ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕНДЕРА 9
§1.1 Исторические корни гендерной теории 10
§1.2 Современные подходы в гендерной истории 13
§1.3 Обзор историографии по теме исследования 17
§1.4 Специфика «мужских» и «женских» источников личного происхождения 20
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЭПОХИ 25
ПРОСВЕЩЕНИЯ 25
§2.1 Представление мужчин о женщинах ( по источникам личного происхождения) 25
§ 2.2 Представление женщин о природе «женского» 33
§ 2.3 Эволюция гендерной асимметрии на индивидуально - психологическом уровне 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список используемых источников и литературы 51
Эпоха Просвещения знаменует собой рождение новых идей, тенденцию к познанию, возникновению анти-абсолютистских лозунгов и
основ общества. Именно в связи с этим интересно рассмотреть представление о женщине с разных точек зрения (исходя из того, что выражали мыслители-мужчины в переписке, мемуарах относительно женщин и как характеризовали себя женщины). Такой подход даёт нам возможность
реконструировать по большей части характер представления о женщине на различных уровнях, как на уровне личностно-повседневном, так и идейном.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что всё ещё является очень проблемным вопрос о властных структурах, а в
данном случае - именно характер изменений на микроуровне, к которому относится репрезентация женского в мужских и женских представлениях.
Также важным моментом является то, что подобный подход к исследованию достаточно нов. Начинала разрабатываться данная тема в
научных кругах Франции с 1980, с этого момента возникло множество монографических исследований по гендерной проблематике в исторической науке в целом и по истории раннего Нового времени в частности.
Дипломная работа основывается на источниках личного происхождения. Первая группа источников представлена мемуарами: Армана
Луи де Лозена «Записки герцога Лозена», которые охватывают период с 1744 по 1783 и заканчиваются описанием второго путешествия в Северную Америку ; мемуары Пьера Бомарше (1773—1774) , беспощадно разоблачающие нравы современного ему судопроизводства и в частности 1
Зайцева Т.И. Развитие гендерных исследований в свете истории раннего Нового времени. // Вестник Томского государственного университета. 2011.
3содержащие рассказ о событиях предреволюционной эпохи; «Записки
палача, или Политические и исторические тайны Франции» Анри Сансона,
казнившего Людовика XVI и многих деятелей Французской революции. Его
записи дают достаточно интересное описание французского общества; ЖанЖак Руссо «Исповедь» пишет о своём детстве и более позднем времени (1765
- 1767 гг.) ; «Мемуары» Манон Ролан описаны времена её детства,
воспоминания доведены до 1793, «Заметки» Пьера Жермен Гато,
служившего при якобинцах в Администрации продовольствия и снабжения
армии. Робеспьер Ш, самый знаменитый деятель Французской Революции,
написал «Воспоминания», в которых дано яркое описание событий той эпохи.
Вторая группа источников - это эпистолярное наследие представителей эпохи Просвещения, в большинстве своём использованы женские источники:
Письма Госпожи Жанлис о знакомстве с Жан-Жаком Руссо, «Письма к госпоже Каландрини», написанные Шарлоттой Аиссе, они содержат
множество интересных сведений о жизни французской аристократии эпохи Регентства; Тайная переписка королевы Марии Антуанетты и графа Ганса Акселя фон Ферсена, Мари де Севинье «Письма господину де Помпонну о
процессе Фуке» дают нам представление о эпохе правления Людовика XIV.
Третья группа источников - это произведения деятелей французского Просвещения по женской тематике представлены Сен-Жюстом в работе
"Республиканские установления" которые представляют собой частью подготовительные заметки для нового теоретического сочинения, наброски для осуществленных и неосуществленных публичных выступлений,
предполагаемые законопроекты и просто записи мыслей относительно будущего Республики.
Историография по теме исследования представлена двумя группами работ. Первая группа работ - это теоретические труды по гендерной истории,
а именно работы специалиста по истории Франции и гендерной истории Джоан Скотт2 которая внесла важный вклад в развитие данного научного направления, Бояриновой П.А 3, Зайцевой Т.И4 и других.
Вторая группа работ включает в себя исследования по истории женщин во Франции периода XVIII вв. Д. Годино5, она изучила степень участия женщин в революции 1789 г. Исследовательница В. Наум-Грапп которая
описывает отношение к красоте, существовавшее в эпоху Просвещения.
