Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке инвалидов и маломобильных групп населения (Тюменский Государственный Университет)

Работа №38306

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
520
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - г. Нижневартовск (муниципальное образование ХМАО-Югры).
В работе рассмотрены показатели социального обеспечения по г. Нижневартовску за 2015-2017 годы.
Также есть доклад и презентация к нему.


Степень благополучия общества в целом определяется высоким уровнем жизни населения. Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, однако общественное сознание еще не в полной мере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом и экономическом, но и в социальном направлении. В то же время правовая база, охватывающая вопросы социального обеспечения населения продолжает развиваться и расширяться. Более того, законодательная власть уделяет все больше внимания проблемам оптимизации социальной политики в отношении граждан с ограниченными возможностями (инвалидов) путем принятия и реализации различных целевых программ федерального, регионального и муниципального уровней. Одним из основных этапов реализации таких программ является оценка их эффективности в соответствии с выделенными критериями, а также оценка самих критериев с точки зрения их связи с реальным положением дел и практической ценностью. К примеру, в рамках действующей сегодня масштабной федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы» были выделены шесть показателей эффективности, часть из которых выполняется даже с опережением плана. Однако в реальности положение инвалидов и других маломобильных групп населения остается чрезвычайно тяжелым, что, среди прочего, требует разработки новых подходов к подбору итоговых критериев.
Сказанное выше объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Целью работы является анализ и оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке инвалидов и маломобильных групп населения на примере города Нижневартовска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть сущность и основные направления государственной политики РФ в области поддержки инвалидов и маломобильных групп населения;
 проанализировать современную законодательную базу и государственные программы по поддержке инвалидов и маломобильных групп населения в РФ и в г. Нижневартовске;
 выявить проблемы эффективной реализации целевых программ по поддержке инвалидов и маломобильных групп населения в РФ и в г. Нижневартовске, обозначить пути их преодоления.
Объектом исследования выступают целевые программы по поддержке инвалидов и маломобильных групп населения в РФ.
Предметом исследования является эффективность целевых программ по поддержке инвалидов и маломобильных групп населения в РФ и г. Нижневартовске.
Теоретическую базу исследования образуют законодательные акты РФ, формирующие правовую основу социальной политики государства (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральная целевая программа «Доступная среда на 2011-2020 годы» и др.), а также труды отечественных авторов в области социальной защиты, муниципального управления, гражданского, бюджетного и финансового права РФ (С.В. Великанов, В.И. Шарин, П.Д. Павленок и др.).
В качестве методов исследования выступают традиционный анализ научной литературы, анализ источников, наблюдение, описание, сравнение, методы математико-статистического анализа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит конкретные рекомендации по совершенствованию организации социальной поддержке инвалидов и маломобильных групп населения в РФ, которые могут использоваться специалистами государственных и муниципальных органов управления в рамках программно-целевого подхода.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной социальной политики, которое в значительной мере определяет уровень социального благополучия в стране, является поддержка людей с ограничениями жизнедеятельности, или ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то есть: 1) инвалидов – лиц с нарушениями здоровья, которые сопровождаются стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты; 2) маломобильных групп населения, прежде всего: людей с временными нарушениями здоровья, то есть лиц с временным нарушением функций органов и (или) систем, не признанные инвалидами; пожилых людей старше трудоспособного возраста, то есть женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет.
Согласно данным Организации Объединенных Наций (ООН), в мире насчитывается 650 млн. людей с инвалидностью, что составляет примерно 10 % основной части населения. По данным федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 января 2018 года в Российской Федерации насчитывалось более 12,2 млн инвалидов, в том числе 636 тыс. детей-инвалидов, то есть порядка 9% всего населения страны. По оценке ВОЗ, Россия в настоящее время находится на 70-м месте в мире по финансированию здравоохранения и на 130-м месте по его эффективности.
