Национальная политика СССР 20-30 годы (Алтайский государственный университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА 6
1.1 Правовое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века 6
1.2 Социально-экономическое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века 10
ГЛАВА 2 НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР В 30-Е ГОДЫ XX ВЕКА 20
2.1 Правовое положение национальных меньшинств в 30-е годы XX века 20
2.2 Социально-экономическое положение национальных меньшинств в 30-е годы XX века 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА 6
1.1 Правовое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века 6
1.2 Социально-экономическое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века 10
ГЛАВА 2 НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР В 30-Е ГОДЫ XX ВЕКА 20
2.1 Правовое положение национальных меньшинств в 30-е годы XX века 20
2.2 Социально-экономическое положение национальных меньшинств в 30-е годы XX века 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Национальная политика СССР представляет особый интерес для изучения во многом благодаря этнографическому ландшафту. И речь идет не только об автохтонном населении, но и об огромном количестве представителей крупнейших национальностей и этносов Европы и Азии. Такое уникальное положений СССР (и сегодня России) объясняется особым расположением государства – между Западом и Востоком. При этом, не смотря на относительно небольшое по мировым меркам этническое и лингвистическое разнообразие, уникальным советскую и российскую ситуацию делает беспрецедентная «смесь» этносов, включающие народы Ближнего и Дальнего востока, Европы, а также местные народы с уникальной культурой.
Сегодня, как и много веков назад проблема эффективного и бесконфликтного проживания различных (часто «антагонистически» различных) народов стоит особенно остро. При этом нужно с прискорбием заметить, что до сегодняшнего дня на территории России так и не выработана эффективная политика по примирению конфликтов и решению проблем, связанных с этническим многообразием. При этом нужно отметить, что в истории России применялись самые различные попытки к разрешению национального вопроса: от жестких и авторитарных, до либеральных и мягких.
Изучение сложных процессов, имевших место в первые десятилетия Советской власти, имеет немалое значение для понимания современной действительности в бывших социалистических странах и особенно в России. Во-первых, многие корни современных проблем находятся в общественных структурах, сформированных в то время. Во-вторых, в 20-30-е годы XX века, как и в настоящее время, перед страной стояли глобальные жизненно важные задачи в условиях рыночной экономики: обеспечить социальную и политическую стабилизацию, – сохранить государственность и, выходя на новый уровень экономического развития.
В связи со всем вышесказанным, особый интерес представляет национальная политика СССР с 1920-1930 гг. т.к. в этот период можно увидеть, как прогрессивный и демократичный подход к проблеме национальных меньшинств резко был свернут и заменен на жестко авторитарный. При этом надо учитывать, что политика по отношению к национальным меньшинствам являлась частью общей политики советского государства.
Объектом исследования в данной работе является политика советского государства в период с 20-х по 30-е года XX века.
Предметом исследования в данной работе является национальная политика советского государства в период с 20-х по 30-е года XX века.
Таким образом, целью работы является исследование сущностных аспектов национальной политики советского государства в период с 20-х по 30-е года XX века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правовое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века;
- раскрыть социально-экономическое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века;
- рассмотреть правовое положение национальных меньшинств в 30-е годы XX века;
- исследовать социально-экономическое положение национальных меньшинств в 30-е годы XX века.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы исследования: анализ исторических и специальных правовых источников, методы обобщения, описания и другие методы научного познания.
Источниковая база. Источниковая база представлена учебными пособиями по истории России, в которых раскрывается эволюция становления советского государства, в том числе и национальная политика СССР 20-30-х годов XX века – Л.В. Милова, А.С. Орлов, Г.Б. Поляк и др. Вторую группу источников составляют исследования современных отечественных историков, посвященные анализу становления, хода и итогов национальной политики СССР 20-30-х годов XX века – О. Лацис, М.Е. Найденов, О.И. Филоновой и др.
Хронологические рамки исследования: 20-30-е годы XX века.
Научная новизна исследования. В исследовании представлен комплексный обзор современных исследований, посвященных становлению национальной политики СССР в 20-30-е годы XX века.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями истории общеобразовательных школ для разработки факультатива «Национальная политика СССР в 20-30-е годы XX века».
Апробация результатов исследования. Основные тезисы данного исследования представлены сокурсникам в процессе защиты курсовой работы.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемых источников.
Сегодня, как и много веков назад проблема эффективного и бесконфликтного проживания различных (часто «антагонистически» различных) народов стоит особенно остро. При этом нужно с прискорбием заметить, что до сегодняшнего дня на территории России так и не выработана эффективная политика по примирению конфликтов и решению проблем, связанных с этническим многообразием. При этом нужно отметить, что в истории России применялись самые различные попытки к разрешению национального вопроса: от жестких и авторитарных, до либеральных и мягких.
