электронные ресурсы, как официальные веб-сайты МИД
РФ, Минэкономразвития РФ, «ПИР-Центр», Президента РФ, ООН, информационного агентства ТАСС, «РИА Новости».
Источниковая база исследования включает в себя договоры, контракты, межправительственные соглашения, меморандумы, соглашения, указы Президента РФ, резолюции СБ ООН, а также труды деятелей политики и дипломатии. Например, Договор о сотрудничестве и дружбе между РСФСР и Ираном от 26 февраля 1921 года , Договор о торговле и мореходстве между Ираном и Советским Союзом от 25 марта 1940 года , Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества 2001 г. ,
межправительственное соглашение о создании коридора «Север-Юг» 2000 г. , межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве 2001 г., Резолюция 1929, принятая Советом Безопасности на его 6335-м заседании 9 июня 2010 года , Указ Президента РФ от 22 сентября 2010 г. №1154 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 г. от 9 июня 2010 г.» и др. Среди источников на персидском языке можно выделить Совместное российско-иранское коммюнике 2001 года . В исследовании также была использована информация о визитах, встречах, заявлениях высоких должностных лиц двух государств, в частности, с официальных сайтов Президента РФ , МИД РФ , Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ , Президента ИРИ , Госдепартамента США , Белого дома США и др.
В качестве источников были взяты также работы деятелей политики и дипломатии. Очень важным для глубокого понимания многих тонкостей является то, что они удачно описали сотрудничество стран с точки зрения практики. Среди таких деятелей следует отметить атташе по культуре Посольства Ирана в России (1999-2003), а ныне Чрезвычайного и Полномочного Посла ИРИ в РФ Мехди Санаи , шестого президента Ирана (2005-2013 гг.) Махмуда Ахмадинежада , пятого президента ИРИ (1997-2005 гг.) Мохаммада Хатами , российского политика А.В. Митрофанова , Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР и РФ Н.И. Козырева .
В качестве методологической основы исследования были использованы общенаучные методы синтеза, анализа для определения особенностей отношений, методы дедукции и индукции для систематизирования и обобщения материала, event-анализ для оценки важных событий. Методологическую основу исследования также составили сопоставительный и хронологический метод для рассмотрения источников и литературы, а также структурно-функциональный метод для изучения деятельности органов государственной власти двух стран.
Хронологические рамки исследования охватывают 18 лет - последний год XX века и первые 17 лет XXI века. Нижняя хронологическая граница - 2000 год, когда Президентом России был избран В.В. Путин и началась новая эпоха российской государственности и, в частности, новая внешнеполитическая линия. Верхняя хронологическая граница - 2017 год - последний завершенный год на момент исследования. Также именно 2017 год стал наиболее плодотворным и продуктивным в вопросах сирийского переговорного урегулирования и разрешения статуса Каспия.
Научная новизна. Данное исследование содержит в себе решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Диссертация содержит совокупность новых научных результатов и положений, а постановка исследовательских вопросов и гипотез является новизной. Предложенные автором новые решения строго аргументированы и критически оценены в сравнении с другими известными решениями. О научной новизне данного исследования можно судить и по полученным результатам в указанных областях: совершенствование существующих моделей и методов решения поставленных задач, относящихся к предмету исследования и применение уже известных моделей и методов к новой предметной области, позволяющее получить новые знания об исследуемом объекте.
Научно-практическая значимость данного исследования состоит в том, что его положения, оценки и выводы в будущем могут быть применены в деятельности государственных органов Российской Федерации.
Исследование может найти отличное применение в учебном процессе студентов гуманитарных и экономических специальностей, в частности, в подготовке к лекционным и семинарным занятиям по курсам «Международные отношения», «Мировая политика», «Мировая экономика», «Регионоведение» и др. Также результаты работы могут быть применены в дальнейших исследованиях российско-иранских отношений.