В последние годы в рамках социальной поддержки и защиты населения нашей страны реализуется большое количество различных национальных проектов и целевых программ. Часть из них предназначена для повышения качества жизни инвалидов. Решению проблем интеграции инвалидов и других маломобильных групп населения в общество посвящена утвержденная Правительством РФ программа – «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
Разработчики программы поставили перед властными структурами и обществом следующие задачи:
1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов, равные по сравнению с остальным населением.
3. Обеспечить рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем их обучения, переквалификации и повышения профессионального уровня, создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.
Общий бюджет финансирования программы составляет 411 607 482 тыс. рублей, из которых в 2017 г. на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 47 448 769,1 тыс. руб., а в 2018 год будет выделено еще 50 764 059,5 тыс. руб.
Для обеспечения эффективной реализации прав инвалидов г. Нижневартовска, преодоления барьеров доступности к транспортным средствам, жилью, учреждениям спорта, культуры и досуга, а также для общего повышения качества и уровня их жизни, в муниципальном образовании был принят целый ряд нормативных правовых документов, включая Постановление Администрации города от 30.09.2014 №1949-р «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы».
В нее было включено 127 объектов, требующих к себе первоочередного внимания. При этом за 2017 год в рамках программы были завершены работы по капитальному ремонту здания МБОУ СШ №29 с устройством лифта. Одновременно были приобретены подъемное оборудование (ступенькоход) в 17 школ и 3 детских сада, сменные инвалидные коляски в 1 школу и 3 детских сада, временные пандусы в 6 школ, система вызова помощи для инвалидов в 28 школ, подъемные устройства для инвалидов в бассейн, ширма УФ облучатель, инфракрасный термометр в спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпия». Кроме того, выполнены поставка и монтаж универсальных индукционных систем для инвалидов по слуху в здании администрации города, работы по капитальному ремонту входной группы с устройством приспособлений для свободного передвижения маломобильных групп населения к административным помещениям по адресу ул. Омская 4А. На реализацию основных мероприятий программы за счет всех источников израсходовано 17,5 млн. руб., то есть 100% от годового объема финансирования.
Однако на начало 2018 г. только треть (30,9%) из 110 образовательных учреждений города были лишь частично доступны для детей-инвалидов, а остальные 69,1% доступны избирательно.
В целом анализ реализации муниципальной программы «Доступная среда в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы» позволил сделать вывод о недостаточно высокой эффективности ее реализации в связи с наличием ряда проблем, среди которых необходимо выделить следующие:
1. Отсутствие полной доступности детей-инвалидов и детей с ОВЗ к муниципальным объектам образовательной инфраструктуры.
2. Недостаточное финансирование программы.
3. Низкая информативность программных материалов.
Для решения выявленных проблем в рамках настоящего исследования Администрации г. Нижневартовска было рекомендовано:
 развивать муниципально-частное партнерство, обеспечивая за счет этого приток дополнительных инвестиций на реализацию программы;
 расширить полномочия Совет по делам инвалидов при Администрации г. Нижневартовска за счет функций по обеспечению контроля за реализацией программных мероприятий.