Изучение сложных процессов, имевших место в первые десятилетия Советской власти, имеет немалое значение для понимания современной действительности в бывших социалистических странах и особенно в России. Во-первых, многие корни современных проблем находятся в общественных структурах, сформированных в то время. Во-вторых, в 20-30-е годы XX века, как и в настоящее время, перед страной стояли глобальные жизненно важные задачи в условиях рыночной экономики: обеспечить социальную и политическую стабилизацию, – сохранить государственность и, выходя на новый уровень экономического развития.
В связи со всем вышесказанным, особый интерес представляет национальная политика СССР с 1920-1930 гг. т.к. в этот период можно увидеть, как прогрессивный и демократичный подход к проблеме национальных меньшинств резко был свернут и заменен на жестко авторитарный. При этом надо учитывать, что политика по отношению к национальным меньшинствам являлась частью общей политики советского государства.
Объектом исследования в данной работе является политика советского государства в период с 20-х по 30-е года XX века.
Предметом исследования в данной работе является национальная политика советского государства в период с 20-х по 30-е года XX века.
Таким образом, целью работы является исследование сущностных аспектов национальной политики советского государства в период с 20-х по 30-е года XX века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть правовое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века;
- раскрыть социально-экономическое положение национальных меньшинств в 20-е годы XX века;
- рассмотреть правовое положение национальных меньшинств в 30-е годы XX века;
- исследовать социально-экономическое положение национальных меньшинств в 30-е годы XX века.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы исследования: анализ исторических и специальных правовых источников, методы обобщения, описания и другие методы научного познания.
Источниковая база. Источниковая база представлена учебными пособиями по истории России, в которых раскрывается эволюция становления советского государства, в том числе и национальная политика СССР 20-30-х годов XX века – Л.В. Милова, А.С. Орлов, Г.Б. Поляк и др. Вторую группу источников составляют исследования современных отечественных историков, посвященные анализу становления, хода и итогов национальной политики СССР 20-30-х годов XX века – О. Лацис, М.Е. Найденов, О.И. Филоновой и др.
Хронологические рамки исследования: 20-30-е годы XX века.
Научная новизна исследования. В исследовании представлен комплексный обзор современных исследований, посвященных становлению национальной политики СССР в 20-30-е годы XX века.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями истории общеобразовательных школ для разработки факультатива «Национальная политика СССР в 20-30-е годы XX века».
Апробация результатов исследования. Основные тезисы данного исследования представлены сокурсникам в процессе защиты курсовой работы.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемых источников.
Население СССР характеризовалось этническим и религиозным разнообразием. Народы страны отличались друг от друга экономическими путями, культурными и религиозными традициями. Большевики пришли к власти и сохранили ее во многом потому, что они предложили лозунг «права наций на самоопределение» - новую формулу взаимоотношений между этническими и религиозными меньшинствами и государством. В соответствии с этой формулой были созданы национально-территориальные образования, впоследствии закрепленные в конституциях СССР и РСФСР. Это отвечало интересам меньшинств и их политических и социальных элит, обеспечивая их участие в государственной власти.
Официальная национальная политика в СССР строилась на принципах «дружбы народов» и «пролетарского интернационализма». Предполагалось, что «классовый» интерес трудящихся во всех странах неизмеримо выше, чем национальные интересы отдельных народов. Кроме того, считалось, что развитие и расцвет наций возможен только в рамках социализма и на основе пролетарского интернационализма, и национализма, выражает интересы господствующих классов, которые стремятся отвлечь трудящихся от борьбы за социальное освобождение. Пролетарский интернационализм считался не только основой дружбы народов внутри СССР, но и главным принципом советской внешней политики, направленной на поддержку народных и национально-освободительных движений во всем мире.
Однако принцип дружбы народов был фактически дополнен другим, официально не декларированным, но сыгравшим важную роль – представлением о том, что доминирующей нацией в СССР являются русские, что русская культура и русский язык являются важными политическими факторами, обеспечивающими союзное единство. Это представление нашло свое выражение в формуле, что русский народ – старший брат в семье народов СССР. И хотя правящая номенклатура формировалась из представителей разных народов, она во многом рассматривалась русским народом как занимающая особое положение в СССР.