Структура исследования была составлена исходя из цели и задач исследования. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение включает в себя постановку проблемы, актуальность темы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, степень изученности
темы, источниковую базу исследования, методологическую основу исследования, хронологические рамки исследования, научную новизну, научно-практическую значимость и структуру исследования. Пять разделов посвящены отдельным линиям и областям российско-иранского военно-политического сотрудничества в 2000-2017 гг. В первом разделе автором были рассмотрены предпосылки развития отношений двух государств, политические взаимодействие, а также военно-техническое сотрудничество в начале XXI века. Во втором разделе автор детально исследовал иранскую ядерную проблематику, изучив поэтапно такие ее стадии, как эскалация, развитие и урегулирование. Также было уделено внимание раскрытию роли России в этом процессе. Третий раздел работы автор посвятил подробному раскрытию проблематики статуса Каспийского моря. В четвертом разделе были раскрыты цели и подходы двух государств к развитию и разрешению ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, в частности, в сирийском конфликте. Пятый, заключительный раздел исследования был посвящен детальному раскрытию развития переговорного урегулирования конфликта в Сирии. Были также раскрыты роли площадок переговоров в Женеве и Астане, а также роли России и Ирана в этом процессе. В заключении были представлены итоги и выводы по исследуемой теме.
Актуальность темы исследования. Отношения российского государства с персидским начали развиваться еще в XVI веке. Одной из предпосылок сближения двух стран являлся и является сейчас географический фактор. На сегодня между Россией и Ираном образовался широкий спектр направлений взаимодействия. Это политика, военная сфера, промышленность, экономика, наука, культура и др.
В 1990-е гг. отношения двух стран были достаточно противоречивыми и в целом не имели положительного оттенка. В 1995 году между Россией и США был подписан прозападный протокол Гор-Черномырдина, по которому Россия к 2000-му году должна была завершить выполнение всех контрактов военного характера с Ираном и более поставки по этим соглашениям не производить, а также не заключать каких-либо новых соглашений военной тематики с Ираном.1 Однако ближе к концу века подул ветер перемен. Продолжалось обсуждение строительства Бушерской АЭС. Подходы России и Ирана к разрешению возникающих кризисов в постсоветских республиках и на Кавказе не противоречили друг другу, и даже совпадали. Улучшению российскоиранских отношений способствовало назначение в январе 1996 года Евгения Примакова министром иностранных дел РФ. Евгений Максимович всегда защищал традиционные российские интересы в регионе, считал развитие влияния России в исламском мире важнейшей задачей. Единство взглядов на многие региональные проблемы способствовало сближению двух стран. В 1996 году Е. М. Примаков посетил Тегеран, где провел конструктивные переговоры с иранским руководством. Это событие должно было стать своеобразным сигналом иранскому руководству о том, что подход России к Ирану меняется. В начале 1997 года Е. М. Примаков и министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти признали «совершенно недопустимым» военное присутствие США в Персидском заливе. В 1997 году в результате приема в Москве иранской делегации было подписано межправительственное соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве. Российско-иранские связи развились еще больше, когда Е. Примаков стал премьер-министром (сентябрь 1998 - май 1999). Ему удалось убедить правительство о необходимости конструктивных отношений с Тегераном. Прозападная ориентация политики страны была отвергнута. Был взят курс на обретение независимости.
В 1999 году, когда Председателем Правительства России был Владимир Путин, были подписаны два межправительственных соглашения: о воздушном сообщении и о научно-техническом сотрудничестве.
Начало XXI века ознаменовалось качественно новым периодом российской внешней политики, имеющей глобальные масштабы и цели. Это стало значительным фактором развития международных отношений во всем мире в новом веке, определило ход событий, и, можно даже сказать, ход мировой истории.
Иран - это региональная держава. Развитие сотрудничества и установление добрых отношений с этим крупным региональным игроком может содействовать России в различных направлениях. В частности, это расширяет возможности России по сохранению влияния в регионе Среднего и Ближнего Востока. Также взаимодействие России и Ирана, как показала практика, может оказывать положительное влияние на стабилизацию обстановки и безопасность в регионе.
