Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Глоссарий 3
Перечень условных обозначений, смысловых единиц 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Определение понятия эмоционально-волевой сфера в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития эмоционально-волевой сферы в норме у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
Выводы по I главе 18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 18
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
2.2. Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, причины и особенности 19
Выводы по II главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие эмоционально-волевая сфера в психолого-педагогической литературе;
- выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы в норме у детей дошкольного возраста в онтогенезе;
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- проанализировать особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, причины и особенности.
Теоретико-методологическая основа. Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития являются одной из актуальных задач и проблем в педагогике и психологии. Изучением этой проблемы интенсивно занимались отечественные ученные: А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин а также зарубежные: Э. Клапаред, В. Франкл, Ж.П. Сартр и др.
Методы исследования: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Таким образом, эмоционально-волевая сфера характеризует содержание, качество и динамику эмоций, чувств и волевых особенностей человека. Содержательные аспекты эмоциональности находят отражение в явлениях и ситуациях, особо значимость для субъекта. Они связаны с базовыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивации, мировоззрением, ценностными установками, разумным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы находят выражение в способностях человека, которые проявляются в самодетерминации и регуляции им собственной деятельности и различных психических процессов. Основными функциями воли являются: выбор целей и мотивов, регуляция побуждения к действиям при недостатке или избытке их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
Период дошкольного детства является наиболее важным периодом развития эмоциональной сферы дошкольников, именно в этот период закладываются все основные эмоции, с которыми человек будет жить на протяжении всей жизни. На 2-м году жизни ребенок способен испытывать такие эмоции, как радость, любовь, страх, обида и т.п. В конце 3-го года жизни можно отметить и понимание комического детьми - в этот период у них появляется чувство юмора. Происходит это в результате возникновения необычной комбинации знакомых ребенку предметов и явлений. От 2-х до 4-х лет у ребенка начинает формироваться и моральные переживания. Дети этого возраста больше сопереживают ребенку, потерявшему мать, пушистым цыплятам и зверятам. С трехлетнего возраста ребенка к врожденным эмоциям добавляются эмоции самосознания (зависть, эмпатия). Начиная с 5-летнего возраста, у детей способность различать истинные проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к 6 годам, однако лучше он распознает отрицательные эмоции.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка с ЗПР имеют характерные особенности возрастных проявлений. Определенные поведенческие характеристики могут быть ранним проявлением эмоциональных расстройств. Дошкольный возраст является важным этапом психического, физического и личностного развития, благодаря которому формируется будущее ребенка, его характер, нравственные и моральные качества. Одной из важных задач дошкольного учреждения развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, научить сдерживать эмоции, контролировать агрессию, наладить коммуникационный процесс со взрослыми и сверстниками, а также воспитать всесторонне развитую личность.
По развитию эмоционально - волевой сферы у дошкольников с ЗПР была направлена на развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР, формирование навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, профилактику агрессивного поведения. Таким образом, правильно организованная работа по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР, положительно повлияла на психическое состояние, коммуникативную деятельность и личностное развитие детей данной категории.
1. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М.: «Когито-Центр», 2014. - 47 с.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. - М.: «Педагогика», 2015. - 144 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, Москва. Педагогика-Пресс, 2015. - 390 с.
4. Громова, Т. В. Страна эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка [Текст] / Т. В. Громова. - М.: Перспектива, 2013. - 48 с.
5. Дашкевич, О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. д-ра психол. наук [Текст] / О.В. Дашкевич М.,2013. - 48 с.
6. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. - М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - 336 с.
7. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития [Текст]: подготовка к школе / О. А. Журбина, Н. В. Краснощекова.- Ростов - на - Дону: Феникс, 2016. - 157 с.
8. Изард, К. Е. Психология эмоций [Текст] / К. Е. Изард. - СПб.: Питер, 2015. - 327 с.
9. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
10. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб., 2014. - 209 с.
11. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Издательство Московского университета, 2015. - 197 с.
12. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский. - М.: Просвещение, 2015.- 145 с.
13. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина - М.: Просвещение, 2016. -145 с.
14. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина - СПб.: Речь, 2014. - 352 с.
15. Мамайчук, И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции [Текст] / И. И. Мамайчук. - СПб.: СпбГУ, 2013. - 168 с.
16. Маркова, Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: методическое пособие / Л. С. Маркова. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 160 с.
17. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития [Текст] / И. Ф. Марковская. - М.: Компенс-центр, 2013. - 198 с.
18. Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / М. С. Певзнер, Т. А. Власова. - М.: Просвещение, 2013. - 190 с
19. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию [Текст] / К.Р. Роджерс. М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
20. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я.Рейковский М., 2014. -143 с.
21. Рудик, П.А. Воля и ее воспитание [Текст] / П.А.Рудик М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн, СПб., 2016. - 150 с.
23. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. [Текст] / Е. О. Смирнова - СПб.: Питер, 2013. - 178 с.
24. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Текст] / Е. О. Смирнова - СПб.: Питер, 2015. - 125 с.
25. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. С. Слепович.- М.: Педагогика, 2016. - 96 с.
26. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Соколова. - М.: Сфера, 2016. - 318 с.
27. Стернина, Т. З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития [Текст] / Т. З. Стернина // Дефектология. - 2012. - № 3. - С.8-11
28. Черникова, О.А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена [Текст] / О.А.Черникова, О.В. Дашкевич М., 2013. -194 с.
29. Ульенкова, У. В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностическо - коррекционных групп в дошкольном учреждении [Текст] / У. В. Ульенкова, Е. Н. Васильева // Дефектология. - 2016. - №5. - С. 23-26.
30. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебнометодическое пособие / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2014. - 68 с.