Введение
ГЛАВА 1. ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1 Преимущества использования дистанционных технологий в сфере
образования и обучения 6
1.2 Модели реализации дистанционных образовательных технологий 9
1.3 Классификация дистанционных образовательных технологий 15
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ «STEPIK» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 24
2.1 Описание возможностей и преимуществ электронной образовательной
платформы «Stepik» 24
2.2 Описание интерфейса электронной образовательной платформы
«Stepik» 31
2.3 Создание курса по теме «Циклы на языке Python» 39
2.4 Экспериментальная работа со студентами СПО с использованием
платформы «Stepik» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время система среднего профессионального образования обладает фундаментальной научной базой, позволяющей готовить в достаточной степени развитого выпускника, однако наступившая информационная эра и глобализация в образовании требуют модернизации, применения новык подходов к учебному процессу.
Появляется необходимость создания инновационных дистанционных образовательных моделей с учетом возможностей и рисков глобального увеличения мирового образовательного пространства, потенциала современных информационно-коммуникационных технологий.
Интернет активно вытесняет другие, более устаревшие формы обучения, которые сегодня демонстрируют свою ликвидность в подготовке квалифицированных кадров.
Разница очень заметна, если сравнивать современную Россию и страны, которые уже внедрили дистанционные технологии и успели разработать большое количество ресурсов. Так, например, в странах Евросоюза можно более точно определить знания обучающегося, ведь они в большинстве стран используют линейную программу IB(Intemationl Baccalaureate), которая включает в себя дистанционное образование.
Наиболее эффективно с помощью дистанционного обучения можно получить и решение такой задачи: заимствование опыта ведущих специалистов области, страны и мира, учителями из регионов, чтобы впоследствии передать полученные знания, разработки и опыт своим ученикам, что позволит резко ускорить передачу передового опыта и значительно увеличит глубину преподаваемого материала.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения с использованием дистанционных технологий в учреждении среднего профессионального образования.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются методические приемы обучения с применением платформы «Stepik» по предмету «Информатика» в учреждении среднего профессионального образования.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение и применение возможностей дистанционных образовательных технологий в процессе обучения студентов среднего профессионального образовании.
Г ипотеза исследования - обучение с помощью электронной образовательной платформы «Stepik» будет способствовать лучшему усвоению материала у учащихся, развитию их умений и навыков.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу по теме выпускной квалификационной работы;
2) изучить возможности дистанционных технологий в образовательном процессе;
3) провести обзор современных электронных информационных образовательных систем;
4) описать интерфейс электронной образовательной платформы «Stepik»;
5) разработать курс по теме «Циклы на языке Python»;
6) провести экспериментальную работу среди учащихся СПО.
Методы исследования в работе:
1) теоретический: анализ учебной литературы;
2) эмпирический: описание и создание курса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные электронные уроки по информатике для учащихся 1-2 курса СПО на платформе «Stepik» помогут учителям-предметникам и студентам проводить уроки по требованиям ФГОС с использованием дистанционных технологий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе сделан акцент на значимости электронного образования в настоящее время, приведен ряд преимуществ электронного образования, сформулированы заметные достоинства применения электронного образования в обучении. Рассмотрено применение моделей дистанционного обучения (ДО) с указанием их сильных и слабых сторон. Приведены образовательные платформы, которые активно развиваются и используются в настоящий момент обучающимися, описаны принципы, которые дают возможность ДО не подрывать стандарты традиционной учебной программы. Составлен перечень современных электронных образовательных систем, таких, как ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). По данному ресурсу выделены часто используемые издательства и сайты. Определены достоинства использования всех информационных образовательных систем.
Во второй главе дано подробное описание электронной
образовательной платформы «Stepik», продемонстрирована платформа от пользователя-учителя и от пользователя-учащегося. Приведены принтскрины из электронной образовательной платформы «Stepik», на которых представлено, как происходит разработка уроков: создание теоретических слайдов, слайдов с вопросом, с демонстрацией некоторых слайдов. На базе электронной образовательной платформы «Stepik» для учащихся СПО разработан курс по теме «Циклы на языке Python».
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы проведен теоретический анализ научной педагогической и методической литературы. Установлено, что в настоящее время использование современных дистанционных образовательных ресурсов при изучении программирования в образовательных учреждениях чрезвычайно актуально, и возможности различных моделей дистанционных технологий в процессе обучения достаточно велики.
