Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обогащение словаря детей в процессе игровой деятельности (Межрегиональный открытый социальный институт(г.Йошкар-Ола)

Работа №38456

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №68» города Йошкар-Ола. В исследование приняли участие старшие дошкольники 6 лет в количестве 20 человек, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Дети составили экспериментальную и контрольную группы – по 10 человек в каждой.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 6
1.1 Онтогенетические аспекты развития словаря 6
1.2 Развитие словаря детей в процессе игровой деятельности 12
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию словаря детей в процессе игровой деятельности 18
2.1 Организация констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 18
2.2 Работа по развитию словаря детей в игровой деятельности 23
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 28
Заключение 34
Список использованных источников 37

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.
На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также средств и форм осуществления данной работы педагогами.
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что недостаточно изучена методика формирования словаря детей.
Цель исследования: изучение процесса обогащения словаря детей в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть развитие словаря у детей в онтогенезе;
- проанализировать методы и приемы обогащения словаря дошкольников в процессе игровой деятельности;
- осуществить диагностику уровня развития словаря детей;
- разработать поэтапный план обогащения словаря детей дошкольного возраста;
- проанализировать динамику развития словаря детей, сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: словарь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития словаря старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если включать его в игровую деятельность дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические – сравнение, обобщение, систематизация, моделирование.
2. Эмпирические – наблюдение, тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №68» города Йошкар-Ола. В исследование приняли участие старшие дошкольники 6 лет в количестве 20 человек, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1. Констатирующий (12.03. – 16.03.2018 г.) - первичная диагностика уровня развития словаря детей, составление плана работы по его обогащению, подбор соответствующих игровых методик.
2. Формирующий (19.03 – 13.04.2018 г.) - проведение мероприятий по обогащению словаря детей в процессе игровой деятельности.
3. Контрольный (16.04. - 21.04.2018 г.) - заключительная диагностика уровня развития словаря детей, сравнение результатов и выявление динамики, оформление соответствующих выводов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
В процессе развития психических процессов, таких как мышление, восприятие, представления, память, увеличения числа контактов с окружающей действительностью, роста сенсорного опыта ребенка, качественных перемен в его деятельности развивается и словарь ребенка, как в количественном, так и в качественном отношении. Слова в лексиконе не являются отдельными единицами, а соединяются между собой посредством различных смысловых связей, создавая сложную систему семантических полей. По этой причине актуальным считается вопрос о формировании лексико-семантической системы в онтогенезе. В процессе развития мышления и речи ребенка, его лексика не только становится богаче, но и систематизируется, упорядочивается.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Этого можно добиться, используя обучающие упражнения, включенные в различные виды игровой деятельности детей, которая в этом возрасте является ведущей.
Для проведения констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста было подобрано три диагностических методики, которые были направлены на обследование пассивного и активного словаря, а также на определение уровня владения обобщающими понятиями. Результаты этого этапа показали, что в сформированности словаря детей экспериментальной и контрольной групп нет принципиальных различий.
Процесс обогащения словаря детей экспериментальной группы в ходе игровой деятельности в процессе формирующего эксперимента осуществлялся в следующих направлениях: обогащение словаря синонимов, развитие атрибутивного словаря, развитие номинативного словаря, обогащение словаря антонимов, развитие предикативного словаря, развитие словаря обобщающих слов.
Результаты контрольного этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что состояние развития словаря детей экспериментальной группы в результате проведения соответствующих мероприятий значительно улучшилось, по сравнению с показателями развития словаря детей контрольной группы, где такая работа проводилась в меньшем объеме. Применение игровых упражнений в ходе занятий, насыщенность ими различных этапов работы, создание игровых ситуаций на всех этапах занятий вызывало огромный интерес к заданиям у детей, оживление, постоянно поддерживало их положительный настрой, повышало мотивацию к обучению. При использовании данных упражнений обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это также объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей экспериментальной группы.
Таким образом, результаты экспериментально исследования подтверждают гипотезу, выдвинутую в настоящем исследовании о том, что процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если включать его в игровую деятельность дошкольников.
Проблема обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день остается актуальной и требует дальнейшего рассмотрения. Результаты данного исследования могут представлять интерес для педагогов и родителей. Для педагогов - возможностью использования полученного в исследовании материала для создания программы обогащения словаря детей дошкольного возраста. Для родителей - возможностью использования полученного в исследовании материала для собственного просвещения по этой теме, для углубления знаний о своем ребенке, его словарном запасе.



1. Белова, Е.С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста / Е.С. Белова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - №1. - С. 136-141.
2. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста / И.О. Болотова // Молодой ученый. - 2016. – №7. - С. 35-38.
3. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. – №1. - С. 41-46.
4. Веракса, А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №1. - С. 56-63.
5. Волокитина, А.Ю. Проект «Играя – познаем мир». Повышение качества игровой деятельности дошкольника / А.Ю. Волокитина, В.Ю. Шишкина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 252-253.
6. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. – №13. - С. 60-68.
7. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие - 4-е изд. / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2015. - 351 с.
8. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Методическое пособие / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.
9. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2017. - 176 с.
10. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности - 3-е изд. / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2017. - 320 с.
11. Комарова, И.В. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И.В. Комарова, Л.С. Половодова // Пермский педагогический журнал. - 2015. – №7. - С. 36-41.
12. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. - 2013. – №5. - С. 112-116.
13. Кудайбергенова, М.Б. Методы развития речи у дошкольников / М.Б. Кудайбергенова, А.А. Умиралиева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. – №6. - C. 24-29.
14. Кулипанова, М.В. Роль дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста / М.В. Кулипанова, Е.Н. Гамова, И.А. Радюкова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. – №8. - С. 71-74.
15. Лылова, Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста: методическое пособие / Л.С. Лылова, С.Т. Васильева, Е.В. Лесных. - М.: Метода, 2015. - 176 с.
16. Маланчук, И.Г. Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека / И.Г. Маланчук // Сибирский психологический журнал. - 2013. – №3. - С. 76-80.
17. Микхиева, Н.Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников: методическое пособие [Текст] / Н.Ю. Микхиева, И.В. Мартин. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 96 с.
18. Нейман, О.В. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста / О.В. Нейман, Я.А. Шаяхметова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы III междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 27 ноября 2014 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 109-111.
19. Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе / А.А. Петрова // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2013. – №1. - С. 112-117.
20. Современное образование: сб. учебно-методических работ / Под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
21. Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема / О.С. Ушакова // Педагогическое образование в России. - 2013. – №12. - С. 5-13.
22. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие / О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2013. - 132 с.
23. Цыганкова, А.В. Психолингвистические основы методики развития речи / А.В. Цыганкова // Специальное образование. - 2013. – №2. - С. 60-67.
24. Шестакова, Н.В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников / Н.В. Шестакова // Концепт. – 2016. – №3. – С. 66–70.
25. Юрченко, Е.В. Инновационные формы речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Е.В. Юрченко, О.И. Баталина // Эксперимент и инновации. - 2015. – №4. - С. 27-30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