Россия для Ирана является одним из ключевых партнеров. Среди многих выгодных для иранской стороны областей сотрудничества стоит особенно выделить политическое партнерство по линии сирийского конфликта, сотрудничество по мирному атому, военно-техническое сотрудничество.
Также среди прочих сюжетов стоит выделить и переговорный процесс по урегулированию правового статуса Каспийского моря, где Иран и Россия хоть и являются конкурентами, но скорейшее разрешение этого затяжного вопроса является приоритетным для обоих государств в виду последующих экономических выгод, а также закрепления вопросов безопасности.
Сегодня в международных отношениях с прямым участием Ирана происходят процессы, границы которых выходят далеко за региональные рамки. Этими процессами являются иранская ядерная проблема и сирийский конфликт. На них не просто обращено пристальное внимание ведущих мировых государств, но сами эти государства являются активными в них участниками. Что примечательно, Россия также играет в них ключевую роль, что дало широкий базис для развития российско-иранского сотрудничества.
Стоит также отметить, что исследование темы военно-политического сотрудничества между Россией и Ираном подразумевает не только отношения в оборонной сфере. Данный термин объединяет и политические вопросы, и военно-техническое сотрудничество, и политическое сотрудничество с военными аспектами.
Таким образом, разработка темы данного исследования напрямую способствует глубокому пониманию происходящих сегодня в мире процессов.
Целью исследования является выявление сущности и динамики развития основных направлений российско-иранского военно-политического сотрудничества в период с 2000 по 2017 гг.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• дать характеристику взаимодействию двух государств в политической и военной областях в начале XXI века;
• определить динамику развития иранской ядерной проблемы;
• изучить влияние ядерной программы Ирана на российско-иранские отношения;
• выявить роль России в урегулировании иранской ядерной проблемы;
• изучить развитие переговорного процесса по вопросу статуса Каспийского моря;
• выявить концептуальные различия в подходах Ирана и России к развитию ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока;
• определить ход и развитие переговоров по сирийскому конфликту;
• выявить роль «астанинского» переговорного процесса в разрешении конфликта в Сирии.
Объектом исследования являются российско-иранские отношения. Предмет исследования - военно-политическое российско-иранское сотрудничество в период с 2000 по 2017 гг.
Степень изученности темы исследования. Различные области, отдельные проблемы, периоды российско-иранских отношений исследовались как отечественными, так и зарубежными деятелями науки, историками, политическими деятелями, публицистами.
Прежде всего, нужно выделить труды В.И. Сажина , Н. Кожанова и Ф.А. Лукьянова . Также следует отметить работы А.В. Белоглазова , А. Гушера , А. Васильева , Н.М. Мамедовой , И.А. Геворгяна , А.А. Алеон и М.Р. Аруновой . Такой важнейший аспект, как военно-техническое сотрудничество, разрабатывали В. Евсеев , Г.Р. Муртазаева . Проблематику статуса Каспийского моря подробно изучали Е. Григорьева , Притчин С.А. , Хабиби- Рудсари Р. , Ш.С. Галбацова . В частности, Григорьева Е. раскрыла, как ведется работа в этом направлении, пыталась найти причины того, почему переговоры между прикаспийскими странами затянулись, раскрыла роль России и Ирана в решении данного вопроса. Иранской ядерной проблематике посвятили труды С.Н. Саруханян , В.И. Иваненко , Р. Хабиби-Рудсари .
Зарубежные исследователи также внесли немалый вклад в изучение российско-иранских отношений. Среди авторов работ на персидском языке следует выделить А. Ревану и А. Алеон , Н.М. Мамедову , М. Санаи и Дж. Карами , Н. Самани . Среди авторов трудов на английском языке можно отметить J. Broder , K. Elaheh , M. Katz , D. Menashri , A. Maleki и O. Roy .