В работе была выдвинута гипотеза о том, что обучение с помощью электронной образовательной платформы «Stepik» будет способствовать эффективному усвоению материала учащимися, развитию их умений и навыков.
В ходе выполнения работы была использована соответствующая литература и методика преподавания предмета «Информатика» в учреждениях СПО. Основными методами исследования в работе являлись описание и создание электронного курса.
Для учащихся СПО был разработан курс по теме «Циклы на языке Python» на базе электронной образовательной платформы «Stepik». Были созданы 8 уроков с видео-лекциями, 3 практических задания с написанием программы на языке Python, а также подготовлены 5 вопросов, требующие числовые ответы.
Совместная творческая деятельность учителя и ученика при создании курса, а затем применение уроков по указанной теме вызвали усиленное интеллектуальное и творческое развитие студентов, обучающихся в СПО, содействовали учебной мотивации, развитию процессов мышления, памяти, внимания, и оказали существенное влияние на изменение деятельности учителя, повышение его профессиональных качеств.
По итогам проведённого мониторинга в конце семестра и сравнения с контрольной группой студенты экспериментальной группы, достигнув хороших результатов, показали динамику в создании электронных уроков,
1. Андреев А. А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие. / А.А. Андреев. - М.: Логос, 2013. - 73 с.
2. Артыкбаева Е.В. Теория и технология электронного обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. доктора пед. наук. / Артыкбаева Е.В. - Алматы, 2012. - 60 с.
3. Васильева О.П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе / О.П. Васильева // Классный руководитель.
- 2008. - № 5. - С.45-49.
4. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для прикладного бакалавриата. / М.В. Гаврилов, В.А. Климов / - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 с.
5. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК // Индивидуальный сайт В.В. Гузеева. - URL: http://www.gouzeev.ru (дата обращения: 12.09.2018).
6. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. / [В.В. Гузеев, А.Н. Дахин, Н.В. Кульбеда и др.]. // - М.: Педагогический поиск, 2014. - 241 с.
7. Евплова Е.В. Геймификация как средство повышения мотивации к обучению. / Е.В. Евплова // Одинцовские психолого-педагогические чтения. - М.: Изд-во МИГУ, 2014. - 166 с.
8. Змановская Н.В. Педагогическая студия как форма формирования медиакоммуникативной образованности студентов вуза - будущих учителей./ Н.В. Змановская // Вопросы педагогического образования. - 2013.
- Вып. 14. - С. 151-158.
9. Карпенко О.М. Геймификация в электронном образовании. /[О.М. Карпенко, А.В. Лукъянова, А.В. Абрамова др.]. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 4. - С. 28-43.
10. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник. /Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова - М.: Дашков и К, 2016. - 308 с.
11. Лавров О.А. Дистанционное обучение. Классификация проблем, термины и определения. / О.А. Лавров // Телекоммуникации и информатизации образования. - 2014. - № 5. - C. 101-112.
12. Мазелис А.Л. Геймификация в электронном обучении./ А.Л. Мазелис // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Спец. вып. - 2013. - С. 122 -129.
13. Панкратова О.П. Современные педагогические технологии как основа информационно-коммуникационной среды обучения / О.П. Панкратова// Вестник Ставропольского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 163-166.
14. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Е.С. Полат - М.: Академия, 2014. - 224 с.
15. Сарафанов А.В. Интерактивные технологии в дистанционном
обучении. / [А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый, И.Е. Суковатая и др.]. Электронное учеб.-метод. пособие. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2014. -
URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005799/book1.pdf (дата обращения: 23.11.2018).
16. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и
минусы ./ А.Е. Сатунина// Современные проблемы науки и образования: журнал. - 2016. - № 1. - С. 89-90.
17. Сафонова В.Ю., Глухова О.Ю. Практикум по методике
преподавания математики. / В.Ю. Сафонова, О.Ю. Глухова // учебник. - Кемерово: КемГУ, 2014. - 96 с. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=232469 (дата обращения: 25.10.2018).
18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. / Г.К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 69 с.
19. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров. / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко- М.: Юрайт, 2015. - 671 с.
20. Тихомиров В.П. Smart-education: новый подход к развитию образования /В.П. Тихомиров, Н.В. Тихомирова// Smart МЭСИ. - URL: http://smartmesi.blogspot.ru/2014/02/smart-education.html (дата обращения:
25.01.2019) .