Вопросы по женской и гендерной истории, относящиеся к высшему свету Франции (beau monde) затрагивают в своих работах В.В. Шишкин и А.А. Котомина. Гиерарши Вильям7
демонстрирует эволюцию положения женщин
в истории Франции в сфере политического.
Также стоит упомянуть работу «История любви в истории Франции» в 10 томах Бретона Ги, который отводит большую роль женщине в жизни королевского двора. Работа Джоан Келли , даёт нам представление о возможности хронологического разделения истории, включающей изменение женской среды. Хотелось бы особенно отметить работу Джоан Ландес , которая опровергла утвердившееся в своё время представление о том, что влияние Великой французской революции на женщин носило раскрепощающий характер. Необходимо вспомнить Жоржа Дюби, Мишеля Перро, исследовавших обширный список всевозможных источников, охватывающих период эпохи Просвещения. Способствуют пониманию отношений к женщинам во времена Французской революции работы Хилари Мэнтел.
Объект исследования: Французское общество XVIII века.
Предмет исследования: Репрезентация женского по источникам личного происхождения во Франции в эпоху Просвещения и Французской
революции XVIII века.
Цель: Показать эволюцию представлений мужчин и женщин о природе женского в эпоху Просвещения во Франции на основе источников личного происхождения.
Задачи:
1. Выявить гендерную асимметрию на индивидуальнопсихологическом уровне;
2. Рассмотреть представления женщин о самих себе;
3. Показать представления мужчин о женщине;
4. Изучить исторические источники по «женской» тематике (мемуары и письма женщин и мужчин одной социальной группы - высшего дворянства).
Хронологические рамки исследования включают в себя период с 1715 по 1799 г. Именно в это время возникла новая волна раскрепощённости,
наблюдался рост оппозиционной литературы, становятся уместными парадоксы, остроты, афоризмы, любовные стихи и любовные романы,
саркастические насмешки по поводу всего, даже в отношении религиозных и национальных святынь, пренебрежение которыми при людовике XIV могло стоить жизни. Это время «придворных вольнодумцев», появления новых идей и нового отношения к женщинам в интеллектуальной среде, расцвета женских салонов и масонских лож, в которые допускались и женщины (в
1740-х, среди высшей аристократии, возникла самобытная форма франкмасонства, допускавшая членство и мужчин, и женщин в ложах, и известная под названием «адаптивное масонство». Оно довольно широко распространилось в провинциях и его великим мастером стала герцогиня Бурбон-Конде, сестра герцога Шартрского).
Последняя дата относится к концу Французской революции и принятию новой конституции 1799 (Конституция VIII года Республики),
6созданной при участии Наполеона Бонапарта. Именно с этого момента происходит окончательное «ужесточение» в отношении статуса женщин в частной и общественной жизни и изменения в представлениях о природе
«женского». Хотя первые шаги в направлении к этому происходят уже в период принятия Конституции 1791 года, которая отказала женщинам в избирательном праве.
В выпускной квалификационной работе широко используются следующие методы исследования. В связи с тем, что общественно-историческое развитие носит системный характер т.е процессы имеют причинно-следственную связь и также функционально связаны, мною
использован историко-сравнительный метод. Историко-типологический метод был применён при определении основных направлений общественной мысли в эпоху Просвещения и представлений мужчин и женщин о том, что
являет собой женщина. Одна из задач моего исследования - проследить трансформацию представлений, и в данном случае невозможно обойтись без историко-генетического метода. Индукция - в её рамках анализировались
расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах.
Биографический метод был применён при анализе используемых источников, имеющих личный характер.
Научная новизна работы заключается в привнесении нового аспекта разработки данной темы, а именно, анализа источников личного происхождения на индивидуально-психологическом уровне, исходя из гендерной теории на примере Франции XVIII века.
Структура выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
Первая глава раскрывает теоретические основы гендерной теории и знакомит с историографией по теме исследования. Это необходимо, поскольку без понимания специфики данного аспекта изучения невозможно в полной мере оценить обоснованность подобного подхода к предмету исследования. Вторая глава имеет практический характер и показывает репрезентацию представлений о женщине на двух уровнях, женском и мужском, базируясь на источниках личного происхождения.