Эта двойственность характеризовала национальную политику советского руководства. Развитие наций и национальных культур поддерживается на основе принципа дружбы народов. Некоторые Республики СССР, как и прежде национальные окраины царской России, были слабо развиты экономически и культурно. Поэтому их экономика и культура вложили значительные ресурсы, в частности, с целью способствовать развитию рабочего класса, который Коммунистическая партия считала своей социальной поддержкой. Форсированное развитие нового производства вызвало противоречивую реакцию местных жителей. С одной стороны, она способствует модернизации экономики, строительству и развитию городов, образованию и, с другой стороны, зачастую осуществляется без учета местных условий и способствует подрыву местных культурных традиций и загрязнению окружающей среды.
Таким образом, этнонациональные различия в СССР были институционализированы, то есть стали государственными институтами и были закреплены в законодательстве и отражены в системе государственного управления. Принцип этнофедерализма, который был реализован в СССР, предполагал, что каждая нация должна иметь свою территорию с ее государственными учреждениями - своей республикой.
Национальная политика СССР в первом десятилетии существования страны представляла интересы пролетарского интернационализма. Но, вскоре, он потерял смысл, потому что надежды на мировую революцию не оправдались. Это было подтверждено восстаниями в Китае, Венгрии, Германии, Эстонии. Вместе с ростом агрессии со стороны Германии (в которой Гитлер пришел к власти) это привело к необходимости объединения людей. Как и следовало ожидать, основой Союза была РСФСР. По этой причине в 30-е годы началась русификация системы национальных отношений.
Официальная национальная политика в СССР строилась на принципах «дружбы народов» и «пролетарского интернационализма». Предполагалось, что «классовый» интерес трудящихся во всех странах неизмеримо выше, чем национальные интересы отдельных народов. Кроме того, считалось, что развитие и расцвет наций возможен только в рамках социализма и на основе пролетарского интернационализма, и национализма, выражает интересы господствующих классов, которые стремятся отвлечь трудящихся от борьбы за социальное освобождение. Пролетарский интернационализм считался не только основой дружбы народов внутри СССР, но и главным принципом советской внешней политики, направленной на поддержку народных и национально-освободительных движений во всем мире.
Однако принцип дружбы народов был фактически дополнен другим, официально не декларированным, но сыгравшим важную роль – представлением о том, что доминирующей нацией в СССР являются русские, что русская культура и русский язык являются важными политическими факторами, обеспечивающими союзное единство. Это представление нашло свое выражение в формуле, что русский народ – старший брат в семье народов СССР. И хотя правящая номенклатура формировалась из представителей разных народов, она во многом рассматривалась русским народом как занимающая особое положение в СССР.
Эта двойственность характеризовала национальную политику советского руководства. Развитие наций и национальных культур поддерживается на основе принципа дружбы народов. Некоторые Республики СССР, как и прежде национальные окраины царской России, были слабо развиты экономически и культурно. Поэтому их экономика и культура вложили значительные ресурсы, в частности, с целью способствовать развитию рабочего класса, который Коммунистическая партия считала своей социальной поддержкой. Форсированное развитие нового производства вызвало противоречивую реакцию местных жителей. С одной стороны, она способствует модернизации экономики, строительству и развитию городов, образованию и, с другой стороны, зачастую осуществляется без учета местных условий и способствует подрыву местных культурных традиций и загрязнению окружающей среды.
Таким образом, этнонациональные различия в СССР были институционализированы, то есть стали государственными институтами и были закреплены в законодательстве и отражены в системе государственного управления. Принцип этнофедерализма, который был реализован в СССР, предполагал, что каждая нация должна иметь свою территорию с ее государственными учреждениями - своей республикой.
Национальная политика СССР в первом десятилетии существования страны представляла интересы пролетарского интернационализма. Но, вскоре, он потерял смысл, потому что надежды на мировую революцию не оправдались. Это было подтверждено восстаниями в Китае, Венгрии, Германии, Эстонии. Вместе с ростом агрессии со стороны Германии (в которой Гитлер пришел к власти) это привело к необходимости объединения людей. Как и следовало ожидать, основой Союза была РСФСР. По этой причине в 30-е годы началась русификация системы национальных отношений.
Подобные работы
- Разработка бренда Алтайского государственного университета для китайского образовательного рынка
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА в 1917-1945гг.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Положение депортированного населения на юге Западной Сибири в контексте национальной, социальной и экономической политике СССР в конце 1930-1960-х гг.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Реализация национальной политики в России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Региональные особенности реализации национальной политики на Алтае в 1918-1953 гг
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие системы социального обеспечения в СССР (История России, Горно-Алтайский государственный университет)
Курсовые работы, история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023