Статьи из отечественных и зарубежных журналов и газет были также использованы в данной работе. Среди российских изданий это «Россия в глобальной политике», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Дипломатический вестник», «Независимая Газета», «Советская Россия», «Азия и Африка сегодня». Из зарубежных журналов и газет можно выделить «Politics and International Relations», «New York Times», «The Washington Times», «Center for Strategic Research». Также в исследовании были задействованы такие электронные ресурсы, как официальные веб-сайты МИД
РФ, Минэкономразвития РФ, «ПИР-Центр», Президента РФ, ООН, информационного агентства ТАСС, «РИА Новости».
Источниковая база исследования включает в себя договоры, контракты, межправительственные соглашения, меморандумы, соглашения, указы Президента РФ, резолюции СБ ООН, а также труды деятелей политики и дипломатии. Например, Договор о сотрудничестве и дружбе между РСФСР и Ираном от 26 февраля 1921 года , Договор о торговле и мореходстве между Ираном и Советским Союзом от 25 марта 1940 года , Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества 2001 г. ,
межправительственное соглашение о создании коридора «Север-Юг» 2000 г. , межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве 2001 г., Резолюция 1929, принятая Советом Безопасности на его 6335-м заседании 9 июня 2010 года , Указ Президента РФ от 22 сентября 2010 г. №1154 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 г. от 9 июня 2010 г.» и др. Среди источников на персидском языке можно выделить Совместное российско-иранское коммюнике 2001 года . В исследовании также была использована информация о визитах, встречах, заявлениях высоких должностных лиц двух государств, в частности, с официальных сайтов Президента РФ , МИД РФ , Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ , Президента ИРИ , Госдепартамента США , Белого дома США и др.
В качестве источников были взяты также работы деятелей политики и дипломатии. Очень важным для глубокого понимания многих тонкостей является то, что они удачно описали сотрудничество стран с точки зрения практики. Среди таких деятелей следует отметить атташе по культуре Посольства Ирана в России (1999-2003), а ныне Чрезвычайного и Полномочного Посла ИРИ в РФ Мехди Санаи , шестого президента Ирана (2005-2013 гг.) Махмуда Ахмадинежада , пятого президента ИРИ (1997-2005 гг.) Мохаммада Хатами , российского политика А.В. Митрофанова , Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР и РФ Н.И. Козырева .
В качестве методологической основы исследования были использованы общенаучные методы синтеза, анализа для определения особенностей отношений, методы дедукции и индукции для систематизирования и обобщения материала, event-анализ для оценки важных событий. Методологическую основу исследования также составили сопоставительный и хронологический метод для рассмотрения источников и литературы, а также структурно-функциональный метод для изучения деятельности органов государственной власти двух стран.
Хронологические рамки исследования охватывают 18 лет - последний год XX века и первые 17 лет XXI века. Нижняя хронологическая граница - 2000 год, когда Президентом России был избран В.В. Путин и началась новая эпоха российской государственности и, в частности, новая внешнеполитическая линия. Верхняя хронологическая граница - 2017 год - последний завершенный год на момент исследования. Также именно 2017 год стал наиболее плодотворным и продуктивным в вопросах сирийского переговорного урегулирования и разрешения статуса Каспия.
Научная новизна. Данное исследование содержит в себе решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Диссертация содержит совокупность новых научных результатов и положений, а постановка исследовательских вопросов и гипотез является новизной. Предложенные автором новые решения строго аргументированы и критически оценены в сравнении с другими известными решениями. О научной новизне данного исследования можно судить и по полученным результатам в указанных областях: совершенствование существующих моделей и методов решения поставленных задач, относящихся к предмету исследования и применение уже известных моделей и методов к новой предметной области, позволяющее получить новые знания об исследуемом объекте.