В заключении подводятся итоги исследования, представлены окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Зародившаяся в Англии эпоха Просвещения в полной своей силе оказала влияние на историю Франции, где в XVIII веке активно развивалась общественная жизнь, остро стояли вопросы социально-экономического и политического характера которые требовали решения. Изменение положения женщин в обществе XVIII века — не было присуще только одной стране. По большей части возникновение женской инициативы характеризовало эпоху в целом в Европейском регионе. Женщины получают надежду на возможность интеграции в общество в качестве равнозначных с мужчинами субъектов. Ранее юридическое бесправие, подкреплённое религиозным мировоззрением, претерпели кризис в связи с установлением догмата рациональности, но та же самая рациональность привела Просветителей к мысли о своеобразной природе женщин, отличной от мужской. Физиологическое и эмоциональное отличие от мужчин воспринимались как природные, последние в свою очередь стали нормироваться и начало утверждаться представление о нормальном и ненормальном. Это привело к новому «обоснованному разумными основаниями» представлению о второстепенности женщин, их особой предназначенности, заложенной природой. Представления мужчин о женщине и женщин о себе претерпевали череду изменений в XVIII веке, точно проанализировать которые мы смогли благодаря изучению источников личного происхождения. Они дают нам хороший материал для понимания мировоззрения и предрассудков людей во Франции эпохи Просвещения.
Основанием для конструирования «женского», в данном случае, является гендерный подход. Данная тема исследования нова и во Франции
начала развиваться в 1980-2000-е гг. Недостаточное количество переведённых источников личного происхождения в России, вместе с отсутствием свежих переизданий некоторых работ делает данное исследование актуальным.
В этой связи заслуживает пристального изучения наметившаяся тенденция гендерной истории относительно эволюции представлений мужчин и женщин о природе женского в эпоху Просвещения во Франции на основе источников личного происхождения. Внимание автора к изучению репрезентации женского по источникам личного происхождения во Франции в эпоху Просвещения и Французской революции вызвано потребностью практического применения подходов, характерных для гендерной истории. Масштаб и количество исследований по гендерной тематике с очевидностью указывают на то, что к сегодняшнему дню гендерный подход прочно укоренился в науке и помог не только определить разницу в ролях, статусах, стереотипах и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но и проанализировать доминирующие установки в представлениях, утверждённые в обществе через гендерные роли и отношения.
После рассмотрения теоретического материала по гендеру и историографии по теме исследования установлено, что гендерный подход - это ключевая категория, служащая основанием для практического исторического исследования.
На основании изученных источников была выявлена структура гендерных отношений эпохи Просвещения с её эволюционным характером и сделаны следующие выводы:
1. Выявлена гендерная асимметрия на индивидуально-психологическом уровне, которая, как оказалось, присутствует на всём протяжении века. На этом уровне происходило изменение только в восприятии неравенства женщинами, начиная от неосознанного согласия с этим в период господства Галантного века, до бунтарства, проявившегося в период Французской революции и отчаянного принятия своего положения в послереволюционное время. Все эти насыщенные событиями этапы полно отражаются в женских источниках, но не в мужских. Последние часто упоминают женщину в качестве объекта любви, желания и чего-то чуждого мужскому миру.
В качестве дополнения показана эволюция культурно-символических образов, с которыми идентифицировали себя женщины, выявлено, что в XVIII веке они претерпевали изменения и имели чёткую связь с историческими процессами. Становились популярными женщины- предводительницы, возникало желание героизации женщин со стороны самих представительниц этого пола.
2. Рассмотренные представления женщин о самих себе, было замечено, что при описании других женщин присутствовал момент конкуренции и отсутствие консолидации, что выразилось в ироничных замечаниях авторов. Начинают вырисовываться самодостаточные представления о своём общественном положении, статусе в государстве и в целой модели патриархального устройства. Развивается субъективная составляющая в миропонимании женщины в эпоху Просвещения.
3. Показаны представления мужчин о женщинах. Оказалось, что представления мужчин и их отношения к женщинам разнообразны и зависели от особенностей личности и окружения, которое устанавливало норму. Некоторые из мужчин пытались приблизиться к пониманию маскулинности и фемининности, другие не желали никаких изменений и довольствовались тем, что есть, а меньшинство стремилось к минимизации половой диспропорции. Но несмотря на всё это, они не могли выйти за рамки патриархальных представлений. Сдерживала всё это медленно поддающаяся изменениям социальная модель «нормы» и иерархичная система.
4. Изучены исторические источники по «женской» тематике (мемуары и письма женщин и мужчин одной социальной группы). Выявлено, что мужские тексты воспроизводят традиционные стереотипы о мужественности, женские-либо следуют патриархальному дискурсу, либо сознательно отвергают его как подавляющий женское, либо узурпируют мужские стереотипы.