Увеличение финансирования процессов формирования безбарьерной среды в г. Нижневартовске в первую очередь за счет привлечения частных инвестиций позволит увеличить объем программных вложений без лишней нагрузки на местный бюджет и бюджет ХМАО – Югры, что свидетельствует об эффективности предложенных мероприятий.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. (в ред. Конституционных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ; от 21июля 2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
2. Конвенция о правах инвалидов, заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
4. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
6. Постановление ЕСПЧ от 10.01.2012 «Дело «Арутюнян (Arutyunyan) против Российской Федерации» (жалоба № 48977/09) [Электронный ресурс] // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. – 2012. – №9. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
7. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 29.03.2018) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
9. Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (утв. Минтрудом России) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
10. Социальная поддержка граждан: государственная программа Российской Федерации: утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 30.03.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
11. Доступная среда на 2011-2020 годы: государственная программа Российской Федерации: утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 30.03.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
12. Постановление Администрации города Нижневартовска от 30.09.2014 №1949-р «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы» (в ред. от 29.12.2016 №1937) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
13. Постановление Администрации города Нижневартовска от 07.08.2015 №1499 «Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка и социальная помощь для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске на 2016-2020 годы» (с изменениями от 31.03.2016 №437, от 29.12.2016 №1941, от 01.03.2017 №281) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
14. Постановление Администрации города Нижневартовска от 01.02.2016 №101 «Об утверждении Положения о порядке реализации мероприятий по оказанию социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске» (с изменениями от 31.03.2016 №437, от 29.12.2016 №1941, от 01.03.2017 №281) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
15. Распоряжение Администрации города Нижневартовска от 31.12.2013 2061-р «О проведении в городе Нижневартовске обследования и паспортизации объектов социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, на предмет соблюдения требований доступности для инвалидов и маломобильных групп населения» (в ред. от 11.02.2016 №135-р) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
16. Распоряжение Администрации города Нижневартовска от 19.06.2014 №1046-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях города Нижневартовска» (в ред. от 25.12.2014 №2269-р) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
17. Распоряжение Администрации города Нижневартовска от 19.06.2015 №946-р «О мероприятиях по содействию социальной интеграции инвалидов и других маломобильных групп населения в общественную жизнь города Нижневартовска на 2015-2017 годы» (в ред. от 17.02.2017 №162-р) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
18. Аверина, Е.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России / Е.А. Аверина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2015. - №1 (17). – С. 141-147.
19. Бронников, В.А. Справочник по комплексной реабилитации инвалидов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Бронников. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2016. – 530 с.
20. Бутенко, Е.И. Понятие и признаки нуждаемости в праве социального обеспечения России / Е.И. Бутенко // «Российский юридический журнал» – 2016. – № 1 – С. 195-202.
21. Великанов, С.В. Институциональное развитие системы социальной защиты в России: автореф. дисс. канд. соц. н. / С.В. Великанов. – Новочеркасск, 2013. – 19 с.
22. Воеводина, Е.В. Инвалидность как социальная проблема и объект специальной отрасли социологии / Е.В. Воеводин // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. – 2015. – №3 (15). – С. 16-25.
23. Гавалиди, К.Н. Формирование организационно-экономического механизма социальной защиты и поддержки населения (на примере Республики Северная Осетия-Алания): дисс. канд. эк. н. / К.Н. Гавалиди. – СПб., 2016 – 175 с.
24. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. – М.: «Дашков и к», 2015. – 568с.
25. Голодец, О.Ю. Количество инвалидов в РФ сократилось за полгода более чем на 200 тысяч [Электронный ресурс] / О.Ю. Голодец. – URL: http://mr7.ru/articles/87671/ (дата обращения: 14.04.2018).
26. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью / С.И. Григорьев. – М.: Гардарики, 2015. – 205 с.
27. Гудина, Т.В. Социально-культурная деятельность как средство обеспечения равных возможностей развития и инкультурации детей-инвалидов в современном обществе: дисс. д. пед. н. / Т.В. Гудина. – СПб., 2015. – 386 с.
28. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина. - Москва: Академия, 2016. – 304 с.
29. Итоги года: социальная защита инвалидов [Электронный ресурс] // Минтруд России. – 27.12.2017. – URL: https://rosmintrud.ru/social/invalid-defence/404 (дата обращения: 14.04.2018).
30. Кривошеева, М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления / М.Ю. Кривошеева. – Воронеж, 2016. – 115 с.
31. Мизенин, С.Г. Инвалиды, их образ жизни в современном российском обществе: автореф. канд. соц. наук / С.Г. Мизенин. – Улан-Удэ, 2015. – 149 с.