Научно-практическая значимость данного исследования состоит в том, что его положения, оценки и выводы в будущем могут быть применены в деятельности государственных органов Российской Федерации.
Исследование может найти отличное применение в учебном процессе студентов гуманитарных и экономических специальностей, в частности, в подготовке к лекционным и семинарным занятиям по курсам «Международные отношения», «Мировая политика», «Мировая экономика», «Регионоведение» и др. Также результаты работы могут быть применены в дальнейших исследованиях российско-иранских отношений.
Структура исследования была составлена исходя из цели и задач исследования. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение включает в себя постановку проблемы, актуальность темы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, степень изученности
темы, источниковую базу исследования, методологическую основу исследования, хронологические рамки исследования, научную новизну, научно-практическую значимость и структуру исследования. Пять разделов посвящены отдельным линиям и областям российско-иранского военно-политического сотрудничества в 2000-2017 гг. В первом разделе автором были рассмотрены предпосылки развития отношений двух государств, политические взаимодействие, а также военно-техническое сотрудничество в начале XXI века. Во втором разделе автор детально исследовал иранскую ядерную проблематику, изучив поэтапно такие ее стадии, как эскалация, развитие и урегулирование. Также было уделено внимание раскрытию роли России в этом процессе. Третий раздел работы автор посвятил подробному раскрытию проблематики статуса Каспийского моря. В четвертом разделе были раскрыты цели и подходы двух государств к развитию и разрешению ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, в частности, в сирийском конфликте. Пятый, заключительный раздел исследования был посвящен детальному раскрытию развития переговорного урегулирования конфликта в Сирии. Были также раскрыты роли площадок переговоров в Женеве и Астане, а также роли России и Ирана в этом процессе. В заключении были представлены итоги и выводы по исследуемой теме.
В ходе проведения исследования все поставленные задачи были выполнены.
В первом разделе исследования была дана характеристика взаимодействию двух государств в политической и военной областях в начале XXI века.
Несмотря на все противоречия, неудачи, несогласованность внешнеполитической линии России в 90-х гг., Владимир Путин к 2000-му году унаследовал довольно развитые отношения с Ираном. За 1999-2000 гг. состоялся широкий ряд взаимных визитов высоких чинов. Российско-иранский политический диалог в 2000-е гг. охватывал широкий спектр двусторонних, региональных и международных вопросов, включая проблематику Каспийского моря, Центральной Азии, Закавказья, Афганистана, Ирака, а также борьбы с международным терроризмом и наркоторговлей. В начале-середине первого десятилетия нового века российско-иранские отношения двигались в сторону более тесного стратегического сотрудничества. Несмотря на давление со стороны США военно-техническое сотрудничество РФ и ИРИ в начале XXI века гг. динамично развивалось, что способствовало укреплению позиции России в ИРИ.
Во втором разделе была определена динамика развития иранской ядерной проблемы, изучено влияние ядерной программы Ирана на российско-иранские отношения, выявлена роль России в урегулировании иранской ядерной проблемы.
В виду дерзкой позиции Ирана и его бескомпромиссности в переговорах по условиям развития своей ядерной программы российско-иранские отношения во время президентства Д.А. Медведева были ухудшены. Если до 2008 года России удавалось сдерживать международное сообщество от введения жестких санкций в отношении Ирана, то на данном этапе Иран себя не оправдал, и более тяжелые санкции все же были введены. Санкции, направленные против Ирана, негативно сказались на экономической и социальной ситуациях, поставив государство и страну под существенную угрозу. Логическим следствием этого явились смена президентской власти и внешнеполитической линии. Можно сказать, что Роухани удалось сделать значительный шаг к примирению Ирана и остального мира. Конечно, не без стремления к этому Запада. А Россия сыграла ключевую роль в урегулировании иранской ядерной проблемы. В итоге, в июле 2015 года произошло историческое событие. 14 июля Иран и страны «шестерки» достигли соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Тегерана.