Стоит сказать, что проведенное исследование открывает перспективу дальнейших изысканий по Французскому обществу XVIII в.в., связанных с «конструированием женского», а программное использование гендерного подхода к источникам, в свою очередь, помогло бы выявить различное соотношение «мужского» и «женского» в культуре Франции XVIII столетия, увидеть полоролевые стереотипы, характерные для культуры той эпохи.
1. Мадам де Севинье. Письма. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. -
304 с.
2. Тайная переписка королевы Марии Антуанетты и графа Ганса Акселя фон Ферсена
3. Memo ires particuliers de Mme Rolland suivis des notices historiques sur la revolution, du portrait et anecdotes et des demiers ecrits et dernieres pensees, par la meme; avec avant-propos et notes, par M. Fs. Barriere.
4. Письма к госпоже Каландрини: [перевод с французского] / Аиссе ; изд. подгот. А. Л. Андрес, П. Р. Заборов ; Акад. наук СССР. - Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1985. -223
5. Олимпия Де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки»
6. Знакомство Госпожи Жанлис с Жан-Жаком Руссо. // Вестник Европы, Часть 12. № 21-22. 1803
7. Юдри-Мено Ж. Женщина / Гюдри-Мено (Hudry Menos) ; пер. с фр.
О.В. Григорьевой ; под ред., с доп. и предисл. В.В. Битнера. - Санкт- Петербург : В.В. Битнер, 1903 (2017). - 64 с.
8. Жан-Жак Руссо, Исповедь. М., «Аст»; «Полиграфиздат», 2011 г. -
736 с.
9. Лозен, А.Л. Записки герцога Лозена / пер. с фр. В.А. Магской. СПб., 1907. - 140 с.
10. Бомарше, П. О. Драматические произведения. - Мемуары. / П. О. Бомарше; пер. с франц., вступ. статья и примеч. Л. Зониной; ил. Ю. Игнатьева. -М. : Худож. лит., 1971. - 543 с.
11. Робеспьер, Ш. Воспоминания / Ш. Робеспьер: пер. с фр. Е.Л Овсянниковой. -Л.: Гос. изд-во, 1925. - С. 47-48.
12. «Записки палача, или Политические и исторические тайны Франции.» Г. Сансон
13. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»
14. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: в Зт. Т. 1.-М.: ГИХЛ, 1961.-852 с.
15. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6. - С. 123-125.
16. Антонова Н.В. Природа гендерной маргинальности: опыт системного анализа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Социально-гуманитарные науки". — 2013. — № 2. — Вып. 13. — С. 141144.
17. Антонова Н.В. Репрезентация гендерной маргинальности в культуре как философско-антропологическая проблема // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Социально-гуманитарные науки". — 2012. — № 10. — Вып. 18. — С. 170-174.
18. Бояринова П.А. Новые направления в гендерной истории // Гендерные исследования в гуманитарных науках: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф-Новосибирск: СибАК, 2015. —№ 3. —С. 51-57
19. Будде Г.-Ф. Пол истории // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские исследования. Сборник статей / под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. Вып. 1. - М., 1999. - С. 140.
20. Зайцева Т. И. Развитие гендерных исследований в свете истории раннего Нового времени // Вести. Том. гос. ун-та. 2011. № 343. С. 95-98. 99102.
21. Котомина А.А. Три историка, писательница, ее любовник и его пись-мо [О письме Маргариты Наваррской 1521 г.] // Текст в гуманитарном знании: [Мат. межвуз. науч. конф. 22-24 аир. 1997, Москва] / РГГУ. М., 1997. С. 70-73.
22. Минец Д.В. «Мужское» и «женское» в аспекте коммуникативного стиля автодокументальных женских текстов: способы и модели саморепрезентации // Вестник НСО. Сборник статей по итогам второй межвузовской студенческой конференции «Интеллектуальное будущее Вологодского края» 11-13 ноября 2008 г. - Вологда: ВГПУ, 2009. - С. 41 - 49.
23. Пушкарева Н.П. Гендерная методология в истории // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М.: Академия, 2002.
24. Пушкарева Н.Л. От «his-story» к «her-story»: рождение исторической феминологии // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М.: ИВИ РАН, 2001. Выл. 1.
25. Пушкарева Н.Л. Предмет и перспективы гендерного подхода в исторических науках. Пол и гендер в науках о человеке и обществе. Материалы работы по проекту «Интеграция гендерных исследований в преподавание ба- зовыз социально-гуманистарных дисциплин высшей школы». Ред. В. И. Успенская. Тверь, Феминист-пресс, 2005. С. 18
26. Репина Л.П. История женщин и гендерные исследования: От социальной к социокультурной истории // С. 153-223.