32. Михайлова, Е.Н. Медико-социальная экспертиза: современные аспекты правового регулирования / Е.Н. Михайлова, И.В. Михайлов, М.А. Халилов [Электронный ресурс] // Вестник новых медицинских технологий. - 2015. – №1. – URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2015-1/4924.pdf (дата обращения: 14.04.2018).
33. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2015. – 200 с.
34. Осадчих, А.И. Проблемы инвалидности. Состояние и перспективы / А.И. Осадчих, С.Н. Пузин, Д.И. Лаврова и др. – М.: Медицина, 2015. – 515 с.
35. Отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы за 2017 год [Электронный ресурс] // Минтруд России. – URL: https://rosmintrud.ru (дата обращения: 14.05.2018).
36. Павленок, П.Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 267 с.
37. Павлюкова, И.В. Механизм построения социальной политики в современной России [Электронный ресурс] / И.В. Павлюкова, И.Г. Ходжиева, И.П. Дорошина // Интернет-журнал «Науковедение». – 2015. – № 3 (22). – URL: [http://naukovedenie.ru/PDF/143EVN314.pdf] (дата обращения: 14.04.2018)
38. Плюхина, А.А. Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития / А.А. Плюхина // Экономический журнал. – 2015. – № 4 (40). – С. 36-42.
39. Подгорная, А.С. Проблемы реализации программы «Доступная среда» для маломобильных групп граждан / А.С. Подгорная, Г.В. Сулейманова // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). – URL: https://nauchforum.ru/archive/ MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 14.04.2018)
40. Постникова, Г. Инвалидность – не повод для изоляции / Г. Постникова // Библиополе. – 2015. – № 5. – С. 2–6.
41. Снижение числа инвалидов в России не связано с изменениями в работе медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс] // Госкомстат. – URL: http:// www.gks.ru.rosmintrud.ru/ social/invalid-defence/303 (дата обращения: 14.04.2018).
42. Социальная работа в вопросах и ответах / Под ред. Е. П. Агапова. – Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2015. – 324 с.
43. Сысина, Т. «Особые дети»: помогаем в социальной адаптации / Т. Сысина // Библиотечное дело. – 2015. – № 12. – С. 42–43.
44. Теория социальной работы / Под ред. И.Г. Кузиной. – Владивосток: ДВГТУ, 2017. – 230 с.
45. Топилин, К.А. Инвалиды на рынке труда: региональный аспект / К.А. Топилин // Человек и труд. – 2015. – № 8. – С. 27.
46. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 384 с.
47. Тулякова, И.В. Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / И.В. Туляква // Финконтроль. – 2017. – №4. – URL: http://rufincontrol.ru/article/332551/ (дата обращения: 14.04.2018).
48. Федотова, Г.В. Развитие методологии программно-целевого планирования экономических процессов на основе институциализации обратных связей в управлении: дисс. д.эк. н. / Г.В. Федтова. – Курск, 2015. – 392 с.
49. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 340 с.
50. Холостова, Е.И., Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 240с.
51. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие./Е.И. Холостова. – М.: Инфра-М, 2014. – 472 с.
52. Холостова, Е.И. Энциклопедия социальных практик / Е.И. Холостова, Г.И. Климантова – М.: Дашков и К0, 2016. – 659 с.
53. Хулукшинов, Д. Е. Современное состояние системы здравоохранения России: вопросы финансирования и проблемы развития / Д. Е. Хулукшинов // Экономические науки. – 2016. – № 5. – С. 79-84.
54. Чебуханова, Л.В. Международный опыт оптимизации бюджетных расходов [Электронный ресурс] / Л.В. Чебуханова // Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право». – 2015. – № 4. – URL: ифэп.рф/4-2014/11.pdf (дата обращения: 14.04.2018).
55. Шарин В.И. Система социальной защиты населения Российской Федерации: проблемы и перспективы / В.И. Шарин // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2015. – №1. – С. 77-81.
56. Шумилова, И. Пространство равных возможностей / И. Шумилова // Библиополе. – 2015. – № 6. – С. 44-47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