В третьем разделе было изучено развитие переговорного процесса по вопросу статуса Каспийского моря.
Отстаивая свои национальные интересы, Москва и Тегеран изначально пришли к разным позициям. Россия, Казахстан, Туркмения и Азербайджан выступили против иранского проекта раздела Каспия на равные сектора (по 20%) между пятью прикаспийскими государствами. Четыре государства поддержали другой проект, по которому длина береговой линии каждого из прибрежных государств должна определить, какая часть Каспия отойдет под национальную юрисдикцию. Совпадающие позиции основных оппонентов - России и Ирана - сегодня сводятся к следующему. Обе стороны подтверждают готовность придерживаться основных положений советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг. В частности, положений о том, что водное пространство является общим для всех прибрежных государств, свободно для мореплавания и что недопустимо присутствие на Каспии вооруженных сил третьих стран. Стороны также согласны, что различного рода разделы на Каспии, касающиеся его акватории и зон природопользования, должны быть минимальными и не ущемлять права и суверенитет прибрежных государств. Для решения правового статуса Каспия 2017-й год стал поистине прорывным: 5 декабря в Москве пять прикаспийских стран достигли консенсуса в вопросе статуса моря. Было объявлено, что подписание общего документа состоится в 2018 году на Пятом Каспийском саммите в Астане. Детали предстоящего договора не были разглашены
В четвертом разделе были выявлены концептуальные различия в подходах Ирана и России к развитию ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока.
Втягивания России и Ирана в дела региона Ближнего и Среднего Востока, в частности, в сирийский конфликт, обусловлены разными мотивами и преследуют разные цели. Принимая это во внимание ожидать формирования постоянного и эффективного альянса между двумя странами не приходится. Вместе с тем благодаря общности подходов к решению ряда проблем диалог между Москвой и Тегераном имеет положительные результаты и в будущем будет только укрепляться, выражаясь на практике в ситуативном сотрудничестве.
В пятом разделе были определены ход и развитие переговоров по сирийскому конфликту, выявлена роль «астанинского» переговорного процесса в разрешении конфликта в Сирии.
Для того, чтобы Россия могла закрепить успехи на сирийском фронте конкретными договорённостями с оппозиционными группами, нужна была переговорная площадка. В формате женевских переговоров это было сделать невозможно. Встречи, которые проходили в Женеве, были достаточно общими и даже философскими, конкретные механизмы для достижения мира не предлагались. Именно Астана стала рабочей для выяснения спорных вопросов: были найдены найти точки соприкосновения между Турцией и Ираном; к переговорам удалось привлечь оппозицию. Астанинская площадка стала первой платформой для заключения реальных договоренностей, меняющих ситуацию в Сирии, и принесла ощутимые результаты в стабилизации обстановки в Сирии. Сторонам удалось договориться о создании зон деэскалации - территорий, где прекращены боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции. А после восьмого раунда переговоров в Астане эксперты выразили мнение, что замена режима Асада больше не является приоритетом для Турции. Владимир Путин не раз отмечал роль Ирана и Турции в урегулировании сирийского кризиса: если бы не позиция президентов этих стран, то «Астанинского процесса просто бы не было: не было бы прекращения боевых действий, не было бы прекращения огня, не было бы создания зон деэскалации».
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования полностью достигнута: были выявлены сущность и динамика развития основных направлений российско-иранского военно-политического сотрудничества в период с 2000 по 2017 гг.