27. Репиной Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина исторического прошлого. Очерки. Хрестоматия. М.: РОССПЭН, 2002.
28. Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Гендерные исследования, № 5 (2/2000): Харьковский центр гендерных исследований. С. 142-170.
29. Темкина А.А., Здравомыслова Е.А. (2017) Интерсекциональный поворот в гендерных исследованиях. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(5): 15-38.
30. Успенская В. И. Женские салоны в Европе XVII-XVIII веков // Женщины. История. Общество. Сб. научн. ст. под общ. ред. В. И. Успенской. Выл. 2. Тверь, 2002. С. 171-199
31. Эрих-Хэфели В К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе XVIII века: психоисторическая значимость героини Ж.-Ж. Руссо Софи / пер. с нем. Н. Носовой // Пол. Еендер. Культура. Немецкие и русские исследования. - М.: Изд. центр РЕЕУ, 2009. - С. 61-109
32. Батлер Джудит. "Психика власти: теории субъекции." — Харьков: ХЦЕИ; СПб.: Алетейя, 2002. - 168 с.
33. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории: сб. ст. ; ред. И.С. Кон. М.: Прогресс, 1977. - 336 с
34. Бретон Е. Истории любви в истории Франции. Книга 3 [т.5-6]: КРОН-ПРЕСС; 1993
35. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Пер. с англ. М., 1995
36. Введение в гендерные исследования: Учеб, пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.; Под общ. ред. И. В. Костиковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. С.8-25.
37. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Астрель, 2012. - 512 с.
38. Деррида, Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. — М.: Ad Marginem, 2000. — 512 с.
39. Документы истории Великой французской революции. В 2-х т. Т. 1 / отв. ред. А.В. Адо / А. В. Адо, Н. Н. Наумова, Л. А. Пименова и др. — Изд-во Моек, ун-та Москва, 1990. — 528 с.
40. И. Кант. Ответ на вопрос: что такое просвещение? 1784. (Кант, Иммануил. Собр.соч. в 8 тт. М.: Чоро, 1994. Т. 8. С. 29-37.
41. История женщин. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / Под ред. Н.З. Дэвис, А. Фарж; Пер. с англ. Н.Л. Пушкаревой. СПб.: Алетейа, 2008.
42. История женщин на Западе - в 5-ти томах - Том 3 - Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения; под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро; под ред. Н. Земон Дэвис и А, Фарж; науч. ред. перевода Н, Л, Пушкарева. СПб.: Алетейя, 2014.-560
43. Коннел Р. Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика / авториз. Пер. Т.Барчуновой ; науч.ред. пер. И. Тартаковская ; подготовка русской версии примечаний и библиографии О. Ечевской. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 432
44. Келли Дж. Женщины, история и теория // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». М.: Б. и., 2001.
45. Мижуев, П. Г. Образование во Франции: низшее, среднее и высшее / П. Г. Мижуев. СПб. : Паровая скоропечатня «Восток», 1900. 203 с.
46. Морозова Е. Шарлотта Корде. — М.: Молодая гвардия, 2009. — С. 78.
47. Наум-Ерапп В. Красивая женщина // История женщин на Западе. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. СПб.: Алетейа, 2008.
48. Сологуб-Чеботаревская А. Женщина накануне революции 1789 г. Петроград, 1922. С. 86, 89.
49. Серебрякова, Е.И. Женщины эпохи Великой французской революции. -М.: Советский писатель, 1964. - С. 189.
50. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918
[Текст]/пер. с англ. Е. Незлобиной; Гос. Ун-т- Высшая школа экономики - М.: Изд. дом Гос. ун-т- Высшей школы экономики, 2011
51. Фурье Ш. Новый любовный мир. Фрагменты // Трактаты о любви. - М.: ИФ РАН, 1994. - С. 32-51.
52. Фуко М. Другие пространства// Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью М. Фуко: в 3 ч. М.: Прак- сис, 2006. - 384 с.
53. Фуко Мишель - История сексуальности - 1- Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности. Составление, перевод с французского, комментарий и послесловие Светланы Табачниковой. Общая редакция А.Пузырея . Работы разных лет. Пер. с франц,- М., Касталь, 1996,- 448 с.
54. Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.— М., Касталь, 1996.— 448 с.
55. Шишкин В.В. Мужчины в доме французской королевы XVI-XVII века // Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда / Под ред. Н.А. Хачатурян. М.; СПб.: Алетейя, 2001. Вып. 1.
56. Шартье Р. История сегодня: сомнения, вызовы, предложения // Одиссей. Человек в истории. 1995. М.: Наука, 1995. С. 201-202
57. Эмма Адлер «Знаменитые женщины Французской революции: 1789-1795 гг.» Перевод с немецкого Казимира Казимировича Богдзевича. М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова. 1907. 303 с.
58. ‘A Little Learning’? The Curriculum and the Construction of Gender Difference in the Eong Eighteenth Century MICHELE COHEN
59. Boon, Sonja. "Performing the Woman of Sensibility: Suzanne Curchod Necker and the Hospice De Charite". Journal for Eighteenth-Century Studies. 32 (2) .
60. Bourdieu P. Remarques sur T«Histoire des femmes en Occident» // Femmes et histoire / Sous la dir. G. Duby, M. Perrot. P.: Plon, 1993. C. 63-66
61. Claude HABIB, Galanterie francaise, op. cit., chap. III. L'age galant: instauration, signification, p. 137 et s.
62. Dupaquier J. Histoire de la population frangaise. Paris, 1975
63. Darmon P. Mythologie de la femme dans l’Ancien France. XVI-XVIII siecles. P.: Editions du Seuil, 1983.
64. Femmes et histoire / Sous la dir. G. Duby, M. Perrot. P.: Plon, 1993.
65. Flandrin J.-L. Le sexe et Occident: evolution des attitudes et des comportements (XV-XVIII siecles). P.: Editions du Seuil, 1981.
66. Godineau D. Les femmes dans la societe franfaise 16e-18e siecle. P.: Armand Colin, 2003.
67. Gueraiche William. Les femmes et la Republique. Essai sur la reparition du pouvoir de 1943 a 1979. - Paris. : Les Ed. de FAtelier, 1999.
68. Histoire des femmes en Occident / Sous la dir. G. Duby, M. Perrot P.: Plon, 1991-1992. Vol. I-V.
69. Havelkova H. A Few Prefeminist Thoughts / Gender Politics and PostCommunism. Reflection from Eastern Europe and the Former Soviet Union. New York-London, 1993.
70. James F. McMillan, France and Women. 1789-1914, Gender, Society and Politics, Londres/New York, Routledge, 2003
71. J.-J. Rousseau. Contrat social, ed. E. Dreyfus-Brissas. Paris, 1903
72. Scott, Joan W. (2005), "French universalism in the nineties", in Friedman, Marilyn (ed.), Women and citizenship, Studies in Feminist Philosophy, Oxford New York: Oxford University Press, pp. 35-51
73. Kimmel M.S. The Contemporary «Crisis» of Masculinity in Historical Perspective // The Making of Masculinities: The New Men's Studies / Ed. by H. Brod. Boston, 1987.
74. Landes J. Women and the Public Sphere in the Age of the French Revolution. Ithaca—N.Y., 1988.
75. Love Letters of Famous Man and Women / ed. J. T. Merydew. - Re- mington&Co (London), 1888.
76. Loupes P, Chapitres et chanoines de Guyenne aux XVIIe et XVIIIe siecles. In: Annales. Economies, societes, civilisations. 42e annee, N. 1, 1987. pp. 157-158;
77. Loupes P, L'Apogee du catholicisme bordelais. 1600-1789. In: Histoire, economic et societe, 2004, 23e annee, n°l. Les espaces du Saint-Empire a l'epoque modeme. pp. 153-154;
78. Les Cahiers du feminisme. P., 1989. № 49. P. 9.
79. Michel Foucault. Folie et Deraison. Histoire de la folie a Г age Classique, Paris, Librairie Plon, s.d. (1961), XI-672 p.
80. Marks E., de Courtivron I. New French Feminism. An Anthology. New York, 1996. P.6.
81. Order and Disorder in Early Modern England / Eds. by A. Fletcher, J. Stevenson. Cambridge, 1995. Ch. 4.
82. Susan G. Bell, Karen M. Women, the Family, and Freedom: 1750-1880. Offen Stanford University Press, 1983
83. Eric SUIRE, La Saintete franfaise de la Reforme catholique (XVI-XVIII siecles d'apres les textes hagiographiques et les proces de canonisation), Pessac, Presses Universitaires de Bordeaux, 2001, 507 p.