Если говорить о возможных перспективах дальнейших исследований по теме военно-политического сотрудничества России и Ирана, то стоит упомянуть следующие. Ядерная проблематика Ирана: избранный в 2016 году Президент США Д. Трамп настроен резко негативно к заключенному соглашению Ирана со странами «шестерки» и уже изменяет внешнеполитический вектор США в этом направлении, что коренным образом меняет ситуацию. Сирийский конфликт: несмотря перелом в военной расстановке сил внутри Сирии и на плодотворный в переговорах 2017-й год, еще нельзя говорить о наметившемся окончательном всеобъемлющем решении конфликта. Статус Каспийского моря: по итогам встречи министров
иностранных дел прикаспийских государств в Москве в декабре 2017 года было объявлено о достигнутом соглашении о разделе Каспийского моря, подписание которого должно состояться в 2018 году. Однако это еще не означает полного завершения затяжного вопроса о статусе Каспия, и подписание итогового документа может сорваться. Данные перечисленные аспекты говорят о наличии перспектив дальнейших исследований по теме военно-политического сотрудничества России и Ирана.
В первом разделе исследования была дана характеристика взаимодействию двух государств в политической и военной областях в начале XXI века.
Несмотря на все противоречия, неудачи, несогласованность внешнеполитической линии России в 90-х гг., Владимир Путин к 2000-му году унаследовал довольно развитые отношения с Ираном. За 1999-2000 гг. состоялся широкий ряд взаимных визитов высоких чинов. Российско-иранский политический диалог в 2000-е гг. охватывал широкий спектр двусторонних, региональных и международных вопросов, включая проблематику Каспийского моря, Центральной Азии, Закавказья, Афганистана, Ирака, а также борьбы с международным терроризмом и наркоторговлей. В начале-середине первого десятилетия нового века российско-иранские отношения двигались в сторону более тесного стратегического сотрудничества. Несмотря на давление со стороны США военно-техническое сотрудничество РФ и ИРИ в начале XXI века гг. динамично развивалось, что способствовало укреплению позиции России в ИРИ.
Во втором разделе была определена динамика развития иранской ядерной проблемы, изучено влияние ядерной программы Ирана на российско-иранские отношения, выявлена роль России в урегулировании иранской ядерной проблемы.
В виду дерзкой позиции Ирана и его бескомпромиссности в переговорах по условиям развития своей ядерной программы российско-иранские отношения во время президентства Д.А. Медведева были ухудшены. Если до 2008 года России удавалось сдерживать международное сообщество от введения жестких санкций в отношении Ирана, то на данном этапе Иран себя не оправдал, и более тяжелые санкции все же были введены. Санкции, направленные против Ирана, негативно сказались на экономической и социальной ситуациях, поставив государство и страну под существенную угрозу. Логическим следствием этого явились смена президентской власти и внешнеполитической линии. Можно сказать, что Роухани удалось сделать значительный шаг к примирению Ирана и остального мира. Конечно, не без стремления к этому Запада. А Россия сыграла ключевую роль в урегулировании иранской ядерной проблемы. В итоге, в июле 2015 года произошло историческое событие. 14 июля Иран и страны «шестерки» достигли соглашения по иранской ядерной программе в обмен на отмену санкций против Тегерана.
В третьем разделе было изучено развитие переговорного процесса по вопросу статуса Каспийского моря.
Отстаивая свои национальные интересы, Москва и Тегеран изначально пришли к разным позициям. Россия, Казахстан, Туркмения и Азербайджан выступили против иранского проекта раздела Каспия на равные сектора (по 20%) между пятью прикаспийскими государствами. Четыре государства поддержали другой проект, по которому длина береговой линии каждого из прибрежных государств должна определить, какая часть Каспия отойдет под национальную юрисдикцию. Совпадающие позиции основных оппонентов - России и Ирана - сегодня сводятся к следующему. Обе стороны подтверждают готовность придерживаться основных положений советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг. В частности, положений о том, что водное пространство является общим для всех прибрежных государств, свободно для мореплавания и что недопустимо присутствие на Каспии вооруженных сил третьих стран. Стороны также согласны, что различного рода разделы на Каспии, касающиеся его акватории и зон природопользования, должны быть минимальными и не ущемлять права и суверенитет прибрежных государств. Для решения правового статуса Каспия 2017-й год стал поистине прорывным: 5 декабря в Москве пять прикаспийских стран достигли консенсуса в вопросе статуса моря. Было объявлено, что подписание общего документа состоится в 2018 году на Пятом Каспийском саммите в Астане. Детали предстоящего договора не были разглашены
В четвертом разделе были выявлены концептуальные различия в подходах Ирана и России к развитию ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока.
Втягивания России и Ирана в дела региона Ближнего и Среднего Востока, в частности, в сирийский конфликт, обусловлены разными мотивами и преследуют разные цели. Принимая это во внимание ожидать формирования постоянного и эффективного альянса между двумя странами не приходится. Вместе с тем благодаря общности подходов к решению ряда проблем диалог между Москвой и Тегераном имеет положительные результаты и в будущем будет только укрепляться, выражаясь на практике в ситуативном сотрудничестве.
В пятом разделе были определены ход и развитие переговоров по сирийскому конфликту, выявлена роль «астанинского» переговорного процесса в разрешении конфликта в Сирии.
Для того, чтобы Россия могла закрепить успехи на сирийском фронте конкретными договорённостями с оппозиционными группами, нужна была переговорная площадка. В формате женевских переговоров это было сделать невозможно. Встречи, которые проходили в Женеве, были достаточно общими и даже философскими, конкретные механизмы для достижения мира не предлагались. Именно Астана стала рабочей для выяснения спорных вопросов: были найдены найти точки соприкосновения между Турцией и Ираном; к переговорам удалось привлечь оппозицию. Астанинская площадка стала первой платформой для заключения реальных договоренностей, меняющих ситуацию в Сирии, и принесла ощутимые результаты в стабилизации обстановки в Сирии. Сторонам удалось договориться о создании зон деэскалации - территорий, где прекращены боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции. А после восьмого раунда переговоров в Астане эксперты выразили мнение, что замена режима Асада больше не является приоритетом для Турции. Владимир Путин не раз отмечал роль Ирана и Турции в урегулировании сирийского кризиса: если бы не позиция президентов этих стран, то «Астанинского процесса просто бы не было: не было бы прекращения боевых действий, не было бы прекращения огня, не было бы создания зон деэскалации».
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования полностью достигнута: были выявлены сущность и динамика развития основных направлений российско-иранского военно-политического сотрудничества в период с 2000 по 2017 гг.
Если говорить о возможных перспективах дальнейших исследований по теме военно-политического сотрудничества России и Ирана, то стоит упомянуть следующие. Ядерная проблематика Ирана: избранный в 2016 году Президент США Д. Трамп настроен резко негативно к заключенному соглашению Ирана со странами «шестерки» и уже изменяет внешнеполитический вектор США в этом направлении, что коренным образом меняет ситуацию. Сирийский конфликт: несмотря перелом в военной расстановке сил внутри Сирии и на плодотворный в переговорах 2017-й год, еще нельзя говорить о наметившемся окончательном всеобъемлющем решении конфликта. Статус Каспийского моря: по итогам встречи министров
иностранных дел прикаспийских государств в Москве в декабре 2017 года было объявлено о достигнутом соглашении о разделе Каспийского моря, подписание которого должно состояться в 2018 году. Однако это еще не означает полного завершения затяжного вопроса о статусе Каспия, и подписание итогового документа может сорваться. Данные перечисленные аспекты говорят о наличии перспектив дальнейших исследований по теме военно-политического сотрудничества России и Ирана.
Подобные работы
- РОССИЙСКО - ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (2013 - 2017 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Ирано-российские отношения с 2000 по 2018 гг.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Российско-германские отношения на современном этапе (2000-2018 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Российско-американские отношения в ХХI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Российско-германские отношения в постбиполярном мире
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОТНОШЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В РАМКАХ ПОЛИТИКИ «ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» (2002–2022 ГГ.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - СИСТЕМА ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ В ЕВРОПЕ КАК ФАКТОР РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В XXI СТОЛЕТИИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Китайско-иранские отношения в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



